Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения»

/ Педагогика
Контрольная,  20 страниц

Оглавление

Введение
1. Сущность целостного педагогического процесса
2. Функции, закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Заключение

Список использованной литературы

1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избр. пед. соч. М., 1956
2. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М., 1982
3. Коменский Я. А. Новейший метод языков // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982
4. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. Ростов-на-Дону, 2001
5. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин и др. М., 2002
6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник. В 2-х кн. Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения. М., 1999
7. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство: Учебное пособие. М., 1998
8. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. Алма-Ата, 1990


Работа похожей тематики


Преемственность в системе непрерывного образования: управленческий подход

 

Данный подход к системе непрерывного образования будет зависеть от модели сотрудничества ДОУ и школы.

Школа – детский сад. Это образовательное учреждение реализует несколько общеобразовательных программ: дошкольного образования и начального общего, среднего (полного) общего образования. В своей деятельности руководствуется Типовым положением о ДОУ РФ и Типовым положением об общеобразовательном учреждении РФ.

Данная модель предполагает совместную систематическую работу педагогов дошкольных и школьных учреждений. А. А. Люблинская рассматривает преемственность как один из видов такой связи. Эта связь существует между звеньями, этапами одного явления, процесса. А. А. Люблинская подчеркивает, что преемственность достигается тогда, когда работа нижнего звена направлена на подготовку детей к их деятельности в последующем периоде.

Обычно основная цель преемственности формулируется как создание системы непрерывного развивающего образования детей от 2-х до 10 лет, направленной на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

В свою очередь, задачи определяются по отношению к каждому этапу или вектору достижения цели:

• создать условия для охраны физического и психического здоровья детей;

• обеспечить уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом;

• обеспечить преемственность в содержании и организации образовательного процесса;

Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика, интереса к учебе

Формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка

Формирование внутренней позиции личности:

– развитие произвольности поведения;

– развитие коммуникативных навыков

Развитие способностей: обучение ребенка моделирующим и знаково-символическим видам деятельности

работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

Единые планы совместной работы на учебный год составляются к началу года заведующей ДОУ и директором школы. В плане указываются формы сотрудничества и их содержание, намечаются сроки выполнения и лица, ответственные за их проведение.

Начальные классы на территории ДОУ. В этом случае дошкольное учреждение на основе договора выделяет помещения, необходимые для организации обучения и отдыха младших школьников.

Дошкольники и младшие школьники находятся в одном здании, и они вместе проводят многие праздники, конкурсы, выставки. Проблему преемственности здесь пытаются решить за счет общения старших дошкольников с первоклассниками (в ходе совместных занятий, прогулок, подвижных игр, деятельности в творческих оркестровых, хоровых, танцевальных объединениях). Такой подход к обеспечению преемственности принят в Китае. С помощью школьников педагоги хотят сделать естественной социализацию дошкольников, т. е. принятие ими соответствующих обязательств, формирование положительного отношения к учению как основному виду деятельности. Такое сотрудничество особенно нуждается в грамотном планировании преемственности обучения и воспитания детей ДОУ и начальных классов школы.

Комплексы. Взаимодействие образовательных учреждений осуществляется на основе добровольного объединения их в комплексы. Учреждения, предприятия и организации, входящие в состав комплекса, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица; руководитель комплекса выполняет свои функции на основе договора с ними.

Договор о сотрудничестве ДОУ и школы составляется и утверждается администрацией учреждений. В рамках Договора оговариваются модель и содержание преемственности.

Пример такой модели мы приведем в виде схемы1 на с. 63.

Основной целью взаимодействия ДОУ и школы становится обеспечение взаимосвязи и преемственности в воспитании и обучении детей в подготовительных к школе группах и первом классе школы.

Сотрудничество осуществляется на уровне планированияОбеспечение преемственности в работе ДОУ и школы В качестве примера приведем план работы, которую щ водили педагоги детского сада и школы в Чехословакии:

ПЛАН РАБОТЫ

Таблица

Дата проведения мероприятия

Форма и содержание мероприятия

Сентябрь

Торжественное празднование начала учебног< года (приветствие детей старшей группы детского сада). Изучение учебных программ первого класса и тематических планов учебно-воспитательной работы. Беседа: характеристика учащихся первого класса. Открытый урок чтения.

Октябрь

Совместное спортивное мероприятие. Посвящение в школьники (приветствие и сувениры от дошкольников, вечер сказок, выставка фотографий).

Ноябрь

Праздник осени (концерт, чаепитие, показ мультфильмов, конкурс изобразительных работ). Уборка и благоустройство окружающих школу и детский сад участков (сгребание листьев, сжигание мусора). Соревнование в изготовлении и запуске воздушного змея (вместе с родителями).

