Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Психологические условия совершенствования взаимоотношений ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками»

/ Педагогика
Курсовая,  34 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Взаимоотношения ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как психологическая проблема
1.1. Генезис развития общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте
1.2. Роль взрослого в совершенствовании взаимоотношений ребенка дошкольного возраста со сверстниками

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999. 672 с.
2. Акромееева Л. Эгоистичность и причины ее возникновения: Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 1986. №2. С. 34-39
3. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы. Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 1998. №6. С. 43-50
4. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников // Вопросы психологии. 1996. №4. С. 21-27
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Педагогика, 2000. 371 с.
6. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: , 1991
7. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. 402 с.
8. Васильева Н. Радость общения // Дошкольное воспитание. 1993. №5. С. 59-63
9. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником // Дошкольное воспитание. 1995. №8. С. 19-23
10. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М.: Владос, 2002. 320 с.
11. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: Академия, 1993. 280 с.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Педагогический поиск , 1996. 293 с.
13. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М.: Академия, 1999. 464 с.
14. Ермолаева М. Психологические методы навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995. №9. С. 51-56
15. Журова Л.Е. и др. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей // Начальная школа. 1999. №8. С. 42-46
16. Запорожец А.В. Гуманизация дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1990. №6. С. 71-75
17. Идеи гуманизации в работе детских дошкольных учреждений // Приходько Е.Г. и др. Краснодар: КГУ, 1991. 400 с.
18. Киршенбаум Э.И. Насколько нравственно педагогическое общение? // Тезисы докладов и сообщений на I научно-практической конференции по психологии. Красноярск: КГУ, 1989. С. 41-42
19. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Ярославское книжное изд-во, 1996. 217 с.
20. Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Проблема общения и детерминации психического в работах советских психологов // Общение и развитие психики. Сб. научных трудов. М.: Педагогика, 1988. С. 91-100
21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. 416 с.
22. Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. 1995. №10. С. 63-71
23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Издательство УРАО, 1991. 288 с.
24. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Педагогика, 1979. 430 с.
25. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х тт. М.: Просвещение, 1983. Т.1-2
26. Лийметс Х.И. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений // Проблемы подготовки к общению: Материалы симпозиума. М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 120-129
27. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и психологическая психология. М.: Владос, 2002. С. 42-60
28. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж: ВГУ, 1997. 370 с.
29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1986. 393 с.
30. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. №8. С. 53-57
31. Межличностное общение ребенка // Психическая диагностика личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского пединститута , 1998. 63 с.
32. Мухина В.С. Детская психология.М.: Академия, 2000. 456 с.
33. Немов Р.С. Психология: Учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. М.: Владос , 1997. 688 с.
34. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М.: Просвещение, 1998. 350 с.
35. Овчарова Р.В. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация к школе // Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Педагогика, 1996. С. 211-219
36. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Просвещение, 1988. 415 с.
37. Парамонова Л. и др. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание. 1998. №4. С. 41-44
38. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. 1996. №5. С. 60-64
39. Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Изд-во МГУ, 1985. 400 с.
40. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Просвещение, 1988. 223 с.
41. Рузская А. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. 1988. №2. С. 44-50
42. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Владос, 2003. 429 с.
43. Солодникова И. Играйте вместе с детьми // Дошкольное воспитание. 1996. №5. С. 52-61
44. Степанова Н.А. Подготовка педагогов к развитию эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2002. 180 с.
45. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной педагогике: Учебное пособие. М.: Педагогика, 2000. 205 с.
46. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1993. 303 с.
47. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Педагогика, 1985. 298 с.
48. Юдина Е.Г. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте // Педагогика: педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие. М.: Академия, 1999. С. 72-81


Работа похожей тематики


Система дошкольного образования в Германии

 

Возникновение детских садов

Первые учреждения для маленьких детей в Германии появились еще в начале XIX в. Их главная функция состояла в присмотре за детьми промышленных рабочих, пока те находились на работе. Родителей не интересовало внедрение образования в программу по уходу за детьми. В то же время в детских садах для детей буржуазии осуществлялась подготовка детей к школе.

