Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Германия в период территориальной раздробленности в XIII-XIX веках»

/ История государства и права
Контрольная,  20 страниц

Оглавление

Введение
1. Особенности политического развития Германии в средние века
2. Развитие Германии в период абсолютизма
Заключение

Список использованной литературы

1. Всеобщая история государства и права: Учебник // Под ред. К.И. Батыра. М.: Юристъ, 1998
2. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права: Учебник. М.: Издательство НОРМА, 2000
3. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов // Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. М.: Издательство НОРМА, 1998
4. История средних веков: В 2 т. Т. 2: Раннее новое время: Учебник // Под ред. С.П. Карпова. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 2000
5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник. М.: Остожье, 1998
6. Советская историческая энциклопедия. В 16-ти тт. Т. 11. М.: Советская энциклопедия, 1968


Работа похожей тематики


Университетское образование в Германии

 

Современная система университетского образования в Германии, исторически сформировавшиеся принципы, которой в различной степени, но существенно повлияли на становление университетского образования в различных регионах мира, сама удивительным образом объединила многие традиции, аккумулируя наиболее значительные достижения и адаптируя эти достижения к собственным национальным потребностям и целям-. Чтобы разобраться в этом непростом сочетании национального и межнационального, традиционного и новаторского, следует обратиться к истокам и обозначить существенные моменты динамических изменений, сформировавшие национальную политику в области университетского образования.

Первыми германскими университетами были Гейдельбергский и Кёльнский, возникшие в конце XVI в. Старейшими являются также Фрайбургский, Мюнхенский, Тюбингенский и ряд других. В XVIII в. наряду с уже многочисленными университетами стали создаваться строительные и горные академии, различного рода профессиональные высшие школы. Однако подлинный переворот в развитии университетского образования был произведен Вильгельмом фон Гумбольдтом, разработавшим концепцию исследовательского университета, получившую реальное воплощение с открытием в 1810 г. Берлинского университета.

Концепция Гумбольдта соединила традиционную ориентацию интеллектуализма с новаторской идеей реализации обучения через исследование, развития личности студента и его интеллектуальных резервов в процессе приращения научного знания. Гумбольдт считал также, что универсальность университетского образования обеспечивается его общенаучным характером и мировоззренческой природой. Каждая научная дисциплина обусловливается целой совокупностью других областей знания, а идея академической свободы в проведении исследования и обучения должна рассматриваться основополагающей. Этот определяющий контекст университетской жизни могло обеспечить только государство, на которое возлагалась ответственность за финансовую поддержку университетов и сохранение их относительно автономного статуса.

В. фон Гумбольдт, выступивший как крупнейший философ образования и практик-новатор, обнаружил, если воспользоваться современной терминологией, комплексный подход к решению образовательных проблем. По существу, им была также заложена традиция преемственности между средним и университетским образованием, был создан механизм, обеспечивающий право каждому выпускнику школы приступить к занятиям в университете. Таким механизмом был «институт абитуры». Это терминологическое сочетание означает, что лица, сдавшие экзамены повышенной степени сложности, на основе школьных программ могут быть без экзаменов приняты в университет. Точный перевод латинского слова «абитуриент» – собирающийся уходить, а не приступающий к новому виду образования, как это закрепилось в современной лексике. Таким образом, концепция исследовательского университета не была единственным достижением Гумбольдта в сфере образования. Им же было осуществлено руководство реформы в подготовке школьного обучения, произведенной в 1812 г. и также получившей наименование гумбольдтовской.

Новации Гумбольдта,   если   опять-таки воспользоваться современной терминологией, означали попытку соединить несоединимое или разрубить гордиев узел дилеммы элитарного и массового образования. С введением «института абитуры» каждый получал шанс стать студентом университета, в стенах которого надлежало проявить себя не только в обучении, но и в исследовании, требовавшем высокого интеллектуального напряжения. Современная система образования Германии унаследовала эти основополагающие принципы. Вторая ступень среднего образования представлена тремя видами обучения: основной общеобразовательной школой: реальной школой, обеспечивающей профессиональные навыки, и гимназией – академическим подразделением средней школы, осуществляющим подготовку для дальнейшего обучения в университете. Сохранился и «институт абитуры» – практика сдачи выпускных экзаменов, по итогам которых производится зачисление в списки на различные специализации университетов.

В настоящее время система университетского образования Германии включает три типа университетов. Первую группу представляют старейшие университеты обеспечивающие классическую подготовку в фундаментальных областях знания. Они наиболее престижны; и привлекательны для студентов. Вторая группа объединяет технические университеты и высшие технические школы университетского типа. Здесь ведущими являются образовательные программы с технической и инженерной ориентацией. Отступление от гумбольдтовской модели состоит в том, что университетскими дисциплинами рассматриваются прикладные области знания и исследования, соответствие же определяется тем, что наряду с профилирующими дисциплинами имеют место программы общенаучной и социально-гуманитарной подготовки. Третью группу составляют относительно новые университеты, технически более оснащенные и, следовательно, практикующие новейшие средства обучения и исследования.

