Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Внимание»

/ Психология
Контрольная,  22 страниц

Оглавление

Введение
1. Понятие о внимании. Физиологические особенности внимания
2. Свойства внимания
3. Виды внимания
4. Групповое внимание, факторы его оптимизации и снижения
Заключение

Список использованной литературы

1. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1984
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1997
4. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. - М., 1991
5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995
6. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III. Кн. 1. - М.-Л., 1951
7. Познавательные процессы и способности в обучении // Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990
8. Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976


Работа похожей тематики


Как управлять вниманием

 

К числу условий, влияющих на эффективность учебной деятельности, относится внимание, которое позволяет студентам направить свое сознание на решение учебных задач. Одной из причин плохой успеваемости студентов является невоспитанность внимания, неумение сосредоточиться, переключаться с одной деятельности на другую и отвлекаться от посторонних раздражителей. Студенты очень часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, на свою рассеянность и невнимательность. Проблемы управления вниманием, с которыми сталкиваются студенты в возрасте 18–22 лет, имеют объективные причины. Так, исследования психологов показывают, что в студенческом возрасте память и мышление несколько опережают развитие внимания, а недостаточность высокой устойчивости внимания начинает восполняться лишь с 22 лет. Поэтому важно знать и учитывать особенности и свойства внимания в процессе учебной деятельности, а также владеть приемами поддержания и развития внимания на лекциях, практических и лабораторных занятиях, при проведении разнообразных видов самостоятельной работы, разбираться в причинах невнимательности.

Что такое внимание? Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Внимание обеспечивает избирательность сознания, включение в зону сознаваемого необходимой информации о предметах изучения, познавательных задачах. Известно, что человек способен охватывать (удерживать) сознанием ограниченное число объектов (от 5 до 9). Объектом внимания может быть все что угодно: предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. На человека воздействует одновременно огромное число раздражителей, но до сознания доходят лишь те, которые являются для него наиболее важными и существенными. Все остальное становится фоном, на котором разворачивается психическая деятельность человека. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека и составляет сущность внимания.

Внимание выполняет много различных функций, например: я   активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы; а   способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями личности; а   обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Внимание избирательно, поэтому в каждый момент времени оно может быть направлено только на какую-либо часть учебного материала, весь остальной материал находится на периферии сознания. Вся поступающая извне информация проходит через «фильтры» внимания, которые обусловливают успешность протекания всех познавательных процессов, участвующих в обучении: восприятия, мышления, памяти, воображения.

В отличие от остальных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) внимание собственного содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Как особая форма психической активности человека внимание входит в виде необходимого компонента во все виды психических процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Внимание – важная характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы что-то рассматриваем или вслушиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо себе представить.

Таким образом, внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение. И самому индивидууму, и внешнему наблюдателю внимание открывается в качестве направленности, настроенности и сосредоточенности любой психической деятельности. Настройка познавательных процессов непосредственно зависит от того, что в данный момент представляется наиболее важным для данного человека, для реализации его интересов. Внимание играет и роль регулятора, который направляет психическую деятельность на те или иные предметы, объекты, действия.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для памяти оно выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает в качестве обязательного фактора правильного понимания и решения задачи.

Рассмотрим различные классификации внимания. По предмету, материалу деятельности выделяют следующие виды внимания:

сенсорно-перцептивное; ш  интеллектуальное;

двигательное.

По характеру отраженных связей и отношений выделяют следующие виды внимания:

эмпирическое;

теоретическое.

По ведущему анализатору выделяют следующие виды внимания:

зрительное;

слуховое.

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным), произвольным (преднамеренным) и послепроизвольным.

Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений. Оно возникает само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Недаром его называют непреднамеренным и пассивным. Существуют предметы и явления, которые как бы сами приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. Непроизвольное внимание вызывается новизной, неожиданностью, удивительностью, необычностью, интересностью, полезностью предметов и явлений. Это внимание основано на ориентировочных рефлексах, т.е. реакции на любые изменения среды, и его главной функцией является быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Непроизвольное внимание возникает под влиянием двух видов факторов: внешних – особенностей предметов и явлений и внутренних – отношения личности к тем или иным фактам, явлениям, предметам, событиям, благодаря которым они и становятся привлекательными. Среди внешних причин большую роль играет сила, интенсивность, необычность раздражителя. Внутренние факторы определяются тем, каковы характер человека, его стремления, потребности, мотивы, цели, установки, интересы. Так, в учебной деятельности для активизации непроизвольного внимания играют большую роль познавательные потребности и мотивы.

Можно утверждать: «Скажи, на что ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты». Здесь речь идет уже о другом виде внимания – произвольном внимании, преднамеренном, активном, когда человек ставит перед собой определенную цель и прилагает усилия для ее достижения. Если непроизвольное внимание есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека.

Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалось у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять планомерную длительную трудовую деятельность. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, при этом человек концентрируется не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что он должен делать. Человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности и не позволяет отвлечься, ошибиться в действиях. Волевое усилие переживается как мобилизация сил па решение поставленной задачи.

Произвольное внимание обеспечивает достижение намеченных целей, управляет ходом деятельности, в том числе и учебной. Оно участвует в поиске информативных признаков решения задачи, в планировании и предвосхищении результатов, в коррекции и контроле процесса решения, в выборе программы действий, в проверке промежуточных результатов. Произвольное внимание должно включаться своевременно, до начала деятельности, мобилизуя психику, вызывая состояние готовности к деятельности.

«Упреждающее» внимание возникает, когда студент пытается самостоятельно, не ожидая побуждающих действий преподавателя, активно включиться в новые виды учебной деятельности. Если же внимание появляется в ответ на замечания преподавателя и студент заставляет себя подчиниться его требованиям, то принято говорить о запаздывающем внимании, которое считается пассивным и характерно для слабомотивированных, недостаточно инициативных, не интересующихся учебной деятельностью студентов.

Устойчивое произвольное внимание чаще наблюдается у студентов, ориентированных на социальный успех, у тех, у кого доминируют познавательные интересы и мотивы или имеется страстная увлеченность какой-либо деятельностью. Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, оно поддерживается под влиянием сознательно поставленной цели, требует волевых усилий и, как правило, утомляет уже через 20 минут.

Послепроизвольное внимание вызывается посредством вхождения в деятельность и возникающего в связи с этим интереса. В результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Оно возникает на основе интереса, причем эта заинтересованность вызвана не особенностями предмета, а является проявлением направленности человека.

Например, студент решает сложную задачу. Вначале он заставляет себя быть внимательным, но потом увлекается работой и необходимость волевого поддержания внимания исчезает: произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Таким образом, деятельность, осуществляемая на основе произвольного внимания, требует значительных волевых усилий и быстрее утомляет человека, чем деятельность, выполняемая на основе послепроизвольного внимания.

Послепроизвольное внимание, когда студент целиком поглощен выполняемым делом, является наиболее эффективным. При этом психическая активность поддерживается как бы сама собой, без сознательного мобилизующего волевого усилия, которое замещается интересом и не требует дополнительных затрат на его поддержание. В связи с тем, что при послепроизвольном внимании возникает поглощенность деятельностью, студент может не замечать хода времени, не ожидать окончания занятия, испытывать эмоциональный подъем и удовлетворенность ходом своей деятельности и своими результатами. Послепроизвольное внимание – реальное следствие увлеченности деятельностью.

Исследования психологов показывают, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной – даже повышают концентрацию внимания. Однако и дефицит раздражителей – фактор неблагоприятный. При изоляции человека от раздражителей, поступающих из окружающей среды, он теряет ориентировку в пространстве, начинает испытывать трудности в управлении своими мыслями, у него начинаются галлюцинации. Это свидетельствует о том, что для нормального восприятия необходим определенный приток сигналов из внешней среды. В то же время избыточный приток сигналов приводит к понижению точности восприятия.

