Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Понятие и виды договора подряда. Стороны, объект (предмет), существенные условия, юридические свойства, форма, срок договора подряда
2. Права и обязанности сторон в договоре подряда
3. Ответственность сторон по договору подряда
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст. 410
3. Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999
4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М., 1998
5. Гражданское право. Учебник. В 2-х частях / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2001
6. Гражданское право. Учебник. Часть I / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2000
Данные нормы исходят из того, что лицу, обладающему правами на ту или иную недвижимость, для нормальной реализации этих прав следует предоставить правовую возможность по использованию земельного участка, расположенного под этим зданием и предназначенного для его использования. Так, ст. 35 ЗК РФ определяет, что „при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник“.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с правилами об установлении норм предоставления земельных участков согласно ст. 33 ЗК РФ.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:
— отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
— отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК РФ.
Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставить такой земельный участок в собственность граждан.
Согласно ст. 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания(сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования.
Согласно ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности либо предоставляется право аренды или предусмотренное договором продажи недвижимости иное право на соответствующую часть земельного участка. Если договором не определено передаваемое покупателю недвижимости право на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.
Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В случаях, когда земельный участок, на котором находится принадлежащее продавцу здание, сооружение или другая недвижимость, продается без передачи в собственность покупателя этой недвижимости, за продавцом сохраняется право пользования частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, на условиях, определяемых договором продажи. Если условия пользования соответствующей частью участка договором его продажи не определены, продавец сохраняет право ограниченного пользования(сервитут) той частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с ее назначением.
Особенно важно подчеркнуть, что действующим законодательством определены некоторые особые правила приобретения прав на земельные участки гражданами из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Первое заключается в том, что при переходе прав на земельный участок частным лицам сокращается площадь земельных участков, находящихся в публичной собственности. В силу этого процедура перехода прав требует не только обеспечения прав и интересов лиц, приобретающих земельные участки, но и соблюдения интересов государства, муниципального образования, общества. Для этого вводятся ограничения оборота, уменьшающие возможность злоупотреблений со стороны должностных лиц, предоставляющих земельные участки.
Другое связано с тем, что в Российской Федерации не завершена земельная реформа и большой перечень земельных участков переходит из государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в особом порядке.
Заслуживает внимания правовой режим граждан на земельные доли, образуемые в результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Так, ст. 8 — 10 ЗК РСФСР предусматривали возможность иметь земельные участки в коллективной и коллективно-долевой собственности. По этому поводу отмечалось, что в случае коллективной собственности собственником имущества, выступающим в качестве стороны в отношениях, должен являться некий коллектив. Но есть ли у него хоть какое-то имущество, которое принадлежит именно коллективу, а не каждому конкретному лицу? Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. эти статьи ЗК РСФСР были признаны недействующими.
В соответствии с п. 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, при реорганизации колхозов и приватизации совхозов должны быть определены имущественные паи и земельные доли. При этом правовое содержание земельной доли граждан долгое время вызывало как в теории, так и в практике многочисленные споры. Одни полагали, что земельная доля в том виде, в каком она представлена в действующем законодательстве, не может считаться объектом права собственности и недвижимым имуществом. Они указывали на то, что при наличии отношений по поводу земельных долей отсутствует непосредственный объект права собственности — конкретный земельный участок. Соответственно распоряжение земельной долей — это распоряжение обязательственными правами. Однако действующее тогда законодательство прямо указывало, что граждане имеют право собственности на земельную долю. По мнению В.В. Чубарова, земельная доля по законодательству о приватизации в сельском хозяйстве и была той долей в коллективно-долевой собственности, которая никак не вписывалась в гражданско-правовое понимание вещей и прав на них.
С одной стороны, за работником колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного предприятия, а также приравненными к ним лицами признавалось право собственности на земельную долю, с другой — они не могли его реализовать, поскольку землей реально продолжало владеть общество, созданное этими же работниками в порядке реорганизации. Кроме того, границы земельного участка не были реально определены и описаны. „В лучшем случае владелец земельной доли либо вносил ее в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества (товарищества), что с точки зрения определения субъекта права собственности лишь запутывало ситуацию, либо отчуждал ее третьему лицу“. Так, по состоянию на 1 сентября 1996 г. было передано: в уставные фонды (капиталы) сельскохозяйственных предприятий — 1 610 000 долей, в аренду — 1 040 000, отчуждено (дарение, продажа, обмен на имущественный пай) — 715 000 долей.
С принятием Закона „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ была признана земельная доля правом на долю в общей собственности на земельные участки.
