Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы на вопросы по правоохранительным органам»

/ Общее право
Контрольная,  16 страниц

Оглавление

1. В чем Вы видите отличие специальных служб от правоохранительных органов?
2. Назначение суда второй инстанции
3. Принцип обеспечения родным языком при осуществлении правосудия
4. Схематически изобразите структуру суда района, города
5. Каков состав Высшего Арбитражного Суда РФ?
6. Схематически укажите органы судебного сообщества
7. Составьте схему системы криминальной милиции
8. Составьте структуру налоговой инспекции района - города в котором Вы проживаете
9. Какие государственные органы занимаются оперативно-розыскной деятельностью?
10. Изучаемая вами дисциплина "Правоохранительные органы включает в себя"
11. Федеральная нотариальная палата

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993
2. Сборник нормативных актов, регулирующих деятельность таможенных и других правоохранительных органов России. М., 2004
3. Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. М., 2004
4. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2003
5. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2004


Работа похожей тематики


Конструирование и применение норм об уголовной ответственности несовершеннолетних.
Щепельков, В. Ф.

 

 

В главе 14 УК РФ законодателем предусмотрены дополнения и исклю­чения из общих предписаний, регламентирующих вопросы наказания и его назначения, освобождения от наказания и уголовной ответственности. Кон­центрация этих нормативных установлений в одной главе, строго говоря, нарушает общие принципы построения закона (объединение предписаний, предполагающих принятие одного и того же правоприменительного реше­ния). В разделе V УК РФ содержатся нормы, которые следовало бы рассре­доточить в иных главах, а тем самым сэкономить текст Кодекса. Вместе с тем выделение в отдельную главу предписаний, регулирующих вопросы наказа­ния и уголовной ответственности несовершеннолетних, представляется бо­лее удачным как в формально-логическом, так и в содержательном аспекте. Ведь закон применяется в отношении конкретных лиц, совершивших пре­ступления. И если имеются свои особенности применения закона на каждом из этапов его реализации относительно какой-то части этих лиц, то, по-видимому, удобнее выделить данные предписания в отдельный блок, что и сделано в главе 14 УК РФ.

1. Вначале (ст. 87 УК РФ) определяется категория лиц, в отношении которых устанавливаются особенности применения уголовного законода­тельства. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени со­вершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати. Согласно ст. 9 УК РФ временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездей­ствия) независимо от времени наступления последствий.

2. В ч. 2 ст. 87 УК РФ установлена норма, в которой предусмотрено, что несовершеннолетним может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. Пос­ледние являются мерами уголовно-правового характера, которые применя­ются только в отношении несовершеннолетних. Порядок их применения установлен в ст. 90-91 УК РФ.

Так, в ч. 1 ст. 90 УК РФ предусмотрено, что несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, мо­жет быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принуди­тельных мер воспитательного воздействия. Буквальный смысл данного предписания означает, что принудительные меры воспитательного воздей­ствия не являются составной частью уголовной ответственности, посколь­ку при их применении несовершеннолетний освобождается от последней. Кроме того, освобождение от уголовной ответственности предполагает ан­нулирование всех уголовно-правовых последствий совершения преступле­ния. А потому, видимо, никто не вправе после правомерного освобождения лица от уголовной ответственности вновь возвращаться к этому вопросу. Однако в ч. 4 ст. 90 УК РФ установлено, что в случае систематического неис­полнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государ­ственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Данная норма проти­воречит предписанию, установленному в ч. 1 этой же статьи. Исходя из приоритетности предписания ч. 4 ст. 90 УК РФ, следует заключить, что при применении принудительных мер воспитательного воздействия несо­вершеннолетний освобождается от уголовной ответственности условно, в отношении него допускается специфичная отсрочка применения уголов­ного закона. Представляется, что законодателю необходимо согласовать нормы, предусмотренные в ч. 1 и 4 ст. 90 УК РФ.

Согласно законодательно установленному перечню к несовершен­нолетнему могут быть применены следующие меры воспитательного воз­действия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; воз­ложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 90 УК РФ). При этом предусмотрено, что одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Кроме того, в ч. 3 ст. 90 УК РФ отмечено, что продолжительность сро­ков применения надзора, ограничения досуга, а также действия особых требований к поведению несовершеннолетнего устанавливается органом, назначающим эти меры. В случае же систематического неисполнения при­нудительной меры возможно привлечение несовершеннолетнего к уголов­ной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК РФ).

