Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Развитие эстетической культуры младшего школьника в воспитательном процессе детского дома»

/ Педагогика
Диплом,  76 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Теория развития эстетической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы
1.1. Личность как субъект творческой деятельности
1.2. Сущность и содержание эстетической культуры личности
1.3. Особенности развития эстетической культуры младшего школьника
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эстетической культуры младшего школьника в воспитательном процессе детского дома
2.1. Анализ системы работы по развитию эстетической культуры младшего школьника в воспитательном процессе детского дома (на материале опыта работы музыкального работника детского дома № 2)
2.2. Диагностическая работа и результаты исследования
Заключение

Список использованной литературы

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.-496с.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитание и самовоспитания творческой личности. - Казань: Казанский университет, 1988. -238с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.3 С.141.
4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать? - М.: Просвещение, 1991. - 176с.
5. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей.- Самара: Самарский Дом печати, 1994.- 315с.
6. Богоявленякая Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
7. Вахрамеев В.А. Элементарная теория музыки. Издательство "Музыка".-Москва, 1971.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: Союз, 1997. - 93с.
9. Вересок Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопросы психологов. № 1-2. 1992. С 124-128.
10. Воспитание младшего школьника /Сост.Л.В.Ковинько.М., 2000.-С.210.
11. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. М., 1987. С.14.
12. Давыдов В.В. теория развивающего обучения. М., 1996.
13. Журналы "Воспитание школьников" № 1, 3, 4, 5, 6: "Школа-Пресс", 1999.
14. Зеньковский В.В. Психология детства.- М.: "Академия", 1995 - 268с.
15. Игры - обучение, тренинг, досуг.…/Под ред. В.В. Петрусинского. В 7 кн. - М.: Новая школа, 1994.
16. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.В. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, -2-е изд., расш., испр. И доп. - Ростов на /Д: Изд-во "Феникс", 1999. - 512с.
17. Кленов А. "Там, где музыка живет".-Москва, 1998.
18. Куренкова Р.А. Эстетика: Учебник. М., 2003. С. 307.
19. Кривцун О.А. Эстетика. М., 2000. С. 211-213.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304с.
21. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Юрайт, 1999.-523с.
22. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985. С. 139.
23. Лобановская З.Д. Пробуждать в детском сердце поэтическое вдохновение.//Начальная школа. - 1987. -№3. - С.33-36.
24. Лук А.Н. Мышление и творчество.- М.: Политиздат, 1976.- 144с.
25. Матюшкин А. М. Загадки одарённости: Проблемы практической диагностики. - М.: Школа - пресс, 1993. - 128с.
26. Манакова И.П., Салмина Н.Т. Дети. Мир звуков. Музыка.-Свердловск. Издательство Уральского университета, 1991.
27. Макаренко А.С. О воспитании.-М.:Политиздат,1988.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: Академия, 1988. - 456 с.
29. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. М., 1981. С. 180.
30. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.
31. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991. С. 205.
32. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. - Новгород: Ай Кью, 1992.- 264 с.
33. Пономарёв Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.
34. Поддъяков И.Н. Внутреннее противоречие как источник психического развития ребенка. М., 1987. С.77, 80.
35. Психологический словарь. / Под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 440 с. - с. 95.
36. Психология. Словарь /Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
37. Психическая депривация: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов университетов /Сост. Н.Н. Крыгина-Магнитогорск: МаГУ,2003.
38. Прутчинков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: МООДиМ "Новая цивилизация", Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.
39. Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Юферова О.А. Подросток. - М.: Педагогика, 1990. - 263 с.
40. Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах - интернатах. - М.: Педагогика, 1986. - 231 с.
41. Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалистического анализа. - М - 1984.
42. Рындак В. Г. Личность. Творчество. Развитие. - М., 2001. - 291с.
43. Рындак В. Г. Творчество, Краткий педагогический словарь. - Оренбург, 2001. - 106с.
44. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 219 с.
45. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. М., 1985. С.180.
46. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.М., 1995. С.135
47. Спиркин Л. Г. Философия: Учебник, - М.: Гардарики, 2000. - 816с.
48. Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов /Под ред. А.Б. Никитиной.-М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2001.
49. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.- 320с.
50. "Философский энциклопедический словарь" - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - с.840.
51. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками V - VI классов. В помощь учителю. В 2 кн. Кн. 1. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 96 с.
52. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983. С.19.
53. Яковлев Е.Г. Эстетика как совершенное. М., 1995. С.101.


