Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Воспитание подростков в однодетной семье»

/ Педагогика
Диплом,  77 страниц

Оглавление

Введение
Глава I. Научно-теоретические основы исследуемой проблемы
1.1. Влияние семьи на подростков
1.2. Особенности воспитания в семьях с одним ребенком
1.3. Формы социально-педагогической помощи семье и детям
Глава II. Исследование процесса социализации единственных
подростков в полной и неполной семье и работа социального педагога с подростками
2.1. Исследование степени социальной ответственности единственных подростков в полной и неполной семье
2.2. Рекомендации социальному педагогу по работе с подростками
Заключение

Список использованной литературы

1. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов // Семья на пороге третьего тысячелетия. - М.: Просвещение, 1995. - 378 с.
2. Афанасьева Т.М. Семья. - М.: Просвещение, 1985. - 224 с.
3. Базенков И.Л. Психологические защитные механизмы и отношение в семье // Биология / Прил. к газ. "Первое сентября". - 1996. - №12. - С. 3-6
4. Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические проблемы. - М.: Мысль, 1985. - 238 с.
5. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. - СПб.: Союз, 2002. - 160 с.
6. Валиева С.Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 1997. - №3. - С. 121-125
7. Васильева А.К. Семья и ее функции. - М.: Педагогика, 1975. - 297 с.
8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: Академия, 1999. - 440 с.
9. Виноградова Р.И. Психологическая характеристика единственного ребенка в семье. - М.: Педагогика, 1999. - 375 с.
10. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.
11. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
12. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л.: ЛГУ, 1977. - 309 с.
13. Георгшианов Т. О культуре семейных отношений // Воспитание школьников. - 1996. - №1. - С. 23-27
14. Гозман Л., Алешина Ю. Социальная психология исследования семьи // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1985. - №4. - С. 48-56
15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 1998. - 321 с.
16. Давыдов Ю. Ценность семьи, ее недуги и недруги // Семья и школа. - 1986. - №5. - С. 34-37
17. Дементьева И. Современная российская семья: трудности и надежды // Педагогика. - 1996. - №6. - С. 30-35
18. Дольто Ф. На стороне ребенка. - СПб.: Питер, 1997. - 487 с.
19. Драгунова Т.В. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1973. - 259 с.
20. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: Академия, 1996. - 532 с.
21. Думитрашку Т. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 135-143
22. Захаров А.И. Психологические факторы формирования неврозов у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1991. - 100 с.
23. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 290 с.
24. Иванова Л.В. Любовь и семья. - Смоленск, 1997. - 231 с.
25. Иванченко С. Насилие в семье // Семья и школа. - 1998. - №2. - С. 10-11
26. Ильин В.А. Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни. - М.: КЛАСС, 2002. - 208 с.
27. Клемантовт И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников. - 1998. - №4. - С. 2-5
28. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
29. Коломинский Я. Психология личности в семейных отношениях // Семейно-бытовая культура. - М.: Просвещение, 1993. - 322 с.
30. Косенко Ю. Трудно ребенку быть одному… // Дошкольное воспитание. - 1990. - №2. С. 90-92
31. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 359 с.
32. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. - М.: Академия, 1999. - 232 с.
33. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. - М.: Медицина, 1983. - 256 с.
34. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики. - М.: Академия, 1999. - 301 с.
35. Мишина Т.М. Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. - Л.: ЛГУ, 1978. - 380 с.
36. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
37. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999. - 184 с.
38. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник. - М.: Академический проект, 2001. - 416 с.
39. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
40. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 608 с.
41. Обыкновенное зло: исследования насилия в семье / Сост. О.М. Здравомысловой. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 200 с.
42. Основы социальной работы: Учебник / Под ред. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 368 с.
43. Пармон Э.А. Нравственно-психологический климат семьи и его влияние на формирование личности. - М.: Просвещение, 1988. - 301 с.
44. Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность / Под ред. П. Ланган, Ю. Качаловой. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 480 с.
45. Программа государственной аттестации выпускников по специальности "Социальная работа": Пособие для студентов / Под общ. ред. Г.А. Кудрявцевой, О.Л. Потрикеевой. - Магнитогорск: МаГУ, 2006
46. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.
47. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
48. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Апрель Пресс, 1999. - 432 с.
49. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М.: Просвещение, 1994. - 310 с.
50. Рутман Э. Семья с разных точек зрения // Семья и школа. - 1993. - №1. - С. 4-6
51. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 190 с.
52. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
53. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. - 417 с.
54. Соловьев Н., Юстицки В. Культура семейных отношений. - М.: Педагогика, 1980. - 307 с.
55. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. 416 с.
56. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М.: Педагогика, 1986. - 310 с.
57. Спиваковская А.С. Психология семьи // Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2. - М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. - 462 с.
58. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. - М.: Академия, 1999. - 402 с.
59. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М.: Педагогика, 1996. - 408 с.
60. Филипчук Г.А. Знаете ли Вы своего ребенка. - М.: Просвещение, 1989. - 402 с.
61. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Педагогика, 1979. - 365 с.
62. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. - 512 с.
63. Штейнберг Е.Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия. - М.: МЗ-Пресс, 2002. - 272 с.
64. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 652 с.


