Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Современная семья как фактор социализации личности»

/ Педагогика
Курсовая,  47 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности воспитания подростка в семье
1.1. Семья как фактор воспитания
1.2. Особенности воспитания подростка в семье
Глава 2. Практическое изучение особенностей воспитания подростка в семье
2.1. Задачи, содержание, анализ результатов на основе констатирующего эксперимента
Заключение

Список использованной литературы

1. Антонов А.И. Семья как институт среди других социальных институтов // Семья на пороге третьего тысячелетия. - М.: Просвещение, 1995. 378 с.
2. Афанасьева Т.М. Семья. - М.: Просвещение, 1985. 224 с.
3. Базенков И.Л. Психологические защитные механизмы и отношение в семье // Биология / Прил. к газ. "Первое сентября". - 1996. - №12. - С. 3-6
4. Валиева С.Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. - 1997. - №3. - С. 121-125
5. Васильева Э.К. Семья и ее функции. - М.: Педагогика, 1975. 297 с.
6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: Академия, 1999. 440 с.
7. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Просвещение, 1987. 287 с.
8. Георгшианов Т. О культуре семейных отношений // Воспитание школьников. - 1996. - №1. - С. 23-27
9. Гозман Л., Алешина Ю. Социальная психология исследования семьи // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1985. - №4. - С. 48-56
10. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 1998. 321 с.
11. Давыдов Ю. Ценность семьи, ее недуги и недруги // Семья и школа. - 1986. - №5. - С. 34-37
12. Дементьева И. Современная российская семья: трудности и надежды // Педагогика. - 1996. - №6. - С. 30-35
13. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: Академия, 1996. 532 с.
14. Думитрашку Т. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 135-143
15. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: ВЛАДОС, 1999. 290 с.
16. Иванова Л.В. Любовь и семья. - Смоленск, 1997. 231 с.
17. Иванченко С. Насилие в семье // Семья и школа. - 1998. - №2. - С. 10-11
18. Клемантовт И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников. - 1998. - №4. - С. 2-5
19. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Просвещение, 1988. 207 с.
20. Коломинский Я. Психология личности в семейных отношениях // Семейно-бытовая культура. - М.: Просвещение, 1993. 322 с.
21. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. 359 с.
22. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. - М.: Академия, 1999. 232 с.
23. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999. 184 с.
24. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник. - М.: Академический проект, 2001. 416 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - М.: Академия, 1999. 456 с.
26. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1998. 608 с.
27. Основы социальной работы: Учебник / Под ред. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1998. 368 с.
28. Пармон Э.А. Нравственно-психологический климат семьи и его влияние на формирование личности. - М.: Просвещение, 1988. 301 с.
29. Положение детей и молодежи в России. Проблемы, политика, благотворительная деятельность / Под ред. П. Ланган, Ю. Качаловой. - М.: Финансы и статистика, 2002. 480 с.
30. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. 192 с.
31. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М.: Просвещение, 1994. 310 с.
32. Рутман Э. Семья с разных точек зрения // Семья и школа. - 1993. - №1. - С. 4-6
33. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-Пресс, 1992. 190 с.
34. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997. 417 с.
35. Соловьев Н., Юстицки В. Культура семейных отношений. - М.: Педагогика, 1980. 307 с.
36. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. 416 с.
37. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М.: Педагогика, 1986. 310 с.
38. Спиваковская А.С. Психология семьи // Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2. - М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. 462 с.
39. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. - М.: Академия, 1999. 402 с.
40. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М.: Педагогика, 1996. 408 с.
41. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Педагогика, 1979. 365 с.
42. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. 512 с.
43. Штейнберг Е.Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия. - М.: МЗ-Пресс, 2002. 272 с.
44. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. 652 с.


Работа похожей тематики


Психофизиологические основы устойчивости семьи

 

Если придерживаться принципа устойчивости системы, то устойчивость семьи как социума в большой степени будет предопределяться устойчивостью ее членов. Однако достаточно ли только личностной устойчивости для того, чтобы семья стала устойчивой?

Вероятно, не последнюю роль здесь будут играть взаимоотношения и взаимодействия между ее членами, зависящие от индивидуальных психофизиологических особенностей, определяющих степень устойчивости (неустойчивости) каждого из них.

Система устойчивости предопределяется внешними и внутренними психофизиологическими условиями.

Поскольку взаимодействия и взаимоотношения между людьми – тоже деятельность, только психонервная, она также осуществляется в пространстве и времени, подчиняясь законам вероятностного прогнозирования в различных ситуациях. Иными словами, любой социум организуется в пространственно-скоростном и вероятностно-временном континуумах. С этих позиций семья является социоситуационной функциональной системой. При этом каждая такая система имеет свою психофизиологическую ауру.

