Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Русская "железная маска" Ивана VI Антоновича»

/ История России
Курсовая,  33 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Иван VI Антонович - начало царствования
Глава 2. Содержание Ивана Антоновича под стражей и трагический конец его жизни
Заключение

Список использованной литературы

1. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. СПб., 1998
2. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М., 1986
3. Брикнер А.Г. История Екатерины Великой. СПб., 1995
4. Валишевский К. Роман императрицы. М., 1990
5. Ганс фон Римша, Манфред Хельманн. Российские самодержцы. Екатерина II. Иван IV Грозный. Ростов-на-Дону, 1998
6. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т. 1. М., 1960
7. Дворцовые перевороты в России 1725-1825 // Сост. М.А. Бойцов. Ростов-на-Дону, 1998
8. Заичкин И.А., Почкаев И.В. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. М., 1994
9. История России: Учебное пособие: В 2-х тт. Т. 1 // Под ред. М.М. Шумилова, С.П. Рябикина. СПб., 2000
10. История России: Учебное пособие: В 2-х тт. Т. 1 // Под ред. М.М. Шумилова, С.П. Рябикина. СПб., 2000
11. Кушнир А.Г., Шестопалов А.П., Шишов А.В. История России. В 6 тт. Т. 3. Век Екатерины. 1725-1796. М., 1998
12. Мыльников А.С. Искушение чудом: "Русский принц", его прототипы и двойники-самозванцы. Л., 1991
13. Сандулов Ю.А. История России: народ и власть. СПб., 1997
14. Три века. Вторая половина XVIII века. Т. IV. М., 1992
15. Чайковская О.Г. Императрица. Царствование Екатерины II. М., 1998
16. Энциклопедия российской монархии // Под ред. В. Бутромеева. М., 1998


Работа похожей тематики


Создание сети образовательных учреждений в начале XVIII в.

 

Задачу воспитания и образования людей, способных решать грандиозные задачи отечества, взяли на себя учебные заведения, возникшие в начале XVIII в. До этого времени школы организовывались при церквах и монастырях, где детей обучали грамоте, знакомили с Часословом и Псалтырью, но резко возросшая потребность государства в образованных людях через эти школы не реализовывалась.

Началось создание сети учебных заведений. В нее. входили цифирные школы, предназначенные для дворянских, приказных, дьяческих и подьяческих детей 10–15 лет. Крестьянским детям доступ в эти школы был закрыт. В феврале 1714 г. был принят указ об обязательности обучения всех дворянских и подьяческих детей с выдачей им свидетельства об окончании курса, без которого «...жениться их не допускать».

Однако учителей не хватало, помещений не было, да и ученики не стремились к обучению. Поэтому резкий рост числа школ в начале века сменился быстрым спадом. Если к 1725 г. было открыто 42 цифирные школы, то через два года их осталось только 27. В 3723 г. во всех цифирных школах обучались около 1400 человек, но закончили обучение меньше сотни. Эти школы были закрыты в конце 20-х годов по требованию Синода, полагавшего, что затраты на их содержание слишком велики для монастырей, при которых они состоят. После закрытия цифирных школ неохваченными сетью образовательных учреждений оказались дети горожан и приказных.

Для солдатских детей организовывались гарнизонные школы. Для детей духовенства продолжалось начатое еще в XVII в. создание епархиальных школ. В 1721 г. в соответствии с принятым Духовным регламентом была организована широкая сеть архиерейских школ и духовных семинарий, готовящая служителей церкви. К 1725 г. их число достигло 46.

Особое место занимали учебные заведения, в которых обучали определенной профессии. Большинство их открывалось в Москве. В 1701 г. были открыты: военная школа при бомбардирской роте Преображенского полка, военная навигацкая для подготовки морских специалистов, инженерно-артиллерийская для подготовки сухопутных офицеров; в 1707 г. при военном госпитале открылась Госпитальная, или медицинская, школа, готовившая медиков, которую посещали до 50 учеников. Важной особенностью этой школы было наличие при ней анатомического театра и аптекарского огорода. В 1712 г. появилась инженерная школа для дворянских детей, в которую записалось до 90 учеников. В 1721 г. в Москве открылась школа для канцелярских служащих. Но и в провинции, там, где развивалось производство, открывались такие школы. В 1716 г. начала действовать горная школа при Олонецких заводах. В.Н. Татищев, посланный в 1720 г. на Урал для строительства металлоплавильных заводов, организовал для детей мастеровых и подьячих Уктусскую и Кунгурскую школы: две начальные и две для обучения горному делу.

Учебные заведения, дававшие технические знания, стали оформляться как двухступенчатые. В Навигацкую школу, названную указом Петра I от 14.01.1714 г. «школой математических и навигационных наук», готовящую инженеров, мореходов, гидрографов, бомбардиров, принимали юношей 12–17 лет. На первой приготовительной ступени их обучали грамоте и арифметике, на второй – геометрии, тригонометрии, астрономии, навигации, мореплаванию, а также живописи и фехтованию. Из наиболее способных учеников готовили будущих учителей. Такие же школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде. В 1715 г. в Петербурге основана Морская, академия, в основном для детей знати в возрасте от10 до 18 лет. Здесь учили кораблестроению, навигации, фортификации, артиллерийскому и мушкетному делу.