Новые институты, созданные Ф. Фребелем в 1840 г. и названные Kindergarten (детский сад), изначально ориентировались на педагогические аспекты воспитания и этим очень сильно отличались от ранее существовавших. По идее Ф. Фребеля, детские сады должны дополнять воспитание, получаемое детьми в семьях, и способствовать умственному, эмоциональному, творческому и общественному развитию детей. Деятельность детских садов продолжалась до 1933 г., пока благотворительные социальные организации, поддерживающие детские сады, не были захвачены Национальным социалистическим социальным органом Volkswohlfahrt. Во времена Третьего рейха женщинам было запрещено выходить на работу, и многие детские сады прекратили свое существование. Когда же вновь потребовалась женская рабочая сила, особенно в оружейной индустрии, система детских садов вновь стала развиваться.

Дошкольное образование после Второй мировой войны

По окончании Второй мировой войны в ФРГ и ГДР стали развиваться различные дошкольные образовательные системы. Создание дошкольных учреждений в Восточной Германии началось в 1945 г., где они рассматривались как подготовительные учреждения. Уже в 1965 г. они были включены в систему образования. При введении закона о праве всех детей на место в детском саду, в ГДР было предоставлено место каждому ребенку в возрасте от трех до шести лет. Желающие родители могли оставить ребенка на целый день в детском саду, оплата которого не превышала стоимость обеда в середине дня. Остальные расходы финансировались из государственного бюджета. Функции работников детских садов были определены в законе единой социалистической образовательной системы. Таким образом, дошкольное образование было передано в ведение системы народного просвещения и впервые в истории страны стало ступенью образовательного процесса.

В ФРГ в 1960-х гг. также живо обсуждался вопрос дошкольного образования и перехода детей к начальному образованию. Решалось, как можно улучшить возможности поступления в школу детей из неблагополучных семей, и будет ли полезным ввести обязательное начальное образование с пяти, а не с шести лет. При поддержке научных учреждений были организованы развивающие программы по проведению пилотных проектов. Оживленное обсуждение проблемы привлекло внимание общественности к данным вопросам, и с этого времени началось развитие системы дошкольного образования.

Послевоенная педагогика в Западной и Восточной Германии строилась на принципах отрицавших гитлеровскую идеологию, что и определило основные подходы к организации дошкольного воспитания.

Данный период характеризуется интенсивной политикой оказания помощи молодым семьям. Так, в ФРГ большое внимание уделялось обеспечению права родителей на воспитание детей в семье. Поэтому в дошкольном образовании ФРГ государство не вмешивалось в воспитание. Особое внимание уделялось самосознанию детей, созданию раскрепощенной обстановки, подбору мебели и отрицались воспитание коллективизма, ограничение детской индивидуальности, работа по единой программе, что было характерно для дошкольного образования в ГДР.

В то же время дошкольное образование в ФРГ не избежало критики за недостаточное внимание к гигиене, безопасности детей, пассивность воспитателей в педагогическом процессе, панибратское отношение детей со взрослыми.

Современное состояние дошкольного образования

После объединения Германии было отдано предпочтение системе образования ФРГ. В связи с этим в бывшей Восточной Германии наблюдался избыток подготовленных работников, а в детских садах Западной Германии – недостаток грамотных воспитателей. Урегулирование этого вопроса осуществлялось путем выплаты педагогам ГДР компенсации за отказ от педагогической деятельности.

Управление дошкольным образованием

Управление образованием в Германии осуществляется земельными правительствами, что, однако, не исключает общего руководства со стороны центра: Министерство образования разрабатывает концепцию образовательной политики, выделяет средства на расширение системы. Действия федеральных органов и земель в области образования согласованы с точки зрения продолжительности обучения, каникул, учебных программ, взаимного признания дипломов.

Ответственность за отдельные детские сады лежит на управляющих органах (например, церквях, социальных организациях, местных властях, родительских ассоциациях и т.д.).

В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основе общего закона. Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных правительств, причем по каждому предмету одновременно существует несколько одобренных соответствующим министерством учебников, и право выбора остается за педагогом. Тем самым достигается многовариантность образования.

Опубликованный в 1970 г. важнейший правительственный документ «Структурный план системы образования» предполагал расширение системы элементарного воспитания и перевод его на государственное обеспечение. И хотя структурный план был направлен на улучшение финансового положения детских садов, повышение уровня профессиональной подготовки педагогического персонала, изменение форм и содержания дошкольного образования как единой унифицированной системы не получилось.

