Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Психологические особенности памяти младших школьников»

/ Педагогика
Курсовая,  40 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты процесса памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте в психологической литературе
1.1. Понятие, процессы и виды памяти
1.2. Развитие памяти младших школьников в современной начальной школе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию памяти
младших школьников
2.1. Диагностика объема кратковременной и долговременной памяти у группы младших школьников
2.2. Использование игры в педагогическом процессе как средство развития памяти младших школьников
Заключение

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. 672 с.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Обнинск, 2003. 190 с.
3. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников. М., 2002. 208 с.
4. Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов-на-Дону, 2000. 402 с.
5. Альмшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск, 1991. 480 с.
6. Аткинсон В.В. Память и уход за ней // Познай себя. СПб., 2004. 397 с.
7. Афанасьева Л.Г. Зрительные диктанты на уроках математики // Начальная школа. 2000. №7. С. 100-102
8. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 1998. №4. С. 47-49
9. Беляева Л. Игра и книга // Дошкольное воспитание. 1974. №8. С. 61-62
10. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 406 с.
11. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Воронеж, 1996. 354 с.
12. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986. 320 с.
13. Гансберг Э. Творчество и игра // Одаренные дети. М., 1991. 376 с.
14. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М., 1980. 381 с.
15. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М., 1972. 275 с.
16. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. М., 2002. 326 с.
17. Давлетшина А.А. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников. М., 2003. 272 с.
18. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. М., 1999. 464 с.
19. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М., 2005. 347 с.
20. Захарова С.И. Математику учим в игре // Начальная школа. 1999. №8. С. 40-42
21. Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. СПб., 2004. 208 с.
22. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 2003. 403 с.
23. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики // Начальная школа. 1997. №2. С. 80-81
24. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991. 276 с.
25. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.Н. Зрительная память. М., 1992. 236 с.
26. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Минск, 2000. 176 с.
27. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1998. 608 с.
28. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. М., 1995. 371 с.
29. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. М.И. Мееровича. М., 2000. 309 с.
30. Развитие логической памяти у детей / Под ред. А.А. Смирнова. М., 1996. 274 с.
31. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 2001. 405 с.
32. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990. 450 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 1989. 670 с.
34. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., 2000. 397 с.
35. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. Учебное пособие. М., 2002. 320 с.
36. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989. 603 с.
37. Хохлова Т.Е. Занятия по развитию творческих способностей // Начальная школа. 1989. №6. С. 37-39
38. Чудновский В. Развитие способностей // Воспитание школьников. 1990. №4. С. 32-37
39. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Избранные психологические труды. М., 1989. 318 с.
40. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 2002. 387 с.
41. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. М., 1998. 160 с.


Работа похожей тематики


Дошкольное воспитание и начальное школьное образование во Франции

 

