Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по курсу: Право»

/ Общее право
Конспект,  41 страниц

Оглавление

1. Право личность и общество
2. Структура права и его действие
3. Конституционная основа правовой системы
4. Частное право
5. Сравнительное правоведение
6. Понятие правового регулирования экономических отношений
7. Система права
8. Отрасли права, регулирующие хозяйственную деятельность
9. Источники права: законы и другие нормативные акты
10. Порядок их опубликования и действия во времени, пространстве и по кругу лиц
11. Правовые основы государственного регулирования хозяйственных отношений
12. Государственный контроль за деятельностью предпринимателей
13. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
14. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
15. Контроль за дисциплиной цен
16. Специфические особенности гражданско-правового регулирования, основанные на равенстве участников имущественных отношений
17. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, разновидности их организационно-правовых форм
18. Содержание и формы собственности на имущество
19. Объекты права собственности
20. Правовые основы приватизации
21. Система договорных отношений с партнерами
22. Расчетные и кредитные отношения
23. Страхование
24. Исковая давность
25. Разрешение хозяйственных споров в арбитражном суде
26. Арбитражный процессуальный кодекс
27. Понятие, формы и сроки трудового договора (контракта)
28. Понятие и виды переводов на другую на другую работу
29. Основания расторжения трудового договора
30. Обеспечение занятости высвобождаемых работников
31. Материальная ответственность работника за причиненный ущерб
32. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности
33. Система налогового законодательства
34. Права и обязанности предпринимателей-налогоплательщиков
35. Органы, контролирующие соблюдение налогового законодательства
36. Ответственность за нарушение налогового законодательства
37. Порядок обжалования решений налоговых инспекций и их должностных лиц о применении финансовой ответственности
38. Банковское законодательство и его составные элементы
39. Закрепление в нормативных актах порядка организации и методологии бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношений по этим вопросам заинтересованных организаций, включая органы государственного управления
40. Права и обязанности главного бухгалтера
41. Самостоятельность юридических лиц в выборе организационной формы бухгалтерской работы
42. Принцип открытости бухгалтерской отчетности
43. Правовой режим отдельных видов имущества
44. Правовые аспекты аудита
45. Регулирование отношений, связанных с международным экономическим сотрудничеством в области собственности, обязательственного права, авторских и изобретательских отношений
46. Субъекты международного частного права
47. Нормы прямого регулирования и коллизионные нормы

Список использованной литературы

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. В 2-х кн. Книга первая: Общие положения. М.: Статут, 1999. 848 с.
2. Гражданское право. Учебник. Часть I. // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: "ПРОСПЕКТ", 1999. 632 с.
3. Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций // Под ред. ред. О.Н. Садикова. М.: "ПРОСПЕКТ", 1997. 564 с.
4. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. 672 с.
5. Право: Учебник для вузов // Под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинкович. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. 479 с.


Работа похожей тематики


Исполнительное производство в системе административной юрисдикции /

Кузнецов, В. Ф.

2002

Исполнительное производство в доктринальном, нормотворческом и правоприменительном аспектах следует понимать как относящееся к сфере действия органов исполнительной власти, т.е. к административной юрисдикции. Вывод об отнесении исполнительного производства к сфере исполнительной власти влечет за собой серьезные последствия и определяет тем самым в концептуальном плане правовую политику в данной сфере и взаимоотношения с властью судебной.

В юридической литературе исполнительную власть справедливо отождествляют с административной властью. Как подчеркивает Д.Н. Бахрах, исполнительная власть - это административная власть в условиях правового государства, демократического, организованного общества[1].

В ст. 1 Федерального конституционного закона РФ "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря1997 г. сказано, что Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации[2].

Указом Президента РФ от 17 мая 2000г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти"[3]утверждена структура Правительства, в составе которого указано Министерство юстиции Российской Федерации. Следовательно, Министерство юстиции РФ входит в систему исполнительной власти.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации[4] "Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции. Министерство юстиции Российской Федерации, его органы, учреждения и организации образуют систему Министерства (п. 2 Положения о Министерстве юстиции).

К числу основных задач и функций Министерства относятся: "организация работы по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей"[5].

