Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Субъективная сторона преступления»

/ Уголовное право
Курсовая,  40 страниц

Оглавление

Глава 1. Понятие, содержание и значение субъективной стороны преступления
Глава 2. Понятие, содержание, сущность и формы вины
Глава 3. Умысел и его виды
Глава 4. Неосторожность и ее виды
Глава 5. Преступление с двумя формами вины

Список использованной литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954
2. БВС СССР. 1969. №1
3. БВС СССР. 1970. №5
4. БВС СССР. 1986. №2
5. БВС РСФСР. 1991. №1
6. БВС РФ. 1992. №2
7. БВС РФ. 1993. №5
8. БВС РФ. 1994. №5
9. Практика прокурорского надзора при рассмотрении судами уголовных дел. М., 1987
10. Сборник постановлений Президиума и определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР. 1957-1959 гг. М., 1960
11. Дагель П.С., Котов Д.П. Субъективная сторона преступления и ее установление. Воронеж, 1974
12. Нерсесян В.А. Неосторожные преступления. Красноярск, 1991
13. Рарог А.И. Вина и квалификация преступлений. М., 1992
14. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть // Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 2000
15. Уголовное право: Часть Общая. Часть Особенная. Учебник // Под общ. проф. Л.Д. Гаухмана, проф. Л.М. Колодкина и проф. С.В. Максимова. М., 1999


Работа похожей тематики


История кодификации налогового законодательства России

Борзунова О.А.
Электронный ресурс, 2010.

Кодификация налогового законодательства Российской Федерации осуществляется 12 лет. В статье предпринята попытка осмыслить причины неустойчивости налогового законодательства России. Выводы автора могут быть использованы в правотворческой деятельности.

Ключевые слова: кодификация, налоговое законодательство, проекты Налогового кодекса, налоговая реформа.

Codification of tax legislation of the Russian Federation is being effectuated during the period of 12 years. The article tries to understand the causes of instability of tax legislation of Russia. The author's conclusion can be used in law-making activity.

Key words: codification, tax legislation, draft tax codes, tax reform.

До Налогового кодекса...

Основные усилия государственной власти начала 90-х гг. были направлены на создание правовой базы государства с рыночной экономикой. При этом налоги должны были стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления <1>. Аналогичную точку зрения на роль налогов в рыночной экономике высказывал и С.Г. Пепеляев <2>.

--------------------------------

<1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1996. С. 226 - 227.

<2> См.: Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М., 2003. С. 155.

Времени разрабатывать новые научные подходы к правовому регулированию налогообложения не было, и в новом государстве - Российская Федерация - с 1992 г. стали применять законы, в спешном порядке принятые в конце 1991 г. В частности, Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" <3>, Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" <4>, Закон РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" <5>, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" <6> и др. Завершил процесс создания нового налогового законодательства Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" <7>.

--------------------------------

<3> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1871.

<4> Российская газета. N 59. 1992. 13 марта.

<5> Российская газета. N 56. 1992. 10 марта.

<6> Российская газета. N 53. 1992. 5 марта.

<7> Российская газета. N 56. 1992. 10 марта.

М.М. Рассолов, характеризуя главное в начатых в 1991 г. налоговых преобразованиях, пишет, что "новизна налоговой системы, заложенной в 1991 г., состоит в том, что по существу вся сфера отношений хозяйствующих субъектов с государством, связанная с формированием доходов, была поставлена на твердую правовую основу законов, а не подзаконных и ведомственных актов, как было прежде" <8>. С этим утверждением отчасти трудно согласиться, поскольку дальнейшая практика правового регулирования налогов даже в нарушение Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., свидетельствовала об ином.

--------------------------------

<8> Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М., 2003. С. 17.

Ликвидировать многие недостатки в действовавшем законодательстве и создать эффективную правовую базу для регулирования рыночной экономики путем внесения точечных изменений в налоговые законы не удавалось, и уже в 1994 г. было принято решение перенести правовое регулирование налоговых отношений на более качественный уровень - на уровень Кодекса.

Первые попытки

Уже в 1992 г. Ассоциацией "Налоги России", возглавляемой В.Н. Фроловым, д.э.н., профессором, были представлены основные положения Налоговой реформы <9>, а в 1994 г. опубликован первый в постсоветской России проект Налогового кодекса <10>. Он предлагал несколько революционных новаций по отношению к действующему на тот момент времени налоговому законодательству. Важнейшие из них: резкое - почти вдвое - снижение налоговых изъятий из экономики, еще более резкое - в 15 раз (со 150 до 10) - снижение количества действующих налогов и принципиальное изменение самой структуры взимаемых налогов. Собственно, на философии последнего тезиса и строилась концепция Кодекса.