В результате использования гражданско-правовой конструкции общей долевой собственности многое в правовом режиме земельной доли граждан стало понятным, в частности: право на земельную долю стало подчиняться режиму недвижимого имущества; в связи с необходимостью государственной регистрации возникновения, перехода и прекращения права на долю в общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения возникла потребность в описании границ этих земельных участков. В связи с этим Федеральной службой земельного кадастра от 26 января 2004 г. утверждены соответствующие Методические рекомендации; собственник земельной доли отчуждает ее путем внесения в уставный капитал юридического лица; появилось юридическое обоснование праву на выдел доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Так, К., Ш., М. обратились в суд о выделении им в собственность земельной доли в натуре из земель с/х назначения. Суд пришел к выводу о том, что истцы как участники долевой собственности вправе выделить свои земельные участки на основании публикации в газетах, без созыва общего собрания участников долевой собственности.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ (в ред. от 5 февраля 2007 г.) местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенного для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, исходя из смысла указанной нормы Закона следует, что образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании решения общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенного для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 Закона „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“. И лишь в том случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 Закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель с/х назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка (п. 3 ст. 13 ФЗ).
Кроме того, суд не принял мер к установлению фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и не вынес их на обсуждение сторон, а именно: не установил документально общее количество участников долевой собственности, не определил правовой режим земельного участка (собственность, аренда, пользование), не установил качественные характеристики выделяемых земельных участков, была ли соблюдена истцами досудебная процедура выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности, установленная ст. 13 ФЗ „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, не выяснил, принималось ли ранее решение общего собрания участников по выделению земельных участков из земельного массива, если принималось, то в каких границах, имело ли при этом нарушение прав других участников долевой собственности, не решен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В настоящее время предусмотрены особые правила приобретения в собственность земельных участков, находящихся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения, а также на праве постоянного(бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 20 и 21 ЗК РФ.
Кроме того, в отношении многих земельных участков, предоставленных гражданам в установленные законом периоды, не определен вид права или его невозможно установить, в связи с чем установлена презумпция о собственности граждан на земельные участки для того, чтобы внести ясность в гражданский оборот.
В настоящее время действующим законодательством уделено внимание отдельным вопросам предоставления прав на земельные участки гражданам из государственной собственности: для определенных целей — под застройку, а также на основании установленных видов права — собственности и аренды.
Распоряжение земельной, как и любой другой, собственностью может происходить по воле собственника и на основании закона. Земельным кодексом РФ определено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в порядке и на основаниях, которые предусмотрены земельным законодательством. „Приватизация земельных участков основана исключительно на нормах земельного законодательства. К приватизации земельных участков, основанной на ст. 30 — 34 Земельного кодекса РФ, нормы Закона о приватизации государственного или муниципального имущества не применяются“.
По тому признаку, являются ли основания приобретения земельных участков в собственность возмездными или нет, граждане могут относиться к той или другой группе. Возможно и бесплатное предоставление земельных участков гражданам Российской Федерации, но лишь в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 „О собственности в СССР“, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ. Однако следует учесть, что законодатель, принимая нормы, закрепляющие право гражданина бесплатно приобрести земельный участок в собственность, находящийся в фактическом пользовании, с расположенным на нем жилым домом, приобретенным в результате сделки до 1 июля 1990 г., не уточняет и не регламентирует, в какой территориальной зоне может либо должен находиться испрашиваемый земельный участок и будет ли он соответствовать зонированию той или иной территории. Вместе с тем ст. 35 Градостроительного кодекса РФ и ст. 85 ЗК РФ, определяя правовой режим земель, указывают территориальные зоны земель поселений и регламентируют вид их использования.
Действующим законодательством не определяется, когда и в каких случаях уполномоченные органы вправе предоставлять не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте земельные участки из государственной или муниципальной собственности.
Как уже отмечалось, рассматриваемые органы вправе отказать в предоставлении земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28 ЗК РФ, для строительства, ведения личного подсобного хозяйства и др., за исключением изъятия земельных участков из оборота (ст. 27 ЗК РФ), установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. При этом суду предоставляются соответствующие доказательства лицом, которое отказывает в приватизации земельного участка. Действительно, ст. 85 ЗК РФ устанавливает перечень объектов, которые могут быть расположены на определенной категории земель, но в то же время данная норма не предусматривает ограничений на приватизацию земельных участков, занятых принадлежащими гражданам индивидуальными жилыми домами, расположенными, например, в общественно-деловой зоне, зоне, имеющей историко-культурное значение. В п. 4 ст. 85 ЗК РФ определены случаи, при которых земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Доказательства таких обстоятельств должен представить соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Также не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан.
