Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Влияние внутриколлективных отношений на формирование личности в коллективе»

/ Педагогика
Курсовая,  58 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности межличностного общения у подростков в школьном коллективе
1.1.Особенности группового общения подростков
1.2.Положение подростка в коллективе как фактор формирования личности
1.3.Структура межличностных отношений в учебном коллективе
Глава 2. Практическое изучение межличностных отношений
2.1. Методы исследования межличностных отношений среди подростков
2.2. Проведение тренинговых занятий как метода коррекции межличностных отношений среди подростков
Заключение

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999
2. Алферов А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
4. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник. М., 2001
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997
6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1990
7. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М., 1991
8. Кон И.С. Дружба. М., 1980
9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980
10. Краковский А.П. О подростках. М., 1970
11. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974
12. Леонтьев Д.А. Развитие идей самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. №3
13. Лийметс Х.Й. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений // Проблемы подготовки к общению: Материалы симпозиума. М., 1979
14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986
15. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989
16. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991
17. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001
18. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М., 1999
20. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. М., 2001
21. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1998
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М., 1998
23. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб., 1999
24. По материалам сборника: Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возраста / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987
25. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998
26. Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1985
27. Психологический словарь // В.В. Давыдов, В.П. Зинченко и др. М., 1996
28. Развитие личности ребенка / Под ред. Фонарева. М., 1987
29. Рапопорт С.Х. Эстетика общения. Культура поведения школьника // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983
30. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999
31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. В 2-х кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. М., 2000
32. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., 2000
33. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. М., 1995
34. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2000
35. Щукина Г.И. Исследование проблемы активизации учебно-познавательной деятельности // Советская педагогика. 1983. №11
36. Экман П. Почему дети лгут. М., 1993
37. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995
38. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994
39. Байярд Р.Т., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991
40. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1999
41. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999
42. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998
43. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. №3
44. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989


Работа похожей тематики


Совместная коллективная деятельность

 

Основная роль в этом деле принадлежит учителю началь­ных классов, поскольку формирование союза детей и социаль­но ответственных взрослых во многом зависит от его знаний, умений, культуры, а главное – желания. Безусловно, нужны усилия и с другой стороны. Однако если младшие школьники с удовольствием включаются в совместную коллективную дея­тельность со взрослыми, то родители, как свидетельствует наш опыт, идут на это осторожно, подчас нехотя, задумываются о необходимости своего участия в ней. В данном случае можно дать учителю следующий совет: набраться терпения и убеждать членов семьи в полезности, необходимости совместной вне­классной деятельности с детьми. Постепенно родители поймут: когда радуется их ребенок – для mix это счастье. И пусть будет больше таких минут, которые со временем «перерастут» в часы, в целую счастливую жизнь для младших и старших.

Важно знать, что только совместная деятельность, направлен­ная на то, чтобы доставить радость себе и другим людям, порожда­ет сотрудничество как высшую форму взаимодействия. Сотруд­ничество – главное условие создания содружества, группы лю­дей, которых объединяют общие цели, задачи, заботы и др.

Для содружества прежде всего характерны: систематичес­кое стремление его членов к достижению намеченных целей и задач, решение которых направлено на благо ребенка; разно­образие форм взаимодействия, которые при определенных ус­ловиях становятся традиционными; саморазвитие, самосовер­шенствование каждого из участников в результате позитивно­го влияния друг на друга; готовность к взаимопомощи; посто­янное движение в развитии как сообщества детей и взрослых в целом, так и каждого в отдельности.

Несомненно, без заинтересованности всех участников воспитательного процесса невозможно добиться единства, целостности школьно-семейного воспитания, достичь эффек­тивности воспитательной системы. Чтобы родители детей были субъектами этой системы, многое в жизни класса надо делать с семьей сообща. Это позволит, как отмечает Л.И. Ма­ленкова, решать множество воспитательных задач;

установить дружеские отношения сотрудничества, переда­вать опыт творческой деятельности;

от старших к младшим передавать умения и навыки в раз­нообразных видах деятельности;

нормализовывать семейные отношения детей и родителей (на виду у других) за счет позитивного сотрудничества;

формировать позитивное отношение к материальным и духовным ценностям;

родителям лучше узнавать своих детей, а учителю – роди­телей;

повышать профессионализм родителей;

достигать большего охвата учащихся различными форма­ми воспитательной работы, влиянием различных личностей.