Проанализируем социоситуационную систему с обозначенных позиций. У каждого члена семьи в доме есть свое любимое место, оптимальная (любимая) скорость взаимоотношения друг с другом и окружающими предметами, есть присущая только ему вероятность (частота) общения друг с другом, есть наиболее желательное время общения и самостоятельных занятий. Учитывая закономерности организации целенаправленной деятельности, можно заранее определить, в какой семье пространственно-скоростной и вероятностно-временной континуумы будут способствовать состоянию комфорта и дискомфорта.

Под психофизиологической совместимостью мы понимаем такое взаимодействие между членами семьи, при котором реализуются их жизненные интересы, удовлетворяются базисные потребности.

Комфортной ситуация является тогда, когда у каждого члена семьи есть свое место (территориальное и психологическое) и он может там находиться в любое время, не мешая другим; когда его потребности в общении с другими членами семьи (скорость) будет соответствовать или быть близкой тем скоростям, с которыми обращаются с ним другие; когда частота его общения будет близка к потребностям вероятности общения с ним других членов семьи, а время ответа (реакций) на его обращения будет близко времени реакций на обращение других. В противном случае возникнет дискомфорт в общении и совместном сосуществовании. Например, у каждого члена семьи есть свое любимое место и никто его произвольно не занимает, но у одного есть потребность общаться с другим часто, а у другого этой потребности нет. Или у одного есть потребность, чтобы ему отвечали сразу на поставленный вопрос, а у других этой потребности нет и т. д.

Таким образом, важнейшей психофизиологической предпосылкой для формирования комфортности в семье является близость пространственно-скоростной и вероятностно-временной организации социоситуационной системы. Фактически семейные отношения – это вектор от интеграла потребностей и взаимодействия между членами семьи.

Если социоситуационная система способствует формированию комфортности каждого члена семьи, то способствует также и формированию положительной ауры, влияющей на сохранение индивидуальной устойчивости каждого члена семьи и семьи в целом! В психофизиологически комфортной семье повышается стрессоустойчивость каждого ее члена. Именно такую семью можно назвать «мой дом – моя крепость». А это значит, что если человек вошел в такой дом, то его отрицательные эмоции гасятся положительными эмоциями семьи.

Кроме того, на комфортность семьи оказывает влияние и личностная, психофизиологическая совместимость членов семьи, особенности каждого из ее членов, близость их внутреннего мира. В этом случае они могут быстро понять друг друга и организовать совместную деятельность. Иначе продуктивность семейной жизни оказывается низкой, формируется внутренний конфликт.

Таким образом, взаимоотношения, обеспечивающие совместимость, возникают, когда жизненные интересы и базисные потребности близки по степени выраженности или когда жизненные интересы и базисные потребности отличаются, но имеются условия для их реализации. К таким условиям относятся взаимное уважение, дружба, любовь.

При психофизиологической несовместимости (отсутствии взаимного уважения, дружбы, любви) жизненные интересы не реализуются, а базисные потребности не удовлетворяются.

При психофизиологической несовместимости супругов неизбежно будут возникать реакции недоумения, непонимания, а затем неудовольствия, огорчения, раздражения и отторжения. Естественно, что чем глубже несовместимость, тем чаще будут возникать реакции неудовольствия друг другом. Неудовольствия, суммируясь, будут создавать общий эмоционально-отрицательный климат в семье. И наоборот, чем выше уровень психофизиологической совместимости, тем чаще будет возникать взаимопонимание при совместной деятельности, тем чаще будет возникать чувство радости, тем чаще члены семьи будут удовлетворены друг другом. Более того, такие условия создают предпосылки для взаимной любви и уважения, содействия друг другу. Ребенок, пребывающий в таких условиях уже с младенческих лет находится в социальной среде, где его интересы и интересы семьи являются одной из важнейших жизненных ценностей. Ребенок, сформированный в такой семье, самодостаточен, уверен в себе и в том, что в любых ситуациях семья ему поможет. Более того, у ребенка, воспитанного в такой семье, формируется прочная жизненная позиция содействия родителям, позиция взаимного доверия и любви. Причем такой характер межличностных отношений формируется в семье как бы сам собой, без лишних слов, через совместные дела! Вот почему психофизиологическая совместимость является важнейшим условием формирования устойчивости семьи, где чрезвычайно мала вероятность того, что ребенок может приобщиться к употреблению наркотиков. Но даже если это и случится, то он в первую очередь обратиться за советом и помощью к родителям.

Рассмотрим некоторые личностные свойства родителей, которые способствуют развитию благоприятной атмосферы в семье или повышают вероятность возникновения конфликтов.

Прежде всего – это состояние здоровья супругов.