Различают шесть свойств внимания: избирательность, сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение, переключение. Эти свойства могут проявляться во всех видах внимания – непроизвольном, произвольном, послепроизвольном.

Избирательность связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

Сосредоточенность – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Это свойство внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Сосредоточенность внимания на определенной деятельности или предмете может достичь такой степени, что все другие одновременно воспринимаемые объекты либо вовсе не будут отражаться, либо очень нечетко.

Противоположным качеством сосредоточенности является рассеянность. Сосредоточенность внимания связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности – это концентрация, или интенсивность, внимания. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета своей деятельности посторонними раздражителями. Например, студент может быть так занят решением задачи и так поглощен своим делом, что не замечает, как бежит время, не реагирует на телефонные звонки.

Важным условием поддержания концентрации внимания на высоком уровне является осознанное использование механизмов внимания. Поэтому, направляя внимание на какой-либо объект, старайтесь выделять в нем все новые стороны и признаки. Поступая таким образом, вы сможете обеспечить высокий уровень концентрации и сохранения внимания. В процессе рассмотрения заинтересовавших вас предметов нужно задавать себе вопрос: что в них самое существенное и главное? Таким образом, внимание должно работать как фильтр, который отбирает только самые важные факты, позволяет нужной информации двигаться дальше и не пропускает ту, которая не так важна.

Устойчивость – это длительное удержание внимания на одном предмете или какой-либо деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одной и той же работе. Устойчивость внимания – это его временная характеристика, у разных людей она различна. Одни могут очень долго, не отвлекаясь, сосредоточиваться на своей деятельности, другие обладают этой способностью в меньшей степени. Но устойчивость может колебаться и у одного и того же человека, это зависит от осознания цели деятельности и ее значения, от отношения к выполняемой работе. Экспериментально установлено, что полная устойчивость внимания сохраняется 15–20 минут. Устойчивость внимания приобретается в процессе совершенствования учебных навыков.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость, или неустойчивое внимание, которое той дело ослабляется или отвлекается. Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к данному предмету или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Через 15– 2 0 минут колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме свою деятельность.

Колебания внимания можно проследить при восприятии двойственных изображений, например, большого и малого квадратов. Если в течение нескольких минут смотреть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут – находится перед большим, либо проваливается – на передний план выдвигается больший квадрат. Двойственным является и изображение усеченной пирамиды. Она кажется то выпуклой, обращенной вершиной к зрителю, то углубленной с уходящей вдаль задней стенкой. И опять здесь налицо колебания внимания: стенка как бы то приближается, то удаляется от зрителя. Впрочем, колебания можно снять, если не просто рассматривать фигуру, а поставить перед собой новую, более сложную задачу.

Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте, если мы не можем его рассматривать с различных сторон. Чем богаче различными свойствами объект, тем легче сосредоточить на нем внимание в течение длительного времени, например, чтение занимательной книги, прослушивание интересной лекции, просмотр спектакля.

Важно также учитывать закономерности циркуляции внимания – через каждые 6–10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени.

При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым.

Таким образом, устойчивость внимания зависит от разных причин:

одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности, со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент;

другие характеризуют психические состояния – возбужденность, заторможенность и т.п.;

третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значением для личности);

я  четвертые – с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Одним из важных условий длительного сосредоточения внимания является изменчивость, подвижность объектов внимания. Невозможно сколько-нибудь длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если он не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Все однообразное снижает устойчивость внимания.

Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем и связана длительность сосредоточения. Однако эта сложность должна быть оптимальной, в противном случае возможно быстрое утомление и ослабление сосредоточения. Чем сильнее интерес к деятельности, чем больше она увлекает человека, тем длительнее, интенсивнее сосредоточение. Внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознает важность, смысл выполняемой работы.

Переключение внимания – это сознательный перевод внимания с одного объекта или действия на другие в связи с изменением задач деятельности, это способность быстро переходить с одной деятельности на другую. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой. Как показывают исследования, в течение одной секунды можно до 3–4 раз переключать свое внимание. Выделяют ряд показателей переключения внимания: время, затрачиваемое на переход от одной операции или деятельности к другой; продуктивность; качество; точность работы (объем ее выполнения, безошибочность или наличие ошибок, обусловленных переключением).

