Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Теория и практика расследования "заказных" убийств»

/ Уголовное право
Курсовая,  37 страниц

Оглавление

Введение
1. Криминалистическая характеристика заказных убийств
2. Типичные следственные ситуации на первоначальном этапе расследования
3. Планирование расследования в зависимости от складывающихся типичных ситуаций
4. Особенности проведения отдельных следственных действий в зависимости от складывающихся следственных ситуаций
5. Использование специальных познаний
Заключение

Список использованной литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954
2. Аверьянова Т.В. и др. Криминалистика: Учебник. М., 2005
3. Бурданова B.C., Гуняев В.А., Пелецкая С.М. Особенности расследования убийств, совершенных по найму. М., 2003
4. Вандер М.Б. Современная криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий. СПб., 2001
5. Горшенков Г.Н. и др. Криминология и профилактика преступлений: Курс лекций. СПб., 2004
6. Громов Н.А. и др. Доказательства, доказывание и использование результатов. М., 2005
7. Густов Г.А. Программно-целевой метод организации раскрытия убийств. СПб., 2003
8. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. СПб., 2004
9. Крылов И.Ф. Криминалистическое учение о следах. М., 1996
10. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2005
11. Курс криминалистики: В 3-х т. Т. II. Криминалистическая методика: Методика расследования преступлений против личности, общественной безопасности и общественного порядка / Под ред. О.Н. Коршуновой, А.А. Степанова. СПб., 2004
12. Локк Р.В. Заказные убийства. М., 2004
13. Проблемы борьбы с организованной преступностью. М., 2002
14. Савюк Л.К. Правовая статистика. М., 1999
15. Смирнова С.А., Майорова Г.В. Методические рекомендации по статистическому анализу морфологических признаков лакокрасочных покрытий транспортных средств. М., 1999
16. Эйсман А.А. Некоторые вопросы теории исследования вещественных доказательств. М., 2002


Работа похожей тематики


Идеи соотношения права и справедливости в истории политико-правовой мысли Древней Руси

Костин Ю.В.
Электронный ресурс, 2010.

В статье рассматриваются вопросы соотношения права и справедливости в истории политико-правовой мысли Древней Руси.

Ключевые слова: право, закон, справедливость, истина, власть.

The article considers the issues of correlation of law and justice in the history of political-law thought of Ancient Russia.

Key words: right, law, justice, truth, power.

Понятие справедливости имеет важное методологическое значение для современной юридической науки в связи с тем, что может рассматриваться и как правовая, и как нравственная категория. "Эта категория, - пишет Е.А. Лукашева, - подчас объясняется этиками как специфически моральная, а юристами - как специфически правовая" <1>.

--------------------------------

<1> Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986. С. 88.

В отечественной политико-правовой мысли рассмотрению проблем соотношения права и справедливости уделялось особое внимание. На всем протяжении истории российской государственности проблемы соотношения права и справедливости были весьма актуальны, что обусловило их разработку в трудах представителей отечественной политической и правовой мысли.

Необходимо отметить, что проблемы соотношения права и справедливости нашли свое отражение уже в юридических памятниках, художественных произведениях и политических трактатах периода становления и развития Древнерусского государства. Размышления о государстве и праве, законе и власти, суде и справедливости, нравственном облике правителя и идеале государственного устройства в этот исторический период можно найти в летописях, исторических повестях, церковных проповедях, поэтических произведениях, "поучениях" князей.

Из письменных памятников Древней Руси, в которых рассматривается проблема соотношения права и справедливости, особо выделяется "Слово о Законе и Благодати" Киевского митрополита Илариона, жившего в XI в.

"Слово о Законе и Благодати", написанное Иларионом примерно между 1037 - 1050 годами, явилось первым дошедшим до нас русским политическим трактатом и позволяет называть его автора основоположником политической и правовой мысли Древней Руси. Трактат Илариона определил многие темы становления и дальнейшего развития Российского государства и права, которые обсуждались в течение всего средневекового периода и сохранили свое значение в Новое время. Среди них важное место занимали проблемы соотношения права и справедливости.

В первой части "Слова" дается понимание "закона" и "истины" и выясняются их взаимосвязи. Иларион выдвигает богословско-историческую концепцию, обосновавшую включенность русской земли в общемировой процесс торжества "божественного света" (т.е. христианства) над "тьмой язычества". Он рассматривает исторический процесс как смену принципов религии. В основе Ветхого Завета принцип закона, Нового Завета - принцип благодати. Благодать для Илариона - синоним истины, а закон - лишь ее тень, слуга и предтеча благодати <2>.

--------------------------------

<2> См.: Иларион. Слово о Законе и Благодати // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М.: Мысль, 1997. Т. III. Политическая мысль России: X - первая половина XIX в. С. 27 - 32.

