Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Понятие и предмет семейного права. Семейные правоотношения»

/ Семейное право
Контрольная,  22 страниц

Оглавление

1. Понятие и предмет семейного права
2. Метод регулирования семейно-правовых отношений
3. Понятие, структура и виды семейных правоотношений
4. Осуществление и защита семейных прав

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст. 410
4. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №2. Ст. 16
5. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М., 2005
6. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник. М., 2003


Работа похожей тематики


Правовые основы прохождения муниципальной службы в Российской Федерации

Ежевский Д.О.
Административное и муниципальное право, 2010.
В современной Российской Федерации эффективная деятельность системы местного самоуправления немыслима без муниципальной службы. Возросшее за последнее десятилетие значение местного самоуправления в обеспечении интересов населения диктует потребность в квалифицированных муниципальных служащих.
Ключевые слова: муниципальная, служба, прохождение, аттестация, квалификация, чины, конкурс, Россия, служебный контракт.
Legal Framework of municipal service record in the Russian Federation
D.O. Ezhevsky
Nowadays in the Russian Federation the system of local self-government can't be effective without municipal service. Growing role of self-government in supporting public interests determines the need for highly skilled municipal offcers.
Key words: municipal service, record, performance review, level of profciency, ranks, contest, Russia, labor contract.
С целью совершенствования института местного самоуправления и муниципальной службы в России 2 марта 2007 г. был принят Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Принципиальным положением Закона, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих РФ, является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (для главы местной администрации - на основе контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих РФ. Данное положение Закона является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Заключение контракта предусмотрено Законом только применительно к гражданину, поступающему на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности.
Закон о муниципальной службе 2007 г. содержит ограничения в отношении муниципальных служащих. Однако теперь отдельно предусмотрены ограничения, препятствующие приему на муниципальную службу, и ограничения, препятствующие нахождению на муниципальной службе. Перечень ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, расширен и закреплен по аналогии перечня ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой. В то же время исключено ограничение на занятие иной оплачиваемой деятельностью. Муниципальный служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, но только при условии, что это не повлечет конфликт интересов. Следует также отметить, что предельный возраст, установленный для замещения должности муниципальной службы, повышен с 60 до 65 лет. При этом сохранена норма о возможности продления нахождения на муниципальной службе после достижения предельного возраста путем заключения ежегодного договора. Закон устанавливает целый перечень различных гарантий, предоставляемых муниципальному служащему.
В современных условиях реформирования системы местного самоуправления в России значительно возрастает роль муниципального служащего, повышаются требования к его профессиональному образованию, профессиональным навыкам и умениям, творческому отношению к порученному делу. Это, в свою очередь, находит отражение в вопросах организации муниципальной службы, приема, прохождения, организации аттестации и конкурса, в осуществлении прав и обязанностей муниципальными служащими.
Законодательные основы организации муниципальной службы включают в себя три уровня правовых норм: нормы федеральных законов и иных нормативно-правовых актов; нормы законов и нормативно-правовых актов субъектов РФ; нормы муниципальных нормативно-правовых актов.
На муниципальную службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от основания его приобретения, все граждане России обладают на ее территории равными правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Законом устанавливается равный доступ на муниципальную службу.
Закон не содержит каких-либо ограничений при поступлении на муниципальную службу для граждан, имеющих двойное гражданство. Однако на муниципальную службу вправе поступать граждане РФ, имеющие двойное гражданство только в том случае, если гражданство приобретается у иностранного государства, являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе.
Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется соответствующим актом органа местного самоуправления или его структурного подразделения (приказом, постановлением или распоряжением соответствующего должностного лица) о назначении на муниципальную должность муниципальной службы.
Поступление на муниципальную службу также сопровождается заключением трудового договора, составлением должностной инструкции и оформлением иных документов, входящих в состав личного дела муниципального служащего. Следует отличать трудовой договор от гражданско-правового, так в некоторых случаях органы местного самоуправления имеют право заключать гражданско-правовые договоры, которые не влекут появление у работника статуса муниципального служащего.
При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
Трудовой договор с муниципальным служащим - это соглашение между муниципальным служащим и органом местного самоуправления, по которому служащий обязуется выполнять установленные должностные обязанности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а орган местного самоуправления обязуется выплачивать муниципальному служащему денежное содержание и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, соглашением сторон.
Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.
Трудовой договор с муниципальным служащим заключается в письменной форме.
Обязательными для трудового договора являются следующие условия:
1. Стороны соглашения и место службы муниципального служащего. Сторонами трудового договора являются:
- в качестве работодателя - орган местного самоуправления;
- в качестве работника - граждане, достигшие 18 лет, отвечающие требованиям законодательства о муниципальной службе.
От имени органа местного самоуправления выступает руководитель органа или выборное должностное лицо местного самоуправления, а также лица, которые наделены полномочиями по заключению трудовых договоров.
В трудовом договоре также указывается структурное подразделение (департамент, управление, комитет, отдел, пр.), на службу в которое принимается муниципальный служащий.
2. Служебные функции - работа, в соответствии с квалификацией по определенной должности, которую обязан выполнять муниципальный служащий.
Наименование должности указывается в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, штатным расписанием.
Обязанности муниципального служащего определяются в соответствии с законами субъектов РФ о муниципальной службе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, регламентирующими вопросы осуществления муниципальной службы. Так, в трудовой договор включается обязанность гражданина, поступающего на муниципальную службу, обеспечивать соблюдение и реализацию положений Конституции РФ, федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ, устава муниципального образования и нормативных правовых актов органов местного самоуправления в интересах жителей муниципального образования, выполнять должностные обязанности муниципального служащего.
Служебные функции также определяются в соответствии с квалификационной характеристикой, основные положения которой отражаются в должностной инструкции.
Обязанности муниципального служащего определяются в соответствии с той должностью, на которую он принят.
Согласование и четкое определение обязанностей в трудовом договоре необходимо и работодателю (органу местного самоуправления), и работнику (муниципальному служащему). Первому это дает возможность осуществлять рациональное распределение работ и эффективную организацию труда, оценивать занятость работника, а второму - обеспечивает определенность относительно объема выполняемых работ и возможность правильного решения спорных вопросов. Более того, согласно Трудовому кодексу РФ работодатель не вправе требовать от работников выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (кроме, как в исключительных случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами).
В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на муниципальную службу, обеспечивать соблюдение и реализацию норм Конституции РФ, федеральных законов, устава (конституции) и законов субъекта РФ, устава муниципального образования и нормативных правовых актов органов местного самоуправления в интересах жителей муниципального образования, выполнять должностные обязанности муниципального служащего и обязательства органа местного самоуправления по обеспечению условий для их реализации.
Муниципальному служащему с его согласия, наряду с выполнением обязанностей по муниципальной должности муниципальной службы, руководитель органа местного самоуправления может поручить другие обязанности по другой муниципальной должности муниципальной службы, если это соответствует его образованию или уровню профессиональной подготовки. При этом размер доплат за совмещение муниципальных должностей муниципальной службы или выполнение обязанностей временно отсутствующего муниципального служащего устанавливается руководителем органа местного самоуправления по согласованию с муниципальным служащим.