Еще одну типологию университетов можно построить на основе принадлежности к большим, средним и малым городам. Тогда в группу лидеров попадут Берлинский, Мюнхенский, Гамбургский, Кёльнский университеты. Во вторую – Боннский, Гейдельбергский, Фрайбургский, Нюрнбергский, университеты Майнца и Мюнстера. Третья группа будет представлена университетами Тюбингена, Геттингена, Марбурга и рядом других. Наиболее динамичными, интенсивно укрепляющими свои позиции считаются университеты второй/и третьей группы.

Университеты Германии традиционно являются государственными, а работающие в них профессора и младший преподавательский состав – государственными служащими. Лишь в последние годы образовалось несколько частных университетов, предоставляющих возможности платного обучения в основном в области менеджмента. Общая численность студентов к 1992 г. превысила 1,6 млн. человек, причем три четверти составили студенты университетов и одну четверть – студенты профессиональных высших школ. Женщин в университетах свыше 41%, в специализированных вузах – 29%. За последние десятилетия общий прирост студенческого корпуса составил 52%, а университетское сообщество ежегодно принимает в свои ряды около 200 тыс. абитуриентов. Численность студентов, выбирающих специализации в области гуманитарных и технических наук, приблизительно одинакова – 21% и 20,8%. Привлекательность естественнонаучной подготовки несколько ниже, здесь доля выбравших образование этого типа– 15,6%. Университеты ежегодно выпускают около 8,5 тыс. инженеров, что составляет лишь треть от выпуска специалистов высших профессиональных школ неуниверситетского типа, срок обучения в которых значительно короче – 2–4 года, в отличие от пятилетнего университетского    инженерного образования.

Стремление объединить классическое университетское профессионально ориентированное образование привело в 70-е г. к созданию так называемых объединенных высших школ, общая численность которых сегодня превышает 10 учебных заведений. Частичное или полное интегрирование программ разного уровня в стенах одного вуза, называемого также всесторонним университетом, предполагало усиление теоретической подготовки для будущих практиков – технологов, экономистов, программистов, преподавателей преимущественно естественнонаучных дисциплин. Для подтверждения реальной квалификации предусматривались длительные стажировки: для инженеров – не менее одного-двух лет, для преподавателей– 1,5 года. Окончание стажировки фиксировалось повторной сдачей экзамена и вручением диплома. Только в этом случае образовательный пикл считался завершенным, и шансы на получение более высокой заработной платы – реальными.

Необходимо отметить еще один чисто германский феномен «группового университета». Это явление не представлено, отдельной разновидностью университета, а связано с изменением внутренней субординации кадрового состава университетов. В исследовательском университете Гумбольдта, в немецких университетах первой половины XX столетия центральной фигурой оставался профессор, руководитель кафедры исследовательского направления. Однако с 50-х гг. XX в. доступ к высшему образованию стал не только открытым, но и бесплатным. Резко возросшие студенческие контингента потребовали значительного прироста преподавательского корпуса, который в таком объеме мог быть осуществлен только за счет младшего преподавательского состава. Студенческие волнения 60-х гг. ускорили процесс «демократизации». В результате монопольные позиции профессоров были почти утрачены, т. к. в ученых советах факультетов им была оставлена лишь треть голосов, а две трети пришлись на долю студентов и младших преподавателей. Решение многих вопросов оказалось затруднено. Образование, предоставляемое ассистентами, не могло предъявить образцы исследовательской деятельности и все более способствовало научению, а не развитию мышления и самостоятельным научным изысканиям. Сегодня уже признается, что предпринятые «демократические» новации существенно снизили не только качество университетской подготовки, но и в значительной мере привели к утрате ее специфики. Задачи формирования научной элиты в университетах вновь получили актуальное звучание, в частности в целях воспроизводства высококвалифицированного академического университетского корпуса.

Современные университеты Германии предлагают пятилетние образовательные циклы для студентов и возможности последипломного образования. Первая ступень студенческого обучения, длительностью в 2 года обеспечивает общенаучную ориентацию. Вторая – на протяжении 3 лет – программы теоретической специализации и в прикладных областях знания. Первый этап продвинутой подготовки рассчитан также на 5 или <более лет и завершается защитой диссертации на степень доктора наук. Эта квалификация позволяет профессионально заниматься исследовательской деятельностью и руководить научными разработками. Второй этап – более длительный, нередко превышающий восьмилетний период, заключается в проведении исследований и защите диссертации, обеспечивающей право преподавания в высшем учебном заведении. Таким образом, средний возраст начинающих профессоров, соответствующих требованиям, предъявляемым университетами, составляет 37 лет.

Выпускники, оставшиеся в университетах, обнаруживают различную динамику профессионального продвижения в зависимости от избранной специализации. Наиболее продуктивными оказываются химики и биологи. Они составляют 62% и 76% защитивших докторскую диссертацию от общего числа выпуска. Для сравнения– доля филологов не превышает 4%, а экономистов– 7%. Как правило, научные изыскания аспирантами и докторантами проводятся самостоятельно. Только около 20% обращаются за консультациями к научным руководителям чаще одного раза в год. Характерно также, что в отличие от закрепившейся со времени средневековых университетов практики студенческой мобильности, позволяющей слушать курсы по выбору в разных университетах, продвинутые виды подготовки традиционно более чем в 80% случаев осуществляются в стенах своего университета.