В соответствии с Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ 7 октября 1996 г.[6], в разделе шестом "Обеспечение судебной деятельности" предполагалось наделить Министерство юстиции РФ полномочиями, перечисленными выше, а в целях повышения эффективности исполнительного производства, с учетом современных требований, предполагается создать в системе Министерства юстиции институт государственных исполнителей (судебных приставов). Новая система исполнения судебных решений, говорится в Концепции, позволит освободить судебную власть от не свойственных ей распорядительных функций, наделить государственного исполнителя (судебного пристава) правами, необходимыми для принудительного исполнения решений судов и иных органов. Эти предложения были реализованы в федеральных законах "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве".

Анализ действующего законодательства показывает, что органы принудительного исполнения, главное место среди которых занимает служба судебных приставов, необходимо отнести к исполнительной власти. Сам закон "Об исполнительном производстве" говорит о том, что служба судебных приставов исполняет законодательство.

В Постановлении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский"" от 30 июля 2001 г.[7], отмечается, что, согласно пп. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве", служба судебных приставов, на которую возлагается принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации, входит в систему Министерства юстиции РФ, а федеральный законодатель вправе наделять органы исполнительной власти и их должностных лиц полномочием принимать в порядке административной юрисдикции решения о взысканиях штрафного характера.

В.В. Ярков верно замечает, что если рассматривать исполнительное производство как составную часть гражданского и арбитражного процессов, то этим можно объяснить до сих пор сохраняющееся наличие ряда существенных гарантий прав должника в стадии исполнения. Если же исполнение - суть административная процедура, то тогда главной его целью является обеспечение реализации положений соответствующих судебного и несудебного актов без соблюдения тех гарантий, которые свойственны судебной процессуальной форме[8].

Многие правоведы относят стадию исполнения к правосудию[9]. Ряд ученых российской правовой науки XIX - начала XX вв. полагали, что исполнительное производство носит внепроцессуальный характер, так как оно бесспорно по своей сущности, или характеризовали его как "полицейское право"[10]. Суд разрешает спор в ходе состязательного процесса, и исполнение в этом смысле не охватывается понятием судебной власти. Поэтому вполне правомерна постановка вопроса о целесообразности рассмотрения норм исполнительного законодательства в качестве комплексной отрасли, имеющей определенную юридическую целостность и специфику[11], либо о полностью внепроцессуальном характере исполнительного производства как совокупности целой системы определенных производств по исполнению конкретных юрисдикционных актов, относящихся к сфере ведения органов исполнительной власти[12].

В пользу самостоятельного и внепроцессуального характера исполнительного производства говорит наличие многих специфических черт и принципиальных положений, в частности - правовое положение субъектов, характер их деятельности и норм, регулирующих ее.

Во-первых, исполнительное производство не состязательно по своему характеру: здесь другие принципы, права и обязанности его участников. Судебным либо иным актом уже установлены права и обязанности сторон, ограничен выбор вариантов поведения для должника, который обязан исполнить соответствующее решение, а исполнительное производство в основном устанавливает правила специальной юридической правореализационной деятельности для обязанных субъектов. Нормы исполнительного производства определяют в основном однозначные варианты поведения должников.

Диспозитивность характерна только для действий взыскателя и заключается в его праве возбудить или не возбудить исполнительное производство, в возможности выбора (когда этот выбор есть) правовых средств воздействия на должника при каких-либо сбоях процесса исполнения, в праве отказаться от взыскания, заключить мировое соглашение. Выбор вариантов поведения для должника практически ограничен, поскольку он обязан исполнить акт - исполнительный документ. Должник только может выбрать в пределах, определенных законом, более удобный для себя вариант реализации решения, т.е. своего поведения. При этом он вправе сделать выбор до определенного момента, пока не вступает в действие механизм принудительного исполнения. Здесь свобода выбора поведения еще более ограничена.

То же самое можно сказать и о большинстве других принципов исполнительного производства, определяющих самостоятельный правовой режим данной правовой сферы.

Во-вторых, следует исходить из сложности предмета правового регулирования исполнительного законодательства. Практически принудительное исполнение не является единым производством, а выступает в качестве целой системы определенных производств по исполнению конкретных юрисдикционных актов. Дифференциация исполнительных процедур происходит по целому ряду критериев: в зависимости от вида реализуемого акта, обязанного субъекта (физические лица, коммерческие и некоммерческие организации, органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, иностранные юридические и физические лица), характера действий, которые должны быть совершены должником, системы юридических действий, характерных для конкретного вида исполнения.