Если муниципальный служащий назначается на руководящую должность, в трудовом договоре указываются его обязанности и правомочия по управлению подчиненными. Если служащий по должности обладает правом приема и увольнения с работы, это условие также указывается в трудовом договоре.
Согласно ст. 58 Трудового кодекса РФ трудовой договор может заключаться:
а) на неопределенный срок;
б) на определенный срок.
Напомним, что согласно трудовому законодательству срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок:
- с учетом характера предстоящей работы;
- с учетом условий ее выполнения;
- с учетом интересов работника;
- в иных случаях, непосредственно предусмотренных ст. 59 Трудового кодекса РФ.
В трудовом договоре также указываются обязанности органа местного самоуправления по обеспечению надлежащих условий труда для муниципального служащего:
- создать условия для безопасного и высокорезультативного труда;
- оборудовать рабочее место муниципального служащего в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности;
- своевременно выплачивать муниципальному служащему обусловленную договором заработную плату (денежное содержание);
- иные обязанности.
Как правило, размер денежного содержания указывается с разбивкой на должностной оклад, надбавки и доплаты к должностному окладу. Доплаты и надбавки могут быть стимулирующего и компенсационного характера:
- за профессиональное мастерство и высокую квалификацию;
- за классность;
- за ученую степень;
- за отклонение от нормальных условий труда и др.
Также в трудовом договоре указывается размер доплат за совмещение должностей. Наряду с доплатами, стороны могут договориться и об иных компенсациях за совмещение должностей, например:
- о дополнительном отпуске;
- о повышенном размере вознаграждения по итогам работы за год и др.
Различные виды поощрения муниципальных служащих также могут быть отражены в трудовом договоре, например: вознаграждение по итогам работы за год, выплата за выслугу лет, пр.
Договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке. К числу таких условий относятся:
1) условие об установлении испытательного срока. Испытательный срок устанавливается в пределах, предусмотренных трудовым законодательством;
2) условие о совмещении должностей. Совмещение должностей может выступать в качестве самостоятельного условия трудового договора. В этом случае стороны оговаривают порядок и условия совмещения. В трудовой договор вносится соответствующая запись о работе по совмещаемой должности с указанием дополнительных обязательств работника;
3) условие о переподготовке, обучении вторым и совмещаемым профессиям, о регулярном повышении квалификации. В трудовой договор могут быть внесены обязательства муниципального служащего по повышению квалификации, уровня профессионализма и компетентности, а также обязательства органа местного самоуправления по отношению к муниципальному служащему, заключающиеся в предоставлении широких возможностей для получения знаний и навыков, создания соответствующих условий для их приобретения;
4) условие о продолжительности отпуска. В трудовом договоре указывается продолжительность ежегодного отпуска муниципального служащего, а также дополнительного отпуска (в связи с особыми условиями труда, пр.);
5) условие о режиме рабочего времени и времени отдыха и др. Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка. В отдельных случаях может возникнуть необходимость конкретизировать режим рабочего времени, прийти к соглашению о неполном рабочем времени, гибком графике работы и т.д. В этом случае в трудовом договоре производится соответствующая запись;
6) дополнительные по сравнению с законодательством льготы и услуги. Дополнительные по сравнению с законодательством льготы и услуги по социальному обслуживанию, социальному обеспечению, дополнительному медицинскому страхованию и другим видам обслуживания могут устанавливаться за счет средств местного бюджета. Как правило, они предусматриваются в нормативных правовых актах органов местного самоуправления о муниципальной службе.
Трудовой договор (контракт) может содержать дополнительные условия прохождения муниципальной службы: дополнительные требования к муниципальному служащему в соответствии с законодательством, дополнительные должностные обязанности, возлагаемые на него, а также условия, повышающие установленный законом субъекта РФ уровень правовой защиты, материального, жилищного и иного социального обеспечения муниципального служащего.
В большинстве случаев трудовые договоры с муниципальными служащими заключаются по примерным или типовым формам, утвержденным органами местного самоуправления.
Определенной спецификой обладают трудовые договоры, перезаключаемые с муниципальными служащими, достигшими предельного возраста для нахождения на муниципальной службе. В частности, с такими служащими можно заключать только срочные трудовые контракты на один год с момента достижения предельного возраста для нахождения на муниципальной службе. В дальнейшем с такими лицами можно осуществлять правоотношения на основании гражданско-правового характера или переводить на должность не являющуюся должностью муниципальной службы.
Муниципальный служащий исполняет свои непосредственные обязанности на основании должностной инструкции.
Должностная инструкция - это организационно-правовой документ, определяющий основные квалификационные требования, задачи, функции, полномочия, обязанности и ответственность работника, необходимые для осуществления деятельности согласно занимаемой должности.
Должностные инструкции муниципальным служащим разрабатываются с целью решения следующих задач:
1) определения прав и обязанностей служащего;
2) фиксации ответственности и гарантий для служащего;
3) правильного подбора, расстановки и использования кадров;
4) рационального разделения труда;
5) создания организационно-правовой основы служебной деятельности служащих, закрепления их правового статуса и места в системе управления органов местного самоуправления;
6) оценки результатов деятельности служащих, повышения ответственности служащих за результаты их деятельности, качество исполняемых обязанностей;
7) обеспечения объективности при аттестации служащих, поощрении служащих и наложении на них дисциплинарных взысканий;
8) укрепления служебной дисциплины;
9) разрешения трудовых споров;
10) повышения эффективности деятельности органа местного самоуправления.
Структура должностной инструкции может быть различной. Но в обязательном порядке в ней выделяются следующие разделы.
1. Общие положения.
2. Должностные обязанности.
3. Должностные права.
4. Ответственность.
Рассмотрим общие требования к содержанию разделов должностной инструкции.
Общие положения должностной инструкции должны определять:
а) точное наименование должности. Наименование должности должно соответствовать Реестру муниципальных должностей муниципальной службы, Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), принятому наименованию по штатному расписанию;
б) порядок назначения на должность и освобождения от должности. Он указывается в соответствии с принятым в органе местного самоуправления порядком замещения должностей, правилами внутреннего трудового распорядка, иными документами. Как правило, назначение на должность и освобождение от должности осуществляются приказом руководителя органа местного самоуправления. Так, например, мэр города самостоятельно назначает и освобождает от должности заместителей мэра, руководителей структурных подразделений мэрии и глав администраций районов города. Специалисты структурных подразделений органов местного самоуправления назначаются на должность и освобождаются от должности мэром города по представлению руководителя структурного подразделения. Однако по решению руководителя органа местного самоуправления правом назначения служащего на должность и освобождения от должности может быть наделен ответственный муниципальный служащий.