Сеть дошкольных учреждений

Традиционные детские сады Германии до сих пор работают по модели, созданной Ф. Фребелем. Небольшое число детских садов, находящихся, как правило, в частном ведении, охватывают детей 3–5 лет.

Сложилось пять основных типов дошкольных образовательных учреждений:

– детские сады с полным и неполным пребыванием;

– группы-сады для детей одной возрастной группы;

– пришкольные группы;

– подготовительные классы начальной школы;

– интернаты.

В детских садах, предназначенных для детей 3–6 лет с полным и неполным пребыванием, имеют место уход, воспитание, обучение детей. Группы-сады для детей одной возрастной группы обслуживают, как правило, детей старшего дошкольного возраста. За каждой группой следят, как минимум, один обученный преподаватель и помощник. Пришкольные группы и подготовительные классы начальной школы посещают пятилетние дети, недостаточно зрелые и, наоборот, уже подготовленные к обучению в школе. Интернаты предназначены для здоровых детей 3–6 лет или же для детей с различного рода нарушениями психофизического развития.

Дошкольное образование представлено в основном детскими садами, работающими с детьми до момента, когда им необходимо идти в школу. По достижении шестилетнего возраста дети обязаны посещать начальную школу. Но в некоторых землях существуют условия по уходу за детьми от 4 мес. до 12 лет.

Для детей, обучение которых не может осуществляться в обычных школах, существует ряд особых школ, в соответствии с заболеванием ребенка. Дети, не достигшие соответствующего их возрасту уровня или отставшие в развитии, имеют возможность сравняться со сверстниками в специальных группах. Эти институты примыкают или к дошкольному сектору, или сектору начального образования – в зависимости от законов отдельной земли.

Помимо детских садов в дошкольном секторе существуют другие формы институтов и условий по уходу за детьми. Но если взять число детей, которых они обслуживают, то их окажется значительно меньше.

В Германии существуют государственные, частные и церковные детские сады. К началу 90-х гг. доля государственных детских садов составляла около 20%, остальные содержались за счет свободных владельцев: церковных общин, профессиональных союзов, различных общественных и благотворительных организаций, а также негосударственных предприятий и частных лиц. Учреждения по дневному уходу за детьми до шести лет также имеют частную основу. Один ребенок или несколько детей находятся под присмотром няни в частном доме.

Родители свободны в выборе центра, обеспечивающего дошкольное образование и соответствующего их собственным понятиям и ценностям. Различия в обучении в детских садах зависят от руководящих необщественных организаций, представляющих различные региональные и гуманистические взгляды.

Выделяются функционально-ориентированные детские сады (в которых с детьми много занимаются) и ситуационно-ориентированные (где дети по большей части предоставлены сами себе). Последних в Германии больше, поскольку их ученые придерживаются мнения, что интенсивное обучение дает кратковременный результат и гораздо важнее обучение в смешанных по возрасту группах, что имеет большое значение для детей, в особенности из социально неблагополучных семей.

Детские учреждения открыты «внутрь и наружу», т.е. открыты для глубинных преобразований в самом учреждении, изменений в организации педагогического процесса, форм и методов работы с детьми, а также открытых для родителей, жителей микрорайона, общества в целом. Многие дошкольные учреждения из относительно обособленных заведений превращаются в семейные центры.

Западногерманские специалисты пошли по пути объединения «под одной крышей» яслей, детского сада, групп продленного дня и создания на их базе разновозрастных групп с широким спектром возрастов. В дошкольном учреждении создаются разновозрастные группы. В связи с этим объединение различных детских учреждений предполагает не простое механическое соединение, а серьезную реорганизацию деятельности этих учреждений с изменением форм и методов работы с детьми. Создание на их базе разновозрастных групп предполагает включение в них детей от нескольких месяцев до 12 лет, что, по мнению ученых, способствует непрерывности педагогического процесса, последовательной реализации избранной воспитательно-образовательной стратегии, лучшему взаимодействию с семьей.

Формирование разновозрастной группы осуществляется с учетом условий функционирования детского сада и практических рекомендаций специалистов. Одну группу посещает 14–18 детей в возрасте от 3 до 12 лет. Но такой разброс характерен для яслей, детского сада, группы продленного дня.

Как правило, в гетерогенных группах детских садов разброс составляет 2–3 года. Возможны следующие пропорции: при возрастных рамках от 3 до 10–12 лет – 6–8 детей от 3 до 6 лет, остальные старше 6 лет.