Работа похожей тематики


Педагогика Марии Монтессори

 

Мария Монтессори (1870–1952) родилась в Кьяравале (провинция Анкона, Италия), но довольно рано переехала с.родителями в Рим. Будучи единственным ребенком, провела счастливое детство; изъявляла желание учиться, что было нетипично для девочек того времени. Она даже ходила в школу для мальчиков и занималась настолько хорошо, что получила право учиться в университете. Сначала в соответствии со своим талантом собиралась получить математическое образование, но затем стала учиться медицине, вопреки желанию отца и запрету для женщин становиться врачами. Ей пришлось завоевывать это право, с чем она справилась, поскольку чувствовала свое призвание – изучать человека. Став врачом, М. Монтессори поступила на работу в римскую университетскую клинику; в невропатологическое отделение для слабоумных детей. Она добивалась успеха в лечении, не только осуществляя уход и оказывая медицинскую помощь, но и поощряя физическое развитие и интеллектуальное воспитание детей. Монтессори изучила психиатрические системы французских врачей Ита-ра и Сегена, преподавала антропологию, руководила школой для умственно отсталых и слушала курсы педагогики и психологии.

М. Монтессори разработала метод, первоначально названный ею «физиологическим»: от деятельности мускульной системы идти к развитию различных органов внешних чувств, а затем к культуре высших психических функций. Монтессори искала возможность применить свой подход к воспитанию нормальных детей, и это ей удалось осуществить в 1907 г., когда строительный кооператив рабочих в Риме организовал детский сад для детей 3–7 лет, остававшихся без присмотра. В последующие годы количество дошкольных учреждений под попечительством Монтессори увеличилось, один детский сад был открыт также в Милане. Работая с детьми пролетариев, в контакте с молодыми девушками, не получившими специального образования (среди них особо выделилась А Маккерони), Монтессори делала свои «открытия», которые легли в основу методики дома ребенка. Обнаружив, Что уже в три года ребенок способен сконцентрироваться на деятельности с предметом, Монтессори стала искать взаимосвязь между развивающим материалом, свободным выбором собственной деятельности, развитием органов чувств и движений и влиянием занятий на общее воспитание ребенка. Это позволило ей прийти к выводу, каким образом следует оборудовать детский сад. Она считала, что не создавала свои теории динамики души и тела в результате осуществляемой работы, а лишь «обнаружила» их с помощью детей.

В Милане и Риме неухоженных, грязных, голодных детей собирали в дома ребенка – специально подготовленные помещения, иногда даже с прудом, где плавали золотые рыбки, садом и курятником. Через некоторое время детишек было не узнать: настолько спокойными, заинтересованными, воспитанными, вежливыми они становились. Создавалась атмосфера веры в личность ребенка, культивировался такой образ жизни, при котором важным было только все хорошее и.доброе. Например, обсуждались не личные неурядицы, а способы помочь маме, нельзя было бранить или даже поучать кого-то. Происходило знакомство с жизненной повседневностью. Монтессори считала, что дети серьезно относятся к жизни, и то, что они делают, называла работой. По ее мнению, граница свободы ребенка проходит там, где Начинаются интересы общества. Она испытывала к детям глубокое уважение и была одной из первых, кто начал бороться за права ребенка.

Интерес к домам ребенка был настолько велик, что уже с 1909 г. М. Монтессори вела курсы, в которых принимали участие представители из других стран, а также ездила с лекциями по всему миру. В том же году вышла ее первая книга «Метод научной педагогики применительно к воспитанию детей дошкольного возраста», а в 1916 г. – труд «Самовоспитание в начальной школе». Эти и другие работы Монтессори были переведены на многие языки и неоднократно переиздавались.