Следует согласиться с тем, что в отношении граждан установлены специальные правила, призванные упростить порядок приобретения (оформления) земельных участков, находящихся в фактическом пользовании.
Основания бесплатного приобретения земель из государственной или муниципальной собственности могут быть предусмотрены только федеральными законами или законами субъектов РФ согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ, поэтому с момента вступления в силу Земельного кодекса РФ основания для бесплатного приобретения земель из государственной собственности гражданам, предусмотренные подзаконными актами, теряют силу.
Так, в настоящее время действует Закон Рязанской области от 20 июля 2006 г. N 74-ОЗ „О предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Рязанской области“, который устанавливает следующие основания предоставления земельного участка в собственность бесплатно. Согласно п. 2 — 3 ч. 1 ст. 2 Закона земельные участки предоставляются бесплатно, если они предоставлены с расположенными на них жилыми домами в аренду до 1 сентября 2007 г. при наличии государственной регистрации права собственности граждан на такие жилые дома на момент предоставления земельных участков в аренду; на земельных участках расположены жилые дома, приобретенные гражданами в результате наследования или дарения, и эти земельные участки наследодатель или даритель имел право приобрести в собственность бесплатно, но такое право не реализовал.
Пункт 4 ч. 1 ст. 2 настоящего Закона допускает в случае расхождения площади фактически используемого земельного участка с площадью, указанной в правоустанавливающих документах, и отсутствия споров со смежными землепользователями гражданину бесплатно приобретать земельный участок, уточненная площадь которого не превышает указанную в правоустанавливающем документе площадь более чем на минимальный размер земельного участка, установленный для индивидуального жилищного строительства.
В отношении юридических лиц установлен период, в течение которого они должны переоформить вещные права на земельные участки. В отношении граждан такое требование бессрочно. Так, п. 3 ст. 3 Закона «О введении в действие ЗК РФ» определяет, что оформление земельных участков, ранее предоставленных гражданам в постоянное(бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных законодательством случаях сроком не ограничивается. В отношении юридических лиц по общему правилу такой срок установлен п. 2 ст. 3 Закона до 1 января 2010 г.
Однако не следует понимать, что любой обратившийся в соответствующие органы может получить земельный участок в собственность.
Так, Р. обратился к Администрации МО «Михайловский муниципальный район» с иском о признании права собственности на земельный участок, мотивируя тем, что на основании решения суда от 30 апреля 1991 г. за ним было признано право пожизненного наследуемого владения земельным участком для ведения крестьянского(фермерского) хозяйства. Он неоднократно обращался за приватизацией земли, но ему в бесплатной передаче в собственность было отказано.
Суд удовлетворил требования Р. и в обоснование своего вывода привел п. 7 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о том, что приобретение гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянско-фермерского хозяйства, права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие ЗК РФ». Исходя из п. 3 ст. 21 ЗК РФ, суд пришел к выводу о возможности однократного бесплатного получения в собственность земельного участка, находящегося на указанном праве.
Между тем п. 3 ст. 21 ЗК РФ утратил силу с сентября 2006 г., а с выводом суда о возможности бесплатного получения в собственность земельного участка согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащего применения норм права.
Давая суждение о возможности бесплатного переоформления земельного участка в собственность физического лица, суд не учел, что решением Исполкома райсовета народных депутатов выдан Государственный акт на право пожизненного наследуемого владения землей крестьянскому (фермерскому) хозяйству, главой которого является Р.
Согласно п. 7 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение с/х организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению КФХ, права собственности на участки или права аренды участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с вводным законом субъекта РФ в размере не более 20% их кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость (оценка) участков устанавливается нормативным актом исполнительного ОГВ субъекта РФ во исполнение Постановления Правительства РФ от 25 августа 1999 г. N 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и может быть ниже, равна либо значительно превышать их рыночную стоимость, определяемую соглашением продавца и покупателя в каждом случае индивидуально.
Таким образом, в части переоформления права пожизненного наследуемого владения участком на собственность или аренду п. 7 ст. 10 Закона распространяется только на КФХ, которое обязано переоформить свое право на землю независимо от наличия у него статуса юридического лица в силу ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которой КФХ без образования юридического лица является предпринимателем, к деятельности которого применяются правила о деятельности коммерческих организаций.
Важнейший элемент защиты земельных прав также установление исчерпывающего перечня случаев прекращения земельных прав государственными и муниципальными органами власти. Так, рассматриваемому вопросу посвящена глава VII Земельного кодекса РФ.