Для группы в 15–16 детей от 4 мес. до 12 лет: 5 детей младше 3 лет, 5 детей – от 3 до 6, 5 детей – от 6 до 12 лет.

Или другой вариант: в группу из 15 детей от 4 мес. до 6 лет следует принимать не более 7 детей трехлетнего возраста, среди них 2–3 младенца. Число годовалых и двухлетних детей не должно превышать пяти. Нижняя возрастная граница может опускаться до 4–6 мес.

Прием детей в дошкольные учреждения

По Акту о благосостоянии детей и молодежи все дети, достигшие трехлетнего возраста, имеют право быть принятыми в детский сад. Для поступления в него не требуется никаких справок и анализов.

С 1957 г. в Западной Германии существует закон о свободе посещения детских садов. Плата за пребывание в них определяется в зависимости от доходов семьи и времени пребывания ребенка в детском саду.

Режим работы дошкольных учреждений

Часы работы главным образом определяются органами по охране детей и молодежи, по соглашению с управляющими органами и при консультации с родителями. Время пребывания ребенка в детском саду может варьироваться в зависимости от нужд семей в их округах. В землях Восточной Германии практикуется пребывание ребенка в детском саду в течение пяти рабочих дней не менее чем по 4 ч в день. В некоторых случаях предоставляется два или три часа надзора за детьми по вечерам и, если необходимо, в обеденное время. В большинстве дошкольных учреждений дети находятся половину дня (с 8.00 до 12.00 ч), но есть детские сады, работающие полный день. Некоторые дети проводят в детском саду половину дня, другие – целую неделю.

Незначительная часть детей до трех лет имеет возможность посещать ясли (считается, что туда попадают дети из социально неблагополучных семей). Ощущается острая потребность в расширении сети учреждений дневного ухода за детьми этой возрастной категории. В землях Восточной Германии практически все дети остаются в детском саду на целый день, хотя родители могут отводить их туда только на полдня. Многие дошкольные учреждения очень серьезно относятся к требованиям семей и выстраивают свой график так, как желают родители, и, если это необходимо, работают рано утром или в обеденное время для отдельных детей. Надзор за детьми предоставляется и в период школьных каникул.

На карантин группы не закрывают. Просто у входа вывешивается объявление для родителей, чтобы те обратили внимание на своих детей. В Германии простуда и вовсе не считается заболеванием, достойным больничного листа. А к температуре относятся с осторожностью, если она превысила 38 "С. Во всех остальных ситуациях ребенок может оставаться в группе. Одевают детей намного легче, чем в России. Шапки признаются немцами только при пятиградусном морозе и то не всегда.

Организация жизни детей в детских садах

Распорядок дня в детских садах, работающих с разновозрастными группами, носит гибкий характер. Дети меняют свою деятельность, объединяясь в разные группы. Часть из них может заниматься свободной игрой, рисованием, конструированием, другая – участвовать в работе под руководством воспитателя.

Пример режима дня приводит М.Г. Сорокова. В таком режиме учитываются возрастные особенности и интересы детей. Как правило, с группой в 27 детей в возрасте от 3 до 12 лет работают 3–4 воспитателя.

7.00 – открывается Центр. Воспитатель вместе с детьми готовит завтрак, накрывает на стол, настраивает на прием пищи. Дети могут позавтракать в любое время до 10.00 ч. утра. В первую половину дня дети заняты разнообразной деятельностью, воспитатели помогают им, направляют, организуют их работу. Школьники могут присоединиться к малышам, заняться своими делами, например выполнением домашнего задания.

12.00–13.15 – обеденное время. Дети сами решают, когда им принимать пищу. Они участвуют в подготовке к обеду, занимаются уборкой посуды. Один из воспитателей присутствует при этом, обедает вместе с детьми, отвечает на их вопросы, выслушивает рассказы о текущих событиях.

До 14.00 – свободное время. Маленькие дети часто ложатся отдохнуть, дети постарше – занимаются в помещении спокойными видами деятельности или идут на прогулку.

14.00–15.00 – время самоподготовки для школьников. Вместе с воспитателем они выполняют домашнее задание в одной из комнат. По окончании возвращаются в основное помещение, где воспитатель направляет и сопровождает деятельность детей младшего возраста.

16.00 – легкий полдник. Родители приходят за детьми, могут обсудить проблемы с воспитателем.

