Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Взяточничество как особый вид должностного преступления»

/ Уголовное право
Курсовая,  45 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие взятки и уголовно-правовая характеристика взяточничества
1.1. Предмет и правовая природа взятки
1.2. Анализ взглядов исследователей на содержание взяточничества
Глава 2. Уголовно-правовой анализ видов взятки
2.1. Уголовно-правовой анализ получения взятки
2.2. Уголовно-правовой анализ дачи взятки
Заключение

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. 62 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст. 410.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215.
5. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1998 г. №8-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №2. Ст. 224.
6. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. №50. Ст. 4859.
7. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. №4. С. 52-67.
8. О судебной практике по делам о взяточничестве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 марта 1990 г. №3 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1990. №3. С. 71-86.
9. Аникин А. Ответственность за взяточничество по УК РФ // Законность. 2004. №5. С. 21-27
10. Белоконь А. Взятка: новые составы преступления // Домашний адвокат. 2002. №5. С. 4-5
11. Волженкин Б.В. Должностные преступления. М., 2000. 510 с.
12. Волженкин Б.В. Квалификация взяточничества. СПб., 1994. 340 с.
13. Волженкин Б.В. Комментарий к ст. 290 УК РФ в кн. Комментарий к УК РФ / Под общ. ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. М., 2004. 630 с.
14. Волженкин Б.В., Квашис В.Е., Цагикян С.Ш. Ответственность за взяточничество. Ереван, 1988. 429 с.
15. Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике прокурорского надзора. М., 1976. 420 с.
16. Голосенко И.А. Феномен русской взятки: Очерк истории отечественной социологии чиновничества // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II. №3. С. 89-97.
17. Горелик А.С. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп // Юридический мир. 1999. №1-2. С.12-18.
18. Гражданские инициативы и предотвращение коррупции / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2005. 380 с.
19. Гючтер А.Р. Должностные преступления. М., 1999. 427 с.
20. Егорова Н. О взяточничестве и коммерческом подкупе // Российская юстиция. 2001. №10. С. 8-10
21. Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 2005. 539 с.
22. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России. Нижнекамск, 2006. 410 с.
23. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб., 2003. 385 с.
24. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневой образ жизни. Социологический автопортрет постсоветского общества. М., 2000. 497 с.
25. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 2002. 413 с.
26. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Наумова. М., 1996. 803 с.
27. Константинов А. Коррумпированный Петербург. СПб., 2004. 327 с.
28. Коррупционная преступность // Криминология. Учебник для юридических вузов / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова и др. СПб., 2003. 510 с.
29. Кузнецов И.Е. Коррупция в системе государственного управления: социологическое исследование. Дис. ... канд. соц. наук. СПб., 2000. 189 с.
30. Лунеев В.В. Коррупция, учтенная и фактическая // Государство и право. 1996. №8. С. 80-85
31. Лысов М.Д. Наказание и его применение за должностные преступления. СПб., 2004. 320 с.
32. Мельникова В.Е. Ответственность за взяточничество. М., 2002. 376 с.
33. Модельный уголовный кодекс для государств-участников СНГ // Правоведение. 1996. №1. C. 143-159
34. Неклюдов Н.А. Взяточничество и лихоимство. М., 1992. 276 с.
35. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1997. 630 с.
36. Олейник А. "Бизнес по понятиям": об институциональной модели российского капитализма // Вопросы экономики. 2001. №5. С. 46-49
37. Познышев С.С. Очерк основных начал науки уголовного права. Часть особенная. М., 1923. 329 с.
38. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: Трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М., 2003. 428 с.
39. Райсмен В.М. Скрытая ложь. Взятки: "крестовые походы" и реформы. М., 2002. 297 с.
40. Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации / Под ред. А.В. Дука. СПб., 2001. 391 с.
41. Сравнительное социологическое исследование "Население и милиция в большом городе" (Отчет - 3). СПб., 2001. 480 с.
42. Тимофеев Л. Институциональная коррупция. Очерки теории. М., 2000. 453 с.
43. Трайнин А.Н. Уголовное право. Часть особенная. 2-е изд. М., 1927. 432 с.
44. Уголовное право. Особенная часть / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М., 2005. 464 с.
45. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И.Ляпунова. М., 2004. 529 с.
46. Ширяев В.Н. Взяточничество и лиходательство в связи с общим учением о должностных преступлениях. Ярославль, 1996. 410 с.
47. Эйсман С.В. Может ли быть предметом взятки нематериальное благо // Вестник советской юстиции. 1925. №18. С. 702-709
48. Эстрин А. Взяточничество и уголовная репрессия // Еженедельник советской юстиции, 1922. №39-40. С. 7-10
49. Юридическая практика: Информационный бюллетень центра права специального юридического ф-та С.-Петерб. ГУ. 1997. №2(9). С. 18-19
50. Яковлев A.M. Социология экономической преступности. М., 2005. 482 с.


