Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Введение
Глава 1. Теоретические основы семейного воспитания старших школьников
1.1. Закономерности развития в юношеском возрасте
1.2. Содержательно-процессуальные особенности семейного воспитания
1.3. Средства повышения эффективности семейного воспитания старших школьников
Глава 2. Изучение особенностей воспитания подростка в семье
2.1. Изучение отношения родителей к ребенку
2.2. Изучение отношения подростка к родителям
Заключение
1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., 2004.
2. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. М., 1998.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995
4. Варга А.Я. Изменения отношений в семье // Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1999.
5. Вишневский Ю.Р., Шитсо В. Т. Социология молодежи. М., 2005.
6. Ганичева А.Н. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания. М., 2002.
7. Голод С.И. Стабильность семьи. Л., 1989.
8. Гомаз Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
9. Гребенников И.Ф. Основы семейной жизни. М., 2001.
10. Дивицина Н.Ф. Семьеведение. М., 2006.
11. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.
12. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1995
13. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.
14. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989
15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
16. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994
17. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М., 2006.
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. М., 1999
19. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1998
20. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004.
21. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1996
22. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2005.
23. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987
24. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000
25. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.,1994
26. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
27. Семьеведение / Под ред. П.Я. Циткилова. Ростов н/Д. 2002.
28. Слободчиков В.И., Исаев В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000
29. Соловьев Н. Семья в современном обществе: структура и функции // В сб.: Культура семейных отношений. М., 2005.
30. Стрельникова О.М. На пороге семьи. Нижний Новгород, 2001.
31. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М., 1999
32. Феминология. Семьеведение / Под ред. Л.Т. Шинелевой. М., 1997.
33. Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М., 1992.
34. Черняк Е.М. Социология семьи. М., 2003.
35. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2003.
Изучение семьи
Общеизвестно, чем больше узнаешь человека, тем легче с ним общаться. Для того чтобы наладить эффективное взаимодействие с семьей, повышать ее педагогическую культуру, учителю необходимо иметь общие сведения о семье, ее возможностях в воспитании ребенка, индивидуальных особенностях родителей, их детей. Без этого трудно установить с родителями позитивное общение, сотрудничество.
Однако в практике изучение семьи не всегда доводится до логического завершения. Как правило, с помощью централизованно проведенной анкеты собираются лишь общие сведения о ней (состав, условия жизнедеятельности, сфера деятельности и др.). Хорошо, когда на первой стадии знакомства с родителями проводится анкетирование, предполагающее ответы на следующие вопросы:
1. Фамилия, имя, отчество родителей и других членов семьи.
2. Возраст, образование.
3. Домашний адрес.
4. Место работы, занимаемая должность, режим работы, рабочий телефон.
5. Квартирные условия, домашний телефон.
6. Сколько в семье детей, их возраст; дети учатся или работают?
7. Чем семья любит заниматься в свободное время?
8. Чем больше всего увлекается ребенок?
9. В какие игры любит он играть?
10. Как часто ребенок нервничает? Как успокаиваете?
11. Какие трудности испытываете в общении с ребенком?
12. Что Вам нравится в Вашем сыне (дочери)? Чем гордитесь?
13. Хотели бы Вы участвовать в совместной деятельности с детьми класса? Какую помощь можете оказать учителю (руководить детским кружком; провести беседу на специальную тему; организовать экскурсию, работу детского клуба и т.п.)?
14. Что еще хотите сообщить о семье, своем сыне (дочери)?
Обычно подобного рода анкета заполняется родителями в первые дни их встречи с учителем (на собрании, при посещении семьи и т.п.). Такие общие сведения, безусловно, необходимы, однако, по мнению авторов, общение с членами семьи лучше начинать не с анкетирования, а с дружелюбного разговора о ребенке, с заботы о нем. В процессе этой беседы приложите максимум усилий, чтобы понравиться родителям, успокоить их, унять ту тревогу, которую они испытывают при поступлении ребенка в школу. В этом случае и анкета будет заполняться ими более открыто, доверительно.
Из анкеты мы получаем лишь небольшую часть тех сведений, что должны знать о семье. Мир ее сложен, неоднороден, в большинстве случаев закрыт; подчас кажется, что семья благополучна, а ребенку жить в пей очень трудно. И чтобы узнать этот мир, необходимо квалифицированное, систематическое изучение семьи.
Сложность вопроса состоит и в том, что большинство родителей не хочет раскрывать свои «тайны» другим, в том числе и педагогу: не верят, что люди помогут, стараются сами справиться со своими проблемами, а иногда даже не делают попытки их решить, просто не замечают.
Вот почему одних общих сведений о семье недостаточно, чтобы ей помочь. Важно знать ее культурный уровень, специфику внутрисемейных отношений, воспитательный потенциал, отношение семьи к обществу и др. Для того чтобы все это выяснить, нужна целенаправленная, последовательная работа.
Она начинается с первого посещения ребенка на дому, в процессе которого и следует начать устанавливать доверительные взаимоотношения с семьей, систему деловых контактов. Основной метод в данном случае – диалог в форме беседы. При этом не упустите специфику беседы в домашних условиях: желательно, чтобы дома были все члены семьи и каждый из них принял участие в разговоре.