16.30 – рабочий день заканчивается. Но если в группе есть дети младше 3 лет, то каждый воспитатель уделяет особое внимание одному-двум таким детям. В специально оборудованной комнате они могут спать 2–3 раза, не мешая другим детям.

В центре педагогического процесса в детском саду находятся:

– свободная игра и общение (настольные игры, конструирование, ролевые игры) с 8.00 до 10.00;

– деятельность в группе и на улице (подвижные игры, ручной труд, рисование, чтение иллюстрированных книг) – 11.00;

– прогулка и свободные игры – до 12.20, когда начинают приходить родители. Для детей, посещающих детский сад во второй половине дня, указанная схема повторяется. В режиме дня предусмотрено время для бесед, занятий, сна и прогулки.

Планирование работы с детьми в дошкольных учреждениях

Единой программы для дошкольных учреждений нет. Предметы и количество учебных часов не определены и не существует учебного расписания, как в школе. В результате планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях Германии не является жестким и допускает возможность отклониться от плана, учитывая актуальные интересы детей. Ориентиром для составления планов работы педагогов служат региональные программы воспитания и образования дошкольников. Например, «Программа социального воспитания и обучения», рассчитанная на один год и имеющая рекомендательный характер. Она состоит из восьми разделов, так называемых дидактических единиц:

– «Я иду в детский сад»;

– «Мы знакомимся друг с другом»;

– «Наша группа детского сада»;

– «У каждого из нас есть свой дом»;

– «Мы знакомимся с соседями детского сада»;

– «Что мы делаем дома, если мы не в детском саду»;

– «Люди живут здесь и в других странах»;

– «Скоро мы идем в школу».

Каждая дидактическая единица подразделяется на 10–11 тем и сопровождается научно-методическим обоснованием с указанием, чему может научиться ребенок и как это влияет на развитие его личности.

В связи с этим перед воспитателем ставятся задачи научить детей:

– компетентно и автономно действовать в настоящем и будущем;

– рефлексировать свое поведение, мысли, чувства;

– адекватно воспринимать окружающих и взаимодействовать с ними;

– быть самостоятельными и ответственными при осуществлении рвоей деятельности.

График детских садов подчиняется годовому циклу. Праздники и времена года определяют содержание повседневной работы. Осенью отмечают праздник урожая, День святых, затем готовятся к Рождеству. При планировании работы учитывается деятельность людей, связанная с этим временем года. Так, тему Нового года сменяют карнавал, Пасха, и дети изучают тему весны. Тема Троицы связана с наступлением лета. Некоторые мероприятия проводятся нетрадиционно, например, Праздник вишен, День цирка и т.п.

Содержание дошкольного образования

Все институты дошкольного образования призваны способствовать развитию ребенка как ответственного и независимого члена общества. Образование организовано так, чтобы поддержать и дополнить воспитание ребенка в семье, компенсировать все дефекты развития и предоставить оптимальные возможности для его развития и образования. Ребенка поддерживают в развитии его способностей с помощью разнообразных игр и другой подходящей деятельности, адаптируют к жизни и взаимодействию в группе. Это помогает улучшить переход детей из детского сада в школу в соответствии с их уровнем развития.

Воспитатели преимущественно используют методы индивидуальной работы или работы с малыми группами детей. Считается, что ребенка нельзя принуждать что-то делать руками или заучивать, их можно только привлекать к какой-либо деятельности. Особое значение придается развитию детского творчества, а не действиям по образцу. Четко структурированные занятия со всей группой по отдельным дисциплинам, присутствующие в системе дошкольного образования России, не характерны для «ситуативного подхода» и нереальны из-за широты спектра возрастов детей.

Наибольшее значение имеют игра и общение детей между собой. Взрослые должны предоставлять как можно больше свободы для творческой деятельности малыша, практически не вмешиваясь в этот процесс.

В содержании деятельности детей выделяются экскурсии, разучивание песен, стихов, экспериментирование, постановка спектаклей, праздники. Дети играют в настольно-печатные игры. Заканчивается пребывание ребенка в детском саду праздником «Прощание с детским садом». Вместе с воспитателями и родителями дети отправляются на экскурсию в дом престарелых, деревенский детский сад, музей, зоопарк, на вокзал, почту, стадион, пикник. Дети могут вместе с воспитателем сходить в магазин за покупками или встретить старших детей из школы.