Для решения перечисленных и других задач учитель на­чальных классов не только вовлекает членов семьи своих уча­щихся в систему воспитательной работы класса, но через нее как бы косвенным путем программирует, стимулирует развитие разнообразной полезной деятельности детей и взрослых в до­машних условиях, продуцируя таким образом семейную воспи­тывающую среду – решающий фактор воспитания ребенка.

Изменения современной жизни заставляют ученых, прак­тиков по-иному подходить к трактовке роли среды, средового подхода в воспитании. Другие подходы в развитии ребенка (личностный, индивидуальный и др.), без учета социокультур­ного и природного контекстов, теряют свою силу.

Под средовым подходом отдельные ученые понимают «си­стему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования вос­питательного результата», т.е. этот подход рассматривается ими в качестве способа познания и развития личности.

Особого осмысления (учителем, родителями и др.) требует суть понятия «поддержка», без которой невозможно вклю­чение старших и младших в совместную деятельность.

Поддержка бывает разной. Можно постоянно вмешиваться ко внутренний мир людей, настоятельно что-то рекомендовать, независимо от их состояния, реакции, согласия и т.п., и считать это поддержкой, что, как правило, приводит к негативным последствиям (приспособлению, «защите», уходу личности «в себя» и др.). Есть и другой вариант, при котором понятия «под­держка», «поддержать» задают определенные педагогические смыслы:

помочь другому обрести уверенность; подкрепить то положительное, что есть в личности; удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.

Как показали наши исследования, люди, принимавшие участие в судьбе другого, стремящиеся помочь другому, сами, как правило, активные, творческие. Если отнести сказанное к родителям, то таких первоначально, с приходом их ребенка в школу, немного. Поэтому очень важно выбрать с ними пра­вильную линию в работе: ставить в ситуацию творчества; фор­мировать установку, готовность на добрые дела; привлекать к жизни детей класса ее новизной и т.п. Однако это возможно при максимальном привлечении членов семьи к совместной с деть­ми и педагогами деятельности. Именно соблюдение данного условия (требования) способствует повышению культуры ро­дителей, составной частью которой является педагогическая культура. Как реализовать это условие?

Из опыта работы в рамках модели «Ориентир» предлага­ем некоторые рекомендации.

Четко организовывать начало учебного года.

Именно перед началом совместной работы важно решить многие вопросы, уточнить позиции.

Первую встречу с родителями детей-шестилеток начинай­те не с того, какие купить тетради, фломастеры и т.п. (хотя г это необходимо), а с разговора на тему «Создадим содруже­ство в процессе которого постарайтесь убедить родителей в том, что только совместными усилиями (их и учителя) можно поддержать ребенка, помочь ему в трудную минуту, позабо­титься о его благополучии. Важно, чтобы дети как дома, так г в школе чувствовали себя комфортно, уютно, не боялись за свои социальные и индивидуальные достижения, не огорчались, с радовались приходу родителей в школу.

Прежде всего договоритесь с родителями о следующем какие формы работы наиболее приемлемы для них по участии: (парами, группами, индивидуально) в совместной деятельнос­ти с детьми; когда этот вопрос на протяжении года решается (в нашей практике – на родительском собрании, в конце каж­дого месяца); кем определяется объем работы (это делает учи­тель: возможно, в процессе совместного обсуждения учителя и участвующих в деле родителей и др.); что берется за основу участия в жизнедеятельности детей класса (желание; очеред­ность; определение объема работы с учетом интересов родите­лей, их умений в том или ином деле и т.п.); как и когда обоб­щаются, анализируются результаты родительской помощи (на собрании: в конце каждой четверти; постоянно в «Картотеке добрых дел»: результаты частично представлены в видеомате­риалах, альбомах и т.п.) и др.

