Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Семья как ведущий фактор социализации»

/ Педагогика
Диплом,  46 страниц

Оглавление

Введение
Глава I. Научно-теоретические основы исследуемой проблемы
1.1. Семья как фактор социализации, развития и воспитания дошкольника
1.2. Направления деятельности социального педагога с семьей в ДОУ
Глава II. Практика взаимодействия социального педагога с семьей в условиях ДОУ №17
2.1. Изучение особенностей семьи в условиях ДОУ №17
2.2. Методические рекомендации по работе с семьей в условиях ДОУ
Заключение

Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психическое развитие детей дошкольного возраста. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 311 с.
2. Алексеева Л.С. Особенности неблагополучных семей и возможности в работе с ними // Сб. Вопросы профилактики правонарушений. - М.: Академия, 1999. - 402 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: НОРМА, 1996. - 472 с.
4. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
5. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка 7 лет. - М.: Академия, 2003. - 96 с.
6. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи // Отец в современной семье. - Вильнюс: Изд-во Вильнюсского ун-та, 1988. - 230 с.
7. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. - М.: Педагогика, 1972. - 309 с.
8. Белов В.Л. Очерки о народной эстетике. - М.: Молодая гвардия, 1982.
9. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Академия, 1998. - 297 с.
10. Васильева Э.К. Семья и ее функции. - М.: Педагогика, 1975. - 241 с.
11. Воспитание с любовью и логикой / Под ред. С.Н. Ковалевой. - М.: Арт, 1995. - 300 с.
12. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Питер, 2003. - 330 с.
13. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Лениздат, 2000. - 354 с.
14. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 286 с.
15. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2003. - 224 с.
16. Иващенко Ф.И. Психология воспитания дошкольников. - Минск: Полымя, 2003. - 396 с.
17. Кемпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка / Пер. с англ. - СПб.: Мирт, 1995. - 401 с.
18. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Просвещение, 1988. - 387 с.
19. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 380 с.
20. Кон И.С. Социология личности. - М.: Изд-во политич. литературы, 1989. - 412 с.
21. Крайг Г. Психология развития. - М.; СПб.: Питер, 2002. - 519 с.
22. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999. - 232 с.
23. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
24. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. - М.: Пед. общество России, 2000. - 297 с.
25. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России. 2001. - 292 с.
26. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999. - 184 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
28. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 416 с.
29. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
30. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 406 с.
31. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Академический проект, 2002. - 392 с.
32. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под ред. Н.Н. Посысоева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.
33. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 374 с.
34. Пармон Э.А. Нравственно-психологический климат семьи и его влияние на формирование личности. - М.: Юристъ, 2002. - 278 с.
35. Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковской. - СПб.: Питер, 1997. - 266 с.
36. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
37. Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. - Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2002. - 736 с.
38. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная и педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - 570 с.
39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х тт. Т. 1. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 384 с.
40. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Просвещение, 1992. - 530 с.
41. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
42. Спиваковская А.С. Психология семьи // Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.
43. Стефановская Т.А. Педагогика, наука и искусство. - М.: Совершенство, 1998. - 368 с.
44. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. - М.: Просвещение, 1993. - 355 с.
45. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - М.: ВЛАДОС. - 288 с.
46. Шенкман С. Мы мужчины. - М.: Педагогика, 1987. - 303 с.
47. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.


Работа похожей тематики


Семья – базовый институт воспитания

 

Только в конце 80 – начале 90-х гг. XX столетия в нашей стране начала утверждаться новая педагогическая концепция. Суть ее состоит в том. что ребенок не должен быть только сред­ством достижения поставленной государством цели, он – само­ценная личность. В соответствии с этой концепцией и формиру­ется новая модель социального воспитания, которая невозмож­на без определения условии и способов активизации семьи как ведущего фактора в этом процессе.

Ведущая роль семьи в воспитании детей давно признана мировым сообществом, зафиксирована в ряде международных документов, в том числе в Конвенции ООН о правах ребенка (1989). В данной Конвенции подчеркивается, что повсеместно в мире семья должна восприниматься как главная ячейка об­щества, которая создает условия для развития и защиты инте­ресов своих детей. Семья рассматривается как первый и в иде­але последний рубеж защиты детей, любви к ним.

