Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Введение
Глава 1. Понятие взятки и уголовно-правовая характеристика взяточничества
1.1. Предмет и правовая природа взятки
1.2. Анализ взглядов исследователей на содержание взяточничества
Глава 2. Уголовно-правовой анализ видов взятки
2.1. Уголовно-правовой анализ получения взятки
2.2. Уголовно-правовой анализ дачи взятки
Заключение
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон. Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст. 410
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215
5. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1998 г. №8-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №2. Ст. 224
6. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. №50. Ст. 4859
7. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. №4
8. О судебной практике по делам о взяточничестве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 марта 1990 г. №3 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1990. №3
9. Аникин А. Ответственность за взяточничество по УК РФ // Законность. 2004
10. Белоконь А. Взятка: новые составы преступления // Домашний адвокат. 2002. №5
11. Волженкин Б.В. Должностные преступления. М., 2000
12. Волженкин Б.В. Квалификация взяточничества. СПб., 1994
13. Волженкин Б.В. Комментарий к ст. 290 УК РФ в кн. Комментарий к УК РФ / Под общ. ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. М., 2004
14. Волженкин Б.В., Квашис В.Е., Цагикян С.Ш. Ответственность за взяточничество. Ереван, 1988
15. Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике прокурорского надзора. М., 1976
16. Голосенко И.А. Феномен русской взятки: Очерк истории отечественной социологии чиновничества // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II. №3
17. Горелик А.С. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп // Юридический мир. 1999. №1-2
18. Гражданские инициативы и предотвращение коррупции / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2005
19. Гючтер А.Р. Должностные преступления. М., 1999
20. Егорова Н. О взяточничестве и коммерческом подкупе // Российская юстиция. 2001. №10
21. Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 2005
22. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России. Нижнекамск, 2006
23. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб., 2003
24. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневой образ жизни. Социологический автопортрет постсоветского общества. М., 2000
25. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 2002
26. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Наумова. М., 1996
27. Константинов А. Коррумпированный Петербург. СПб., 2004
28. Коррупционная преступность // Криминология. Учебник для юридических вузов / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова и др. СПб., 2003
29. Кузнецов И.Е. Коррупция в системе государственного управления: социологическое исследование: Социологическое исследование. Дис. ... канд. соц. наук. СПб., 2000
30. Лунеев В.В. Коррупция, учтенная и фактическая// Государство и право. 1996. №8
31. Лысов М.Д. Наказание и его применение за должностные преступления. СПб., 2004
32. Мельникова В.Е. Ответственность за взяточничество. М., 2002
33. Модельный уголовный кодекс для государств-участников СНГ // Правоведение. 1996. №1. C. 145
34. Неклюдов Н.А. Взяточничество и лихоимство. М., 1992
35. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1997
36. Олейник А. "Бизнес по понятиям": об институциональной модели российского капитализма // Вопросы экономики. 2001. №5
37. Познышев С.С. Очерк основных начал науки уголовного права. Часть особенная. М., 1923
38. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: Трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М., 2003
39. Райсмен В.М. Скрытая ложь. Взятки: "крестовые походы" и реформы. М., 2002
40. Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации / Под ред. А.В. Дука. СПб., 2001
41. Сравнительное социологическое исследование "Население и милиция в большом городе" (Отчет - 3). СПб., 2001
42. Тимофеев Л. Институциональная коррупция. Очерки теории. М., 2000
43. Трайнин А.Н. Уголовное право. Часть особенная. 2-е изд. М., 1927
44. Уголовное право. Особенная часть / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М., 2005
45. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Н.И. Ветрова и Ю.И.Ляпунова. М., 2004
46. Ширяев В.Н. Взяточничество и лиходательство в связи с общим учением о должностных преступлениях. Ярославль, 1996
47. Эйсман С.В. Может ли быть предметом взятки нематериальное благо // Вестник сов. юстиции. 1925. №18
48. Эстрин А. Взяточничество и уголовная репрессия // Еженедельник сов. юстиции, 1922. №39-40
49. Юридическая практика: Информационный бюллетень центра права специального юридического ф-та С.-Петерб. ГУ. 1997. №2(9)
50. Яковлев A.M. Социология экономической преступности. М., 2005
Понятие коррупции
В настоящее время официально установленного определения понятия «коррупция» в отечественном законодательстве не имеется. Суть коррупции заключается в использовании официальной власти в личных целях. Коррупция имеет место не только в государственных и муниципальных сферах управления, но и в частном секторе.
27 января 1999 г. в Страсбурге была принята Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, которая ратифицирована Российской Федерацией в 2006 г.
