Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. В чем Вы видите отличие специальных служб от правоохранительных органов?
2. Назначение суда второй инстанции
3. Принцип обеспечения родным языком при осуществлении правосудия
4. Схематически изобразите структуру суда района, города
5. Каков состав Высшего Арбитражного Суда РФ?
6. Схематически укажите органы судебного сообщества
7. Составьте схему системы криминальной милиции
8. Составьте структуру налоговой инспекции района - города в котором Вы проживаете
9. Какие государственные органы занимаются оперативно-розыскной деятельностью?
10. Изучаемая вами дисциплина "Правоохранительные органы включает в себя"
11. Федеральная нотариальная палата
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993
2. Сборник нормативных актов, регулирующих деятельность таможенных и других правоохранительных органов России. М., 2004
3. Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. М., 2004
4. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2003
5. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2004
Конструирование и применение норм об уголовной ответственности несовершеннолетних.
Щепельков, В. Ф.
В главе 14 УК РФ законодателем предусмотрены дополнения и исключения из общих предписаний, регламентирующих вопросы наказания и его назначения, освобождения от наказания и уголовной ответственности. Концентрация этих нормативных установлений в одной главе, строго говоря, нарушает общие принципы построения закона (объединение предписаний, предполагающих принятие одного и того же правоприменительного решения). В разделе V УК РФ содержатся нормы, которые следовало бы рассредоточить в иных главах, а тем самым сэкономить текст Кодекса. Вместе с тем выделение в отдельную главу предписаний, регулирующих вопросы наказания и уголовной ответственности несовершеннолетних, представляется более удачным как в формально-логическом, так и в содержательном аспекте. Ведь закон применяется в отношении конкретных лиц, совершивших преступления. И если имеются свои особенности применения закона на каждом из этапов его реализации относительно какой-то части этих лиц, то, по-видимому, удобнее выделить данные предписания в отдельный блок, что и сделано в главе 14 УК РФ.
1. Вначале (ст. 87 УК РФ) определяется категория лиц, в отношении которых устанавливаются особенности применения уголовного законодательства. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати. Согласно ст. 9 УК РФ временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
2. В ч. 2 ст. 87 УК РФ установлена норма, в которой предусмотрено, что несовершеннолетним может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. Последние являются мерами уголовно-правового характера, которые применяются только в отношении несовершеннолетних. Порядок их применения установлен в ст. 90-91 УК РФ.
Так, в ч. 1 ст. 90 УК РФ предусмотрено, что несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Буквальный смысл данного предписания означает, что принудительные меры воспитательного воздействия не являются составной частью уголовной ответственности, поскольку при их применении несовершеннолетний освобождается от последней. Кроме того, освобождение от уголовной ответственности предполагает аннулирование всех уголовно-правовых последствий совершения преступления. А потому, видимо, никто не вправе после правомерного освобождения лица от уголовной ответственности вновь возвращаться к этому вопросу. Однако в ч. 4 ст. 90 УК РФ установлено, что в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Данная норма противоречит предписанию, установленному в ч. 1 этой же статьи. Исходя из приоритетности предписания ч. 4 ст. 90 УК РФ, следует заключить, что при применении принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетний освобождается от уголовной ответственности условно, в отношении него допускается специфичная отсрочка применения уголовного закона. Представляется, что законодателю необходимо согласовать нормы, предусмотренные в ч. 1 и 4 ст. 90 УК РФ.
Согласно законодательно установленному перечню к несовершеннолетнему могут быть применены следующие меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 90 УК РФ). При этом предусмотрено, что одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия.
Кроме того, в ч. 3 ст. 90 УК РФ отмечено, что продолжительность сроков применения надзора, ограничения досуга, а также действия особых требований к поведению несовершеннолетнего устанавливается органом, назначающим эти меры. В случае же систематического неисполнения принудительной меры возможно привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК РФ).