Работа похожей тематики


Коррупция как фактор криминализации экономики и общества

 

Когда в начале книги мы говорили об усиливающемся влиянии коррупции на все сферы и институты российского государства и общества, то исходили из того, что это отнюдь не преувеличение. В последующем изложении была предпринята попытка раскрыть отдельные негативные аспекты этого влияния. Однако, как нам представляется, с точки зрения обеспечения сохранения государственности в целом и экономической безопасности, в особенности, наиболее разрушительный характер воздействия коррупции отмечается, помимо сферы государственного управления, в экономической сфере.

Необходимо иметь в виду, что коррупция как социальное и правовое явление появилась и развивалась, прежде всего, в связи с экономикой, экономическими процессами в целом, и финансовыми и товарными потоками в особенности. Здесь коррупция отражает определенные формы экономической борьбы между отдельными представителями экономических элит, финансово-промышленными группами и корпорациями, а также отдельными лицами за обладание собственностью, финансовыми и материальными ресурсами, получение льгот, преференций и иных предпочтений в своей экономической деятельности, а также установление нелегитимных отношений между государственным служащим и отдельным гражданином с целью решения его вопросов или проблем последнего.

Экономическая коррупция в концентрированном виде вбирает в себя различные виды криминальных и некриминальных действий и ведет (что является наиболее опасным с точки зрения экономической безопасности) к неизбежному разрушению экономики или ее одностороннему развитию, превращению государственного аппарата в инструмент удовлетворения частных экономических потребностей. Опасность экономической коррупции определяется также и тем, что она «кровно» связана с «теневой экономикой». Взрастая на ее почве, она затем стимулирует ее неуклонное развитие и расширение. Будучи тесно связанной с «теневыми» капиталами, экономическая коррупция быстро и разносторонне вплетается в организованную преступность. В результате на этой основе (теневая экономика – организованная преступность  – коррупция) начинает развиваться наибольшая для личности, общества и государства опасность: формирование криминального общества и криминального государства.

Мотивация экономической коррупции, безусловно, шире сугубо уголовно-правовых причин. Она заключается в том, что развитие рыночных отношений и связанных с ними различных форм хозяйственной, предпринимательской, финансовой деятельности резко опередило их законодательное закрепление и регулирование, особенно в плане криминализа-ции тех или иных форм коррупционного поведения. До сих пор многие вопросы и проблемы экономической коррупции выпадают из правового поля, что является прямым следствием отставания законотворчества по объективным и субъективным причинам. Однако в немалой степени это и следствие откровенного политического лоббирования законодательных и иных нормативных актов, нужных «теневым» дельцам, и торможения в принятии законов, могущих стать серьезным препятствием на пути их безграничного обогащения. Именно в силу этих причин сегодня мы являемся свидетелями если не формальной, то в известном смысле фактической декриминализации коррупции. Об этом мы, в частности, уже говорили в начале книги, когда приводили данные о привлечении к ответственности лиц за взяточничество.

К сожалению, на протяжении более чем десятилетия государство в своей экономической политике не изменило принципиального подхода к процессу все большего ухода предпринимательской деятельности в теневую сферу и разрастания экономической преступности до невиданных размеров. Оно как бы не замечает того, что общество фактически уже одной ногой переступило порог, когда остановить теневые процессы становится практически невозможным. Одновременно игнорируется, что, с одной стороны, они служат питательной средой для огромной армии коррумпированных чиновников, продажных политических деятелей (не секрет, что на содержании теневого финансового капитала находятся многие государственные структуры, общественные организации и конкретные политические деятели, формирующие политику государства), а, с другой стороны, теневые финансовые лидеры, ставшие некоронованными королями страны, не только покупают представителей власти, но и сами непосредственно вторгаются в политическую жизнь общества. Симбиоз теневого финансового капитала, его представителей во власти, коррумпированных чиновников, уголовного мира стал настолько мощной силой в обществе, что фактически подмял под себя все экономические возможности большинства населения России, отвел значительной его части удел «чернорабочих» теневого сектора и источника получения необъятных доходов криминального капитала.

