Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Введение
Глава 1. Особенности межличностного общения у подростков в школьном коллективе
1.1.Особенности группового общения подростков
1.2.Положение подростка в коллективе как фактор формирования личности
1.3.Структура межличностных отношений в учебном коллективе
Глава 2. Практическое изучение межличностных отношений
2.1. Методы исследования межличностных отношений среди подростков
2.2. Проведение тренинговых занятий как метода коррекции межличностных отношений среди подростков
Заключение
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999
2. Алферов А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
4. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник. М., 2001
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997
6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1990
7. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М., 1991
8. Кон И.С. Дружба. М., 1980
9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980
10. Краковский А.П. О подростках. М., 1970
11. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974
12. Леонтьев Д.А. Развитие идей самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. №3
13. Лийметс Х.Й. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений // Проблемы подготовки к общению: Материалы симпозиума. М., 1979
14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986
15. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989
16. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991
17. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001
18. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М., 1999
20. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. М., 2001
21. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1998
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М., 1998
23. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб., 1999
24. По материалам сборника: Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возраста / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987
25. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998
26. Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1985
27. Психологический словарь // В.В. Давыдов, В.П. Зинченко и др. М., 1996
28. Развитие личности ребенка / Под ред. Фонарева. М., 1987
29. Рапопорт С.Х. Эстетика общения. Культура поведения школьника // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983
30. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999
31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. В 2-х кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. М., 2000
32. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., 2000
33. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. М., 1995
34. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2000
35. Щукина Г.И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности // Советская педагогика. 1983. №11
36. Экман П. Почему дети лгут. М., 1993
37. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995
38. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994
39. Байярд Р.Т., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991
40. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1999
41. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999
42. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998
43. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. №3
44. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989
Совместная коллективная деятельность
Основная роль в этом деле принадлежит учителю начальных классов, поскольку формирование союза детей и социально ответственных взрослых во многом зависит от его знаний, умений, культуры, а главное – желания. Безусловно, нужны усилия и с другой стороны. Однако если младшие школьники с удовольствием включаются в совместную коллективную деятельность со взрослыми, то родители, как свидетельствует наш опыт, идут на это осторожно, подчас нехотя, задумываются о необходимости своего участия в ней. В данном случае можно дать учителю следующий совет: набраться терпения и убеждать членов семьи в полезности, необходимости совместной внеклассной деятельности с детьми. Постепенно родители поймут: когда радуется их ребенок – для mix это счастье. И пусть будет больше таких минут, которые со временем «перерастут» в часы, в целую счастливую жизнь для младших и старших.
Важно знать, что только совместная деятельность, направленная на то, чтобы доставить радость себе и другим людям, порождает сотрудничество как высшую форму взаимодействия. Сотрудничество – главное условие создания содружества, группы людей, которых объединяют общие цели, задачи, заботы и др.
Для содружества прежде всего характерны: систематическое стремление его членов к достижению намеченных целей и задач, решение которых направлено на благо ребенка; разнообразие форм взаимодействия, которые при определенных условиях становятся традиционными; саморазвитие, самосовершенствование каждого из участников в результате позитивного влияния друг на друга; готовность к взаимопомощи; постоянное движение в развитии как сообщества детей и взрослых в целом, так и каждого в отдельности.
Несомненно, без заинтересованности всех участников воспитательного процесса невозможно добиться единства, целостности школьно-семейного воспитания, достичь эффективности воспитательной системы. Чтобы родители детей были субъектами этой системы, многое в жизни класса надо делать с семьей сообща. Это позволит, как отмечает Л.И. Маленкова, решать множество воспитательных задач;
установить дружеские отношения сотрудничества, передавать опыт творческой деятельности;
от старших к младшим передавать умения и навыки в разнообразных видах деятельности;
нормализовывать семейные отношения детей и родителей (на виду у других) за счет позитивного сотрудничества;
формировать позитивное отношение к материальным и духовным ценностям;
родителям лучше узнавать своих детей, а учителю – родителей;
повышать профессионализм родителей;
достигать большего охвата учащихся различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.