Тщательно следите за выполнением общих договореннос­тей, тактично напоминайте о них родителям («Что-то вы дав­но не принимали участия в делах класса. Случилось что-ни­будь?» или «Какую помощь можете предложить детям в опера­ции «Птичий дом ? и др.). Из этого процесса не исключайте г детей – они ни о чем не забудут, ничего не упустят, лишь на­мекните им. чтобы напомнили родителям о предстоящем деле Именно дети (своей неподдельной радостью, счастливыми ли нами) помогут родителям утвердиться в мысли о необходимо-era взаимодействия со школой, с учителем, со своими одно­классниками и сверстниками в добрых делах на пользу людям. При этом не следует забывать, что одних разговоров недоста­точно – нужна интересная совместная деятельность, в процес­се которой рождается, развивается, стимулируется активность всех и каждого.

Разнообразить содержание и формы совместной деятель­ности.

Безусловно, совместная деятельность прежде всего долж­на быть интересной, значимой для детей, а взрослые им в этом помогут.

При определении содержания деятельности рекомендуем исходить из психологических особенностей ребят младшего школьного возраста: подвижности, любознательности, свеже­сти и яркости восприятия, большой впечатлительности, отзыв­чивости на окружающее, непосредственности реакций и др. С одной стороны, у младших школьников высокий уровень ак­тивности в деятельности, а с другой – ее надо постоянно сти­мулировать, поддерживать. Как показало наше исследование, если ребенок постоянно находится в активной позиции по от­ношению к совместной с родителями деятельности, то и взрос­лые относятся к ней позитивно.

Деятельность сама по себе не создает еще системы коллек­тивных ценностей. Для этого необходимо, чтобы она стала зна­чимой для человека. Что же касается совместной деятельности детей и взрослых, то для ее эффективности важно содействовать появлению, развитию и закреплению определенных ценностей в коллективе; активно воздействовать на эмоциональную сфе­ру жизни как детей, так и взрослых; способствовать формиро­ванию удовлетворенности общением. Всего этого можно до­биться при постоянном развитии совместной деятельности, которая представляется «как самодвижение, как изменение не­прерывного потока активности, который существует лишь при наличии внешних условий» (А.Н. Леонтьев). Эти условия пред­ставлены нами в следующем виде: новизна содержания деятель­ности (например, не все четыре года к празднику 8 Марта – лит­монтаж в стихах для мам, а спектакль «Ру-ду-ду», «Путешествие по профессиям мам» и др.); значимость деятельности для детей и взрослых (родители помогли – и дети освоили «азбуку веж­ливых слов»; все вместе изучили экологически опасные места в ближайшем окружении; провели операцию «Капелька», при­няли решение о водосбережении и др.); связь с личным опытом участников деятельности (максимальное использование и учет опыта ребенка, компенсация его нехватки опытом взрослых; дети в период экскурсии с удовольствием наблюдают за обла­ками – белогривыми лошадками, за тучками – вечными стран­никами, а учитель или родители помогают им соединить эти наблюдения в некое единое торжество их мыслей, чувств, на­дежд – в сказку, рассказ и др.); усложнение содержания деятель­ности (например, по воспитанию этикета в подготовительном классе с детьми организуется серия занятий «Азбука вежливых слов», в первом – «Вежливость и речевой этикет», во втором и третьем – «Речевой этикет и культура речи»); соответствие де­ятельности внутренним запросам детей (и дети, и взрослые ра­дуются, что день прошел во взаимных заботах, в делах, прино­сящих пользу людям: посадили дерево, сделали птичий домик, порадовали друг друга совместным пением, помогли бабушке или дедушке и т.п.).

Несомненно, хорошо организованная деятельность способ­ствует целенаправленному воздействию на такие сферы жизне­деятельности ребенка, как связи и отношения со взрослыми (общение); разносторонняя деятельность; внутренний мир школьника его потребности, интересы, убеждения, идеалы и др. Это особенно важно знать родителям, чьи дети занимают неблагоприятное положение в коллективе. Этой категории ро­дителей надо всячески стремиться к участию в коллективной деятельности, а не избегать ее, чтобы «подставить» плечо сво­ему ребенку, помочь ему занять достойное место в классе в сло­жившихся отношениях со сверстниками, с друзьями.