Успешность переключения внимания зависит от ряда условий. Переключение связано с особенностями предыдущей и новой деятельности. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для человека предмета к более значимому. Переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая. Успешность переключения зависит и от того, насколько интенсивно было привлечено внимание к предыдущей деятельности. При глубоком сосредоточении переключение достигается с большим трудом. Протекание переключения во многом определяется значимостью цели новой деятельности для человека, ее ясностью и четкостью.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему студентам бывает трудно начинать новую учебную работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной.

Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостыо внимания. Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит перед собой цель заняться чем-то новым. Б переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека: одни могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно, с трудом.

Распределение внимания – это умение выполнить две или более различных работы, удерживая на них свое внимание. Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек мог время от времени сознательно ее контролировать. Тогда особое внимание можно будет уделять другой работе, менее знакомой. Жизнь постоянно требует от человека умения выполнять параллельно несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Так, например, во время лекций студенты слушают и записывают, а преподаватели объясняют новый материал, пишут на доске основные положения, следят за студентами и т.д.

Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается. Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом, в ходе одновременного выполнения различных по характеру учебных действий. В учебном процессе внимание приходится распределять между несколькими одновременно воспринимаемыми предметами и объектами, каждый из которых стремится «захватить» сознание обучаемого.

Умение распределять внимание необходимо развивать и тренировать, выполняя многократные упражнения, в ходе выполнения которых необходимо удерживать в сознании «двойные», а иногда и «тройные» задачи. Например, в психологическом упражнении «кто быстрее?» студентам предлагается как можно быстрее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например букву «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв. Это поможет вам сделать вывод об устойчивости внимания. Для тренировки переключения и распределения внимания можно зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую – горизонтальной или одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком. В процессе учебной деятельности можно использовать много упражнений по развитию свойств внимания, например, проверка своих работ и работ других студентов с целью выявления ошибок, использование и самостоятельный поиск различных приемов самоконтроля в ходе решения задач по разным учебным предметам.

Объем внимания – это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Средний объем внимания взрослых людей колеблется в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) – от 2 до 5 объектов.

Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом, а также от того, какой материал воспринимается. Если это разрозненные или хаотично расположенные предметы или их элементы, не связанные между собой, то объем внимания ограничен. Предметы, которые можно систематизировать или соединить в единое целое, легче удерживать в поле зрения. Поэтому легче удержать внимание на таком учебном материале, который определенным образом структурирован, представлен достаточно компактно и сжато, а большой объем информации сгруппирован в несколько крупных блоков.

На проявление свойств внимания оказывают влияние многие факторы: пол человека, его возраст, специфика учебного предмета, содержание учебного материала, отношение студента к учению как к собственной деятельности и фактору развития личности и другие.

Для студенческого возраста проблема внимания является наиболее актуальной. Вузовские преподаватели отмечают «отвлекаемость» некоторых студентов на лекциях, практических и семинарских занятиях, «несобранность» при ответах на экзаменах. Да и сами студенты часто жалуются на свою «невнимательность», «несобранность», на трудности при переключении внимания, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению. Невнимательность студентов, особенно младших курсов, можно объяснить многими факторами: недостаточно развитые свойства внимания, возрастные особенности развития внимания, слабое владение навыками организации и управления своим вниманием.

Вместе с тем хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в вузе. Как правило, хорошо успевающие студенты имеют высокие показатели развития внимания. При этом свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» б успешность обучения по различным предметам. Следовательно, необходимо развивать все свойства внимания, но сложность заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию тренировки объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.

Главное отличие студентов с хорошо развитыми свойствами внимания – это умение приспосабливать свое внимание к специфике выполняемой задачи, гибко оперируя отдельными его свойствами в зависимости от особенностей ситуации.