Формулировка пункта (Общие положения) может быть следующей:
заведующий отделом внешнеэкономических связей назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя аппарата главы города; или:
заведующий отделом торговли назначается на должность и освобождается от должности распоряжением мэра по представлению заместителя мэра по кадровой политике, труду и занятости; или:
главный специалист отдела по организационной работе комитета по организационной работе и связям с общественностью назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя аппарата главы города по представлению председателя комитета по организационной работе и связям с общественностью;
в) квалификационные требования, предъявляемые к служащему в соответствии с занимаемой им конкретной должностью. Конкретные квалификационные требования, необходимые для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются законодательством субъекта РФ, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В должностной инструкции указываются как общие квалификационные требования, так и дополнительные. Общими являются требования, предъявляемые к муниципальному служащему в соответствии с занимаемой им конкретной должностью и перечнем квалификационных требований, утвержденным либо на уровне субъекта РФ, либо на уровне муниципального образования. Это требования к образованию и стажу муниципальной службы.
Дополнительные требования - это требования к знаниям, профессиональным умениям и навыкам, которыми должен обладать муниципальный служащий для выполнения возложенных на него обязанностей.
Например, в должностной инструкции начальника отдела в составе самостоятельного структурного подразделения администрации города квалификационные требования могут быть сформулированы следующим образом.
Начальник отдела должен соответствовать следующим квалификационным требованиям:
- высшее профессиональное образование по специальности "Государственное и муниципальное управление", "Юриспруденция", "Экономика", стаж работы на старших муниципальных и государственных должностях не менее двух лет или на других должностях руководителей и специалистов в соответствующей профилю отрасли не менее пяти лет;
- опыт разработки методических, нормативных и иных документов, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления;
- опыт руководства подчиненными работниками;
- знание Конституции РФ, конституции (устава) субъекта РФ, устава муниципального образования, федеральных законов, законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам организации местного самоуправления и деятельности подведомственных отраслей; нормативных актов и методических рекомендаций, определяющих порядок организации работ в отделе; основ экономики, организации труда и управления.
Эти же квалификационные требования могут быть представлены и в следующем виде.
На должность начальника отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Государственное и муниципальное управление", "Юриспруденция", "Экономика", а также стаж работы на старших муниципальных и государственных должностях не менее двух лет или на других должностях руководителей и специалистов в соответствующей профилю отрасли не менее пяти лет.
Лицо, занимающее должность начальника отдела, должно иметь опыт разработки методических, нормативных и иных документов, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления, опыт руководства подчиненными работниками.
Начальник отдела должен знать:
- Конституцию РФ, конституцию (устав) субъекта РФ, устав муниципального образования, федеральные законы, законы субъекта РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам организации местного самоуправления и деятельности подведомственных отраслей в объеме, необходимом для исполнения своих должностных обязанностей;
- нормативные акты и методические рекомендации, определяющие порядок организации работ в отделе;
- основы экономики, организации труда и управления;
г) перечень основополагающих организационно-правовых документов, на основании которых муниципальный служащий осуществляет служебную деятельность и реализует свои полномочия. В этот перечень включаются правовые документы, которыми служащий руководствуется в своей деятельности.
Пункт должностной инструкции может быть сформулирован, например, следующим образом. Ведущий специалист отдела внешнеэкономических связей аппарата главы города в своей деятельности руководствуется действующим федеральным законодательством, законами субъекта РФ, уставом города, правовыми актами городской Думы, главы города, городской администрации, положением об отделе внешнеэкономических связей, настоящей должностной инструкцией;
д) лицо, которому непосредственно подчиняется муниципальный служащий (т.е. подчинение служащего), и служащие, подчиняющиеся муниципальному служащему (т.е. подчиненность служащему).
Здесь указываются:
- в состав какого подразделения или коллегиального органа по должности входит муниципальный служащий;
- в чьем непосредственном подчинении находится муниципальный служащий;
- структурные подразделения и (или) отдельные муниципальные служащие, непосредственно подчиненные данному лицу по службе (если таковые имеются), а также с которыми муниципальный служащий вступает в служебные взаимоотношения.
Коллегиальными органами местного самоуправления являются аттестационные, квалификационные, кадровые, бюджетные комиссии, комиссия по жилищным вопросам, комиссия по энергоресурсосбережению, и пр.
В должностной инструкции муниципального служащего вышесказанное можно отразить следующим образом.
Заведующий сектором по работе с общественными объединениями подчиняется непосредственно председателю комитета по организационной работе и связям с общественностью, в период его отсутствия - заместителю председателя комитета по организационной работе и связям с общественностью.
Заведующему сектором по работе с общественными объединениями подчиняются все сотрудники сектора;
е) порядок замещения муниципального служащего и исполнения должностных обязанностей в случае его временного отсутствия.
Например.
В период временного отсутствия заведующего сектором по работе с общественными объединениями (болезнь, отпуск, командировка, и пр.) его обязанности исполняет ведущий специалист сектора без освобождения от основных обязанностей.
Дополнительно может быть указан порядок приема-передачи дел материально ответственными лицами;
ж) иные требования и положения. Эти положения могут конкретизировать и уточнять статус и условия деятельности муниципального служащего, а могут касаться непосредственно должностной инструкции, где можно отразить порядок внесения изменений и дополнений в должностную инструкцию.
Должностные обязанности.
В этом разделе (статье) должностной инструкции приводятся должностные обязанности муниципального служащего.
Должностные обязанности - это конкретные функции муниципального служащего, выполняемые им для достижения поставленных перед ним и структурным подразделением, в состав которого он входит, задач и целей.
В этом разделе указывают обязанности служащего с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения органа местного самоуправления, с подробным изложением основных направлений служебной деятельности муниципального служащего.
В разделе указываются виды работ и формы участия муниципального служащего в управленческом процессе: руководит; утверждает; обеспечивает; подготавливает; рассматривает; контролирует; представляет; координирует; курирует; согласовывает; исполняет.
Формулирование должностных обязанностей муниципального служащего начинается с перечисления общих обязанностей муниципального служащего.
В должностной инструкции четко указываются обязанности, которые муниципальный служащий исполняет самостоятельно, а также обязанности, в выполнении которых он только участвует.
При разработке должностных инструкций необходимо исключить дублирование обязанностей, т.е. когда разные муниципальные служащие выполняют те же обязанности. Решить этот вопрос может помочь составление матриц ответственности, а также составление карт должностных (функциональных) обязанностей.
Конкретные обязанности муниципального служащего обусловлены специализацией муниципальной должности муниципальной службы.
Например.
Специалист городского Совета по обеспечению деятельности постоянных депутатских комиссий Совета исполняет следующие должностные обязанности:
1) обеспечивает деятельность постоянных депутатских комиссий Совета в соответствии с положениями о них;
2) осуществляет взаимодействие с отделами, управлениями, комитетами администрации города, задействованными в обеспечении деятельности Совета;
3) подготавливает проекты распоряжений Совета по созыву заседаний Совета и организации их проведения, а также оформляет решения постоянных депутатских комиссий Совета;
4) ведет протоколы заседаний Совета и заседаний постоянных депутатских комиссий;
5) организует после заседаний Совета доработку проектов постановлений Совета с заинтересованными отделами, управлениями, комитетами, иными структурными подразделениями администрации города;
6) ежемесячно подготавливает справку по установленной форме о ходе выполнения постановлений Совета;
7) направляет напоминание непосредственным исполнителям постановлений Совета о необходимости их исполнения;
8) ведет журнал регистрации постановлений и распоряжений Совета;
9) ведет журнал учета выдачи юридических материалов;
10) ведет номенклатуру дел Совета;
11) выполняет поручения советника по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
В должностной инструкции руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления указываются обязанности по руководству подчиненными работниками.
