Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Введение
Глава 1. Психологическая защита: проблематика и феноменология
1.1. Проблематика психологической защиты
1.2. Функции психологической защиты
1.3. Классификация психологических защит
Глава 2. Мотивация труда и способы психологической защиты
2.1. Исследование эффективности мотивации и стимулирования труда
2.2. Анализ эффективности мотивации персонала в ЦЭСТ
Заключение
1. Аграчев С.Г. Введение в теорию психоанализа: Лекции. Владивосток, 1991.
2. Бассин Ф.В. О некоторых современных тенденциях развития теории бессознательного: установка и значимость (заключительная статья) // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1985. Т.4.
3. Бассин Ф.В. О силе "Я" и психологической защите // Вопросы философии. 1969. №2.
4. Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М., 1968.
5. Бассин Ф.В. Сознание, "бессознательное" и болезнь // Вопросы философии, 1971. №9.
6. Бахтин И. Философское наследие // М.М. Бахтин и философская культура. Вып. I. Ч. 2. СПб., 1991.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
8. Бородкин Ф.М., Коряк И.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
10. Вассин Ф.В., Прангишиили А.С., Шерозия А.Е. Роль неосознаваемой психической деятельности в развитии и течении соматических клинических синдромов // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. Т.2.
11. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.
12. Зачепицкий Р.А. Социальные и биологические аспекты психологической защиты // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980.
13. Зейгарник Б.В. Опосредствование саморегуляции в норме и патологии // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1981. №2.
14. Ильин Г.А. Причины неприятия психоанализа // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1985. Т. 4.
15. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.
16. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. СПб., 2005
17. Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.
18. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
19. Лосев А.Ф. Ирония античная и романическая // Эстетика и искусство. М., 1966.
20. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
21. Мягер В.К. Актуальные вопросы теории и практики психогигиены и психопрофилактики // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Л., 1985.
22. Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван, 1980.
23. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2001
24. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
25. Психологическая защита (методические рекомендации) / Сост. Филатов А.Т., Кочарян Г.С. Харьков, 1986.
26. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М., 1981.
27. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957
28. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
29. Савенко Ю.С. Проективные методы в исследовании бессознательного // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. Т. 3.
30. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.
31. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
32. Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1981.
33. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
34. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
Психологические защиты
При разрушении привычных схем (особенно, когда репертуар их ограничен) возникает внутреннее напряжение, теряется ориентировка человека, страдают успешность его действий, самоуважение, происходит разрушение душевной гармонии. Выходом может быть либо переориентация личности со сменой части ценностей, установок и идеальных представлений, что требует значительных внутренних усилий, а зачастую и внешней поддержки, либо попытки пресечь поток информации, вызывающей дисбаланс представлений, либо осознанно или подсознательно осуществляемые преобразования травмирующей информации в нейтральную при помощи одного или нескольких механизмов психологической защиты.
Нетерпимость в общении приводит к возникновению коммуникативных барьеров, которые могут быть вызваны причинами социальных, политических, религиозных, профессиональных различий, а также носить психологический характер вследствие внешних условий, таких как неприязнь по отношению друг к другу, и внутренних, индивидуально-психологических особенностей общающихся (отличие темперамента, характера, эмоциональных состояний и пр.), которые трудно изменить, но можно временно замаскировать. Барьеры представляют собой систему защиты от травмирующей информации и контроля за социально неодобряемыми побуждениями. Они увеличивают психологическую дистанцию между партнерами по общению, снижают уровень взаимного самораскрытия и степень взаимного доверия, деформируют характер взаимодействия.