Содержание принудительных мер воспитательного воздействия определено в ст. 91 УК РФ:
¾ предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий совершения преступлений, предусмотренных УК РФ. Данная принудительная мера воспитательного воздействия не предполагает возложение на несовершеннолетнего никаких обязанностей и, кроме того, законодательно не установлен срок ее действия, а потому при ее самостоятельном применении исключается и применение ч. 4 ст. 90 УК РФ;
¾ передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Применение этой меры также исключает возложение на несовершеннолетнего каких-либо обязанностей. Получается, что самостоятельное ее применение поражает в правах только лиц, на которых будет возложен контроль за его поведением. Поэтому передача несовершеннолетнего под надзор должна применяться только вместе с нормой, предусмотренной п. «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ.
В отношении рассматриваемой меры воспитательного воздействия орган, ее назначающий, должен установить срок ее действия. При этом в законе отсутствуют какие-либо ограничения на этот счет. Исходя же из системного смысла закона, следует признать, что верхняя граница продолжительности применения мер, предусмотренных в п. «б» и «г» ст. 90 УК РФ, по-видимому, должна быть ограничена сроком наказания, установленным за преступление, совершенное несовершеннолетним, а также не может применяться по достижении им восемнадцатилетнего возраста, за исключением случая, указанного в ст. 96 УК РФ. В перспективе данный вопрос должен быть урегулирован путем установления специальной нормы. Несмотря на то что принудительные меры воспитательного воздействия не образуют уголовной ответственности, все же они ограничивают права и свободы несовершеннолетнего, а потому продолжительность их применения должна регулироваться тем же нормативным актом, в котором устанавливаются основания их применения;
— обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Единственное замечание по формально-логической конструкции данного предписания касается необходимости определения срока, в течение которого несовершеннолетний должен выполнить возложенную на него обязанность. Установление данной нормы позволит сузить рамки правоприменительного усмотрения, что, на наш взгляд, отвечает задачам конструирования предписаний, регулирующих применение мер уголовно-правового характера;
— ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.
Принцип законности (ст. 3 УК РФ) не только содержит требования к правоприменительной деятельности, но и устанавливает известные правила для законодателя. Недопустимость аналогии уголовного закона предполагает не только запрет применять уголовно-правовые нормы к деяниям, не содержащим признаки состава преступления, но и обязанность формулировать уголовно-правовые последствия совершения преступления с известной степенью определенности. Представляется, что перечень мер уголовно-правового характера, содержащих ограничение конституционных прав человека, не может быть открытым. В ч. 4 ст. 91 УК РФ говорится, что перечень ограничений, налагаемых на несовершеннолетнего, не является исчерпывающим. Здесь, как и в случае с установлением норм об условном осуждении и условно-досрочном освобождении, законодательная формулировка не исключает «легальной» аналогии применения уголовного закона. В силу же того, что принцип законности в иерархии правовых установлений стоит на ступень выше, нежели предписания, определяющие уголовно-правовые деяния, то имеющее место противоречие должно быть разрешено в его пользу. Справедливости ради следует отметить, что в ходе проведенного автором исследования не было отмечено ни одного уголовного дела, в котором на несовершеннолетнего была бы возложена обязанность, не указанная непосредственно в законе.
Таким образом, формально-логическими недостатками формулировок о содержании принудительных мер воспитательного воздействия являются: 1) отсутствие в законе продолжительности срока их применения; 2) несогласованность с предписаниями, допускающими привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности в случае систематического неисполнения ими возложенных на них обязанностей; 3) открытый перечень обязанностей, которые могут быть возложены на несовершеннолетнего; 4) отдельные меры принудительного характера не имеют самостоятельного значения, а могут быть применены только в совокупности с другими.
3. В остальном структура предписаний главы 14 УК РФ представляет собой совокупность исключений и дополнений общих норм, которые регулируют наказание, его назначение, освобождение от уголовной ответственности и от наказания.
Первое исключение состоит в ограничении видов наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетним (ч. 1 ст. 88 УК РФ). Суды иногда допускают ошибки при определении вида наказания, назначаемого несовершеннолетним. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ исключила из приговора, постановленного 20 мая 1997 г., конфискацию имущества, так как на момент совершения преступления лицо было несовершеннолетним, а в соответствии со ст. 88 УК РФ такой вид наказания несовершеннолетним не предусмотрен.[1] Далее законодатель снизил максимально возможные сроки и размеры наказаний (ч. 2—6 ст. 88 УК РФ) и установил, что несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в специальных (воспитательных) колониях общего и усиленного режима (ч. 6 ст. 88 УК РФ). При этом суду дополнительно предоставлено право давать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности (ч. 7 ст. 88 УК РФ).
Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания предусмотрены ст. 92—94 УК РФ. В дополнение к основаниям, установленным в главе 12 УК РФ, несовершеннолетних возможно освободить от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 92 УК РФ), а также в случае, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Продолжительность срока отбытого наказания, по истечении которого возможно условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания, сокращена. Кроме того, законодатель наполовину сократил сроки давности, предусмотренные ст. 78 и 83 УК РФ (ст. 94 УК РФ), а также существенно снизил сроки погашения судимости (ст. 95 УК РФ).
Вопросы формально-логического характера, возникающие при толковании установлений об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, аналогичны вопросам, которые имеют место при интерпретации общих предписаний.
3.1. Первый вопрос касается определения пределов, которыми ограничено наказание несовершеннолетним за конкретное преступление.
Так, в соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ лишение свободы назначается несовершеннолетним, осужденным на срок не свыше десяти лет, тогда как предел для данного вида наказания в отношении взрослых осужденных составляет тридцать лет при назначении наказания по совокупности приговоров. Сложность применения ст. 88 УК РФ связана с тем, что нижний предел санкций за отдельные виды преступлений превышает десять лет лишения свободы. Например, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет лишения свободы либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы. Последние два вида наказания согласно ст. 88 УК РФ к несовершеннолетним не применяются. В отношении же назначения лишения свободы на определенный срок возникают известные трудности. Поскольку суд не вправе назначить более десяти лет лишения свободы (до этого срока автоматически снижается верхний предел для данного вида наказания в отношении несовершеннолетнего), то получается, что за данное преступление законодатель установил абсолютно определенную санкцию — десять лет лишения свободы. Для того чтобы назначить менее строгое наказание, суду необходимо установить наличие исключительных обстоятельств (ст. 64 УК РФ), неоконченного преступления (ст. 66 УК РФ) или, если судебное заседание проходило с участием присяжных заседателей, то необходим их вердикт о снисхождении (ст. 65 УК РФ). В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» говорится, что при назначении наказания лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, с применением ст. 66, 69 и 70 УК РФ следует исходить из того, что срок или размер наказания за оконченное преступление не может превышать максимальных сроков или размеров, установленных ст. 88 УК РФ.[2]
Например, внося изменения в приговор Московского городского суда, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала, что суд необоснованно назначил X. по ст. 15 и п. «з» и «н» ст. 102 УК РСФСР наказание в виде восьми лет лишения свободы. Согласно ст. 66 УК РФ срок наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ. По ст. 88 УК РФ лишение свободы несовершеннолетним осужденным назначается на срок не свыше десяти лет, в связи с чем за покушение на преступление, предусмотренное ст. 102 УК РСФСР, не могло быть назначено более семи лет и шести месяцев лишения свободы.[3] Также Верховный Суд РФ изменил приговор Верховного суда Республики Татарстан в отношении Курдаковой Г., осужденной к восьми годам лишения свободы. Преступление, предусмотренное п. «в», «ж», «к», «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ, она совершила в несовершеннолетнем возрасте и явилась с повинной, поэтому ей не могло быть назначено наказание свыше семи лет шести месяцев лишения свободы, а отягчающих обстоятельств по делу не установлено.[4]
Сданным решением Верховного Суда РФ следует согласиться. Восполняя пробел уголовного законодательства, правоприменитель совершенно обоснованно использовал коллизионное правило «все сомнения разрешаются в пользу виновного». Таким же образом следует поступать и при назначении наказания, не связанного с лишением свободы. Вместе с тем при отсутствии обстоятельств, предусмотренных ст. 64 УК РФ, суд при назначении наказания ограничен абсолютно определенной санкцией. Представляется, что такое положение вещей вряд ли укладывается в общую логику дифференциации уголовной ответственности, которая использована при конструировании действующего уголовного закона.
