Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Акцентуация характера»

/ Психология
Курсовая,  38 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие характера
Глава 2. Развитие и формирование акцентуированных характеров в подростковом возрасте
Глава 3. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте
Глава 4. Методы диагностики акцентуаций характера
Заключение

Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: ТОО "Ривьера", 2004. - 178 с.
2. Беличева С.А. и др. Диагностика школьной дезадаптации. - М.: ВЕЛИЧ, 2005. 362 с.
3. Бойко В.В. Если ты мать и жена. - М.: Сов. Россия, 1991. - 160 с.
4. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - СПб.: Питер, 2004, с. 13-21.
5. Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические проблемы. - М.: Мысль, 1995. - 238 с.
6. Бойко В.В. Общение и взаимовлияние в процессе воспитания // Советская педагогика. - 1988. - №2. - С. 65-69.
7. Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологические исследования. - М.: Мысль, 1998. - 237 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2001. - 479 с.
9. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб.: Изд-во АО "Сфера", 2004. - 158 с.
10. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л.: Медицина, 1987. - 272 с.
11. Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. - Кишинев: Лумина, 2000.- 125 с.
12. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - СПб.: Медицина, 2002. - 216 с.
13. Захаров А.И. Психологические факторы формирования неврозов у детей. - СПб.: Медицина, 2001. - 100 с.
14. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический опросник для подростков. Краткое руководство. - М.; СПб.: Фолиум, 2004. - 64 с.
15. Иванова Т.В. Психологическое исследование в диагностике, прогнозе и оценке эффективности лечения при гашизме у подростков. - Автореферат, Л.: 1991. -20 с.
16. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во Моск. унив., 2000. - 440 с.
17. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. - М.: Медицина, 1996. - 336 с.
18. Клевченя М.С. Цуранова С.П. Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. - Минск: МГПИ, 1999. - 102 с.
19. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1999. - 255 с.
20. Корчак Я. Как любить детей. - М.: Знание, 1991. - 190 с.
21. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.: Педагогика-Пресс, 2005. - 607 с.
22. Лебединская К.С. Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. - М.: Просвещение, 2001. - 96 с.
23. Леви В. Искусство быть другим. - М.: Знание, 1980. - 208 с.
24. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев: Выща шк., 1999. - 374 с.
25. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. - СПб.: Медицина, 2003. - 256 с.
26. Лучшие психологические тесты. - Петрозаводск: "Петроком", 2002. - 318 с.
27. Меньшиков В.Г. Диагностика акцентуированных черт характера и типов акцентуаций у школьников. - Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. - 112 с.
28. Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия. // Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. - Л.: Ленингр. научно-исслед. психоневр. ин-т им. В.М. Бехтерева, 1976. - 152 с.
29. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн. 1. - М.: Просвещение, 2004. - 572 с.
30. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. - 1989. Т. 10. №1. - С. 10-21.
31. Полегенько А.В. Критерии социальной дезадаптации подростков по данным психологического обследования. - Автореферат канд. диссерт. СПб.: 1995. - 20 с.
32. Прутченков А.С. Смелов А.К. Эй, ты, параноик!!! О психотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической помощи. - М.: Новая шк., 2004. - 62 с.
33. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.: Изд-во МГУ, 1998.-200 с.
34. Чебураков С.Ю. Факторы, способствующие формированию наркомании и токсикомании у подростков допризывного возраста. - Авто-реф. канд. дисс. - Л.: Нева, 1990. - 22 с.
35. Феофраст. Характеры. - Л.: Наука, 1974. - 124 с.
36. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1995. - 251 с.
37. Эйдемиллер Э.Г. О взаимной оценке характера подростков, страдающих психопатиями и психопатоподобными расстройствами, и их родителей // Неврозы и пограничные состояния. - Л.: Ленингр. научно-исслед. психоневр. ин-т им. В. М. Бехтерева, 1972. - 108 с.


Работа похожей тематики


Психология толерантности

 

Психология позволяет понять процесс развития человека, социального взаимодействия и научения, выявить состояния зависимости и агрессивности, определить моральные установки.

Поскольку толерантность является характеристикой личности и проявляется при взаимодействии с окружающими людьми или предметами деятельности, попробуем выяснить с помощью психологической науки, каким образом появляется толерантность и что является тормозом на пути ее проявления в ситуациях педагогического общения. Психологические знания необходимы каждому человеку, но для педагога они особенно актуальны, поскольку составляют его профессиональную компетентность.

В дословном значении психология представляет собой знание о психике, функцией которой является субъективное отражение окружающей реальности, необходимой человеку для активной деятельности и управления своим поведением в целях выживания.

История названия науки связана с греческой мифологией. Эрот, сын Афродиты, полюбил очень красивую девушку Психею. Афродита не хотела соединить судьбу сына с простой смертной и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных. Но любовь их была так сильна, и стремление быть вместе так велико, что это произвело впечатление на бога Зевса, который превратил Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Психея стала символом души, образцом истинной любви, ищущей свой идеал.