Наряду с успехами М. Монтессори познала и горечь неудач: фашистские режимы в Испании, Италии, Германии уничтожали все, чего она достигала. Вторая мировая война задержала развитие этого педагогического метода. Монтессори тогда находилась в Индии, где у нее было особенно много друзей и последователей. Ей были близки идеи Ганди: не убивать, не побеждать, а верить, созидать и служить миру. Она и ее сподвижник и сын Марио были интернированы союзниками, однако ей разрешалось преподавать и проводить исследования. После войны Монтессори вернулась в Европу и продолжила свою деятельность. Она умерла в Голландии, где до сих пор больше всего ее сторонников и функционируют самые лучшие образовательные учреждения по ее системе (дома ребенка и школы).

Отечественные педагоги Е. И. Тихеева, А. М. Шуберт и Н. К. Виноградов были знакомы с М. Монтессори лично и уважали многие ее педагогические находки. Вместе с тем они критиковали ее за игнорирование роли детской игры, отсутствие воспитания воображения, неоправданность раннего умственного воспитания, негармоничность детских занятий, излишнюю скованность, муштру, недостаток морально-социального воспитания. Но вся эта критика касалась лишь ранних этапов формирования метода; начиная с 30-х годов и до 90-х годов о совершенствовании и модернизации этих идей у нас знали очень мало.

М. Монтессори не была ученым-теоретиком; ее идеи не сложились в стройную научную систему. Все структурные разработки ее идей были сделаны в относительно недавнее время учениками и последователями. Огромное значение имеет то, что концепция М. Монтессори не является застывшей. Она все время совершенствуется, трансформируется, обогащается новыми материалами и опытом современной жизни. Чтобы внести свой вклад в эту систему, нужно не просто проникнуться идеями ее основоположницы, но и быть знатоком какой-то определенной сферы человеческой . деятельности. Тогда удается преобразовать свой опыт таким образом, чтобы принципы его преподнесения вписались в общую модель. Всего в мире более 5000 дошкольных учреждений, придерживающихся этого метода. Работа в качестве воспитателя в доме ребенка или учителя в школе предполагает наряду с приобретением общего педагогического образования получение также специальной дополнительной подготовки, достаточно длительной.

Согласно принципам Монтессори, детям предоставляется как можно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что требует от нее большого душевного напряжения. Взрослый должен относиться с благоговением к развитию жизни в ребенке, уважать его, давать развиваться таинственным силам, заложенным в его природе. Дисциплинированный человек – не угнетенный неподвижный молчун, а умеющий владеть собой, сообразующий свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Ребенка нужно учить двигаться, готовить не к школе, а к жизни. Привыкая к упражнению, ребенок учится выполнять простые социальные акты, сохраняя свою свободу. Детей учат различать добро и зло; деятельности, труду, активному добру, а не неподвижности, пассивности, послушанию. Наградой служит удовлетворение от ставшей доступной деятельности; наказанием – относительная изоляция от коллектива (посадка за отдельный, впрочем, удобный стол с. любимыми игрушками; при этом ребенок не лишается ласки воспитательницы). Уроки индивидуальны в соответствии с особенностями психики каждого отдельного ребенка. Они сжаты, просты, кратки. Ребенок должен обнаруживать самопроизвольную активность в отношении объекта. Ошибки не нужно исправлять сразу – нужно выждать благоприятный момент для вмешательства. Чаще ребенок сам контролирует свои ошибки, находит их причины и исправляет их.

Под мускульным, или моторным, воспитанием Монтессори понимала ряд упражнений, содействующих нормальному развитию физиологических движений, стимулирующих физическое развитие: ходьба, движение, речь, а также приучение к движениям, необходимым для выполнения обыденных житейских актов: к одеванию, раздеванию, застегиванию Платья, обуви и т.д. Упражнения могут выполняться как при помощи специальных приспособлений или аппаратов (заборчики, трамплин, качели, маятник, веревочка, лесенка, ступеньки с площадкой и веревочной лестницей), так и без них – в виде вольной гимнастики (игры, в особенности на воздухе, и движения укрепляюще-образовательного характера: маршировка, уход за землей, растениями и животными, координация движений пальцев). При этом ставятся и выполняются задачи учиться сохранять равновесие в разных положениях, тренировать движения мышц, укреплять руки и ноги, развивать хватание. Самостоятельно одеваться и раздеваться дети готовятся, работая с приспособлением для соединения частей при помощи пуговиц, крючков, шнурков, пряжек. К образовательным гимнастическим упражнениям относятся также дыхательная гимнастика, гимнастика губ, зубов и языка. Монтессори была противницей парт, она заменила их разнообразными легкими столами и стульями, которые можно было двигать.

