Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Методика обучения школьников рукоделию»

/ Педагогика
Курсовая,  33 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Педагогические условия организации кружка мягкой игрушки
1.1. Организация кружка мягкой игрушки
1.2. Общие методические рекомендации по изготовлению игрушек
Глава 2. Рассмотрение методики по обучению школьников рукоделью
2.1. Образовательная программа "Мир игрушек"
2.2. Методическая разработка занятия "Изготовление сувенира "Матрешка"
Заключение

Список использованной литературы

1. Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982
2. Васильева-Гангнус Л.П. Уроки занимательного труда. М.: Педагогика, 1987
3. Гукасова А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах. М.: Просвещение, 1977
4. Егорова Р.И., Монастырная В.П. Учись шить. М.: Просвещение, 1988.
5. Еременко Т.И. Иголка-волшебница. М.: Просвещение, 1987
6. Климова Н.Т., Федосова О.Г., Наумова О.Н., Ривкина В.В. Ручная и машинная вышивка. М.: Легкая индустрия, 1980
7. Косилов С.А. О физиологических основах производственного обучения. М.: Высш. шк., 1981
8. Крючков А.Ф. Общественно полезный, производительный труд. М.: Просвещение, 1984
9. Культура быта: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1986
10. Литзина Л.М. Моделирование одежды из клетчатых тканей. М.: Легкая индустрия, 1976
11. Мельникова Л.В. и др. Методика трудового обучения: Обслуживающий труд. М.: Просвещение, 1985
12. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1972
13. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. М.: Просвещение, 1983
14. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков. М.: Просвещение, 1983
15. Орлова Л. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988
16. Осипова Л.В. Практикум по обработке тканей: Учеб. пособие для учащихся 9-10 кл. М.: Просвещение, 1979
17. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М.: Легпромбытиздат, 1985
18. Производительный труд в учебных мастерских и кабинетах обслуживающего труда городских школ. (Из опыта работы) / Сост.: А.Ф. Крючков. М.: Просвещение, 1980
19. Прокопьева З.И. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980
20. Промышленное проектирование специальной одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982
21. Реут Т.Н., Контовар Р.Б. Технология изготовления швейных изделий по индивидуальным заказам: Учеб. для техникумов. М.: Легкая индустрия, 1979
22. Сафонова Н.С., Молотобарова О.С. Кружки художественной вышивки. М.: Просвещение, 1983
23. Щеголихина А.К., Тимофеева И. Е. Рисунок. М.: Легкая индустрия, 1976


Работа похожей тематики


Формы методической работы в ДОУ

 

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, старший воспитатель использует известные, широко вошедшие в практику формы. Групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).

На одном из семинарских занятий в МИОО старшие воспитатели, исходя из практического опыта, кратко описали различные формы методической работы.

Открытый показ. Занятие с последующим обсуждением просмотренного, форма обучения педагогов и распространения передового опыта.

Семинар-практикум. Проводится для более глубокого и систематического изучения проблем педагогики, психологии, методики; теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. В ходе семинара совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в определенном виде деятельности, развиваются творчество и фантазия.

Дискуссия. Рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса; каждый должен высказать собственное мнение, учиться отстаивать его, доказать свою точку зрения.

Творческие микрогруппы. Возникли в результате поиска новых, более эффективных форм методической работы; создаются добровольно, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею; объединяются несколько педагогов с учетом психологической совместимости, творческих интересов. В группе могут быть один-два лидера, которые берут на себя решение организационных вопросов.

Каждый член группы самостоятельно изучает закрепленный за ним вопрос, готовит краткую информацию. Затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают варианты, внедряют в практику своей работы. Организуются взаимопосещение занятий, обсуждение лучших приемов и способов. При необходимости проводится совместное изучение дополнительной литературы. Главное внимание уделяется поисковой, исследовательской деятельности. Совместное творческое освоение нового происходит в 3–4 раза быстрее, чем друтими путями. Как только поставленная цель достигнута – группа распадается. С результатами работы знакомится весь коллектив детского сада.

Работа над единой методической темой. При правильном выборе единая методическая тема действительно способна увлечь педагогов. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему: актуальность для дошкольного учреждения, учет достигнутого уровня деятельности, интересов и запросов педагогов, тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, педагогическим опытом других учреждений. Не исключен и такой подход, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу с разбивкой по годам. Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.