В дошкольных учреждениях в помещениях и на игровых площадках детям предоставляется возможность заниматься разнообразной деятельностью: изобразительной, речевой, познавательной, трудовой и др.

Хозяйственно-бытовой труд – один из наиболее распространенных видов деятельности, способствующий развитию самостоятельности, приобретению трудовых навыков, поддерживанию атмосферы взаимопомощи в группе, а также совершенствованию моторики. В процессе труда дети овладевают навыками личной гигиены: самостоятельно одеваются, моют руки, причесываются, пользуются кремом. Могут участвовать в приготовлении пищи, сервировке стола, мытье посуды, починке книг. Старшие дети помогают ухаживать за младенцами и малышами.

Дети охотно занимаются изготовлением поделок из бумаги или природного материала, под руководством воспитателя или приглашенного специалиста – музыкой, ритмикой.

Интересной формой работы с детьми является «беседа в кругу», проходящая ежедневно или несколько раз в неделю. В ней может участвовать как группа, так и подгруппа детей. Примерная тематика бесед отражается в годовом плане работы детского сада. Конкретные дидактические пособия, тексты, методики воспитатели подбирают самостоятельно, пользуясь рекомендованной для массового детского сада специальной литературой, журналами педагогического профиля, многочисленными иллюстративными изданиями.

Большое внимание уделяется развитию у детей навыков демократического общения, умения выражать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других, коллективно принимать решения. Для этого используют такую форму деятельности как «детские встречи». Здесь обсуждаются самые разнообразные вопросы. Совместно с воспитателем дети устанавливают правила поведения, следят за их выполнением, а если правило нарушается, то происходит обсуждение причин. Воспитатель записывает предложения, высказанные детьми, в отдельный журнал и вместе с отчетами о ситуациях в группах, регулярно представляемыми воспитателями, эти документы служат основой для планирования. Например, заметив, что дети неаккуратно собирают игрушки, и они часто приходят в негодность, воспитатель обсуждает вместе с детьми эту проблему, в итоге вырабатывается правило, которое необходимо соблюдать всеми детьми группы. Достижения ребенка в детском саду не оцениваются, поскольку не являются обязательными, как на уроках в школе. Образовательный персонал контролирует развитие детей и информирует родителей о прогрессе их ребенка и о проблемах, которые могут возникнуть у него в группе.

Характеристика «ситуативного подхода»

Для детских садов Германии характерен ситуативный подход к планированию работы с детьми. К его основным характеристикам относятся:

– обучение на основе реальных жизненных ситуаций;

– тесная взаимосвязь свободной игры и обучения;

– планирование содержания учебного процесса на основе ситуативного анализа.

Планирование и построение педагогического процесса производится с учетом потребностей детей разного возраста и конкретных жизненных ситуаций, возникающих во время их пребывания в детском учреждении, в общении и взаимодействии со взрослыми, сверстниками, младшими и старшими детьми. Можно привести следующий пример подобных ситуаций.

Ребенок побывал с родителями за городом и рассказал, что его ужалила пчела. В результате нога распухла и покраснела. Дети заинтересовались этим, и воспитатель не оставил ситуацию без внимания. Он рассадил детей на стульчики и провел «беседу в кругу» Попросил рассказать, как все произошло, где это случилось, как повели себя взрослые, какую помощь оказали, что стало с пчелой? Воспитатель вовлек в беседу всех детей и рассказал, как необходимо вести себя, чтобы избежать укусов, что пчелиный яд полезен и используется в лечении некоторых заболеваний. В последующие дни дети регулярно возвращались к данной тематике. Рассматривали картинки с изображением пчел, выясняли цвет и форму их частей, назначение. Воспитатель подобрал книги, иллюстрации на эту тему. Рассказал об уходе за пчелами, о пасеке, ее устройстве, познакомил с полезными продуктами жизнедеятельности пчел: меде, воске, прополисе, как особом клее, которым насекомые покрывают стенки улья. Через несколько дней воспитатель пригласил в детский сад пасечника. Он рассказал о пасеке, угостил детей медом, показал свежий воск и соты. Далее происходило еще множество интересных событий: вместе с воспитателем дети пекли медовую коврижку, изготавливали пчелок из картона и т.д. Эта тема поддерживалась, пока у детей сохранялся живой интерес. Затем тема бесед изменилась.