Например, начальник отдела:
1) организует, планирует и контролирует деятельность отдела;
2) обеспечивает выполнение стоящих перед отделом целей и задач в соответствии с положением об отделе;
3) распределяет должностные обязанности среди работников отдела;
4) разрабатывает должностные инструкции работникам отдела;
5) организует работу по повышению квалификации и совершенствованию организации и условий труда работников отдела.
В этом разделе должностной инструкции могут быть указаны обязанности служащего, возлагаемые на него в соответствии со сложившейся в данном структурном подразделении практикой распределения иных обязанностей, выполняемых данным подразделением по решению руководителя органа местного самоуправления. Целесообразным является включение в данный раздел обязанности по выполнению разовых служебных поручений вышестоящего руководителя.
Должностные права.
В данном разделе (статье) должностной инструкции указываются права муниципального служащего, определенные с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения.
К описанию прав муниципального служащего предъявляются следующие требования:
а) права муниципального служащего должны быть конкретизированы по основным функциям, исполняемым муниципальным служащим;
б) каждая формулировка права муниципального служащего должна корреспондировать с соответствующей обязанностью;
в) муниципальный служащий должен наделяться правами, которые соответствуют Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
При поступлении гражданина на работу или при переводе его в установленном порядке на другую работу руководитель обязан:
- ознакомить работника с должностной инструкцией (поручаемой работой), условиями и оплатой труда, разъяснить его права и обязанности;
- ознакомить его с правилами внутреннего трудового распорядка;
- проинструктировать по охране труда и противопожарной безопасности.
Для гражданина, назначаемого на должность муниципальной службы, может устанавливаться испытательный срок до 3 месяцев в соответствии с федеральным законодательством о труде.
Для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов представительств и иных обособленных структурных подразделений ст. 70 Трудового кодекса РФ предусмотрено исключение из правил - срок испытания для них не может превышать 6 месяцев, если иное не установлено федеральным законом.
Испытание при приеме на работу не устанавливается для:
- лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном законом;
- беременных женщин;
- лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
- лиц, окончивших образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности;
- лиц, избранных (выбранных) на выборную должность на оплачиваемую работу;
- лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
- в иных случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором.
В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.
Основной целью прохождения испытательного срока является проверка деловых и профессиональных качеств и способностей лица, его соответствия той муниципальной должности, для замещения которой он принят. Испытание устанавливается независимо от квалификации и опыта принимаемого работника.
Условие об испытании должно быть указано в распорядительном документе о приеме на работу (решении, распоряжении или приказе). Если же это условие не было указано в тексте трудового договора, служащий считается принятым без испытания.
Конкретная продолжительность испытательного срока для муниципального служащего устанавливается:
- решением конкурсной комиссии;
- решением руководителя, имеющего право приема и увольнения муниципального служащего.
Испытательный срок начинается с первого дня фактического вступления муниципального служащего в должность.
В срок испытания не засчитывается:
1) период временной нетрудоспособности;
2) нахождение в кратковременном отпуске без сохранения заработной платы;
3) нахождение в отпуске в связи с обучением;
4) другие периоды, когда муниципальный служащий фактически отсутствовал на службе по уважительным причинам.
После перерыва по вышеуказанным причинам течение испытательного срока продолжается. Общая продолжительность испытательного срока не может быть увеличена или продлена.
В период срока испытания на муниципального служащего полностью распространяется действие Федерального закона о муниципальной службе 2007 г., законодательства о муниципальной службе соответствующего субъекта РФ и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с прохождением муниципальной службы.
Муниципальный служащий обязан соблюдать установленные для муниципальных служащих ограничения и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. До окончания срока испытания очередной квалификационный разряд муниципальному служащему не присваивается.
Оценку профессиональной деятельности муниципального служащего и его соответствия замещаемой должности по результатам прохождения испытательного срока дает его непосредственный руководитель. Как правило, органами местного самоуправления устанавливается форма такого заключения. Заключение по результатам прохождения муниципальным служащим испытательного срока хранится в личном деле муниципального служащего.
На основании заключения руководитель, назначивший муниципального служащего на должность, в срок не позднее последнего дня испытательного срока принимает решение об успешном прохождении муниципальным служащим испытательного срока и целесообразности оставления его в замещаемой должности. При этом специального распорядительного документа о приеме (назначении) муниципального служащего на муниципальную должность муниципальной службы не требуется. То есть если муниципальный служащий по истечении испытательного срока продолжает работать в замещаемой должности, он считается выдержавшим испытание.
При неудовлетворительном результате испытания муниципальному служащему может быть предложен перевод с его согласия на другую муниципальную должность. Вопрос о переводе на другую должность муниципального служащего, принятого с испытательным сроком и не выдержавшего испытание, решается по усмотрению руководителя, назначившего муниципального служащего на муниципальную должность.
При переводе муниципального служащего с его согласия на другую муниципальную должность ему устанавливается испытание с целью проверки соответствия его этой должности. При переводе на прежнюю должность испытательный срок не устанавливается.
При неудовлетворительном результате испытания, а также в случае отказа муниципального служащего, не выдержавшего испытание, от перевода на другую или прежнюю муниципальную должность муниципальной службы или невозможности предоставления другой муниципальной должности муниципальной службы он подлежит увольнению.
Увольнение работника при неудовлетворительном результате испытания может быть произведено только до окончания срока испытания. Обязательным условием расторжения договора в связи с неудовлетворительным результатом испытания является обязательное письменное предупреждение служащего не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания служащего не выдержавшим испытание. Муниципальный служащий, уволенный как не выдержавший испытание, вправе обжаловать такое увольнение в судебном порядке.
Если в период испытательного срока будут выявлены обстоятельства, по которым муниципальный служащий в соответствии с законодательством не может находиться на муниципальной службе, он подлежит увольнению до истечения испытательного срока. Увольнение в этом случае производится с соблюдением всех условий, установленных действующим законодательством.
В период испытания служащий может сам прийти к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей. В этом случае он имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом руководство в письменной форме за 3 дня.
Квалификационный разряд указывает на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципального служащего квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы. Квалификационный разряд муниципальному служащему присваивается исходя из группы должностей, к которой относится замещаемая им должность.
Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов РФ, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в РФ" 2007 г.
В соответствии с Федеральным законом субъекты РФ устанавливают собственные квалификационные разряды. Присвоение квалификационных разрядов производится в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы на основании результатов квалификационного экзамена или аттестации.
В большинстве субъектов РФ муниципальным служащим квалификационные разряды присваиваются в следующем порядке:
- муниципальным служащим высших муниципальных должностей муниципальной службы - действительный муниципальный советник 1, 2 и 3-го класса;
- муниципальным служащим главных муниципальных должностей муниципальной службы - главный муниципальный советник 1, 2 и 3-го класса;
- муниципальным служащим ведущих муниципальных должностей муниципальной службы - муниципальный советник 1, 2 и 3-го класса;
- муниципальным служащим старших муниципальных должностей муниципальной службы - советник муниципальной службы 1, 2 и 3-го класса;
- муниципальным служащим младших муниципальных должностей муниципальной службы - референт муниципальной службы 1, 2 и 3-го класса.