До конца восемнадцатого столетия дети во Франции воспитывались по-разному. Высокой была детская смертность. В то время философы и врачи стали активно поднимать вопросы необходимости здорового, правильного воспитания. В 1770 г. эльзасский пастор Ж.-Ф.Оберлен создал в Вогезах первую небольшую «школу вязания», в которой ремеслу, грамоте и началам наук обучались дети 4–7 лет, причем вначале с детьми говорили на местном диалекте, а потом на литературном французском. С 1826 г. во Франции начали открываться детские сады английского образца, первый – в Париже для детей бедняков 2–6 лет; помимо религиозного воспитания с детьми занимались чтением, рисованием, трудом, пением, физическими упражнениями. Тогда же начали организовываться ясли для детей в возрасте от 15 дней до 3 лет. В- 30-е годы государство стало принимать дошкольные учреждения под свою опеку, и в 1843 г. в ведении; министерства народного образования было уже около 1500 детских садов, где воспитывалось около 100 тысяч детей. Основное внимание уделялось дисциплине и контролю. Пап-Карпантье и П. Кергомар считаются организаторами нового типа дошкольных учреждений, материнских, школ, в которых должны были работать профессионально подготовленные педагоги, строя образовательный процесс на принципах уважения к ребенку, отказа от Слишком академических занятий, использования игры как естественной формы обучения, опоры на психологические особенности ребенка, позволяющие ему максимально обучаться. С 1885 г. материальное обеспечение детских садов перешло в ведение коммун, но зарплата педагогов выплачивалась государством. Уже в конце XIX в. всем детям в возрасте от 2 до 6 лет была предоставлена возможность посещать материнские школы. Детские ясли находились под двойной опекой государства и местных властей; кроме того, они организовывались и при заводах. Время пребывания ребенка в яслях было сокращено с 12 до 8 часов в 1921 г. Качество обучения в материнских школах неуклонно росло, а с 1940 г. от всех воспитателей требовался уровень образования не ниже бакалавра. Именно высокое качество дошкольного образования позволило Франции выступить в 1948 г. с идеей создания Международной организации по дошкольному воспитанию – ОМЕР. Начиная с 60-х годов стали более разнообразными формы помощи семье в организации ухода за детьми: это и родительские объединения, и частные детские сады, и институт нянь, государственные и семейные ясли, и государственные дошкольные учреждения разных педагогических направлений. Приблизительно 50 % детей младше трех лет, чьи матери работают, обеспечены уходом вне дома. Считается, что ребенок должен постепенно знакомиться с жизнью вне дома, учиться общаться со сверстниками, социализироваться. Семья и персонал детского сада должны сотрудничать, облегчая ребенку переход от дома к дошкольному учреждению и обратно.

С 1972 г. материнские школы были заменены начальными школами, образование в которых определяется общегосударственными целями и программами. Педагогический цикл соответствует индивидуальному психофизиологическому развитию ребенка лучше, чем понятие класса или календарного возраста. Внутри начальной школы материнская школа объединяет детей 2 – 5 лет (они разделены на младшую, среднюю и старшую группы); дети 5–7 лет посещают сначала подготовительный курс, а затем элементарный курс основ наук. Возрасту 7–9 лет соответствуют три цикла обучения (средний курс, первый класс, второй класс). Класс образуется в среднем из 25 детей примерно одного возраста (максимально 35 человек); в некоторых случаях программы смешанные – для детей, находящихся на разных уровнях обучения. До 1989 г. около 9% детей, в основном из неблагополучных семей, были вынуждены повторять циклы, но после реформы принудительное второгодничество было отменено. Обязательное образование заканчивается в 16 лет, степень бакалавра получают около 65 % школьников, после чего лишь 10 % из них продолжают учиться.

Во Франции в начальной школе преобладает традиционный метод заучивания наизусть. Иностранные языки до недавнего времени преподавались не очень активно и широко, но все же можно было выучить английский, испанский и немецкий. В начале 1997 г. вводится реформа образования, делающая его более современным, В частности, иностранным языкам начинают учить чуть ли не с дошкольного учреждения; кроме того, большое внимание уделяется использованию компьютеров в обучении. В то же время французы не намерены отказываться от старых ценностей образования, в частности от поощрения энциклопедических знаний.

На ступени дошкольного воспитания образовательные цели заключаются в развитии физических, социальных, поведенческих и ин^ теллектуальных навыков, необходимых для выработки умения справляться с разнообразными ситуациями, диктуемыми сложной повседневной жизнью. Достижение этих целей обеспечивается единством требований окружения. Ребенка поощряют контролировать свое поведение, обслуживать себя, пытаться решать новые задачи, регулировать отношения с окружающими, отстаивать свои права. Этому нельзя научить, но можно постепенно воспитать, поэтому отдается предпочтение детской инициативе, а не обучению. Муль-тикультурное происхождение часто мешает ребенку вести себя адекватно; для таких детей особенно важно приобрести опыт жизни, в коллективе, овладеть языком, познакомиться с новыми понятиями. Профессиональный педагог следит за успехами детей в решении задач, формировании понятий, развитии памяти, способности к суждению, восприятию, логическому мышлению, приобретаемой благодаря коммуникации и взаимодействию со сверстниками.

В подготовительном цикле дети должны добиться следующего.

1. Приобрести моторные навыки, функционально значимые, ориентированные на особенности индивидуального развития, позволяющие реализовать свои способности, радоваться социализации и преодолевать слабости или недостатки развития.