Система целей человека, направленная на удовлетворение возникающих потребностей, организует восприятие, запоминание, мышление, суждение, принятие решения и поведение, определяется совокупностью усвоенных ценностей и установок, а вновь поступающие сведения могут потребовать их серьезных корректив. Защиты характеризуются неосознанностью, поэтому наблюдать можно только их внешние проявления. Прибегая к ним, человек стремится защитить свою личность путем создания «скорлупы», которая, во-первых, не пропускает неблагоприятные влияния, информацию, способную нанести травму собственному положительному мнению о себе и самооценке, во-вторых, деформирует часть информации, не допуская возникновения отрицательных эмоций. При этом обычное поведение человека искажается: может появиться немотивированная робость, неуверенность в себе, мнительность, агрессивность. Люди, чувствуя угрозу отвержения и пытаясь скрыть собственную слабость, прибегают к заискиванию, чтобы другой не сердился; обвинению, чтобы другой считал его сильным; избеганию угрозы; отстранению настолько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет. Любой из четырех типов реагирования способствует поддержанию заниженной самооценки, ощущения собственного бессилия.
Уходя в защиты, человек создает для себя иллюзию спокойного и мирного существования, а на самом деле это избавление относительно, поскольку в большинстве случаев страх и переживания с помощью большинства защит блокируются в подсознании и вызывают неприятное напряжение. Человек как бы борется с самим собой, вступая во внутренний конфликт, что не может продолжаться долго. На определенном этапе внутреннее напряжение вырывается наружу, приводя к разрушению привычной устойчивости.
Действие защитных механизмов (обычно срабатывает комплекс из нескольких) подсознательно, следовательно, человек не в состоянии управлять ими и своим поведением на их основе. По частоте их появлений можно судить об уровне толерантности личности: чем чаще человек прибегает к защитам, тем ниже уровень его толерантности.
Рассмотрим схематично механизмы психологической защиты с целью определения типовых тенденций поведения человека в ситуации внутреннего рассогласования и проведем небольшую самодиагностику по выявлению тех, к которым мы прибегаем, пытаясь устранить внутреннее напряжение и психологические травмы. Разобьем их условно на две группы. К первой группе неконструктивных защит отнесем: отрицание, подавление, вытеснение, рационализацию, проекцию, интроекцию, изоляцию, замещение и регрессию.
1. Отрицание
Характеристика. Стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями и вызывающей тревогу. Причем информация даже не проходит в сознание, отметается прямо с порога.
Проявления. Игнорирование потенциально тревожной информации, уклонение от нее. Первая реакция на неожиданное или неприятное известие: «Нет! Этого не может быть!» Избавиться от страха или тяжелых переживаний можно, если не знать о них вообще. Человек даже не пытается воспринять информацию, мгновенно ставя защиту. Механизм отрицания напоминает переключатель, который переориентирует внимание так, что кого-то или чего-то мы «в упор» не видим и не слышим.
Родители, которые хотят учить ребенка музыке, не прислушиваются к мнению педагога об отсутствии музыкального слуха. «Наш ребенок будет играть! У него есть способности». Родители игнорируют болезнь ребенка, отрицая явные симптомы или делают акцент на менее тяжелых. Особенно сложна ситуация, когда родители отрицают постановку страшного для них диагноза, например, детского церебрального паралича или олигофрении. Чем быстрее родители примут наличие болезни, тем быстрее ребенку будет оказываться специальная врачебная и коррекционная помощь.
2. Подавление
Характеристика. Защита сходна с отрицанием, однако личность воспринимает неприятное событие, но «загоняет» его в подсознание.
Проявления. Человек не хочет вспоминать травмирующие события, вызывающие неприятные эмоции, поэтому нередко у него со временем наступают провалы в памяти, когда он не может вспомнить какие-то эпизоды своей жизни.
В детском саду детям запрещают шумные и опасные игры, они вскоре начинают сами, предваряя внешнее запрещение, подсознательно подавлять такие формы поведения. Когда человек пытается устраниться от мысли, что он не может что-то сделать, он говорит себе: «Не очень-то и хотелось», «Не так уж мне это было нужно». Человек, бросивший курить или пить, подавивший свое влечение, выдает себя мыслями и фразами «хорошо бы испытать себя и попробовать еще, не потому, что я хочу, а чтобы убедиться в отсутствии зависимости».