Иногда классификация групп имеет более усложненный характер, а соответственно, возрастает и количество присваиваемых муниципальным служащим разрядов.
По общему правилу при присвоении муниципальным служащим квалификационных разрядов устанавливают ограничения в зависимости от стажа служащих. Так, муниципальным служащим, впервые поступившим на муниципальную службу, присваивается самый низший квалификационный разряд (например, 3-го класса - в большинстве субъектов РФ), предусмотренный по группе муниципальных должностей, соответствующей замещаемой должности. Муниципальным же служащим, имеющим стаж работы в местных органах государственной власти, органах государственной власти (государственных органах) и органах местного самоуправления, могут быть присвоены квалификационные разряды как в зависимости от стажа, так и вне зависимости от срока пребывания муниципального служащего в муниципальной должности. В последнем случае к стажу муниципального служащего предъявляется лишь одно требование - стаж должен быть более года (другой срок может устанавливаться законодательством субъекта РФ), а муниципальному служащему может быть присвоен любой квалификационный разряд (по результатам аттестации), например 1, 2, 3-го класса по любым группам муниципальных должностей.
При дифференциации присваиваемых разрядов в увязке со стажем муниципальной службы порядок присвоения разрядов может быть различным - это устанавливается законодательством субъекта РФ. Соответствующий квалификационный разряд может быть присвоен с учетом стажа работы на муниципальных должностях и срока пребывания в муниципальной должности, необходимого для присвоения квалификационного разряда.
В порядке исключения муниципальным служащим, имеющим необходимое по замещаемой ими муниципальной должности образование и установленный для таких случаев минимальный (например, в г. Москве - не менее чем 10-летний) стаж муниципальной службы, а также особые достижения при прохождении муниципальной службы, могут быть первоначально присвоены иные квалификационные разряды по соответствующей группе муниципальных должностей муниципальной службы.
При поступлении на муниципальную службу лицу, уже имеющему чин государственного служащего, присваивается квалификационный разряд муниципальной службы по переводной схеме, установленной актами органов местного самоуправления.
Кроме того, квалификационный разряд сохраняется в следующих случаях:
1) при переводе муниципального служащего на другую должность муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы;
2) при переводе муниципального служащего на должность муниципальной службы нижестоящей группы должностей муниципальной службы;
3) при переводе (переходе) муниципального служащего в другой орган местного самоуправления;
4) в случае поступления муниципального служащего на муниципальную службу в течение трех лет со дня его увольнения из органов местного самоуправления на должность муниципальной службы той группы должностей, по которой ему был присвоен квалификационный разряд, или нижестоящей группы должностей муниципальной службы.
Если квалификационный разряд, присвоенный ранее, ниже квалификационного разряда соответствующей должности, на которую назначен муниципальный служащий, квалификационный разряд сохраняется до присвоения квалификационного разряда, соответствующего новой замещаемой должности.
Очередное присвоение квалификационного разряда муниципальному служащему осуществляется:
1) по истечении установленного срока пребывания в предыдущем квалификационном разряде в пределах одной группы должностей муниципальной службы по результатам очередной аттестации в случае, если аттестационная (квалификационная) комиссия примет соответствующее решение;
2) при переводе муниципального служащего на должность муниципальной службы иной группы должностей муниципальной службы.
Срок пребывания в квалификационном разряде муниципального служащего муниципальной службы устанавливается актами органа местного самоуправления. Как правило, этот срок составляет от одного года до пяти лет с момента последнего присвоения квалификационного разряда.
В некоторых случаях (например, это предусмотрено в Законе Московской области "О квалификационных разрядах муниципальных служащих в Московской области") в качестве очередного квалификационного разряда (по ходатайству руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления) по истечении срока пребывания муниципального служащего в квалификационном разряде высшего класса для данной группы должностей за особые заслуги ему может быть присвоен квалификационный разряд низшего класса следующей группы должностей муниципальной службы без перевода его на другую должность муниципальной службы.
Очередной квалификационный разряд может быть присвоен и вне зависимости от истечения срока пребывания в любом разряде (в порядке поощрения муниципального служащего за особые отличия при прохождении муниципальной службы) руководителем соответствующего органа местного самоуправления (по ходатайству непосредственного руководителя муниципального служащего). При этом квалификационный экзамен или аттестация не проводятся. Такая возможность присвоения очередного квалификационного разряда предусмотрена, например, в Положении о проведении аттестации муниципального служащего в городе Твери.
Муниципальные служащие, на которых наложено дисциплинарное взыскание, не подлежат в течение года к представлению для присвоения очередного квалификационного разряда.
Не производится присвоение квалификационного разряда муниципальным служащим, достигшим предельного для муниципального служащего возраста. Внеочередное присвоение квалификационного разряда производится по ходатайству непосредственного руководителя муниципального служащего за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности.
В этом случае аттестационная (квалификационная) комиссия может принять решение о представлении муниципального служащего к присвоению следующего квалификационного разряда в группе должностей.
Присваиваемый во внеочередном порядке квалификационный разряд не может превышать высший квалификационный разряд той группы должностей, к которой относится замещаемая муниципальным служащим должность муниципальной службы.
Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться ограничения по присвоению внеочередного квалификационного разряда в виде обязательного условия пребывания в квалификационном разряде не менее половины предусмотренного срока, когда такой срок установлен. Такое условие содержится, например, в законодательстве Московской области.
Как правило, внеочередное присвоение муниципальному служащему квалификационного разряда может производиться не более одного раза в течение периода его службы на должностях муниципальной службы каждой группы должностей муниципальной службы.
Муниципальный служащий вправе выступить с инициативой о присвоении ему очередного квалификационного разряда в пределах должностной группы. При этом аттестационная (квалификационная) комиссия проводит квалификационный экзамен и свое решение о присвоении или неприсвоении квалификационного разряда направляет руководителю соответствующего органа местного самоуправления или руководителю соответствующего структурного подразделения для принятия окончательного решения.
Оформление и учет документов о присвоении и сохранении квалификационных разрядов муниципальным служащим возлагается на кадровые службы соответствующих органов местного самоуправления.
Со дня присвоения муниципальному служащему квалификационного разряда ему выплачивается надбавка к должностному окладу, размер которой определяется актами местного самоуправления.
Нормативными правовыми актами органа местного самоуправления может устанавливаться запрет на понижение или отмену присвоенного муниципальному служащему муниципальной службы квалификационного разряда. Такой запрет содержался, например, в распоряжении мэра Москвы "О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов муниципальным служащим муниципальной службы в районах города Москвы", которое утратило силу.
Квалификационный разряд, присвоенный муниципальному служащему, сохраняется за ним при выходе в отставку пожизненно, а в случае увольнения по другим основаниям (в том числе при увольнении в связи с ликвидацией подразделения или сокращения штата) по общему правилу - в течение трех лет.
При зачислении муниципального служащего в резерв квалификационный разряд сохраняется и на период, установленный для нахождения в резерве.
