Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Александр I. Политический портрет»

/ История России
Курсовая,  35 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Вступление на престол Александра I и начало реформ
1.1. Личность Александра I
1.2. Попытки административных и политических преобразований в начале XIX века
Глава 2. Кризис власти императора Александра I
2.1. Поворот к реакции
2.2. Решение проблем внутренней и внешней политики после Венского конгресса. Смерть императора
Заключение

Список использованной литературы

1. Документы по внутренней и внешней политике Александра I // Хрестоматия по истории СССР. Т. 2. М.: Госуд. учебно-педагог. изд., 1949. 960 с.
2. Карамзин Н.М. Записка о Древней и Новой России // Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительная и общественная мысль в России XIX в. / Под ред. И.А. Федорова. М.: Высш. школа, 1991. 416 с.
3. Манифест об учреждении министерств (1802 г., сентября 8) // Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период // Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1990. 480 с.
4. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 6. Законодательство первой половины XIX века. М.: Юрид. лит., 1988. 432 с.
5. Архангельский А.Н. Александр I. М.: Вагриус, 2000. 576 с.
6. Богданов Л.П. Военные поселения в России. М.: Слово, 1992. 248 с.
7. Валлоттон А. Александр I. М.: Прогресс, 1991. 397 с.
8. Васильева Л.Н. Жены русской короны. В 2-х кн. Кн. 2. М.: Атлантида XXI век, 1999. 560 c.
9. Глинский Б.Б. Александр I и Лагарп // Глинский Б.Б. Царские дети и их наставники. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 320 с.
10. Данилова А. Пять принцесс. Дочери императора Павла I. Биографические хроники. М.: ЭКСМА-Пресс, 2001. 464 с.
11. Краутхайм Ханс-Йобст. Александр I // Русские цари. 1547-1917. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 576 с.
12. Легенды об императоре Александре I // Сост. О.Я. Федорова. М.: Золотое кольцо, 1991. 96 с.
13. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины XIX столетия. М.: Мысль, 1990. 235 с.
14. Пресняков А.Е. Александр I // Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М.: Книга, 1990. 464 с.
15. Рыжов К. Александр I // Рыжов К. Все монархи мира. Россия. М.: Вече, 1998. 640 с.
16. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М. Сперанского. М.: Молодая гвардия, 1991. 336 с.
17. Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М.: Высш. школа, 1994. 304 с.
18. Федорченко В.И. Императорский дом. Выдающиеся сановники: Энциклопедия биографий. В 2 тт. Т. 1. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 672 с.
19. Хартли Джанет М. Александр I. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 320 с.
20. Чулков Г.И. Александр I // Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М.: Моск. рабочий, 1991. 286 с.


Работа похожей тематики


Законодательство государственного управления и сословной организации в первой половине XIX в.

 

§ 1. Реформы высших органов власти

С приходом Александра I к власти было торжественно провозглашено, что в основе его политики будет строгое соблюдение законов. В изданном 12 марта 1801 г. Манифесте он объявил, что будет придерживаться политического и правового курса Екатерины И. 31 марта был отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз книг из-за границы. Была упразднена политическая полиция – Тайная экспедиция Сената. В мае 1801 г. был создан Негласный комитет, в который входили представители молодого поколения дворянской аристократии, придерживавшиеся либеральных идей и считавшие необходимым реформировать государственное устройство Российской империи. Члены Негласного комитета предполагали издание Жалованной грамоты народу к моменту вступления Александра на престол. Грамота должна была провозгласить в первую очередь неприкосновенность личности. Но в ходе обсуждения было признано, что обнародовать такую грамоту несвоевременно, и Александр I короновался без нее. Зато после рассмотрения в Негласном комитете ряда проектов была проведена реформа высших государственных учреждений.

Созданные Петром I коллегии (высшие органы отраслевого управления) в новых условиях уже не отвечали предъявляемым требованиям. В конце XVIII в. стали очевидны такие недостатки коллежской системы, как медлительность в рассмотрении и решении дел, отсутствие должной ответственности. Екатерина II упразднила большинство коллегий, оставив только три: Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел. Павел I продолжил реорганизацию коллегий. Он лично составил записку «Об устройстве разных частей государственного управления», согласно которой предусматривалось создание главных департаментов (фактически министерств): юстиции, финансов, военного, морского, коммерции и казны. Министры, стоящие во главе департаментов, должны были ежедневно представлять отчет императору и получать от него «высочайшее повеление» (резолюцию, распоряжение по отчету), некоторые дела они должны были вносить на рассмотрение

