Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Психотерапия, психокоррекция и психопрофилактика студентов вузов»

/ Психология
Курсовая,  36 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Содержание и практика психотерапии студентов
1.1. Психотерапия, направленная на повышение успеваемости студентов
1.2. Практика групповой психотерапии студентов
Глава 2. Психологическая коррекция и психопрофилактика личности студента
2.1. Психологическая коррекция личности студента при компромиссном выборе профессии
2.2. Рекомендации студенту по психопрофилактике (как организовать свои занятия)
Заключение

Список использованной литературы

1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. №3
2. Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России. 1996. №3
3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1990
4. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1994
5. Балл Г.А., Бургин М. С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое влияние // Вопросы психологии. 1994. №4
6. Берак О., Шибаева Л. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы. 2000. №10
7. Бутов В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов... // Высшее образование в России. 1996. №2
8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991
9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. М., 1999
10. Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования. 1995. №1
11. Ковалева В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. 1996. №3
12. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. СПб., 2004
13. Милорадова Н.Г. Студент в зеркале психологии. М., 2005
14. Мостовая Е.Б. Ценностное сознание студенчества. М., 2003
15. Нонан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. 1994. Т. 19, №3
16. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского М., 1996
17. Пергаменщиков и др. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Минск, 2003
18. Пейсахов Е.М. и другие. Прикладная психология в высшей школе. Казань, 2001
19. Реан А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. №5
20. Романов К.М. Понимание преподавателем студентов как условие индивидуализации процесса обучения // Вестник Мордовского университета. 1993. №3


Работа похожей тематики


Совершенствование познавательной деятельности студентов

 

Формирование высокого уровня интеллектуального развития студентов возможно только на основе правильной организации познавательных процессов. К ним относятся: восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Поэтому в процессе обучения в вузе ставится задача не только получить как можно больше знаний и умений, но и научиться эффективно использовать свои познавательные способности: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание.

Неуспеваемость по какому-либо учебному предмету должна стать сигналом, свидетельствующим о недостаточном уровне развития познавательных процессов. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышения мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть предел снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, что ведет к сильной перегрузке и переутомлению студентов. Именно по этой причине многие студенты перегружены учебной работой и в то же время интеллектуально недогружены. Как правило, студенты перегружены не потому, что слишком много работают, а оттого, что не умеют использовать рациональные и эффективные способы учебной работы, которые в свою очередь базируются на достаточно развитых познавательных процессах.

Обязательным условием формирования необходимых качеств познавательных процессов является понимание психологических механизмов их развития, четкое осознание их важности и значимости для эффективной учебы. Только на основе развития процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения происходит формирование рациональных приемов умственного труда, общеучебных умений, т.е. приемов познавательной деятельности. Овладев приемами познавательной деятельности, студент сможет затем самостоятельно их применять в различных учебных предметах и разных условиях, не связанных с обучением, перестраивать их по-своему, находить новые приемы, анализировать способы достижения полученных им результатов. Кроме того, большая часть умений и навыков, которыми необходимо овладеть при изучении различных вузовских учебных дисциплин, будет формироваться значительно легче.

Природа одарила каждого человека способностями к познанию окружающего мира:

ощущать и воспринимать;

помнить, думать, мыслить;

говорить и понимать речь других людей;

быть внимательным.

Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а только в активной познавательной деятельности человека. Ощущение, восприятие, мышление и память являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Активное отражение действительности – важнейшее свойство высокоорганизованного мозга человека. Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, осмысливает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, а также то, как и с помощью каких средств, способов он это делает.

В интеллекте человека нет ничего, чтобы не прошло предварительно через его органы чувств. Умение эффективно воспринимать и обрабатывать информацию является фундаментом в здании интеллекта. Один из важных принципов развития интеллекта – стремление получать как можно больше информации. Интеллект должен быть открыт для новых идей. Для того чтобы досконально разобраться в каком-либо вопросе, необходимо знать все, что с ним связано, рассмотреть его в совокупности с другими проблемами. Чем больше вы знаете, тем больше можете узнать. Так, например, если вы хорошо знаете арифметику, то вам легче усвоить алгебру, а при успешном усвоении алгебры вам будет легче разобраться в вузовском курсе математического анализа.