Для решения перечисленных и других задач учитель начальных классов не только вовлекает членов семьи своих учащихся в систему воспитательной работы класса, но через нее как бы косвенным путем программирует, стимулирует развитие разнообразной полезной деятельности детей и взрослых в домашних условиях, продуцируя таким образом семейную воспитывающую среду – решающий фактор воспитания ребенка.
Изменения современной жизни заставляют ученых, практиков по-иному подходить к трактовке роли среды, средового подхода в воспитании. Другие подходы в развитии ребенка (личностный, индивидуальный и др.), без учета социокультурного и природного контекстов, теряют свою силу.
Под средовым подходом отдельные ученые понимают «систему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата», т.е. этот подход рассматривается ими в качестве способа познания и развития личности.
Особого осмысления (учителем, родителями и др.) требует суть понятия «поддержка», без которой невозможно включение старших и младших в совместную деятельность.
Поддержка бывает разной. Можно постоянно вмешиваться ко внутренний мир людей, настоятельно что-то рекомендовать, независимо от их состояния, реакции, согласия и т.п., и считать это поддержкой, что, как правило, приводит к негативным последствиям (приспособлению, «защите», уходу личности «в себя» и др.). Есть и другой вариант, при котором понятия «поддержка», «поддержать» задают определенные педагогические смыслы:
помочь другому обрести уверенность; подкрепить то положительное, что есть в личности; удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.
Как показали наши исследования, люди, принимавшие участие в судьбе другого, стремящиеся помочь другому, сами, как правило, активные, творческие. Если отнести сказанное к родителям, то таких первоначально, с приходом их ребенка в школу, немного. Поэтому очень важно выбрать с ними правильную линию в работе: ставить в ситуацию творчества; формировать установку, готовность на добрые дела; привлекать к жизни детей класса ее новизной и т.п. Однако это возможно при максимальном привлечении членов семьи к совместной с детьми и педагогами деятельности. Именно соблюдение данного условия (требования) способствует повышению культуры родителей, составной частью которой является педагогическая культура. Как реализовать это условие?
Из опыта работы в рамках модели «Ориентир» предлагаем некоторые рекомендации.
Четко организовывать начало учебного года.
Именно перед началом совместной работы важно решить многие вопросы, уточнить позиции.
Первую встречу с родителями детей-шестилеток начинайте не с того, какие купить тетради, фломастеры и т.п. (хотя г это необходимо), а с разговора на тему «Создадим содружество в процессе которого постарайтесь убедить родителей в том, что только совместными усилиями (их и учителя) можно поддержать ребенка, помочь ему в трудную минуту, позаботиться о его благополучии. Важно, чтобы дети как дома, так г в школе чувствовали себя комфортно, уютно, не боялись за свои социальные и индивидуальные достижения, не огорчались, с радовались приходу родителей в школу.
Прежде всего договоритесь с родителями о следующем какие формы работы наиболее приемлемы для них по участии: (парами, группами, индивидуально) в совместной деятельности с детьми; когда этот вопрос на протяжении года решается (в нашей практике – на родительском собрании, в конце каждого месяца); кем определяется объем работы (это делает учитель: возможно, в процессе совместного обсуждения учителя и участвующих в деле родителей и др.); что берется за основу участия в жизнедеятельности детей класса (желание; очередность; определение объема работы с учетом интересов родителей, их умений в том или ином деле и т.п.); как и когда обобщаются, анализируются результаты родительской помощи (на собрании: в конце каждой четверти; постоянно в «Картотеке добрых дел»: результаты частично представлены в видеоматериалах, альбомах и т.п.) и др.