2. Научиться самовыражаться в устной и письменной форме. Начиная с двух лет воспитатель учит обращать внимание на картинки, истории в картинках, игры и другие виды деятельности, стимулирующие дифференциацию визуальных, слуховых, кинестетических сигналов и сопоставление их с простыми понятиями. При знакомстве с произведениями детской литературы, песнями важно, чтобы ребенок овладевал синтаксическими структурами речи, радовался звучанию голоса. От знакомствах формами письма переходят к гипотезам о написанном, к анализу букв и расширению репертуара синтаксических структур и словаря.

3. Овладеть рисованием и основами других искусств. Считается, что искусство способствует обучению; воспитатель предоставляет ребенку разнообразные материалы для манипулирования и творчества, развития самосознания и самоконтроля в области как замысла, так м моторных навыков, жестов, мануальных навыков, координации, равновесия; знакомства со свойствами материалов и инструментов; проверки применимости и осуществимости идей и гипотез, что в.целом углубляет знания.

4. Заниматься основами наук и технической деятельности. Ребенок исследует, экспериментирует, делает открытия, конструирует, при этом он наблюдает, проявляет любознательность, использует разные материалы, подбирает технические способы осуществления деятельности. Воспитатель облегчает формирование понятий из области, науки, жизни и техники, поощряет задавание вопросов и опробование ответов, развитие критического мышления для понимания мира. Дети учатся пересчитывать предметы й играть в игры с использованием чисел.

День у малышей начинается со свободных игр в специально оборудованных уголках (куклы, одежда для ролевых игр, игрушечный транспорт). Далее детей собирают для речевых занятий (используются считалки, потешки, пальчиковые игры, рассказы, и истории, картинки и диапозитивы). В десять часов – завтрак (стакан молока, бутерброд, кусок сыра); после этого прогулка, а затем мастерские для малых групп по 15–30 минут, в зависимости от возраста (занятия рисованием, языком, нанизывание бус, аппликация); моторное воспитание (в игровом зале дети занимаются физкультурой, после чего обязательно отдыхают, лежа на ковриках); музыкальные занятия (слушание записей, игры с песнями), которые проводит воспитатель (музыкальных работников нет). Воспитатели используют марионетки, самодельных кукол, чтобы поговорить с детьми 2–4 лет. В ручном труде применяются разнообразные материалы (картон, крафт-бумага, стекло) и инструменты (перья, губки, скалки) для получения изображения; возникают формы: круглые, заостренные, антропоморфные. Традиционно играют в мяч и серсо.

Пространственные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (типа: «Я залезаю под стол, я лезу на стул» и т.п.). Сенсорное воспитание направлено также на опознавание звуков и осознание вкусовых впечатлений. Для 4–5-летних, более активных фантазеров, добавляются разные формы ручного труда: рисование на ткани, витражи, отпечатки краской от форм на срезе сырой картошки. Строят клетку для кролика, ширму для отгораживания уголка с книгами. При случае стараются обсуждать спонтанно возникающие темы: рождение сестры, посещение рьшка, а также специально подготовленные: плакат, серию диапозитивов. Воспитателю рекомендуется исправлять грамматические и артикуляционные ошибки. Дети начинают узнавать свое имя в письменном виде. На занятиях физкультурой воспитатель выстраивает все более сложные дистанции, когда детям нужно подлезать, пролезать через препятствия, перепрыгивать, балансировать, координировать движения, часто под музыку. На музыкальных занятиях используется все больше песен, различных ритмов, ударных инструментов. Дети учатся определять на глаз расстояние до предмета, его верх и низ, размер, внешний и внутренний вид; сортировать и классифицировать предметы, знакомятся с цифрами и количествами..

