Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Какие существуют формы правления государством? (дайте характеристику)
2. Могут ли законы и нормативные акты субъектов РФ противоречить Федеральным законам РФ?
3. Раскройте понятие "презумпция невиновности" по Конституции РФ
4. Какие социальные гарантии обеспечивает Декларация прав и свобод человека и гражданина
5. Какова компетенция разрешения споров Конституционным судом РФ
6. Каков порядок ликвидации юридического лица
7. Каковы учредительные документы и сведения в них для обществ с ограниченной ответственностью
8. Какие существуют взыскания за нарушение трудовой дисциплины. Как применяется, обжалуется и снимается дисциплинарное взыскание. Какие существуют меры дисциплинарного воздействия непредусмотренные в КЗОТ РФ
9. При каких условиях брак может быть признан недействительным. Кто имеет право требовать признание брака недействительным. Каковы последствия признания брака недействительным
10. Что такое административное правонарушение. Какие существуют виды административных правонарушений?
11. Что такое вина? Раскройте виды (формы) вины по УК РФ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрид. лит., 1993. 62 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954
3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях // Ведомости ВС РСФСР. 1984. №27. Ст. 909
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301
5. Кодекс законов о труде Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой. Составитель Д. Диянов. М.: Менеджер, 1997. 736 с.
6. Политология: учебник для вузов // Под ред. В.Д. Перевалова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. 376 с.
Укрепление правопорядка и борьба с преступностью. Целесообразность в уголовном праве.
Бавсун, М. В., Марцев, А. И.
Целесообразность является категорией, не получившей должной теоретической разработки не только в теории уголовного права, но и во всей отечественной юридической науке. Между тем термин «целесообразность» в уголовном праве наполняется собственным содержанием. Его существование обусловливается прежде всего целесообразностью всех положений уголовного законодательства и их практической реализации.
Несмотря на то что структура уголовного законодательства, его норм и институтов, а также деятельность правоохранительных органов государства во все исторические периоды развития общества строилась на началах целесообразности, последняя официального закрепления в правовых документах никогда не получала. Не исключение и ныне действующий УК РФ. Основанный на идеях законности, справедливости, гуманизма и других общеправовых принципах, уголовный закон не содержит даже упоминания о целесообразности. Вместе с тем многие положения УК РФ сформулированы таким образом, что их применение невозможно без определенных элементов толкования и усмотрения. Реальное же существование толкования и усмотрения в современной практической деятельности органов, осуществляющих применение норм уголовного законодательства, отрицать довольно сложно. Закон предоставляет право выбора одного решения из нескольких возможных за правоприменителем. В одних нормах такой выбор оставляется специально, в других — он существует вследствие недоработки отдельных норм УК РФ. Но ни в том, ни в другом случае законодатель не указывает на то, из чего же необходимо исходить правоприменителю при осуществлении выбора одного решения из нескольких возможных.
Не отражаясь в конкретных нормах, целесообразность является тем основополагающим началом, которым пронизана вся правотворческая и правоприменительная деятельность. Однако начало это пока не урегулировано официально, что обусловлено прежде всего отсутствием должной теоретической обоснованности данной категории.
Целесообразность как категория права в различные периоды развития нашего государства по-разному толковалась и всегда имела неоднозначную оценку. Необходимость выделения в теории уголовного права понятия целесообразности представляется бесспорной. Однако вопрос о ее месте в современной юридической науке на сегодняшний день остается открытым.
