Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. На какие сроки заключаются трудовые (договоры) контракты?
2. Что такое минимальный размер оплаты труда? Какое значение он имеет в правоотношениях?
3. С какого возраста гражданин России начинает работать? Каким будет рабочий день несовершеннолетнего?
4. Термины: налоги, право человека, аналогия закона
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301
3. Кодекс законов о труде // в Сборнике Кодексов Российской Федерации на 8 декабря 1997 года. М., 1998
4. Закон РФ от 09.07.93 "Об авторском праве и смежных правах" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №32. Ст. 1242
5. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. М., 1999
6. Комментарий к кодексу законов о труде Российской Федерации. М., 1997
7. Российское трудовое право: Учебник для вузов // Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1997
8. Спиридонов Л.И. Теория права и государства. М., 1999
9. Трудовой договор: заключение, оплата труда, расторжение. М., 1998
10. Финансы: Учебник для вузов // Под ред. М.В. Романовского. М., 2000
11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000
Льготы и поощрения как важнейшие правовые средства регионального законодательства [Журнал "Правоведение"/1999/№ 1]
Малько А.В.
В современных условиях развития федерализма в России субъекты Федерации в связи с расширившимися полномочиями имеют право принимать различные правовые акты (в том числе и нормативные акты высшей юридической силы — законы). Данное обстоятельство предъявляет к их правотворческим органам дополнительные требования: необходимость знания тонкостей законотворческого процесса, формирования умений и навыков, присущих ему. Прежде всего в этом процессе важно учитывать систему знаний о целях и средствах, используемых в юридической сфере.
Цель, как известно, есть будущий результат. Она представляет собой особую форму знания, направленного на преобразование действительности, изменение существующих отношений. Цели играют важную роль в процессе правового регулирования: отражая злободневные общественные потребности и стремления, они показывают значение и смысл самого существования юридических средств (т. е. правовых методов достижения поставленных целей), ориентируют на те ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного региона, субъекта Федерации. Каждый нормативный акт принимается с определенной целью, для решения конкретных задач в социально–экономической, политической и иных сферах. При этом в преамбулах либо в первых статьях нормативно-правового акта важно четко и ясно формулировать цели, которые правотворческий орган хотел быдостичь с его помощью.
Иначе это приведет к тому, что субъекты права начнут сами данные цели определять, уяснять те или иные положения в выгодном для них варианте, что связано также с увеличением «работы» для телеологического толкования. В качестве примера можно привести ситуацию, возникшую с Законом РФ «Об образовании» (далее — Закон). Законодатель, к сожалению, не сформулировал цели, которые он желал достичь, принимая данный акт. Этот пробел не восполняют специальные статьи, закрепившие принципы государственной политики и задачи законодательства в сфере образования. Лишенный четких целевых ориентиров, Закон оказался слабо защищенным от достаточно вольных трактовок его отдельных положений исполнительными органами государственной власти в пользу узковедомственных интересов и в ущерб образовательным правам граждан, закрепленным в Конституции РФ и конкретизированным в данном нормативном акте. Отсутствие законодательно закрепленных целей в какой–то степени осложняет и оценку действенности Закона, поскольку одним из необходимых условий определения эффективности норм права является оценка результатов их действия с точки зрения полноты реализации целей, поставленных законодателем.1
Вместе с тем проблема стоит более масштабно: зачастую цели правового регулирования не всегда четко оформлены и потому, что не вполне ясно определены цели нашего современного Российского государства, правовой региональной политики. К сожалению, подобные конкретные ориентиры сегодня практически отсутствуют, что не может не сказаться и на целеполагании в правотворческом процессе как на общефедеральном, так и на региональном уровне.
В нормативном акте необходимо четко и последовательно устанавливать систему юридических средств, достаточную для достижения сформулированных целей, ибо та или иная их система составляет алгоритм решения задачи.
В правотворческом, правоприменительном и интерпретационном процессах важно учитывать диалектику взаимоотношений целей и средств, которая носит характер двусторонней детерминации.