Лишение квалификационных разрядов может иметь место при увольнении муниципального служащего с муниципальной службы в порядке дисциплинарного взыскания.
Кроме того, муниципальный служащий утрачивает присвоенный ему квалификационный разряд в случае:
а) вступления в законную силу обвинительного приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
б) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта РФ.
Споры, связанные с присвоением квалификационных разрядов и их сохранением, рассматриваются в порядке, установленном законодательством РФ.
Характерной особенностью для муниципальных, а также для гражданских служащих является общий порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Федеральным законом "О государственной гражданской службе РФ" 2004 г. и Законом "О муниципальной службе в РФ" предусмотрены единые требования к процедурам и обязанности государственных гражданских служащих и муниципальных служащих поддерживать необходимый уровень квалификации.
Согласно Закону, одно из основных прав, которым обладает муниципальный и государственный служащий, - это право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, это же можно рассматривать и как одну из дополнительных гарантий. Таким образом, систематическая профессиональная подготовка и поддержка уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, является юридически обязательным элементом прохождения государственной службы каждым государственным служащим, а также прохождения муниципальной службы каждым муниципальным служащим. В настоящее время в учебных заведениях существует единый образовательный стандарт по специальности "Государственное и муниципальное управление". В учебных заведениях используются общие подходы, формы и методы для обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
Каждый муниципальный служащий имеет обязанность поддерживать свою квалификацию на уровне, достаточном для исполнения своих должностных обязанностей. Повышение квалификации и переподготовка муниципальных служащих осуществляются за счет средств местного бюджета. На период повышения квалификации и переподготовки за муниципальными служащими сохраняется средний заработок по занимаемой (или ранее занимаемой) должности.
Под повышением квалификации имеется в виду обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в соответствии с требованиями образовательных стандартов в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для исполнения должностных полномочий.
Повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется:
а) для достижения и поддержания ими уровня квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных обязанностей;
б) при должностных перемещениях без изменения профиля основной деятельности;
в) для лиц, впервые принятых на государственную, муниципальную службу;
г) при включении в резерв кадров на замещение руководящих должностей муниципальной службы;
д) по решению аттестационной комиссии.
Профессиональная переподготовка осуществляется:
а) при должностных перемещениях (назначение на муниципальную должность иной специализации или более высокой группы должностей), требующих получения углубленных знаний в конкретных областях деятельности;
б) при включении в состав резерва кадров на должность более высокой группы должностей;
в) для лиц, впервые принятых на муниципальную службу, в течение первых лет работы.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка муниципальных служащих осуществляются в учебных заведениях, реализующих профессионально-образовательные программы в сфере муниципальной службы. Это учреждения высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, в том числе негосударственные и зарубежные.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляются с целью:
1) повышения эффективности исполнения муниципальными служащими должностных обязанностей и полномочий;
2) создания условий для продвижения по службе квалифицированных кадров;
3) повышения качества работы органов местного самоуправления для достижения стоящих перед ними целей и решения возникающих проблем.
Профессиональная переподготовка муниципальных служащих осуществляется в следующие сроки:
- от 3 до 6 месяцев - с отрывом от муниципальной службы;
- от 6 месяцев до 1 года - без отрыва от муниципальной службы.
Возможно также обучение с частичным отрывом от службы. Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика (органа местного самоуправления, органа государственной власти субъекта РФ, др.) на основании заключенного с ним договора.
В рамках переподготовки обучение может быть:
а) равномерным, с учетом охвата всех должностных групп;
б) разовым, с учетом охвата всех муниципальных служащих какой-либо должностной группы;
в) периодическим, когда обучение муниципальных служащих одних и тех же должностных групп предусматривается с циклом периодичности не менее 5 лет.
Под повышением квалификации понимается непрерывное обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в связи с необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных, управленческих задач и постоянным повышением требований к образовательным стандартам.
В рамках профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих важное место занимает стажировка. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Она также осуществляется в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Она проводится как в Российской Федерации, так и за рубежом, в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах, федеральных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления.
Направлению муниципальных служащих на профессиональную переподготовку или повышение квалификации предшествует работа кадровых служб органов местного самоуправления. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих, как правило, осуществляются за счет средств бюджета субъекта РФ или муниципального образования.
При формировании заказа субъекта РФ одним из первых шагов кадровых служб является составление расчета потребности в обучении кадров. Он составляется ежегодно, при этом годовым периодом расчета считается календарный год с 1 января по 31 декабря расчетного года.
При определении потребности в обучении кадров в расчет не включаются муниципальные служащие:
1) оставляющие муниципальную службу в расчетном году;
2) обучающиеся в высших учебных заведениях и аспирантуре;
3) предположительно находящиеся в расчетном году в длительных отпусках (отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком) и длительных служебных командировках.
Повышение квалификации муниципальных служащих также является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы. В целях решения конкретных задач организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих необходимо:
- провести организационные мероприятия, определяющие финансовые механизмы профессиональной переподготовки и повышения квалификации служащих;
- уточнить потребность органов местного самоуправления в переподготовке, получении дополнительных знаний их работниками в соответствии со спецификой деятельности специалистов.
На сегодняшний день более чем очевидны основные сферы деятельности муниципальных служащих, требующие в первую очередь регулярного повышения квалификации. В их числе: юридические службы, кадровая работа, экономическая и бухгалтерская сферы. Именно в этих сферах наблюдается существенное обновление нормативно-правовой базы, изменение требований к документообороту, условий взаимодействия с вышестоящими уровнями власти. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, реформа местного самоуправления (проблемы и практика), финансы муниципальных образований, межбюджетное регулирование и бюджетная политика в условиях реформы органов местного самоуправления и федеративных отношений, а также все изменения и дополнения действующего налогового и бюджетного законодательства являются наиболее востребованными в рамках повышения квалификации муниципальных служащих. В настоящее время по стране заключаются долгосрочные соглашения с учебными заведениями на повышение квалификации и переподготовку муниципальных служащих.
7.4. Продвижение по муниципальной службе.
Эффективное управление персоналом является важнейшим условием, определяющим успешную деятельность органов местного самоуправления. При этом главными задачами являются не только повышение активности и профессионального уровня работников, но и планирование их служебно-профессионального и должностного роста.
Планирование, реализация и контроль за служебно-профессиональным продвижением заключается в том, что с момента принятия работника в орган местного самоуправления до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение муниципального служащего в системе муниципальных должностей.
Замещение муниципальным служащим вакантной должности муниципальной службы по результатам конкурса означает его продвижение по муниципальной службе. Содействие же продвижению по службе муниципальных служащих определено в ст. 32 Закона о муниципальной службе в качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы.
Право на продвижение по муниципальной службе имеют муниципальные служащие, добросовестно выполняющие свои обязанности по занимаемой должности в течение установленного актами органов местного самоуправления срока (как правило - не менее одного года), при наличии вакансии более высокой должности, с учетом результатов прохождения переподготовки и повышения квалификации в соответствии с квалификационными требованиями по вакантной должности, рекомендаций аттестационной комиссии, собеседования.