Термин «целесообразность» укоренился в русском языке в 30—50-е годы XIX в.1 М. Фасмер указывает на его происхождение от древнеславянского слова «целесообразен».2 Понятие целесообразности также связывается с целеполаганием и целью как существенными элементами человеческой деятельности, характеризующими как мыслительные процессы, так и предметную деятельность человека.3
В философии целесообразность определяется как соответствие явления или процесса какому-то (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.4Соответствие конкретной цели — необходимое требование, предъявляемое к целесообразности и в определении, данном в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова.5 По Далю, «целесообразность отвечает цели, намеренью, хотенью».6
Как видно из вышеуказанных определений, целесообразность тесно связана с категорией «цель». В узком смысле понятие цели связывают с человеческой деятельностью, существенными элементами которой являются целеполагание, целеустремленность, подчиненность действия идеально представляемому конечному результату этой деятельности.7 Целесообразность предполагает действие по целям, разумность.8 Цель, таким образом, является основным содержанием целесообразности. Т. А. Казакевич связывает цель со способностью человека предвидеть будущее и конкретные результаты своей деятельности. Кроме того, цель выражает не только то, что произойдет в будущем, но и указывает, к чему нужно стремиться, что нужно делать, какие средства употребить, чтобы осуществить это желаемое будущее.9
В психологии цель также является структурным элементом целесообразности, которая рассматривается через призму мотивации человеческого поведения, его потребностей и желаний. Например, специфика мотивационной деятельности человека состоит в том, что она фиксирует такое состояние действительности, которое желательно, но которого еще нет в действительности.10 Данное определение мотивационных критериев поведения личности полностью соответствует ранее приведенному понятию цели в философской литературе. В то же время в самой психологии цель — это дискурсивно-осознанно-осмысленная модель — образ предполагаемого, предугадываемого результата, на достижение которого спроецированы поведенческие действия субъекта, его деятельность — активность, проекция его чувственно-мотивационных моделей." Сама же целесообразность в психологии носит несколько более широкий характер, чем в философии. Для наиболее полного раскрытия ее содержания используются такие категории, как интерес, потребность, мотив и цель. Психологический аспект целесообразной деятельности человека важен с позиции установления внутренних процессов, происходящих в психике конкретного человека при осуществлении им конкретной деятельности, а также предвидения им определенного результата этой деятельности.
Категории цели и целесообразности, берущие свое начало в философии и имеющие некоторые аспекты в психологии, необходимо рассматривать также и с позиций юридической науки, в том числе в теории права и других ее отраслях (в частности, науки уголовного права). Так, в теории права целесообразность определяется как «учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах».12 По мнению В. С. Афанасьева, под целесообразностью следует понимать «необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения)».13Целесообразность как общеправовая категория имеет место также и в других отраслях права.14
В праве целесообразность — это всегда нечто оптимальное, соответствующее каким-то конкретным условиям, обстоятельствам, без учета которых норма не будет достигать цели, изначально в нее заложенной. Ее применение должно строиться на основе целесообразности, как на одном из основных требований, предъявляемых непосредственно к самому нормативному документу. Применение закона без его толкования, основанное исключительно на его букве, невозможно в силу прежде всего несовершенства самого закона, а также отсутствия у законодателя реальной возможности предусмотреть все многообразие жизненных условий, которые будут сопутствовать его практической реализации. Соответствие целесообразности означает соответствие общему духу, идее закона.
В основе целесообразности, в ее уголовно-правовом понимании должно лежать определенное соответствие принципам как общеправовой, так и отраслевой направленности. Это всегда подконтрольное, но в то же время разумное применение положений уголовного закона, где средства, в нем предусмотренные, всегда должны соответствовать тем целям, которые ставятся законодателем изначально перед уголовным законом. Таким образом, в основе уголовно-правовой целесообразности должно лежать разумное начало и наиболее рациональный подход при применении отдельных его норм и положений. Данное положение подтверждается и результатами проведенного нами экспертного опроса. В качестве экспертов выступали 15 докторов юридических наук по специальности 12.00.08 и 12.00.09. На вопрос: «Как вы считаете, что следует понимать под целесообразностью в уголовном праве»,- 53 % опрашиваемых ответили, что это право органов правоприменения на усмотрение, в результате которого возможен выбор в рамках уголовного закона наиболее эффективного решения, которое бы соответствовало его целям и задачам. Выбор должен строиться на основе целесообразности; только в этом случае можно говорить о наиболее эффективном применении положений УК РФ и разумности предоставляемого законодателем права на усмотрение.
Вместе с тем необходимо признать, что целесообразность должна соответствовать определенным критериям.
Во-первых, она не должна выходить за рамки законности, т. е. соблюдение закона должно оставаться приоритетным, и выход за его пределы при осуществлении правотворческой и правоприменительной деятельности является недопустимым.
Во-вторых, целесообразность должна быть обоснованной, т. е. она должна вытекать из фактических условий конкретного случая. Обоснованное применение положений уголовного закона означает практически целесообразное их использование в данных конкретных условиях места и времени.