Не вызывает сомнений, что за последнее десятилетие были не только неудачи и потери, но и достигнуты некоторые позитивные сдвиги в экономической и политической жизни. Вместе с тем, очевидно и то, что эти достижения в политике и экономике не препятствуют усилению негативных тенденций в хозяйственной и социальной сферах. Мы уже обращали внимание, но хотим еще раз подчеркнуть, что так и не прекращается спад производства, свернуты многие инвестиционные процессы, не преодолен и, по-видимому, еще долго будет сохраняться фактический дефицит государственного бюджета, растет безработица, снижается уровень жизни населения, четвертая часть из которого находится за чертой бедности. Кстати, как нам представляется, начало нового тысячелетия грозит России новыми экономическими проблемами, часть из которых из-за некомпетентной политики в этой сфере и повального воровства и коррупции на всех уровнях государственного аппарата может перерасти в разряд неразрешимых.

Безусловно, реформирование российской экономики и ее трансформация в рыночную – это весьма сложный и болезненный процесс, требующий больших усилий и времени для достижения намеченной цели. Тем более он должен быть обеспечен четкими и однозначными правилами для субъектов, участвующих в этом процессе. Не лишним при этом использовать опыт стран, прошедших, соответствующие этапы. В России же как всегда пошли собственным путем, причем основанным преимущественно на пробах и ошибках. Уже то, что реформирование было фактически отдано на откуп коррумпированным чиновникам и криминально ориентированным предпринимателям, свидетельствует об отсутствии четкого понимания, к чему это в конечном итоге приведет.

Вполне естественно, что в результате такого симбиоза могла образоваться не столько рыночная, сколько «базарная» экономика, главенствующим признаком которой является тезис «не обманешь, – не продашь».

По мнению ряда специалистов, «весь спектр негативных явлений в экономике можно условно разделить на два блока: теневую и криминальную экономику. Первая, как правило, заключается в деформации экономических отношений, которые вследствие пробелов в законодательстве не признаются как правонарушения. Под криминальной экономикой понимаются деяния в экономической сфере, подпадающие в соответствии с действующим законодательством под определение экономических правонарушений и преступлений. Сюда же относятся организованная преступность, коррупция и лоббирование выгодных преступному миру законопроектов.

Есть и другие подходы к определению деформаций в экономике в качестве «теневой экономики» и криминальной экономики. В частности, в «теневую экономику» включают три относительно самостоятельных понятия, обозначающие три соответствующих сектора: 1)«неофициальную экономику» – легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеет место не фиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогов; 2) «подпольную экономику» – все запрещенные законом виды экономической деятельности; 3) «фиктивную экономику» – экономику приписок, спекулятивных сделок, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег: сюда сегодня следует включать и деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей.

Однако это далеко не единственная попытка определиться с сущностью «теневой экономики». Существует множество взглядов и подходов к определению ее сущности. Вместе с тем, применительно к рассматриваемой в книге теме главным, на наш взгляд, является то, что «теневая экономика», с одной стороны, задает и стимулирует развитие коррупционных отношений в обществе до разрушительных пределов, а, с другой, является главным катализатором криминальной напряженности в экономике и государстве в целом.

Одновременно следует учитывать, что важным и чрезвычайно опасным элементом всей теневой экономики является то, что в ее секторах действуют одни и те же лица, приобретшие благодаря крупным финансовым средствам и их легализации в неофициальной «теневой экономике» или прямо в официальной экономике определенную «респектабельность», легитимность, связи, контакты во всех структурах государственной власти и управления.

Натиск криминалитета на экономику принял в России в последнее десятилетие беспрецедентный характер. Она стала основным приложением преступных сил, особенно оформившихся в организованную преступность. Криминальные структуры последовательно проводят стратегию быстрого наращивания капиталов, их легализацию в наиболее эффективно действующих отраслях экономики, умело, сочетая при этом совершение насильственных преступлений с различными формами коммерческой деятельности. Естественно, что без поддержки коррумпированных чиновников такое масштабное внедрение криминалитета в экономику было бы невозможно.

Анализ оперативной обстановки в регионах России свидетельствует об ухудшении ситуации по видам преступлений, которые лежат в одном русле с экономической деятельностью. В частности, это преступления в кредитно-финансовой системе, преступления против интересов государственной службы и собственно коррупция, налоговые правонарушения, посягательства в сфере обращения ценных бумаг и фальшивомонетничество, сокрытие и легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, незаконная внешнеэкономическая деятельность, преступная деятельность в сфере приватизации, преднамеренное и фиктивное банкротство государственных и муниципальных предприятий и др. К ним добавляются и новые виды преступной деятельности, в том числе в области высоких технологий и компьютерные преступления, незаконный автобизнес и др.