С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор средств для ее достижения, ибо цели требуют соответствующих юридических средств, определяют их природу и направленность. Анализ многочисленных нормативных актов показывает, что если тот или иной закон имеет цель развить какие-либо общественные отношения, содействовать становлению новых социально ценных связей, то, как правило, в тексте данного документа используются юридические средства стимулирующего вида (поощрения, льготы, дозволения и пр.). И, наоборот, если акт принимается в целях охраны и защиты определенных отношений, то употребляются преимущественно юридические средства ограничивающего плана (запреты, приостановления, наказания и т. п.).
Разумеется, кроме целей на выбор юридических средств влияют также характер общественных отношений, природа отрасли права, возможные препятствия, негативно воздействующие на процесс получения социально значимых результатов.
С другой стороны, сама цель должна исходить из реально имеющихся юридических и иных средств, необходимых для ее достижения.
Эффективный закон содержит разумные и научно обоснованные цели и средства. И, напротив, если законодатель неправильно определяет цели, допускает неточности в выборе средств, закон не даст ожидаемого результата, не будет максимально способствовать выполнению основных задач государства и общества. Об эффективности правового регулирования в таком случае говорить не приходится.
На региональном уровне важно научиться пользоваться различными юридическими средствами при достижении поставленных целей: как «кнутом» (правовыми ограничениями), так и «пряником» (правовыми стимулами).
Особое место в системе позитивных стимулирующих юридических средств занимают льготы и поощрения. Этим средствам традиционно уделяется меньше внимания. Считается, что «кнутом» пользоваться легче и проще, но не всякая простота ведет, как известно, в конечном счете к эффективности. Время настойчиво требует: нужно учиться пользоваться и «пряником». Однако региональные проблемы льгот и поощрений в современных условиях становления рыночных отношений и формирования новых федеративных отношений в России являются недостаточно разработанными.
Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных прав, так и в освобождении от обязанностей.
Можно выделить следующие признаки льгот:
1) они связаны с более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. (Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами);
2) они представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации. (Льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера);
3) в отличие от привилегий они выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. (Важно, что льготы, как правило, должны фиксироваться на уровне нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе).
Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства, что позволяет их удовлетворять, справедливо распределяя социальные блага.
Правовые льготы как на общефедеральном, так и на региональном уровне выполняют компенсационную и стимулирующую функции. Их компенсационный характер состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в силу биологических и социальных причин в неравных с остальными людьми условиях. Осуществляя стимулирующую функцию, льготы способны побуждать к отдельным видам общественно-полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица (в целях развития предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр.).
Можно выделить следующие проблемы в сфере установления и действия правовых льгот в региональном законодательстве:
1) отсутствие гибкой и целенаправленной политики в деле предоставления и реализации льгот, которые зачастую используются как инструмент в политической борьбе в популистских целях, когда отдельные лидеры в период выборов пытаются привлечь на свою сторону электорат. Вместе с тем не следует забывать, что смена социального строя связана, как правило, и со сменой системы льгот (одни отменяются, другие устанавливаются), которая призвана содействовать проведению конкретной политики;
2) льготы — не только средство, но и объект политической борьбы. Многие субъекты хотели бы выйти из общих юридических «рамок», добиться исключения из правил и обладать более свободным (облегченным) статусом. Поэтому льготы — предмет особого внимания лоббистов, с помощью которых определенные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений, что выражается в основном в тех или иных исключениях;
3) негативное влияние на существующую систему льгот оказывают и проблемы становления российского федерализма: «парад суверенитетов», сепаратистские тенденции, региональный произвол, несоблюдение принципа равноправия, закрепленного в ст. 5 Конституции РФ. Известно, что республики пока имеют более значительные льготы, нежели края и области. К тому же некоторые из членов Федерации (Татарстан, Башкортостан и др.) уже сейчас путем заключения отдельных договоров с общефедеральными властями так начали делить полномочия, что получают односторонние налоговые и бюджетные преимущества, устанавливая для себя «особый льготный статус»;
4) необоснованное расширение льгот, закрепление в законах о государственной и муниципальной службе и иных нормативных актах чрезмерных преимуществ для регионального и муниципального чиновничества, установление привилегий для депутатов различного уровня (депутатская неприкосновенность, повышенные оклады, пенсии, бесплатный проезд в общественном транспорте и т. д.);
5) незаконная отмена или приостановление льгот различным категориям малообеспеченных граждан (невыплата пособий на детей, сознательное «замораживание» заслуженных ветеранских льгот с одновременной прокруткой выделенных средств в банках и т. п.);
6) использование права предоставления различных льгот для получения взяток (по данным Генеральной прокуратуры, в одном только Ставропольском крае в 1995 г. было выявлено 130 преступлений должностных лиц в этой сфере);2
7) недостаток финансово-материальных средств для должного обеспечения многочисленных льгот (например, в Волгоградской области в 1997 г. «весь областной бюджет составил 2 триллиона рублей, а стоимость льгот... 1,5 триллиона»3 ).