Давая характеристики людям или советы, а также в быту часто можно услышать фразы: хватит психовать, он просто псих, попадешь в психушку.

Подобные высказывания подразумевают проявление человеком сильных отрицательных эмоций, что совсем не стыкуется с первоначальным смыслом psyche – душевность, любовь и забота.

Попробуем открыть для себя мир человеческого общения через психологию, оговорившись, что не следует ожидать от нее конкретных быстродействующих рецептов. Важнее развивать в себе понимание внутренних причин поведения людей, которое меняет тип мышления человека (учителя), помогает взглянуть на повседневные ситуации, действия, поступки другими глазами.

Директор одного московского колледжа попросил провести занятия с педагогами по вопросам психологии труда учителя, но за ограниченное время – всего два занятия по одному часу. Он добавил, что с психологией образовательному учреждению не везет, поскольку они уже трижды обращались в различные научные институты, но лекторами остались недовольны. Никто им не мог дать конкретных рекомендаций на все случаи педагогической практики. Надо заметить, что они еще долго будут искать удовлетворяющих их специалистов.

Действительно, психологию нельзя «надеть» на что-то, она либо может стать частью нас, нашего мироощущения, миропонимания, практики общения, либо не стоит к ней обращаться вовсе. Следует предупредить читателя о том, что знание психологии не только не упрощает жизнь человека и работу педагога, но на первых порах даже несколько затрудняет ее, поскольку изменяет взгляды на происходящее и приводит к анализу и осознанию человеком собственных и чужих действий, влияющих на развитие окружающей ситуации. Но плюсы в результатах деятельности и профессиональном мастерстве компенсируют затраченные усилия и время на освоение нового.

Выделим кратко ряд основных аспектов формирования и развития личности и деятельности с точки зрения психологии. Во-первых, все люди индивидуальны, даже при внешнем абсолютном сходстве близнецов обнаруживаются характерные психологические особенности. Индивидуальность, то есть неповторимое сочетание психологических особенностей человека, одна из наиболее характерных сторон личности. Индивидуальные свойства образуют фундамент, основу формирования личности и определяют процесс ее проявления.

Нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей, личность неповторима в своей индивидуальности, совокупности достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон.

Различия людей многоплановы. Личность представляет сложное образование, число ее черт, зафиксированных в русском словаре, превышает полторы тысячи понятий. Это различие убеждений и интересов, знаний и опыта, способностей и умений, темперамента и характера. Люди отличаются друг от друга интерпретацией произошедших событий и прогнозированием будущего, что влияет на их текущее поведение. Отличия характеризуются определенной устойчивостью, а функционирование психики подчиняется общим закономерностям. В результате различия можно выделить, описать, типизировать, обобщить. Практические работники образования постоянно решают задачу приведения многообразия черт личности в систему с тем, чтобы иметь дело с обозримым множеством индивидуальных неповторимостей, типов, находя эффективные возможности развития каждого.

Во-вторых, появляясь на свет как индивид, человек становится личностью через систему общественных отношений. С рождения подрастающий ребенок вступает в процесс общения с ближайшим окружением, прежде всего с родителями, позднее – с отдельными людьми и группами – в школе, на работе. В процессе развития происходит взаимодействие наследственности и среды. Биологическое (физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, пол, возраст), являясь составляющей структуры личности человека, преломляется под действием социальных условий. В результате человек приобретает типичные для его окружения ценностные представления, нормы и роли. Благодаря собственному опыту осваиваются значимые для определенного общества формы поведения и переживания.

Воспитание, обучение и деловое общение затруднительны без изучения и учета индивидуальных психологических особенностей людей

В-третьих, личность не пассивный продукт социальной среды, а активный деятель. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через внутренний мир, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делают с ним. Активность находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в жизни.

Все внешние воздействия на человека оказываются преломленными совокупностью внутренних условий, которые в целом образуют личность. Активное взаимодействие человека с внешними объективными обстоятельствами, преобразование их в процессе деятельности приводят к изменению не только окружающего мира, но и самого субъекта этой деятельности – личности.

В-четвертых, активность человека проявляется в процессе удовлетворения потребностей, которые подразделяются на материальные, физиологические (пища, сон, одежда, жилище, изобилие, безопасность, секс, отдых и др.), социальные (признание, общение, принадлежность к какой-то группе, доминирование, лидерство, самоутверждение, внимание и др.) и духовные (познавательные, познание мира, познание смысла существования, самоуважение и самореализация, эстетические, творческие и др.). Именно потребности приводят к возникновению мотива или побуждения к деятельности. Поэтому активность проявляется в характерных для личности мотивах поведения, установках и способах действия, а также в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности.

В-пятых, мотивы могут осознаваться человеком (убеждения, стремления, намерения) или быть не осознанными (побуждения, установки, влечения).

Изучая поведение человека, анализируя его поступки, можно выяснить их мотивы, которые позволяют судить о том, насколько закономерен или случаен для человека данный поступок, прогнозировать возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Структура личности (по К.К.Платонову) включает:

1. Направленность – убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения, которые формируются путем воспитания (биологического практически нет).