Содержание принудительных мер воспитательного воздействия опре­делено в ст. 91 УК РФ:

¾ предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий совершения преступлений, предус­мотренных УК РФ. Данная принудительная мера воспитательного воздей­ствия не предполагает возложение на несовершеннолетнего никаких обя­занностей и, кроме того, законодательно не установлен срок ее действия, а потому при ее самостоятельном применении исключается и применение ч. 4 ст. 90 УК РФ;

¾ передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Применение этой меры также исключает возложение на несо­вершеннолетнего каких-либо обязанностей. Получается, что самостоятель­ное ее применение поражает в правах только лиц, на которых будет возло­жен контроль за его поведением. Поэтому передача несовершеннолетнего под надзор должна применяться только вместе с нормой, предусмотренной п. «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ.

В отношении рассматриваемой меры воспитательного воздействия орган, ее назначающий, должен установить срок ее действия. При этом в за­коне отсутствуют какие-либо ограничения на этот счет. Исходя же из сис­темного смысла закона, следует признать, что верхняя граница продолжи­тельности применения мер, предусмотренных в п. «б» и «г» ст. 90 УК РФ, по-видимому, должна быть ограничена сроком наказания, установленным за преступление, совершенное несовершеннолетним, а также не может при­меняться по достижении им восемнадцатилетнего возраста, за исключением случая, указанного в ст. 96 УК РФ. В перспективе данный вопрос должен быть урегулирован путем установления специальной нормы. Несмотря на то что принудительные меры воспитательного воздействия не образуют уго­ловной ответственности, все же они ограничивают права и свободы несовер­шеннолетнего, а потому продолжительность их применения должна регули­роваться тем же нормативным актом, в котором устанавливаются основания их применения;

— обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имуще­ственного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Единственное замечание по формально-логической кон­струкции данного предписания касается необходимости определения срока, в течение которого несовершеннолетний должен выполнить возложенную на него обязанность. Установление данной нормы позволит сузить рамки правоприменительного усмотрения, что, на наш взгляд, отвечает задачам конструирования предписаний, регулирующих применение мер уголовно-правового характера;

— ограничение досуга и установление особых требований к поведению не­совершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управ­лением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разре­шения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного госу­дарственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Принцип законности (ст. 3 УК РФ) не только содержит требования к правоприменительной деятельности, но и устанавливает известные прави­ла для законодателя. Недопустимость аналогии уголовного закона предпо­лагает не только запрет применять уголовно-правовые нормы к деяниям, не содержащим признаки состава преступления, но и обязанность формулиро­вать уголовно-правовые последствия совершения преступления с известной степенью определенности. Представляется, что перечень мер уголовно-пра­вового характера, содержащих ограничение конституционных прав челове­ка, не может быть открытым. В ч. 4 ст. 91 УК РФ говорится, что перечень ограничений, налагаемых на несовершеннолетнего, не является исчерпыва­ющим. Здесь, как и в случае с установлением норм об условном осуждении и условно-досрочном освобождении, законодательная формулировка не ис­ключает «легальной» аналогии применения уголовного закона. В силу же того, что принцип законности в иерархии правовых установлений стоит на ступень выше, нежели предписания, определяющие уголовно-правовые де­яния, то имеющее место противоречие должно быть разрешено в его пользу. Справедливости ради следует отметить, что в ходе проведенного автором исследования не было отмечено ни одного уголовного дела, в котором на несовершеннолетнего была бы возложена обязанность, не указанная непос­редственно в законе.

Таким образом, формально-логическими недостатками формулиро­вок о содержании принудительных мер воспитательного воздействия явля­ются: 1) отсутствие в законе продолжительности срока их применения; 2) несогласованность с предписаниями, допускающими привлечение не­совершеннолетних к уголовной ответственности в случае систематическо­го неисполнения ими возложенных на них обязанностей; 3) открытый перечень обязанностей, которые могут быть возложены на несовершен­нолетнего; 4) отдельные меры принудительного характера не имеют само­стоятельного значения, а могут быть применены только в совокупности с другими.

3. В остальном структура предписаний главы 14 УК РФ представляет собой совокупность исключений и дополнений общих норм, которые регу­лируют наказание, его назначение, освобождение от уголовной ответствен­ности и от наказания.

Первое исключение состоит в ограничении видов наказаний, которые могут быть назначены несовершеннолетним (ч. 1 ст. 88 УК РФ). Суды иног­да допускают ошибки при определении вида наказания, назначаемого не­совершеннолетним. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верхов­ного Суда РФ исключила из приговора, постановленного 20 мая 1997 г., конфискацию имущества, так как на момент совершения преступления лицо было несовершеннолетним, а в соответствии со ст. 88 УК РФ такой вид наказания несовершеннолетним не предусмотрен.[1] Далее законодатель снизил максимально возможные сроки и размеры наказаний (ч. 2—6 ст. 88 УК РФ) и установил, что несовершеннолетние, осужденные к лишению сво­боды, отбывают наказание в специальных (воспитательных) колониях об­щего и усиленного режима (ч. 6 ст. 88 УК РФ). При этом суду дополнительно предоставлено право давать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности (ч. 7 ст. 88 УК РФ).

Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания пре­дусмотрены ст. 92—94 УК РФ. В дополнение к основаниям, установленным в главе 12 УК РФ, несовершеннолетних возможно освободить от наказа­ния с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 92 УК РФ), а также в случае, если будет признано, что цели наказа­ния могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Продолжитель­ность срока отбытого наказания, по истечении которого возможно услов­но-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания, сокращена. Кроме того, законодатель наполовину сократил сроки давности, предусмотренные ст. 78 и 83 УК РФ (ст. 94 УК РФ), а также существенно снизил сроки погашения судимости (ст. 95 УК РФ).

Вопросы формально-логического характера, возникающие при толко­вании установлений об особенностях уголовной ответственности несовер­шеннолетних, аналогичны вопросам, которые имеют место при интерпрета­ции общих предписаний.

3.1. Первый вопрос касается определения пределов, которыми ограни­чено наказание несовершеннолетним за конкретное преступление.

Так, в соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ лишение свободы назначается несовершеннолетним, осужденным на срок не свыше десяти лет, тогда как предел для данного вида наказания в отношении взрослых осужденных со­ставляет тридцать лет при назначении наказания по совокупности пригово­ров. Сложность применения ст. 88 УК РФ связана с тем, что нижний предел санкций за отдельные виды преступлений превышает десять лет лишения свободы. Например, посягательство на жизнь сотрудника правоохранитель­ного органа (ст. 317 УК РФ) наказывается лишением свободы на срок от две­надцати до двадцати лет лишения свободы либо смертной казнью или по­жизненным лишением свободы. Последние два вида наказания согласно ст. 88 УК РФ к несовершеннолетним не применяются. В отношении же на­значения лишения свободы на определенный срок возникают известные трудности. Поскольку суд не вправе назначить более десяти лет лишения свободы (до этого срока автоматически снижается верхний предел для дан­ного вида наказания в отношении несовершеннолетнего), то получается, что за данное преступление законодатель установил абсолютно определен­ную санкцию — десять лет лишения свободы. Для того чтобы назначить менее строгое наказание, суду необходимо установить наличие исключи­тельных обстоятельств (ст. 64 УК РФ), неоконченного преступления (ст. 66 УК РФ) или, если судебное заседание проходило с участием присяжных за­седателей, то необходим их вердикт о снисхождении (ст. 65 УК РФ). В поста­новлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» говорится, что при назначении наказания лицу, со­вершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, с применением ст. 66, 69 и 70 УК РФ следует исходить из того, что срок или размер наказа­ния за оконченное преступление не может превышать максимальных сроков или размеров, установленных ст. 88 УК РФ.[2]

Например, внося изменения в приговор Московского городского суда, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала, что суд необоснованно назначил X. по ст. 15 и п. «з» и «н» ст. 102 УК РСФСР наказание в виде восьми лет лишения свободы. Согласно ст. 66 УК РФ срок наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвер­тей максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотрен­ного соответствующей статьей Особенной части УК РФ. По ст. 88 УК РФ лишение свободы несовершеннолетним осужденным назначается на срок не свыше десяти лет, в связи с чем за покушение на преступление, предусмот­ренное ст. 102 УК РСФСР, не могло быть назначено более семи лет и шести месяцев лишения свободы.[3] Также Верховный Суд РФ изменил приговор Верховного суда Республики Татарстан в отношении Курдаковой Г., осуж­денной к восьми годам лишения свободы. Преступление, предусмотренное п. «в», «ж», «к», «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ, она совершила в несовершеннолет­нем возрасте и явилась с повинной, поэтому ей не могло быть назначено наказание свыше семи лет шести месяцев лишения свободы, а отягчающих обстоятельств по делу не установлено.[4]

Сданным решением Верховного Суда РФ следует согласиться. Воспол­няя пробел уголовного законодательства, правоприменитель совершенно обоснованно использовал коллизионное правило «все сомнения разреша­ются в пользу виновного». Таким же образом следует поступать и при назна­чении наказания, не связанного с лишением свободы. Вместе с тем при от­сутствии обстоятельств, предусмотренных ст. 64 УК РФ, суд при назначении наказания ограничен абсолютно определенной санкцией. Представляется, что такое положение вещей вряд ли укладывается в общую логику дифферен­циации уголовной ответственности, которая использована при конструи­ровании действующего уголовного закона.

