Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Религия и школа на современном этапе»

/ Религиоведение
Курсовая,  35 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. История становления светской школы в России
1.1. Религия и школа в царской России начала ХХ века
1.2. Становление светской системы образования в советской школе
Глава 2. Школа и религия: модели взаимодействия на современном этапе
2.1. Принципы светскости образования в современной российской школе
2.2. Влияние религии на процесс школьного образования
Заключение

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993
2. Закон РСФСР "О свободе вероисповедания" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №21. Ст. 240
3. Закон Российской Федерации "Об образовании" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №30. Ст. 1797
4. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1997
5. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М.: Политиздат, 1991
6. Галицкая И.А. Атеизм и религия как феномены культуры и воспитания // Советская педагогика. - 1991. - №9. - С. 57-61
7. История педагогики. В 2-х ч. Ч. 2. С XVII в. до середины ХХ в.: Учебное пособие для педагогических университетов // Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ "Сфера", 1997
8. История России XIX - начала ХХ в.: Учебник для исторических факультетов университетов // Под ред. В.А. Федорова. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1998
9. Георгиева Т.С. История русской культуры: история и современность: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2000
10. Кудаева Л.А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России // Педагогика. - 1998. - №8. - С. 69-74
11. Культура, образование, религия (круглый стол) // Педагогика. - 1995. - №5. - С. 50-63
12. Лихачев Б.Т. Школа и церковь: новые отношения? // Советская педагогика. - 1991. - №6. - С. 33-36
13. Метлик И.В. Религия в школе: опыт изучения проблемы // Педагогика. - 1990. - №12. - С. 36-42
14. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 тт. Т. 2. ч. 2. - М.: Издательская группа "Прогресс-Культура", 1994
15. О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации // Преподавание истории в школе. -1993. - №4. - С. 44-45
16. Религии народов современной России: Словарь. - М.: Республика, 1999
17. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. - М.: Республика, 1995
18. Русское православие: вехи истории // Науч. ред. А.И. Клибанов. - М.: Политиздат, 1989


Работа похожей тематики


Религия

 

Религия – стержневой фактор в формировании духовности личности. Духовность человека определяется, конечно, не только религией. Религиозный фанатик, как и воинствующий атеист-экстремист, вызывает в душе неприятие, беспокойство, даже тревогу. Атеист, признающий свободу совести, понимающий общечеловеческие нравственные ценности, может не уступать в духовности любому верующему. Здесь ни к чему крайности, взаимоисключающие альтернативы. Жизнь многосложна, демократия в любой сфере, особенно в сфере образования, немыслима без плюрализма мнений, взглядов, убеждений.

Вера в Бога не может и не должна стать модой, ибо главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни. .

Религия близка и такому суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ. Но ведь религия сама тоже во многих деталях, быть может, даже в решающих, суммирует все предыдущие факторы. Природа божественна – это не только поэзия. Поклонение природе в целом и отдельным ее элементам, начиная от Солнца и кончая солнечной иволгой, – это не только языческое, это нечто высшее, не исключающее ни буддизма, ни магометанства. Марийцев-язычников в Нижегородской губернии всего-то 8 тысяч. Они сохранили себя благодаря обожествлению родной природы. Сохранили и духовность. Языческое обожествление природы сохранилось у большинства людей. Русский поэт Семен Надсон в мальчишеском возрасте в своем дневнике записал: «Самое главное и отличительное свойство людей живых – это любовь к природе, способность восхищаться ею, познавать ее красоту и глубоко чувствовать превосходство над собою всего прекрасного и высшего». Любовь к природе – часть всеобщей любви, как и любовь к Богу.

Без любви нет веры, нет и религии. Моя мать, простая малограмотная крестьянка, когда я ей сказал, что хорошо бы построить в нашем селе церковь, со скорбью сказала: «Нет, у нас этого уже никогда не будет...» – «Почему?» – спрашиваю. – «Ты не представляешь, сынок, насколько плохими стали односельчане. Слишком много бесстыдства, чтобы можно было нуждаться в Боге...»

Язычество древних греков и современных марийцев, шаманизм якутов, ламаизм бурят – это духовное богатство всего человечества. Религия сама по себе несет мощный заряд духовности, но много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание... Все это, приближая Человека к Богу, возвышает его. Архитектура, колокольный звон, торжественная служба, тревожный свет свечей, иконописная живопись – их воздействие на душу едва ли решится отрицать даже грубый, вульгарный материалист, знающий только одно: бога не существует, потому что его нет.