Приоритет семейного воспитания, теоретически обосно­ванный известными учеными (С.Н. Бурова, А. К. Воднева, С.Д. Лаптенюк, Л.И. Смагина, В.В. Чечет и др.), начинает ут­верждаться в деятельности органов власти, органов образова­ния, педагогических коллективов, общественных организаций.

Гарантированная защита государством и обществом дет­ства и семьи является стержневой в Законе Республики Беларусь '«О правах ребенка» (1993) и Кодекса Республики Беларусь «О браке и семье» (1999). Закон определяет правовой статус ребен­ка как самостоятельного субъекта, его первостепенное право на семью. Наибольшее внимание и социальная защита гаран­тируются детям, лишенным семейного окружения. В Кодексе отражена ответственность государства и общества за создание надлежащих социально-экономических и нравственно-психо­логических условии, обеспечивающих нормальное функцио­нирование семьи, выполнение ею разнообразных, в том числе образовательно-воспитательных функций.

С целью практической реализации названных и ряда дру­гих документов Указом Президента Республики Беларусь от19 апреля 1995 г. утвержден Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995-2000 гг., а в 2001 г. утвержден новый Национальный план действий на 2001-2005 гг. Кроме того, в 1997 г. министерствами социальной защиты, образования, юстиции, здравоохранения, по чрезвычайным ситуациям при широком участии местных властей, общественных организаций разработана, а в начале 1998 г. Президентом Республики Бела­русь утверждена государственная программа «Дети Беларуси». Она состояла из подпрограмм «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты'». «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие индустрии детского питания». Про­грамма действовала до 2000 г. включительно и сыграла значи­тельную роль в решении многих детских проблем, повышении роли семейного воспитания. Однако ряд положений програм­мы не был реализован в полном объеме, поэтому возникла не­обходимость в ее корректировке. Скорректированная с учетом новых условий программа «Дети Беларуси» на 2001-2005 гг. была утверждена 24 мая 2001 г.

В программе обоснованы основные приоритетные направ­ления государственной политики в отношении семьи и детей, в частности:

разработка и осуществление действенных мер по стабили­зации семьи, формированию нового взгляда на семью как наи­более благоприятную среду для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития и воспитания детей;

расширение социальных и социально-педагогических ус­луг семьям, воспитывающим детей, создание в каждом регио­не сети социальных, социально-педагогических учреждений (территориальных центров социального обслуживания, соци­ально-педагогических центров, детских социальных приютов, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилита­ции детей и др.).

В подпрограмме «Совершенствование социальной защи­ты семьи и детей» аргументировано подчеркиваются необ­ходимость и пути решения следующих задач:

улучшение материальных условии жизнедеятельности семьи;

совершенствование нормативно-правовой базы социаль­ной защиты семьи и детей;

обеспечение населения информацией о номенклатуре и ус­ловиях предоставления разнообразных социальных услуг;

совершенствование системы подготовки и повышения ква­лификации кадров работников учреждений социального обслу­живания семьи и детей.

Перечисленные законодательные инициативы, принимае­мые меры свидетельствуют о повышенном интересе государства к семье, понимании того, что семья является естественным, органичным звеном в смене поколений, что морально-психо­логическая атмосфера в обществе находится в значительной зависимости от микроклимата в каждой семье. В хорошей семье все чувствуют себя равными и защищенными – и родители, и дети.

Семья – богатство и надежда каждой нации. От правиль­ного семейного, воспитания, общей физической и моральной закалки подрастающего поколения в семье зависит будущее каждого народа, общества, стабильность и уровень цивилиза­ции в государстве.

В процессе социализации семья должна сохранить все то ценное, что накоплено опытом человеческих отношений. Ме­ханизм социальной генетики представлен в семье взрослыми, которые в той или иной степени сохраняют вековые традиции, и детьми, которые не просто механически воспринимают их. но и вносят необходимые изменения в традиционные отношения, динамично реагируя на социальные перемены. Вот почему ин­ститут семьи относится к числу тех социальных явлений, зна­чение которых уникально как для отдельного человека, так и для всего общества.