§ 1. Реформы высших органов власти

125

«Министерского совета». Все это легло в основу подписанного императором Александром 18 сентября 1802 г. Манифеста «Обучреждении министерств». Согласно Манифесту учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Во главе каждого министерства стоял министр. При министрах иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов и народного просвещения вводилась должность товарища министра, т. е. заместителя. Министры назначались и увольнялись императором и несли перед ним личную ответственность. Они имели право личного доклада императору, но вместе с тем должны были представлять и годичные отчеты в Сенат о деятельности вверенных им министерств. Министрам предоставлялось право законодательной инициативы. Все министры входили в состав Комитета министров, а также присутствовали на заседаниях Сената. Должности министра юстиции и генерал-прокурора Сената совмещались. Губернаторы, также назначаемые императором, стали чиновниками Министерства внутренних дел и представляли рапорты царю через министра. Казенные палаты стали местными органами Министерства финансов.

Предшествовавшие министерствам коллегии были на первое время сохранены, но переданы в подчинение министрам. С 1803 г. рядом указов коллегии как самостоятельные учреждения постепенно упраздняются и реорганизуются в различные подразделения министерств – департаменты, канцелярии.

Министерская система управления утвердилась в России на длительное время. Во-первых, была подчеркнута преемственность реформы по отношению к преобразованиям Петра I. Во-вторых, учреждение министерств было вызвано необходимостью приведения всех частей государственного управления в стройную систему. В-третьих, министерства должны были помочь утвердить общее социально-экономическое благосостояние империи. В-четвертых, государственными делами отныне должны были управлять только восемь министерств, которые при разделении государственных дел ведали определенной сферой, а все министерства вместе обеспечивали единство управления. Кроме того, Министры, назначаемые императором, непосредственно управляли вверенными им частями государственного аппарата, представляли императору через Сенат ежегодные письменные отчеты, где должны были обосновать расходование средств структурами министерства, отразить успехи и возможные перспективы развития отрасли. Далее Сенату надлежало рассматривать, анализировать деятельность министров, представлять доклады императору с соответствующими заключениями, мнением об эффективности управления каждого министра. И наконец, министр управлял и местными вверенными ему структурами, получал еженедельные доклады о всех текущих делах, имел постоянные связи с ними.

Своеобразный статус получил министр внутренних дел, который обязан был заботиться о «благосостоянии народа и благоустройстве всей империи». Широкими полномочиями наделялось возглавляемое им Министерство: управление государственной промышленностью, строительство и содержание всех публичных зданий, решение военно-мобилизационных, гражданских, полицейских вопросов. В ведение Министерства внутренних дел переданы мануфактурная и медицинская коллегии, Главная соляная контора, Главное почтовое правление, экспедиции государственного хозяйства, опекунства.

Одновременно в 1802 г. Александр I подписал Именной указ о правах и обязанностях Сената. Указ определял положение Сената как «главного хранителя законов». Формально ему предоставлялись широкие полномочия: подчеркивалась верховная, после императора, власть Сената, подчинение Сенату в административном и судебном порядке всех присутственных мест в империи. Указ давал право Сенату «делать замечания на императорские именные повеления и указы», если они противоречили действующим законам. Однако все эти «права» Сената на деле оказались декларацией. 21 марта 1803 г. вышел Указ «О лишении Сената права представлять свои замечания на издаваемые законы», что значительно ограничило права и компетенцию Сената.

Государственный совет был учрежден 1 января 1810 г. При нем находились две комиссии (Комиссия прошений и Комиссия составления законов) и Государственная канцелярия (во главе ее был поставлен М. М. Сперанский, получивший должность государственного секретаря). Первоначально Государственный совет насчитывал 35 членов: в него входили все министры (по положению) и назначенные императором доверенные сановники. Председателем Государственного совета считался император, а в его отсутствие – назначаемый ежегодно императором председатель из числа членов Государственного совета.

Законопроекты обсуждались сначала в департаментах, затем выносились для обсуждения на общее собрание Государственного совета и после утверждения их императором получали силу закона. При этом император мог «внять мнению» как большинства, так и меньшинства Государственного совета, мог отвергнуть и то и другое. Тем самым подчеркивался совещательный характер Государственного совета.

Большое значение имела Государственная канцелярия, которая не только вела делопроизводство Государственного совета, но и «редактировала» выносимые на обсуждение законопроекты, т. е. проводила всю основную работу по составлению текста законопроекта.