Тщательно следите за выполнением общих договоренностей, тактично напоминайте о них родителям («Что-то вы давно не принимали участия в делах класса. Случилось что-нибудь?» или «Какую помощь можете предложить детям в операции «Птичий дом ? и др.). Из этого процесса не исключайте г детей – они ни о чем не забудут, ничего не упустят, лишь намекните им. чтобы напомнили родителям о предстоящем деле Именно дети (своей неподдельной радостью, счастливыми ли нами) помогут родителям утвердиться в мысли о необходимо-era взаимодействия со школой, с учителем, со своими одноклассниками и сверстниками в добрых делах на пользу людям. При этом не следует забывать, что одних разговоров недостаточно – нужна интересная совместная деятельность, в процессе которой рождается, развивается, стимулируется активность всех и каждого.
Разнообразить содержание и формы совместной деятельности.
Безусловно, совместная деятельность прежде всего должна быть интересной, значимой для детей, а взрослые им в этом помогут.
При определении содержания деятельности рекомендуем исходить из психологических особенностей ребят младшего школьного возраста: подвижности, любознательности, свежести и яркости восприятия, большой впечатлительности, отзывчивости на окружающее, непосредственности реакций и др. С одной стороны, у младших школьников высокий уровень активности в деятельности, а с другой – ее надо постоянно стимулировать, поддерживать. Как показало наше исследование, если ребенок постоянно находится в активной позиции по отношению к совместной с родителями деятельности, то и взрослые относятся к ней позитивно.
Деятельность сама по себе не создает еще системы коллективных ценностей. Для этого необходимо, чтобы она стала значимой для человека. Что же касается совместной деятельности детей и взрослых, то для ее эффективности важно содействовать появлению, развитию и закреплению определенных ценностей в коллективе; активно воздействовать на эмоциональную сферу жизни как детей, так и взрослых; способствовать формированию удовлетворенности общением. Всего этого можно добиться при постоянном развитии совместной деятельности, которая представляется «как самодвижение, как изменение непрерывного потока активности, который существует лишь при наличии внешних условий» (А.Н. Леонтьев). Эти условия представлены нами в следующем виде: новизна содержания деятельности (например, не все четыре года к празднику 8 Марта – литмонтаж в стихах для мам, а спектакль «Ру-ду-ду», «Путешествие по профессиям мам» и др.); значимость деятельности для детей и взрослых (родители помогли – и дети освоили «азбуку вежливых слов»; все вместе изучили экологически опасные места в ближайшем окружении; провели операцию «Капелька», приняли решение о водосбережении и др.); связь с личным опытом участников деятельности (максимальное использование и учет опыта ребенка, компенсация его нехватки опытом взрослых; дети в период экскурсии с удовольствием наблюдают за облаками – белогривыми лошадками, за тучками – вечными странниками, а учитель или родители помогают им соединить эти наблюдения в некое единое торжество их мыслей, чувств, надежд – в сказку, рассказ и др.); усложнение содержания деятельности (например, по воспитанию этикета в подготовительном классе с детьми организуется серия занятий «Азбука вежливых слов», в первом – «Вежливость и речевой этикет», во втором и третьем – «Речевой этикет и культура речи»); соответствие деятельности внутренним запросам детей (и дети, и взрослые радуются, что день прошел во взаимных заботах, в делах, приносящих пользу людям: посадили дерево, сделали птичий домик, порадовали друг друга совместным пением, помогли бабушке или дедушке и т.п.).
Несомненно, хорошо организованная деятельность способствует целенаправленному воздействию на такие сферы жизнедеятельности ребенка, как связи и отношения со взрослыми (общение); разносторонняя деятельность; внутренний мир школьника его потребности, интересы, убеждения, идеалы и др. Это особенно важно знать родителям, чьи дети занимают неблагоприятное положение в коллективе. Этой категории родителей надо всячески стремиться к участию в коллективной деятельности, а не избегать ее, чтобы «подставить» плечо своему ребенку, помочь ему занять достойное место в классе в сложившихся отношениях со сверстниками, с друзьями.
Механизм управления деятельностью людей чрезвычайно сложен и имеет различные уровни, каждый из которых предполагает наличие определенных, специфических стимулов, побуждающих социальную активность, и располагает разнообразными методами и средствами регуляции поведения участников деятельности.