Работа похожей тематики


Народ как творец педагогической культуры

Анализируя состояние педагогической культуры, следует всегда помнить о той питательной среде, которая вскормила ее, которая подготовила ее возникновение, развитие и расцвет – о народе. Индивидуальное творчество любого из деятелей культуры развивается всегда на базе тех достижений, которые были завоеваны народом и человечеством в целом до него. Прежде чем он начнет развивать культуру своего народа, он должен усвоить то, что создано его народом за многовековую историю труда и борьбы, что создано другими народами, всем человечеством до него. Только совокупное духовное богатство народа и человечества может послужить реальным фундаментом созидательного творчества конкретных деятелей культуры.

Гениальный поэт, философ, педагог, народный просветитель Гете писал: «Что такое я сам сделал? Что я сделал? Я собрал и использовал все, что я видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость – все принесли свои мысли, свои способности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд – труд коллективного существа и носит он имя Гете». То же самое могли бы о себе сказать Коменский и Ушинский, Макаренко и Сухомлинский, Гогебашвили и Насыри, Абовян и Ахундов и многие другие великие педагоги. Гениальность и величие любого из педагогов измеряется близостью к педагогической культуре народа, способностью максимально глубоко проникать в глубины его духовных сокровищ.

До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания и песни – замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Велика созидательная роль народных масс в развитии духовной культуры. Исследователи творчества Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Горького, Чайковского, Глинки и др., убедительно показывают, какое влияние на них оказало устное народное творчество. Основа и корни великого искусства всегда народны. Массовая культура – явление временное, неспособное оставить заметный след в жизни народов, ибо нищета духа ее создателей так или иначе не замедлит проявить себя.

Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней. Такие педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий, получили отражение, хотя и в самой примитивной форме, в произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке. Однако до сих пор в историко-педагогической науке очень мало места отводится исследованию вопроса о воспитании детей трудящихся масс. Много говорится об афинском и спартанском, римском воспитании детей, воспитании детей светских феодалов и в иезуитских орденах и т.п. О воспитании детей рабов и крепостных крестьян, составлявших большинство в рабовладельческом и феодальном обществе, сохранилось, к сожалению, очень мало сведений. Рабы не принимались ни в какие школы, для крепостных крестьян были закрыты двери даже цифирных училищ. Но на основе этого было бы нелепо делать вывод о том, что рабы и крепостные крестьяне не воспитывали своих детей.

Школьное воспитание, как указывал К.Д.Ушинский, далеко не составляет всего воспитания народа, причем только народное воспитание, по мнению великого русского педагога, является живым органом в историческом процессе народного развития. Классовая борьба, борьба с рабовладельцами, борьба с помещиками, с царизмом – это не только дни поражений и побед, но это и дни морального и духовного роста масс, творящих историю, дни роста каждой отдельной личности. Спартак, Мюнцер, Пугачев, Разин были не только вождями, но и народными учителями, воспитателями. Народ сложил о них песни, легенды, в которых проповедовались освободительные идеи, любовь к родине. Имя Пугачева и после его смерти продолжало воспитывать крестьянские массы. То же самое можно сказать и о других борцах против тирании и угнетения. Тенденциозное искажение их образов – явление временное и объясняется попытками сегодняшних хозяев жизни заставить забыть историю борьбы с угнетателями.

