Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Школа и просвещение России в 1-ой четверти XVIII века»

/ Культурология
Контрольная,  25 страниц

Оглавление

Введение
1. Развитие отечественной школы в ходе петровских реформ
2. Развитие просвещения как одно из главных условий преобразований первой четверти 18 века
Заключение

Список использованной литературы

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л., 1989
2. Белявский М.Т. Школа и образование // Очерки русской культуры 18 века. Ч. 2. - М., 1987
3. Брикнер А.Г. История Петра Великого. - М., 1991
4. Гольденберг Л.А., Постников А.В. Петровские геодезисты и первый печатный план Москвы. - М., 1990
5. Державина О.А., Москвичева Г.В. Театр // Очерки русской культуры 18 века. Ч. 3. - М., 1988
6. Дмитриев С.С. Русская периодическая печать // Очерки русской культуры 18 в. Ч. 2. - М., 1987
7. Живов М.М. Культурные реформы в системе преобразований Петра I // Из истории русской культуры. Т. 3 (17 - начало 18 века). - М., 1996
8. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 3-х кн. Кн. 3 - М., 1993
9. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М., 1990
10. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры 18 в. - М., 1987
11. Краснобаев Б.И., Черная Л.А. Книжное дело // Очерки русской культуры 18 в. Ч. 2. - М., 1987
12. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. - М., 1957
13. Рамбо А. Живописная история древней и новой России. - М., 1994
14. Россия. Энциклопедический словарь. - Л., 1991
15. Соловьев С.М. Чтение и рассказы по истории России. - М., 1989
16. Уткина Н.Ф. Естественные науки // Очерки русской культуры 18 века. Ч. 3. - М., 1988
17. Хорошилова Л.Б. Географические знания, экспедиции и открытия // Очерки русской культуры 18 века. Ч. 3. - М., 1988
18. Юности честное зерцало. - М., 1990


Работа похожей тематики


Просвещение простого народа

 

Во второй половине XVIII в. государство вновь Обратило внимание на просвещение простого народа: В обществе формировалась Мысль о необходимости его Обучения, о чем свидетельствовали выступления отдельных депутатов законодательной комиссии 1767 г. Депутат Нижегородской губернии И. Жеребцов предложил «из служилых людей учинить детские школьные учения, от чего может воспоследовать общественная великая польза»; депутат Пензенской провинции Е, Селиванов поддержал его й отметил огромную пользу просвещения Простого народа: «Когда не просвещены будут народы, возможно ли что из него сделать отечеству полезное: а чем больше просвещение входит, как не чрез науки? От чего может последовать, как не от просвещения? А просвещение через что может вкорениться как не через учреждение училищ?».

Екатерина II считала своей обязанностью просвещать нацию, которой она призвана управлять: Для создания системы начального образования в 1782 г. она создала Комиссию об учреждении училищ, активную роль в которой сыграл талантливый русский и сербский педагог Федор (Теодор) Иванович Янкович де Мириево (1740 или 1741 – 1814), один из создателей системы общеобразовательной школы в России. Комиссия поставила своей задачей создание образовательных учреждений для широких народных слоев, а также подготовку русских учителей и учебных пособий. В 1786 г. был принят «Устав народным училищам в Российской империи», в соответствии с которым в 25 губерниях страны открылись малые и главные училища для обучения детей купцов, ремесленников и мелких служащих. В малых, открываемых в уездных и губернских городах, программа обучения рассчитывалась на два года, включая в себя «христианский закон и добронравие», чтение, письмо, чистописание, основы грамматики, рисование. В главных, предназначенных для губернских городов, обучались четыре года. Помимо вышеназванных предметов добавлялись изучение российской грамматики, арифметика, геометрия, механика, физика, российская и всеобщая история, естественная история и гражданская архитектура. В них же давались навыки делопроизводства и составления деловых писем. Учитывая многонациональность страны, Комиссия рекомендовала проводить обучение «на природном языке». Училища объявлялись бессословными, но крестьяне не могли направить туда учиться своих детей, поскольку открывались эти учебные заведения только в городах. Тем не менее народные училища стали основой складывавшейся тогда системы народного образования. Были введены единые сроки начала и окончания занятий, поурочно-классная система преподавания, единые учебные планы, отрабатывалась методика преподавания различных дисциплин.

Педагогическим руководством к преподаванию в народных училищах стала книга австрийского педагога Иоганна Игнаца Фельбигера (1724–1788) «О должностях человека и гражданина», переведенная с немецкого языка и отредактированная при участии Екатерины. Впервые эта книга была опубликована в 1783 г., впоследствии не раз переиздавалась и использовалась как обязательное учебное пособие. Изучая ее, молодой дворянин осознавал свое исключительное социальное положение в обществе. Он читал, что более всего надо бояться подлости, т.е. неблаговидных поступков и непристойных дел, которые приводят к потере чести, что само дворянское происхождение несовместимо с подлостью и дает преимущества перед другими сословиями, например, занимать высокие должности в государстве, быть приближенным к монарху74, к чему следует готовиться с раннего возраста. Учащийся народного училища, не являвшийся представителем высшего сословия, изучая эту книгу, понимал разницу своего положения с положением дворянина и должен был безоговорочно принимать его сословное преимущество. По сути дела, это был учебник, защищавший и отстаивавший устои русского самодержавия, направленный на воспитание верноподданнических чувств во всех слоях населения.