«Круглый стол». При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговое размещение участников позволяет сделать их самоуправляемыми, поставить всех в равное положение, обеспечить взаимодействие. Организатор «круглого стола» продумывает вопросы к обсуждению.

Литературная газета. Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Брифинг. Встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определенной теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются две команды: одна задает вопросы, другая отвечает; организатор задает вопросы, педагоги отвечают.

Эстафета педагогического мастерства. Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают ее. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

Художественная копилка. В копилку, в зависимости от педагогических задач, могут быть включены репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Хороший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки могут лечь в основу выставки.

Творческая гостиная. Форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создается обстановка свободного, непринужденного общения.

КВН. Прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, быстро разрешить педагогическую ситуацию, суметь объективно оценить знания своих коллег. Стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений и навыков.

Смотр-конкурс. Способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.

Музыкальный салон. Одна из форм эстетического развития, духовного общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Прием формирования благоприятного микроклимата в коллективе.

Тематические выставки. Представление наглядных материалов: рисунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, являются содержательной формой обмена опытом педагогов.

Остановимся на наиболее распространенных формах методической работы, чтобы выделить особенности и подчеркнуть необходимость каждой в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ.

Подготовка и проведение консультаций для педагогов

Индивидуальные и групповые консультации проводятся по основным направлениям работы всего коллектива, актуальным проблемам педагогики и психологии, по заявкам воспитателей и т.д.

Любая консультация требует от старшего воспитателя профессиональной компетентности. Но даже если старший воспитатель только приступил к работе в этой должности и не имеет значительного опыта, он должен быть готов к тому, что ему придется консультировать воспитателей.

Однако в данном случае необходимо затрачивать больше времени на тщательную подготовку консультаций. Знакомство с новейшими достижениями педагогической и психологической науки, новинками методик и технологий дошкольного воспитания, изучение периодической печати, составление тематических каталогов – все это должно быть постоянным в рамках самообразования.

Основные консультации планируются на год. По мере необходимости в этот план вносятся изменения. Подготовка к проведению консультации предполагает:

– составление плана изложения материала;

– продумывание советов и рекомендаций по каждому вопросу;

– подбор методической литературы и описанного педагогического опыта.

Возможно использование вопросов к воспитателям для коллективного обсуждения; всевозможных заданий по ходу консультации.

Следует прибегать к различным методам проведения консультаций.

При проблемном изложении материала формулируется проблема и показывается путь ее решения. При использовании поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения, обладающий рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, которые помогут педагогам осмыслить свой опыт, высказать свои соображения, сформулировать выводы.

При обмене опытом между воспитателями может использоваться эвристическая беседа, в ходе которой более детально раскрываются отдельные положения изученной методической литературы, даются разъяснения по вопросам, в большей мере интересующим педагогов, выявляются ошибки в суждениях, степень понимания и усвоения новой информации.

Однако эффективность этого метода будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, требующий всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы воспитатели обладали достаточным запасом теоретических знаний и профессионализмом. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план, позволяющий четко представить, какие новые знания получат воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей.

По форме и содержанию дискуссия близка к беседе. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако в отличие от беседы в дискуссии необходимы борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование этого метода требует от старшего воспитателя достаточной компетентности, педагогического мастерства, высокой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Последние должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.

В заключение кратко анализируются выступления участвовавших, и разъясняются принципиальные вопросы.

Значение семинаров и семинаров-практикумов в методической работе

Ежегодно в годовой работе детского сада обязательно планируются семинар и семинар-практикум, остающиеся наиболее эффективной формой повышения квалификации воспитателей. В начале учебного года руководитель составляет подробный план семинара, который может включать одно или несколько занятий. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Семинар может быть постоянно действующим и временным (например в течение учебного года организуется изучение новой программы или технологии).

Руководителем семинара могут быть заведующий или старший воспитатель, приглашенные специалисты. В проведении его участвуют воспитатели и другие сотрудники детского сада. Семинар может состоять из нескольких занятий, где сочетаются обсуждение вопросов теории, проблем практики, знакомство с новинками литературы и передовым опытом.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Например, на занятии по икебане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Это умение впоследствии применяется и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на семинаре-практикуме по изготовлению елочных украшений педагоги не только осваивают приемы работы с бумагой и другими материалами, но и разрабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в групповой комнате во время новогодних праздников. В эти дни педагоги придумывают сюрпризы, подбирают литературный материал для создания сказочной атмосферы в группе.