Заботясь о живых существах, ребенок лучше понимает и ценит заботу о самом себе, становится предусмотрительным, видит последствия своей тщательности либо небрежности. Так происходит самовоспитание – дисциплина естественных последствий. Дети учатся терпеливо ждать, например, в процессе наблюдения за чудесами природы. Поэтому при доме ребенка должен быть сад с огородом, разбитым на грядки по числу детей – у каждого своя. Подобно тому как человечество сначала научилось выращивать урожай, а затем строить жилища и заниматься гончарным искусством, на следующей стадии своего развития дети учатся делать кирпичи, соединять их известкой, строить дома на фундаменте, украшать их майоликой.

Воспитывая такие чувства ребенка, как осязание (тактильное чувство), определение температуры (термическое чувство) и давления (барическое чувство), ориентация в пространстве (стереогностическое чувство), обоняние, вкус, зрение (умение определять на глаз толщину, вышину, объем, цвет, форму), Монтессори стремилась к развитию духовных сил ребенка. Ее метод состоял в обострении различительного восприятия стимулов путем повторных упражнений. Сенсорное восприятие ассоциировалось с исследованием, а затем с распознаванием предмета, соответствующего названию, и вело к запоминанию слова, соответствующего предмету. Упражнения в различении звуков, например, проводились при помощи 13 колокольчиков, серии свистков, коробочек с разными веществами и т.п. Все это происходило при абсолютной тишине. Струнные инструменты, В особенности упрощенная арфа или лира, содействовали отчетливому восприятию звуков, пробуждали чувство ритма, способствовали спокойным, координированным движениям вибрирующих в неподвижности мускулов,. Игра на инструменте могла сопровождаться пением. Духовые инструменты (труба, свирель) вызывали ритмические мускульные движения; отсюда самопроизвольно дети переходили к гимнастике в виде простого, свободного танца.

Каждое живое существо развивается благодаря внутреннему самодвижению и деятельности, а взрослый должен помогать ребенку действовать самостоятельно. Биологическая цель воспитания имеет в виду облегчение естественного психофизического развития личности, социальная –приспособление индивидуума к среде. Воспитание чувств делает людей наблюдательными и готовит их к практической жизни; оно ценно в смысле эстетической культуры. Умственное воспитание ставит цель обучения детей письму, чтению и счету начиная с 3–4 лет. Начинается оно с овладения тактильно-звуковой ассоциацией, затем идет письмо, а потом чтение. Монтессори выделила сенситивные периоды для овладения определенными способностями и считала, что первые три года жизни являются наиважнейшими для формирования творческой сути человека. В течение последующих трех лет в детском саду первоначально приобретенное расширяется и закрепляется.

В детском саду, работающем по системе Монтессори, в группе находится 18 человек разного возраста, от 3 до 6 лет. Почти все дети обучаются читать и писать до школы и оказываются хорошо подготовленными к дальнейшему обучению. Дети работают в основном самостоятельно со специальным материалом; они не соревнуются друг с другом и не испытывают принуждения. Группы работают по полдня: с 9.00 до 12.30 и с 13.00 до 16.30. Вначале дети переодеваются и переобуваются, закусывают, а затем собираются в кружок, слушают рассказ или сказку, обсуждают какую-нибудь тему, поют и играют. Потом переходят к собственным занятиям по выбору, среди которых есть вещи, связанные с развитием речи, обучением математике и грамоте, цветам и формам, повседневным жизненным обязанностям, культуре. Иногда несколько детей работают вместе, иногда работа с одним и тем же или аналогичным материалом продолжается несколько дней. Если работа выполнена, можно переходить к другим занятиям или наблюдать за остальными, но мешать нельзя. После работы нужно все вещи убрать на место. Младшим требуется помощь воспитательницы или старшего товарища по группе. В группах обязательно есть дежурные. В заключение все снова собираются, чтобы обсудить, как прошел день, а затем одеваются. Прогулка длится около получаса. Родители принимают активное участие в жизни детского сада, который является важным дополнением и продолжением семейного воспитания.