В-третьих, целесообразность должна применяться в строго установленных законодателем пределах. Отдельные статьи УК РФ, применение которых возможно с учетом положений целесообразности, должны содержать строго установленный, принятый на законодательном уровне и не подлежащий произвольному изменению перечень альтернативных действий, которые могут быть использованы правоприменителем при принятии им конкретных решений по уголовным делам.
В-четвертых, целесообразность должна соответствовать целям и задачам, которые предусмотрены уголовным законом. Она должна вытекать из тех потребностей, которые стоят перед государством, и тех целей, которые законодатель преследует и закладывает изначально при формировании как отдельных норм, так и всего уголовного закона в целом. Соответствие целесообразности целям и задачам уголовной политики государства должно находить свое выражение и при осуществлении правоохранительными органами государства правоприменительной деятельности, где решения, принимаемые должностными лицами, должны основываться на тех целях, которые заложены в уголовном законе.
Проявление целесообразности в том или ином ее выражении сегодня можно встретить в каждом из институтов уголовного права. Именно такую точку зрения высказали 60 % опрошенных респондентов, а 40 % указали на существование таковой в отдельных из них. При этом ни один из опрашиваемых не указал на отсутствие целесообразности в современном уголовном праве.
Целесообразность в уголовном праве — это прежде всего способность законодателя в нормах уголовного закона закреплять наиболее эффективные средства противодействия преступности. Она (целесообразность) должна стать основой для решения тех проблем как теоретического, так и практического характера, в основе которых лежит неопределенность, неконкретность законодательных предписаний. Причем под самой целесообразностью в рамках теории уголовного права следует понимать возможность создания, изменения и последующего применения положений уголовного закона, исходя из сложившихся в обществе социальных потребностей, а также с учетом существующих общеправовых принципов, задач и целей в строго установленных законодательных пределах.
Влияние же целесообразности распространяется не только на уголовное право как на одну из отраслей юридической науки, но и на всю уголовно-правовую политику государства. В связи с этим обращение к вопросам целесообразности в уголовном праве не случайно.
Еще больший интерес представляет собой вопрос о возможности включения целесообразности в систему отраслевых принципов уголовного права. В науке уголовного права впервые о принципе целесообразности упоминается в рамках уголовной политики, а не уголовного права и тем более законодательства. Одним из первых об этом в начале XX в. заявил С. К. Гогель, который писал, что «в основу уголовной политики как науки прикладной должен быть, очевидно, положен один из руководящих принципов — принцип целесообразности, лишь с некоторыми ограничениями (касающимися требований правового государственного строя)».15 В то время в России уголовная политика впервые получила серьезную теоретическую разработку, отсюда, как следствие, и происходило выделение ее самостоятельных принципов.
В 60-е годы XX в. в поддержку целесообразности как одного из принципов уголовной политики выступил П. С. Дагель,16 а позднее данную позицию поддержал А. И. Коробеев.17 Обосновывая принцип экономии уголовной репрессии, П. А. Фефелов, по сути, высказывался в пользу целесообразности, признавая, что наказание должно быть более целесообразным. Под целесообразностью в законодательстве, по его утверждению, следует понимать соответствие закона целям и задачам уголовной политики и борьбы с преступностью.18 Все уголовное законодательство должно соответствовать той политике, которая проводится государством в области отправления правосудия и уголовного судопроизводства. Сами же уголовно-правовые принципы, в основе которых лежат реально существующие общественные отношения, представляют собой явления с достаточно устойчивым содержанием в виде основополагающих идей по вопросам борьбы с преступностью.19
Оказывая определенное влияние на всю уголовно-правовую политику государства, целесообразность также находит свое выражение в отдельных положениях действующего УК РФ. К таковым можно отнести нормы, предусматривающие возможность условного осуждения (ст. 73 УК РФ), условно-досрочного освобождения от наказания (ст. 79 УК РФ), назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ). О началах целесообразности также можно говорить и в разделе освобождения от уголовной ответственности, а именно применительно к ст. 75 УК РФ — деятельное раскаяние, ст. 76 УК РФ — освобождение от ответственности в связи с примирением с потерпевшим и ст. 77 УК РФ — освобождение от ответственности в связи с изменением обстановки. Во всех перечисленных нормах законодатель предусмотрел возможность для выбора правоприменителем наиболее необходимого, верного и целесообразного решения при их применении. Так, в ст. 75-77 УК РФ говорится лишь о возможности освобождения лица от уголовной ответственности при наличии определенных условий, а не об обязанности следователя поступить именно таким образом. С этой целью законодателем во всех трех статьях используется термин «может быть освобождено от уголовной ответственности», и, таким образом, конечное решение оставляется на усмотрение следователя. То же мы видим и в положениях УК РФ, предусматривающих возможность освобождения лица от наказания, его условного осуждения, и в некоторых других нормах, тем или иным образом смягчающих положение осужденного. В каждой из них говорится о возможном, а не обязательном применении подобных мер. А ст. 73 УК РФ вообще имеет следующее содержание: если «суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным». В УК РФ ни в ст. 73, ни в ст. 79 законодатель не указывает четких критериев применения данных положений, оставляя это право за судами. Решение, принимаемое ими, должно быть целесообразным, отвечая при этом требованиям законности и обоснованности. Это положение вытекает из содержания самого закона, хотя нигде не оговаривается им прямо.