Механизм управления деятельностью людей чрезвычайно сложен и имеет различные уровни, каждый из которых пред­полагает наличие определенных, специфических стимулов, по­буждающих социальную активность, и располагает разнооб­разными методами и средствами регуляции поведения участни­ков деятельности.

Как свидетельствует наш опыт, для эффективности коллек­тивной деятельности очень важны устойчивая общность целей.

Как этого добиться? Только при соблюдении в любом деле ряда следующих условий (тре­бований), таких, как:

постановка цели, выдвижение перспективы, формирование готовности;

коллективное планирование предстоящей деятельности;

наличие авторитетных и полномочных органов по управ­лению коллективной деятельностью; .

ежедневная организаторская работа;

творческое содружество старших и младших в совместной деятельности;

анализ результатов деятельности.

Чем чаще вы будете привлекать непосредственно или опос­редованно к этой работе семью, тем крепче будет ваша связь с ней, которая постепенно перерастет во взаимодействие, осно­ванное на поддержке, взаимовыручке и т.п.

К ежедневной организаторской работе, как правило, под­ключаются лишь те родители (члены семьи), которые изъяви­ли желание участвовать в том или ином занятии, деле, празд­нике (в роли гостей, участников дела, спонсоров, устроителей и т.п.). Однако это не означает, что в процессе подготовитель­ной работы учитель не обратится за помощью к другим.

Очень важно, чтобы участие семьи в совместной с детьми и учителем деятельности носило творческий характер. Если родители стремятся стать полноправными членами содруже­ства детей и взрослых, то они должны способствовать его раз­витию. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «каждый должен вно­сить в коллектив что-то свое, творить счастье и радость для других». Поэтому родители экспериментальных классов обду­мывали (иногда вместе с учителем), что интересное расскажут детям на том или ином занятии, какой «сюрприз» преподнесут им и т.п. Это всегда радовало детей, удивляло, особенно тех, чьи папы и мамы представали в неожиданной для них роли (ин­структора в турпоходе, ведущего на празднике, затейника в игре, изготовителя инвентаря, например к КТД «Ледяные скульптуры», руководителя кружка и др.). Дети искренне это­му радовались, у них усиливалось чувство собственной значи­мости, ощущение заботы о них со стороны родителей.

При организации деятельности младших школьников не следует забывать, что ее содержание, без определенной стиму­ляции, не всегда вызывает у них интерес. Детей больше привле­кает процесс, которому можно придать игровой, увлекатель­ный характер за счет формы его организации.

Однообразие форм всегда порождает серость и скуку, сни­жает силу воздействия на детей, отторгает и их, и родителей от участия в деятельности. Поэтому содержание деятельности, ее формы должны выступать в единстве, соответствовать возрас­ту детей, отличаться своим разнообразием, иметь выход на практический результат – приносить пользу и радость людям, быть эффективными.

Как показало наше исследование, очень важно, чтобы дети не только слушали, наблюдали, но и сами принимали ак­тивное участие в происходящей жизни класса. В нашей рабо­те этому способствовали КТД («Мой четвероногий друг», «Народные потешки, народные забавы», «Хозяюшка», «Опас­но – безопасно», «Читающая семья», «На радость людям», «SOS – мусор!», «Мои обязанности дома», «Листопад» и др.!), которые успешно сочетались с играми, беседами, путешестви­ями, тренингами й др.

КТД всегда отличается своей необычностью, что вызыва­ет неподдельную и острую детскую увлеченность этой формой работы. Она интересна и для родителей: привлекает их нетра­диционной организацией, новизной содержания, возмож­ностью принять участие не только детям, но и старшим.

Стремиться к единству учебной и внеклассной деятель­ности.

Для обеспечения, развития данного единства необходимо соблюдать некоторые условия.

Планировать внеклассную работу в тесной взаимосвязи с учебной (например, занятия по блоку «Наш внутренний мир» могут быть продолжены на уроках по курсу «Человек и мир»; обучение детей основам безопасности жизнедеятельности на­чинается на уроках, а продолжено циклом занятий «Денискины страшилки» во внеурочное время, и наоборот).