Относительно слабое развитие свойств внимания не является фактором фатальной невнимательности. Решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания: навыку управления собственным вниманием, способности поддерживать его на должном уровне, гибко оперировать его свойствами в зависимости от специфики выполняемой работы. Даже при недостаточно развитых свойствах внимания студент может неплохо им владеть, но в этом случае управление сводится главным образом к постоянным усилиям поддерживать свое рассеивающееся внимание на должном уровне, а также к более или менее успешному самоконтролю.

Эффективной организации внимания в учебном процессе способствует развитие рефлексии студента, т.е. способности сосредоточиваться на самом себе, на собственных механизмах своего развития. Рефлексия – это осознание и осмысление человеком собственных действий, приемов, способов учебной деятельности. Она направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное учебное действие выполняется так, а не иначе, что является причиной успешного ее выполнения в различных условиях. Осмысливая собственную интеллектуальную деятельность, студент акцентирует внимание не только на таких результатах своей учебы, как получение новых знаний и умений, но и на структуре познавательной деятельности, способах и приемах умственного труда, которые привели к этим учебным достижениям.

Рефлексия как образовательная деятельность относится к двум частям:1) онтологической, относящейся к содержанию предметных знаний;

2) психологической, обращенной к субъекту деятельности и самой деятельности.

Осознание студентами собственной интеллектуальной деятельности имеет два основных направления:

1) рефлексия, происходящая по ходу учебного процесса, – текущая;

2) рефлексия, завершающая логически или тематически определенный период учебной деятельности,– итоговая.

Текущая рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности по типу челнока. После выполнения цикла предметной (математической, исторической, языковой и др.) деятельности происходит: а) остановка предметной деятельности; б) активизация рефлексивной деятельности, т.е. возврат внимания к основным элементам осуществленной предметной деятельности (направлениям, видам, этапам, проблемам, противоречиям, результатам, использованным способам). Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объемом рефлексируемого периода, а также большей степенью заданности и определенности со стороны педагога.

Развитию умений осуществлять рефлексивный анализ своей познавательной деятельности способствуют специальные задания. Рефлексивные задания ориентируют на осознанное использование способов и приемов познавательной деятельности. Это могут быть задания, в которых нужно применить следующие рефлексивные умения:

проанализировать свой опыт познавательной деятельности;

сформулировать трудности, с которыми вы столкнулись при изучении данного материала, и определить их причины;

найти способы преодоления этих трудностей; я   выделить непонятные фрагменты изучаемого материала; и   проанализировать изменения, происходящие в знаниях в ходе изучения учебного материала;

описать те приемы и способы познавательной деятельности, которые были использованы при решении той или иной проблемы; я  выделить те приемы решения задач, которые вы считаете

наиболее продуктивными. При решении таких задач студенты осваивают новую личностную позицию, связанную со сменой установки,– от установки освоения предметного знания к установке на выявление и осознание способов собственной интеллектуальной деятельности, чему и способствует позиция рефлексии.

Процедуры рефлексии тесно связаны с процедурами самооценки и самоконтроля, так как рефлексия направлена на поиск причин затруднений и неудач, на анализ данной ситуации. У разных студентов действия самооценки различны. Различия определяются следующим; имеется ли у студента потребность в оценке своих действий, опирается он в процессе самооценки на собственное мнение или на отметки преподавателя, учитывает студент содержание выполненных им действий или только сопутствующие случайные признаки, может он или не может заранее оценить свои возможности относительно решения предстоящей задачи. Процедура самооценки включает в себя; я   получение студентами от преподавателя понятных и четких критериев и эталонов самооценки; я   разработку для каждой конкретной учебной ситуации

четких, тщательно продуманных оценочных эталонов; я  создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ и оценку собственных результатов; в   обеспечение такой учебной ситуации, когда эталоны оценивания известны студентам, и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы; я   составление студентами собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Приемы самооценки легче формируются у студентов, если у них нет такого опыта оценивания, при котором они испытывали сильное негативное влияние внешних оценок, а обучались в условиях, способствующих приобретению опыта самооценки и самоконтроля. При таких условиях студенты охотно выполняют соответствующие задания, испытывают при этом чувство удовлетворения от результата любого уровня, не огорчаются ' в случае неудачи, открыто говорят о своих просчетах, оперативно ищут и находят пути их устранения – иногда сами, иногда при : консультации преподавателя. Таким образом, процедура самооценки, выполняемая студентами, во многом зависит от того, как т ее предусматривает и педагогически точно организует педагог.