В то же время практические работники полагают, что целесообразность должна стать именно принципом уголовного права. Так, на вопрос о том, может ли целесообразность являться одним из принципов уголовного права, 76% (127 человек) опрошенных сотрудников системы исполнения наказания, ответили, что может в части назначения и освобождения от наказания, и только 23,6 % — что нет. Результаты, полученные в ходе проведенного анкетирования следственных работников, указывают на возможность толкования последними положений уголовного закона, исходя из соображений целесообразности. На вопрос: «Может ли следователь иметь право на толкование определенных положений закона, исходя из собственных представлений об осуществляемой им процессуальной деятельности», — 67 % опрошенных следователей (213 человек) дали утвердительный ответ (при условии, что если это будет способствовать максимальной реализации целей уголовного закона) и только 15% ответили отрицательно. На этот же вопрос 74 % судей (97 человек) ответили, что толкование возможно в случае, если оно будет максимально способствовать реализации целей уголовного закона; еще 20 % считают, что толкование возможно, когда это продиктовано условиями совершения преступления и личностью самого виновного, и только 6 % респондентов дали отрицательный ответ. Научные работники, 66 % от общего количества опрошенных, также полагают, что целесообразность должна получить законодательное закрепление, но при одном обязательном условии — ограничение ее рамками законности.
Следовательно, существование целесообразности в качестве принципа уголовного законодательства вполне возможно, однако с условием наличия определенных ограничений, касающихся возможности его применения. Установление таких критериев вполне реально и, более того, просто необходимо. Соответствие принципа целесообразности идеям законности, справедливости и гуманизма сделает его практическую реализацию более упорядоченной и обоснованной. Учитывая сказанное, включение целесообразности в систему принципов уголовного закона будет оправданным и логичным. При этом может быть использован и зарубежный опыт. Например, в уголовном законодательстве США непосредственно о самой целесообразности не говорится, однако в примерном УК США устанавливается право на толкование при реализации его предписаний, которое в соответствии с ч. 3 ст. 1.02 должно осуществляться «в интересах общих целей, сформулированных в настоящей статье, и специальных целей толкуемого положения». Кроме того, в нем устанавливаются критерии и пределы такого толкования.20 В УК Нидерландов целесообразность прямо предусматривается как один из его основных принципов, под которым понимается «соответствие намеченной цели и достигнутого результата».21
С позиции целесообразности возможно рассмотрение многих уголовно-правовых вопросов, носящих исключительно практическую направленность. Особый интерес представляет проблема назначения наказания. Судам ввиду недочетов УК РФ при решении вопросов, связанных с назначением наказания, часто приходится действовать, основываясь на складывающейся судебной практике, собственном опыте, взглядах и представлениях на ту или иную проблему назначения наказания. Это в свою очередь не может способствовать формированию единого подхода к решению проблем, возникающих в деятельности судов при практической реализации положений уголовного закона, вызывает раздробленность и деление судебной практики на различные уровни: региональный, районный и т. д.