2. Опыт – знания, умения, навыки и привычки, приобретенные человеком в процессе обучения (большая доля социального, чем биологического).

3. Индивидуальные особенности психических процессов: ощущения, восприятия, память, мышление, внимание, эмоции, чувства, воля, которые развиваются через систему упражнений (чаще больше социального).

4. Биопсихические свойства – свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности, патологические органические изменения (социальное практически отсутствует).

Таким образом, мы определили круг направлений изучения толерантных проявлений человека, которые с точки зрения психологии представляют собой познание себя, уровня толерантности своего мировоззрения, убеждений и установок, переживаний и эмоций, получение опыта толерантного действия, построение толерантных отношений и продолжение нашего толерантного отношения к миру в других людях.

Установка на толерантность

На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора на отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.

Наши толкования и оценки внешнего мира основываются на установках, складывающихся в результате поспешных и недостаточно обоснованных выводов из некоторых фактов личного опыта либо некритического усвоения стереотипов мышления, стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. Повторение установочных ситуаций через контакты в семье, социальной группе, школе создает условия для постепенного складывания фиксированных установок, которые неприметно для человека и определяют его жизненную позицию в целом ряде случаев, и служат ориентиром в ситуациях взаимодействия.

В детстве очень многие установки развиваются в соответствии с родительской моделью, окончательную форму они приобретают к концу юношеского возраста, а «выкристаллизовываются» к 25–30 годам, после чего меняются с большим трудом. Поговорка «Старого учить – что мертвого лечить» имеет определенный психологический смысл.

Установки, которых мы придерживаемся по отношению к различным фактам общественной жизни, событиям, людям, определяют наши положительные и отрицательные эмоции, наши реакции и поведение. Они могут носить позитивный, толерантный характер или негативный характер предубеждения и предвзятости.

Установки школьников по отношению к учителям проявляются в форме некритического восприятия информации. Идет абсолютная вера в то, что учитель компетентен в преподносимых знаниях. Кстати данная установка часто сохраняется у взрослых людей, которые сами выступают в роли учеников.

Студенты педагогического факультета строительного института проходили практику в техникуме, заменяя на уроках преподавателей. На одном из открытых уроков студент-практикант перепутал размеры железобетонных конструкций, но не подал виду. Присутствовавшие на уроке другие студенты недоуменно переглядывались между собой, посматривая на реакцию работающего в данном техникуме штатного педагога. Было видно, что эта женщина внимательно следила за процессом обучения, делая заметки в тетради. Она явно понимала, что сама, объясняя данную тему, дает иные габариты конструкций. Однако установка на то, что студенты, обучающиеся в современных условиях, владеют новой информацией, в отличие от ее, возможно, уже устаревшей, сыграла свою роль. При обсуждении проведенного занятия педагог не высказала собственных сомнений.

Предубеждения, вызванные обстановкой дискриминации отдельных людей или групп, характерны для поведения и мышления расистов. Причем сам человек не всегда осознает, что предубежден, а рассматривает результаты своего поведения как следствие объективных оценок известных ему фактов. Иногда неосознанная установка вступает в очевидное противоречие с каким-то неоспоримым фактом, однако это не становится для человека основанием для ее изменения.

Человек постоянно находится в ситуациях непрекращающегося общения и подвергается влиянию педагогов, друзей, семьи, коллег по работе, средств массовой информации, пытающихся осознанно или бессознательно сформировать или изменить его установки, а он в свою очередь оказывает влияние на других или изменяет собственное восприятие фактов с тем, чтобы сохранить соответствие между ними и своим поведением. Изменится установка или нет, зависит от многих факторов, связанных с возрастом, особенностями человека, содержанием информации и эмоциональностью ситуации. Человек стремится сохранить гармоничное равновесие в самом себе и в отношениях с другими людьми, избегая таких факторов, которые привели бы к нарушению и конфликтам между поведением и внутренними мотивами.

Все новое, что встречается человеку в его деятельности и затрудняет принятие решения, заставляет его осознать возникшие трудности. Это осознание способствует нахождению нового регулирования поведения или способа решения задачи.

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, а вызываемое ими поведение не всегда понятно для самого человека и окружающих. Но в принципе большинство из происходящих внутренних процессов могут стать осознанными (исключение составляют переживания, подавляемые самим сознанием, против которых оно выдвигает мощные барьеры). В отдельных случаях, когда человеку нужно разобраться в своей позиции по отношению к другому и сформулировать ее, необходимо определить собственные убеждения и установки, проанализировать поведение и деятельность. Можно предположить, что установки определяют степень человеческой толерантности, подразумевающей осознание своих интересов и интересов оппонента, понимание необходимости выработки и реализации процедур согласия, причем речь не идет об отказе от собственных взглядов и убеждений. Толерантность является одновременно и целью межличностного общения, и средством преобразования ситуации.

Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. М., 2003


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!