Как свидетельствует наш опыт, для эффективности коллективной деятельности очень важны устойчивая общность целей.
Как этого добиться? Только при соблюдении в любом деле ряда следующих условий (требований), таких, как:
постановка цели, выдвижение перспективы, формирование готовности;
коллективное планирование предстоящей деятельности;
наличие авторитетных и полномочных органов по управлению коллективной деятельностью; .
ежедневная организаторская работа;
творческое содружество старших и младших в совместной деятельности;
анализ результатов деятельности.
Чем чаще вы будете привлекать непосредственно или опосредованно к этой работе семью, тем крепче будет ваша связь с ней, которая постепенно перерастет во взаимодействие, основанное на поддержке, взаимовыручке и т.п.
К ежедневной организаторской работе, как правило, подключаются лишь те родители (члены семьи), которые изъявили желание участвовать в том или ином занятии, деле, празднике (в роли гостей, участников дела, спонсоров, устроителей и т.п.). Однако это не означает, что в процессе подготовительной работы учитель не обратится за помощью к другим.
Очень важно, чтобы участие семьи в совместной с детьми и учителем деятельности носило творческий характер. Если родители стремятся стать полноправными членами содружества детей и взрослых, то они должны способствовать его развитию. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «каждый должен вносить в коллектив что-то свое, творить счастье и радость для других». Поэтому родители экспериментальных классов обдумывали (иногда вместе с учителем), что интересное расскажут детям на том или ином занятии, какой «сюрприз» преподнесут им и т.п. Это всегда радовало детей, удивляло, особенно тех, чьи папы и мамы представали в неожиданной для них роли (инструктора в турпоходе, ведущего на празднике, затейника в игре, изготовителя инвентаря, например к КТД «Ледяные скульптуры», руководителя кружка и др.). Дети искренне этому радовались, у них усиливалось чувство собственной значимости, ощущение заботы о них со стороны родителей.
При организации деятельности младших школьников не следует забывать, что ее содержание, без определенной стимуляции, не всегда вызывает у них интерес. Детей больше привлекает процесс, которому можно придать игровой, увлекательный характер за счет формы его организации.
Однообразие форм всегда порождает серость и скуку, снижает силу воздействия на детей, отторгает и их, и родителей от участия в деятельности. Поэтому содержание деятельности, ее формы должны выступать в единстве, соответствовать возрасту детей, отличаться своим разнообразием, иметь выход на практический результат – приносить пользу и радость людям, быть эффективными.
Как показало наше исследование, очень важно, чтобы дети не только слушали, наблюдали, но и сами принимали активное участие в происходящей жизни класса. В нашей работе этому способствовали КТД («Мой четвероногий друг», «Народные потешки, народные забавы», «Хозяюшка», «Опасно – безопасно», «Читающая семья», «На радость людям», «SOS – мусор!», «Мои обязанности дома», «Листопад» и др.!), которые успешно сочетались с играми, беседами, путешествиями, тренингами й др.
КТД всегда отличается своей необычностью, что вызывает неподдельную и острую детскую увлеченность этой формой работы. Она интересна и для родителей: привлекает их нетрадиционной организацией, новизной содержания, возможностью принять участие не только детям, но и старшим.
Стремиться к единству учебной и внеклассной деятельности.
Для обеспечения, развития данного единства необходимо соблюдать некоторые условия.
Планировать внеклассную работу в тесной взаимосвязи с учебной (например, занятия по блоку «Наш внутренний мир» могут быть продолжены на уроках по курсу «Человек и мир»; обучение детей основам безопасности жизнедеятельности начинается на уроках, а продолжено циклом занятий «Денискины страшилки» во внеурочное время, и наоборот).
Внеклассная деятельность должна носить не только развлекательный, но и познавательный характер, иметь практическую направленность (например, в процессе известной игры «Жмурки» дети не только удовлетворяют свои желания в игре, в движении, но и изучают азбуку вежливых слов и т.п.).