Люди, близкие по состоянию здоровья, имеют и близкие самоощущения, которые складываются из ощущений настроения, умственной и физической работоспособности в данный отрезок времени и, как следствие, общей целеустремленности.

Физически и морально здоровые партнеры при прочих равных условиях смогут выдерживать большие нагрузки без переутомления, получая удовольствие и даже наслаждение от совместной деятельности. У здоровых людей велика вероятность того, что их деятельность будет успешной, что в результате этой деятельности они будут заражать положительными эмоциями друг друга. В этом случае создаются предпосылки для формирования взаимоотношений по типу эмоционально-положительного паритета.

У партнеров, страдающих какими-либо недугами, есть психофизиологическая основа для взаимопонимания. Испытывая недомогание или боль, обладая сходными самоощущениями и ограничениями, они скорее поймут друг друга и снизят взаимные претензии. Взаимопонимание вообще и взаимопонимание людей с ограниченными возможностями в частности создает предпосылки для терпимости к недостаткам друг друга и организации совместной деятельности с учетом своих возможностей.

Вместе с тем у них гораздо меньше диапазон средств для достижения успеха в совместной деятельности, а неудачи неизбежно будут вызывать и накапливать отрицательные эмоции, провоцировать неудовольствие друг другом.

Осознание причин неудач не всегда способствует улучшению настроения. Более того, возможен внутренний конфликт между тем, что надо понимать состояние партнера, и тем, что трудно постоянно подлаживаться под состояние партнера. Кроме того, у нездоровых партнеров недуги могут быть различными. Например, у одного плохое зрение, и он спотыкается на ровном месте, а другой плохо слышит и не всегда своевременно реагирует на обращение другого и т.д. Эти обстоятельства вновь будут предрасполагать к возникновению неудач при совместной деятельности.

Еще труднее добиться и сохранить взаимопонимание между здоровым и больным человеком. Впрочем, как и у всех людей с различным функциональным состоянием, взаимоотношения складываются по принципу пословицы «сытый голодного не разумеет».

У больного человека в сравнении со здоровым при прочих равных условиях чаще будет возникать дефицит положительных эмоций, а желание его ликвидировать может усилиться настолько, что он окажется готовым получать удовольствие и наслаждение любым путем, вплоть до употребления наркотиков.

Люди со схожими свойствами высшей нервной деятельности и темперамента обладают близкой скоростью восприятия и реакции на новую информацию. Следовательно, не возникнет и рассогласования при ее переработке и неудовольствия друг другом. Совместная деятельность окажется продуктивной, будет преобладать удовольствие, удовлетворение друг другом как закономерные реакции на согласованные действия. Они радуются каждому моменту совместной жизни, каждому действию другого человека.

Близкая скорость интеллектуальной деятельности родителей и их ребенка позволяет первым организовать режим его труда и отдыха, ориентируясь на собственные возможности, но с поправкой на возраст малыша.

Например, родители-холерики смогут понять, почему неудачи ребенка связаны с тем, что у него доминирует потребность сделать все быстро, но некачественно (последняя потребность слабее первой). Следовательно, воспитание должно быть направлено на формирование потребности качества деятельности. Иными словами, надо сформировать установку «прежде чем делать, подумай, как это делать», выбирая такой темп деятельности, при котором скорость выполнения задания не будет вступать в конфликт с качеством. В младшем возрасте лучшим механизмом обучения и воспитания является подражание.

При различных свойствах процессов высшей нервной деятельности гармоничное взаимодействие затруднено. Однако само по себе оно не является решающим фактором, определяющим гармонизацию семейных отношений, но учитывать их необходимо. Так, у ребенка-холерика развитие любых, особенно отрицательных реакций очень быстро. Обидевшись дома на родителей, он может легко под влиянием «друзей» на улице решиться на асоциальное поведение, попробовать наркотики и т.д. Такого ребенка, да и взрослого человека, лучше успокоить дома. Флегматичного ребенка поджидает опасность с другой стороны. Такой ребенок не сразу сообразит, что ему предлагают покурить «травку», и не сразу сможет бросить курить. Таким образом, зная темперамент своего ребенка, родители адекватным поведением способны уберечь его от многих опасностей.

Следует различать систему сохранения и созидания жизни (здоровья) и систему выживания. Их цели различны. Система созидания здоровья формируется на основе базисной потребности сохранения жизни и здоровья.

Целью системы выживания является выделение и создание условий, способствующих сохранению жизни в целом, а цель системы сохранения здоровья заключается в профилактике заболеваний и в улучшении качества жизни. В обыденной жизни обе системы находятся в паритете и человек, заботясь о своем здоровье, сохраняет и жизнь. В экстремальной ситуации паритетные отношения меняются. Человек все свои силы устремляет на то, чтобы выжить. При этом процесс выживания часто идет в разрез с сохранением здоровья.