С приема информации начинается любая учебная деятельность. Слушаете ли вы лекцию или читаете учебную литературу, наблюдаете ли за действиями экспериментатора во время лабораторных занятий или следите за объяснениями преподавателя, показывающего решение математической задачи, прежде всего включаются в работу ваши ощущения и восприятие и только затем – понимание, осмысление, установление ассоциаций, запоминание, воспроизведение, творческая переработка информации и т.д. Что бы вы ни изучали, вначале вы обращаетесь к своим органам чувств, являющимися вашим «окном в мир». Таким образом, способность студента успешно включиться в процесс обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия или сенсорного (связанного с работой органов чувств) развития. Восприятие является основой познавательной деятельности, так как представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации поступающей в мозг через органы чувств.

Ощущения – это отражение конкретных свойств, качеств, сторон предметов и явлений, воздействующих в данный момент на наши органы чувств. Для возникновения ощущений необходимо в первую очередь наличие предметов и явлений реального мира, которые называются в данном случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Органы чувств – это анатомо-физиологические аппараты, предназначенные для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг различной информации.

Сложная деятельность органов чувств, составляющая основу ощущений, называется анализаторной. Анализатор состоит из трех отделов:1) орган чувств – рецептор, который воспринимает действующий на него раздражитель;

2) проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг;

3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.

В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Каждый анализатор приспособлен для выделения только определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздражители, ухо – на слуховые и т.д. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы. Каждый из них дает нам особые ощущения: [рительные (ощущения света и цвета), слуховые (речевые, музыкальные, шумы), вкусовые, обонятельные, кожные и другие ощущения.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (о его цвете, температуре, звучании и пр.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Отдельные ощущения как бы привязаны к специфическим анализаторам, а образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Например, мы воспринимаем книгу, а не просто сумму ощущений цвета, формы, объема, шероховатости поверхности предмета.

Как происходит процесс восприятия. Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают уже известные нам анализаторы. Любой предмет или явление выступает как сложный комплексный раздражитель. В зависимости от того, какой из анализаторов работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее важные признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный, мышечный – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает, как осмысленный и связанный с речью синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явление. Результат этого синтеза – образ данного предмета или явления, который складывается в ходе его активного отражения. Кроме системы взаимосвязанных ощущений восприятие включает прошлый опыт человека в виде знаний и представлений. Восприятие невозможно без деятельности памяти и мышления. Восприятие нужно рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений.

Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить следующим образом:

1) первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же объекту;

2) поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект;

3) отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения;

4) окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Таким образом, восприятие – это активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий, для того чтобы сформировать образ этого предмета. Перцептивные (от лат. perceptio – представление, восприятие) действия – это основные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти. Можно выделить следующие четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация, и опознание. Различают ознакомительные и опознавательные перцептивные действия. Эти действия не являются врожденными. Овладение перцептивными действиями требует специального обучения и практики.

Полнота, точность, глубина и осознанность восприятия относятся к числу тех условий, без которых ни один из этапов учебной деятельности не может быть успешным. Только в этом случае можно получить действительный эффект от последующей переработки знаний и их применения. Чтобы научные знания, представленные в учебном предмете, стали достоянием студента, он должен знать адекватные способы перцептивной деятельности, научиться видеть и слышать, т.е. воспринимать содержание предъявляемого материала. Для того чтобы овладеть эффективными способами перцептивной деятельности, нужно понимать особенности и свойства восприятия.

Воспринимает окружающую действительность не ухо, глаз или другой орган чувств, а человек определенного пола, возраста, со своими интересами, мотивами, взглядами, жизненным опытом, установками. Глаз, ухо, рука лишь обеспечивают процесс восприятия. Человек воспринимает окружающий мир через призму своей личности.