3. Вытеснение
Характеристика. Защита строится на забывании, но в отличие от подавления из сознания выключается не сам неприятный эпизод, а истинный мотив собственного поведения. Происходит разрушение связи между самой травмой и собственно причиной, ее вызвавшей.
Проявления. Устойчивая рассеянность, упорная забывчивость. Ошибки припоминания возникают в результате внутреннего напряжения, которое происходит из-за вытеснения из сознания какого-либо события. Бессознательное не подвластно времени. Событие, ранее вытесненное и через много лет вновь введенное в сознание, имеет ту же эмоциональную окраску и действует на сознание с той же силой. Могут появляться чувства немотивированной тревоги, сопровождающиеся соматическими явлениями.
Стремление отца путем чрезмерных нагрузок и закаливания сделать из сына «настоящего мужчину» нередко объясняется вытеснением из сознания отца опасений за собственную мужественность. У ученика, испытывающего отвращение к игре на фортепиано, могут появиться спазмы в руках. Когда человек из-за денежного вознаграждения или карьерного роста соглашается на работу, противоречащую его убеждениям и моральным ценностям, могут начаться головные боли и недомогания.
4. Рационализация
Характеристика. Осознается и используется личностью только та часть информации, которая может характеризовать поведение человека как правильное, социально и объективно одобряемое.
Проявления. Стремление оправдать перед самим собой и другими свои социально неприемлемые качества, поступки, желания.
Человек находит массу причин, почему ему не надо или надо что-то делать.
Страх перед сдачей экзамена может быть сильнее желания поступить в институт, и абитуриент пытается игнорировать сам факт необходимости идти на вступительные испытания, приводя массу доводов, почему нет толку от высшего образования. Наблюдается та же ситуация, когда у человека что-то болит, но страх перед прохождением обследования или отдельными процедурами сильнее боли, и человек не идет к врачу, безупречно мотивируя свой отказ.
«Я сделал для вас так много, что теперь вправе потребовать от вас то, чего хочу».
«Я управляю вами потому, что лучше знаю, что вам нужно, а не потому, что мне это приятно и выгодно».
«Я отдала тебе всю свою жизнь, ради тебя я оставила любимую работу, поэтому я вправе требовать от тебя заботы...»
И «Если бы родители заставили меня закончить вуз, я бы тут не работал...»
5. Проекция
Характеристика. Человек бессознательно отвергает собственные неприемлемые чувства, желания, стремления и переносит их на другого. Неосознанное отождествление себя с другим человеком. Своего рода перекладывание ответственности за то, что происходит внутри меня, на окружающий мир.
Проявления. Особенно характерно стремление оправдать себя, приписав свои пороки или вину другим. Внутренне происходящее воспринимается человеком как внешнее. Объектом проекции чаще всего становятся близкие люди. «Я хороший, а вот другие» Перенос нежелательных для себя качеств, чувств, желаний на другого или приписывание себе чужих положительных качеств. Как бы ни был человек не прав, он будет скорее обвинять всех кроме себя. Часто проявляется в переносе собственных проблем на детей и супругов.
Неуспевающий ученик дома обвиняет учителя в плохом объяснении. Эгоистичная дочь обвиняет мать в том, что она живет только для себя. Неработающий муж, привыкший сидеть дома и не проявлять активности, обвиняет жену в том, что она не может устроить его на работу, недостаточно зарабатывает и не заботится о доме. Переживая нелегкое время, люди находят множество виновников их разнообразных бед, обвиняя и ненавидя определенные этносы, политические группировки и т.д.
6. Интроекция
Характеристика. Приписывание себе качеств, которые принадлежат другой личности.
Проявления. Особенно характерно для подросткового возраста. Выражается в стремлении к взрослости, самостоятельности, уходе от опеки, контроля, недоверия взрослых. В то же время возникают тревога, опасения из-за столкновения с новыми проблемами взрослой жизни. Возникает внутренний конфликт, который провоцирует защиту. Человек приписывает себе качества выбранного образца, которые проявляются в демонстративном поведении и внешности.