Принимаемые в последнее время государством меры по укреплению семьи являются чрезвычайно актуальными и свое­временными еще и потому, что нынешний кризис семьи носит затяжной характер, негативно отражается на судьбах детей. К тому же в Беларуси складывается неблагоприятная демогра­фическая ситуация.

В Республике Беларусь дети воспитываются в 1535 тыс. семей (данные за 2000 г.). Из этого количества 936 тыс. (61 %) семей имеют одного ребенка, 506 тыс. (33 %) – двух детей, 92 тыс. (6 %) – трех и больше детей.

За период с 1999 по 2001 г. судами в стране рассмотрено 9850 гражданских дел по искам о лишении родительских прав, из которых 9085 исков, или 92,2 %, удовлетворены. По удов­летворенным искам лишены родительских прав 1 1357 человек в отношении 14 507 детей.

В наиболее тяжелом положении находятся молодые семьи, в том числе и семьи, имеющие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для этих семей, как правило, характерны­ми являются низкий уровень доходов, бытовая необустро­енность.

Эффективность экономических и социальных мер госу­дарства, направленных на поддержку молодой семьи, повы­шение рождаемости и создание надлежащих условий для пер­вичной социализации детей не являются достаточными. Оза­боченные поисками источников существования, обеспечени­ем хотя бы минимального благосостояния, родители тем са­мым сокращают время, отводимое на общение с детьми, недос­таточно обращают внимания на их обучение и воспитание, совместное проведение досуга. В результате дети перестают играть в жизни семьи первостепенную роль, улучшение мате­риального положения для многих родителей становится само­целью. Все это негативно сказывается на культуре межлично­стных отношений, духовно-моральных ценностях семьи, ее стабильности.

Формирование у детей ценностных ориентации – наиболее сложный аспект семейного воспитания. Те семьи, где нет люб-пи и согласия, за редким исключением, не могут воспитать сво­их детей добрыми, честными, милосердными людьми. Неприязненные отношения, а часто и враждебность между родите­лями обедняют палитру межличностных отношений, негатив­но воздействуют на воспитание детей. Если дети теряют ува­жение, не чувствуют любви к родителям, воспитательные воз­действия последних не будут иметь результата.

Итак, наиболее характерными проблемами для современ­ной семьи, которые требуют государственно-общественного решения, являются:

разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных тра­диций;

дефицит мужского влияния в воспитания детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;

дестабилизирующее влияние пьянства, цинизма, жестоко­сти и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;

резкое сокращение межличностных внутрисемейных и меж­семейных отношений, отсутствие доверия между членами семьи;

обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и со­вместного проведения семьей свободного времени;

психолого-педагогическая неграмотность родителей.

Для того чтобы решить перечисленные и некоторые дру­гие проблемы, необходимо реально усилить политику государ­ства в отношении семьи, заинтересованность общества в ее жизнедеятельности. С этой целью прежде всего в планах со­циально-экономического развития страны и регионов необхо­димо предусматривать и осуществлять меры поддержки, защи­ты и помощи семье, всячески содействовать росту авторитета семьи в обществе, пропагандировать и поддерживать положи­тельный опыт семейного воспитания. Особое внимание следу­ет обращать на кризисные семьи, где нарушена позитивная ос­нова преемственности поколений.

В воспитании детей чрезвычайно важным представляется постоянное взаимодействие семьи и школы. Партнерские отно­шения между учителями и родителями должны быть прочны­ми и всесторонними, особенно что касается семей, имеющих детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и ее главные нравственные качества. Результат взаимодействия наиболее продуктивен, если между родителя­ми и учителями начальных классов устанавливаются дове­рительные, взаимообогащающие контакты, затрагивающие все стороны обучения и воспитания детей, способствующие повы­шению педагогической культуры родителей.


1000
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!