Постоянно фиксируется рост выявляемых посягательств экономической направленности, составляющий от 15 до 20 и более процентов ежегодно. В 2000 году зарегистрировано почти 376,3 тысяч подобных преступлений. Вместе с тем, с учетом того, что латентность экономических правонарушений является наиболее высокой по отношению к другим, то реальное количество их следует оценивать на несколько порядков больше. Соответственно и материальные, и иные потери, причиняемые этими преступлениями, также следует реально оценивать в несколько десятков раз выше. Если же учесть, что практически каждое третье экономическое посягательство так или иначе связано с коррупционными отношениями, а некоторые вообще немыслимы без них, то становится очевидным, какое влияние оказывает коррупция на экономику в целом и ее криминализацию, в частности.

По всем приведенным выше направлениям преступной деятельности многие российские организованные преступные группировки давно вышли на международный уровень и с большой выгодой для себя сотрудничают или же соперничают с зарубежными криминальными структурами. Для отмывания денег, нажитых преступным путем, они эффективно используют ослабление потенциала отечественной экономики (особенно заметное на первоначальном этапе реформ российского общества), а вместе с этим и правоохранительного контроля над экономикой.

Многие криминологи отмечают, что степень проникновения криминалитета в экономику и через нее во власть достигла критического уровня. Заказные убийства предпринимателей, депутатов, чиновников разных уровней напрямую связаны с новым переделом собственности в России. Естественно, что наиболее активную роль в этих процессах играет организованная преступность.

Развитие организованной преступности в России во многом повторяет путь преступных организаций большинства зарубежных стран, когда криминальные элементы, объединенные в преступные формирования, используя проблемы политической и социально-экономической неурегулированности, берут под контроль структуры нелегального бизнеса, а также некоторые наиболее доходные отрасли экономики.

Проблема организованной преступности находится в центре внимания российского общества с конца 1980-х годов, когда в период «перестройки и гласности» ее перестали замалчивать. Тогда же началась работа по совершенствованию правовой базы, созданию системы специализированных подразделений правоохранительных органов, развитию межгосударственных контактов правоохранительных органов, направленных на пресечение деятельности транснациональных организованных преступных групп и сообществ.

Уже тогда стало ясно, что основным направлением экспансии организованной преступности является экономика. Криминальные структуры последовательно проводили стратегию быстрого наращивания капиталов, их легализации в сфере финансового обращения и в наиболее прибыльных отраслях экономики, совмещая при этом криминальное насилие с легальной коммерцией.

Сущность организованной преступной деятельности в экономике сегодня представляет собой процесс обращения криминальных капиталов в легальной и нелегальных сферах экономики, а также деятельность по расширению сфер и обеспечению условий безопасности и эффективности этого обращения. В русле последней можно рассматривать стремление криминала проникнуть в структуры исполнительной и законодательной власти или поставить их под свой контроль, используя рычаги коррупции, а также факты «заказных» убийств и терроризма. Вне всякого сомнения, что под контроль организованной преступности за последнее десятилетие перешла значительная часть экономического потенциала и финансовых ресурсов страны. Существенно расширился диапазон криминальных видов деятельности преступных группировок и сообществ – от хищения государственного имущества и крупномасштабных афер до установления контроля над промышленными предприятиями и даже отдельными отраслями. По экспертным оценкам организованными преступными группировками (ОПГ) контролируется до половины всех частных предприятий различных форм собственности и до 60% государственных, которые являются эффективным средством проведения незаконных финансовых операций. Например, в их число входит практически весь промышленный комплекс Приморского края, порт и его инфраструктура в Астраханской области, предприятия нефтяной и газодобычи в Тюменской области и др.

Практика показывает, что существующий порядок акционирования промышленных предприятий обеспечивает возможности иностранным и российским преступным формированиям при поддержке коррумпированных российских чиновников сравнительно легко проводить операции по незаконному вывозу стратегических ресурсов страны. Механизм его весьма прост. Прежде всего, созданное на базе госпредприятия акционерное общество разделяется на ряд более мелких структур, вплоть до цехов, остающихся до определенной поры под единым руководством правления акционерного общества с участием государства. По сути, происходит рассредоточение и раздробление доли государственного участия в управлении и производстве. Через некоторое время следует объединение этих структур в несколько более крупных акционерных обществ, управляемых уже разными руководителями, а затем все акционерные общества объединяются в холдинговую компанию с участием иностранного капитала под управлением совета директоров, но уже без участия государства в выработке решений по осуществлению производственной деятельности. Таким образом происходит фактическое присвоение государственной собственности лицами, создавшими первоначальный капитал на нелегальной и полулегальной хозяйственной деятельности.