Часто человек начинает задумываться о своем здоровье, когда появляются сигналы о неблагополучии, а состояние его здоровья не позволяет выдерживать высоких информационных и физических нагрузок, быть адекватным в общении с другими, и он начинает осознавать, что для выживания ему необходимо укреплять свое здоровье.

Удовлетворению потребности сохранения жизни и здоровья способствуют и системы безопасности (система безопасности жизни и система безопасности здоровья). Каждая из них имеет антиподные системы опасности для жизни и опасности для здоровья.

В обычных условиях, когда человек имеет возможность удовлетворять большинство своих насущных потребностей, в том числе и потребность сохранения жизни и здоровья, система безопасности, система созидания здоровья и, система созидания жизни находятся в доминантном состоянии и ими предопределяется адаптивное поведение. Человек задумывается о безопасности окружающей среды, о созидании жизни и о здоровье.

При неблагоприятных условиях, когда не удовлетворяется большинство ведущих потребностей организма, создаются объективные предпосылки для доминирования системы опасности, системы разрушения жизни и системы нарушения здоровья. В этом случае психическая деятельность и поведение будут предопределяться именно этими системами. Люди начинают искать опасные для жизни и здоровья ситуации, идут им навстречу. Если это сильный, социально здоровый человек, победитель, он становится спасателем, а если слабый, то появляется реальная возможность встать на путь асоциального поведения, приобщиться к наркотикам и алкоголю.

Отсюда следует вывод, если ваш ребенок стал искать опасные ситуации и совершать малоразумные поступки, то надо насторожиться! И прежде всего необходимо выяснить, какие насущные потребности у ребенка не удовлетворяются и как долго.

По самоощущению себя победителем людей можно разделить на три типа: победители, пораженцы и смешанный тип.

Победитель – человек успешный, уверенный в себе, и в своих возможностях, целеустремленный, работоспособный, умеющий преодолевать трудности, добивающийся поставленных целей.

Пораженец – это неуверенный в себе и в своих возможностях человек, недостаточно целеустремленный, далеко не всегда добивающийся цели, не умеющий преодолевать трудности, постоянно сомневающийся в достижении успеха.

У человека промежуточного типа черты победителя и пораженца соседствуют, а их доминирование предопределяется внутренним состоянием организма и внешними условиями. В одних ситуациях человек чувствует себя победителем, в других – нет.

Если партнерами являются победители, дело у них спорится, они уважительно и с пониманием относятся друг к другу, у них чаще доминирует хорошее настроение и реакция сосредоточения, что позволяет им быстро и правильно принимать рациональное решение. Их не слишком огорчают временные неудачи, и они настойчиво добиваются положительного результата.

У пораженцев чаще преобладает неуверенность в принятии правильного решения. Сомнения порождают тревогу и усиливают отрицательные эмоции. У пораженцев преобладает эмоциональное мышление и импульсивное и нерациональное решение нередко берет верх. Пораженец часто нуждается в помощи со стороны других для решения своих проблем.

Люди промежуточного типа при правильной воспитательной работе, при формировании целеустремленности становятся победителями.

Целеустремленность обусловлена двумя психофизиологическими механизмами: силой мотивации и силой системы достижения. Сила мотивации зависит от степени желаемого и силы потребности, а сила достижения цели определяется волевым усилием, направленным на достижение успеха.

Ребенок со слабой целеустремленностью редко добивается успеха самостоятельно. При слабой мотивации воспитательный процесс должен строиться на основе формирования обобщенной системы достижения. Такой ребенок нуждается в помощи со стороны других людей, и это создает предпосылки для возникновения его зависимости от сверстников. Задача родителей такого ребенка заключается в том, чтобы систематически в игровой форме формировать у него целеустремленность.

Однако для этого они сами должны быть личностями, стремящимися к самосовершенствованию.

Совершенствование чувства уважения и любви позволяет преодолевать любые трудности, в том числе и те, которые связаны с личностными особенностями каждого. Например, партнер-«жаворонок» ложится спать раньше, но и встает раньше партнера-«совы». Сам факт движения навстречу друг другу способствует укреплению уважения, заботы друг о друге, укреплению семейных отношений.

Малоперспективной является ситуация стремления только одного из супругов к совершенствованию. В этом случае трудно найти взаимопонимание и еще труднее пойти навстречу друг к другу. Положение усугубляется, если каждый упорствует в своем стремлении жить, не считаясь с интересами другого, боясь поступиться собственным «Я».

В подобной ситуации неудовлетворенность друг другом нарастает, усиливается эмоциональная напряженность, а ребенок, находящийся в таких условиях, будет стараться избегать семьи, родителей и дома и искать положительные эмоции, получать удовольствие и радость вне его стен среди сомнительных товарищей.