К семинару-практикуму «Особенности организации и проведения наблюдений в природе в летний период» воспитателям заранее предлагаются вопросы для обсуждения: «Как часто Вы проводите наблюдения за объектами природы на занятиях, прогулках, в повседневной жизни?», «Что считаете главным в методике организации и проведения наблюдений?», «С какими трудностями встречаетесь?», «Какие приемы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности?», «Какие наблюдения в природе проводили по инициативе детей?», «Как Вы поддерживаете, пробуждаете, развиваете детскую пытливость, любознательность?», «Какое влияние на поведение детей оказывает их общение с природой?», «Используете ли Вы в работе с детьми элементы экологического воспитания?».

В ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единую позицию по рассматриваемому вопросу. Важно, чтобы итоги семинара оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем руководителя.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей является важной формой работы. К проведению его привлекаются разные специалисты. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, а руководитель семинара будет внимательным наблюдателем и советчиком. О своих наблюдениях он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные советы о методах индивидуального общения с ребенком. Такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастет.

Важный вопрос – место проведения семинара. Это может быть методический кабинет детского сада, групповая комната, музей, выставочный зал, сквер и т.д. в зависимости от тех задач, которые должны решать участники семинара.

Если семинар рассчитан на несколько занятий, то необходимо подготовить памятку его участникам. В ней следует указать тему, место и порядок проведения каждого занятия, перечень вопросов, список литературы, с которой полезно предварительно ознакомиться. Важно продумать способы включения всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого используются перфокарты, рассматриваются противоположные точки зрения, ведется работа с нормативными документами, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Подготовка открытого показа работы педагога

Важная форма методической работы с педагогами – открытый показ, о котором мы подробно говорили в главе «Роль педагогического опыта в совершенствовании учебно-воспитательного процесса ДОУ». К сказанному можно добавить, что если возникает необходимость научить воспитателей, например, какой-то новой форме организации работы с детьми, то руководитель организует условно называемый «рабочий показ». Его может провести сам старший воспитатель, но если его проводит воспитатель группы, то они вместе готовят конспект и все необходимые пособия. Обсуждение открытого занятия обычно предполагает и консультирование присутствующих. В заключение каждому из них предлагается определиться с проведением аналогичной работы с детьми своей группы.

Конспекты всех открытых занятий оформляются и хранятся в методическом кабинете детского сада.

Мастер-класс

Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние годы, – мастер-класс, основная цель которого – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов.

Обычно мастер-класс состоит из двух частей:

– показ работы с детьми;

– работа с педагогами с целью трансляции педагогического опыта.

Педагогическое мастерство предполагает педагогические способности, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность. Всё эти компоненты мастерства проявляются в ходе проведения мастер-классов.

Важно не только умело показать работу с детьми, но и обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать им, при помощи каких методов и приемов они были достигнуты. В своем рассказе педагог опирается на ту методическую, научную литературу, которую изучал. Обычно это не доклад, а скорее дискуссия, круглый стол, на котором обсуждаются актуальные вопросы воспитания и обучения дошкольников, и все его участники активно высказываются, задают вопросы, а может быть, и спорят.

Данная форма методической работы на протяжении пяти лет используется как один из этапов московского городского конкурса «Воспитатель года».

Деловые игры нашли широкое применение в методической работе, курсовой системе повышения квалификации. Однако в методической работе детского сада они используются реже, так как требуют большой предварительной подготовки. Старшие воспитатели часто включают в педсоветы и консультации элементы деловой игры – метод игрового моделирования.

Отличие деловой игры от метода игрового моделирования заключается в следующем: последний представляет собой форму активизации педагогов при проведении любой методической работы; первая является самостоятельной. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет большое положительное значение. Они помогают максимально активизировать участников для достижения поставленной цели.

Деловые игры связаны с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требуют от участников принятия определенной роли и выбора способов взаимодействия.

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через деловые игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что учит практическому выполнению этических профессиональных норм и правил поведения; это творческая, свободная деятельность, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями, вызывает высокую активность участников в разрешении реальных педагогических проблем, позволяет связывать теорию с практическим опытом. Руководители задают вопрос: «Как часто можно проводить деловую игру со всем коллективом?». Целесообразно ее использовать 1–2 раза в год. Хорошо, если вы сами поиграете под руководством опытного методиста, прочувствуете игру «изнутри» и только затем приступите к подготовке и проведению такого занятия в своем коллективе.