Начальный этап ознакомления с учебным материалом, или «первая встреча» с ним, имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предпосылается восприятию, а именно апперцепция, включающая активное сознательное отношение человека к воспринимаемому материалу. Само восприятие обязательно включает в себя осмысление. Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон. Прежде чем разобраться в новом учебном материале, нужно выделить ту или иную информацию. Перцептивная активность предполагает целенаправленное, систематическое исследование воспринимаемого объекта с целью выделения и анализа наиболее существенных его признаков и построения на этой основе целостного образа. Эти особенности восприятия проявляются в его важнейших свойствах.

Избирательность восприятия. В каждый момент времени мы имеем доступ к большему количеству информации, чем в состоянии воспринять. Наше восприятие информации носит избирательный характер. Из огромного числа многообразных воз действий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. Человек воспринимает не все, что бросается в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для себя То, что находится в центре внимания человека, называют пред метом восприятия, все остальное, второстепенное, называют фоном. Характерно, что предмет и фон динамичны, могут меняться местами и то, что было предметом восприятия, может стать на какое-то время фоном, и наоборот. Некоторые трудности, возникающие при изучении новой информации, связаны с неумением выделить предмет изучения из фона. Смешение предмета и фона – грубейшая ошибка восприятия.

В случае затруднений при выделении предмета восприятия из фона используют такие приемы избирательности восприятия:

постановка ясных и конкретных целей и задач восприятия;

упорядочивают расположение воспринимаемых предметов;

группируют, систематизируют информацию;

обводят фрагменты чертежа или схемы другим цветом;

подчеркивают контрастным цветом или применяют разные шрифты для выделения отдельных фраз в тексте;

используют выразительную интонацию в ходе выступления;

используют наглядные пособия, в которых выделены части или элементы предметов, фигур, процессов.

Апперцепция восприятия. Это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, мотивов, интересов и определенного отношения к предмету восприятия. Это избирательность восприятия, основанная на сопоставлении ожидаемой и получаемой информации.

Известно, что восприятие одной и той же книги, картины, мелодии у разных людей отличается своеобразием. После одной и той же лекции студенты могут уверять, что преподаватель о чем-то вовсе не упоминал, хотя магнитофонная запись свидетельствует об ошибочности их мнения. Это объясняется тем, что восприятие зависит от прошлого опыта, мотивов, установок каждого человека, и поэтому оно может не полностью и неточно отражать окружающий мир, а лишь то, что является значимым для данного человека и соответствует его прошлым знаниям, опыту, установкам. А поскольку записи студентов на лекции – это не стенограмма, то составляемые ими конспекты в значительной степени являются записью их собственных мыслей по поводу того, что говорит лектор. Между тем, студенты уверены, что это и было сказано лектором. Поэтому нужно проверять записи своих лекций, сверять и сравнивать их с записями других студентов.

Разные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же предмет, читая один и тот же текст, слушая одну и ту же информацию. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали или рассказали. Существенно влияет на восприятие то, чего ждет человек, осуществляемый им вероятностный прогноз. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Фокус восприятия формируется потребностями человека. Воспринимая предметы и явления, человек выражает определенное отношение к ним.

Восприятие окружающего мира зависит от установок. Установка – это состояние готовности человека к действию определенным образом. Установки возникают незаметно то в виде обычая, привычки, то в виде предубеждения, присоединения к мнению других людей. Некоторые люди воспринимают мир сквозь призму установок, выработанных еще в детстве. В результате в ходе восприятия у такого человека формируется весьма своеобразный вариант картины окружающего мира. В этот мир легко входит только та информация, которая соответствует его законам. Если же новая информация противоречит имеющимся у человека установкам, то она либо искажается, либо обесценивается, либо вовсе отбрасывается.

Это происходит потому, что когда человек воспринимает информацию, несовместимую с его внутренним миром, у него возникает так называемый познавательный диссонанс. И если такое состояние сохраняется, то у человека появляется неприятное переживание психологического дискомфорта. Выйти из этого состояния можно только двумя путями: либо полностью проигнорировать и обесценить полученную информацию, либо соответствующим образом изменить свои установки, взгляды, убеждения. Поскольку первый путь более легкий и простой, то многие люди зачастую отвергают новую, важную и полезную информацию и в то же время доверяют предрассудкам и домыслам, если последние соотносятся с прежними установкам.