--------------------------------

<9> См.: Какой быть налоговой реформе в России. Екатеринбург: Ассоциация "Налоги России", 1992.

<10> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации. Проект. Екатеринбург: Ассоциация "Налоги России", 1994.

В 1994 г. В.С. Черномырдин объявил конкурс на проект Налогового кодекса. Поскольку к этому времени в стране был только Кодекс, разработанный группой В.Н. Фролова, правительство оказалось в довольно сложном положении. Выносить на обсуждение в Госдуму единственный реально существующий вариант Кодекса оно не сочло нужным, других же альтернатив не существовало. Поэтому было принято "соломоново" решение: проект В.Н. Фролова пока не обсуждать, а ждать появления альтернативных вариантов. В действительности проблема заключалась в том, что тогда у Правительства не было собственного варианта Налогового кодекса. Как только он появился (а произошло это не очень скоро - только зимой 1996 г.), дело сдвинулось с мертвой точки.

Правительственный проект Налогового кодекса разрабатывался три года. Первый вариант Налогового кодекса, работа над подготовкой которого началась в 1993 г., состоял из шести разделов и включал основные определения, федеральные, региональные и местные налоги, правила налогового администрирования и принципы налогового федерализма. Позднее существенным изменениям подверглись как форма, так и содержание Налогового кодекса. Общие разделы были объединены в одну общую часть, а разделы по разным уровням налоговой системы - в специальную.

Как родился Налоговый кодекс

На момент обсуждения в Государственной Думе 24 апреля 1996 г. проект Налогового кодекса был все еще "сырым". Ожидалось, что общая часть Кодекса, о которой так долго говорили и Правительство и предприниматели, будет рассмотрена в течение ближайших месяцев и введена в действие либо с середины 1996 г., либо с начала 1997 г. Специальную часть, касающуюся конкретных налогов, предполагалось ввести с 1998 г. Однако общая часть Налогового кодекса надолго завязла в Думе, а затем была возвращена на доработку, так и не пройдя даже первого чтения.

С весны 1997 г. Первый вице-премьер А. Чубайс предпринял энергичную попытку "пробить" Кодекс через Государственную Думу. После пересмотра и внесения многочисленных поправок 30 апреля 1997 г. проект правительственного Налогового кодекса (законопроект N 97031410-2), насчитывающий более 600 страниц, 1147 статей (и общая, и специальная части), повторно был внесен в Думу.

Дума вернулась к обсуждению Налогового кодекса лишь 19 июня 1997 г. Если на 1 января 1997 г. в стране действовало 75 групп налогов, а общее количество налогов доходило уже до 200, то предложенные в правительственном варианте Кодекса 28 налогов были, конечно, существенным шагом вперед. При этом предполагалось, что представленный в проекте Кодекса список налогов будет исчерпывающим.

Позиции разработчиков Кодекса основывались на введении обеих его частей в действие с 1 января 1998 г. Государственная Дума, под давлением Президента, в июне приняла Кодекс в первом чтении. Однако и в 1997 г. судьба Налогового кодекса не сложилась. Проект готовился ко второму чтению не без детективной интриги. В специально созданную подготовительную комиссию поступило более 4000 поправок, указывающих на масштабы имевшихся разногласий.

24 сентября 1997 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин поручил Правительству РФ отозвать проект на доработку, что, однако, сделано не было. Депутаты Госдумы оказались в двусмысленном положении: сначала они приняли в первом чтении правительственный вариант Кодекса, а потом само правительство инициировало его отзыв.

Однако Дума, воспользовавшись ситуацией, постаралась "переиграть" ее в свою пользу. По итогам обсуждения Кодекса во втором чтении 19 ноября 1997 г. он был возвращен в первое чтение. Было принято принципиальное решение о рассмотрении в феврале 1998 г. всех альтернативных проектов Налогового кодекса, внесенных в порядке законодательной инициативы к 15 января 1998 г.

Обсуждение представленных в Государственную Думу проектов Налоговых кодексов состоялось только 16 апреля 1998 г. Всего было представлено десять вариантов (в том числе правительственный). По результатам рейтингового голосования в первом чтении мог быть принят только один из них.