С целью создания условий для продвижения по службе квалифицированных кадров, повышения эффективности выполнения муниципальными служащими должностных полномочий и функциональных обязанностей осуществляются переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих.
Уровень повышения квалификации определяется аттестационными и квалификационными комиссиями. По результатам аттестации или сдачи квалификационного экзамена комиссии дают рекомендации по продвижению муниципальных служащих по службе.
По общему правилу преимущественное право на продвижение по муниципальной службе имеют муниципальные служащие, состоящие в кадровом резерве.
Наличие у муниципального служащего не снятого в установленном порядке дисциплинарного взыскания может являться препятствием для рассмотрения вопроса о продвижении его по муниципальной службе.
Продвижение по муниципальной службе осуществляется путем замещения более высокой муниципальной должности муниципальной службы на конкурсной основе или в порядке назначения на должность.
Каждый этап продвижения по муниципальной службе отражается в личном деле, трудовой книжке муниципального служащего.
Продвижение по службе, включая переход на государственную службу, может также использоваться в качестве поощрительной меры для стимулирования труда муниципального служащего.
В целях контроля за служебно-профессиональным продвижением муниципальных служащих отделами кадров структурных подразделений муниципального образования ведется отчет о составе и сменяемости муниципальных служащих муниципальной службы соответствующего структурного подразделения.
Кадровой службой органа местного самоуправления ежегодно составляется сводный (по общей численности) отчет о составе и сменяемости муниципальных служащих муниципальной службы.
Планировать собственную карьеру должен и сам муниципальный служащий. Для этого ему необходимо оценить свой собственный потенциал, выработать индивидуальный план служебного роста, изучить способы продвижения по служебной лестнице (конкурсы, переподготовка и повышение квалификации), согласовать свое желание занять более высокую должность с кадровой службой и совместно с ней осуществить необходимые шаги.
В процессе прохождения службы муниципальный служащий может быть переведен на иную муниципальную должность муниципальной службы либо государственную должность государственной службы. При этом процесс перевода муниципальных служащих регламентируется федеральным законодательством, законодательством субъекта РФ, актами органов местного самоуправления.
Муниципальный служащий может быть переведен на другую муниципальную должность муниципальной службы, если он соответствует квалификационным требованиям, установленным по соответствующей должности.
Перевод муниципального служащего на другую работу допускается только с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Таким исключением для муниципальной службы является временный перевод муниципального служащего на другую работу в случае служебной необходимости в соответствии с трудовым законодательством РФ (ст. 74 Трудового кодекса РФ).
Администрация муниципального образования имеет право переводить муниципальных работников на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором муниципальную работу в той же местности с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускается для предотвращения или ликвидации стихийного бедствия, производственной аварии или немедленного устранения их последствий; для предотвращения несчастных случаев, гибели или порчи имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения отсутствующего работника. В случае временного замещения отсутствующего работника перевод работника на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника. Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).
В случае перевода муниципального работника допускается изменение существенных условий его труда при продолжении работы по той же квалификации или должности.
Об изменении существенных условий труда - систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещения профессий, изменении разрядов и других - муниципальный служащий должен быть поставлен в известность не позднее чем за два месяца до введения изменений.
Если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены, а муниципальный служащий не согласен на продолжение работы в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа служащего от предложенной работы, трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Не считается переводом на другую работу и не требует согласия работника перемещение в пределах квалификации или должности, в другое структурное подразделение этого же органа в той же местности, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и изменения существенных условий трудового договора (ст. 72 Трудового кодекса РФ).
По общему правилу перевод муниципального служащего осуществляется при наличии вакансий на муниципальную должность, соответствующую уровню его профессиональной подготовки.
Муниципальный служащий при переводе на муниципальную должность другой группы либо иного профиля муниципальных должностей представляет документы, подтверждающие его квалификацию или сдает квалификационный экзамен по муниципальной должности. При переводе на другие должности учитывается дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих.
В случае признания аттестационной комиссией не соответствующим замещаемой муниципальной должности или в случае неудовлетворительного испытания муниципальный служащий может быть переведен с его согласия на другую муниципальную должность муниципальной службы, соответствующую уровню его квалификации.
Порядок сохранения квалификационных разрядов при переводе муниципальных служащих на иные муниципальные должности устанавливается законами субъекта РФ (в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" 2007 г.). Как правило, при переводе муниципального служащего на другую муниципальную должность за ним сохраняется прежний квалификационный разряд.
Однако законодательством субъекта РФ может предусматриваться возможность, когда при переводе муниципального служащего на нижестоящую должность по результатам аттестации и по решению руководителя органа местного самоуправления ему может быть присвоен более низкий квалификационный разряд, соответствующий группе должностей, к которым относится замещаемая после перевода должность. Такая норма содержится, например, в Положении об аттестации муниципальных служащих Челябинской области.
При переводе муниципального служащего на новое место муниципальной службы личное дело муниципального служащего передается по новому месту муниципальной службы, а в трудовую книжку вносятся соответствующие записи.
Муниципальному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, законодательством субъекта РФ, федеральным законодательством возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи с переводом на должность муниципальной службы в другой муниципальный орган, направлением на муниципальную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.
При ликвидации органа местного самоуправления или сокращении его штата муниципальному служащему гарантируется перевод без участия в конкурсе на другую вакантную должность в данном органе местного самоуправления в соответствии с его квалификацией.
Увольнение муниципального служащего в связи с переводом, с его согласия, в другой орган местного самоуправления не является основанием для прекращения муниципальной службы.
При переводе муниципального служащего на государственную должность государственной службы за ним сохраняется квалификационный разряд согласно соотношению должностей. В таком же порядке сохраняется квалификационный разряд при поступлении на государственную службу.
Муниципальный служащий вправе обратиться в соответствующие муниципальные органы или в суд для разрешения споров, связанных с переводом на другую должность.
Поощрение муниципального служащего - это особая форма оценки и публичного признания его заслуг в работе, исполнении им обязанностей на соответствующей муниципальной должности, важнейшее средство морального и материального стимулирования его служебной деятельности.
Муниципальные служащие поощряются за:
1) достижения в работе;
2) безупречную и продолжительную службу;
3) образцовое выполнение обязанностей;
4) новаторство в труде;
5) личный вклад в подготовку и проведение различных мероприятий;
6) успешное выполнение заданий особой важности и сложности;
7) заслуги: в социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования; в обеспечении законности и правопорядка; в совершенствовании и развитии деятельности органов местного самоуправления;
8) другие достижения в работе, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъекта РФ, актами органов местного самоуправления.
Поощрения могут быть как материального, так и морального характера. К материальным поощрениям можно отнести выдачу премии, награждение ценным подарком. К поощрениям морального характера можно отнести объявление благодарности, присвоение почетного звания. Представитель нанимателя (работодатель) не обязан применять поощрения, это является его правом. Вместе с тем использование поощрений благотворно сказывается на эффективности деятельности муниципальных служащих и всего аппарата.
Сами виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.
Указанные муниципальные правовые акты должны соответствовать федеральным законам и законам субъекта РФ. Среди актов федерального законодательства речь идет прежде всего о ТК РФ, в ч. 1 ст. 191 которого предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам (ТК РФ, ст. 191).