Безусловно, нельзя оставлять без внимания новые сведения. Даже если новая информация вступает в противоречие с вашими взглядами, то все равно необходимо ознакомиться с ней. Если после тщательного изучения новых данных вы обнаружите их несостоятельность, то это только укрепит ваши установки. Если же, внимательно ознакомившись с информацией, вы придете к выводу, что она полностью противоречит вашим убеждениям, то следует взять себя в руки и соответствующим образом пересмотреть свои убеждения. Если вы можете изменять свои взгляды и убеждения, то тем самым вы демонстрируете способности более полно использовать возможности своего интеллекта. Ведь только человек с развитым интеллектом обладает гибким умом и только он может осознать ценность новой информации, отбросить старые ненужные идеи и скорректировать свою систему убеждений таким образом, чтобы она соответствовала новым фактам.

Следовательно, от самого человека зависит – создаст он непреодолимые внутренние барьеры для восприятия нового и необычного либо будет прислушиваться ко всему, что происходит вокруг, а не только к тому, что соответствует его внутренним установкам, будет стремиться анализировать новую информацию, искать в ней что-то полезное для себя, корректировать свои прежние взгляды, если они мешают адекватному восприятию действительности. Для того чтобы вы смогли развивать свои умственные возможности, необходимо, чтобы ваш интеллект был открыт для новых идей.

Таким образом, исходя из свойства апперцепции, следует, что, поскольку на восприятие большое влияние оказывает прошлый опыт человека (мотивы, установкищ, интересы, убеждения), своим восприятием можно управлять. Приездом нужно учитывать следующие факторы;

1) для эффективного восприятия необходимо вырабатывать = у себя активное и сознательное отношение к воспринимаемому материалу;

2) чем богаче прошлый опыт восприятия человека, чем больше у него знаний, выше уровень интеллекта, тем эффективнее он воспримет новую информацию, тем больше найдет полезного и важного для себя;

3) восприятие во многом определяется тем, какие цели и задачи ставит перед собой человек, какие у него мотивы. Установки, эмоции, мотивы могут искажать восприятие, менять его содержание, блокировать поступление нужной и полезной информации, а могут стимулировать эффективное восприятие.

Восприятие, подготовленное к приему информации в соответствии с названными факторами, значительно эффективнее, чем восприятие психологически не подготовленное.

Целостность восприятия. Воспринимая предмет на основе имеющегося опыта и знаний, человек объединяет отдельные его элементы в целостный образ, придает ему определенную структурную оформленность, мысленно достраивает совокупность некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. Так, мы легко восполняем незавершенные рисунки; слушая музыку, воспринимаем мелодию, а не отдельные звуки оркестра или человеческого голоса; понимаем сказанное, даже если плохо расслышали некоторые части слов. Это свойство восприятия мешает нам находить опечатки при беглом чтении, так как мы читаем не по буквам, а «схватываем» слова по ходу фразы. По этой же причине иногда бывает трудно найти ошибки в собственной работе.

В основе грамотности лежит сочетание противоположных качеств восприятия – умение видеть каждую букву в отдельности и слово в целом, т.е. детализированность и обобщенность. Неравновесие этих двух качеств склоняется чаще всего в сторону обобщенности, когда не воспринимаются детали, а объект «узнается» по общему контуру. Эти же особенности восприятия могут приводить к ошибкам в ходе конспектирования лекций. Слуховой образ слова как бы «забивает» зрительный, мешает видеть реально существующие в поле зрения буквы.

Опыт народов Востока говорит, что можно писать, пропуская почти все гласные буквы, а текст достаточно хорошо понятен. Такой прием (он лежит в основе стенографии) не вызывает затруднений при чтении конспекта, поскольку при мысленном воспроизведении текста эти буквы все равно произносятся более или менее ясно.

Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым вернули зрение в зрелые годы. В первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. Это были одиночные ощущения, но не восприятие, так как не было целостной картины. Постепенно через некоторое время у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практической деятельности, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми нужно овладеть и которые постоянно нужно развивать.

Осмысленность восприятия – это свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории. Восприятие определяется непросто одним набором раздражителей, воздействующих па органы чувств, оно всегда предметно и осмысленно. Мы воспринимаем предметы, которые имеют для нас определенное значение и смысл. Даже бессмысленные чернильные пятна или облака нередко воспринимаются нами как что-то осмысленное. – Мы ищем смысл в наборе штрихов, линий, точек, пятен. При виде совершенно незнакомого предмета пытаемся в нем уловить сходство со знакомыми нам предметами и отнести его к какой-то категории.

Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности мозга человека. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона (так, чтобы понять иностранную речь, нужно ее расчленить на отдельные фразы, слова). Одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему мы воспринимаем не отдельные звуки, а слова. Таким образом, на основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ восприятия.

Восприятие неразрывно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета и протекает как динамический процесс поиска наилучшего объяснения имеющихся данных. Чем больше у человека знаний, чем выше уровень интеллекта, тем богаче его восприятие, тем больше нового и полезного он увидит в новом предмете или новой информации. Это важнейшее свойство нашло отражение в таких качествах восприятия, как дифференцированность, аналитичность, конкретность и прогностичность.

Дифференцированность восприятия базируется на навыках сравнения различных предметов, явлений и их свойств, классификации по разным основаниям. Данное качество можно развивать:

в процессе поиска ошибок в своих работах и работах других студентов;

при решении задач на сравнение с целью выделения сходного и различного в объектах, при сопоставлении различных свойств объектов;

при поиске различий и общих моментов между изучаемыми понятиями и их свойствами, при классификации объектов по разным основаниям; при дифференцировании основных понятий по различным учебным дисциплинам.

При этом легче наблюдать единичные отличия среди многих черт сходства, чем наоборот. Различия между объектами привлекают к себе внимание больше, чем сходство.

Аналитичность восприятия базируется на анализе – процессе расчленения целого на части. Цель анализа: умение видеть объект со всех сторон, в разных его свойствах и отношениях; выделить в нем наиболее существенное; видеть повторяемость, закономерность в расположении предметов, действий для выведения общего правила, открытия закона.

Конкретность восприятия лежит в основе наблюдательности, в умении видеть объект во всех связях и отношениях. Для развития этого качества нужно формировать умение находить больше связей с окружением; подмечать все новое и ориентироваться на него; видеть изменения в объектах, отношениях, ситуациях; находить как можно большее число переменных в ситуациях, в выборе способов действий и решений.

Прогностичность восприятия – это навыки прогноза последующих действий; планирования своих действий при получении знаний, поиске информации в ходе решения заданий; выработки последовательности действий; навыки прогноза последствий своих действий, а также увиденного, услышанного, случившегося.

Благодаря свойству константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. Если бы восприятие не было константным, то при каждом нашем движении, повороте, изменении освещения мы бы сталкивались с новыми предметами и перестали бы узнавать то, что знали раньше. Константность восприятия приобретается при многократном восприятии одних и тех же объектов при разных условиях. Это позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта.

Константность восприятия может затруднять обнаружение ошибок, изменяющих смысл слова, предложения, формулы, вычислений. Особенно это касается пропусков букв, символов, знаков математических операций, замены одного символа или буквы другими, пропущенного или неверно поставленного знака препинания. Свойство константности восприятия в данном случае проявляется в том, что наиболее общая характеристика слова, понятия, формулы начинает доминировать и мешает воспринимать изменения, которые в них произошли.

В зависимости от целенаправленного характера деятельности человека восприятия разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Непреднамеренное восприятие вызывается как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием интересам личности. В этом восприятии нет заранее поставленной цели деятельности, отсутствует в нем и волевая активность. В преднамеренном восприятии человек ставит перед собой цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.