Другая ситуация возникла, когда дети посмотрели цирковое представление. Однако воспитатель заметил, что у детей недостаточно знаний о цирке, и устроил «беседу в кругу». Затем были подобраны иллюстрации, книги, проведены викторины на эту тему, разучены стихи и песенки о цирке.

Открытый характер планирования предполагает, с одной стороны, наличие ориентиров – примерных планов и абриса основной тематики работы с детьми, а с другой – возможность отклониться от них, изменить тему «беседы в кругу» или занятия с малой группой детей, чутко и быстро среагировать на возникшую ситуацию, на проснувшийся интерес детей к какой-либо деятельности, теме, предмету, явлению. Дети становятся полноправными участниками открытого планирования, могут высказать свои идеи и внести предложения, задать волнующие вопросы.

Деятельность детских учреждений в Германии постоянно видоизменяется, что предполагает новый подход к организации педагогического процесса, ориентацию на различные жизненные ситуации, в которых оказывались или могут оказаться дети.

Работа в детском саду обычно основана на ситуационном подходе, зависит от интересов и нужд отдельного ребенка. Персонал, таким образом, присматривает за ребенком, контролирует его развитие и регулярно консультируется с родителями. В настоящее время уже уделяется внимание проблеме формирования лингвистических навыков в дошкольном образовании.

В соответствии с методами развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет осуществляется через игры и демонстрацию жизненных ситуаций. Такие институты, как детские сады Монтессори, имеют свои образовательные принципы:

– обновление стиля и характера работы, отказ от строгой регламентации содержания, переход к «открытому планированию»;

– оборудование помещений с учетом потребностей детей от 4 мес. до 12 лет;

– гибкость распорядка дня и режима работы детского учреждения.

Дети обладают свободой передвижения на территории детского сада. Они могут уходить в другие группы, перемещаться на достаточно большом участке, предварительно предупредив воспитателя. Пришедшим за ребенком родителям, воспитатель может спокойно ответить: «Поищите его в группе у Магды» (в Германии воспитателей называют по имени).

Питание детей в детских садах Германии может проходить по-разному. В некоторых детских садах они приносят еду из дома. Это могут быть бутерброды, фрукты, печенье, соки, в других – воспитатели готовят напитки: чай, молоко; контролируется соблюдение детьми культурно-гигиенических требований. Дети съедают свой завтрак, воспитатели моют посуду – в этом им помогают практиканты, которых обязан принимать каждый детский сад.

Развивающая и предметная среда

Большое значение придается внешнему виду детских садов. Архитекторы не придерживаются рекомендаций педагогов при планировке зданий. Обычно каждая возрастная группа занимает свое помещение, но может использовать и общее для всех групп.

Развивающая и предметная среда строится по функциональному принципу. Она должна способствовать расширению жизненного пространства детей разного возраста и их совместной, а также организованной и свободной деятельности. Среда может содержать в свободном доступе множество стимулов, вызывающих интерес и повышающих мотивацию детей к учению: иллюстрированные книги, цветную бумагу, предметы обихода, фонограммы, строительный материал, настольно-печатные игры, карандаши, краски, пластилин.

Особая роль отводится среде в процессе обогащения социального опыта ребенка. Социализация рассматривается как ведущий принцип и как фундаментальная цель всей воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она пронизывает все виды деятельности: игру, общение, познание окружающего мира, тесно связана с религиозным воспитанием.

Дети должны иметь возможность играть и заниматься разными видами деятельности как индивидуально, так и совместно с детьми разного возраста. Функциональный принцип организации развивающей среды предполагает наличие в детском саду спланированных и хорошо оборудованных зон, приспособленных для активной деятельности детей разных возрастов одновременно. Количество таких зон определяется непосредственно воспитателями и зависит от возраста детей в данной группе, реализуемой концепции, размера помещения.

Как правило, в детском саду в Германии организуются уголки: игровой, креативный (для занятий рисованием, лепкой, аппликацией), строительный, для отдыха, чтения и рассматривания книг. В некоторых детских садах предусматриваются отдельные помещения для сна, выполнения физических упражнений, подготовки уроков старшими детьми, занятий музыкой и ритмикой. В разное время одни и те же комнаты могут выполнять разные функции и использоваться для занятий с детьми разного возраста.