В целях совершенствования, оптимизации института правовых льгот важно осуществить следующие меры:
1) провести своего рода «инвентаризацию» закрепленных в региональных нормативных актах льгот, подвергнуть их тщательному анализу и экспертизе с целью выявления как эффективных, так и дефектных льгот. В частности, неоправданные и нецелесообразные льготы необходимо отменить для того, чтобы повысить качество льгот оставшихся, ибо чем больше льгот, тем меньше защищены действительно нуждающиеся люди. Так, по сообщениям прессы, около 40—50 категорий граждан и должностных лиц имеют право бесплатного проезда в общественном транспорте.4 Однако, на наш взгляд, далеко не все из них пользуются этими льготами обоснованно. Сотрудники различных госинспекций (в том числе и налоговых), работники прокуратуры, милиции, преподаватели учебных заведений МВД РФ и другие вполне могут быть выведены из категорий льготников, поскольку особой служебной необходимостью в транспорте данные лица практически не обладают (за исключением оперативных работников, которым по месту работы вместо названной льготы можно выплачивать транспортные, подобно пайковым), а также по причине достаточно высокого уровня оплаты труда этих работников. Финансовые возможности государства и регионов не беспредельны, и, так как бесплатных льгот не бывает, деньги забирают из других статей расхода, которые должны быть направлены на образование, здравоохранение и т. д. Следовательно, необходимо отменить предоставление подобных льгот на уровне общефедерального законодательства, где они и были установлены.
2) принять в субъектах РФ законы о нормативно–правовых актах соответствующих регионов, в которых закрепить порядок установления льгот, а также региональные законы о правовом регулировании лоббизма;
3) систематизировать региональное законодательство о льготах, включая льготы для высших областных должностных лиц субъектов РФ, инкорпорировать нормативные акты по тематическому принципу и опубликовать их для всеобщего сведения и контроля за соблюдением;
4) обеспечить льготы материальными и юридическими гарантиями, ввести в действие механизм их реализации. Устанавливая определенные льготы для конкретных субъектов, одновременно законодатель должен возлагать активные и пассивные обязанности на тех, кто призван обеспечивать их претворение в жизнь;
5) требуется дальнейшая дифференциация льгот, их более глубокая специализация. Так, региональные льготы, учитывающие специфические условия, должны быть направлены на дифференцированное регулирование общественных отношений, развивать общефедеральные льготы и составлять вместе с последними единую систему правовых льгот. Вместе с тем отдельные льготы нуждаются в унификации. Однако следует помнить, что излишние выделения и уравнивания, связанные со льготами, могут привести к социальной несправедливости;
6) каждая льгота должна быть адресной, обоснованной, правомерной, справедливой. Льготы — дорогостоящие меры. Поэтому за их установлением и реальным осуществлением должен быть надлежащий контроль. В современных условиях требуется все больше гласности в работе государственного аппарата регионов (в силу его необоснованного роста) и прозрачности процессов распределения благ, в том числе и посредством льгот;
7) нужно создать четкую и конкретную, понятную и доступную каждому гражданину систему правовых льгот, нацеленную на решение актуальных задач личности, региона и общества в целом.