В процессе познания окружающего мира восприятие может переходить в наблюдение, т.е. преднамеренное, планомерное восприятие явлений и процессов, в познании которых мы заинтересованы. Наблюдение всегда осуществляется с познавательной целью. Оно предполагает ясное представление задач наблюдения и предварительную разработку плана его осуществления. Невозможно наблюдать, если не знать, что конкретно и с какой целью надо наблюдать. Наблюдение – это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления – со сравнением, различением, анализом. Дифференцируя предметы восприятия, наблюдатель организует восприятие так, чтобы предметы восприятия не ускользнули из поля его деятельности. Систематический характер целенаправленного восприятия дает возможность проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные периодические изменения. Благодаря включению активного мышления в ход наблюдения главное отделяется от второстепенного, важное от случайного.

Если человек систематически совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое важное свойство, как наблюдательность. Наблюдательность заключается в умении наблюдать и подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий избранным делом и очень тесно связана с развитием профессиональных интересов личности.

Необходимость развития восприятия очевидна и обусловлена тем, что с его помощью осуществляется ориентировка человека в окружающей действительности, организация и регулирование деятельности и поведения в соответствии со свойствами и отношениями предметов и явлений. Без достаточно развитого восприятия многие виды деятельности человека (рисование, проектирование, черчение, пение, игра на музыкальных инструментах и др.) становятся невозможными.

На всех этапах обучения (дошкольного, школьного, вузовского) просматривается явно выраженная зависимость успешного усвоения знаний, умений от уровня сформированности восприятия человека. Это закономерно, так как почти каждое учебное действие и каждая учебная задача требуют опоры на данные восприятия. Проблемы, трудности, возникающие в процессе обучения, должны служить сигналом, свидетельствующим о недостаточном развитии необходимых качеств восприятия и других познавательных процессов.

Исследования показывают, что развитие всех познавательных процессов, в том числе и восприятия, более эффективно происходит тогда, когда человек ставит перед собой цели развития – добиться определенного уровня развития восприятия, овладеть навыками управления вниманием, способами совершенствования памяти и мышления. Развитое восприятие имеет принципиальное значение для успешного усвоения всех учебных дисциплин, поэтому способность вчерашнего школьника включиться в процесс вузовского обучения во многом зависит от его восприятия. Как развивать свое восприятие, как добиться того, чтобы оно было более эффективным? Изменения в восприятии происходят как путем специального обучения, так и в процессе саморазвития человека. Улучшение восприятия происходит по пути развития перцептивной активности человека, которая предполагает систематическое исследование воспринимаемого объекта с целью выделения и анализа наиболее существенных его признаков и построения на этой базе целостного образа.

Развитие восприятия осуществляется по таким направлениям: я  переход от восприятия простых к восприятию более

сложных предметов;

увеличение числа воспринимаемых предметов и явлений;

 увеличение адекватности восприятия, его точности,

быстроты, дифференцированности;

развитие потребности в ясных и отчетливых образах;

расширение пространственных и временных рамок восприятия.

Развитие восприятия путем обучения и специальной ориентировочно-поисковой деятельности приводит к усвоению сенсорных эталонов, к формированию перцептивных образов и перцептивных моделей, которые представляют собой созданные человеческой культурой общепринятые образцы внешних свойств предметов. К сенсорным эталонам относятся: «решетки» форм, системы музыкальных звуков, геометрические фигуры, цвета спектра, эталоны величины и т.д. Так, для зрительного восприятия выработаны сенсорные эталоны цвета: хроматические цвета – семь основных цветов спектра и их оттенки, ахроматические цвета – белый, черный, серый. Эталоны формы – геометрические фигуры на плоскости и в пространстве. Эталоны величины – метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются отношения звуков по высоте, фонемы родного языка. Существует множество сенсорных эталонов, которыми человек пользуется как своеобразными единицами измерения, при оценке различных свойств окружающих предметов. В ходе обучения происходит постепенное овладение указанными системами и последующее применение их в качестве эталонов для анализа окружающего мира и упорядочения своего опыта.

