Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Цель воспитания как теоретическая и практическая проблема»

/ Педагогика
Контрольная,  30 страниц

Оглавление

Введение
1. Система целей воспитания
2. Содержание понятия "всестороннее развитие личности"
3. Формирование у воспитанника научного мировоззрения
4. Цель воспитания в современных педагогических учениях Запада
5. Общая и индивидуальная цели воспитания
6. Цель воспитания и содержание образования и воспитания
Заключение

Список использованной литературы

1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова И.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 1996
2. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1982
3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1960. Т. 16
4. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. №3
5. Платон. Диалоги. М., 1986
6. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999
7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., 2000
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1997
9. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999
10. Сорокин II. Человек, цивилизация, общество. М., 1992
11. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998
12. Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л.И. Новиковой: В 2-х кн. М., 1993
13. Щуркова Н.Е. Воспитание как педагогическое явление // Кн. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995
14. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998
15. Эксперимент по Программе воспитательной работы / Кочетов А.И. и др. Ярославль, 2004


Работа похожей тематики


Организация процесса достижения цели у шимпанзе

 

В целенаправленной деятельности обычно выделяют несколько последовательных этапов, а именно: возникновение потребности, формирование мотивации, актуализация цели и ее достижение. Однако существуют ситуации, когда цель привносится извне и ее достижение не связано с реализацией доминирующей мотивации. Встает вопрос, с помощью какого физиологического механизма организуется целенаправленное поведение в этом случае.

Еще в 1916 году И.П. Павлов пришел к мысли о том, что таким механизмом является особый рефлекс – рефлекс цели, который отличается и от условного, и от безусловного рефлексов. Он писал: «Анализ деятельности животных и людей приводит меня к заключению, что между рефлексами должен быть установлен особый рефлекс, рефлекс цели – стремление к обладанию определенным раздражающим предметом, понимая и обладание, и предмет в широком смысле слова» (Павлов).

Следовательно, если при условном и безусловном рефлексах решающим фактором в организации поведения животного и человека является внешнее воздействие, то при рефлексе цели к ним добавляется еще активное отношение к этому воздействию. Рассматривая возможность человека работать с одинаковой энергией как для великой, так и для пустой цели, И.П. Павлов пришел к выводу о том, что «...надо отделять сам акт стремления от смысла и ценности цели и что сущность дела заключается в стремлении, а цель – дело второстепенное» (Там же. С. 307). Наличие такого рефлекса создает объективные предпосылки для осуществления собирательства, коллекционирования в самом широком смысле, начиная с отдельных предметов и кончая системами знания, полученными разными способами, включая и телевизионную информацию.

Однако случилось так, что ни одно из положений И.П.Павлова, сформулированных в работе «Рефлекс цели», длительное время не было предметом систематических экспериментальных разработок, хотя и были теоретические изыскания. Так, П.К. Анохин (1962, 1968) полагал, что его концепция функциональной системы даст возможность глубже понять физиологические процессы, определяющие целенаправленное поведение. П.В. Симонов (1987,1989) сопоставил рефлекс цели с представлением о потребности вооружиться знаниями и умениями, с мотивацией достижения.

Проблемой мотивации достижения интересовались и зарубежные исследователи (Heckhausen, 1986; McFarland, 1988).

Все авторы сходились во мнении, что серьезным препятствием для анализа данной деятельности является отсутствие методик количественной оценки факторов, определяющих стремление к цели и ее достижение. Нужна была методика, с помощью которой можно было бы анализировать не только содержательную сторону процесса достижения цели, но и его побудительные и направляющие силы.

В 1985 году нами была разработана методика, названная методикой приближающейся цели (Способ..., 1988). Она позволила создать объективные условия для решения научных задач, поставленных И.П. Павловым, и иметь количественную оценку этого процесса.Достижение цели – сложный динамический процесс, в ходе которого меняются расстояние до цели, скорость ее приближения, время достижения, величина и ценность цели, вероятность ее достижения, действие внутри- и межвидовых факторов. Методика приближающейся цели как раз и позволяет анализировать каждый из перечисленных факторов как в отдельности, так и в их совокупности.

Используя методику приближающейся цели в экспериментах на высших и низших обезьянах, детях 2-3 лет и взрослых людях, мы установили закономерности взаимодействия живого организма с меняющимися условиями окружающей среды на этапах процесса целедостижения.