Какое место в методической работе может занять деловая игра? Только как часть единой системы. Вот один из примеров. Когда практики заговорили о возможности разнообразных форм планирования работы ДОУ, методическая служба Москвы поставила задачу – изучить затруднения, систематизировать имеющийся опыт, творчески обобщить его и предложить практикам в виде консультации «Новые подходы к планированию работы дошкольного учреждения на год». По итогам консультации была оформлена выставка.

Руководители дошкольных учреждений, ознакомившись с выставкой, активно использовали представленные материалы в своей работе. Но сначала таких оказалось немного. Чтобы этот опыт шире внедрялся в округах, были созданы творческие группы, объединившие по 6–8 человек.

В течение трех месяцев каждая группа, анализируя состояние работы, изучая лучший опыт педагогов, наработала свои материалы к планированию. Участники группы выделили основные направления своей деятельности, наметили разнообразные формы методической работы с кадрами и сформировали глубоко продуманные планы своих ДОУ. Все творческие группы с учетом предложенных на консультации вариантов планов определили формы написания годового плана. В этой работе активно участвовали методисты окружных управлений образования.

Итоги подводились в форме деловой игры «Рейтинг популярности» с приглашением руководителей детских садов соответствующих районов. Ставилась цель – активизировать всех на решение конкретной проблемы, оценить и распространить опыт, наработанный творческими группами. Участникам были даны роли («эксперты», «критики», «консерваторы», «практики»). Каждая творческая группа готовила наглядный материал к разработанной модели планирования, продумывая рекламу своего варианта и форму его защиты.

Деловая, эмоциональная атмосфера способствовала более глубокому, детальному знакомству присутствующих с представленным опытом. Возможность задавать любые вопросы авторам творческих групп помогала каждому участнику оценить сильные и слабые стороны планов, проследить систему предлагаемой работы с кадрами. Роли «консерваторов» и «критиков» помогали участникам глубже проникнуть в проблему. Это были игровые роли, но не «игрушечные». Они прямо связаны с практическими задачами.

Подготовка и проведение деловой игры – процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить отдельные ее элементы или содержание без изменения модели.

Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять семинары, практические занятия, а должны проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

– создание проекта деловой игры;

– описание последовательности действий;

– описание организации проведения игры;

– составление заданий для участников;

– подготовка оборудования.

Проект деловой игры

1. Название деловой игры, ее цели.

2. Состав участников.

3. Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру в целом.

4. Суть проблемы, подлежащей решению.

5. Состояние исследуемого вопроса.

6. Руководство деловой игрой.

7. Перечень необходимого оборудования, литература для предварительного изучения.

Деловая игра разработана на основе методики активизации обучения педагогов. Это натолкнуло на создание проекта комплексной деловой игры по целям в двух планах. Обращаем внимание, что при составлении деловой игры лучше начать с графической модели взаимодействия участников игры.

Из этой схемы видно, что модель деловой игры представлена как бы в двух планах: игровом и педагогическом (обучающем и воспитывающем).

Для разработки деловой игры необходимо создать имитационную и игровую модели, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру игры. Для примера рассмотрим модель «Педагогический пробег».

1. Игровая модель:

– игровые цели: представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры «поезд – станции» – короткое время для решения проблемы;

– комплект ролей и функции игроков: «организатор» объясняет правила, направляет дискуссию, следит за регламентом, обобщает итоги; «начальник станции» предлагает «проезжающей группе» вопросы к дискуссии, следит за ней, выделяет активных участников, фиксирует результаты; участники игры – «проезжающие группы» по 3–6 чел. выполняют задания на каждой «станции», ведут дискуссию для принятия единого решения;

2. Имитационная модель:

– педагогические цели: способствовать формированию культуры общения в коллективе, учить вырабатывать компромиссное решение (уметь слушать других, четко излагать свои мысли и т.п.);

– предмет игры: проблемы, которые вызывают наибольшие затруднения у педагогов;

– графическая модель взаимодействия участников игры: организатор – участники группы – «начальник станции».

За имитационную модель деловой игры принимается наиболее типичная ситуация реальной жизни, разрешение которой вызывает у практиков определенные трудности.В данном случае «станции» – это проблема, решение которой будет предложено каждой из трех групп, а затем обобщено «начальником станции» и представлено схематично.

Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо четко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, выработка необходимых навыков; изучение опыта; формирование творческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершенствование навыков принятия коллективных решений и т.д.

Формулируя общие цели, мы предоставляем возможность каждому участнику найти средства достижения собственных целей.