Детям 5–6 лет предоставляется больше свободы в выборе занятий, но воспитательница требует от них усидчивости. На специальном табло отмечают, какими видами деятельности – письмом, чтением, графикой, математикой – занимались в этот день. В классе на всех предметах – этикетки, все происходящее фиксируется в письменном виде. Используется много книг, альбомов, плакатов, журналов, дети рисуют узоры графического характера, готовящие руку к письму. Вырезание, измерение, нахождение аналогий, сходства, различия относятся к развитию математических способностей. Настольно-печатные игры помогают закрепить полученные навыки. Представление о времени формируется при знакомстве с календарем, в процессе группировки серии картинок в временной последовательности. На занятиях физкультурой появляются коллективные игры с правилами. Расписание в старшей группе такое: утром детей принимают в течение 15 минут (им читают, они играют в лего, рисуют). На 15 минут все собираются вместе, и каждому напоминают о его обязанностях (полить растения, покормить кроликов, написать сегодняшнее число и т.д.). Далее детям рассказывают о занятиях на сегодня, и они распределяются по группам, отправляясь в утолки-мастерские. В течение часа дети занимаются, а затем воспитатель подводит итог сделанному. Затем дети завтракают, после чего в течение получаса занимаются физкультурой, а после нее отдыхают. Тридцатиминутное занятие музыкой посвящено хоровому пению, иногда вместе с другими группами, изучению ритмов, слушанию музыкальных произведений. После прогулки дети обедают (в столовой), затем следуют занятие по развитию речи (30 минут), работа в мастерских малыми группами (рисование, ручной труд, в том числе работа по дереву, лепка и т.д.) – каждый ребенок должен поучаствовать по крайней мере в двух видах работы. Затем следуют прогулка, полдник, час сказки и свободных игр. Во многих учреждениях дети сами выбирают, какими видами деятельности и в какой день они будут заниматься, и отмечают это в специально приготовленной таблице. Но при этом им известно, что в течение недели они обязательно должны позаниматься всеми видами работ, т.е. осуществляется, с одной стороны, право выбора, а с другой – обязательность.

Во Франции существует единая государственная образовательная программа, выполнение которой обязательно для всех учреждений. Работа учреждений тщательно контролируется, особое внимание уделяется негосударственным школам, соблюдению интересов и прав детей. Конкретные методики (технологии) реализации этой общей программы разрабатываются методистами, и поэтому они всегда вариативны.

Школьный день начинается в 8.30 и заканчивается в 16.30, учебная неделя состоит из 26 часов и разделена на девять частей по полдня. В некоторых городах предоставляется дополнительное время, в которое с учениками занимается учитель, помогающий им справляться с учебой, либо же дети просто могут выполнить под руководством взрослого свои домашние задания. Учебный календарь составляется на каждый год Министерством национального образования. Он планируется для 36 учебных недель, разделенных на пять периодов и четыре каникулярных отрезка: неделя Всех Святых, две недели на Рождество, две недели весной и два с половиной месяца летом; дополнительный день отдыха может быть определен местными властями. По воскресеньям дети не учатся, но второй выходной может быть не в субботу, а в среду (ранее это было в четверг), когда дети имеют возможность изучать Закон Божий. Цели, содержание, методы, средства и структура образования, а также формы контроля определяются правительством, которое издает программы и официальные инструкции.

В начальной школе уделяется внимание подготовке к обучению в школе второй, ступени (обязательное образование – до 16 лет). Поскольку не все усваивают учебную программу настолько хорошо, чтобы получить свидетельство бакалавра, а задачи, с которыми должны справляться ученики, становятся все более и более сложными, программы пересматриваются таким образом, чтобы практическому знакомству с изучаемыми понятиями уделялось бы все больше и больше внимания. Например, вместо изучения общественного строя по учебнику предлагается принять участие в жизни города. Вообще, задачи ставятся в такой последовательности: знать (овладеть определенной суммой знаний); знать, как делать что-то (овладеть практическими навыками); знать, как жить (овладеть социальной компетенцией); знать, как меняться (приобрести такое отношение к жизни, которое позволяет не останавливаться на достигнутом, не становиться косным и ограниченным, не бояться стремиться к новому, более совершенному).

На уроках родного языка и литературы (устная речь, чтение и письмо, грамматические правила и словообразование, французская и иностранная литература, прежде всего поэзия) вначале учатся правильному произношению, правописанию, правилам письма; использованию адекватного словаря и синтаксиса при написании рассказов, легенд, плакатов. Затем обращается внимание на последовательность развертывания мысли от параграфа к параграфу. В завершение предлагается пользоваться приемами целостного построения достаточно больших фрагментов текста и утверждениями-аргументами. Ученики выступают с докладами, выражая и организуя свои собственные мысли.