Как в одном, так и в другом видах деятельности важно создавать ситуации для применения полученных знаний, стимулирования того или другого вида (например, на уроке «Человек и мир» дети выясняли сущность понятия «здоровье», а после уроков, в домашних условиях оформляли индивидуальный «паспорт» здоровья, учились за собой наблюдать, изучать свой организм, делать соответствующие записи и др.).
Именно такая взаимосвязь учебной и внеклассной деятельности позволяет включить процесс обучения в воспитательную систему класса, дает родителям возможность убедиться в полезности их единства. К внеклассной воспитывающей деятельности легче подключиться членам семьи, легче строить гуманистические отношения в рамках «учитель – дети – родители», принося пользу детям, себе, всему содружеству.
Создавать и развивать традиции.
Для эффективности коллективной деятельности важны не только степень ее организованности, но и богатство положительных традиций. Прекрасно, когда традиции становятся нормой жизни коллектива.
В рамках модели «Ориентир» создано большое количество замечательных традиций, которые стимулируют развитие совместной деятельности детей и родителей. Приведем некоторые из них.
Привлечение родителей к планированию воспитательной работы. Перед составлением на четверть (месяц) плана «Наши дела» детям поручается попросить родителей (членов семьи) о помощи в оформлении анкеты «Хочу, мечтаю, предлагаю». Интересно и предложение учителя принять участие вместе, с детьми в заочной игре «Калейдоскоп добрых дел». С этой целью каждая семья бросает в специальный «почтовый» ящик конвертик с предложением о проведении в классе совместного с детьми праздника, КТД, игры и т.п. В этих делах, как правило, родители – активные участники, что помогает им лучше узнать своих детей, их интересы, мысли, уделить им больше внимания в обсуждении насущных проблем, подумать о собственном участии в своеобразном разнообразии жизнедеятельности ребенка и т.п.
Выполнение детьми традиционных поручений (цветовода, хозяина класса, библиотекаря, затейника, журналиста и др.) с последующим обсуждением работы через 2-3 недели в соответствии с ритуалом вызывало у родителей постоянный интерес, привлекало к оказанию посильной помощи. Дети, наоборот, гордились выполняемыми их родителями поручениями: руководителя детского кружка (эту работу некоторые выполняли в домашних условиях с группой детей), участника родительского комитета, постоянного режиссера по организации праздников, массовика-затейника и др. С такой интересной, разнообразной традиционной деятельностью детей и взрослых надо постоянно знакомить всех членов содружества, вовлекать в нее, подводить ее итоги. Это дает возможность поддерживать, особенно у членов семьи, позитивное отношение к школе.
Замечательно, когда каждая учебная четверть (можно взять за основу и сезоны года) традиционно завершается спектаклем, в подготовке которого родители могут принять самое активное участие, например, спектакли «Чудо-гриб», «Рукавичка», «Звездочка» и др.
Дети гордятся такой традицией, которая позволяет по-особому встречать пришедшего в класс гостя. Помогают в этом и родители. Так, на уроках технологии или в домашних условиях изготавливаются подарки-самоделки. Находятся они в сувенирных корзинках в определенном месте.
По своей натуре дети очень щедры. Дарение сувениров вызывает у них искреннюю радость, они постоянно стремятся к пополнению «сундука», рассказывают о подарках старшим, показывают их и т.п. И это очень хорошо, что ребята заняты полезным делом, к которому привлечены и родители. Чем больше будет таких дел у детей, тем богаче будет их духовный мир.
Чтобы научить младших школьников делать свою жизнь разнообразнее, полноценнее, необходимо не изолировать их от всего, а вовлекать в посильные дела. Таковыми из них, направленными на заботу о природе, человеке, были «Светлячок», «Капелька», «Доктор», «Визитка» и др. Некоторые из этих операций проводились только родителями и детьми без участия учителя, так как методика этих операций проста, традиционна.