Существенна роль внутреннего устройства и оформления пространства детского сада. Дети должны иметь возможность двигаться, перемещаться, заниматься разнообразной содержательной деятельностью. То, что находится вокруг, должно заставлять их находить себе занятие, хотеть действовать, пробовать, узнавать. Комнаты должны быть большими и светлыми, чтобы дети чувствовали себя радостно, оптимистично. Помещение оборудовано таким образом, чтобы в разных его частях можно было бы одновременно заниматься разными делами. Ребенок сам выбирает, что он будет делать, причем, если захочет, в одиночку. Обязательно должно быть место для отдыха, куда дети уходят по своему желанию – когда захотят и на сколько захотят. Все материалы располагаются на полках и доступны всем детям,

Монтессори придавала большое значение упражнениям в практической жизни. Она признавала, что дети нуждаются в определенном распорядке и в повторении одного и того же по многу раз. Если они способны заинтересованно ставить перед собой задачи и решать их, преодолевая возникающие трудности, то контроль со стороны взрослого становится излишним. Независимость – производное от гордости за достигнутый результат. Свобода и самостоятельность – это ответственность, возможная только на основе приобретения личного опыта. Он возникает в определенном ритме жизни и у каждого по-своему, с тем количеством повторений и ошибок, которые нужны индивидуально. Естественная потребность в упражнении собственных рук приводит к постепенному совершенствованию деятельности.

Разработанные М. Монтессори материалы для развития органов чувств выпускаются и сегодня. Работа с ними не заменяет непосредственно приобретаемых ребенком в жизни впечатлений, связанных с его окружением. Материал изготавливается обычно из бумаги, картона, металла или дерева по определенным правилам и служит усвоению понятий «высокий, низкий, плоский, глубокий, тонкий, толстый, маленький, большой». Предлагаются также таблицы цветов и разнообразные геометрические формы. Монтессори придумала широко вошедший в практику детских садов «волшебный мешочек» (сшитый из ткани), в который кладут разные мелкие вещи, которые дети узнают на ощупь. Осязание тренируется и при ощупывании поверхностей (гладких, ровных, шершавых); слух – при распознавании шумов, издаваемых коробочками, наполненными разными веществами (типа песка, гороха, гвоздей); обоняние – изучением шкатулок или баночек с ароматами. Придуманы также всевозможные упражнения для развития мелкой моторики и координации движений, например перенос предметов разного размера и формы из одной емкости в другую при помощи ложечки, пинцета, палочек, щипцов и т.п. Дети выкладывают, режут, клеят, плетут и т.п. В ходе этих упражнений развиваются внимание и сознательность, интерес к подлинным, непреходящим ценностям жизни, стремление работать.

Дети участвуют в повседневной деятельности взрослых: накрывают на стол, убирают то, что просыпали или пролили, чистят ботинки, моют и вытирают стаканы, подметают пол, поливают растения, разбирают и сортируют различные материалы. Детям предоставляется возможность поработать с разными видами застежек, звонков, замков, выкладывать последовательности. Дошкольники обязательно должны убирать за собой, приводить помещение в порядок, соблюдать личную гигиену, бьггь вежливыми и предупредительными (здороваться и прощаться, уступать место, поднимать упавшую вещь). Ряд занятий направлен на контроль за собственными перемещениями: дети учатся соблюдать равновесие, координировать движения, чтобы приучиться отвечать за себя. Известно и упражнение на тишину, когда все дети закрывают глаза и молчат. Воспитатель вмешивается в действия детей, только если они его об этом просят.

Огромным достоинством методики является непрерывность обучения между дошкольным и школьным возрастом, единство требований к детям в доме ребенка и начальной школе Монтессори. По имеющимся данным, именно этот тип дошкольных учреждений предоставляет оптимальные условия для отношений преемственности между детским садом и школой. Все же дети, оказавшиеся не в школе Монтессори, испытывают большие трудности в обычной школе: они привыкли заниматься так, как им удобно, чаще всего на полу, они привыкли сосредоточиваться на выполнении полученного задания, а не ждать, что ответят или решат другие.