В-третьих, иной характер носят стадии исполнительного производства. Возбуждение исполнительного производства определяется в основном волей заинтересованных лиц. Что касается остального процесса исполнения, то он не связан с установлением большого количества юридических фактов, однако необходимость факто-установительной деятельности возникает при решении практически всех вопросов реализации актов гражданской юрисдикции - от возбуждения исполнительного производства до фактического осуществления обязанными субъектами действий, прекращающих собой исполнительный процесс.

Таким образом, более верно характеризовать исполнительное производство как юридическую деятельность, происходящую вне рамок судебного процесса, вне рамок судебной власти и требующую целостного правового регулирования. Исполнительное производство в доктринальном, нормотворческом и правоприменительном аспектах следует понимать как относящееся к сфере действия органов исполнительной власти, т.е. к административной юрисдикции. Вывод об отнесении исполнительного производства к сфере исполнительной власти влечет за собой серьезные последствия и определяет тем самым в концептуальном плане правовую политику в данной сфере и взаимоотношения с властью судебной.

Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов, в связи с чем целесообразно исключить из ГПК раздел V. Многие положения данного раздела регулируются Законом "Об исполнительном производстве" и не нуждаются в дополнительной детализации.

Возможно обоснование значительного снижения уровня гарантий интересов должника в исполнительном производстве, ужесточение мер административно-правового и уголовно-правового характера за неисполнение исполнительных документов, ведь спор уже разрешен судом либо иным юрисдикционным органом, поэтому речь должна идти только о механизме быстрого и эффективного исполнения нормативных предписаний, выраженных во вступившем в законную силу правоприменительном акте. Этим определяется характер построения и организационного взаимодействия системы органов исполнения и многое другое, о чем речь пойдет далее.

В свое время Л.С. Самсонова указывала, что административный порядок реализации правовых норм может обеспечить более быстрое восстановление нарушенных прав, так как суд предварительно выяснил все спорные вопросы и необходимо привести в действие разработанную им программу[13].

Аналогичным образом можно говорить об исполнении актов применения права административными органами.

Однако не следует полагать, что при изложенном подходе органы судебной власти полностью устраняются от процесса исполнения. Влияние органов судебной власти на процесс исполнения будет осуществляться в тех пределах, которые присущи взаимоотношениям органов судебной и исполнительной власти вообще, а именно - в виде предварительного или последующего судебного контроля за действиями и решениями участников исполнительного производства.

Воздействие органов судебной власти на исполнительное производство может быть сведено, в основном, к следующему:

во-первых, в компетенцию суда входит разрешение вопросов об обеспечении иска как гарантии будущего исполнения его решения;

во-вторых, судебные приставы-исполнители, равно как и судебные исполнители, исполняют ту часть решения, которая называется резолютивной, она впоследствии переносится в исполнительный лист. Именно от правильности и точности формулировки судом резолютивной части порой зависит в немалой степени быстрота и результативность исполнительных действий;

в-третьих, в компетенции суда или судьи общей юрисдикции либо арбитражного суда осталось решение ряда существенных вопросов исполнительного производства - например, выдача исполнительного листа, восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к взысканию, разъяснение судебного акта для целей его исполнения, отсрочка или рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения и целый ряд других вопросов в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", ГПК и АПК;

в-четвертых, суд осуществляет контроль за действиями судебного пристава-исполнителя. Жалобы заинтересованных лиц на его действия и постановления подаются в суд или арбитражный суд в зависимости от вида исполнительного документа.

По мнению В.В. Яркова, исполнительное законодательство является комплексным правовым образованием, которое соединяет в себе нормы различной отраслевой принадлежности, что в конечном счете и определяет компетенцию соответствующего органа государственной власти[14]. Прежде всего органы исполнения входят в систему федеральных органов исполнительной власти, и в этом плане организация их деятельности регулируется Российской Федерацией (п. "г" ст. 71 Конституции РФ). Нормы о судебном контроле за деятельностью судебных приставов-исполнителей, порядке выдачи исполнительных листов судами, повороте исполнения - это часть процессуального законодательства. Нормы о порядке проведения торгов - часть гражданского законодательства, и они относятся, соответственно, к федеральному законодательству.