Была обнаружена количественная зависимость между скоростью приближения цели, характером поведенческих, инструментальных реакций и динамикой сердечного ритма у всех испытуемых. Оказалось, что в диапазоне скоростей 90-50 мм/с преобладала реакция сосредоточения на действующем раздражителе без внешних признаков положительного и отрицательного реагирования при высокой продуктивности инструментальных действий и сердечном ритме, близком к исходным значениям.

При увеличении скорости до 125 мм/с наблюдались усиление эмоционально-положительного реагирования, повышение продуктивности инструментальной деятельности и учащение сердечного ритма.

При скорости 250 мм/с и выше появлялся азарт, при котором коэффициент продуктивности (КП) инструментальных действий и частота сердечных сокращений достигали максимальных значений.

Уменьшение скорости движения цели (ниже 50 мм/с) приводило к тому, что спокойное сосредоточение сменялось напряжением на фоне усиления эмоционально-отрицательных реакций. Продуктивность инструментальных действий снижалась, сердечный ритм замедлялся, а его вариабельность увеличивалась.

При скоростях ниже 20 мм/с эмоционально начали доминировать отрицательные реакции, появлялись отказы от достижений цели. Если отказы от продолжения деятельности превышали 60 с, эксперимент прерывался во избежание нарушений высшей нервной деятельности, а паузу в 60 с рассматривали как критическую.

Анализ полученного материала привел нас к заключению, что существуют три группы испытуемых, где критической скоростью, при которой они еще способны реализовать достижение цели, являются 20,10 и 5 мм/с.

Таким образом была установлена количественная и качественная зависимость между величинами скоростей, с одной стороны, и продуктивностью инструментальных действий и сердечным ритмом – с другой. При этом эмоциональные реакции и реакции сосредоточения-преодоления, т.е. реакции саморегуляции, закономерно и последовательно изменялись в зависимости от скорости приближения цели.

Далее была проанализирована роль расстояния между испытуемым и целью. Оказалось, что при помещении цели на расстоянии до 120 – 200 мм возникали усиливающиеся по мере уменьшения расстояния эмоционально-положительные реакции, которые сопровождались учащением сердечного ритма. Нередко в этих случаях возникали попытки достать цель напрямую, прекращая инструментальные действия. По мере увеличения расстояния сила эмоционально-положительного реагирования уменьшалась.

Достижение цели на дистанции 350-500 мм (в пределах вытянутой руки) сопровождалось спокойным сосредоточением на цели, а продуктивность инструментальной реакции и сердечный ритм не отличались стабильностью.

При еще большем увеличении расстояния спокойное сосредоточение сменялось напряженным сосредоточением, одновременно нарастала и сила эмоционально-отрицательных реакций. Продуктивность инструментальных действий снижалась, сердечный ритм замедлялся, нарастала его вариабельность.На расстоянии между испытуемым и целью, достигавшем 700-1000 мм (в пределах двух вытянутых рук), как и при низкой скорости, возникали отказы от целедостижения. Таким образом, увеличение расстояния до цели, равно как и замедление скорости ее достижения, закономерно и последовательно изменяли характер эмоционального реагирования, инструментальных реакций и сердечного ритма. Кроме этого, полученные результаты дали основание заключить, что у обезьян при определении расстояния до цели существует своя система измерения – длина кисти, длина руки в неподвижном состоянии и длина прыжка с места.

Следующим этапом эксперимента было выявление роли времени в процессе достижения цели.

Если цель достигалась в пределах 4 с, у антропоидов доминировали положительные реакции, на рубеже 5-10 с – появлялось спокойное сосредоточение, затем – напряженное сосредоточение с элементами отрицательного реагирования. После 20-30 с отрицательное реагирование усиливалось настолько, что наблюдались достоверное урежение сердечного ритма, увеличение его вариабельности, а также снижение продуктивности инструментальных действий. Критическим стало время 100 с. Далее наступали длительные отказы от достижения цели.

Принцип системной организации функций мозга позволяет сделать вывод о том, что в процессе онтогенетического развития приматов для реализации рефлекса цели существуют три системы оценки, а именно: расстояние до раздражителя (цели), скорость и время его достижения.