Чтобы вызвать у родителей чувства радости и гордости за детей, себя, учителя за участие в такой деятельности, необходимо постоянно знакомить всех с ее результатами. С этой целью можно использовать множество средств: выставки, подготовка видеоматериалов, альбомов с фотографиями (оформляют отдельные родители – традиционное поручение), которые каждая семья с удовольствием может посмотреть дома, взяв напрокат; своеобразные письменные послания родителям с благодарностью за работу ребенка или самого родителя (в этих целях может быть использован и телефонный разговор); «календарь задании» – карточка, на которой родителям (особенно в подготовительном и первом классах) после проведения дела пишется обязательно в повелительном наклонении небольшое послание (например, после игры «Тили-бом» – «Поговорите сегодня с детьми о пожаре и пожарниках», после игры «Волшебные жмурки»-»Скажите Марине побольше вежливых слов», после КТД «Паспорт здоровья» – «Помогите Вадиму записать в «паспорт здоровья» данные о себе» и т.п.).
Эти и другие средства позволяют школе и семье объединяться за счет открытости отношений, осмысления сделанного, полезности совместной работы и др.
Дифференцировать работу с семьей.
Опыт показывает, что есть категория родителей, которых мало интересуют проблемы в школе. Они заняты своими проблемами, непоколебимы в своем отношении к школе, уверены в правильности воспитания сына или дочери. Таких родителей небольшой процент. С позиции их характеристики – они самые разные: от деловых до просто пассивных, ленивых людей; часто это неблагополучные семьи. Тем не менее сотой категорией родителей можно и нужно работать ради их же детей. Выстраивая отношения с такими родителями, учитель должен постоянно обращать их внимание на заботу о ребенке, его благополучии и т.п.
В таких неблагополучных семьях, как правило, ребенок страдает, хотя не всегда об этом говорит, чаще мирится со своим положением. И относиться к нему надо по-особому, чтобы хоть как-то согреть его маленькую душу. С родителями же следует терпеливо договариваться, иногда идя на определенные уступки.
Некоторые из родителей сами редко проявляют инициативу, не откликаются на просьбы учителя, поэтому надо им тактично предлагать по возможности ту пли иную работу в классе, обязательно ссылаясь при этом на ребенка (например, «Вы представляете, как Ирочка обрадуется»), на внимание учителя («Вы знаете, какую большую услугу Вы мне окажете»), на участие в совместной радости («Приходите! Дети так ждут премьеры спектакля») и др.
Наш опыт работы показал, что очень важно этой категории родителей давать возможность выбора деятельности, времени участия и т.п. Так. один из отцов (относится к категории деловых) однажды сказал: «У меня нет времени приходить и смотреть ваши танцульки»'. Учительница его спросила: «А чем Вы можете порадовать своего ребенка?» Он призадумался. Учительница добавила: «Может, профинансируете закупку сладостей к празднику? Мы объявим об этом детям. Представьте, как обрадуется Андрей!» Человек повеселел и ответил: «Это я сделаю с удовольствием».
Другой из родителей перед проведением КТД «Снежные скульптуры» воскликнул: «Мы с женой и в субботу работаем!»
«Прекрасно! – сказала учительница. – В свободное время изготовьте нам хорошие метлы, чтобы расчищать снег. Мы покажем ваши изделия участникам КТД. Вы не представляете, как будет радостно Ксении!»
«Сделаем с удовольствием», – ответил отец.
Подобных примеров можно привести множество. Они свидетельствуют о том, что к каждой семье, к каждому из родителей следует найти свой подход. На наш взгляд, решение проблемы в следующем: надо принимать родителей такими, какие они есть; строить отношения на основе уважения, такта, выдержки и т.п. Не секрет, что иногда необходимо уступать, выжидать, авансировать похвалой и т.п. Главное, не доводить взаимоотношения до конфликта. Помнить, что для некоторых людей необходимо время для установления доверительных отношений.