Развитие и осуществление реформы центральных учреждений связано с деятельностью председателя этой канцелярии М. М. Сперанского. По поручению Александра I Сперанский в 1809 г. подготовил обширный проект под названием «Введение к Уложению государственных законов». В преамбуле своего проекта он изложил, почему назрела необходимость государственных преобразований. Далее он отметил, что достигнуть этой цели можно двумя способами: первый заключается в том, чтобы облечь самодержавие во внешние формы закона, сохраняя за ними прежнюю его силу и пределы власти. Второй же состоит в том, чтобы помимо придания самодержавию внешних форм закона, «ограничить его внутреннюю сущность силою установлений», т. е. основать внутреннее правление на силе закона.

Содержание «Введения к Уложению государственных законов» не оставляет сомнений в том, что именно второй способ ограничения самодержавия составлял подлинное намерение Сперанского. Он полагал, что для осуществления этого необходимо изменить порядок, при котором законодательная, исполнительная и судебная функции сосредоточиваются «в руках государя». Поэтому в проекте преобразования государственного строя России он предусмотрел создание трех коллегиальных органов-сословий: Государственной Думы, которой вверялось бы законодательство, Сената, которому вверялся бы суд и который воплощал бы собой «верховное судилище империи», и, наконец, министерства, на которое возлагалось бы управление.

План государственного преобразования России, представленный Сперанским, был в принципе одобрен Александром I, однако в силу противодействия реакционно настроенных влиятельных кругов российской аристократии провести его в жизнь не удалось.

Завершением реформ высших органов власти явился новый закон о министерствах – «Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. Разделение высшего управления по министерствам было провозглашено еще в Манифесте 25 июля 1810г. «Оразделении государственных дел на особые управления, с означением предметов, каждому управлению подлежащих»: Главная цель нового «разделения государственных Дел» по министерствам заключалась в том, чтобы еще более систематизировать и конкретизировать их деятельность.Кроме того, изданный 17 августа 1810 г. Манифест «О разделении государственных дел по министерствам» содержал круг вопросов, передаваемых в ведение вновь образуемых министерств и главных управлений.

Разделение сфер высшего управления по министерствам, определенное манифестами 25 июля и 17 августа 1810 г., и было закреплено изданным 25 июня 1811 г. «Общим учреждением министерств». Оно устанавливало разграничение функций между министерствами и главными управлениями, единые принципы их организации и общий порядок прохождения в них дел.

Закон «Общее учреждение министерств» состоял из двух частей – «Образование министерств» и «Общий наказ министерствам». Главы подразделялись на 401 параграф (или статью), а некоторые из них – на пункты. Наиболее крупные главы закона подразделяются на отделения, объединяющие параграфы по определенному вопросу. В первой части, состоящей из пяти глав, определены: 1) разделение государственных дел по министерствам и главным управлениям с наименованием этих ведомств (гл. 1); 2) круг дел, подлежащих ведению министерства или главного управления (гл. 2); 3) их структура (гл. 3); 4) порядок назначений, увольнений, производства в чины, присуждения наград чиновникам министерства или наложения на них взысканий (гл. 4); 5) порядок прохождения дел в подразделениях министерств и главных управлений (гл. 5). Вторая часть, состоящая из десяти глав, определяет: 1) степень предела власти и порядок ответственности министра или главноуправляющего (гл. 1 и 5); 2) место министерства (главного управления) в системе государственных органов, отношение министра (главноуправляющего) к высшим законодательным, административным и судебным органам, а также к подчиненным министерству (главному управлению) учреждениям, отношения министров между собой и лицами, им равными (гл. 2-4); 3) права и обязанности директоров департаментов, начальников отделений, столоначальников, секретарей и прочих чиновников министерства (гл. 6-10).

Оттесняя на второй план Государственный совет, постепенно приобретала особое значение «Собственная Его Величества канцелярия». Она была органом, связывающим царя с правительственными учреждениями но всем важнейшим вопросам государственного управления. Во второй четверти XIX в. эта канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при императоре и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, его структура усложнялась, появились отделения канцелярии: первые три были образованы в 1826 г., четвертое – в 1828 г., пятое – в 1836 г. и шестое – в 1842 г.

Первое отделение осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников (с одобрения и утверждения царя). Перед вторым отделением была поставлена задача кодификации законов. Известность получило третье отделение, созданное для борьбы с революционным движением в стране. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами. Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

В 1812 г. Комитет министров получил юридическое оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора. Комитет министров рассматривал вопросы управления страной, ежегодные отчеты министров, дела «о спокойствии» страны, проекты законов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и т. д.

Кроме того, создавались временные комитеты, которые являлись, как правило, секретными, их создание особенно часто практиковалось во второй четверти XIX в. Это были органы, создававшиеся лично царем из наиболее близких к нему людей для решения вопросов, по которым правительство не хотело проводить гласное, открытое обсуждение.