Взаимная любовь является важнейшей составляющей гармонизации партнерских отношений, так как создает предпосылки для доминирования эмоционально-положительного настроя. В таких условиях, если у ребенка и появляется дефицит в положительных эмоциях, он компенсируется семейной обстановкой. Кроме того, сильный эмоционально-положительный настрой в семье автоматически мобилизует творческую активность ребенка, способствуя формированию условий для преодоления любых трудностей.

Однако, к сожалению, любовь не всегда приносит положительные плоды. Одной из причин является то, что сама любовь бывает разной. Существует идиллическая, прагматическая и смешанная любовь. Если первый тип базируется на возвышенных чувствах формирования идеала, то второй – на объективной оценке реальной обстановки с точки зрения возможности создания благополучной, хорошо материально обеспеченной семьи. Это крайние типы, и встречаются они относительно редко. Чаще наблюдается смешанный тип, где есть черты той и другой любви. Идентичность типологии партнеров является одним из важнейших факторов, способствующих организации счастливой семьи. Диаметрально противоположные типы – это неблагоприятный фактор для благополучия семейных отношений. В ситуации партнерства промежуточного типа создаются ситуации, которые могут обернуться как счастьем, так и несчастьем. Если оба партнера стремятся к совершенствованию, они непременно станут счастливыми. Иначе все зависит от случая.

Умение партнеров своевременно скорректировать стремление к совершенствованию чувств – важнейшее условие длительного сохранения взаимной любви! В этом залог устойчивости семьи. Однако дети до 10-12 лет, воспитанные в такой семье, могут быть слишком доверчивыми и могут не разглядеть за ласковым обращением корыстный умысел посторонних людей. В процессе воспитания ребенка родителям необходимо формировать систему безопасности, помогая детям разобраться в том, что зло может рядиться в прекрасные одежды.

Прочно сформированная у человека потребность «для себя и для других» – благоприятное условие семейной жизни. Хорошие потенциальные условия для семейных отношений создаются и у лиц с преобладанием потребности «для других», но при условии сильной потребности совершенствования. Наименее благоприятные условия для совместной жизни имеются при доминировании потребности жить «для себя». В этом случае разнонаправленные действия каждого члена семьи будут настолько сильны, что даже такие связующие условия, как влюбленность, материальное благополучие, принадлежность к одной религии окажутся не в состоянии помочь избежать конфликтов, стресса, неадекватного поведения, поиска удовольствия вне семьи.

В наиболее благоприятных условиях окажутся те родители, которые построят свои взаимоотношения с ребенком на основе принципа «для себя и для других». У таких детей забота о здоровье и безопасности окружающих станет нормой жизни. В еще более выраженной форме забота о безопасности и здоровье родителей будет иметь место при реализации у ребенка потребности «для других». Однако эта категория людей часто встречает в жизни много трудностей. Окружающие, поняв бескорыстность такого человека, нещадно эксплуатируют его, не оставляя ни сил, ни времени, ни средств для самореализации, для заботы о своем здоровье.

У детей с выраженной потребностью «жить для себя» формируется позиция доставлять удовольствие только себе, забывая о семье. В этом случае семья отодвигается на задний план и ее нравственная сила ослабляется.

Важной составляющей семейного благополучая являются межличностные отношения между родителями, родителями и ребенком, старшим поколением и более младшими членами семьи.

Нами выделены четыре типа межличностных отношений: эмоционально-положительный паритет, лидер – ведомый, нестандартные отношения, формальные отношения.

Наиболее благоприятные условия для развития счастливой семьи являются взаимоотношения эмоционально-положительного паритета. В этом случае имеет место взаимопонимание и сложение сил при совместной деятельности, от результатов которой партнеры получают удовлетворение. Хорошие взаимоотношения устанавливаются и в случае, когда один партнер – лидер, а другой – ведомый, один – творец и инициатор, а другой – исполнитель.

Более сложными будут взаимоотношения при условии, когда оба партнера являются лидерами или ведомыми. В первом случае каждый хочет руководить и командовать и вероятность возникновения конфликтов высока. Во втором случае, когда оба исполнители, возникает другая сложность. При принятии решения партнеры боятся брать ответственность на себя, что неблагоприятно сказывается на своевременном достижении успеха, на удовлетворении потребностей.

При взаимоотношениях типа нестандартных отношений четко рассматриваются различия жизненных позиций при вступлении в брак. Один может вступать в брак, чтобы материально обогатиться, а другой – чтобы реализовать свою романтическую любовь. Такое различие в жизненных позициях рано или поздно приведет к конфликту.