С этой категорией родителей хорошо вести разговоры наедине, чаше привлекать их к беседам, и, конечно, постоянно показывать полезность для них и для детей классного содружества.
Если взаимодействия с родителями не получается, отношения складываются не на пользу ребенку, то следует прибегнуть к помощи социального педагога, психолога. При этом очень важно не упустить время.
Оборудовать для родителей специальное место.
Это можно сделать в классе, в рекреации и т.п. Здесь родители могут что-то почитать, познакомиться с интересными материалами, отдохнуть, если ребенок задерживается.
Родители не должны стоять под дверью классной комнаты, как закрытого учреждения. Двери класса для них всегда должны быть открыты.Для родителей может быть изготовлено и специальное информационное табло (««Уголок для родителей» или «Для вас, родители» и др.). При этом помните, что это не наглядная агитация, а своеобразное средство, которое является как бы связующим звеном между учителем и родителями. Стенд размещается невысоко, лучше – на уровне глаз человека, имеет традиционные рубрики с постоянно меняющимся содержанием. Это могут быть, например, следующие:
«Примите участие». Написаны на месяц дела детей и социально ответственных взрослых с указанием фамилий тех родителей (с их согласия), которые примут участие в названных делах .
«Скоро в классе». По мере проведения объявляются те дела, в которых участвуют все родители (семьи).
«Прочитайте». Выставляются книги, которые рекомендуется прочитать. Неэффективно вывешивать список литературы. Хорошо, если предлагаемая книга на ту тему, по которой проводятся внеклассные или классные занятия. Например, дети изучают права ребенка, а родителям предлагаются документы или книги по этой проблеме.
«Возьмите напрокат». Представлены видеоматериалы праздников, КТД, игр и т.п.; аудиокассеты с текстами небольших лекций для родителей; альбомы с фотографиями об участии детей и взрослых в совместной деятельности.
«Картотека добрых дел». На специальной карточке родители отмечают ту работу, которая ими выполнена (участие в делах, помощь и т.п.).
««Папки-передвижки». В отдельных папках подобраны и сгруппированы по темам материалы по педагогике, психологии, медицине и др., например «Осторожно, улица», «Экомир семьи», «Ребенок и деньги» и т.п.
«Полюбуйтесь чудом». Здесь размещены творческие работы детей (поделки, рисунки и т.п.); выставляется иногда и то, чем любовались дети в тот или иной день (осенние листья, гроздь рябины, цветок незабудки и др.).
«Календарь заданий». Это задания, о которых уже шла речь. Даются с той целью, чтобы поддерживать постоянную связь с семьей; знакомят родителей с тем, чем занимался ребенок в школе. Главное, чтобы эти задания были четкими, конкретными, не отнимали у родителей и учителя много времени.
Привлекать к рефлексивной деятельности.
Как отмечают психологи, в формировании личности большая роль принадлежит механизму рефлексии (осознание своих достоинств, состояний). Рефлексивность позволяет воспитателю (учителю, родителям и др.) анализировать свои действия, корректировать их, совершенствовать культуру самопознания, что особенно важно для родителей. Не случайно древнегреческие мудрецы на храме Аполлона в Дельфах увековечили тезис «Познай самого себя», который может стать прекрасным ориентиром в жизни для каждого человека. Современные же родители, как показывает анализ практики, в большинстве своем непоколебимы в верности «своим» принципам воспитания, в ненадобности собственного обучения.
Для педагога, постоянно заботящегося о развитии воспитательной системы класса, субъектами которой являются как дети, так и взрослые, очень важно уметь управлять рефлексией, побуждать к ней каждого (ребенка, родителя, самого себя).
Как привлечь к этому процессу родителей? Прежде всего не оставлять незавершенной ту деятельность, в которой они участвовали самостоятельно («Вам понравились изготовленные вами атрибуты к ритуалу смены детьми поручений?», «Как вы думаете, какие из видов кормушек для птиц можно попробовать сделать предстоящей весной?»), вместе с детьми («Что понравилось?», «Что можно было бы сделать по-другому?», «Что учесть на будущее?», «Когда вам было очень радостно (грустно)?» и др.).