Основная тема всех религий – дети, воспитание. В христианстве главная тема – мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего. В христианстве утверждается святость материнской любви. Вы знаете, о чем говорят правоверные мусульмане в предмечетье перед тем, как войти в зал для молений? О детях и внуках, только о них – оценки, характеристики, взаимный обмен мнениями по поводу своих суждений.

Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей – нравственные уроки. . И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль. Очень поучительны жития православных святых, например, святого мученика Анастасия (777-794): хозяин юноши, ремесленник в Салониках, решил сэкономить на пошлинах, а поскольку льгота полагалась мусульманам, приказал Анастасию одеться турком и так провезти товар через таможню. Трюк не удался: таможенники что-то заподозрили и потребовали от него прочесть мусульманскую молитву. Юноша покраснел и не мог ничего сказать, его отвели к начальнику. Тот мог бы отпустить парня, взяв с него деньги, но решил прославиться и потребовал перейти в ислам. Анастасий не струсил и отказался. Поволокли его к мулле, пятеро свидетелей заявили, что неверный хулил Пророка. Юноша честно ответил, что ничего такого не говорил, хотя думает именно так. Его приговорили к повешению, но умер он еще по дороге к виселице от побоев. Так, жадность православного и честолюбие мусульманина, объединившись, погубили твердого и честного в вере человека.

В этом рассказе – предостережение людям о недопустимости религиозного фанатизма, необходимости быть терпимее друг к другу, избегать распрей. Ведь и сам Магомет предостерегал: «Кто оскорбляет Христа, оскорбляет и меня».

Представляется нелепым, что на долгие годы в нашей стране из педагогики были исключены имена и учения величайших учителей человечества – Будды, Христа и Магомета. Общность их этико-педагогических концепций бесспорна. Остановимся на них подробнее.

Важно отметить, что Будда говорил с народом на его языке. Манера проповеди и учения, искусное применение рассказов, притч, поговорок, несомненно, много способствовали тому, что мудрец мог привлечь к себе сердца простых людей, к нему толпами шли верующие. Большое значение имела также личность Учителя и покровительство мощных царей. Но все это едва ли бы могло обеспечить такой успех учению, если бы оно само не шло навстречу потребностям масс.

Будда внушал: «Я учу, что есть действие, дело, воля». Как и христианство, буддизм выставляет главнейшей добродетелью любовь. Сила любви провозглашается великою. Кто проявляет любовь, тот имеет от этого восемь преимуществ: он хорошо спит; он хорошо пробуждается; он не имеет дурных снов; люди к нему относятся хорошо; все другие существа относятся к нему хорошо; боги охраняют его; огонь, яд, меч не вредят ему; если он далее и не усвоит себе ничего, он пойдет в мир Брахмана (высшее небо). Будда побуждал окружающих жить в любви: «Как мать охраняет свое дитя, своего единственного ребенка своей жизнью, так следует проявлять безмерную любовь ко всем существам. Ко всему миру следует проявлять безмерную любовь – к высшим, к низшим, к равным с нами, беспредельно, без вранья и соперничества. Стоя, ходя, сидя, лежа, покуда человек бодрствует, он должен высказывать такое расположение. Это называется жизнью в Боге». Любовь, сострадание, дружественное участие и спокойствие составляют жизнь в Боге, но источник трех последних есть любовь, занимающая первое место. В Дхаммапуде говорится: «Мы хотим жить счастливо, без ненависти между врагами; без ненависти хотим мы жить между ненавидящими нас... Безгневием покоряй гнев; злое покоряй добром; скупого покоряй дарами; истиной покоряй лжеца».

А вот основные заповеди: «Ты не должен убивать», «Ты не должен красть», «Ты должен жить целомудренно», «Ты не должен лгать», «Ты не должен пить опьяняющих напитков».

Буддизмом создается система запретов, формирующих совершенного человека. Один из них – не грешить ни мыслью, ни словом, ни телом. Грехи мысли: корыстолюбие, злоба, склонность к сомнению; грехи слова: ложь, клевета, проклятье, пустая болтовня; грехи тела: убийство, воровство, недозволительное половое сношение.