Как отмечает Н.М. Золотухина, "истина воспринимается Иларионом как некий абсолютный идеал, единый для всех времен и народов, который хотя и имеет общий религиозный статус, но в свое содержание включает совокупность гносеологических и нравственных моментов, позволяющих производить оценку окружающей действительности и поведения человека" <3>.

--------------------------------

<3> Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М.: Юрид. лит., 1985. С. 12.

Согласно Илариону "Закон" передан людям через Моисея, а "истина" - высшая ступень в нравственном состоянии человека" <4>, воспринявшего учение Христа и следующего ему. Ветхозаветные запреты, по Илариону, недостаточны, нравственность и справедливость - это проблема свободного выбора человека. Человек должен свободно творить добро и справедливость - такова центральная идея Илариона. Иларион противопоставляет закон как выполнение обязательного предписания Истине как результату реализации свободной воли человека, содержание которой определяется внутренним сознанием индивида, опирающегося на нравственно-этические заповеди Нового Завета <5>.

--------------------------------

<4> См.: Иларион. Слово о Законе и Благодати // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М.: Мысль, 1999. Т. IV. Россия XI - XIX вв. С. 34.

<5> См.: Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М.: Наука, 1986. Ч. I. С. 54 - 59.

Иларион подчеркивал, что Истина воспринимается человечеством благодаря Закону, а не вопреки ему. "Ведь и Христос пришел в мир не для того, чтобы нарушить закон, а напротив, исполнить его". Речь здесь идет о соотношении закона и справедливости. Следует подчеркнуть, что Иларион уже оперировал сложившимися на Руси представлениями о едином смысловом значении терминов "закон" и "правда". "Иларион, - отмечают И.А. Исаев и Н.М. Золотухина, - один из первых в истории политической и правовой мысли утвердил определенную политико-юридическую традицию, согласно которой "правда" воспринимается и употребляется как юридический термин, включающий в свое содержание и нравственную мотивацию" <6>.

--------------------------------

<6> Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. М.: Юрист, 1995. С. 12.

Определив в качестве задачи достижение во всех сферах жизни общества нравственных начал справедливости, Иларион ставит вопрос о происхождении, сущности и употреблении государственной власти. Сущность государства, по Илариону, божественна, так как в своем назначении она реализует божественную волю. Носитель верховной власти - Великий князь - воспринимается Иларионом как прямой выразитель божественной воли; он называет его "причастником" небесного царства и усматривает в нем прямого "наместника" Бога на земле. Происхождение власти наследственное, а родословие современных князей Иларион исчисляет начиная со "старого Игоря" <7>.

--------------------------------

<7> Иларион. Слово о Законе и Благодати // Русская философия. Имена. Учения. Тексты. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 28.

Великий князь, по мнению Илариона, должен быть "единодержавцем" своей земли. Владимир, будучи "единодержцем своей земли", "покорил под себя окрестные страны - те миром, а непокорные мечом". Всю свою землю он "пас мужеством и смыслом" <8>.

--------------------------------

<8> Иларион. Слово о Законе и Благодати // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М.: Мысль, 1999. Т. IV. Россия XI - XIX вв. С. 41.

Управление страной требует от князя, по мнению Илариона, действий, направленных на достижение высшей цели государства - обеспечение интересов всех подданных. Основной задачей Великого князя и целью всей его деятельности Иларион считает организацию хорошего управления, обеспечение мира и изобилия в стране. Он советует править разумно, избавить страну от "моров и гладов", создать все условия для ее процветания. Необходимо также проявлять заботу о церкви ("церковь взрасти"), расселять города, заботиться о мире и соблюдать "свое достояние". Под "достоянием" Иларион понимает не сокровища и не княжескую казну, а многочисленных подданных Великого князя, нуждающихся в его заботах и поддержке: "...мужей и жен и младенцев спаси. Находящихся в плену, в заточении, в пути, в плавании, в темницах, алчущих и жаждущих и нагих - всех помилуй, всех утешь и обрадуй, радость творя им телесную и душевную" <9>.

--------------------------------

<9> Иларион. Слово о Законе и Благодати // Русская философия. Имена. Учения. Тексты. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 32.

Власть согласно Илариону должна употребляться правильно, защищать правду и справедливость. Правосудие необходимо совершать по закону и вместе с тем милостиво. Иларион просит правителя словами пророка Даниила, обращенными к царю Навуходоносору, быть милостивым и помнить слова пророка о том, что "милость превозносится над судом". Но милость не исключает возмездия за совершенные проступки и преступления. Всякий, творящий беззакония, должен быть наказан так, чтобы каждому воздалось "по делам его" и никто бы "не спасся". Гнев князя, по мнению Илариона, не должен погубить человека, поэтому он советует наказывать "в мале" и вскоре прощать. "Мало казни и много милуй и милостью исцели, в мале оскорби и в скорости овесели, ибо не терпит наше естество долг носить гнев твой, как стебель огня". Иларион верит в исправительную силу прощения больше, чем в результат наказания. "Помиловать, - заключает он, - значит спасти" <10>.