В самом же процессе достижения в пространственно-временно-скоростной динамической структуре окружающей среды важную роль играют закономерные изменения и последовательность включения активационных механизмов – ориентировочного рефлекса, положительных эмоций, сосредоточения-преодоления, отрицательных эмоций. В каждой из этих систем происходит дискретный (квантовый) анализ соответствующего физического параметра, который вызывает дискретные (квантовые) изменения в гомеостазе организма.

Если в конкретные кванты расстояния, скорости или времени, присущие данному индивидууму, цель не достигается, последовательно возникают ориентировочно-исследовательские реакции, реакции сосредоточения-преодоления и эмоционально-отрицательные. И наоборот, достижение цели в кванты для каждого параметра у каждого субъекта вызывают эмоционально-положительные реакции, стимулирующие мотивацию достижения цели.

Возникновение перечисленных активационных реакций является физиологическим показателем процессов удовлетворения и неудовлетворения потребностей организма (Анохин, 1968; Сыренский, 1973; Симонов, 1981; и др.). Анализ собственных и литературных данных дает основание заключить, что в рамках рефлекса цели формируются, как минимум, три потребности достижения цели: достижение ее с оптимального расстояния, с оптимальной скоростью и за оптимальное для субъекта время.

Рефлекс цели представляется нам как целостная интегративная система, включающая в себя ряд подсистем, каждая из которых имеет жесткую внутреннюю программу. Отсюда ответная реакция организма на стремление достичь цели есть результирующая (вектор) от фактов удовлетворения или неудовлетворения потребностей в каждой из подсистем рефлекса цели. Иными словами, рефлекс цели имеет полипотребностную основу. В процессе приближения цели к испытуемому с постоянной скоростью физические параметры расстояния и времени будут меняться. Следовательно, будут меняться и его физиологическое значение, и характер его ответных реакций.

Рассмотрим конкретный пример.

Допустим, что исходное расстояние от испытуемого до цели равно 1000 мм, а скорость достижения цели – 50 мм/с. Исходно расстояние выступает в роли отрицательного фактора, а скорость и время достижения цели еще неизвестны и не имеют конкретных значений. Прогноз в данной ситуации определяется предшествующим опытом и условиями достижения цели. Следовательно, в указанных условиях основной силой, влияющей на процесс достижения цели, является отрицательная эмоция, обусловленная величиной удаления от цели. При отсутствии иных воздействий положительного характера, например, таких, как ценность цели, или низкой мотивации вообще достижение цели было бы невозможным.

Предположим, что под влиянием некоторых положительных стимулов инструментальные действия все же начались и цель достигла отметки 500 мм, то в этой точке фактор расстояния утрачивает свое отрицательное значение, но еще и не приобретает положительного, т.е. он нейтрален. Скорость 50 мм/с активирует напряженное сосредоточение и реакцию преодоления. Время 10 с, за которое цель приблизилась к испытуемому, также активирует реакции напряженного сосредоточения и преодоления.

Следовательно, на отметке расстояния в 500 мм, скорости 50 мм/с и реальном времени приближения цели 10 с все перечисленные факторы активируют реакции преодоления и сосредоточения, которые являются основной побудительной силой процесса достижения цели, не считая ее ценности.

При приближении цели к отметке 100 мм фактор расстояния начинает оказывать сильное эмоционально-положительное воздействие. Скорость не меняет своего значения, а время еще не перешло отрицательного значения (18 с). Таким образом, на этой отметке стремление к цели определяется положительным воздействием фактора расстояния и реакцией преодоления, вызванной скоростью. По мере приближения цели к испытуемому будет нарастать эмоционально-положительное реагирование, и цель будет достигнута.

Установление названных закономерностей позволяет четко прогнозировать характер ответной реакции организма при количественном изменении физических условий достижения цели: расстояния, скорости, времени. В трудных ситуациях, когда факторы расстояния, скорости и времени имели отрицательное значение, роль ценности цели возрастала. Таким образом, теоретическое представление И.П.Павлова о второстепенности цели, как таковой, имеет частное, а не общее значение.

Особый интерес представляет управление реакцией преодоления как базовым механизмом для формирования воли. Реакция преодоления возникает в случае, когда нет ни резкого увеличения вероятности достижения цели, ни снижения ее, т. е. когда вероятность достижения близка к 0,5. Именно реакция преодоления является основным стимулом для целенаправленной деятельности.

