Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Человек и природа»

/ КСЕ
Контрольная,  23 страниц

Оглавление

Введение
1. Человек как основной фактор изменений в природе
2. Рост численности населения и его воздействие на природу
3. Загрязнение природы и здоровье человека
Заключение

Список использованной литературы

1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. - М., 1994
2. Владимиров В. Города и экология // Наука и жизнь. - 1994. - №6
3. Ионцев В.А. Международная миграция населения: Россия и современный мир // Социс. - 1998. - №6
4. Кваша А.Я. Демографическое и экономическое развитие России // Вестник МГУ. Серия 6. "Экономика". - 1995. - №5
5. Хубулава Н. Сколько людей выдержит Земля? // Аргументы и факты. - 1993. - №17
6. Юшкина Н.В. Человек и природа. От потребительства к гармонии Труды Современного Гуманитарного Университета. Выпуск 6. Серия "Общественные науки". - М., 1998


Работа похожей тематики


Природа как фактор народного воспитания

 

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества – экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики – с естественностью народного воспитания.

С природой как решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Вспомним «Декларацию прав человека»: «Человек рождается свободным». Эта свобода удивительным образом поддерживается и реализуется в системе народного педагога-новатора Бориса Никитина, главная книга которого называется «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней».

Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе родины – родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле.

Настоящий поэт, музыкант, художник, педагог формируется прежде всего и более всего под влиянием природы. Когда у очень самобытного русского художника Тимура Новикова спросили: «Какие впечатления формировали Вас как художника?» – он с любовью поведал о суровой северной природе: «Я три года жил на Новой Земле. Зимой тундра занесена снегом. Белые медведи ходят вдалеке. На Новой Земле дуют настоящие сильные арктические ветры. Они запросто могут унести человека. Там бывает три состояния погоды. Первое – когда никто из живых людей не имеет права выходить на улицу. Ветер такой силы, что человеку с ним не справиться. Второе – когда на улицу не выходят женщины. На улицах могут находиться только военные на бронетранспортерах. Третье – когда детей на улицу не пускают. Очень хорошо передана природа Новой Земли ненецким художником Тыкывылкой. Он участвовал в выставках «Мир искусства», был другом Седова. Его выселили с Новой Земли, когда там устроили военные полигоны. Тыкывылку переселили в Архангельск. Он убегал на собаках на Новую Землю. Его ловили и возвращали обратно...»

Сколько проблем прямо и непосредственно затронуто в этом высказывании! Как хорошо сказано о привязанности ненца к родине. «Лучше гибель, но со славой, чем бесславных дней позор». Лучше пронизывающий, валящий с ног уносящий в мировое пространство ветер на родине, чем покой на печке на чужой стороне.

Природа у чувашей называется «светлая погода», что означает средний мир, ибо есть еще верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний, нижний, темный. Природообразный подход в воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при написании учебников. Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной мере, что особенно заметно в преподавании в школе предмета «Природоведение». Пятилетний сельский мальчик ответит на такие вопросы о природе, на которые не ответит ни один городской пятиклассник. В то же время второклассник, переехавший в город из села, едва ли поднимется выше «двойки» по природоведению: настолько далек учебник от ближайшего природного окружения.

Патриотизм – это прежде всего любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело тихое и интимное. Да, настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки – она опять говорит: «Конечно!» Подошли к волку, а он умер...

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник – «журавлиный глаз...»

Опыт чувашского учителя русского языка Аркадия Айдака, почти тридцать лет возглавляющего лучший в стране колхоз, представляется уникальным именно из-за особой его приверженности к народной педагогике: в его хозяйстве оберегаются языческие храмы природы – вековые дубы, которым поклонялись предки, восстановлены священные родники, десятки озер и прудов, созданы в соответствии с тысячелетними народными традициями заповедные леса и рощи, определены зоны тишины и покоя. На родину возвратились журавли... Председатель, народный педагог-новатор, с авторитетной всесоюзной трибуны заявил, что родной язык спас селения, люди не разбежались по земле, не стали кочевниками, бродягами, бомжами, родные обычаи спасли их – они не стали бездельниками, бессовестными... Все в селах и деревнях колхоза организовано на народно-педагогической, народно-этической основе. Школы тоже делают основную ставку на традиционную культуру воспитания.

Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность. Вот, например, советы истинно народного литовского врача, педагога, психолога К.В.Динейки: «Бодро встаньте на коврик лучезарной природы. Устремитесь мысленно ввысь! Наслаждайтесь гармонией звездных миров, пребывающих в вечном движении!

Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем!

Насыщайте мозг и весь организм живительной струей кислорода!

Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее!

Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери-родине!

А теперь – идите, шагайте смело, радостно и стремительно».

Народным педагогом создана «солнечная тропа», пролегающая по лучшим, самым красивым местам Родины. В его системе воспитания – и поэзия, и нравственность, и физическое и духовное здоровье.

Привязанность к родным местам – стержневое свойство здорового патриотизма. Это особенно остро чувствуется в Друскинин-кайском музее леса. Народ, любящий родную природу, слагающий песни о ней, о Родине, так или иначе обретает свободу и независимость.

Множество эпизодов, связанных с природой Прибалтики сохранились в моей памяти. В Эстонии слышал я колыбельные, песенные речитативы, веселые припевы бабушки и внучки, когда внучка – звалась Тиной – раскачивалась на качелях. Родное природное окружение дарит свободу личности, награждает любовью, внушает веру, уверенность, надежду. Под Вильнюсом в лесу полдня можно простоять у заповедного муравейника, слушая беседы родителей с детьми, наблюдать, как малые дети босиком, на цыпочках, чтобы не делать больно муравьям, приближаются к ограде из жердей и стоят, очарованные деловым и деловитым движением маленьких тружеников. «Это не насекомые, это – муравьи, они – как хорошие, трудолюбивые люди», – слышалось не раз. А Нелиярве? Райский уголок – с чистыми речками, озерами, играющими под солнцем рыбами.

Перед глазами еще вот что. Впечатление почти тридцатилетней давности. Отец и сын возятся у пня сосны, которая росла перед домом. Быть может, сосне лет триста было, возможно и больше. Дедушка срубил, когда посохла. А вот сын его и внук превратили пень в клумбу: все лето – с ранней весны до поздней осени – цветут на ней цветы, меняя друг друга. «В росе на лепестках умывается, купается душа дедушки», – сказал мальчик с нежностью.

Такие люди не дадут разрушить экологию ни своей природы, ни родной культуры. И живую душу, верную родине, сохранят и заветы предков детям передадут, а в результате человечество богаче и добрее станет.

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой. Успехи школы Ромульдаса Ленгвинаса в Дотнуве (Литва) во многом объясняются близостью его педагогической системы к природе, народным педагогическим традициям. Без своего – чужого не поймешь. Без собственного фундамента здания цивилизации не построить.

Многое из опыта общения человека с природой духовно обогащает народную педагогику. Этот опыт всегда национален, но он никогда не выпадает из русла общечеловеческих тенденций. Ласточка совьет гнездо на фронтоне дома: «Чело дома приглянулось ласточкам» – счастье семье. Дятла стук услышишь – день предстоит радостный, увидишь дятла – день окажется счастливым: «Родственная птица, родственная душа – вечно в трудах и заботах». Человек без запаха земли долго не проживет. И пусть в высотных домах в центре огромного города будут хотя бы цветы в горшках.

В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в Германии в левом переднем углу можно прочесть сокровенные слова – посетители читают их про себя и потом повторяют как молитву: «Человек нуждается в каком-либо своем, родном местечке. Это место может быть очень маленьким, но о нем человек может сказать: смотрите вокруг, все это мое. Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина. Здесь я дома». Надо специально подбирать подобные тексты на разных языках для оформления школьных и классных помещений. Они – как диалоги, как мысли и голоса веков.

Замечательный ответ на вечный вопрос – что такое Родина, что значит в жизни ребенка родная природа – рассказ К. Ушинского «Четыре желания»: «Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!.. Я бы желал, чтобы лету конца не было! Осень – лучше всех времен года!» В то же время этот рассказ – одно из лучших во всем мире творений оптимистической, гуманистической педагогики, опирающейся на народность.

Итак, природа как фактор народного воспитания имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор в школьной педагогике. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причем не только в преподавании природоведения в начальной школе.

Природа как макрокосм – великая, огромная Вселенная, природа человека как микрокосм – малая вселенная – и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию – как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. В традиционной педагогике слова «хороший», «естественный» и «природосообразный» и, наоборот, «плохой» «злой», «неестественный» или «противоестественный» считаются синонимами. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся насквозь природосо-образна, жизнесообразна, и в этом ее сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, опираясь на нее, предоставил бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания» (А.М.Кушнир), всей человеческой жизни.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!