Помимо государственных учебных заведений появились частные, создателями которых в основном были иностранцы. Одну из таких школ в Москве открыл шведский пастор Иоганн Эрнест Глюк. Уже в феврале 1703 г. он начал обучать в Москве десятерых русских мальчиков, готовившихся к службе в Посольском приказе, французскому, немецкому и латинскому языкам. В феврале 1705 г. школа И. Глюка стала государственным учреждением, существовавшим за счет казны. В ней бесплатно обучали латинскому и основным европейским языкам, философии, танцам и верховой езде. Занятия проходили с 8 часов утра до 6 вечера для младших детей и до 8 вечера для старших. Очевидно, в школе была введена классно-урочная система, по которой дети одного возраста объединялись для изучения конкретных дисциплин. Обязательной формой работы были уроки повторения и закрепления изученного материала. Малоимущим учащимся выделялось денежное содержание. В 1710 г. школа И. Глюка распалась на четыре и просуществовала в таком виде до 1715 г. За это время в ней обучилось до 250 человек разного происхождения: сыновья бояр, посадских жителей, солдат. Одни, не выдержав трудностей учебы, продержались в школе несколько месяцев, другие, окончив ее, стали достаточно образованными людьми.

Шведские пленные в России пытались использовать свои знания для нужд общества, следом за ними и другие иностранцы, приехавшие сюда в поисках счастья и работы, обучали детей латинскому, французскому и другим языкам, математике, правилам европейской морали. Далеко не все из них были подготовлены к педагогической деятельности; бывшие ремесленники, домоправители, лакеи, кучера, парикмахеры, не нашедшие места на родине, становились учителями русских детей, создавая свои пансионы. В таком учебном заведении обучалось до 15–20 учащихся, либо приходящих на занятия, либо живущих здесь же.

Иоганн Эрнест Глюк (1662–1705), попавший в плен в 1702 г. при взятии русскими войсками Мариенбурга. Это был образованный человек, хорошо знакомый с новейшими педагогическими идеями. Живя в Лифляндии, он разработал проект системы обучения на родном языке русских старообрядцев, для них же перевел на разговорный русский язык Библию, написал русскую азбуку.

Хозяин пансиона больше заботился о своих доходах, учил плохо, а содержал крайне скудно. В постные дни обязательно соблюдался строгий пост, в другие же воспитанников кормили так, что они постоянно испытывали чувство голода. Слугам, отправленным родителями для присмотра за своими детьми в период обучения, приходилось готовить воспитанникам пансиона дополнительную еду.

Дети некоторых богатых семей, прежде всего девочки, получали домашнее воспитание и образование, для чего в семьи приглашали учителей, в основном иностранцев. В качестве домашних учителей иностранцы впервые появились в семье царя Петра I и царицы Прасковьи Федоровны, вдовы царя Ивана Алексеевича, брата Петра. С этого времени образованию царевен стали уделять значительно больше внимания. Например, дочерей Петра 1 – Анну и Елизавету – обучали грамоте, иностранным языкам (французскому, на котором будущая царица Елизавета изъяснялась совершенно свободно, а также итальянскому и немецкому). Их учили со вкусом одеваться, танцевать, петь, соблюдать правила европейского этикета. Екатерину, Анну и Прасковью, дочерей царя Ивана Алексеевича, также обучали иностранным языкам и танцам немец Дитрих Остерман и француз Рамбур. К середине же XVIII в. иностранцы, немцы или французы, служили в каждом богатом дворянском доме учителями или воспитателями. Детей обучали не только языкам, но их вводили в круг европейского общения, в мир европейской литературы и философии.

С конца XVII в. в России появился новый способ получения образования, связанный с обучением в других странах. В 1692 г. в Падуанский университет для изучения медицины и философии был направлен П. Посников, сын старшего дьяка Посольского приказа. В 1696 г. по царскому указу в Италию, Голландию и Англию выехала для обучения группа царевых стольников и спальников. Сам царь Петр составил для отъезжавших на учебу инструкцию с программой занятий по навигации и корабельному строительству. Каждый из них должен был взять с собой по солдату для обучения тем же наукам, что способствовали появлению в России образованных людей хотя и незнатного происхождения, но страстно желающих приобрести знания и принести пользу Отечеству. В марте 1697 г. в Берлин, Амстердам и Лондон направилось Великое посольство: для изучения математики, военных наук и языков. Среди выехавших за границу был и русский царь в должности десятника: он обучался наукам и ремеслам в Голландии и Англии, изучал корабельное дело, ботанику, зоологию, проявил большой интерес к хирургии. Молодые люди, посланные учиться в другие страны, знакомились с обычаями и нравами Европы, расширяли свое представление о возможностях иного быта, общения и поведения. Несмотря на сложности заграничного обучения, связанные с незнанием иностранных языков, нехваткой денежных средств, непривычными условиями жизни, без родных и близких, все же приобретались научные знания, осваивались тайны ремесла и торговли, перенимались административные навыки и европейские манеры поведения.