Изучение проблем, связанных с назначением наказания, вызывает особый интерес именно с позиции принципа целесообразности. Его применение в процессе реализации уголовного наказания имеет большое практическое значение.22 Как показывает анализ судебной практики, принимаемые судами решения относительно размера назначаемого наказания за совершение преступления зачастую существенно отличаются от размера, устанавливаемого законодателем за совершение этого же преступления. Причем такое несоответствие, как правило, ведет, во-первых, к чрезмерному и зачастую необоснованному применению судами положений ст. 64 УК РФ, а во-вторых, к формированию судебной практики, исходящей из нижних пределов установленных законодателем санкций. С целью выявления противоречий между официальной позицией законодателя и складывающейся судебной практикой нами был проведен анализ выносимых судами приговоров по определенным категориям дел.
Особый интерес в этом отношении представляют данные, полученные входе изучения практики назначения наказания по ст. 290 УК РФ «Получение взятки». Взятка является преступлением, которое традиционно в российском уголовном законодательстве относилось к категории тяжких и особо тяжких. Об этом свидетельствуют и размеры наказания, установленные в санкциях ст. 290 УК РФ. Однако, как показал анализ 72 приговоров, которые были вынесены судами на территории Омской и Томской областей за совершение данного преступления, размеры назначаемых наказаний значительно ниже предусмотренных в УК РФ. Так, средний показатель назначаемого наказания по ч. 4 ст. 290 УК РФ составил 2,3 года при официально закрепленном размере от 7 до 12 лет лишения свободы. Примерно та же картина наблюдается и с назначением наказания по другим частям этой статьи. Например, по ч. 3 средний показатель составляет 2,2 года при законодательно закрепленном размере от 5 до 10 лет лишения свободы. В то же время по ч. 2 ст. 290 назначаемое наказание хотя и незначительно, но тем не менее строже наказания, назначаемого по ч. 3, и составляет 2,6 года. При этом официально закрепленный в санкции статьи размер наказания находится в пределах от 3 до 7 лет лишения свободы. Основным видом наказания выступает именно лишение свободы, поэтому следует обратиться к его срокам, назначаемым виновным за совершение данного преступления.
Средние сроки лишения свободы по УК РФ 1996 г.
Части ст. 290 УК РФ |
Медиана санкций |
Наказание, назначаемое судом |
2 |
5 лет |
2 года 6 месяцев |
3 |
7 лет 6 месяцев |
2 года 2 месяца |
4 |
9 лет 6 месяцев |
2 года 3 месяца |
Таким образом, во всех изученных приговорах назначаемое наказание обязательно ниже размера наказания, установленного законодателем.
На наш взгляд, основная причина сложившегося несоответствия между законодательными предписаниями и судебной практикой кроется в следующем. Сформулированные в УК РФ медианы санкций имеют очень большую разбросанность, и определяемый размер наказания, например от 6 до 12 лет лишения свободы, оставляет правоприменителю слишком большие рамки усмотрения. Помимо этого, у правоприменителя на сегодняшний день имеются неограниченные возможности по смягчению установленного законодателем наказания, которое зачастую снижается на две-три категории. Последнее является недопустимым, на что ранее уже обращалось внимание в юридической литературе.23 Именно это и лежит в основе сложившегося противоречия. Какие бы размеры наказания ни были установлены в УК РФ, судьи всегда могут принимать решения в части назначения наказания, которые, по их мнению, необходимы в каждом конкретном случае.
Следует также отметить, что из 72 приговоров, которые были изучены в ходе данного исследования, только в восьми правоприменитель обошелся без применения ст. 64 УК РФ «Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление». Во всех остальных случаях ст. 64 применялась, и на ее основе назначалось более мягкое наказание. В 18 случаях правоприменитель одновременно использовал и ст. 64, и ст. 73 УК РФ «Условное осуждение», назначая наказание условно ниже низшего предела.