Отличительные признаки прекращения прав граждан на земельный участок можно подразделить на группы, исходя из юридических фактов, лежащих в основе правоотношения. Так, к событиям, являющимся основаниями прекращения прав граждан, относятся смерть гражданина — собственника, пользователя, владельца, арендатора земли, а также истечение срока. На таком основании прекращается, например, право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
К числу правомерных действий субъектов прав на землю, прямо направленных на прекращение этих прав, относятся добровольный отказ, а также отчуждение земельного участка. Добровольный отказ гражданина от земельного участка возможен, если при этом не ущемляются права и законные интересы других граждан, например членов семьи, лиц, ведущих совместно с ним личное подсобное хозяйство. К случаю добровольного отказа автор относит подачу заявления о перерегистрации права постоянного(бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на право собственности. В рассматриваемом случае изменяется содержание вещно-правовых отношений на земельный участок. Так, ст. 53 ЗК РФ упоминает три разновидности указанных вещных прав на земельные участки, от которых гражданин вправе отказаться. Согласно ст. 53 ЗК РФ отказ от вещных прав на земельный участок осуществляется путем подачи заявления в уполномоченный орган, поэтому не допускается совершение фактических действий, свидетельствующих об отказе от прав на земельный участок, предусмотренных ст. 236 ГК РФ. «Основанием отказа от права на земельный участок по ЗК РФ будет только подача заявления надлежащей формы. Устные заявления не могут быть приняты во внимание, а если лицо просто не использует земельный участок, то в ряде случаев это может образовывать состав правонарушения, например неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного строительства в течение трех лет». Земельный кодекс РФ, указывая в п. 2 ст. 53 ЗК РФ на то, что при отказе от права собственности на земельный участок он приобретает статус бесхозяйной вещи, отсылает к ГК РФ, отмечая, что порядок прекращения права собственности на бесхозяйные вещи регулируется гражданским законодательством. Из рассматриваемых правил следуют важные выводы: земельный участок не может быть признан бесхозяйным и приобрести режим бесхозяйной вещи, если гражданин отказывается от иных вещных прав на него, поскольку объект прав продолжает иметь собственника, который известен.
В ряде случаев основаниями прекращения земельных прав граждан являются правомерные действия субъектов гражданских прав на землю, не направленные на прекращение этих прав, но с которыми прекращение прав связывает закон. Это такое основание, как переход права собственности на строение, сооружение. Однако, по мнению диссертанта, оно не содержит специфики применительно к гражданам по сравнению с иными субъектами земельных прав.
Основаниями прекращения прав граждан на землю могут быть правомерные действия третьих лиц по отношению к субъектам прав на землю. К ним можно отнести: изъятие(выкуп) земель для государственных и общественных надобностей. Применительно к гражданам особенность состоит в том, что законодателем устанавливается дополнительная защита прав граждан. Так, в соответствии с Земельным кодексом РФ (ст. 63) установлены гарантии прав граждан на землю при изъятии земельного участка для государственных или общественных нужд. Причем следует подчеркнуть, что они не распространяются на юридических лиц. Такое изъятие у граждан — владельцев, пользователей и арендаторов может производиться после: выделения по их желанию местной администрацией равноценного земельного участка; строительства на новом месте организациями, для которых отводится земельный участок, построек взамен изымаемых; возмещения в полном объеме убытков, включая упущенную выгоду. Изъятие земельного участка может производиться путем выкупа с учетом интересов собственника, включая возмещение рыночной стоимости земли.
Совершенно справедливо в литературе отмечается, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд не следует смешивать с принудительным прекращением собственности на земельный участок. «Изъятие может производиться из земель, которые находятся в пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании, то есть из земель, относящихся к государственной или муниципальной собственности. В отношении земельных участков, находящихся в собственности, предусматривается выкуп». Принудительное прекращение — это мера ответственности, а принудительное изъятие — это мера, направленная на решение государственных или муниципальных нужд. Собственник изымаемого земельного участка имеет право на возмещение понесенных расходов, связанных с улучшением состояния земельного участка.
Следует отличать временное занятие земельного участка, при котором убытки возмещаются только его собственнику. Проблемы реализации п. 2 ст. 57 ЗК РФ в этой части, возникающие в случае ограничения прав землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, уже отмечались в литературе. Как следует из правил возмещения, оно производится только собственнику, поэтому спор о соответствующем возмещении будет рассматриваться между собственником и, например, арендатором.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!