Внеклассная деятельность должна носить не только раз­влекательный, но и познавательный характер, иметь практи­ческую направленность (например, в процессе известной игры «Жмурки» дети не только удовлетворяют свои желания в игре, в движении, но и изучают азбуку вежливых слов и т.п.).

Как в одном, так и в другом видах деятельности важно создавать ситуации для применения полученных знаний, сти­мулирования того или другого вида (например, на уроке «Че­ловек и мир» дети выясняли сущность понятия «здоровье», а после уроков, в домашних условиях оформляли индивидуаль­ный «паспорт» здоровья, учились за собой наблюдать, изучать свой организм, делать соответствующие записи и др.).

Именно такая взаимосвязь учебной и внеклассной деятель­ности позволяет включить процесс обучения в воспитательную систему класса, дает родителям возможность убедиться в полез­ности их единства. К внеклассной воспитывающей деятельно­сти легче подключиться членам семьи, легче строить гуманис­тические отношения в рамках «учитель – дети – родители», принося пользу детям, себе, всему содружеству.

Создавать и развивать традиции.

Для эффективности коллективной деятельности важны не только степень ее организованности, но и богатство положи­тельных традиций. Прекрасно, когда традиции становятся нор­мой жизни коллектива.

В рамках модели «Ориентир» создано большое количество замечательных традиций, которые стимулируют развитие со­вместной деятельности детей и родителей. Приведем некоторые из них.

Привлечение родителей к планированию воспитательной работы. Перед составлением на четверть (месяц) плана «Наши дела» детям поручается попросить родителей (членов семьи) о помощи в оформлении анкеты «Хочу, мечтаю, предлагаю». Интересно и предложение учителя принять участие вместе, с детьми в заочной игре «Калейдоскоп добрых дел». С этой целью каждая семья бросает в специальный «почтовый» ящик конвер­тик с предложением о проведении в классе совместного с деть­ми праздника, КТД, игры и т.п. В этих делах, как правило, ро­дители – активные участники, что помогает им лучше узнать своих детей, их интересы, мысли, уделить им больше внимания в обсуждении насущных проблем, подумать о собственном уча­стии в своеобразном разнообразии жизнедеятельности ребен­ка и т.п.

Выполнение детьми традиционных поручений (цветовода, хозяина класса, библиотекаря, затейника, журналиста и др.) с последующим обсуждением работы через 2-3 недели в соответ­ствии с ритуалом вызывало у родителей постоянный интерес, привлекало к оказанию посильной помощи. Дети, наоборот, гордились выполняемыми их родителями поручениями: руко­водителя детского кружка (эту работу некоторые выполняли в домашних условиях с группой детей), участника родительско­го комитета, постоянного режиссера по организации праздников, массовика-затейника и др. С такой интересной, разнооб­разной традиционной деятельностью детей и взрослых надо постоянно знакомить всех членов содружества, вовлекать в нее, подводить ее итоги. Это дает возможность поддерживать, осо­бенно у членов семьи, позитивное отношение к школе.

Замечательно, когда каждая учебная четверть (можно взять за основу и сезоны года) традиционно завершается спектаклем, в подготовке которого родители могут принять самое актив­ное участие, например, спектакли «Чудо-гриб», «Рукавичка», «Звездочка» и др.

Дети гордятся такой традицией, которая позволяет по-осо­бому встречать пришедшего в класс гостя. Помогают в этом и родители. Так, на уроках технологии или в домашних услови­ях изготавливаются подарки-самоделки. Находятся они в суве­нирных корзинках в определенном месте.

По своей натуре дети очень щедры. Дарение сувениров вызывает у них искреннюю радость, они постоянно стремятся к пополнению «сундука», рассказывают о подарках старшим, показывают их и т.п. И это очень хорошо, что ребята заняты полезным делом, к которому привлечены и родители. Чем боль­ше будет таких дел у детей, тем богаче будет их духовный мир.

Чтобы научить младших школьников делать свою жизнь разнообразнее, полноценнее, необходимо не изолировать их от всего, а вовлекать в посильные дела. Таковыми из них, направ­ленными на заботу о природе, человеке, были «Светлячок», «Ка­пелька», «Доктор», «Визитка» и др. Некоторые из этих опера­ций проводились только родителями и детьми без участия учи­теля, так как методика этих операций проста, традиционна.