Все это приводит к тому, что зачастую наиболее эффективно работающие предприятия, выпускающие вполне конкурентоспособную продукцию, и целые отрасли .экономики попадают под контроль российских и зарубежных криминальных структур.

Практика проведения целевых комплексных операций «Циклон», «Вихрь-Антитеррор» и ряда других, опыт и результаты деятельности оперативно-следственных бригад в Кемеровской области, Красноярском крае, Новороссийском порту и т.д. показывают, что весьма распространенным способом криминализации хозяйственных процессов является включение в реальные товарные и финансовые потоки фиктивных предприятий-посредников, контролируемых организованными преступными группировками.

Использование таких предприятий становится возможным в результате несовершенства действующего законодательства и механизмов контроля, а также откровенно коррумпированных связей в государственных и муниципальных структурах, что позволяет организованным преступным сообществам регистрировать, как правило, по подложным документам или на подставных лиц любое количество юридических лиц различных организационно-правовых форм. В результате этого организованной преступностью создана подпольная сеть структур, играющих наиболее деструктивную роль в экономике России. В настоящее время действует порядка 500 – 550 тысяч такого рода фирм, не отчитывающихся перед налоговыми органами, либо представляющих «нулевые» балансы. Фиктивные хозяйствующие субъекты стали универсальным средством совершения преступлений в сфере экономики, в том числе:

q       в кредитно-финансовой сфере (для проведения противоправных расчетных операций, незаконного получения кредитных ресурсов, а также обналичивания и отмывания денежных средств, полученных незаконным путем);

q       в сфере внешнеэкономической деятельности (для перевода капитала за рубеж по фиктивным контрактам, проведения контрабандных операций, уклонения от уплаты таможенных платежей);

q       в промышленности и на транспорте (фирмы-посредники умышленно встраиваются организованной преступностью в реальные производственные цепи движения сырья, материалов, готовой продукции и во встречные финансовые потоки для многократного завышения контрактных цен, оставления на счетах фиктивных посредников и последующего присвоения большей части прибыли, уклонения от уплаты налогов в бюджеты всех уровней);

q       при использовании бюджетных средств (для расхищения направляемых на инвестиционные и социальные цели финансовых ресурсов);

q       при реализации товаров, осуществлении работ и оказании услуг на потребительском рынке (для мошеннического завладения организованными преступными группами чужим имуществом, что составляет значительную часть зарегистрированных преступлений экономической направленности).

В свою очередь, превратившись в богатых предпринимателей, лидеры организованных группировок наряду с отмыванием криминальных капиталов через свои фирмы, успешно перекачивают валюту за рубеж. Причем в последнее время поток незаконного перемещения средств в зарубежные банки заметно возрос, что лишний раз доказывает неустойчивость российской экономики. Например, в 2000 году ежемесячно в среднем уводилось из России до 2 млрд. долларов США, что почти на треть больше, чем в предыдущем году.

Анализ имеющейся информации свидетельствует об устойчивой тенденции роста количества организованных преступных формирований, имеющих транснациональные связи и осуществляющих противоправную деятельность на территории Российской Федерации и зарубежных государств. Так, в последние два года региональными подразделениями по борьбе с организованной преступностью разрабатывалось 230 преступных формирований с международными связями, на счету 163 из которых совершение тяжких преступлений на территории России, государств СНГ и стран Балтии, 67 – в странах дальнего зарубежья (США, Великобритания, Германия, Австрия, Швейцария, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Сирия, ОАЭ, Китай и Кипр).

Лидеры российской организованной преступности нередко принимают гражданство других государств и выезжают за границу, в том числе на постоянное место жительство. Находясь вне пределов России, они, тем не менее, продолжают руководить преступными группами, создавать совместные фирмы для легализации своих доходов. По оперативной информации более 70 организаторов и активных участников организованных преступных формирований проживают или выезжают в 22 страны, 8 человек из них объявлены в международный розыск. Наиболее посещаемыми странами являются Испания и Германия, некоторые постоянно проживают на Украине, в США, Германии, Венгрии. Имеют недвижимость или банковские счета в Испании 9 таких лиц, на Украине – 6 и Кипре – 3. Эта информация свидетельствует о наличии четкой тенденции укрепления международных связей российских группировок и их врастания в организованную транснациональную преступную деятельность.