--------------------------------

<10> Погосбекян Д.Р. Политические и правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати" Илариона (XI): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 17 - 18.

Милосердная и законная деятельность властителя, направленная на поддержание справедливости, сочетается, по мысли Илариона, с его личным нравственным обликом. Впервые в русской общественно-политической мысли Иларион "создал образ справедливого правителя христианского типа, разработал нравственные критерии", которым он должен соответствовать <11>. "Слово о Законе и Благодати" оказало значительное и многоплановое влияние на последующее развитие русской политической и правовой мысли.

--------------------------------

<11> Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. М.: Юрист, 1995. С. 15.

Дальнейшее развитие русская политико-правовая мысль получает в сочинениях киевского князя Владимира Мономаха "Поучение детям", "Послание Олегу Черниговскому", "Отрывок", условно называемый "Автобиографией", в которых Мономах разрабатывал поставленную еще Иларионом проблему соотношения права и справедливости и нравственной ответственности правителя перед народом и государством.

Политико-правовое и нравственное содержание наиболее отчетливо представлено в "Поучении", в котором ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной государственной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины. Не допускать в стране "беззакония" и "неправды", вершить правосудие по закону, проявляя справедливость и милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. "Всего же больше убогих не забывайте, но сколько можете, по силе, кормите и подавайте милостыню сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека" <12>.

--------------------------------

<12> Поучение Владимира Мономаха // Русская философия. Имена. Учения. Тексты. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 33.

Традиции русской политической и правовой мысли Древней Руси нашли свое выражение в "Молении Даниила Заточника" (конец XII или начало XIII в.), в котором затрагиваются проблемы соотношения права и справедливости.

В "Молении Даниила Заточника" превозносится могучее государство и возвеличивается фигура князя - всеобщего защитника и радетеля, являющегося воплощением справедливости, тишины, правды и порядка. Сильная княжеская власть, по мнению Даниила, способствует величию государства, установлению твердого порядка справедливости и избавления простых людей от бедствий. Перечисляя личностные нравственные качества праведного князя, Даниил особо выделяет заботу о подданных, обеспечение необходимых условий для их благосостояния: "Земля дает обильные древесные плоды и овощи; а ты нам, князь, богатство и славу. Все стекаются к тебе и обретают богатство и славу и от печали избавление, бедные сироты, угнетаемые богатыми. К тебе обращаются как к заступнику" <13>.

--------------------------------

<13> Моление Даниила Заточника к великому князю Ярославу Всеволодовичу // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. М.: Мысль, 1999. Т. IV. Россия XI - XIX вв. С. 52.

В "Молении..." осуждается боярское самоуправство, которое незаконно, несправедливо и порождает в стране неурядицы. Князь должен быть гарантом безопасности и сохранности имущества подданных от произвола княжеских слуг и бояр, восстанавливать нарушенную справедливость и пресекать беззаконие внутри страны. Такая постановка вопроса, естественно, подразумевает и наказание для всех творящих "неправду". Главное же, князь - защитник Родины от внешних врагов, и не случайно "Моление..." заканчивается похвалой князю, соединенной с мольбой к Богу о защите Руси от врагов: "Силу князю нашему укрепи; ленивости лиши; вложи ярость боязливому в сердце. Не дай же, Господи, в плен землю нашу тем, кто не знает Бога, да не придут чужеземцы: "Где их Бог?" Бог же наш на небеси и на земли. Подай же князю, Господи, Самсонову силу, храбрость Александрову, Иосифа разум, Соломона мудрость, Давидову хитрость, умножь людей, подвластных под его державою, и прославит тебя вся страна и всякая душа человеческая" <14>.

--------------------------------

<14> См.: Слово Даниила Заточника // Антология мировой политической мысли: В 5 т. М.: Мысль, 1997. Т. III. Политическая мысль России: X - первая половина XIX в. С. 62 - 68.

Таким образом, характеризуя проблемы соотношения права и справедливости в политической и правовой мысли России, необходимо подчеркнуть, что эти понятия всегда имели особое значение для русской духовности и национального самосознания и своеобразно преломлялись в политико-правовых произведениях периода становления российской государственности. Проблемы соотношения права и справедливости в политико-правовой мысли Древней Руси XI - XIII вв. рассматривались в контексте разработки вопросов государственно-правового строительства, организации правосудия, создания образа идеального князя, укрепления государственной власти, решения задач обеспечения единства Русской земли.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_9914.html


1000
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!