Чтобы вызвать у родителей чувства радости и гордости за детей, себя, учителя за участие в такой деятельности, необхо­димо постоянно знакомить всех с ее результатами. С этой целью можно использовать множество средств: выставки, под­готовка видеоматериалов, альбомов с фотографиями (оформ­ляют отдельные родители – традиционное поручение), которые каждая семья с удовольствием может посмотреть дома, взяв на­прокат; своеобразные письменные послания родителям с бла­годарностью за работу ребенка или самого родителя (в этих целях может быть использован и телефонный разговор); «ка­лендарь задании» – карточка, на которой родителям (особен­но в подготовительном и первом классах) после проведения дела пишется обязательно в повелительном наклонении неболь­шое послание (например, после игры «Тили-бом» – «Погово­рите сегодня с детьми о пожаре и пожарниках», после игры «Волшебные жмурки»-»Скажите Марине побольше вежливых слов», после КТД «Паспорт здоровья» – «Помогите Вадиму записать в «паспорт здоровья» данные о себе» и т.п.).

Эти и другие средства позволяют школе и семье объеди­няться за счет открытости отношений, осмысления сделанно­го, полезности совместной работы и др.

Дифференцировать работу с семьей.

Опыт показывает, что есть категория родителей, которых мало интересуют проблемы в школе. Они заняты своими про­блемами, непоколебимы в своем отношении к школе, уверены в правильности воспитания сына или дочери. Таких родителей небольшой процент. С позиции их характеристики – они самые разные: от деловых до просто пассивных, ленивых людей; час­то это неблагополучные семьи. Тем не менее сотой категорией родителей можно и нужно работать ради их же детей. Выстра­ивая отношения с такими родителями, учитель должен посто­янно обращать их внимание на заботу о ребенке, его благопо­лучии и т.п.

В таких неблагополучных семьях, как правило, ребенок страдает, хотя не всегда об этом говорит, чаще мирится со сво­им положением. И относиться к нему надо по-особому, чтобы хоть как-то согреть его маленькую душу. С родителями же сле­дует терпеливо договариваться, иногда идя на определенные уступки.

Некоторые из родителей сами редко проявляют инициати­ву, не откликаются на просьбы учителя, поэтому надо им так­тично предлагать по возможности ту пли иную работу в клас­се, обязательно ссылаясь при этом на ребенка (например, «Вы представляете, как Ирочка обрадуется»), на внимание учителя («Вы знаете, какую большую услугу Вы мне окажете»), на уча­стие в совместной радости («Приходите! Дети так ждут премье­ры спектакля») и др.

Наш опыт работы показал, что очень важно этой катего­рии родителей давать возможность выбора деятельности, вре­мени участия и т.п. Так. один из отцов (относится к категории деловых) однажды сказал: «У меня нет времени приходить и смотреть ваши танцульки»'. Учительница его спросила: «А чем Вы можете порадовать своего ребенка?» Он призадумался. Учительница добавила: «Может, профинансируете закупку сладостей к празднику? Мы объявим об этом детям. Представь­те, как обрадуется Андрей!» Человек повеселел и ответил: «Это я сделаю с удовольствием».

Другой из родителей перед проведением КТД «Снежные скульптуры» воскликнул: «Мы с женой и в субботу работаем!»

«Прекрасно! – сказала учительница. – В свободное время изготовьте нам хорошие метлы, чтобы расчищать снег. Мы покажем ваши изделия участникам КТД. Вы не представляете, как будет радостно Ксении!»

«Сделаем с удовольствием», – ответил отец.

Подобных примеров можно привести множество. Они сви­детельствуют о том, что к каждой семье, к каждому из родите­лей следует найти свой подход. На наш взгляд, решение про­блемы в следующем: надо принимать родителей такими, какие они есть; строить отношения на основе уважения, такта, выдерж­ки и т.п. Не секрет, что иног­да необходимо уступать, выжидать, авансировать похвалой и т.п. Главное, не доводить взаимоотношения до конфликта. Помнить, что для некоторых людей необходимо время для ус­тановления доверительных отношений.