Подростки, стремясь походить на своих кумиров, перенимают стиль, манеры, интонации, наряды, прически.
7. Изоляция (отчуждение) Характеристика. Изоляция от травмирующего фактора. Попытка «разделить» чувства и понимание (Скарлет в минуты тяжелых душевных травм говорила: «Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра»). Человек воспринимает события как бы по отдельности, без анализа связей между ними. Он не искажает мир, а бежит от реальности, заменяя ее созданием «своего» мира. Нарушается связь между травмирующим событием и его эмоциональной оценкой, хотя реальность этих событий осознается. Человек признает травмирующий факт и подвергает его интеллектуальному анализу, чтобы отказаться испытывать отрицательные эмоции.
Проявления. Изоляция провоцирует нарушение нормального функционирования сознания. Происходит расщепление сознания, сильные переживания выделяются в отдельный автономный комплекс. Отчуждение может сопровождаться галлюцинацией, бредом. «Это не имеет ко мне отношения, это было не со мной».
Уход в собственный мир фантазий, пьянство, наркотики. Отгораживание от внешнего мира может
иметь и положительный эффект, когда человек уходит в творческий процесс, что характерно для художников, поэтов, писателей, философов.
8. Замещение Характеристика. Перенос действия или реакции с недоступного объекта на доступный. Сущность замещения связана с переадресацией реакции. Выплеск эмоций на «козла отпущения», крик, брань и т.д. Действия вместо слов: «топнуть ногой», «ударить кулаком по столу», «хлопнуть дверью» (замещение действием более эффективно для человека, чем замещение словом). Ситуации гнева, конфликта или сильного страха требуют от человека моделей поведения, которые он не может осуществить исходя из личных принципов или социально одобряемых норм. Тогда человек заменяет запрещенную или невозможную форму поведения – доступной, разрешенной.
Смена объекта деятельности, состояние обиды. Объектом замещения может стать сам человек (автоагрессия). Замещение может иметь вид ухода в работу, религию. Замещение может осуществляться переводом действия в иной план – из реального мира в мир грез и фантазий. Когда действительность разочаровывает, угрожает, в мире фантазий все хорошо.
Частичное замещение на основе обращения к новым ценностям: мужчина любит машину больше, чем жену, называет ее ласковым именем, ухаживает за ней. Одинокая женщина, не имеющая семьи, замещает подавленные потребности на привязанности к домашним животным. Ребенок, накопивший раздражение на учителя или ребят, придя из школы, с громким стуком захлопнул дверь, швырнул сумку на пол, прогнал кошку, затем сел на диван. Учитель, не имеющий возможности дать затрещину отдельным ученикам, выпускает пар дома, набрасываясь на близких. Подросток, обидевшийся на родителей, вымещает агрессию, совершая противоправные действия: надписи на стенах, разбитые стекла и другое.
9. Регрессия
Характеристика. Разновидность замещения. Возврат к более ранним, детским и примитивным формам поведения в ответ на неблагоприятные обстоятельства.
Старшеклассник поехал на олимпиаду по математике, но, посмотрев на задания, понял, что они слишком трудны для него, тогда он выждал время и нашел подходящий момент, чтобы просто сбежать из аудитории.
Теперь рассмотрим вторую группу защит, которые в отличие от предыдущей обладают более конструктивным характером.
10. Сублимация
Характеристика. Переориентация неприемлемых желаний, сексуального или агрессивного потенциала и поведения, реализация которых входит в конфликт с личностными и социальными нормами, в приемлемые, социально одобряемые формы творческой активности.
Проявления. Напряжение не переводится в другую форму, а разряжается за счет продуктивной, полезной социальной активности или творческой деятельности.