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (альтернативный вариант)", внесенный депутатами Государственной Думы С.С. Сулакшиным, С.М. Соколом, В.Ф. Михайловым, В.Д. Катальниковым, Н.В. Коломейцевым, В.А. Шестаковым, членами Совета Федерации А.А. Волковым, В.Н. Григорьевым, В.Ф. Давыдовым, В.В. Елагиным, В.М. Крессом, Б.А. Мальцевым, М.Г. Рахимовым, Э.Э. Росселем, П.И. Суминым (N 97803489-2);

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации", внесенный членом Совета Федерации Е.С. Савченко (N 98800246-2);

3. "Налоговый кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы И.Д. Грачевым (N 98008956-2);

4. "Налоговый кодекс Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы А.Г. Головым (N 98009601-2);

5. "Общая часть Налогового кодекса Российской Федерации", внесенная депутатом В.В. Похмелкиным (N 97812026-2);

6. "Налоговый кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским и Ю.Н. Паршаковым (N 97091276-2);

7. "Об основах налогообложения и сборов в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Свердловской области (N 98008446-2);

8. "Об универсальной налоговой системе Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы И.М. Братищевым (N 97060946-2);

9. "О спасении отечественного товарного производства", внесенный депутатом Государственной Думы В.И. Машинским (N 97801757-2);

10. "Налоговый кодекс Российской Федерации", внесенный совместно Правительством и депутатами Государственной Думы (N 98910809-2).

Справедливости ради следует сказать еще о трех проектах Налогового кодекса, которые были внесены в Государственную Думу, но не дошли до обсуждения в первом чтении. Это проект Налогового кодекса N 98008847-2, внесенный депутатом А.М. Макаровым, проект N 97084469-2, внесенный депутатами А.Я. Зеликовым и Е.С. Савченко, и проект N 97054469-2, внесенный Э.Э. Росселем. Указанные проекты были отозваны субъектами права законодательной инициативы 14 апреля 1998 г.

В первом чтении правительственный проект Налогового кодекса был принят. Выбор "основных направлений" развития российской налоговой системы сделан.

После принятия в первом чтении правительственного проекта он был разделен на две части: общую (законопроект N 98910809-2) и особенную (законопроект N 98900809-2). Общая часть была принята летом 1998 г., подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 г. и вступила в силу 1 января 1999 г.

Особенная часть была отложена на два года "в долгий ящик". Депутаты вернулись к ней только 7 июня 2000 г. За это время была проделана огромная работа. Проект части второй состоял из четырех налогов: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц и единого социального налога. Каждая глава во втором чтении принималась отдельно: 7 июня 2000 г. - "Налог на доходы физических лиц"; 9 июня 2000 г. - "Единый социальный налог"; 23 июня 2000 г. - "Налог на добавленную стоимость"; 5 июля 2000 г. - "Акцизы".

В третьем чтении часть вторая НК РФ была принята 19 июля 2000 г., подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 2000 г., вступление ее в силу планировалось с 1 января 2001 г. Но уже в сентябре 2000 г. выяснилось, что многие вопросы взимания налогов остались неурегулированными, что привело к принятию изменений в еще не вступившую часть вторую НК РФ.

Проект закона (N 6323-3) был внесен группой депутатов и позиционировался как проект, носящий технический характер. Авторы отмечали, что при принятии части второй НК РФ не удалось избежать целого ряда технических, лингвистических и редакционных неточностей. Отдельные нормы части второй НК РФ нуждались в уточнениях технологического характера.

24 ноября 2000 г. проект был принят в первом чтении и в целом. Хотя многие депутаты критиковали такую спешку, она была связана с началом вступления в силу части второй НК РФ. Президент подписал данный Федеральный закон N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" 29 декабря 2000 г. С 1 января 2001 г. он вступил в силу.

Легитимность данного Федерального закона вызывает сомнения не только с точки зрения нарушения ст. 5 НК РФ, регулирующей порядок вступления изменений в НК РФ, но также с позиции определения начала действия НК РФ в данной редакции. По большому счету изменяемый Закон должен был вступить в силу до вступления в силу основного закона, т.е. части второй НК РФ. Поскольку при одновременном вступлении в силу двух равных законов должен применяться принятый ранее.

Одновременное вступление в силу не позволяет точно ответить на вопрос, какой акт начал действовать раньше, а какой позже. И законодатель, и правоприменители исходили из того, что часть вторая вступила в силу раньше, чем изменения. Иначе бы изменения не вошли в НК РФ. С точки зрения юридической техники изменяющий Закон должен был вносить изменения в еще не вступившую в силу часть вторую НК РФ и вступить в силу до 1 января 2001 г., тогда бы его нормы были имплементированы в НК РФ, не нарушая общих принципов логики принятия нормативных правовых актов и внесения в них изменений.