Правоприменитель, безусловно, должен разумно подходить к осуществлению своей деятельности. При этом у него всегда должно быть право выбора одного наиболее эффективного решения из нескольких, предоставленных ему законодателем. Однако рамки усмотрения должны изначально закладываться при конструировании всего уголовного закона и его отдельных норм. В нашем же случае при формулировании ст. 64 УК РФ, а также при определении разницы между минимальными и максимальными пределами наказания законодатель либо вообще ничем не ограничивает правоприменителя, либо использует слишком неопределенные критерии. Их уяснение требует дополнительной трактовки и не может способствовать должной практической реализации самой нормы уголовного закона. Один из вариантов возможного решения существующей проблемы, по нашему мнению, — установление определенных ограничений на законодательном уровне.
Необходимо отметить, что законодателем в отдельных статьях УК РФ делаются попытки установления условий, которые являются обязательными при решении судами вопросов, связанных с размером назначаемого наказания, например, ст. 66 УК РФ «Назначение наказания за неоконченное преступление» или ст. 68 УК РФ «Назначение наказания при рецидиве преступлений». В первом случае указывается на невозможность назначения наказания выше законодательно установленного предела, а во втором — на невозможность назначения наказания менее, чем этот предел. И в том, и в другом случаях для правоприменителя оставляются достаточно жесткие рамки, в которых он должен принимать окончательное решение.
В ст. 64 ничего не говорится о каких-либо ограничениях, хотя, по аналогии со ст. 66, 68, их установление вполне возможно и, главное, целесообразно. С учетом того, что в законе не оговариваются конкретные критерии снижения наказания и неясно, до какого предела оно вообще допустимо, возможно установление таких критериев в самой ст. 64 УК РФ. За основу при этом можно взять уже известные УК РФ способы, например, посредством использования определенной части наказания от его минимального предела (как это делается в приведенных выше примерах). Кроме того, по нашему мнению, применение меры, существенно смягчающей ответственность, к лицам, виновным в совершении особо тяжких преступлений, является недопустимым. В связи с этим в редакции статьи необходимо четко обозначить определенные категории преступлений, в случае совершения которых возможно применение положений ст. 64 УК РФ. К таковым следует относить тяжкие, средней и небольшой тяжести преступления.
И в первом, и во втором случаях предлагаемые варианты являются лишь способами, посредством которых можно решить рассматриваемые вопросы. Конкретные же критерии ограничения могут быть различными и выводиться на законодательном уровне в зависимости от существующих потребностей. Однако, исходя из принципа целесообразности, нами делается вывод о необходимости включения в конкретные статьи УК РФ подобных изменений, не настаивая на безусловности предлагаемых критериев. Установив такие рамки, законодатель, с одной стороны, решит проблему чрезмерного и зачастую необоснованного снижения наказания, а с другой — сделает деятельность судов более контролируемой и ограниченной рамками закона. В то же время правоприменитель также будет иметь возможность принимать решение самостоятельно, за ним по-прежнему будет сохраняться право выбора наиболее справедливого и целесообразного варианта действий из нескольких возможных.
Проблема целесообразности находит свое выражение и в таком уголовно-правовом институте, как вина. Практическая реализация данного института вызывает некоторые актуальные вопросы, требующие дополнительного научного обоснования.
Под виной традиционно понимается психическое отношение лица к совершаемым им действиям, носящим противоправный характер. На этом основывается официальная позиция законодателя. В то же время далеко не все преступления можно оценить исключительно с позиции субъективного вменения. В качестве пограничных с позиции психологии и малообъяснимых с помощью принципа субъективного вменения выделяются преступления, совершенные в состоянии сильного алкогольного опьянения, а также в состоянии аффекта или сильного душевного волнения, не исключающего вменяемости.24 Нельзя обойти вниманием и большую теоретическую проблему, внимание которой уделялось еще в дореволюционном законодательстве,25 — ответственность за деяния, совершенные по неосторожности.26 Существуют и другие примеры возможного привлечения к ответственности лица, которое на момент совершения преступления в силу тех или иных причин не осознавало всей противоправности и общественной опасности своих действий.
Привлечение к уголовной ответственности за деяния, которые «выпадают» из общей теории вины и не могут быть объяснены с позиции внутреннего отношения лица к своим действиям и наступающим последствиям, является не чем иным, как объективным вменением, в основе которого лежат начала целесообразности.27 Его существование в настоящее время настолько масштабно, что, по свидетельству Ю. А. Язовских, «это бессмысленно не замечать».28
Несоответствие отдельных положений УК складывающейся практике и ее формирование на основе целесообразности, а не законности позволяет сделать вывод о реальном существовании объективного вменения, что противоречит принципу виновной ответственности (ст. 5 УК РФ).