Неразделенная любовь и желания женщины по отношению к женатому мужчине и понимание того, что они никогда не будут вместе, привели к переносу всей нерастраченной энергии, чувств и стремлений на работу. Женщина добилась высоких результатов и считала, что жизнь сложилась прекрасно. Раздраженная очередными выходками непослушных детей, воспитательница детского сада может почувствовать агрессивное желание наказать их. Однако, не склонная к насилию, она начинает активно убирать комнату (произошла сублимация агрессивной энергии в полезную).
Помимо перечисленных, к данной группе психологических защит Р.М.Грановская относит: сновидение и катарсис.
11. Сновидение
Характеристика. Вид замещения. Перенос недоступного действия из реального мира в другую форму – мир сновидений.
Проявления. Реализация наших чувств, осознаваемых или неосознанных желаний, подсознательных страхов и влечений в картинах и сюжетах сна приводит к разгрузке напряженного состояния и его нормализации во время бодрствования. Во время сна цензура ослабляется, и из подсознания в сновидения проникают истинные влечения и мотивы.
12. Катарсис (очищение)
Характеристика. Изменение системы ценностей с целью ослабления влияния травмирующего фактора.
Проявления. Катарсис наступает при значительном эмоциональном напряжении, накале страстей, всплеске эмоций, которые изменяют соотношение ценностей и мотивов. Чем интенсивнее переживание, тем скорее утрачивается способность к самоуправлению, человек лишается бдительности.
Катарсис «действия» (испытывают участники события): переживание сильного страха может привести к нравственному перерождению, пробуждению совести, духовному обновлению; любовь может преобразовать систему идеалов и ценностей, способствовать приобретению новой жизненной позиции; вдохновение творца приводит к очищению от конфликтов, предрассудков, к нравственному совершенствованию личности.
Катарсис «интеграции» (сопричастности с другим действующим лицом): сопереживание главному герою трагедии вызывает у зрителя сильное эмоциональное переживание, что может способствовать разрешению внутреннего душевного конфликта и нормализовать собственное психическое состояние.
13. Идентификация Характеристика. Разновидность проекции, неосознаваемое отождествление себя с другим человеком и перенос на него желательных для себя чувств и качеств. Самоотождествление себя со значимой личностью, возвышение себя до другого посредством расширения границ своей индивидуальности при заимствовании его чувств, мыслей, действий. Причисление себя к определенному психологическому типу, роду, классу.
Проявления. Реализация единства с другими, «слияние» индивидуальностей, расширение понимания других. Человек испытывает сочувствие, соучастие, сопереживание. Возникает чувство единения и гармонии через сопричастность к кому-то, чему-то. Осознание своих недостатков, особенно в сравнении с достоинствами других людей, вызывает внутреннюю напряженность. Этот конфликт можно разрешить, если закрыть глаза на свои недостатки, возненавидеть идеал или полюбить его. Способность создавать идеалы предрасполагает к идентификации и тем самым способствует повышению самоуважения. Однако идентификация имеет и отрицательные стороны: центрированность на себе и полное уподобление себя другому, что тормозит развитие собственной индивидуальности.
Идентификация как один из механизмов самопознания начинается с детских игр «дочки-матери», «магазин», «врач» и может проходить через всю жизнь.
Следует отметить, что механизмы сублимации, катарсиса и идентификации приводят к изменению системы ценностных ориентации человека, изменяют модель мира и ослабляют конфликт между «хочу» и «могу».
Знание особенностей психологических защит имеет большое значение для человека, поскольку, во-первых, обеспечивает более осознанное и адекватное представление о себе и предоставляет возможность саморазвития; во-вторых, позволяет правильно реагировать на других людей, понимать причины их поступков и поведения, что способствует общению и взаимодействию с ними; в-третьих, влияет на процессы воспитания и развития подрастающего поколения.
Как аукнется, так и откликнется. Что посеешь, то и пожнешь.
Для педагогов научное представление о психологических защитах является необходимым профессиональным знанием, без которого педагогическая деятельность не будет полноценной.
Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. М., 2003
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!