По данным ГУБОП МВД России в настоящее время в России наибольшую активность проявляют 11 крупных преступных сообществ, в которые входят 243 организованные группы общей численностью свыше 5 тысяч участников. Самые крупные из них, такие как «иваньковское», «солнцевское», «подольское» и некоторые другие сообщества, имея хорошо налаженные связи с российскими эмигрантами новой волны, распространили свою деятельность на 44 страны.

Анализ криминальной ситуации в стране за последние годы позволяет выделить ряд преобладающих тенденций в развитии организованной преступности. Среди них наибольшую тревогу вызывают следующие:

q       постоянно увеличивается масштаб незаконных экспортных операций с энергоносителями, особенно с нефтью, другим стратегическим сырьем и материалами, причем в действиях, наносящих ущерб российским интересам, замешаны не только отечественные организации, но и их зарубежные партнеры;

q       угрожающие размеры контрабанды оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, их утечки с воинских объектов и заводов-изготовителей, из районов военных конфликтов. Одновременно современное оружие западного производства контрабандным путем попадает в конфликтные точки России;

q       происходит дальнейшее укрепление материально-технической и финансовой базы криминальных структур, что позволяет преступным сообществам стимулировать развитие криминализации власти;

q       заметно активизировались процессы международной интеграции преступных сообществ, в ходе которой отечественный криминал вышел далеко за пределы российской территории, устанавливая контакты, как с криминальными структурами, так и вполне законно действующими субъектами экономики различных государств;

q       по всей территории России возрастает активность и влияние «этнических» преступных формирований, имеющих связи с диаспорой в ближнем и дальнем зарубежье. Сферами их деятельности являются экспортно-импортные операции с сырьем, драгоценными камнями и металлами, дефицитными товарами народного потребления, фальшивомонетничество. Используя «челночный» способ совершения преступлений, прикрываясь языковым барьером, различиями в культуре, они являются трудноуязвимыми для правоохранительных сил любой страны.

Наиболее развитым видом организованной преступности является транснациональная. К числу транснациональных преступных организаций следует отнести такие, преступная активность которых охватывает территорию нескольких государств. Они располагают значительными материальными средствами, и их общественная опасность намного усиливается благодаря сращиванию с государственными структурами, политическими элитами и легальным бизнесом, а также с экстремистскими, в том числе террористическими организациями, и особенно возможностью доступа к оружию массового поражения. Во многих странах, в том числе и в России, транснациональные преступные организации предпринимают попытки внедрить своих эмиссаров в институты государственной власти, в том числе с помощью насилия.

Преступления транснациональных криминальных сообществ можно разделить на два основных вида:

q       «целевые» преступления – это, как правило, корыстные и корыстно-насильственные, т.е. те, ради которых существуют такие организации. Это – незаконный оборот наркотиков, оружия, химических и ядерных материалов;

q       легализация доходов, полученных незаконным путем;

q       кражи и контрабанда автомобилей; нападение на перевозимые грузы;

q       пиратство;

q       незаконная миграция;

q       торговля людьми, в том числе с целью проституции; контроль над проституцией;

q       торговля человеческими органами; посягательства на предметы культуры и произведения искусства;

q       преступления в области высоких технологий, в частности, компьютерные;

q       торговля дикими животными; ввоз (вывоз) и уничтожение опасных отходов;

q       «обеспечивающие» преступления – в основном насильственные, т.е. те, которые совершаются для обеспечения основных целей преступной деятельности.

Это – терроризм, в основном экономический, заключающийся в устрашении конкурентов, а также политический, чтобы воздействовать на власть или захватить ее; террористические посягательства в отношении работников правоохранительных органов и других участников уголовного процесса; вымогательства; убийства конкурентов, политических и государственных деятелей, работников правоохранительных органов, свидетелей, потерпевших и других участников уголовного процесса; дача взяток и подкуп.

Необходимо особо подчеркнуть, что понятием транснациональной преступности не охватывается некая «наднациональная» преступность, не наблюдаемая в национальных границах. В то же время некоторые виды преступлений в транснациональном исполнении приобретают определенное качественное своеобразие, которое, в частности, состоит в том, что в противоборстве с ними отдельные государства могут оказаться бессильными. Именно это обстоятельство в числе прочих служит объективной основой антикриминальной коалиции государств, объединения их усилий в борьбе с преступностью.