При открытии польского Сейма в 1818 г. Александр высказал мнение, что конституционные начала, дарованные Польше, он предполагает распространить на всю империю. Исполнению этого должен был способствовать конституционный проект, составленный Н. Н. Новосильцевым в 1812 г. под названием «Государственной уставной грамоты».

«Государственная уставная грамота» была составлена по образцу польской конституционной хартии 1815 г. Она устанавливала гарантии свободы личности и собственности, а также равенство граждан перед законом. Для законодательства учреждался Сейм из двух палат. Верхней являлся Сенат, нижней – представители местных сеймов (эти последние образовывались в каждом из наместничеств, на которые разделялась Россия, получающая федеративное устройство). Сейм должен был обсуждать проекты законов, которые представлял ему император через Государственный совет.

5-828Одновременно с конституционным проектом Новосильцева шло обсуждение проектов нового государственного устройства в тайных обществах, подготавливающих революционное выступление. Из этих революционных проектов отчасти сохранилась так называемая «Русская Правда», составленная полковником П. Пестелем, и «Конституция» Н. Муравьева. Первая дает образец якобинскицентрализованной демократической республики, вторая представляет тип конституционной монархии на федералистических началах (весьма вероятно, что «Конституция» была создана под некоторым влиянием Грамоты Новосильцева).

Когда осенью 1817 г. было учреждено Министерство духовных дел и народного просвещения, соответственно разделенное на два департамента, в сложное положение попал Святейший Синод, оказавшийся в ведомстве одного из департаментов Министерства наряду с духовными правлениями инославных и даже иноверных исповеданий (евангелических христиан, католиков, армян, евреев и др.). Такой порядок был, однако, упразднен уже в 1842 г.

Постепенно реформаторские намерения Александра I в конституционном вопросе сменились консервативным курсом. Огромное впечатление произвели на императора волнения в военных поселениях, Семеновском полку и европейские революции 20-х гг., которые окончательно убедили его в несвоевременности каких-либо преобразований. Тридцатилетнее же правление его брата Николая I стало периодом наивысшего расцвета российского военно-бюрократического абсолютизма.

§ 2. Развитие системы административного и регионального управления

В первой половине XIX в. в Российской империи шел процесс непрерывного расширения функций административного управления, усложнения его задач, создания новых структур и должностей, изменения внутриведомственной подчиненности. Возникли и действовали новые охранительные органы, учреждения министерско-отраслевого управления, общие для всех сословий.

Более четко обозначились особенности управления на окраинах империи. Местная администрация сохранила прежнюю основу в общем контексте бюрократической централизации. Этот фактор стал решающим в развитии административно-территориального деления к середине века: в увеличении числа губерний до 52, создании наместничеств, появлении десяти генерал-губернаторств и пяти градоначальств, главы которых приравнивались к губернаторам. Вся эта система управленческих учреждений, подчинявшаяся Министерству внутренних дел, составляла единое ведомство.

По «Общему наказу гражданским губернаторам», принятому 3 июня 1837 г., они были блюстителями неприкосновенности верховных прав самодержавия, точного исполнения императорских законов, указов Сената, предписаний Министерства внутренних дел. Губернаторам предписывалось оберегать законы, четко следовать им, быть хозяевами в губернии, действовать через губернские правления, приказы общественного призрения, комиссии, комитеты и другие органы, расписанные по ведомствам, обеспечивать единство местного управления, которое являлось линейной частью центрального и высшего государственного управления. Был установлен бюрократический порядок функционирования губернаторства как института власти и управления, связи его с уездной, становой администрацией, представления годичных и специальных отчетов вышестоящим структурам, проведения сенатских и иных ревизий, представления отчетных данных, различных сведений по конкретным формам.

По «Учреждению губернских правлений» от 2 января 1850 г. губернаторства являлись высшим в губернии органом, управляли в пределах вверенной им власти по законам и именем императора. Они осуществляли широкий спектр распорядительных и исполнительных функций, решали все дела губернии через разветвленный аппарат местной администрации, особое внимание уделяли взиманию податей, налогов, рекрутским наборам, местным и воинским частям. В отдельных губерниях управляли назначаемые императором военные губернаторы вместо гражданских или наряду с ними. Им подчинялось все местное управление, воинские части, учреждения.

Развитие Министерства внутренних дел как центрального органа административного управления, выполнение им контрольно-аналитических функций позволяло правительству определить недостатки в организации и деятельности охранительных учреждений.

Совершенствование полицейской системы в период правления сыновей Павла I началось с создания в 1805 г. Комитета для совещания по делам высшей полиции, реорганизованного в 1807 г. В 1820 г. Александр I санкционировал создание военной полиции.