Трудовым законодательством не ограничивается возможный перечень поощрений, муниципальными правовым актами в соответствии с законами субъектов РФ могут быть предусмотрены самые различные виды поощрений для муниципальных служащих.
Традиционно устанавливаются следующие виды поощрений:
- благодарность;
- почетная грамота;
- денежная премия в размере месячного должностного оклада с надбавками за выслугу лет;
- представление к государственным наградам;
- представление к присвоению почетных званий субъекта РФ или Российской Федерации;
- награждение ценным подарком;
- включение в резерв на выдвижение на вышестоящую муниципальную должность;
- представление к внеочередному присвоению квалификационного разряда;
- иные виды поощрений в соответствии с федеральными законами и законами субъекта.
Уставом муниципального образования и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены дополнительные меры поощрения муниципальных служащих с учетом условий и особенностей муниципального образования.
Все поощрения оформляются приказом (распоряжением) представителя нанимателя (работодателя). В тексте приказа обязательно указывается, за какие конкретно заслуги поощряется муниципальный служащий, указывается конкретный вид поощрения. Приказ (распоряжение) должен быть доведен до сведения коллектива муниципального органа.
Поощрение муниципального служащего основано на принципах:
1) законности;
2) гласности;
3) поощрения исключительно за особые личные заслуги и достижения;
4) стимулирования эффективности и качества работы, повышения престижа труда муниципального служащего.
Кроме того, в отношении муниципальных служащих, успешно и добросовестно выполняющих свои обязанности, могут применяться и другие виды поощрений в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъекта РФ и актами органов местного самоуправления.
Например:
1) награждение почетным знаком муниципального образования. Такое поощрение предусмотрено в некоторых субъектах РФ, в частности Постановлением Оренбургского городского Совета от 22.02.2001 N 52 "О муниципальном знаке отличия "За добросовестную службу". В соответствии с указанным актом при наличии заслуг к награждению знаком:
- III степени - представляются служащие, добросовестно прослужившие не менее 10 календарных лет и награжденные почетной грамотой или благодарственным письмом;
- II степени - представляются граждане, добросовестно прослужившие 15 лет и награжденные двумя или более муниципальными и государственными наградами;
- I степени - представляются граждане, добросовестно прослужившие 20 и более лет;
2) присвоение почетных званий муниципального образования, продвижение по службе;
3) предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью до 5 рабочих дней.
При поощрении муниципального служащего допускается объединение нескольких видов поощрений. Размеры единовременных денежных поощрений (стоимость ценных подарков) муниципальному служащему устанавливаются актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Конкретный размер единовременного денежного поощрения, в том числе при объявлении благодарности с выплатой единовременного денежного поощрения муниципальному служащему, а также стоимость ценного подарка могут определяться руководителем органа местного самоуправления исходя из наличия финансовых средств.
Единовременное денежное поощрение муниципальному служащему может выплачиваться в виде премий:
1) за исполнение служебных заданий особой важности и сложности;
2) в связи с юбилейной датой с учетом выслуги лет на муниципальной службе.
Поощрение может быть в связи со следующими событиями:
- общероссийские праздничные и юбилейные даты;
- профессиональные праздники;
- юбилейные даты органов местного самоуправления (10, 20, 30, 40 лет и далее каждые последующие 10 лет);
- юбилейные даты граждан (50, 60 и далее каждые последующие 5 лет), а также 55 лет - в связи с выходом на пенсию.
Решение о применении поощрений к муниципальному служащему принимается руководителем органа местного самоуправления, с учетом реальных достижений муниципального служащего в работе и ранее объявленных ему поощрений.
Все виды поощрений муниципального служащего объявляются в письменном виде постановлением или распоряжением руководителя соответствующего органа местного самоуправления.
По общему правилу поощрения (награды) муниципальному служащему объявляются (вручаются) не позднее одного месяца со дня принятия решения о поощрении.
Поощрения доводятся до сведения коллектива муниципальных служащих структурного подразделения органа местного самоуправления, в котором проходит службу поощряемый, объявляются (вручаются) муниципальному служащему в торжественной обстановке руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления или уполномоченным им лицом.
Расходы, связанные с применением мер поощрения, финансируются за счет средств соответствующего местного бюджета, выделенных на содержание органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, независимо от выплаты муниципальному служащему денежного содержания.
В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к муниципальному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного взыскания. Сведения о всех поощрениях и награждениях муниципальных служащих вносятся в их личные дела и трудовые книжки.
За выдающиеся заслуги перед государством в исполнении должностных обязанностей муниципальный служащий может быть представлен к награждению государственными наградами. Государственные награды подразделяются на две группы: государственные награды РФ и государственные награды субъектов РФ.
Муниципальный служащий может быть награжден государственными наградами в соответствии с Положением о государственных наградах РФ. Президент РФ издает указы о награждении и вручает государственные награды.
Различают следующие виды государственных наград РФ:
1) звание Героя РФ;
2) орден "За заслуги перед Отечеством";
3) знак отличия "За безупречную службу";
4) другие ордена, медали, знаки отличия РФ;
5) почетные звания РФ.
Награды субъекта РФ подразделяются на следующие виды:
1) медали, знаки отличия субъекта РФ;
2) почетные звания субъекта РФ.
Наиболее распространенными наградами субъекта РФ являются:
1) медаль "За заслуги перед субъектом РФ" - для награждения граждан за особые заслуги в осуществлении государственного строительства и местного самоуправления, высокие достижения в труде, значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие и иные заслуги перед населением субъекта РФ;
2) знаки отличия субъекта РФ:
- знак отличия "За трудовые заслуги" - для награждения граждан за трудовые заслуги перед субъектом Российской Федерации;
- знак отличия "За активную общественную деятельность" - для награждения граждан за заслуги в общественной и благотворительной деятельности;
- знак отличия "За отличие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности" - для награждения граждан за заслуги при исполнении гражданского и служебного долга по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями и обеспечению безопасности граждан;
3) почетные звания субъекта РФ. В числе почетных званий есть и звание "Почетный муниципальный служащий".
Ходатайство о награждении государственными наградами возбуждается органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ о государственных наградах. При возбуждении ходатайства следует иметь в виду, что государственные награды РФ являются высшей формой поощрения за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.
Сведения о поощрениях и награждениях заносятся в трудовую книжку и личное дело муниципального служащего.
В завершение подчеркнем, что в современной Российской Федерации эффективная деятельность системы местного самоуправления немыслима без муниципальной службы. Возросшее за последнее десятилетие значение местного самоуправления в обеспечении интересов населения диктует потребность в квалифицированных муниципальных служащих.
Библиографический список
1. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М., 2008.
2. Борзунова О.А., Краснов Ю.К. Комментарий к Федеральному закону "О муниципальной службе в РФ". М., 2007.
3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ". М., 2007.
4. Еремян В.В. Муниципальное право зарубежных стран. Сравнительно-правовой анализ. М., 2006.
5. Чихладзе Л.Т., Ежевский Д.О. Муниципальная служба в Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2008.
Источник: http://www.juristlib.ru/book_9851.html


250
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!