Многие из буддийских заповедей перекликаются с христианскими. В лекции ламы Данзана Хайбзуна (Д.Х.Самаев) «Чтобы родиться человеком» есть очень важная идея: «Буддизм – не партийная программа, но потребность. Становятся буддой во благо других, вот и все. Это сознательный процесс – хотеть и делать для других то, что в твоих силах...» Тот же призыв жить во имя других людей содержится и в христианстве. Приведем несколько цитат Евангелия: «И это было написано по-иудейски, по-гречески и по-латыни»; «Каждому из нас слышалось, что апостолы говорят на его родном языке..., все мы слышим, нам рассказывают они о великих делах божьих на наших родных языках»; «Но Бог сказал мне не называть никого скверным или нечистым», «Люди, вы -братья, почему же обижаете друг друга?» Приведенные слова не нуждаются в комментариях, и они понятны всем и каждому независимо от конфессиональной принадлежности.

В частотном словаре Евангелия после слова «Бог» следуют «Учитель», «Ученик», «Любовь», «Добро». Вот еще несколько христианских заветов, заповедей: «Каждый, кто делает злые дела, ненавидит свет и избегает его, чтобы низость его поступков не вышла наружу»; «Перестаньте судить по внешним признакам, а судите по тому, что действительно правильно», «Тот, кто не любит, остается мертвым»; «Дорогие дети, наша любовь не должна ограничиваться лишь словами и разговорами, она должна выражаться в поступках и быть настоящей» (Еванг.). Разве не эти заповеди лежат в основе народной педагогики?

Есть чему поучиться у Христа и школьному учителю перед тем, как прийти в класс к ученикам: «Если вы, люди, будете следовать моему учению, то станете воистину моими учениками. Вы постигнете истину, и истина принесет вам освобождение»; «Пусть маленькие дети идут ко мне»; «Ученик не бывает выше своего Учителя, но каждый, закончив учение, будет таким, как его учитель»; «Ученики сказали ему: "Послушай, вот сейчас Ты говоришь понятно, а не притчами. Теперь мы знаем, что Тебе все известно, и Ты отвечаешь на вопросы прежде, чем Тебе их зададут"». А вот молитва современных оптинских старцев: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне настоящий день... Дай мне всецело предаться воле Твоей святой... На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня... Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя... Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами... Во всех непредвиденных случаях не дай мне забывать, что все ниспослано Тобой... Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не огорчая, никого не смущая. Дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать. Аминь».

В Коране наибольшей силы исполнены заповеди милосердия. Они созвучны христианским. Раздавание милостыни – непреложный закон справедливости, нравственный долг правоверных: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы и с тобой поступали».

Магомет проповедует благородную честность и искренность в поступках. «О, купцы! – говорил он, – ложь и обман сродни торговле; очищайте же ее милостыней, отдавайте сколько-нибудь на дела милосердия, как бы в искупление; потому что Бога гневит обман, а милостыня смягчает Его гнев. Продающий негодную вещь и скрывающий ее недостатки вызывает гнев Божий и проклятие ангелов». «Не пользуйтесь нуждою другого, чтобы купить у него за бесценок; лучше избавить его от нищеты». «Не поступай несправедливо с другими, – и никто с тобой не поступит несправедливо. Если должнику трудно уплатить долг, то кредитор должен ждать, пока ему будет легко, а лучше всего, если он обратит такой долг в милостыню». «Накорми голодного, посети больного и освободи заключенного, если он неповинен». «Не смотри гневно на ближнего и не ходи по земле нахально: потому что самый неблагодарный из всех голосов есть голос осла».

          Религия – величайший пласт человеческой культуры. В отрыве от нее мы строим ненадежный, непрочный дом духовности. Великая мудрость учителей человечества духовно обогащает и учителя и учеников. Будда говорил ученикам: «Будьте сами себе светильниками». Христос учителя ставил в пример ученикам. Магомет, учитель многих народов, был одним из величайших подвижников человечества. Его учение стало основой всей арабской культуры. Да и к народной педагогике тех, кто исповедует ислам, дороги не найдешь без Корана. Светская, школьная и семейная педагогика много потеряли, отвернувшись от такого мощного фактора воспитания, каким является религия.


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!