Посещение семьи лает возможность учителю увидеть общий порядок в доме, выявить условия, созданные ребенку для игр, учебы, изучить источники информации в доме (книги, радио, телевидение, компьютер и др.).
Несомненно, главное, что важно узнать, – это настроение членов семьи, и пробудить у них стремление к взаимодействию с педагогом, которое должно быть направлено на проявление заботы о ребенке,
В практике работы школ сложилось множество методов изучения семьи. Один из них – наблюдение, которое постоянно осуществляется учителем как за ребенком, так и за родителями. Учителя-экспериментаторы часто используют метод включенного наблюдения: сведения, полученные педагогом, дополняются школьным психологом, социальным педагогом, членами родительского комитета или другой инициативной группы социально ответственных взрослых. Близок к этому методу и метод независимых характеристик: учитель беседует с представителями организаций, где работают родители, социальным педагогом, людьми, близкими семье и т.п. Как правило, данный метод применяется для изучения так называемых трудных семей.
Иногда можно получить интересные данные при помощи интервью с отдельными родителями или их детьми, которые отвечают на один и тот же вопрос, причем не исключается шуточная форма проведения такого интервью («Ваши совместные дела на завтра!». «Что Вы пожелали бы людям, если бы были волшебником?» и др.). Метод очень удобен в реализации, так как вписывается в любой вид совместной деятельности детей и взрослых. Одновременно интервью может выступать в роли метода, а также одного из этапов какого-либо дела (праздника, КТД, экскурсии и т.п.) и с интересом воспринимается взрослыми, детьми.
Особую роль в педагогической практике занимает диагностический эксперимент в виде педагогических ситуаций. Например, готовится КТД «Птичий дом», в котором должны принять максимальное участие вместе с детьми члены их семей. В ходе КТД учитель наблюдает за его участниками, анализирует: кто принял участие, в чем оно выразилось; как вели себя родители в деле (активно, пассивно, заинтересованно и т.п.); как чувствовали себя дети. На основе серии таких дел (ситуаций) можно сделать достоверные выводы об уровне культуры, воспитанности семьи, о доброжелательности, заинтересованности ее по отношению к школе и т.д. Однако применение данного метода в изучении семьи возможно лишь при условии, если родители, систематически участвуют в жизни класса, в совместной с детьми деятельности.
Также не следует игнорировать и роль детей в изучении семьи. Необходимо чаще вступать с ними в задушевный разговор, и тогда они много интересного поведают о себе, своей семье. Целесообразны также сочинения, рисунки на темы: «Моя семья», «Мои поручения дома», «Мой выходной день», «Мои заботы» и др.
Изучение семьи – процесс, неотделимый от воспитательной системы, ее составляющая, в которой задействованы не только дети, педагог, но и родители. От того, что мы будем знать о семье, зависит эффективность воспитания. В частности, достаточный объем знаний о семье, умелое их использование педагогом позволяет ему:
осуществлять дифференцированный подход к родителям, к их детям в процессе обучения и воспитания;
позитивно строить взаимодействие с членами семьи;
на качественном уровне осуществлять как коллективное, так и индивидуальное и психолого-педагогическое просвещение;
учить родителей педагогизировать домашнюю среду (коррекция семейных отношений, поведения ребенка и др.);
продуманно конструировать пространство между миром взрослых и миром детей;
с помощью родителей создавать и развивать в классе положительные традиции:
позитивно влиять на детей через пример родителей;
экономить собственные физические и моральные силы, а также силы родителей;
разнообразить формы и виды внеклассной деятельности детей за счет включения родителей в учебно-воспитательный процесс:
накапливать полезный опыт взаимодействия со школой тех семей, где имеются будущие ученики;»проживать» каждые четыре года начальной школы по-новому – радостной, счастливой жизнью со своими детьми и их близкими.
Все это, как показывает наш опыт работы в рамках модели «Ориентир», возможно. Особую тревогу вызывают лишь отдельные семьи и, естественно, дети. Речь идет о так называемых «трудных», неполных семьях, тех, где дети находятся под попечительством, и др. Главное, не оставлять их без внимания, ни в коей мере не руководствоваться правилом «Все бесполезно». Такие семьи следует тщательно изучать, «внедряться» в них, прибегнув к помощи социального педагога, психолога, родственников, друзей семьи и т.п., бороться за каждого ребенка, особенно если он беззащитен, жертва.
Желание педагога оказать помощь своему воспитаннику, который иногда борется с самим собой, с другими членами общества, подскажет и надежные средства, приемы, методы работы, имеющие индивидуальный характер, в том числе и по изучению семьи.
В последнее время много спорят о том, что учитель должен фиксировать, какую документацию вести в плане изучения семьи, ребенка. По нашему мнению, лучше этот выбор оставить за учителем. Навязывание ему каких-то таблиц, дневников и т.п. лишь усугубляет ситуацию, тем более что в последнее время предлагается слишком большое количество разнообразных форм, которые периодически необходимо заполнять. Целесообразнее потратить это время на непосредственную работу с семьей, детьми.
Однако педагог по желанию может вести в произвольной форме дневник, где он будет осуществлять записи о семье, детях. Хранить такой дневник советуем в надежном месте.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!