Ряд норм об организации процесса исполнения носит административно-процессуальный характер, и в этом смысле их можно отнести к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Например, будет правомерным установление законом субъекта РФ административной ответственности за неисполнение решения конституционного (уставного) суда данного субъекта. Однако преимущественно и в основном исполнительное законодательство относится к сфере ведения Российской Федерации, что вполне оправданно как практически, так и теоретически: акт органа гражданской юрисдикции может быть исполнен в любой точке территории России, в связи с чем необходим единый стандарт деятельности органов исполнения и исполнительных процедур. Такое толкование исполнительного законодательства в судебной практике дает возможность исключить возникновение споров о компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

В теории административного права для характеристики сущности административной подведомственности применяется правило подведомственности. По мнению Д.Н. Бахраха, подведомственность - это определение объектов, на которые распространяется власть субъектов - носителей властных полномочий. Обычно подведомственность закрепляется юридическими нормами, которые включаются в разные правовые акты, начиная с Конституции и заканчивая должностными инструкциями.

Правила подведомственности важны для всех ветвей государственной власти. Поэтому законодательство об уголовном и гражданском судопроизводстве четко регулирует подследственность, подсудность, подведомственность судебных дел. Конституционные нормы определяют подведомственность таможенного дела, недр и др., распределяют компетенцию между Российской Федерацией и ее субъектами.

Очень важна административная подведомственность - распределение объектов, дел, которыми ведают структурные единицы исполнительной власти. Аппарат исполнительной власти весьма велик, в его непосредственном ведении находится огромное число организаций, материальных ресурсов, информационных систем, людских ресурсов.

Если анализировать законодательство об исполнительном производстве, то отчетливо видно, что нормы исполнительного производства ближе стоят к административному производству. Это показывает реформа административного права: формируются новые подотрасли и правовые общности, в частности, полицейское право, образовательное право, строительное право, социальное право, служебное право[15].

В учебниках по административному праву судебные приставы характеризуются как государственная военизированная служба[16], а в административно-юрисдикционном процессе обособлено исполнительное производство[17].

Ю.Н. Власов делает вывод, что федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" исходят из того, что принудительное исполнение судебных и иных решений должно выступать прерогативой и обязанностью не судебной, а исполнительной власти, что исполнительное производство не является частью судопроизводства, а представляет собой самостоятельный правовой институт. С этим следует согласиться.


[1]  См.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учеб. для вузов. М.: Норма-Инфра, 2000. С. 12.

[2] См.: Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

[3] См.: Российская газета. 2000. 20 мая.

[4] См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 48. Ст. 4650.

[5] Положение о Министерстве юстиции РФ. П. 6.

[6] См.: Собрание законодательства РФ. 1996. № 42. Ст. 480.

[7] См.: Российская газета. 2001. 8 авг.

[8] См.: Ярков В.В. Реализация актов органов гражданской юрисдикции. С. 203.

[9] См., например: Козлов А.Ф. Суд первой инстанции как субъект советского гражданского процессуального права: Автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1970. С. 22-23; Курс советского гражданского процессуального права. М.: Наука, 1981. Т. 2. С. 322; Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам. С. 202.

[10] См., например: Михайлов М.М. Русское гражданское судопроизводство в историческом его развитии от Уложения 1649 года до издания Свода законов. СПб., 1856. С. 11-12; Гордон В.М. Понятие процесса в науке гражданского судопроизводства. Ярославль, 1901. С. 18; Гольмстен А.Х. Юридическая квалификация гражданского процесса. Казань, 1916. С. 12,13.

[11] См.: Юков М.К. Самостоятельность норм, регулирующих исполнительное производство // Проблемы совершенствования ГПК РСФСР. Свердловск, 1975. С. 94-97.

[12] См.: Ярков В.В. Проблемы реализации судебных актов. С. 80, 81; Он же. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции. С. 36-38.

[13] См.: Самсонова Л.С. Принудительное исполнение как самостоятельный этап правоприменительного процесса / В кн. Государство и право в системе социального управления. Свердловск: ЮурГУ, 1981. С. 15.

[14] См.: Ярков В.В. Проблемы реализации судебных актов. С. 211.

[15] См.: Стариков Ю.Н. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии // Государство и право. 2000. № 5. С. 12-21; Соловей Ю.П. Российское полицейское право: история и современность // Государство и право. 1995. № 6. С. 75; Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. С. 111; О некоторых актуальных проблемах административного права: (По материалам "Лазаревских чтений") // Государство и право. 1997. № 6. С. 22.

[16]  См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. С. 230.

[17] Там же. С. 308

Источник: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1145989


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!