Однако наиболее слабым звеном в системе полицейских органов была сельская полиция, не изменившаяся со времени ее образования согласно «Учреждениям для управления губерний» 1775 г. По-прежнему сельская полиция существовала в виде нижнего земского суда, состоявшего из капитан-исправника, нескольких его помощников в лице земских заседателей, а также сотских и десятских из числа крестьян уезда. Положение о земской полиции было утверждено Николаем I в июле 1837 г. Согласно ему в уезде создавались участки-станы, что повлекло за собой увеличение количества полицейских. В каждом из станов предусматривался участковый заседатель, он же – становой пристав, назначавшийся губернатором из кандидатов, представленных дворянским уездным собранием.

Разобщение системы политического сыска закончилось 3 июля 1826 г. с появлением Третьего отделения императорской Канцелярии. Отделение создавалось как следственный орган политической полиции. Ему вменялись в обязанности организация борьбы с революционным движением в стране, слежка за иностранцами, уголовниками и раскольниками. Третье отделение контролировало печатные издания и театры, занималось расследованием должностных преступлений, народными выступлениями, жалобами крестьян на помещиков, перлюстрацией частных писем, заведовало местами заключения, высылало из страны политически неблагонадежных и подозрительных лиц, осуществляло сбор статистических сведений.

В 1836 г. царем было утверждено Положение о корпусе жандармов. Жандармский корпус, созданный еще в 1827 г. и насчитывавший 4 тыс. человек, подразделялся на главное, окружные (всего в стране было 7 жандармских округов) и губернские управления. Главное управление возглавлялось шефом жандармов. В непосредственном подчинении у окружных и губернских управлений находились жандармские команды губернских городов. Они были созданы также в некоторых крепостях и портовых городах. На жандармские команды и дивизионы возлагались задачи «рассеяния законом запрещенных скопищ», «усмирения буйства и восстановления нарушенного повиновения».

10 июня 1826 г. был издан Цензурный устав из 230 запретительных параграфов. Он отменял Устав 1804 г., который гласил, что цензура служит «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». Новый Устав запрещал «всякое произведение словесности, не только возмутительное против правительства и поставленных от него властей, но и ослабляющее должностное к ним почтение», а кроме того, вплоть до «бесплодных и пагубных мудрований» в любой области науки и просвещения. Современники назвали устав «чугунным».

В начале правления Александра I была регламентирована деятельность высшей школы. В 1803 г. был принят первый в России Устав Университетов. Устав 1803 г., обеспечивавший выборность руководства и большую внутреннюю автономию и просуществовавший всю первую половину XIX в., был одним из самых демократичных за всю российскую историю.

Главным средством протекционизма в России всегда служила таможенная система, т. е. обложение ввозимых из-за границы товаров высокими охранительными пошлинами. Наиболее ярко это проявилось 20 декабря 1822 г., когда был введен знаменитый Таможенный тариф из 900 статей. О запретительных целях этого тарифа можно судить по таким примерам: пошлина на железо равнялась 250% стоимости товара, а на чугун – 600%. Царизм сохранял этот тариф до 1850 г.

Протекционизм экономической политики самодержавия включал и другие меры, как, например, поощрение отечественной промышленности. В 1828 г. был учрежден Мануфактурный совет при Министерстве финансов с участием фабрикантов и заводчиков. Ему доверили право контролировать состояние промышленности.

Протекционизм экономической политики царизма был явлением прогрессивным, поскольку он способствовал развитию в России крупной промышленности и притом в капиталистических формах.

Такое положение не изменялось и после денежной реформы 1839-1843 гг., широко разрекламированной в николаевской России как реформа Е. Ф. Канкрина. К тому времени страна была наводнена обесцененными бумажными деньгами, ассигнациями (ассигнационный рубль составлял лишь четверть серебряного). Денежное обращение стало хаотичным. Канкрин сумел упорядочить курс рубля: в основу денежного обращения был положен серебряный рубль стоимостью в 3 рубля 50 копеек ассигнациями.

Таким образом, во второй четверти XIX в. в России была создана продуманная система государственной опеки над социально-политической, экономической, культурной жизнью страны, основанная на централизации и жесткой регламентации. Для достижения четкого исполнения высочайших указаний были милитаризованы многие звенья госаппарата: на важнейшие административные должности назначались военные, военизировался ряд ведомств (горное, лесное, путей сообщения).