Государству необходимы были не только преданные его ценностям граждане, но также здоровые телом и духом, знающие основы хозяйствования. Поэтому И.И. Фельбигер в своей книге рассмотрел вопросы, связанные с душевным и физическим развитием воспитанников, с пониманием общественных обязанностей гражданина. Состоящая из многочисленных правил этикета и советов по ведению хозяйства, она стала своего рода энциклопедией нравов и жизненных установок того времени-,

Христианину, как указывал И.И. Фельбигер, следует «любить и почитать Бога всем сердцем, волю его исполнять». По отношению к другим он требовал проявления дружелюбия, миролюбия, услужливости, искренности, честности и почтительности. По отношению к себе самому важно соблюдать порядок в делах, собственной внешности и в доме, проявлять трудолюбие, так как«труд и работа служат не только к приобретению нужного к жизни, но и к потребному уму и телесной крепости упражнению...», выражать довольствие тем, что имеешь, соблюдать хозяйственность и бережливость, сохраняя то, что получено от родителей и приобретая честный достаток. Высказанные И.И. Фельбигером рекомендации несомненно отражали требования государственной педагогики самодержавного периода, но, вместе с тем, в них мы усматриваем и сегодняшнюю потребность в воспитании многих из этих качеств, но на современной демократической основе.

В народном образовании существовали определенные ограничения. Например, в Указе Екатерины II об учреждении народных училищ изучение французского языка было исключено из программ и предоставлено домашнему воспитанию. Императрица оставляла его изучение и использование «благородному» дворянскому сословию. Организация народных школ в сельской местности вообще не предусматривалась, лишая крестьянство, самое многочисленное сословие страны, возможности получения хотя бы минимального образования.

Увеличивалось число гарнизонных школ. К 1765 г. они действовали в 108 гарнизонных батальонах и обучали до 9 тысяч детей солдат и обедневших дворян. В программу обучения входили не только чтение, письмо и арифметика, но также начальные сведения о геометрии, фортификации и артиллерии.

Важную роль в воспитании и образовании простого народа сыграли воспитательные дома. Еще при Петре I был поднят вопрос о бедственном положении незаконнорожденных детей и сирот, предпринималась попытка обеспечения их всем необходимым для выживания в стенах монастырей и госпиталей. При Екатерине II в Москве и Петербурге открылись Воспитательные дома. В Москве был организован сбор средств на строительство; на набережной Москвы-реки в 1764 г. заложили первый камень будущего здания Воспитательного дома, спроектированного архитекторами К.И. Бланком и М.Ф. Казаковым. Это был самый большой в стране приют для незаконнорожденных и бедняков, содержавший детей в возрасте от двух лет четырех месяцев до 18 лет.

В 1767 г. был принят Генеральный план Московского воспитательного для приносных младенцев дома, который определял условия жизни, воспитания и образования в нем призреваемых детей, с целью обеспечения их необходимыми жизненными навыками. Большие пожертвования для его функционирования сделал известный предприниматель Прокофий Акинфиевич Демидов, в 1771 г. выделивший средства на постройку при доме Родильного института, а на следующий год подаривший ему свой собственный дом на Донской улице. По инициативе П.А. Демидова и на его средства в 1773 г. При Воспитательном доме было открыто Коммерческое училище, переведенное в 1800 г. по указу Павла I в Петербург. Здесь же сформировали по замыслу И.И. Бецкого «классы театрального танцевания» и ремесленную школу. Выпускникам Воспитательного дома разрешалось, несмотря на их неблагородное происхождение, учиться в Московском университете. Екатерина П, И.И. Бецкой и другие выделяли средства на развитие Воспитательного дома и содержание его воспитанников.

В 1793 г. в Петербурге цесаревич Павел основал военно-сиротский дом для сыновей бедных инвалидов, который существовал за счет пожертвований, а в 1797 г., будучи уже императором, Павел I поместил военно-сиротский дом в приобретенный им дворец Р.И. Воронцова. Учитывая внимание Павла I к созданию и развитию данного учебного заведения, в 1829 г. Николай I назвал его Павловским корпусом, а позже оно было преобразовано в Константиновское училище.

Государственная деятельность по созданию в России сети образовательных учреждений имела определенные успехи: к концу XVHI в. в стране действовало около 400 народных училищ, более 60 духовных семинарий и школ, около 60 закрытых дворянских учебных заведений. В этих учреждениях обучалось до 62 тысяч человек, но по отношению к численности всего населения эта цифра была весьма незначительной.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!