Открытый прием в университеты Германии, так же, как и во Франции, создает целый ряд проблем. 30% принятых в число студентов отсеиваются в процессе обучения. Уже сегодня актуальной рассматривается, опасность роста безработицы среди специалистов. К началу 90-х гг. выпускники университетов, не нашедшие применения своим знаниям, составили около 6%, число нетрудоустроенных женщин выше – около 8,5%. Из года в год традиционно увеличивается прием на гуманитарные факультеты и специальности, связанные с социальными областями знания. Между тем на рынке труда устойчиво фиксируется их значительное перепроизводство. Согласно прогнозам лишь каждый третий выпускник будет иметь к 2000 г. реальную возможность работы по специальности. Процент нетрудоустроенных молодых специалистов был бы значительно выше, если бы эти показатели включали и скрытую безработицу – занятость в несоответствующих приобретенному квалификационному уровню сферах деятельности.

Социологи считают, что шансы и мобильность на рынке труда у выпускников высшей школы значительно выше, чем у молодежи с более низким уровнем образования. Тем не менее в нынешних условиях университетский диплом уже не является не только гарантом успешной карьеры, но и простого трудоустройства. Снижение привлекательности для абитуриентов обучения в университетах особенно заметно в Германии. Два десятилетия назад 90% выпускников гимназий приступало к занятиям в университетах. Сегодня этот показатель снизился на 20%. Семнадцатилетние нередко делают выбор в пользу ученичества в промышленных компаниях и фирмах. Такого рода образовательно-трудовая деятельность рассматривается как гарантия дальнейшей профессиональной занятости, сохраняющая возможности для получения инженерного образования, а при желании – и поступления в университет.

По мнению немецких работодателей, процесс демократизации высшей школы, и особенно технических университетов, должен быть выражен не столько расширением доступа к высшему уровню образования, сколько созданием обширных и прочных связей образовательной системы с промышленностью, наукоемким городским сервисом, строительством и целым рядом других сфер практической занятости. В этих случаях ответственность распределяется между бизнесом и системой образования, прогрммные курсы обучения становятся более гибкими, адаптивными к изменяющимся потребностям и технологиям, а обучающиеся приобретают возможность получения образования любого уровня и степени сложности. В последние десятилетия получила распространение практика финансового поощрения промышленными корпорациями наиболее выдающихся результатов в виде стипендий и премий за лучшие дипломные работы и диссертации. В свою очередь и студенты университетов при выборе дипломных тем все чаще начинают учитывать пожелания фирм, заинтересованных в теоретической проработке исследовательских задач, связанных с современными быстро меняющимися наукоемкими технологиями. На рынке труда устойчивым спросом пользуется сочетание академической подготовки с реальным знанием организации производства, поэтому около 70% выпускников сразу после окончания вуза приступают к обучению на курсах повышения квалификации.

Одной из актуальных проблем германской высшей школы, и в частности университетов, является недостаточный уровень подготовки студентов в области информатики, что, в свою очередь, приводит к проблеме дальнейшего трудоустройства выпускников. Современные компании и фирмы, работающие на уровне мировых стандартов, заботящиеся о конкурентоспособности производимой продукции, обладают высокой компьютерной: оснащенностью. Между тем мощности вычислительных центров большинства университетов ограничены, программное обеспечение для решения исследовательских и образовательных задач недостаточно и малодоступно для студентов, не получающих в результате необходимых навыков пользователей. Низкий уровень компьютерной грамотности обнаруживают и вузовские преподаватели, предпочитающие традиционные виды передачи знаний. В связи с этим прилагаются значительные усилия в создании федерально-земельной инвестиционной программы, направленной на компьютеризацию вузов, а информатика предлагается в качестве обязательной дисциплины для студентов всех факультетов либо даже в качестве второй параллельной дисциплины специализаций.

Завершая краткий обзор современной университетской системы Германии, следует сказать о том, что основополагающие принципы гумбольдтовского подхода остались жизнеспособными и конструктивными. Выдержав испытание временем, они несколько модифицировались, расширив сферу исследования на области прикладного и инженерного знания. Научная деятельность, университетов предполагает сегодня не только процессы приращения знания и совершенствования интеллекта, но и решение социально значимых проблем. Социальная функция университетов оказалась значительно усиленной, обеспечивая возможности сотрудничества представителей различных сфер деятельности. Такого рода взаимодействие способствует конкретизации целей и обновлению содержания обучения. Переход от государственного управления к большей поддержке университетов правительствами земель и к принципам рыночного регулирования поощряет развитие конкуренции в системе университетского образования, приобретающей особую роль в условиях формирующегося единого европейского рынка и мирового образовательно-исследовательского пространства.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!