Общим итогом внешнеполитических усилий России в первой половине XIX в. явилось заметное расширение ее территории, важное не только по размерам, но и по характеру присоединенных районов.В целом территория Российской империи увеличилась примерно на 20%, а население достигло 70 млн человек. В первой половине XIX в. изменились северо-западная, западная, южная и юго-восточная границы России.

Продолжала развиваться тенденция к инкорпорации присоединенных и присоединившихся к России территорий. Тем не менее существовали районы, имевшие особый правовой статус – причем достаточно вольный, но, разумеется, в феодальных формах.

В 1828 г. при Втором отделении Собственной его императорского величества канцелярии была учреждена комиссия по систематизации остзейского права, отражающего привилегированное положение прибалтийских дворян, мещан и духовенства. Результатом работы комиссии, проведенной ее членом Р. фон Гиммельштерном, явилось издание в 1845 г. первых двух частей Свода местных узаконений губерний Остзейских (часть первая – Учреждение, часть вторая – Законы о состояниях). Значительно позже была издана третья часть – Законы гражданские.

Широкое самоуправление имела в составе Российской империи Финляндия. Став частью России в 1809 г., она не только ничего не потеряла, но и впервые в своей истории приобрела государственность, хотя и с определенными ограничениями. Эти льготы были обусловлены исторической обстановкой, в которой произошло присоединение Финляндии к России и ее дальнейшее развитие. Финляндия вошла в состав России не без поддержки определенных кругов финского общества, компенсацией за что и стало самоуправление. В Финляндии действовала независимая от России судебная и правовая система. В 1813 г. был выработан даже проект конституции Финляндии, однако силу закона он не получил. Титул Великого князя финляндского перешел к императору России, а в Финляндии его особу представлял генерал-губернатор. В 1811 г. Финляндия получила даже особый таможенный статус и четырехсословный сейм.

Другим национальным районом, обладавшим первоначально широким государственно-правовым статусом, была Польша, получившая после присоединения к России герцогства Варшавского имя Царства Польского. По мнению современных польских исследователей, статус Польши в составе Российской империи после 1815 г. можно определить как личную унию. Своего рода экспериментом по соединению самодержавия с конституционными началами стало дарование Царству Польскому Конституции. Александр I, присягнув ей в ноябре 1815 г., создал своеобразное положение, когда самодержавный в империи монарх стал ограниченным в ее части. Конституция Царства Польского была более либеральной, чем конституция герцогства Варшавского, дарованная ему Наполеоном. В Центральной Европе Польша была единственным государством, обладавшим парламентом, избираемым прямыми выборами всеми общественными слоями населения. В Царстве Польском была сохранена своя армия, в качестве официального государственного языка выступал польский, органы власти формировались, как правило, из поляков. Католическая религия была объявлена пользующейся «особым покровительством правительства». Сохранилось гражданское законодательство, введенное в герцогстве Варшавском в 1808 г. по образцу Кодекса Наполеона. Правда на практике отнюдь не все положения польской конституции соблюдались, что явилось одной Из причин восстания 1830-1831 гг. Однако восстание привело к потере и существовавших вольностей. Уния сменилась инкорпорацией. Был упразднен сейм. Правовое положение края стало определяться Органическим статутом, изданным Николаем I в 1832 г. Из государства Царство Польское превратилось в провинцию, где вместо воеводства в 1857 г. были учреждены губернии.

В отношении еврейского населения Указом от 9 декабря 1804 г. было утверждено Положение для евреев, что послужило созданию пресловутой черты оседлости для значительного числа жителей территорий, включенных в состав Российской империи в результате польских разделов. На основании ст. 34 Положения началось изгнание евреев из сельских местностей, иногда с применением военной силы. 26 августа 1827 г. был утвержден наиболее репрессивный в истории российских евреев документ – Устав рекрутской повинности и военной службы евреев. На основании этих законов в 1835 г. было составлено общее законодательство о евреях.

В апреле 1818 г. Александр I установил автономное самоуправление в Бессарабии. Согласно Уставу образования Бессарабской области высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, решения которого были окончательными. Часть членов Верховного совета назначалась, часть избиралась от дворянства.

В 1822 г. для народов Сибири был издан специальный устав, подготовленный М. М. Сперанским. Согласно положениям устава все «инородные» (нерусские) народы Сибири делились на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые приравнивались в правах и обязанностях к русским соответственно их сословной принадлежности. Кочевые и бродячие «инородцы» подчинялись системе родового управления (стойбище или улус – не менее чем с 15 семьями, возглавляемые старостами).Для некоторых народностей создавались степные думы, возглавляемые родовой знатью.