Для детей младше одного года выделяют отдельное помещение, оборудованное кроватками, пеленальными столиками, другими приспособлениями по уходу за малышами. Может быть предоставлена отдельная мастерская для ремонта игрушек, работ с древесиной. Маленькая кухня с электрической плиткой располагается либо в основном, либо в отдельном помещении.

В «пространство жизни» включаются: прихожая, холл, спортивные, игровые и лестничные площадки, прилегающие к территории, сад, травяные газоны. В развивающей среде прослеживается многоуровневая организация пространства: оборудуются ниши, подиумы, горизонтальные площадки, обтянутые мягкой на ощупь плотной тканью, на которых дети могут сидеть и лежать. Воспитатели проявляют творчество в оформлении уголков. Так, в группе можно увидеть «уголок хобби» или «домик Бабы Яги».

Большое внимание уделяется эстетике помещений. Для оформления используются искусственные и природные элементы, в том числе зеленые комнатные растения. Родители могут выступить с инициативой: подобрать помещение, стать воспитателями, составить программу работы дошкольного учреждения.

Персонал детских садов

За детьми дошкольного возраста следит обученный персонал и его помощники из молодежи, окончившей школу. Помощники главным образом состоят из нянечек. Директора также выполняют групповую педагогическую работу.

Управляющий орган работает с образовательным персоналом для разработки основных педагогических принципов на основе элементарных образовательных целей детских садов и его собственных идеологических, религиозных и образовательных направлений. Образовательный персонал отвечает за организацию образовательной работы в соответствии с основными принципами.

Требования к подготовке воспитателей для работы в дошкольных учреждениях

Воспитатели должны иметь педагогическое, социально-педагогическое образование. Один из воспитателей может быть практикантом или помощником. Каждый из педагогов занимается группой детей одного возраста. Обязанности каждого из них строго определены, но при этом необходим обмен информацией. Поэтому в детском саду проводятся регулярные совещания, в которых принимают участие руководитель детского учреждения, члены других команд, консультанты.

Подготовка педагогов делится на две ступени: курсы высшего образования и практическая педагогическая подготовка. Педагогические курсы предлагаются в университетах, образовательных, художественных и музыкальных колледжах. Практическая педагогическая подготовка проходит в форме подготовительной работы в специальных институтах и школах.

Первый период подготовки включает:

– специализированный компонент (дидактика) с изучением хотя бы двух предметов или предметных областей;

– компонент образовательной науки с обязательным изучением педагогической теории и психологии, а также дополнительных образовательных областей (философия, социология/политология и богословие);

– преподавательскую практику в процессе обучения, длящуюся

несколько недель.

В дополнение педагогическая подготовка охватывает вопросы, касающиеся специального образования.

Вторая ступень представлена подготовительной службой, включенной во все педагогические курсы в университетах или эквивалентные им высшие учебные заведения. Обычно она длится два года, в зависимости от региона и типа преподавательской деятельности включает в себя присутствие на уроках, независимое преподавание в подготовительных школах, дополнительное обучение в колледжах по подготовке учителей. Со временем длительность подготовительной службы была сокращена до 18 мес., а в некоторых случаях – до 12.

Особое значение отведено творческому потенциалу педагога. Они должны уметь изготовлять маски, костюмы, поделки из разнообразных материалов. Кроме этого, большое значение придается социальной работе с семьями, консультативными центрами для родителей, популярной литературе о правильном воспитании.

Воспитатель должен обладать способностью к эмпатии, разрешению конфликта, уметь отстаивать свою точку зрения, находить аргументы, уступать доводам разума. Профессиональное творчество воспитателей ограничивается требованиями безопасности детей и контролируется различными инстанциями. Однако юридической ответственности за жизнь детей педагоги не несут. Персонал детского сада сам разрабатывает концепцию работы.

          Предполагается постоянное повышение квалификации сотрудников. Важнейшая особенность деятельности педагогов – отсутствие жесткой методической регламентации. Воспитатель постоянно наблюдает за деятельностью детей, их поведением, взаимоотношениями, планирует свою работу в зависимости от результатов. Важно, чтобы он умел работать с педагогической и научно-популярной литературой, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты. Так как в разновозрастной группе с детьми работают два-три человека, педагоги должны уметь действовать сообща. Родители имеют право вмешиваться в деятельность персонала, контролировать ее, вносить свои предложения.


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!