История – одно из мощных средств народной педагогики. Оценка и характеристика исторических уроков, содержащиеся в устном народном творчестве на протяжении многих веков, оказывали влияние на духовно-нравственное формирование будущих поколений народных борцов. На примерах участия народных масс в исторических движениях воспитывались трудящиеся, не имевшие доступа к просвещению и образованию. В произведениях устного народного творчества содержится полный нравственный кодекс человека: в них говорится о любви к родителям, о верности и справедливости, о любви к труду и презрении к бездельникам и лентяям, о ненависти к угнетателям, о бесстрашии перед врагами и грозными силами природы, о любознательности, о чутком и вежливом отношении к старым и старшим и т.д. В памятниках народной педагогики, созданных сотни, быть может, и тысячи лет назад, уже определены способы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические требования. В них рассказывается о приучении детей к труду, детских орудих труда, детских праздниках, песнях и музыкальных инструментах, о моральном кодексе детской среды, эстетических идеалах молодежи и т.п. Изумительны старинные русские игрушки, хранящиеся в Музее игрушек. Они – свидетельства педагогической мудрости народных масс, высокой педагогической культуры народа. Как поразительно глубоко знали педагоги из народа психологические особенности детей! Какое тонкое проникновение в духовный мир детства! Представители господствующих классов, не занимавшиеся воспитанием даже собственных детей, едва ли занимались изобретением  игрушек  и  игр.  «Первый  воспитатель  –  народ» (К.Д.Ушинский), следовательно, и подлинным творцом общечеловеческой педагогической культуры являются народные массы.

Глубокий след в истории педагогики, бесспорно, оставили и спартанское, и афинское воспитание, и школы риторов, грамматистов, цифирные училища... Для совокупной педагогической культуры человечества не лишены интереса и духовные семинарии, и иезуитская система воспитания. Однако нельзя забывать, что в названных школах учились только дети эксплуататоров, и все эти системы воспитания принадлежали закрытой касте. Макаренко называл иезуитское воспитание «одной из самых сильных педагогических школ прошлого», в то же время он отмечал незначительность ее социального эффекта. Антинародный характер монархического, например, воспитания тоже приводил его к ничтожным результатам. Провал многих педагогических начинаний был обусловлен прежде всего их враждебностью к народным традициям и интересам.

В свою очередь народ создавал свою систему воспитания. Приведем известный пример. В древней Греции совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно оливковое дерево. В результате этого в Греции выросли оливковые рощи. Но было бы неверно думать, что эта оригинальная система трудового воспитания пошла от патрициев, презиравших физический труд. Несомненно, это – достижение народной педагогики.

Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Возьмем, например, песни бурлаков, ткачих, грузчиков и др. Пряли – пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу – пели... Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали и любовно отделывали орудия труда. Эти орудия должны были быть не только удобны, но и настолько красивы, чтобы радовать глаз, поднимать настроение. Украшения орудий труда, таких, например, как упряжь, сани, телега, веретено, прялка, гребень, мялка и т.д. и т.п. носили характер массового всенародного художественного творчества. Народ искал радость в труде. В подневольной работе радости, конечно, было мало, но эстетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь труженика, делала жизнь полнокровней.

Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья к рисунку и краскам в праздничных девичьих нарядах! Взять также деревянную резьбу, которой щедро убирали избы – оконные наличники, ставни, карнизы напоминали искусную вышивку. Этот художественный вкус воспитывался веками. Следовательно, источники педагогической культуры нужно искать не только в самом процессе воспитания, но и во всем образе жизни народа. Красота, создаваемая трудящимися, – это красота их духовного мира, одновременно и свидетельство прекраснейших достижений педагогической культуры.

Столь же высокая, как эстетика быта, была нравственность у простого народа! Самоотверженная любовь к родине и ненависть к угнетателям – характерная черта морального облика трудящегося человека. Ушинский восторгался высокими моральными качествами трудящихся и с презрением клеймил низкую мораль богатых американцев, так называемых «благовоспитанных» немцев и русских «благородного происхождения». Нравственное воспитание детей народа проходило в труде и борьбе.

Народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых – умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.

Народная педагогика не обходила также вопроса и о физическом развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры, национальная борьба, скачки и другие народные виды спорта. У многих народов ежегодно проводились национальные праздники с обязательным включением в их программу спортивных состязаний. В произведениях устного педагогического творчества всех народов отражена забота трудящихся о здоровье молодого поколения, в них воспевается физическая сила, неутомимость, выносливость, настойчивость и т.д. Результативность педагогического опыта классиков современной педагогики Макаренко, Шацкого, Сухомлинского прежде всего объясняется тем, что они гениально использовали обобщенный богатейший коллективный опыт народа и исходили из «педагогики общества». Заслуги их именно в том, что они глубоко поняли роль народа в развитии педагогической мысли, и в их трудах слились воедино научные и народные педагогические представления и воззрения.

          Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.


1000
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!