Не все знатные родители соглашались отправлять своих детей в другие страны за образованием, но царь Петр требовал неукоснительного соблюдения его распоряжений, вплоть до наказания ослушника и его родителей. Так он расправился с братом фельдмаршала Б. П. Шереметева, отказавшимся посылать своего сына на учебу за границу по причине женитьбы его на дочери князя-кесаря Ф.Ю. Ромодановского, который был при дворе настолько влиятелен, что заменял царя во время его поездок в качестве главы правительства. Петр I отправил отца на строительные работы, мать – на Прядильный двор, а сына, новоиспеченного супруга, – учиться. Й только просьбы фельдмаршала за своего брата и племянника помогли сократить срок наказания. Постепенно обучение за границей стало для высших слоев общества обычным и распространенным явлением.

В петровские же времена обязанность учиться была новой для детей знати и для многих из них, как и их родителей, нежелательной. Родители старались избавить сыновей от «такой напасти». Подростки в богатых семьях бездельничали, проводили время в различных забавах, не думая о необходимости развивать свой ум, расширять знания и интересы. Они были твердо уверены, что знатность рода обеспечит высокое положение в обществе, и презрительно относились к любому труду, умственному или физическому. Но царь-реформатор требовал, чтобы отпрысков знатных фамилий отрывали от семей и направляли на учебу нередко в другие города и страны. В учебных заведениях с учениками не церемонились, требуя от них больших усилий в познаниях, а нерадивых наказывали розгами.

Наряду с начальным и средним звеном образования формировалась и высшая школа. Новое развитие получила Славяно-греко-латинская академия, дававшая начальное, среднее и высшее образование, готовившая не только служителей церкви, но и учителей для всех типов школьных заведений. Она была разделена на три направления: Славяно-латинская, Славяно-российская и Славяно-греческая школы. Преподавание греческого языка почти прекратилось, ослабло внимание к церковно-славянскому, центральное место заняла латынь. Академия, в соответствии с интересами Петра 1, ориентировалась на западноевропейский стиль. Братья Лихуды, выступавшие против копирования европейских образцов в ущерб православному характеру обучения, были отстранены от преподавания. Но они не прекратили педагогической деятельности и в 1706 г. открыли в Новгороде новую высшую школу, просуществовавшую до 1726 г.

В 1724 г. была учреждена Академия наук – заведение не только научно-исследовательского направления, но и учебного. Помимо проведения научных изысканий перед академией ставились задачи обучения в университете, подготовки учителей, организации гимназии для детей и подростков. В 1726 г. в этой гимназии, состоявшей из двух отделений – трехгодичного немецкого и двухгодичного латинского, начали учиться 112 детей из знатных семей. В учебную программу входили иностранные языки, словесность, история, география, математика и естествознание.

В Академии наряду с русскими учеными работали приглашенные из других стран специалисты трех направлений: математического, физического и гуманитарного. В ее педагогическом арсенале, к сожалению, оказались сильны средневековые методы схоластического обучения, перенесенные из европейских университетов, направленные на защиту церковных догматов и оторванные от реальной жизни. Тем не менее Академия подготовила условия для создания в России нового вида учебного заведения – Московского университета.

Создаваемое в начале XVIII в. школьное образование серьезно отличалось от учебных заведений предыдущего века. Оно приобрело светский характер, преодолевая незыблемость религиозного содержания и средневековых схоластических методов обучения. Происходило соединение обучения с реальностью жизни. Но то, что отсутствовал четкий план создания системы школьного образования в России и появлявшиеся образовательные учреждения являлись по сути дела ответным действием власти на возникавшие потребности развития страны, привело к тому, что не было создано цельной системы школьного образования. Тем не менее следует отметить, что несмотря на трудности развития русской школы нарабатывался опыт обучения и воспитания, в обществе получили распространение различные знания научного и практического характера. Началась разработка педагогических теорий, учебных программ и учебников, отвечавших требованиям времени,

           Основная масса учебников была переводной, но появились и отечественные: в 1701 учитель Славяно-греко-латинской академии Федор  Поликарпов: выпустил «Букварь славянскими, греческими, римскими письмен ыучитися хотящим» («Треязычный букварь»), в. 1703 г. житель Навигацкой школы Леонтий Филиппович Магницкий издал учебник, названный «Арифметика, си-речь наука числительная», ставший основным учебным пособием по математике. Появились и другие учебники: «Новый способ арифметики» В. Куприянова, «Наука статистическая или механика» Г. Скорнякова-Писарева.


500
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!