В начальной школе знакомство с миром предметов, морали, духа продолжается на новом уровне, связанном с более широким и глубоким жизненным опытом ребенка. Педагог показывает детям как типичные, так и неожиданные аспекты явлений, заставляя их задуматься над верностью чисто поверхностных суждений.В то же время он ставит перед собой задачу объяснения терминов, стоящих за словами, в вариативных контекстах и ситуациях. Дети рассуждают сами по поводу переживаемого и осознаваемого опыта. Педагог отводит специальное время на свободное и самостоятельное приобретение впечатлений и переживаний. Угрозой здоровью ребенка становятся в обычной школе сколиоз, близорукость, отвлекаемость, усталость, скука, перенапряжение. Но если дать ребенку развиваться психически в своем темпе, организуя путем внешних побуждений экспериментирование с окружением, то он приобретает внутреннюю свободу.

Любознательность – жажда познания, испытываемая ребенком. Удовлетворить ее может специально организованное окружение. В школе Монтессори ребенок постигает сложение и вычитание, умножение и деление, дроби и геометрические формы на основе работы с конструкторами, разрезными моделями, структурными схемами. Обсуждение происходящего осуществляется в очень простой форме, доступной пониманию каждого. Терпение и выдержка при решении задач обусловлены внутренней потребностью в достижении результата. Но важны при этом не конкретные умения, а развитие разума в целом. Монтессори и ее сотрудники экспериментально показали, что при упорядоченной работе период спокойного созерцания и примитивных действий предшествует уже знакомой за которой следуют усталость и беспокойство. После паузы ребенок способен к напряженной, новой, трудной, насыщенной содержанием деятельности, затем он спокойно обдумывает проделанную работу. Слабые дети не готовы к такому порядку деятельности и часто не справляются с общим темпом урока, а у сильных он становится базой внутренней дисциплины и свободной интеллектуальной работы. Разные виды деятельности имеют разную интеллектуальную нагрузку для ребенка, и постепенно он сам приучается работать в определенном режиме и занимать себя, чередуя разглядывание картинок с математикой, чтение с лепкой и т.п.

Монтессори придавала большое значение наблюдению над поведением ребенка. Она считала, что нужно отмечать, когда ребенок начинает продолжительное время сосредоточиваться на работе, какие ее виды он выбирает, сколько времени занят, сколько раз повторяет одно и то же, каковы индивидуальные особенности выполнения работы, в какой последовательности разные виды работы занимают его в течение дня, когда ребенок проявляет инициативу и поглощен работой, сколько дней подряд это может происходить, хочет ли прогрессировать в деятельности, отвлекается ли и на что, продолжает ли начатое. Поведение ребенка важно с точки зрения соблюдения или несоблюдения порядка, отношения к деятельности, радости, уравновешенности, выражения своих наклонностей, сотрудничества со сверстниками. Послушание проверяется по тому, как ребенок реагирует на сделанное ему приглашение или предложение, призыв или приказ, как осознает возможность участия в делах других, насколько добровольно и радостно делает работу и ведет себя.

Монтессори ратовала за изменение детской одежды с точки зрения ее гигиеничности и простоты, свободы движений, легкости надевания й снимания. Аналогичным образом следует продумать питание, школьные помещения, окружение. Элегантность и гигиена соблюдаются за счет вполне примитивных приемов, но способствуют формированию полезных привычек. От них, а также от подготовки учителя зависит, как будут развиваться внимание, воля, интеллект, воображение и нравственность ребенка.

Заметим, что с точки зрения теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) по данной схеме развивается прежде всего ее операциональная сторона, связанная с многократным повторением упражнений взамен интересной и целенаправленной деятельности – конструирования, аппликации и т.п. Отсутствие общения между детьми при выполнении практических, длительных по времени заданий может отрицательно сказываться на развитии речи детей и самого общения. Наблюдения за детьми показывают их малую подвижность и некоторую заторможенность, медлительность в реакциях. Но нельзя отрицать, что покой и свобода делают дошкольников и школьников счастливыми, образованными, умственно развитыми и довольными; на семейное воспитание остается еще много времени.


1000
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!