При формальных отношениях при вступлении в брак также нет гарантии совместимости партнеров. И прежде всего потому, что ими манипулируют третьи лица. Ситуация может нормализоваться, если этого захотят третьи лица.

Ситуация становится опасной, когда взаимоотношения между родителями и детьми устанавливаются по двум последним типам. В такой ситуации дети будут искать комфортные межличностные отношения вне семьи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, при имеющихся взаимоотношениях родителям будет очень трудно изменить ситуацию в лучшую сторону. Главнейшая задача родителей – не допускать нестандартных и формальных взаимоотноше-. ний с детьми, а если они уже возникли, то следует приложить все силы для изменения их и для формирования взаимоотношений первых двух типов.

Этого можно достигнуть только при уважительном отношении друг к другу и ребенку.

Что значит уважительно относиться друг к другу? Это значит понимать потребности, способности и возможности другого человека, не мешать их реализовывать, если это не идет во вред окружающим, давать возможность высказывать свое мнение, не унижая достоинства, и помогать реализовывать свою исключительность и самобытность.

При уважительном отношении друг к другу в семье появляется прочная основа для установления дружеских, доверительных отношений и плодотворной совместной деятельности.

При уважительном отношении в семье люди способны добиться взаимопонимания при решении общих проблем, способны умерить самолюбие и зависть для принятия более рационального суждения и решения, выдвинутого другим членом семьи.

Уважительное отношение друг к другу автоматически снижает вероятность возникновения крупных конфликтов при решении сложных семейных и личных проблем. В случае возникновения напряженных ситуаций (при разной типологии) они разрешаются без скандалов, без морального и материального ущерба друг для друга.

Уважительное отношение членов семьи друг к другу и к будущему ребенку должно реализоваться и упрочиться до появления последнего на свет и продолжаться после его рождения. Уважительное отношение родителей к ребенку – важнейшее условие для того, чтобы «слепая любовь» не мешала плодотворному развитию семейных отношений. Уважительное отношение позволяет родителям и ребенку не спускаться на низкий культурный уровень общения, уровень упреков, угроз, ругани и рукоприкладства. При уважительном отношении родителей к ребенку создаются благоприятные условия для решения ребенком своих проблем с помощью родителей, их советов. При таких отношениях ребенок уверен, что вместе с семьей он найдет оптимальный путь для решения трудных вопросов. Такая обстановка автоматически придает ребенку уверенность в собственных силах, что чрезвычайно важно для достижения высоких целей. Уважающие себя и ребенка родители должны бросить курить и пить, создавая тем самым базу для того, чтобы этим не занимался и ребенок.

Известно, что ребенок с младенческого возраста подражает родителям, подражает всему, что полезно или вредно для здоровья. Поэтому у некурящих родителей курение противоестественно ребенку. Оно не соответствует его жизненным стереотипам. При возникновении проблем, связанных с переделкой стереотипов, ребенок обязательно обратится за советом к родителям, зная, что они ему помогут.

Однако нет идеальных людей. Каждый имеет свои недостатки. Умение преодолевать их и недуги прежде всего связано с развитием стремления к совершенствованию и самосовершенствованию, со способностью к самокритике. Легче всего преодолевает недостатки и недуги тот, кто уверен в собственных силах, успешен в достижении любой цели, работоспособен. Иными словами – тот, кто ощущает себя победителем.

Однако преодоление – это психологически весьма болезненный процесс. Дело в том, что укоренившиеся недостатки являются либо врожденными, либо приобретенными. Последние, закрепившись в долгосрочной памяти, приобретают характер выработанной потребности, и изменить их непросто. Требуется большой нервный труд.

При переделке стереотипов неизбежно возникает сильный стресс, который сопровождается агрессией, избеганием и в конце концов равнодушием.

Каким образом следует подходить к решению проблемы преодоления недостатков и недугов, изложено в книге «Кому быть здоровым и счастливым в XXI веке» (Сыренский, 1997). В ней излагается общий принцип, но в каждом конкретном случае имеются свои особенности.

Очевидно, что, если один родитель в семье стремится к совершенству, а другой нет, возникает конфликтная ситуация, которая непременно отразится и на психической деятельности ребенка.

Некоторым выходом из конфликта является стремление ребенка подражать родителям, и хорошо, если это подражание выражается в стремлении к совершенству. Если по своим врожденным особенностям к совершенству ребенок больше похож на одного из родителей, второй должен понять и принять это обстоятельство. Важно понимать, что врожденное стремление к преодолению недостатков сопряжено и с другими особенностями человека, а именно: его способности к совершенствованию, самореализации и самосовершенствованию.