В каждой игре выделяются свои роли и определяется необходимое количество игроков. Замечено, что оптимальное число всех участников – 30 чел., в группе – 5–7 чел. Роли могут быть профессиональные и межличностные, исполнение которых способствует созданию проблемных ситуаций («лидер», «конформист», «консерватор» и т.д.).

Подготовка деловой игры – это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учтено, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Вот несколько вариантов размещения участников общения, предложенных В.П. Дубровой и Е.И. Милашевич (Витебский государственный педагогический институт им. СМ. Кирова). Прямоугольником с кружочком внутри обозначен организатор, кружочками – члены группы.

«Круглый стол»Круговые формы размещения участников позволяют сделать педагогический коллектив самоуправляемым. Возможность взаимных контактов становится максимальной, минимизируется роль организатора. Если участников много, образуется «круглый стол с аквариумом». В этом случае создаются особые правила для участников внешнего круга, которые наблюдают за ходом общения во внутреннем круге. Результаты их наблюдения излагаются в общей дискуссии.

Продумывая все элементы деловой игры, важно определить формы оценки. Часто применяются балльная система за каждый этап и подсчет всех оценок в конце игры. Иногда используется анкетирование. Отметим, что продуманная система оценки связана с функцией стимулирования, поэтому иногда следует продумать оценку личного вклада каждого в достижение общей цели, например: отмечается группа-победитель, а в ней выделяется лидер (по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение словами: «творческий подход», «красивая мысль», «корректное решение».

Для оценивания в деловые игры вводятся роли экспертов, аналитиков, представителей заказчика и т.п. Целесообразно наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах.

В заключение следует предложить игрокам объективно оценить результаты всей игровой деятельности, таким образом провести заключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой информацией овладеть. Это станет важным фактором послеигрового интереса участников к познавательной деятельности.

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные задачи дошкольного учреждения:

– обсуждаются основные вопросы воспитания и обучения дошкольников;

– анализируются имеющиеся недостатки;

– принимаются решения для устранения недочетов;

– организуется обмен опытом педагогической работы. Тематика педагогических советов определяется в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.

Главным вопросом повестки дня всегда являются результаты работы педагогов: уровень развития детей, их здоровье, формы совместной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствовали улучшению работы с детьми, каждому заседанию предшествует тщательная подготовка всех его участников. Необходимо дать критический анализ своей деятельности, прийти на педсовет с выводами, сделанными в ходе этого анализа (что в работе с детьми не удается, почему и как выявленные недостатки можно исправить и т.д.).

Старший воспитатель и заведующий помогают педагогам сравнить результаты анализа знаний, умений, навыков детей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, выделить главные направления в работе.

Опытному педагогу достаточно предложить диагностическую карту или вопросник к самоанализу, а начинающему специалисту лучше показать методику выявления знаний, умений, навыков детей. Возможны взаимопроверки воспитателей, где каждый анализирует состояние дел по конкретному вопросу у своего коллеги. Заведующий и старший воспитатель продумывают организационные вопросы: регламент, повестку. Заранее в методическом кабинете оформляются выставка литературы по обсуждаемой тематике, материалы об опыте работы ведущих педагогов (пособия, конспекты, выписки из планов работы с детьми). Воспитателям предлагаются задания, которые помогут им подготовиться к педагогическому совету. Например:

«Оцените навыки самообслуживания у детей вашей группы, условно разделив всех на три подгруппы:

– с устойчивыми навыками;

– с частично сформированными, но неустойчивыми;

– с полным отсутствием тех или иных навыков. Перечислите причины такого разного уровня и предложите систему работы с детьми второй и третьей подгрупп».

Еще одно задание: «Обходя с детьми группу, предложите им назвать и показать любимые предметы игр и занятий. Подумайте, что осталось без внимания детей, почему? Как сделать, чтобы пробудить у них интерес к тому или иному виду деятельности? Насколько рационально оборудование в вашей группе?».

Подобные задания помогут создать на педагогическом совете обстановку для творческого размышления, поиска истины. Старший воспитатель тщательно продумывает весь ход педсовета, подбирает варианты активизации педагогов.

Заключительное слово – важный момент в работе педсовета. Оно должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения.

В содержании проблем, выносимых на педсовет, в характере их обсуждения, поведении педагогов на педсовете, в отношении к нему проявляется уровень руководства ДОУ.

            Подбором тем, подготовкой к педсовету занимаются старший воспитатель и заведующий.


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!