Декабрь

Вечер у елки (выступления детей, подарки). Наблюдение за животными и забота о них зимой (кормушки для птиц на участке, прогулки в лес и подкармливание зверей и др.).

Январь

Участие в педагогических советах по результатам полугодия. Подготовка к записи в школу и участие в ней. Ремонт спортивного инвентаря для детского сада силами учеников восьмого класса.

Преемственность в системе непрерывного образования

Дата проведения мероприятия

Форма и содержание мероприятия

Февраль

Совместный карнавал. Анализ результатов учебно-воспитательной работы в первом классе. Открытый урок математики для воспитателей детского сада.

Март

Литературный досуг, посвященный «месяцу книги», посещение местной библиотеки, конкурс на лучшее чтение стихов и др. Подготовка концерта учениками школы по случаю празднования 8 Марта.

Апрель

Лекция учителя первого класса в детском саду. Методическое совещание в первом классе. Совместное культурное мероприятие детского сада и школы (посещение кукольного театра и т. п.).

Май

Посещение воспитанниками детского сада группы продленного дня в школе. Совместное спортивное мероприятие. Посещение учителем первого класса занятий в детском саду.

Июнь

Лекция учителя первого класса в детском саду. Посещение дошкольниками уроков в школе и выставки работ первоклассников. Совместное празднование Международного дня защиты детей (кукольный театр, концерт, игры и т. д.). Участие учителя первого класса в выпускном вечере детского сада.

Планы преемственности как за рубежом, так и в России ежегодно составляются дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. При этом направления плана в каждом конкретном случае могут быть различными. Каждое образовательное учреждение работает по тем программам, которые им выбраны для работы в ДОУ и начальной школе, кроме того, в образовательных учреждениях имеются свои традиции и свой социум, определены и дополнительные услуги. Все это обязательно учитывается при составлении единого со школой плана преемственности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Преемственность в содержании процесса обучения

 

Дошкольное образовательное учреждение

Начальная школа

 

1

2

 

1. Анализ содержания дошкольного обучения на совместном семинаре воспитателей ДОУ и учителей.

1. Корректировка программ первого класса на основе анализа содержания обучения детей в детском саду.

 

2. Проведение и анализ занятий с детьми старшей и подготовительной групп для учителей начальных классов.

2. Проведение открытых уроков в первом классе по ряду программного материала для воспитателей ДОУ.

 

1

2

3. Формирование учебных умений у воспитанников детского сада на занятиях и в других видах деятельности.

3. Диагностика учебных умений у первоклассников и на ее основе планирование дальнейшей работы по совершенствованию учебных умений.

4. Сочетание игровой деятельности на занятиях с дошкольниками с элементами учебных умений.

4. Сочетание игры с учебной деятельностью первоклассников.

5. Мотивация учебной деятель-ности дошкольников как подготовка к переходу в начальную школу.

5. Формирование у первоклассников цели и содержания, мотивов учебной деятельности.

6. Диагностика готовности выпускников детского сада к систематическому обучению в школе.

6. Диагностика учебных умений первоклассников и программа дальнейшей работы учителя по их формированию.

2. Стиль взаимодействия детей и взрослых, развитие коммуникативности

1

2

1. Проведение семинара воспитателей и учителей начальных классов на тему «Возрастные особенности детей, поступающих в первый класс школы».

1. Составление плана воспитательной работы с первоклассниками на основе возрастных новообразований у детей.

2. Консультирование родителей дошкольников психологом, социальным педагогом по проблемам готовности детей к школе по специальному плану консультаций.

2. Учет индивидуальных особенностей детей первого класса при организации разнообразной совместной деятельности.

       

Вся планируемая работа обязательно предполагает:

• сотрудничество и деловой контакт педагогов детского сада с учителями начальной школы;

• контроль со стороны администрации по реализации содержания плана работы;

• диагностику общего развития дошкольников и их мотивацию к учебной деятельности;

• работу с родителями как дошкольников, так и учащихся первых классов.

Мы приводим примерное содержание работы по преемственности, которое можно использовать при составлении плана учреждений.3. Организация общения детей в игровой деятельности на основе уважения друг друга и взаимопонимания.

3. Работа педагога-психолога и социального педагога с родителями школьников по проблеме взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми по специальному плану консультаций и бесед.

4. Формирование у детей уважения к родителям и лицам, их заменяющим.

4. Проведение этических бесед с первоклассниками по культуре поведения, нравственным отношениям в классе и при разнообразной совместной деятельности.

5. Проведение ряда совместных с учащимися начальных классов праздников, выставок рисунков и творческих работ.

5. Диагностика стиля взаимоотношений первоклассников со сверстниками и взрослы.