Выход преступности за национальные границы – явление столь же естественное, как и выход за их пределы экономики и культуры данной страны (государства), и является частным случаем тенденции, которую можно назвать глобализацией.

В целом проблемы криминализации экономики и роль в этом процессе коррупции весьма многообразны и сложны. Их многообразие определяется прежде всего многообразием экономических отношений и экономической, хозяйственной и финансовой деятельности всех субъектов экономических отношений – от рядового гражданина до государства. Сложность же определяется тремя причинами:

q       во-первых, правовой неурегулированностью многих форм хозяйственной деятельности;

q       во-вторых, пробелами нормативного регулирования, особенно в законодательной базе по вопросам экономической, хозяйственной и финансовой деятельности;

q       в-третьих, лоббированием со стороны представителей «теневой экономики» и связанных с ними коррупционными отношениями государственных служащих высокого ранга, в результате чего после 1991 года появились законы, легитимировавшие незаконные или полузаконные формы экономико-финансовой деятельности.

С другой стороны, экономические проблемы коррупции имеют двоякое значение. Прежде всего, в них отражается вся сумма конкретных преступных и «легитимизированных» деяний. Во-вторых, они могут рассматриваться в качестве причин коррупции, факторов, способствующих ее распространению.

К сожалению, приходится констатировать, что организованная преступность в постсоветской России, особенно в экономической сфере, эволюционировала гораздо быстрее, чем государство находило эффективные средства противостоять криминальной экспансии. Преступные группы и сообщества оказались более гибкими в реализации своих замыслов. Опираясь на разветвленные коррумпированные связи в структурах власти и широкую сеть криминально ориентированных коммерческих предприятий и организаций, сегодня они не только удерживают под своим контролем некоторые сферы экономической деятельности, но и стремятся расширить источники незаконного обогащения.

В то же время предпринимаемые правоохранительными органами меры по подрыву финансовой базы организованной преступности являются, с одной стороны, не слишком эффективными, а кроме того вызывают ожесточенное сопротивление криминальных структур. В попытках самосохранения они пытаются влиять на политические и экономические процессы, для чего продвигают своих ставленников во власть, используют пробелы в действующем законодательстве, подкуп, шантаж и угрозы – не останавливаются перед убийствами представителей органов власти и управления, общественных деятелей и предпринимателей.

Положение с преступностью и коррупцией в стране более чем сложное. В этой связи вряд ли следует преуменьшать роль криминального фактора в сегодняшней российской действительности. Тем более, игнорировать мнение отечественных и зарубежных специалистов о том, что современная российская организованная преступность обладает властью, по ряду параметров сопоставимой даже с государственной, управляет значительной частью национальной экономики и неуязвима для уголовного преследования, поскольку контролирует многие властные структуры, в том числе правоохранительные органы через подкупленных чиновников. Как бы это ни было неприятно, но приходится признать, что во многом эти оценки справедливы и обоснованны.

Можно, безусловно, отметить, что борьба с организованной преступностью в России в последние годы заметно активизировалась. Специализированные подразделения приобрели необходимый опыт, стали действовать более профессионально и наступательно. Противодействие преступным сообществам стало осуществляться более планомерно, на основе поэтапной реализации имеющихся оперативных материалов на отдельные преступные группы, их лидеров и наиболее активных участников, в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами. Например, в 2000 году пресечена деятельность почти 5 тыс. «подпольных» цехов по производству спиртового суррогата. Из незаконного оборота изъято несколько миллионов декалитров фальсифицированного алкоголя, в том числе свыше 300 тысяч декалитров опасного для жизни и здоровья граждан.

В последнее время массированный натиск с определенными положительными результатами предпринят на криминальные группировки, пытавшиеся при поддержке коррумпированных чиновников взять под свой контроль ряд предприятий угледобывающей отрасли, российские автозаводы, порты Азово-Черноморского побережья, некоторые ключевые объекты экономики Дагестана. Проводятся мероприятия по декриминализации морских портов Тихоокеанского побережья страны, освобождению от криминального влияния металлургической отрасли, прежде всего предприятий по производству алюминия.

Реализуется комплекс дополнительных мер, направленных на активизацию борьбы с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, и решение проблемы не возврата валютных средств, незаконно переведенных в зарубежные банки. В настоящее время выявлено около 25 тысяч внешнеэкономических контрактов, по которым российскими экспортерами недополучено валютной выручки на сумму эквивалентную 15 млрд. долларов США.