В процессе чтения лекций, выступлений, разговоров с родителями очень важно побуждать их к самоанализу своего поведения, действий, поступков и др. («Подумайте, а может вы не правы. Я бы призадумалась, прежде чем так поступать»; «Андрей часто говорит дома неправду о своих успехах в школе. Давайте вместе порассуждаем о причинах этого» и др.). Но привлечение родителей к рефлексии с целью наставить их на путь истинный требует от педагога определенных знаний из области педагогики, физиологии и других наук. Ответы на некоторые из этих вопросов вы найдете в главе 3 данного пособия.
Совместность деятельности детей и социально ответственных взрослых не означает постоянной ее открытости для тех или других. Например, у детей имеются свои секреты от старших, а у родителей и учителя – свои «тайны». Учитель и родители могут просто посидеть вместе за чашкой чая, порассуждать о полезности или бесполезности того, что делали в процессе четверти (месяца), о том, что получилось или не получилось и почему и т.д. В любом случае подобные разговоры надо завершать на оптимистической ноте, чтобы каждый из родителей уходил домой с хорошим настроением, с надеждой на лучшее.
Наш опыт свидетельствует о том, что наибольший эффект такие «пятиминутки-разговоры», как мы их называем, дают тогда, когда в них участвуют и папы, и мамы, что, безусловно, трудно сделать, однако не следует отчаиваться, постоянная работа в этом направлении поможет через полгода-год решить эту проблему.
К рефлексивной деятельности родителей надо постоянно побуждать вопросом, намеком, конкретным предложением и т.п., например: «Вы всей семьей обсудили, что так будет лучше или сами приняли решение?», «Я бы на вашем месте подумала, правильно ли это», «Вместе с отцом спокойно взвесьте дома все «за» и «против» такого решения», «Считаю, что вы поступаете опрометчиво. Подумайте» и др.
Немаловажным является и индивидуальный подход к каждому из собеседников. Однако надо хорошо всесторонне знать человека, чтобы заставить задуматься, принять предложение другого. Только ваша искренность, открытость, уважение к ребенку и родителям помогут в этом, поэтому не следует исключать и себя из рефлексивной деятельности. Всегда следует подумать: «Права (прав) ли я?», «Что могу изменить в своем поведении?», «Что мне надо почитать, чтобы знать больше по тому или иному вопросу?». «Уважают ли меня родители? Если нет, то почему?» и т.д. Это поможет вам в личностно-профессиональном продвижении.
Несомненно, каждый из педагогов анализирует себя, размышляет о своих достоинствах и недостатках. Однако важно, к каким выводам он приходит, что за этим следует, как этот самоанализ «работает» на развитие воспитательной системы, на благо ребенку, семье и педагогу лично. Не случайно в некоторых странах, например в Германии, способность педагога к рефлексии ставится на одно из первых мест в его характеристике.
Следовательно, только в процессе коллективной деятельности младшие и старшие вовлекаются в различные связи и зависимости, что является основой для создания такого типа воспитательных отношений, который И.П. Иванов назвал «творческим содружеством поколений», имеющим оптимальные возможности для развития каждого.
Вне совместной деятельности содружества не создашь, поскольку нет общих целей, общей радости, чувства удовлетворенности сделанным и самим собой и т.п. Это давно пора понять нам, взрослым, чтобы не упускать время. Полезно обратить внимание и на опыт других стран мира, где ребенок – главная забота школы и семьи, их совместных усилий.
Ученые (К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова и др.) отмечают, что в управлении процессом совместной деятельности, которая является основой воспитательной системы школы (системы класса), учитель должен уметь реализовывать такие функции, как аналитическая, просветительско-пропагандистекая, исследовательская, диагностическая, прогностическая и др. Без этого эффективное функционирование и развитие воспитательной системы невозможно.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!