Именно через продуманные эффективные льготы можно влиять на развитие тех или иных отношений в выгодном для области, общества и государства направлении, содействовать процессу реформирования экономики (льготы-стимулы) с одновременным усилением социальной защищенности личности (льготы-компенсации).
Правовое же поощрение — это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. Его отличительные признаки состоят в том, что правовое поощрение:
а) наступает за заслуженное поведение, под которым понимается добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения;
б) сопряжено с сугубо добровольным поступком (в поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каждого отдельного субъекта; вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага);
в) юридически одобряет позитивные действия, выступая формой вознаграждения и со стороны государства;
г) взаимовыгодно для общества и субъекта, осуществляющего его, сочетает различные интересы, удовлетворяя благоприятными последствиями;
д) выступает в качестве юридического стимула, причем, как правило, самого действенного.
Для оптимизации правовых поощрений важно провести определенную работу по систематизации поощрительного законодательства, в частности, связанной с тематическими инкорпорациями: «поощрения в субъекте РФ», «региональные премии и стипендии» и т. п.
В Саратовской области, как и во многих других регионах, назрела потребность в принятии специальных законов «О наградах», «О почетных званиях», которые содержали бы реестр соответствующих наград и почетных званий, устанавливали порядок возбуждения ходатайств о награждении и присвоении почетных званий, процедуру их присвоения и т. п. Качественная система поощрительных средств должна быть установлена в законодательстве об областной государственной и муниципальной службе, о правительстве области, а также в специальном областном законе «О поощрении в сфере науки, образования и культуры», который развил бы Положения о премиях Президента РФ в области образования (утвержден Указом Президента РФ от 18 марта 1996 г.), в области литературы и искусства (утвержден Указом Президента РФ от 10 апреля 1996 г.). Награждение областными наградами входит в сферу полномочий губернатора, что и следует закрепить в ст. 83 («Полномочия губернатора области») Устава Саратовской области, как это сделано, например, в ст. 2 Устава Иркутской области.
В целях устранения возможностей злоупотребления при применении поощрений со стороны соответствующих государственных органов нужно четко и достаточно полно описывать в поощрительных нормах критерии заслуженного поведения, т. е. то, за что полагается поощрительная мера.
В настоящее время требуется не только повышать результативность уже действующих правовых форм поощрения, но и искать дополнительные стимулирующие резервы. На региональном уровне можно шире и гибче применять как государственные, так и негосударственные меры поощрения, например, за ведение здорового образа жизни, занятие физической культурой и спортом, сохранение и улучшение благоприятной окружающей среды, рациональное ресурсопользование и т. д. В этой связи необходимо основательно стимулировать широкое участие ученых в правотворческой деятельности, устанавливать вознаграждение или иные поощрения авторам проектов законов и предложений к ним по сложным вопросам экономической, политической, социальной жизни.
Оптимальная разработка и эффективное проведение региональной льготной и поощрительной политики являются одним из действенных средств проведения реформ в субъектах Федерации, становления местного самоуправления, воплощения в жизнь принципов социальной защиты и справедливости.
* Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. При написании данного материала использовалась Справочная правовая система «Консультант Плюс» (ООО «Принцип» — региональный центр по Саратовской области).
** Доктор юридических наук, профессор Саратовской государственной академии права.
1 См. об этом: Сырых В.М., Шкатулла В.И. Эффективность законодательных норм в сфере общего образования // Эффективность закона / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1997. С. 114.
2 Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета. 1998. 19 февраля.
3 Корнев В. Льгот больше, чем граждан. В Волгограде попытались сократить количество льготников // Известия. 1998. 28 марта.
4 Галкин С. Они не халявщики, они — льготники. Так, вероятно, мог бы сказать безвременно ушедший от нас Леня Голубков о многочисленных, вполне здоровых и благополучных дамах и господах, имеющих право бесплатного проезда в пассажирском транспорте // Известия Поволжья. 1996. 14 мая; Коновалов В. Чем ветеран отличается от депутата // Известия. 1996. 6 авг.
Источник: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=148701
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!