Однако исключительно мощный потенциал организованной преступности, замешанный на коррупционных отношениях во власти, не позволяет рассчитывать на быструю нейтрализацию ее влияния. В этой связи вполне реально, что в ближайшей перспективе будет отмечаться дальнейшее усиление позиций криминальных субъектов хозяйственной деятельности в отраслях добычи и переработки нефти и нефтепродуктов, леса, цветных, драгоценных и редкоземельных металлов, в энергетике. Вследствие нехватки «наличных» денег не прекратятся бартерные расчеты между хозяйствующими субъектами с одновременным сохранением предпочтительности оплаты сделок наличными деньгами. Не исключен рост мошеннических операций с денежными суррогатами: долговыми обязательствами, векселями и т.д. Явно возрастет число налоговых преступлений и правонарушений в хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции с низкой себестоимостью и высоким уровнем налогообложения (сфера производства этилового спирта и алкогольной продукции, операции с акцизными товарами).

Специалисты высказывают мнение, что, скорее всего, рост потенциала преступной среды продолжится, в том числе за счет притока лиц из разорившихся или прекративших свою деятельность предприятий, учреждений и организаций (банки, инвестиционные фонды, биржи и т.д.), а также рабочих и технической интеллигенции с остановившихся производств. В то же время произошедшее в последние пять лет слияние региональных финансово-промышленных групп с лидерами крупных криминальных объединении неизбежно стимулирует у последних необходимость выработки собственных подходов к борьбе с конкурентами, а также организации незаконных операций в кредитно-банковской системе, на рынке недвижимости и ценных бумаг. В свою очередь, это влечет активность криминального капитала для обеспечения нужных результатов на выборах законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня. В этих целях они будут и впредь активно проводить легализацию теневых и иных преступных капиталов с тем, чтобы иметь возможность направлять значительную их часть на подкуп избирателей и финансирование избирательных кампаний своих ставленников на выборах в органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В известном смысле это вызовет рост посягательств, связанных с нарушением законодательства о финансировании политических партий и движений. Кроме того, вряд ли прекратится активная деятельность организованных преступных формирований по широкомасштабной перекачке капиталов за рубеж.

Все отмеченные процессы имеют весьма вероятные, а некоторые – неизбежный характер, и приведут к дальнейшему ухудшению положения как в экономике, так и в социальной сфере.

Активная криминализация экономики в России является ярким подтверждением того, что экономические реформы следовало начинать не только с собственно экономики, тем более в том виде, в котором это было осуществлено в нашей стране. И скороспелая и непродуманная приватизации, которая, кроме изменения собственника не принесла основному населению ощутимых материальных и социальных выгод, и отпуск цен, приведший к их обвальному скачку, и попытки создания оптимального бюджета, и намерение обеспечить эффективный сбор налогов – все это, к сожалению, не принесло ожидаемых результатов. Экономика и социальная сфера последовательно погружались в пучину перманентного кризисного состояния, из которого их весьма трудно вывести даже в том случае, если использовать, как это сегодня нередко предлагается, некие экстраординарные методы (сравнимые с большевистской политикой «военного коммунизма» в России или генерала Пиночета в Чили). Очевиден вывод, что реформы надо было начинать с наведения порядка в структурах власти и управления, с усиления ответственности тех, у кого в руках сосредоточена эта власть на всех уровнях. Не осознав этого и не приняв должных мер в этом направлении – а именно это и имеет место в России последнего десятилетия – невозможно предупредить безответственность и злоупотребление властью, что, в свою очередь, способно убить в зародыше любые прогрессивные идеи и замыслы, извратить и не допустить реализации планов и программ в любой области: экономической, политической, социальной или иной.

Российская действительность однозначно доказала: когда криминальные силы, в независимости от того, кто их составляет, имеют постоянный и весомый источник финансового и материального обеспечения, они в состоянии действовать настолько долго и успешно, что их практически не удается локализовать или ликвидировать. «Теневые» финансы функционируют, они инвестируются в легальные, полулегальные и нелегальные сферы хозяйственной деятельности, приносящие новые и новые прибыли, способствуют вовлечению все большего числа новых членов в преступные сообщества. Не ликвидировав или, по крайней мере, не ограничив этот источник, общество еще долго будет оставаться в заложниках у криминалитета, лидеры которого в результате присвоения огромных ценностей сегодня прямо или косвенно влияют на принятие решений в жизненно важных сферах страны.


500
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!