Перцептивный опыт, приобретаемый в процессе обучения, обогащает и изменяет восприятие человека. Этот опыт формируется при многократном восприятии определенных предметов и явлений в ходе специальных упражнений и задач по их узнаванию, различению, идентификации.

Каждый учебный предмет имеет свои специфические сенсорные задачи, среди которых особое место занимают:

поисковые задачи, связанные с нахождением, выделением, опознанием, рассмотрением свойств объектов, вычленением существенных и второстепенных признаков;

задачи на сравнение и сопоставление их пространственных, структурных и функциональных свойств;

задачи на мысленную перегруппировку заданных объектов путем восприятия их исходного состояния и выделения различных элементов, на включение их в новые связи и отношения;

задачи, в которых необходимо выделить главное в объектах, найти закономерности;

исследовательские задачи, требующие представления об изменениях предметов и их свойств в тех или иных условиях;

задачи, требующие четкого планирования последовательности действий и прогнозирования последствий;

задачи, при решении которых необходимо найти большое число переменных и выбрать способы решения.

Из перечисленных психологических закономерностей и свойств восприятия следуют основные принципы рационального восприятия информации,

1. Необходимо поставить перед собой ясные и четкие цели, определить последовательность ведения наблюдения. Читать и слушать «просто так», бесцельно – значит, напрасно тратить время. Дайте ответ на вопрос: чего я хочу достигнуть путем восприятия информации? Затем определите, какая информация может оказать решающее воздействие на достижение цели. Сконцентрируйте внимание на восприятии этой информации. Таким образом, интересующий вас объект (мысль, понятие, предмет, закономерность) выделится из общего фона.

2. Восприятие облегчает предварительная психологическая подготовка к нему. С этой целью необходимо использовать и актуализировать свой прошлый опыт, прежние знания, умения, навыки. Тогда материал будет ложиться на подготовленную почву. Необходимо настроить себя на эффективное восприятие новой информации, устранить все, что мешает и блокирует ее прием. Психологическая подготовка к восприятию в процессе слушания, чтения означает максимальную активизацию всей системы установок, ожиданий, предположений о том, что должно быть в лекции, в тексте книги. Рекомендуется еще до начала чтения учебника или прослушивания лекции попытаться определить (исходя из названия книги, темы лекции) возможное содержание текста, степень его важности.

3. Чем интенсивнее используются анализаторы, тем интенсивнее протекает процесс восприятия. Поэтому во всех случаях, когда это целесообразно, старайтесь использовать для восприятия свой доминирующий анализатор. Например, при работе с текстом пытайтесь не только понять его смысл, но и представить его в образной форме. Проговорите текст вслух, стараясь придать ему эмоциональную окраску и определенный ритм. Там, где это возможно, попытайтесь использовать анализаторы запаха, вкуса, осязания.

4. Для эффективного восприятия необходима активная мыслительная деятельность, поскольку при пассивном созерцании объекта от внимания человека ускользают многие важные элементы. Выделенный объект подвергается анализу, в нем вычленяются отдельные признаки и свойства. Нельзя добиться точного и полного восприятия целого, не выделяя в нем частей. Эти свойства или отдельные части рекомендуется фиксировать с помощью схемы, слова или рисунка. Затем следует этап объединения, синтеза выделенных частей в одно целое. От этого этапа зависит полнота восприятия, поскольку неполное, отрывочное восприятие материала приводит к ошибкам и заблуждениям. Заключительный этап – это введение вновь воспринятой информации в уже существующую систему знаний. Происходящее при этом одновременное отождествление и различение его по отношению к другим фактам – наиболее тонкая операция восприятия. 5. Воспринимаемые объекты должны быть расположены в определенной, строго продуманной системе, требующей минимальных усилий со стороны наших органов чувств. Восприятие объектов, расположенных хаотически, осуществляется неохотно и требует значительных волевых усилий. Так, для студентов технических вузов характерно стремление использовать в процессе восприятия нового материала схемы, таблицы, графики, позволяющие лучше понять структуру сложного материала. Зрение также требует группировки воспринимаемой информации.


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!