31 октября 2003 г. Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию против коррупции, которая ратифицирована Российской Федерацией также в 2006 году.
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS №173 в качестве проявлений коррупции называет:
– активный подкуп национальных публичных должностных лиц, под которым понимаются преднамеренное обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества любому из публичных должностных лиц для самого этого лица или любого иного лица с тем, чтобы это публичное должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций;
– пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц, под которым понимаются прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение каким-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещания такого преимущества с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций;
– активный и пассивный подкуп членов национальных публичных собраний;
– активный и пассивный подкуп иностранных публичных должностных лиц;
– активный и пассивный подкуп членов иностранных публичных собраний;
– активный подкуп в частном секторе, под которым понимаются преднамеренное обещание, предложение или предоставление, прямо или косвенно, в ходе осуществления коммерческой деятельности какого-либо неправомерного преимущества каким-либо лицам, которые руководят предприятиями частного сектора или работают в них в том или ином качестве, для самих этих лиц или любых других лиц с тем, чтобы эти лица совершили действия или воздержались от их совершения в нарушение своих обязанностей;
– пассивный подкуп в частном секторе, под которым понимаются преднамеренное испрашивание или получение, прямо или косвенно, в ходе коммерческой деятельности какими-либо лицами, которые руководят предприятиями частного сектора или работают в них в том или ином качестве, какого-либо неправомерного преимущества или обещания этого преимущества для самих себя или для любых других лиц, или же принятие предложения или обещания такого преимущества за совершение или несовершение каких-либо действий в нарушение своих обязанностей;
– активный и пассивный подкуп должностных лиц международных организаций;
– активный и пассивный подкуп членов международных парламентских собраний;
– активный и пассивный подкуп судей и должностных лиц международных судов;
– злоупотребление влиянием в корыстных целях, под которым понимаются преднамеренное обещание, предоставление или предложение, прямо или косвенно, любого неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо должностным лицом, за вознаграждение, независимо оттого, предоставляется ли такое преимущество ему самому или кому-либо еще, а также просьбу, принятие или согласие с предложением или обещанием предоставить такое преимущество за вознаграждение, независимо от того, оказано ли такое влияние и был ли получен или нет в результате предположительно оказанного влияния желаемый результат.
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции в качестве проявлений коррупции называет:
– подкуп национальных публичных должностных лиц;
– подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;
– хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом;
– злоупотребление влиянием в корыстных целях;
– злоупотребление служебным положением;
– незаконное обогащение публичного должностного лица;
– подкуп в частном секторе;
– хищение имущества в частном секторе;
– отмывание доходов от преступлений;
– воспрепятствование осуществлению правосудия.
Для грамотной борьбы с коррупцией необходимо понимать не только ее правовую, но и экономическую сущность. Как верно отмечает М.Л. Альпидовская, «коррупция, представляющая собой сложный комплексный феномен, корни которого пронизывают как бюрократические, так и политические институты, является не только правовой категорией, но и экономической. Воздействие коррупции на социально-экономическую систему общества неоднозначно. С точки зрения организационного оформления коррупцию можно представить и как сращивание экономических интересов органов государственной власти с экономическими интересами представителей организованных криминальных кругов, и как сращивание экономической преступности с общеуголовной.
Подтверждением этому является создание и развитие контролируемых организованной преступностью банков, совместных предприятий, других коммерческих структур, используемых в качестве прикрытия для деятельности сообществ, легализации преступно нажитого капитала. Его вложение в экономику закладывает фундамент для углубленной криминализации самой экономики, а следовательно, и политической и социальной сфер жизни государства и общества. До 80% доходов преступные группы вкладывают в бизнес (каждый третий организатор разоблаченных преступных группировок руководил предприятием). Все это ускоряет процесс завершения оформления организованной преступности в мощную, разветвленную систему, реально претендующую на лидерство в экономике и политике».
Приведем также и экономическое определение понятия коррупции в трактовке того же автора: «...с точки зрения экономической теории коррупция – это специфический вид экономических отношений, которые возникают в результате замещения рыночными отношениями тех общественных отношений, которые по своей природе не являются экономическими. С точки зрения институциональной теории коррупция как неформальный экономический институт – это продажа должностных правомочий, имеющая место какв государственном, так и в частном секторе экономики, и определяется она как контрактное взаимодействие между экономическими агентами с целью злоупотребления позицией ради частной выгоды. Несовершенство экономических условий хозяйствования рождает спрос на благо такого рода, а несовершенство правовых и морально-этических норм в обществе рождает предложение».