Одним из условий взаимопонимания и согласованности в воспитании детей является гармонизация интимных отношений между супругами. Сексуальная возбудимость и активность могут усиливаться или затормаживаться при вмешательстве сознания. Естественная сексуальная возбудимость затормаживается и при недостаточной культуре половых отношений. Чрезмерная стеснительность, гнев, страх нарушают гармонизацию чувств. Многократное нарушение сексуальной возбудимости тормозит естественное соответствие партнеров и может перевести его в несоответствие. Таким образом, исходные типологические предпосылки могут быть благоприятными для гармонизации половых отношений, но в силу других причин гармонизации может и не быть.

Наиболее благоприятными условиями для гармонизации половых отношений являются умение партнеров максимально раскрывать свои внутренние резервы и управлять ими, наличие сильной готовности идти навстречу желаниям другого, стремления удовлетворить партнера, когда оба считают, что взаимная любовь – это самое ценное, что есть между ними.

Отсутствие этих условий мешает гармонизации половых отношений, а дисгармония может отрицательно сказываться и на других сферах совместной деятельности и закончиться формированием общей установкой на несоответствие друг другу. Возникнет замкнутый порочный круг, когда сексуальная неудовлетворенность поведет к отыскиванию все новых и новых несоответствий между партнерами в совместной деятельности, предпосылки для взаимного неудовлетворения потребностей, появляясь, будут нарастать и усиливаться, что неизбежно приведет к хроническому стрессу, который в еще большей степени усугубит неудовольствие друг другом. В состоянии глубокого стресса увеличивается число неадекватных реакций, усиливаются реакции агрессии и избегания, что приводит к еще большей конфликтности ситуации. Своевременное обращение к специалистам (психологу, психотерапевту, сексопатологу) может предупредить развитие невроза.

Однако если оба партнера являются личностями целеустремленными, настроенными на совершенствование интимных отношений, а между ними доминируют взаимоотношения эмоционально-положительного паритета и они удовлетворяют потребность «жить для себя и другого», то исходное различие в сексуальной активности может быть сглажено. При этом ключевым моментом будет степень развития любви к близкому человеку, в которой нежность является основной составляющей.

Важным моментом в гармонизации взаимоотношений супругов является стремление иметь детей. В такой семье удовлетворяются базисные потребности продолжения рода, создаются предпосылки для усиления чувства самодостаточности, а следовательно, появляется устойчивость к лишениям и трудностям, вредоносным воздействиям. Человек ощущает себя счастливым. Создаются благоприятные условия для совместных, содружественных действий в процессе воспитания ребенка. Если рождение ребенка является смыслом жизни, создаются предпосылки для самосовершенствования в плане заботы о благополучии семьи, о воспитании человека, способного достойно продолжить род, прожить жизнь с пользой для себя и Отечества.

У ребенка желанного удовлетворяется потребность общения в пренатальном периоде. Любовь родителей оказывает на него сильное активирующее влияние, повышающее его устойчивость к вредоносным воздействиям, развивающее его в нравственном и физическом отношении.

Хорошо известно, что даже недоношенные, но родившиеся у любящих родителей дети, становились самодостаточными только потому, что родители их желали, любили и осознанно делали все для того, чтобы укрепить их нравственно и физически, воспитать гражданина (см. биографию великого полководца России генералиссимуса А.В.Суворова).

Нежеланный ребенок, находясь в утробе матери, усиливает негативные эмоции матери и сам испытывает излишние отрицательные воздействия, продуцируемые родителями. Они откладываются в памяти плода, усиливаясь после его рождения, нарушают естественную потребность в общении с родителями. Результат – стресс и функциональные расстройства у всех членов семьи.

Воспитание ребенка – большая проблема, по поводу которой существуют различные мнения родителей, педагогов, психологов.

Одни декларируют полную свободу, другие предлагают формирование определенного уклада жизни, построенного на системе разрешений и запретов, а третьи исходят из того, что ребенок нуждается в свободном развитии, но с учетом нравственных норм поведения. С нашей точки зрения, чем раньше ребенок будет знать, что полезно, а что вредно, что хорошо, а что плохо, красиво или не красиво, тем больше шансов, что нравственные нормы войдут в его жизненное кредо и станут стратегией поведения.

Нравственные нормы поведения ребенок усваивает задолго до того, как начинает говорить. В доречевой период развития ребенок на первосигнальном уровне оценивает, что хорошо, а что плохо, что полезно, а что вредно. И его поведение в будущем зависит от родителей. Если хорошее поведение будет поощряться, а плохое отвергаться, воспитательный процесс пойдет в правильном направлении. При этом необходимо помнить, что диапазон подкрепляющих и неподкрепляющих воздействий взрослого очень велик: это мимика, жесты, выражение глаз, внешние формы поведения. Все перечисленные реакции – арсенал доречевого общения взрослого с ребенком.