С этой категорией родителей хорошо вести разговоры на­едине, чаше привлекать их к беседам, и, конечно, постоянно по­казывать полезность для них и для детей классного содружества.

Если взаимодействия с родителями не получается, отноше­ния складываются не на пользу ребенку, то следует прибегнуть к помощи социального педагога, психолога. При этом очень важно не упустить время.

Оборудовать для родителей специальное место.

Это можно сделать в классе, в рекреации и т.п. Здесь роди­тели могут что-то почитать, познакомиться с интересными материалами, отдохнуть, если ребенок задерживается.

Родители не должны стоять под дверью классной комна­ты, как закрытого учреждения. Двери класса для них всегда должны быть открыты.Для родителей может быть изготовлено и специальное ин­формационное табло (««Уголок для родителей» или «Для вас, родители» и др.). При этом помните, что это не наглядная аги­тация, а своеобразное средство, которое является как бы связую­щим звеном между учителем и родителями. Стенд размещается невысоко, лучше – на уровне глаз чело­века, имеет традиционные рубрики с постоянно меняющимся содержанием. Это могут быть, например, следующие:

«Примите участие». Написаны на месяц дела детей и со­циально ответственных взрослых с указанием фамилий тех ро­дителей (с их согласия), которые примут участие в названных делах .

«Скоро в классе». По мере проведения объявляются те дела, в которых участвуют все родители (семьи).

«Прочитайте». Выставляются книги, которые рекомендует­ся прочитать. Неэффективно вывешивать список литературы. Хорошо, если предлагаемая книга на ту тему, по которой про­водятся внеклассные или классные занятия. Например, дети изу­чают права ребенка, а родителям предлагаются документы или книги по этой проблеме.

«Возьмите напрокат». Представлены видеоматериалы праздников, КТД, игр и т.п.; аудиокассеты с текстами неболь­ших лекций для родителей; альбомы с фотографиями об учас­тии детей и взрослых в совместной деятельности.

«Картотека добрых дел». На специальной карточке роди­тели отмечают ту работу, которая ими выполнена (участие в делах, помощь и т.п.).

««Папки-передвижки». В отдельных папках подобраны и сгруппированы по темам материалы по педагогике, психоло­гии, медицине и др., например «Осторожно, улица», «Экомир семьи», «Ребенок и деньги» и т.п.

«Полюбуйтесь чудом». Здесь размещены творческие рабо­ты детей (поделки, рисунки и т.п.); выставляется иногда и то, чем любовались дети в тот или иной день (осенние листья, гроздь рябины, цветок незабудки и др.).

«Календарь заданий». Это задания, о которых уже шла речь. Даются с той целью, чтобы поддерживать постоянную связь с семьей; знакомят родителей с тем, чем занимался ребенок в шко­ле. Главное, чтобы эти задания были четкими, конкретными, не отнимали у родителей и учителя много времени.

Привлекать к рефлексивной деятельности.

Как отмечают психологи, в формировании личности боль­шая роль принадлежит механизму рефлексии (осознание сво­их достоинств, состояний). Рефлексивность позволяет воспита­телю (учителю, родителям и др.) анализировать свои действия, корректировать их, совершенствовать культуру самопознания, что особенно важно для родителей. Не случайно древнегречес­кие мудрецы на храме Аполлона в Дельфах увековечили тезис «Познай самого себя», который может стать прекрасным ори­ентиром в жизни для каждого человека. Современные же ро­дители, как показывает анализ практики, в большинстве сво­ем непоколебимы в верности «своим» принципам воспитания, в ненадобности собственного обучения.

Для педагога, постоянно заботящегося о развитии воспи­тательной системы класса, субъектами которой являются как дети, так и взрослые, очень важно уметь управлять рефлекси­ей, побуждать к ней каждого (ребенка, родителя, самого себя).

Как привлечь к этому процессу родителей? Прежде всего не оставлять незавершенной ту деятельность, в которой они участвовали самостоятельно («Вам понравились изготовленные вами атрибуты к ритуалу смены детьми поручений?», «Как вы думаете, какие из видов кормушек для птиц можно попробо­вать сделать предстоящей весной?»), вместе с детьми («Что по­нравилось?», «Что можно было бы сделать по-другому?», «Что учесть на будущее?», «Когда вам было очень радостно (груст­но)?» и др.).