Объективное вменение, безусловно, должно быть в большей степени ограничено рамками закона, но отрицать его реальное существование в действующем УК достаточно сложно. Несмотря на всю его парадоксальность и противоречие принципу законности, оно тем не менее выполняет важную роль в уголовно-правовом регулировании. Искоренение «лазеек» для объективного вменения законодательным путем вполне возможно, но при этом возникнет ситуация, когда не будет торжествовать социальная справедливость, поскольку появится «отдушина» для уклонения от уголовной ответственности значительного числа лиц, совершивших преступления.29
Безусловно, законодатель обязан стремиться к тому, чтобы ограничить возможность применения объективного вменения, но пока следует признать, что действующее уголовное законодательство не позволяет действовать на началах строгой законности. Целесообразность находит свое проявление практически в каждом институте уголовного права, а в рассматриваемых случаях явно превалирует над законностью, точнее — законность основывается на целесообразности, что и приводит к возможности существования объективного вменения.
То же самое мы можем наблюдать и при реализации принципа «незнание закона не освобождает от ответственности» (который, кстати, не находит своего выражения в УК РФ, но существование которого считается догмой, не подлежащей обсуждению).
Уголовная ответственность при незнании закона лицом, совершившим преступление, является сложной теоретической и практической проблемой. При совершении большинства преступлений против личности, собственности, общественной безопасности лица, их совершающие, сознают их общественную вредность на социальном и, возможно, на генетическом уровне. Вместе с тем существует ряд преступлений, возможность осознания общественной вредности которых затруднена. Для этого, видимо, необходима специальная юридическая подготовка, иначе лицо не может в полном объеме осознавать общественную вредность всей совокупности уголовно-правовых запретов.
Кроме того, имеется значительная группа людей, которые по объективным причинам не могут знать требований уголовного законодательства. В первую очередь сюда следует относить иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, поскольку они не проходят специальной юридической подготовки. Во вторую очередь — это граждане России, страдающие недугами, препятствующими познанию законов: глухонемые, глухие, слепые.
В теории уголовного и уголовно-процессуального права и в практической деятельности правоохранительных органов существует положение, согласно которому незнание закона не освобождает от уголовной ответственности. Правоприменители нисколько не сомневаются в правомерности существования данного положения и вопросом знания или незнания закона, как правило, не интересуются. В то же время реальное существование положения о том, что незнание закона не освобождает от уголовной ответственности, вызывает большое количество вопросов, ответа на которые не существует.
Поскольку юридическим выражением общественной опасности является противоправность как признак преступления, постольку законодатель требует при совершении преступления умственного осознания противоправности, т. е. того, что своими действиями лицо совершает преступление. Вполне естественно, что лицо, не знающее о существовании уголовно-правового запрета, не может осознавать противоправности своего действия или бездействия. При привлечении такого лица к уголовной ответственности имеет место объективное вменение, что противоречит принципу законности.30 Таким образом, при незнании лицом о существовании соответствующего уголовно-правового запрета оно должно признаваться невиновным в случаях его нарушения либо требуется фактическое признание существования объективного вменения, которое следует оценивать как исключение из общего правила.
Способствует ли объективное вменение борьбе с преступностью? Да, безусловно. Но оно основывается не на принципе законности, а на принципе целесообразности, который законодательно не закреплен, но имеет полное право на существование. Из этого следует вывод о том, что целесообразность имеет свое выражение и в институте вины, и в институте виновной ответственности. Однако происходит это вследствие недостаточного законодательного урегулирования данного вопроса и его несоответствия сложившейся правоприменительной практике, что вызывает непоследовательное толкование и применение норм, предусматривающих ответственность за преступления, совершенные по неосторожности.
Таким образом, целесообразность выполняет весьма важную роль в институте вины. Привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии аффекта, при превышении пределов необходимой обороны, в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения, а также по неосторожности в виде преступной небрежности, основывается на началах целесообразности, поскольку установление психического отношения лица к совершаемому деянию в данных случаях весьма затруднительно.