Воспитывать ребенка надо с момента его рождения, а воспитывая, помнить, что у ребенка идет процесс самовоспитания, где механизм подражания играет очень большую роль. Именно в этот период развития ребенка родители должны выбрать систему воспитания. Им следует проанализировать свое поведение, свой жизненный уклад и соотнести это с выбранной системой воспитания. Если жизненный уклад родителей расходится со словами о системе воспитания, хорошего результата трудно ожидать. Нельзя сформировать высоконравственную личность, если воспитатель ведет себя безнравственно! Замечательный пример тому – исторический опыт воспитания императора Нерона философом Сенекой. Последний убеждал Нерона жить по правилам любви к людям, но сам нередко оправдывал свои неблаговидные поступки. И вырастил тирана!

Родители, занимающие разные позиции, постоянно вступают в конфликт друг с другом. Если они не безразличны для ребенка, то, сопереживая одному из родителей, а то и обоим, ребенок неизбежно втягивается в этот конфликт. Даже при наличии ласкового отношения каждого из родителей к ребенку, положительных эмоций для компенсации внутреннего конфликта ему может не хватить. Об этом будет свидетельствовать беспокойство ребенка, беспричинный плач и т.д.

При разноплановом воспитании формируются различные стереотипы как общего, так и разговорного поведения. Противоположные указания к действию («иди есть» и одновременно «иди спать») ведут к «сшибкам» нервных процессов. Их число будет прогрессивно нарастать, усиливать и учащать внутренние конфликты, а следовательно, приводить к хроническому стрессу. И в результате ребенок перестанет слушаться родителей, начнет им грубить, уходить из дома. Убегая из дома, ребенок спасает себя от домашнего стресса и невроза, а родители, в силу недостаточности знаний о психофизиологических закономерностях межличностных отношений, часто не понимают причин такого поведения ребенка.

Несогласованность действий родителей вызывает у него внутренний конфликт.

Решая свои проблемы, родители не должны втягивать в них ребенка, конфликтовать при нем, афишировать свои вредные привычки при ребенке, отзываться негативно об отсутствующих в присутствии ребенка. В глазах ребенка такие родители становятся обманщиками, двуличными и теряют свой авторитет. Демонстрируя свою безнравственность, они воспитывают безнравственного наследника.

Но как быть в ситуации, когда ребенок по наследственной предрасположенности похож на того родителя, который не склонен к преодолению недостатков и к самосовершенствованию, но сам стремится подражать более совершенному из родителей?

Каждому из родителей необходимо понять, в какую сложную ситуацию внутреннего конфликта попал ребенок. В этой ситуации родителям следует принять однозначное решение, кто будет играть главную роль в воспитании ребенка. Сделать это будет не просто, но любовь поможет все преодолеть. Ребенку следует объяснить, что люди разные и каждый имеет свои личностные качества, но не каждому дано быть идеальным во всех отношениях. Это предотвратит высокомерное отношение ребенка к другим членам семьи, занимающимся воспитанием в меньшей степени.

При таком положении вещей внутренний конфликт у ребенка будет в значительной степени ослаблен! Родители, развивающие у ребенка процесс самосовершенствования, должны ему непрестанно и своевременно помогать, поощряя каждое стремление ребенка к самостоятельному совершенствованию. Они должны подкреплять действия словом, интонацией, жестом, мимикой, т.е. эмоционально-положительными формами общения.

Родитель, признавший приоритет другого в данном вопросе, должен взять на себя часть дополнительных забот по дому, чтобы первый мог больше времени уделять воспитанию ребенка.

Итак, надо понимать, что взаимоотношения в семье значительно разнообразнее, чем рассмотренные выше. И одна из ближайших научно-практических задач видится в том, чтобы установить психофизиологические критерии, которые позволили бы прогнозировать степень устойчивости семьи, на основании которых могли бы быть разработаны специальные методики.

С нашей точки зрения, семья устойчива тогда, когда имеются условия для удовлетворения насущных потребностей, организующих семейные отношения. Этими условиями являются идентичность насущных потребностей и их достаточная сила. В этом случае повышается вероятность их удовлетворения. Иначе создаются предпосылки для психофизиологической несовместимости и неустойчивой семьи.

При разработке методики определения устойчивых отношений между супругами мы сочли возможным выделить обязательные и желательные психофизиологические признаки, необходимые для сохранения устойчивости семьи.

            Проблемы личностной устойчивости и устойчивости семьи являются центральными в психофизиологии здоровья. От их успешной реализации и разработки зависит не только развитие психофизиологии как фундаментальной дисциплины, но и эффективность прикладной психофизиологии, направленной на решение практических задач, стоящих перед психологами, родителями и педагогами.


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!