В процессе чтения лекций, выступлений, разговоров с ро­дителями очень важно побуждать их к самоанализу своего по­ведения, действий, поступков и др. («Подумайте, а может вы не правы. Я бы призадумалась, прежде чем так поступать»; «Андрей часто говорит дома неправду о своих успехах в шко­ле. Давайте вместе порассуждаем о причинах этого» и др.). Но привлечение родителей к рефлексии с целью наставить их на путь истинный требует от педагога определенных знаний из области педагогики, физиологии и других наук. Ответы на не­которые из этих вопросов вы найдете в главе 3 данного по­собия.

Совместность деятельности детей и социально ответствен­ных взрослых не означает постоянной ее открытости для тех или других. Например, у детей имеются свои секреты от старших, а у родителей и учителя – свои «тайны». Учитель и родители мо­гут просто посидеть вместе за чашкой чая, порассуждать о по­лезности или бесполезности того, что делали в процессе четвер­ти (месяца), о том, что получилось или не получилось и почему и т.д. В любом случае подобные разговоры надо завершать на оптимистической ноте, чтобы каждый из родителей уходил до­мой с хорошим настроением, с надеждой на лучшее.

Наш опыт свидетельствует о том, что наибольший эффект такие «пятиминутки-разговоры», как мы их называем, дают тогда, когда в них участвуют и папы, и мамы, что, безусловно, трудно сделать, однако не следует отчаиваться, постоянная работа в этом направлении поможет через полгода-год решить эту проблему.

К рефлексивной деятельности родителей надо постоянно побуждать вопросом, намеком, конкретным предложением и т.п., например: «Вы всей семьей обсудили, что так будет лучше или сами приняли решение?», «Я бы на вашем месте подумала, правильно ли это», «Вместе с отцом спокойно взвесьте дома все «за» и «против» такого решения», «Считаю, что вы поступаете опрометчиво. Подумайте» и др.

Немаловажным является и индивидуальный подход к каж­дому из собеседников. Однако надо хорошо всесторонне знать человека, чтобы заставить задуматься, принять предложение другого. Только ваша искренность, открытость, уважение к ребенку и родителям помогут в этом, поэтому не следует исклю­чать и себя из рефлексивной деятельности. Всегда следует по­думать: «Права (прав) ли я?», «Что могу изменить в своем по­ведении?», «Что мне надо почитать, чтобы знать больше по тому или иному вопросу?». «Уважают ли меня родители? Если нет, то почему?» и т.д. Это поможет вам в личностно-профессиональном продвижении.

Несомненно, каждый из педагогов анализирует себя, размыш­ляет о своих достоинствах и недостатках. Однако важно, к ка­ким выводам он приходит, что за этим следует, как этот само­анализ «работает» на развитие воспитательной системы, на бла­го ребенку, семье и педагогу лично. Не случайно в некоторых странах, например в Германии, способность педагога к рефлек­сии ставится на одно из первых мест в его характеристике.

Следовательно, только в процессе коллективной деятель­ности младшие и старшие вовлекаются в различные связи и зависимости, что является основой для создания такого типа воспитательных отношений, который И.П. Иванов назвал «творческим содружеством поколений», имеющим оптималь­ные возможности для развития каждого.

Вне совместной деятельности содружества не создашь, по­скольку нет общих целей, общей радости, чувства удовлетво­ренности сделанным и самим собой и т.п. Это давно пора по­нять нам, взрослым, чтобы не упускать время. Полезно обра­тить внимание и на опыт других стран мира, где ребенок – глав­ная забота школы и семьи, их совместных усилий.

          Ученые (К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова и др.) отме­чают, что в управлении процессом совместной деятельности, которая является основой воспитательной системы школы (си­стемы класса), учитель должен уметь реализовывать такие функции, как аналитическая, просветительско-пропагандист­екая, исследовательская, диагностическая, прогностическая и др. Без этого эффективное функционирование и развитие вос­питательной системы невозможно.


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!