Почему меняется Налоговый кодекс?

Дальнейшая кодификация налогового законодательства (или законодательства о налогах и сборах) шла по нескольким направлениям.

Первое направление связано с принятием отдельных налогов. Пятым налогом, включенным в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), стал налог на прибыль организаций (гл. 25), который был введен Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ <11>. Почти одновременно Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ <12> НК РФ был дополнен гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых".

--------------------------------

<11> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3413.

<12> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3429.

Также в 2001 г. для исполнения Постановления КС РФ была принята гл. 27 "Налог с продаж".

С принятием первого регионального налога и закреплением за ним гл. 27 НК РФ законодатель не оставил себе резервных статей для принятия федеральных налогов. В связи с чем уже в конце 2001 г. появились статьи второго порядка. Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. N 187-ФЗ <13> в НК РФ был введен раздел, посвященный специальным налоговым режимам. Первым стал единый сельскохозяйственный налог, предусмотренный гл. 26.1 НК РФ.

--------------------------------

<13> СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5023.

В 2002 г. Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ <14> были приняты еще две главы НК РФ - 26.2 и 26.3, предусматривающие еще два специальных налоговых режима: упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

--------------------------------

<14> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3021.

Также в 2002 г. Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ <15> была принята гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ, а Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 182-ФЗ <16> - гл. 29 "Налог на игорный бизнес".

--------------------------------

<15> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3027.

<16> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5138.

В 2003 г. также было принято несколько глав части второй НК РФ. Федеральным законом от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ <17> специальные налоговые режимы были дополнены гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

--------------------------------

<17> СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2174.

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ <18> региональные налоги были дополнены гл. 30 "Налог на имущество организаций", а Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ <19> федеральные налоги были дополнены гл. 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов".

--------------------------------

<18> СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4435.

<19> СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4444.

В 2004 г. работа по принятию новых налогов в НК РФ продолжилась. Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ <20> федеральные налоги были дополнены гл. 25.2 "Водный налог". Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ <21> - гл. 25.3 "Государственная пошлина". И наконец, местные налоги были дополнены Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ гл. 31 "Земельный налог".

--------------------------------

<20> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3219.

<21> СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377.

Второе направление в кодификации налогового законодательства является, по сути, "латанием дыр", или ликвидацией пробелов и коллизий. Несмотря на это, пробелы в НК все равно остаются, иначе нечего было бы регулировать на подзаконном уровне. Ведь во многих случаях налоговые пробелы - это тщательно спланированные возможности для маневра налоговых органов. Самыми яркими примерами ликвидации пробелов можно назвать Федеральные законы от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ <22> и от 29 декабря 2000 г. N 166-ФЗ <23>, принятые в спешном порядке после принятия части первой и части второй НК РФ и ликвидировавшие многие неясности и коллизии первой редакции НК РФ.

--------------------------------

<22> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3487.

<23> СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 18.

В рамках данного направления также происходит согласование НК РФ с законами других отраслей права. Хотя законодатель к каждому новому закону и создает свой понятийный аппарат, который применяется только в рамках конкретного закона, теоретики считают, что юридические понятия должны во всех нормативных актах использоваться в том значении, которое было дано впервые при введении их в оборот. Яркий пример - понятие индивидуальных предпринимателей в ГК РФ и НК РФ.

Еще одна тенденция в рамках данного направления - гармонизация законодательства о налогах и сборах России и Европейского союза (далее - ЕС). Основной налог, взимаемый в России и влияющий на взаимоотношения с ЕС, - это НДС. Наличие НДС в системе налогов и сборов любого европейского государства является обязательным условием его присоединения к Союзу. Именно поэтому страны, стремящиеся в ЕС, ввели на своих территориях данный налог и взимают его по принципам, установленным в ЕС. Россия при принятии части второй НК РФ также учла рекомендации ЕС, чтобы не создавать лишних препятствий для выхода российских товаров на западные рынки.

Третье направление кодификации налогового законодательства связано с реализацией регулирования экономических и социальных отношений посредством налогов. Сюда можно отнести такие Законы, как Федеральные законы от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ <24>, от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ <25>, которые несколько смягчили взимание НДС, а также разрешили применение специальных налоговых режимов дополнительным категориям налогоплательщиков. Однако ожидаемого эффекта они не принесли, поэтому в 2006 г. стимулирование экономики посредством налогов продолжалось.