3.2. Некоторые трудности возникают при определении вида исправи­тельного учреждения лицам, совершившим преступления в несовершенно­летнем возрасте, которые к моменту вынесения обвинительного приговора суда достигли совершеннолетия. Может ли такому лицу быть назначена для отбывания наказания исправительная колония по правилам, установлен­ным в ст. 58 УК РФ? Если исходить из буквального смысла ст. 58 УК РФ, то такая возможность не исключена. Вместе с тем Верховный Суд РФ по делу Дудина определил: «Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние, впервые осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в воспита­тельных колониях общего режима, а по достижении возраста 18 лет в соот­ветствии со ст. 140 Уголовно-исполнительного кодекса РФ переводятся в исправительные колонии общего режима. По смыслу закона, осужденно­му, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте и достиг­шему. 18 лет к моменту вынесения приговора, не может быть назначена для отбывания наказания исправительная колония строгого режима».[5]

3.3. В ч. 1 ст. 92 УК РФ предусмотрена норма, согласно которой несо­вершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ. Из сравнения данного предписания с нормой, установленной ч. 1 ст. 90 УК РФ, видно, что в логическом аспекте они разграничиваются по двум признакам: 1) несовершеннолетний может быть освобожден от уго­ловной ответственности только в том случае, если впервые совершил пре­ступление небольшой или средней тяжести, тогда как для освобождения от наказания данное условие не является обязательным; 2) согласно ч. 1 ст. 92 УК РФ в отношении несовершеннолетнего выносится обвинительный при­говор суда.

Хотя в ч. 1 ст. 92 УК РФ не говорится о применении норм, предусмот­ренных ст. 90—91 УК РФ в полном объеме, но, как представляется, они подлежат реализации и в случае освобождения несовершеннолетнего от наказания с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия. Данный вывод основан на посылке о том, что условия осво­бождения от наказания не могут быть «более жесткими», нежели условия ос­вобождения от уголовной ответственности с возложением на виновного од­них и тех же обязанностей. Здесь также следует отметить, что хотя лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым, но при условии нару­шения условий освобождения несовершеннолетнего от наказания суд впра­ве в соответствии со ст. 91 УК РФ вернуться к вопросу о привлечении его к уголовной ответственности, а потому вполне возможно, что несовершен­нолетний будет иметь судимость.

3.4. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем поме­щения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное уч­реждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92 УК РФ). По смыслу закона, помещение в специальное воспитательное учреждение — мера уголовно-правового характера, но вместе с тем не составная часть уголовной ответ­ственности, поскольку лицо, освобожденное от наказания, считается несу­димым, и тем самым аннулируются все уголовно-правовые последствия совершенного деяния. Кроме того, при помещении несовершеннолетнего в воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение суд не вправе вернуться к вопросу о назначении осужденному наказания, как это возмож­но при освобождении от уголовной ответственности с применением прину­дительных мер воспитательного воздействия.

Помещение в специальное воспитательное учреждение возможно толь­ко в случае совершения несовершеннолетним преступления средней тяжес­ти. Смысл данного предписания не совсем ясен. Что касается невозможнос­ти освобождения от наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, то здесь логика законодателя вполне понятна. Поскольку помещение в вос­питательное учреждение является более мягкой мерой государственного принуждения, по сравнению с наказанием, то ее применение допустимо только за деяния, не превышающие определенной категории тяжести. Ус­тановление же нижнего предела тяжести содеянного представляется не со­всем последовательным решением. Если следовать букве ч. 2 ст. 92 УК РФ, то за преступление небольшой тяжести несовершеннолетний не может быть помещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. И если суд придет к выводу, что он не может быть освобожден от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ) или от наказания (ч. 1 ст. 92 УК РФ), то остается один выход — назначить наказание. В отношении несо­вершеннолетнего, совершившего преступление средней тяжести, возможно применение менее строгой меры государственного принуждения.

Представляется, что выход из создавшегося положения должен быть следующим. Поскольку реализация нормы, предусмотренной в ч. 2 ст. 92 УК РФ, нарушает принцип справедливости, то она должна подлежать рас­ширительному толкованию, а именно — в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение может быть помещен и несовершенно­летний, совершивший преступление небольшой тяжести.


[1] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второе полугодие 1997 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 4. С. 17.

[2]  Там же. 1999. № 8. С. 4.

[3]  О некоторых вопросах назначения судами уголовного наказания // Там же. № 9. С. 6.

[4] Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации // Там же. № 11. С. 20.

[5] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квар­тал 1998 года//Там же. № 7. С. 15.

Источник: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1142206


450
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!