§ 3. Правовое положение населения

Придя к власти, Александр I вернул дворянам все привилегии, отмененные указами Павла I, восстановил действие Жалованной грамоты дворянству. С развитием капиталистических отношений дворянство получило и новые права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством.

Устройство дворянами фабрик и заводов по Жалованной грамоте допущено было только в деревнях. Жалованная грамота дала дворянам также право продавать (оптом, а не в розницу) исключительно продукты, произведенные в их деревнях. Грамота предоставила дворянам право в городах записываться в гильдии (это было запрещено в 1790 г. и вновь разрешено тем дворянам, которые не состояли на государственной службе, в 1807 г.).

Царизм особенно стремился усилить позиции дворян – крупных землевладельцев. Манифест 6 декабря 1831 г. «О порядке дворянских собраний и службы по оным» установил порядок, по которому избирать на дворянские общественные должности могли только дворян, имевших не менее НО душ крепостных крестьян или 3 тыс. десятин незаселенной земли. Закон 1831 г. с дополнениями 1836 г. внес значительные изменения в состав дворянских собраний. Право голоса в собрании было предоставлено потомственным дворянам честного и безукоризненного поведения, владеющим недвижимостью в пределах губернии, достигшим 21 года и чина XIV класса. При этом, однако, различались право голоса непосредственное и через уполномоченного. Непосредственное право голоса предоставлено было лицам, владеющим крепостными крестьянами в количестве не менее 100 душ мужского пола (их могли заменять 100 душ мужского пола из числа поселян, живущих по условию на земле дворянина) и не менее 300 десятин земли в пределах одной губернии. По дополнению 1836 г. для лиц, получивших чин: на военной службе – полковника (VI класс), а на гражданской – действительного статского советника (IV класс), – ценз понижался. Дворянин, имеющий непосредственный голос в собрании, мог вместо себя послать на собрание своего неотделенного сына (несовершеннолетнего). Право голоса через уполномоченного предоставлено было дворянам, владеющим в пределах одной губернии крестьянами в количестве не менее 50 душ мужского пола и землей в размере не менее 150 десятин. Один уполномоченный полагался на такое количество выборщиков, число крестьян которых в сложении равнялось цензу непосредственного голоса (100 душ мужского пола). Дворяне, обладавшие еще меньшим количеством крестьян и земли, лишались права голоса.

Должностными лицами дворянского сословия были предводители (губернские и уездные) и депутаты (избиравшиеся по одному от каждого уезда). Этой же цели – укреплению позиций крупного дворянства – служил Закон от 16 июля 1845 г., по которому заповедные дворянские имения (майораты) должны были переходить по наследству к старшему сыну, их нельзя было отчуждать посторонним лицам и дробить. С увеличением земельного ценза при выборах усилилась роль крупных землевладельцев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление. Дворянство все больше становилось замкнутым сословием, проникновение в которое представителям из других сословий усложнилось.

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Как и дворянство, оно освобождалось от личных податей и повинностей, военных постоев, телесных наказаний. В первой половине XIX в. было позволено вступать в ряды духовенства представителям других сословий. Был разрешен также выход из духовного сословия, причем дети бывших священнослужителей получали звание потомственных почетных граждан.

Феодальнозависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных (принадлежавших царской фамилии).

Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. В развитии их правового положения прослеживаются две тенденции: во-первых, феодальное государство стремилось сохранить бесправное положение этой социальной группы населения; во-вторых, под влиянием социально-экономических и политических факторов оно было вынуждено предпринимать определенные шаги к некоторому изменению правового статуса крестьян. Наиболее яркими законодательными актами явились указы начала правления Александра I. Указ от 12 декабря 1801 г. о предоставлении непривилегированному сословию права покупать землю появился в результате обсуждения крестьянского вопроса в Негласном комитете.

Указ «Об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных» от 20 февраля 1803 г., более известный как Указ о свободных хлебопашцах, был вызван к жизни стремлением самодержавия, не отменяя крепостного права, решить хотя бы частично крестьянский вопрос. По уточненным данным, за 59 лет действия Указа «свободными хлебопашцами» стали лишь 111829 душ мужского пола. Царем было утверждено всего 484 договора помещиков с крестьянами. Указ не имел широкого применения по двум причинам: во-первых, нашлось мало помещиков, пожелавших отпустить своих крестьян, а реализация Указа зависела прежде всего от воли помещиков; во-вторых, так как в основном помещики отпускали крестьян на волю за высокий выкуп, мало находилось желающих и имеющих средства и среди крестьян.