6. Диагностика (2-3 раза) отношений дошкольников со сверстниками и взрослыми.

6. Продолжение работы с первоклассниками по развитию их самостоятельности, инициативности и творческого отношения к различным видам деятельности.

3. Преемственность в создании предметной развивающей среды

1. Проведение семинара воспитателей и учителей начальных классов по проблеме развивающей предметной среды.

1. Оформление классной комнаты первоклассников в эстетически оправданном стиле.

1

2

2. Создание предметно-игровой среды для дошкольников.

2. Продолжение работы по созданию предметно-развивающей среды для учащихся первого класса.

3. Создание функционально значимых уголков отдыха для детей.

3. Озеленение классной комнаты.

4. Наличие необходимого количества предметов для развития творчества детей, занятий по интересам.

4. Наличие настольных игр.

5. Оформление групповой комнаты в едином стиле.

5. Наличие предметов для свободной деятельности.

 

6. Наличие детских конструкторов.

 

7. Создание уголков для отдыха детей.

К примерному плану преемственности могут быть даны скоординированные программы по всем учебным предметам первого класса с учетом содержания программного материала дошкольного образовательного учреждения; программы консультаций и бесед с родителями педагога-психолога и социального педагога; развернутые программы совместных праздников, выставок, спортивных мероприятий и т. п.

Взаимное ознакомление с программами ДОУ и школы позволяет определить тот уровень развития, которого ребенку необходимо достичь, чтобы благополучно осваивать чтение, письмо и математику.

К сожалению, как в России, так и за рубежом, содержание учебного материала в программах для начальных классов не в полной степени учитывает содержание учебного материала в программах воспитания и обучения детей в детском саду. Содержание программ детского сада часто дублируется в программах для начальных классов, что особенно заметно при анализе учебных программ первого класса начальной школы. Дублирование программ для дошкольников приводит к тому, что общее развитие ребенка и развитие индивидуальных способностей, присущих каждой растущей и развивающейся личности, ставится в условия искусственной стагнации.

В ходе методических мероприятий обсуждаются вопросы планирования и тематика совместных бесед и педагогических советов, конференций и семинаров, планы взаимопосещений уроков и занятий учителями и воспитателями.

Практические мероприятия помогают учителю не только заранее познакомиться со своими будущими учениками и их родителями, но и «настроиться» на них еще до начала обучения в школе.

Например, в Чехословакии было принято, что учитель, который будет набирать детей в первый класс, курирует весь год своих будущих учеников: приходит на родительские собрания, информирует родителей о школьном режиме и организации занятий в школе, посещает детские выставки и праздники. В процессе подобной работы, как отмечает А. А. Люблинская, «рассыпается» ориентировка учителя на учеников как на «маленьких детей», которые не знают и не понимают того, что взрослый «лучше знает, что им нужно» и как этого добиться; когда учитель не обращает внимания на то, что дети пришли в школу каждый со своим индивидуальным жизненным, эмоционально-чувственным, коммуникативным опытом, определенным запасом знаний.

В Китае во втором полугодии учитель начальных классов проводит открытые занятия с воспитанниками подготовительного класса, чтобы, с одной стороны, иметь возможность определить уровень развития будущих первоклассников, а с другой – показать воспитателю специфику школьных требований и готовность детей к их выполнению.

На некоторые проблемы преемственности между детским садом и школой указывает А. В. Запорожец. Он считает, что само понятие «преемственность» часто трактуется слишком узко и односторонне: преемственность понимается как необходимость для детского сада перенимать у школы формы и методы школьной работы и копировать школьную дисциплину. Действительно, наиболее «простое» решение проблемы преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы на практике связано с активным использованием средств и методов школьного обучения в условиях детского сада. Это вызывает необоснованные нагрузки на детский организм в ущерб общему развитию дошкольников, снижает внимание дошкольных работников и учителей к охране и укреплению физического и психического здоровья детей. Второе последствие – перевод личностно-ориентированного общения с воспитателем и учителем на уровень регламентированного и снижение мотивации детей к познанию, учению и взаимодействию со взрослым и сверстниками. Против подобного подхода, уничтожающего самоценность дошкольного детства, выступает современная Концепция дошкольного воспитания (1989).

Воспитатели при поступлении ребенка в школу могут составлять на него характеристику, чтобы иметь возможность поделиться своими наблюдениями и выводами об особенностях развития ребенка и наиболее удачных методах и приемах работы с ним. В программах дошкольных образовательных учреждений представлены данные о содержании воспитательно-образовательной работы с детьми, об уровне развития детей, которые пойдут в первый класс начальной школы: будущему учителю первого класса необходимо знать, что же приобрел ребенок за период дошкольного детства.