--------------------------------

<24> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3112.

<25> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3130.

Именно в этот период были подписаны "революционные налоговые новшества" <26>. Например, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ <27> значительным образом обновил часть первую НК РФ. Нельзя однозначно утверждать, что данный Закон носил характер стимулирования экономической деятельности налогоплательщиков. Некоторые нормы даже несколько ухудшили положение организаций и индивидуальных предпринимателей, например введение безакцептного списания недоимок, пеней и штрафов.

--------------------------------

<26> Баязитова А. Беседа с директором Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Моториным М.А. // Главбух. 2006. N 1. С. 14.

<27> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3436.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 144-ФЗ <28>, в свою очередь, уменьшил налоговую ставку ЕСН до 26%, разрешив применять регрессивную шкалу налогообложения всем налогоплательщикам. Кроме этого, Закон расширил возможность применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, хотя такие изменения осуществлялись неоднократно Федеральными законами от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ <29>, от 6 мая 2003 г. N 51-ФЗ <30>, от 5 декабря 2006 г. N 208-ФЗ <31>, от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ <32>, от 30.04.2008 N 55-ФЗ <33>, от 22 июля 2008 г. N 158-ФЗ <34> и др.

--------------------------------

<28> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3443.

<29> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2026.

<30> СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1749.

<31> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5286.

<32> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4013.

<33> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1942.

<34> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3614.

Кроме того, в рамках данного направления кодификации были приняты федеральные законы 2008 - 2009 гг., направленные на борьбу с финансовым кризисом 2008 г. В частности, Федеральные законы: от 13 октября 2008 г. N 172-ФЗ <35>, разрешивший уплату НДС в рассрочку; от 24 ноября 2008 г. N 208-ФЗ <36>, снявший запрет о перемене объекта налогообложения в течение первых трех лет применения упрощенной системы налогообложения; от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ <37>, уменьшивший налоговую ставку по налогу на прибыль организаций до 20%.

--------------------------------

<35> СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4697.

<36> СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5503.

<37> СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5519.

Хочется отметить, что концепция налогового законодательства исходит из умаления регулирующей функции налогов. С этой целью унифицировано налогообложение разных видов доходов, юридических лиц различных организационно-правовых форм, ликвидированы многие льготы. Налоги плохо регулируют экономику, их суть - наполнение бюджета. Утверждения о необходимости изменения налогового законодательства для улучшения экономической ситуации в стране нуждаются в дополнительном научном обосновании.

Четвертое направление, которое требует самостоятельного места в процессе кодификации налогового законодательства, - это скрытый лоббизм тех или иных экономических или политических группировок. К данной группе можно отнести многие законы, которые имеют обратную силу. Их немало. И хотя законодатель разрешил в рамках ст. 5 НК РФ обратную силу закона, улучшающего положение налогоплательщика, правотворческая практика свидетельствует о злоупотреблении данным принципом. Применение новых норм к правоотношениям, которые уже начали действовать или, более того, закончились, ведет к засорению НК РФ и умалению его роли как стабильного кодифицированного акта. Кроме того, такие отступления от обычной практики правового регулирования вызывают много проблем в их применении, в частности бухгалтерами и судьями, которым приходится пересматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Кроме того, к данной группе можно отнести Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ, установивший более льготный режим налогообложения для нотариусов и адвокатов, освободив их от одних налогов и установив пониженные ставки по другим. Также к этой группе относятся Законы, устанавливающие индивидуальные льготы для отдельных налогоплательщиков вопреки ст. 56 НК РФ: Федеральные законы от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ <38>, от 17 мая 2007 г. N 83-ФЗ <39>, от 1 декабря 2008 г. N 225-ФЗ <40>.

--------------------------------

<38> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6071.

<39> СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2563.

<40> СЗ РФ. 2008. N 49. Ст. 5723.

* * *

Многие юристы обоснованно и необоснованно критикуют кодификацию НК РФ <41>. НК РФ, как и любой другой нормативный акт, не свободен от недостатков. Они возникают и в процессе научного анализа его норм, и в процессе их применения. Но факт, что кодификация налогового права существенно повысила качество налогового законодательства с точки зрения юридической техники, отрицать нельзя.

--------------------------------

<41> См.: Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. М., 2003. С. 73, 75; Тихомиров Ю.А. Кодекс среди законов // Право и экономика. 2002. N 2. С. 3.

Источник: http://www.juristlib.ru/book_9916.html


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!