Следует отметить, что проявление целесообразности возможно и в других уголовно-правовых институтах. Речь в данном случае можно вести о процессах криминализации и декриминализации преступности деяний, решении вопросов, связанных с освобождением от уголовной ответственности или наказания, условного осуждения. Немалую роль целесообразность также играет и при определении структуры уголовного законодательства, его отдельных норм и предписаний. Особый интерес изучение данной категории представляет с позиции ее сопоставления с судейским усмотрением, которому в последнее время уделяется повышенное внимание как в современной, так и в зарубежной юридической литературе. Все это свидетельствует об актуальности данной проблемы, ее значимости не только для теории уголовного права, но и для практики, изучение которой представляется приоритетным.
* Кандидат юрид. наук, преподаватель Омской академии МВД РФ.
** Заслуженный деятель науки РФ, доктор юрид. наук, профессор Омской академии МВД РФ.
1 Шанский Н. М. Принципы построения русского этимологического словаря словообразовательного характера// Вопросы языкознания. 1959. № 5. С. 42.
2 Фасмер М. Этимологический словарь. М., 1987. С. 296.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1961. Т. 23. С. 189.
4 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 730.
5 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 870.
6 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 1989. Т. 4. С. 578.
7 Фролов И. Т. Проблема целесообразности в свете современной науки. М., 1971. С. 15.
8 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск, 1998. С. 31.
9 Казакевич Т. А. Целесообразность и цель в общественном развитии // Вестник ЛГУ. 1963. №23. С. 52-63.
10 Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. С. 15.
11 Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. Минск, 1998. С. 735.
12 Общая теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. С. 318.
13 Теория права и государства / Под ред. В. С. Афанасьева. М., 1997. С. 213.
14 См., напр.: Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1996. С. 604.— См. также: Ведель Ж. Административное право Франции. М., 1973. С. 210.
15 Гогель С. К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией. СПб., 1910. С. 163.
16Дагель П. С. Проблемы советской уголовной политики. Владивосток, 1982. С. 36-37.
17 Коробеев А. И., Усе А. В., Голик Ю. В. Уголовно-правовая политика. Красноярск, 1991. С. 38-40.
18 Фефелов П. А. Понятие и система принципов советского уголовного права. Свердловск, 1970. С. 86-90.
19 Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986. С. 40.
20 Примерный Уголовный кодекс США. М., 1969. С. 33.
21 Тарбагаев А. И. Введение в уголовное право Нидерландов: основные институты общей части. Красноярск, 2000. С. 13.
22 На необходимость признания целесообразности в качестве одного из принципов назначения наказания ранее уже неоднократно указывалось в отечественной науке уголовного права (см., напр.: Дагель П. С. О принципе целесообразности наказания // Правоведение. 1962. № 1. С.145—151; Чхиквадзе В. М. Государство, демократия, законность// Ленинские идеи и современность. М., 1967. С. 394).
23 Так, О. А. Михаль указывает на недопустимость неограниченного снижения наказания ниже низшего предела и делает вывод о том, что суду «законодательно должно быть запрещено снижение низшего предела санкции более чем на одну категорию» (см.: Михаль О. А. Классификация преступлений: Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Омск, 1999. С. 6).
24 Лунеев В. В. Субъективное вменение //Уголовное право: новые идеи. М., 1994. — См. также: Зелинский А. Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении. Харьков, 1986; Шрсесян В. А. Неосторожная вина: проблемы и решения // Государство и право. 2000. № 4. С. 59-70.
25 См., напр.: Кистяковский А. Ф. Элементарный учебник общего уголовного права. Киев, 1882. С. 365; Немировский Э. Основные начала уголовного права. Одесса, 1917.
26 Лунеев В. В. Предпосылки объективного вменения и принцип виновной ответственности // Государство и право. 1992. № 9. С. 54-62.
27 Язовских Ю. А. Проблемы вменения в российском уголовном праве: Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1998. С. 11.
28 Там же. С. 17.
29 Марцев А. И. Общие вопросы учения о преступлении. Омск, 2000. С. 38—39.
30 Марцев А. И. Незнание закона и уголовная ответственность // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сибирском регионе. Красноярск, 2001. С. 5-7.
Источник: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1142199
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!