Так, в Чехословакии учитель, как бы заменяя воспитателя детского сада, должен был присутствовать на Дне прощания детей с детским садом. Этот опыт сохранен, и воспитатели, в свою очередь, приходят к своим бывшим воспитанникам, особенно в период их адаптации к школе, посещают их в группах продленного дня с новыми воспитанниками, приглашаются на праздники и оценку результатов за 1-е полугодие. Интересно, что, кроме совместных мероприятий воспитателей и учителей начальных классов, в рамках преемственности существуют также формы взаимодействия между детским садом, школой и другими учреждениями1.

Различные мероприятия организуются как школой, так и детским садом. Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются дошкольники и младшие школьники (экскурсии, походы, посещение музеев, совместные концерты в музыкальной школе, спортивные мероприятия, выставки детского творчества). Такие мероприятия усиливают интерес детей к школе в большей мере, чем любые другие мероприятия. Будущие первоклассники даже перенимают у старших детей манеру поведения и разговора.

Мероприятия, организуемые детским садом, предполагают посещение уроков в школе и занятий в группах продленного дня, посещение открытых занятий в первом классе, участие в празднике, посвященном началу учебного года, и т. д.

Мероприятия, организуемые школой, включают культурные мероприятия для дошкольников, в том числе кукольный театр, литературные и театральные вечера, субботники, предполагающие «починку игрушек» и посещение детского сада.

При составлении планов подобных мероприятий очень редко привлекаются к участию в них ученики средней и тем более старшей школы. Однако практика показывает, что при наличии сильного научно-методического объединения сотрудников детского сада и школы по проблеме непрерывного образования такое оказывается возможным.

Тема: «Профессиональная ориентация старших школьников»

Содержание семинара: Значение работы психолога в определении направленности личности старшего школьника. Тесты, выявляющие профессиональную ориентацию подростков. Степени сформированности отношения к труду у старшеклассников. Этапы формирования положительного отношения к труду. Организация ОПД и производственной практики на базе ДОУ. Роль методиста детского сада в формировании мотивационно

Мы приводим примеры содержания проблемного семинара подобного методического объединения.

Тема: «Привлечение учащихся средней школы к взаимодействию с персоналом ДОУ».

Содержание семинара: Соответствие методов преподавания и педагогического воздействия методам самообучения и самовоспитания школьников. Возможность использования методов самосовершенствования школьников в осуществлении взаимодействия школы и ДОУ. Привлечение актива по самоуправлению школой к решению проблем детского сада. Работа кружков как средство реализации материально-технической помощи ДОУ. Культурно-массовые мероприятия, подготовленные старшими школьниками для учащихся младших классов и дошкольников.

Цели практических заданий: помочь слушателям в соотнесении методов воспитания, обучения и самовоспитания, самообучения школьников; в использовании методов самосовершенствования школьников, проблемных методов преподавания в процессе организации взаимодействия школы и детского сада.

Содержание работы: слушатели разбиваются на «рабочие группы» и в режиме «мозгового штурма» определяют основные и дополнительные формы взаимодействия учащихся средней школы с персоналом ДОУ, позволяющие использовать методы самосовершенствования учащихся.то, информационного и деятельностно-практического отношения старшеклассников к педагогической профессии.

Цели практических заданий: научиться определять направленность личности старших школьников и использовать данные умения при организации работы по их профессиональной ориентации, способствовать осуществлению непрерывности среднего и высшего профессионального образования.

Содержание работы: слушатели применяют методики по определению профессиональной направленности личности на своих коллегах и соотносят их результаты с затруднениями в осуществлении деловой карьеры; составляют таблицы по типам профессиональной ориентации личности, возможностям ее реализации в педагогической деятельности и методическим рекомендациям по осуществлению педагогической практики на базе ДОУ.

Если говорить о решении проблемы преемственности и непрерывности дошкольного и начального образования, то она входит и в планы работы окружных управлений дошкольным образованием. Это выражается в планировании курсов повышения квалификации по данной проблеме для воспитателей ДОУ, музыкальных руководителей, воспитателей по физической культуре, старших воспитателей и заведующих ДОУ. Могут быть включены в план специальные модульные курсы, связанные с отдельными направлениями образовательной работы ДОУ и начальной школы, разработкой междисциплинарных связей между занятиями в детском саду и уроками в начальной школе в рамках выделенных направлений содержания непрерывного образования и т. д.

Спецификой программ для курсов повышения квалификации выступает блочно-модульный принцип их построения. Рассмотрим это на примере курсов повышения квалификации для воспитателей, методистов, педагогов надомного обучения дошкольных и школьных образовательных учреждений, учителей начальных классов и групп продленного дня.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!