Среди причин коррупции называются следующие:
– серьезные недостатки в организаторской и воспитательной работе правоохранительных органов;
– слабость фискальных служб, что стимулирует уклонение от уплаты налогов и пошлин;
– недостаточная развитость рыночной системы, что вынуждает субъектов экономической деятельности пользоваться незаконными источниками обеспечения необходимыми ресурсами;
– необоснованно чрезмерная административная регламентация всех или некоторых сфер общественной деятельности;
– нестабильность государственной политики в сфере частного сектора экономики;
– монополизация власти государством;
– низкий профессионализм чиновничества. Конкретными и наиболее часто встречающимися проявлениями коррупции признаются:
– неправомерное занижение размера налогов, пошлин и прочих обязательных платежей;
– необоснованное предоставление отсрочек уплаты налогов, пошлин и прочих обязательных платежей;
– неправомерный возврат конфискованных или арестованных материальных ценностей;
– лоббирование интересов коммерческих структур;
– протекционизм;
– непотизм;
– взяточничество;
– подкуп в частном секторе;
– необоснованное возбуждение уголовного дела;
– необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела;
– необоснованное прекращение административного производства;
– необоснованная переквалификация преступления;
– организация свидания с лицами, находящимися под стражей;
– незаконная выдача паспортов;
– незаконная выдача оружия;
– вынесение неправосудных приговоров;
– вынесение приговоров в рамках уголовного закона, но с использованием относительно низкой санкции или более легкого вида уголовного наказания;
– вынесение неправосудного решения по гражданскому делу судом.
Характер деятельности большинства государственных и муниципальных органов создает потенциальные условия для развития коррупции. К таким условиям обоснованно относят:
– наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств и материальных ресурсов;
– высокую степень свободы действия в принятии управленческих решений в рамках возложенных полномочий;
– высокую интенсивность контактов с гражданами и организациями.
Уровень коррупции изменяется под влиянием ряда корруп-циогенных факторов внешней и внутренней среды.
К внешним факторам, влияющим на уровень коррупции государственных органов, относятся:
– противоправная экономическая деятельность юридических и физических лиц, наносящая ущерб экономическим интересам Российской Федерации;
– устремления международных и российских преступных формирований, а также отдельных лиц с противоправными намерениями к структурам и сотрудникам государственных и муниципальных органов в целях создания благоприятных условий для проведения незаконных операций и совершения преступлений;
– слабая материальная обеспеченность и правовая защищенность сотрудников государственных и муниципальных органов, а также лиц, оказывающих содействие правоохранительным государственным органам;
– нарушение иерархии нормативных правовых актов.
К внутренним факторам, влияющим на уровень коррупции государственных органов, относятся:
– низкая эффективность контроля за повседневной деятельностью государственных и муниципальных служащих со стороны руководителей различных степеней, создающая условия и предпосылки к злоупотреблению служебным положением и нарушениям требований закона некоторыми сотрудниками;
– упущения в управленческом и воспитательном процессе в коллективах, порождающие нарушения трудовой и служебной дисциплины;
– отклонения от действующих технологий при осуществлении основной деятельности;
– нарушения трудового законодательства, принципа справедливости в решении кадровых, социальных и бытовых вопросов, допускаемые некоторыми руководителями государственных и муниципальных органов;
– недостатки в подборе и расстановке кадров, изъяны в морально-психологическом климате в некоторых коллективах государственных и муниципальных органов;
– отсутствие нормативного правового акта, закрепляющего правовой статус и виды органов исполнительной власти, классификацию и правила издания ими актов;
– отсутствие общих правил деятельности государственных и муниципальных органов;
– отсутствие общеустановленного регламента рассмотрения обращений граждан и организаций;
– отсутствие порядка информационного взаимодействия государственных и муниципальных органов с гражданами и организациями;
– расширительное толкование компетенции государственных и муниципальных органов;
– нечеткое определение сферы деятельности государственных и муниципальных органов;
– отсутствие связи между предоставленными государственному или муниципальному органу правами и его обязанностями.
Оценка наличного уровня коррупции в деятельности государственных и муниципальных органов власти, а также отслеживание его динамики должны предполагать использование следующих объективных показателей:
– числа выявленных коррупционных правонарушений со стороны государственных и муниципальных служащих;
– доли граждан и организаций, официально обратившихся с жалобами на проявления коррупции в деятельности государственных и муниципальных служащих;
– соотношения числа выявленных коррупционных правонарушений и доли граждан и организаций, официально обратившихся с жалобами на проявления коррупции в деятельности государственных и муниципальных служащих;
– объема выявленных коррупционных рынков (руб.);
– уровня удовлетворенности заявителей качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!