В последующих нормативных актах законодатель рассматривает свободных хлебопашцев как особую социальную группу населения. Был издан ряд законодательных актов, разъясняющих, дополняющих и уточняющих Указ от 20 февраля 1803 г. 10 декабря 1813 г. по распоряжению царя был учрежден специальный комитет для рассмотрения сложных случаев по увольнению крестьян в свободные хлебопашцы. Указом 28 декабря 1818 г. свободным хлебопашцам наряду с другими разрядами крестьян было дано право учреждать фабрики и заводы с платежом пошлин в казну сверх обычных податей и исполнения прочих повинностей.

Указом 15 июля 1848 г. свободные хлебопашцы впредь должны были именоваться во всех актах государственными крестьянами, водворенными на собственные земли, сохраняя все выгоды и преимущества, предоставленные им Указом от 20 февраля 1803 г.

В 1804-1805 гг. была проведена аграрная реформа в Прибалтике. 20 февраля 1804 г. было издано Положение о лифляндских крестьянах, распространенное в 1805 г. и на Эстонию. Крестьяне – «дворохозяе-ва» – объявлялись пожизненными и наследственными держателями своих земельных наделов.

Кроме вышеуказанных актов, создаются секретные планы отмены крепостного права. Учрежденный согласно царскому повелению Секретный комитет 1835 г. состоял в основном из консервативных сановников, являвшихся к тому же еще и крупными землевладельцами. Но этот тайный правительственный орган все-таки принял выдвинутую П. Д. Киселевым – министром государственных имуществ – идею о проведении двуединой реформы, охватывающей и казенных, и помещичьих крестьян. Начать следовало с реформы управления государственной деревней, а затем, превратив ее в показательную школу для частных землевладельцев, можно было подтолкнуть последних к урегулированию отношений с собственными крестьянами.

В 1837-1841 гг. Киселев провел административную реформу, превратившую государственных крестьян в юридически свободных землевладельцев. Были также значительно увеличены их земельные наделы.

Вместо вошедшего с начала века в практику законодательства наименования освобождаемых крестьян «вольные хлебопашцы» было введено понятие «обязанные крестьяне», поскольку с первым понятием «доселе соединялось право владения землею». Перемена в словах отражала смещение правительственного курса. Акцент в реформаторской политике переносился с наделения правами на закрепление обязанностей.

Изданный императором 2 апреля 1842 г. «Указ о предоставлении помещикам заключать с крестьянами договоры на отдачу им участков земли в пользование за условленные повинности, с принятием крестьянами, заключившими договор, названия обязанных крестьян» можно считать своеобразным памятником неудавшейся попытке отмены крепостного права в России. Указ, естественно, не затрагивал основ крепостного права. Практическая роль его была незначительной. Из более чем 10,7 млн крепостных крестьян мужского пода на положение обязанных было переведено лишь 27 173 крестьянина, проживавших в имениях шести помещиков, и утверждено царем было всего шесть таких договоров.

Поводом для появления Указа «О предоставлении крестьянам помещичьим и крепостным людям право покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество» 3 марта 1848 г. послужило рассматривавшееся в августе 1847 г. Комитетом министров дело по жалобам бывших крестьян графини Самойловой на то, что при продаже имений, к которым они принадлежали, были проданы и земли, купленные крестьянами на свои деньги. В связи с этим Комитет министров сделал представление царю об издании законов о собственности крепостных людей, получившее его одобрение.

Первая половина XIX в. – эпоха ограничений для занятия государственных должностей. Теперь получить чин можно было при наличии университетского образования или сданных в университет экзаменов по предусмотренной законодательством обширной учебной программе, рассчитанной на несколько лет обучения. Знание комплекса теоретических, управленческих дисциплин, естественного, римского, гражданского и других отраслей права, уголовных законов, государственной экономии, статистики, географии, отечественной и всеобщей истории, русского и одного иностранного языка, фи-140 Глава 6, Законодательство государственного управления и сословной организации

зики, математики и других учебных предметов приобретало характер обязательной нормы для государственного чиновника. Экзамены сдавались в присутствии высокопоставленных должностных чинов государственных органов управления.

Сословные проекты частично были реализованы в Законе 1832 г., который учреждал среднее сословие «почетных граждан» двух степеней – «потомственных почетных граждан» (сюда зачислялись дети личных дворян, а также крупные капиталисты, ученые, художники) и «личных почетных граждан» (дети церковнослужителей, не получившие образовательного ценза, и выпускники высших учебных заведений).

Преобразовательные меры Николая I привели к появлению первых законов о труде: Закона 24мая 1835 г., определявшего правила приема и увольнения работника, его взаимоотношения с хозяином, и Закона 7 августа 1845 г., запрещавшего использовать детский труд в ночное время.

 


500
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!