3.2. Некоторые трудности возникают при определении вида исправительного учреждения лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте, которые к моменту вынесения обвинительного приговора суда достигли совершеннолетия. Может ли такому лицу быть назначена для отбывания наказания исправительная колония по правилам, установленным в ст. 58 УК РФ? Если исходить из буквального смысла ст. 58 УК РФ, то такая возможность не исключена. Вместе с тем Верховный Суд РФ по делу Дудина определил: «Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние, впервые осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в воспитательных колониях общего режима, а по достижении возраста 18 лет в соответствии со ст. 140 Уголовно-исполнительного кодекса РФ переводятся в исправительные колонии общего режима. По смыслу закона, осужденному, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте и достигшему. 18 лет к моменту вынесения приговора, не может быть назначена для отбывания наказания исправительная колония строгого режима».[5]
3.3. В ч. 1 ст. 92 УК РФ предусмотрена норма, согласно которой несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ. Из сравнения данного предписания с нормой, установленной ч. 1 ст. 90 УК РФ, видно, что в логическом аспекте они разграничиваются по двум признакам: 1) несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности только в том случае, если впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, тогда как для освобождения от наказания данное условие не является обязательным; 2) согласно ч. 1 ст. 92 УК РФ в отношении несовершеннолетнего выносится обвинительный приговор суда.
Хотя в ч. 1 ст. 92 УК РФ не говорится о применении норм, предусмотренных ст. 90—91 УК РФ в полном объеме, но, как представляется, они подлежат реализации и в случае освобождения несовершеннолетнего от наказания с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия. Данный вывод основан на посылке о том, что условия освобождения от наказания не могут быть «более жесткими», нежели условия освобождения от уголовной ответственности с возложением на виновного одних и тех же обязанностей. Здесь также следует отметить, что хотя лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым, но при условии нарушения условий освобождения несовершеннолетнего от наказания суд вправе в соответствии со ст. 91 УК РФ вернуться к вопросу о привлечении его к уголовной ответственности, а потому вполне возможно, что несовершеннолетний будет иметь судимость.
3.4. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92 УК РФ). По смыслу закона, помещение в специальное воспитательное учреждение — мера уголовно-правового характера, но вместе с тем не составная часть уголовной ответственности, поскольку лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым, и тем самым аннулируются все уголовно-правовые последствия совершенного деяния. Кроме того, при помещении несовершеннолетнего в воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение суд не вправе вернуться к вопросу о назначении осужденному наказания, как это возможно при освобождении от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
Помещение в специальное воспитательное учреждение возможно только в случае совершения несовершеннолетним преступления средней тяжести. Смысл данного предписания не совсем ясен. Что касается невозможности освобождения от наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, то здесь логика законодателя вполне понятна. Поскольку помещение в воспитательное учреждение является более мягкой мерой государственного принуждения, по сравнению с наказанием, то ее применение допустимо только за деяния, не превышающие определенной категории тяжести. Установление же нижнего предела тяжести содеянного представляется не совсем последовательным решением. Если следовать букве ч. 2 ст. 92 УК РФ, то за преступление небольшой тяжести несовершеннолетний не может быть помещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. И если суд придет к выводу, что он не может быть освобожден от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ) или от наказания (ч. 1 ст. 92 УК РФ), то остается один выход — назначить наказание. В отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление средней тяжести, возможно применение менее строгой меры государственного принуждения.
Представляется, что выход из создавшегося положения должен быть следующим. Поскольку реализация нормы, предусмотренной в ч. 2 ст. 92 УК РФ, нарушает принцип справедливости, то она должна подлежать расширительному толкованию, а именно — в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение может быть помещен и несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой тяжести.
[1] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второе полугодие 1997 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 4. С. 17.
[2] Там же. 1999. № 8. С. 4.
[3] О некоторых вопросах назначения судами уголовного наказания // Там же. № 9. С. 6.
[4] Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации // Там же. № 11. С. 20.
[5] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 1998 года//Там же. № 7. С. 15.
Источник: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1142206
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!