Кроме указанных факторов, на процесс достижения цели оказывают влияние сформированные внутри- и межвидовые отношения. Было установлено, что при совместной деятельности двух шимпанзе процесс целедостижения в большей мере зависит от режима работы. Когда приближение приманки не зависит от того, как два шимпанзе нажимают кнопку (одновременно или нет), доля участия их в инструментальной деятельности быстро становится различной: то одна обезьяна, то другая использует действия партнера. При зависимом режиме работы, когда цель приближается только при одновременной совместной деятельности обеих обезьян, доля участия каждой в общем процессе возрастает. А через месяц у них формируется потребность работать вдвоем.

При совместной инструментальной деятельности двух шимпанзе, когда только синхронное нажатие на кнопки приводило к движению ленты транспортера и достижению приманки, трудные состояния с отказами обезьян от деятельности развивались постепенно.

Преодолению этих трудностей способствовало усиление эмоционально-положительного воздействия человека. Обычно деятельность начиналась так: экспериментатор спокойным голосом давал команду «Лель, Чингис, работаем!» и ставил приманку на ленту транспортера. После каждого отказа от целедостижения экспериментатор эмоционально-положительным, призывным голосом несколько раз повторял команду, и шимпанзе принимались за работу, глядя на человека и получая заряд положительных эмоций. Это способствовало возобновлению совместной деятельности и достижению цели. Реакция содействия действиям человека подкреплялась эмоционально-положительным воздействием, исходящим от человека. В процессе преодоления трудностей при общении с человеком у антропоидов возникало такое сильное возбуждение, которое иначе, как наслаждением, не назвать.

Следует подчеркнуть, что в процессе преодоления трудностей у шимпанзе возникало сильное нервное напряжение, проявляющееся в усилении двигательной активности, реакции саморегуляции и в изменении динамики сердечного ритма (тахи- или брадиаритмии). Межвидовая форма взаимодействия человека и шимпанзе и взаимного содействия тормозила у антропоидов потребность сохранения организменного гомеостаза. Этот факт наводит на мысль, что не только человек, но и шимпанзе способны на первосигнальном уровне бессознательно пренебрегать удовлетворением потребности сохранения жизни.

Взаимоотношения между человеком и антропоидами в лабораторных условиях складываются из двух составляющих -содействия и противодействия.

При общении со знакомым человеком у обезьян доминирует первая составляющая, при общении с незнакомым человеком – вторая.

В первом случае человек и шимпанзе становятся соучастниками процесса, где действия одного дополняют действия другого. В результате формируется функциональная система, где каждый работает не только для себя, но и помогает другому. Ярким примером является эксперимент с шимпанзе Чингисом, который 26 раз (!) доставал индифферентный раздражитель (фишку), не подкрепляемый пищей, взаимодействуя с человеком. Достав фишку, Чингис пододвигал ее к экспериментатору, тот ставил фишку на исходное место в лабиринт, и все начиналось сначала. Такая совместная деятельность осуществлялась на основе игровой мотивации.

Как только заменили экспериментатора, поведение шимпанзе резко изменилось. Возобладали агрессия, манифестации, снижение продуктивности инструментальных действий.

Общение высших и низших приматов с человеком – составная часть общения вообще, а последнее – одна из важнейших жизненных потребностей. На базе этой потребности формируется обобщенный рефлекс цели, где целью является не просто стремление к человеку, а стремление содействовать его действиям. Вот почему общение с человеком играет такую большую роль в организации поведения шимпанзе. Оно является базой для формирования обобщенного рефлекса цели.

A. Maslou (1943) полагал, что потребности в пище, воде первичны, над ними надстраиваются потребности в общении, познании и др., а на вершине иерархической организации возникает потребность в самоактуализации. При этом автор считал, что потребности высшего уровня возникают по мере удовлетворения потребностей низшего. В этой связи интерес представляют суждения Ф. Энгельса: «...человек вел борьбу не только за существование, но и за наслаждение и за увелиге-ние своих наслаждений... готов был для высшего наслаждения отречься от низших». И далее: «Борьба за существование, -если мы на момент оставим здесь в силе эту категорию, – превращается, таким образом, в борьбу за наслаждения...»

           С позиций физиологии наслаждение надо понимать как сильное возбуждение, складывающееся из положительных и отрицательных эмоций, ориентировочно-исследовательского рефлекса и реакции преодоления. Это такое взаимодействие названных физиологических механизмов, при котором достигается положительный результат на фоне сильного общего возбуждения.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!