В то же время студенты могут самостоятельно развивать у себя навыки самооценки и самоконтроля. Формированию приемов самоконтроля способствуют специальные задания, когда требуется:

найти ошибки и проанализировать их причины;

самостоятельно составить и решить задачи;

составить и решить обратные задачи;

разработать алгоритм решения данного класса задач;

проанализировать разные способы решения проблемы;

дать рецензию на ответ товарища и др..

Важно добиться формирования устойчивых навыков и приемов проверки полученных результатов, воспитать потребность в оценке своих действий и привычку к регулярной самооценке и самоконтролю. Умения осуществлять поэтапную проверку своей учебной работы, использовать автоматизированные действия умственного контроля и разнообразные приемы самоконтроля в ходе изучения учебных дисциплин играют важнейшую роль в управлении собственным вниманием. Для формирования приемов управления вниманием необходимо знать условия, которые способствуют возникновению внимания, позволяют его поддерживать и усиливать, а также условия, при которых внимание ослабляется.

Что способствует возникновению внимания. Внимание возникает при нескольких условиях:

относительная интенсивность раздражителей;

новизна и неожиданность их появления;

контраст между раздражителями;

ожидание определенных событий или впечатлений;

наличие положительных или отрицательных эмоций. Для длительного поддержания внимания необходимы следующие условия:

посильность выполняемой деятельности;

разнообразие сообщаемого материала;

последовательность раскрытия и изложения учебного материала;

наличие соответствующих знаний, умений, навыков;

значимость и важность самой деятельности и ее результатов, ее эмоциональная насыщенность;

деятельность должна совпадать с направлением интересов человека либо становиться для него интересной в ходе самого процесса;

стремление к успешному выполнению задания.

В процессе любых видов учебной работы внимание усиливается, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

сознательно поставлена значимая цель деятельности и составлен соответствующий план по ее реализации;

происходит соотнесение промежуточных задач, которые ставятся при выполнении задания, с этой главной целью;

происходит активизация мыслительной деятельности, сопровождаемая соответствующей практической деятельностью, например при чтении текста полезно делать записи;

углубляется понимание изучаемого материала; я   возрастает уверенность в своих силах;

появляются разнообразные впечатления, новые идеи и способы решения, оригинальные предложения;

в процессе выполнения задания постоянно идет проверка его хода и результатов, желательно, чтобы этот контроль выполнялся по заранее составленному плану.К ослаблению внимания приводят следующие факторы:

задание является очень сложным или непосильным для студента;

выполняемая работа является слишком легкой и простой;

процесс учебной работы сводится к однообразным и утомительным операциям;

учебная работа идет в чрезмерно быстром или медленном темпе;

у студента появляются сомнения в том, что он может справиться с данным заданием, теряется уверенность в своих силах;

исчезает интерес к выполняемому заданию;

колебания внимания;

утомленному человеку труднее управлять своим вниманием;

внешние посторонние раздражители;

яэмоциональное возбуждение мешает сосредоточиться.

От чего зависит развитие внимания. Главным условием развития видов и свойств внимания является познавательная мотивация учебной деятельности. Поскольку внимание органически включено в учебный процесс, то его регулирующая и контролирующая функции развиваются в связи с формированием разнообразных приемов умственной деятельности, развитием общеучебных умений и навыков. Развитию внимания на всех этапах обучения способствуют использование самоконтроля, рефлексии и стремление к овладению динамикой сознания, т.е. способностью распределять и переключать его на важные виды деятельности.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!