На уроках математики в подготовительном классе изучаются такие разделы, как классификация объектов, написание и идентификация чисел от 0 до 100, сериация чисел, сравнение чисел, предметов, количеств, сложение, измерение длины и веса. В элементарном классе дети обучаются написанию чисел до 10 000; демонстрируется, как можно решать задачи по более сложным формулам, находить симметричные, фигуры при помощи линейки, компаса, происходит знакомство с метрической системой. Затем ученики изучают десятичную систему счисления, дроби, проценты, а также формулы, позволяющие высчитывать длину, поверхность, объем, утлы, длительность.

Преподавание науки и технологии связано со знакомством со свойствами предметов, умением обращаться с техническими средствами (магнитофоном, видеокамерой), началами биологии (рост человеческого тела, жизнь растений и животных). В ходе элементарного курса биология изучается более глубоко, школьников знакомят с началами физики и науки о Земле, свойствами материи и формами ее существования, свойствами воздуха, воды и минералов. Предлагается много технологических проектов, посвященных, например, электрическому току, рычагам, весам. В среднем курсе ученики учатся решать проблемы, связанные с пространством и временем, формулировать гипотезы в области астрономических и географических явлений, экспериментировать. Когда учащиеся начинают понимать, что результаты опытов воспроизводимы, что их исследования имеют социальное значение, они знакомятся с элементами технологической культуры (компьютерами, роботами, автоматами).

Гражданское воспитание на первом уровне состоит из таких понятий, как этические нормы и фундаментальные правила общественной жизни в области гигиены, безопасности, целеустремленности, оценки труда, самоуважения, прав человека; национальные символы (скульптура Марианны, французский флаг, «Марсельеза», День взятия Бастилии). На втором уровне уроки посвящены общественным правилам и требованиям, например понятиям личности, собственности, контакта, родины, республиканским принципам свободы, равенства, братства; объясняется также, как устроена работа государственных учреждений. На третьем уровне ученики больше занимаются французским обществом, анализируя гражданские институты, изучают важнейшие даты (например, 1789 г. – Декларация прав человека, 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека), а также узнают об основных законах и правилах общественной жизни и роли Франции в мире.

По истории и географии в подготовительном курсе изучается «организация» времени – день, ночь, времена года, календарь, часы – и пространства; формируется умение описывать местоположение и давать характеристики людей, событий, явлений (день рождения, праздник, каникулы, торжество); происходит знакомство с прошлым и основной хронологией. В элементарном курсе речь идет об основных событиях истории Франции, умении занять свое место на оси времени и локализовать свое положение в пространстве, овладении некоторыми методами и средствами представления материала. В среднем курсе эти предметы изучаются более систематически, при помощи разнообразных вспомогательных материалов.

В ходе занятий искусством происходит вначале слушание фольклорных песен, детских потешек и песенок, исполнение некоторых произведений. Затем ученики учатся выделять звуки и анализировать короткие отрывки музыкальных произведений, сочинять и импровизировать, а к концу начальной школы их репертуар составляет 30–50 песен, причем они могут аккомпанировать себе при их исполнении. Они продолжают импровизировать и критически оценивать различные музыкальные жанры и типы. Каждый ученик во Франции должен знать установленный список из 28 песен, а также региональные песни и песни по своему выбору.

Уделяется внимание и физкультурным занятиям и спорту (в том числе умению проводить досуг активно в зависимости от местных условий; сюда же относятся и танцы). Круг предлагаемых для физкультуры видов спорта и иных активных занятий постоянно расширяется, к ним относятся, например, верховая езда, занятия в фитнесс-клубе (где есть помещения для тренажеров и другие приспособления для приобретения и поддержания хорошей формы), гребля на байдарках и каноэ, индивидуальные и групповые, современные и джазовые танцы, а также более традиционные виды спорта. Муниципалитеты озабочены созданием условий для проведения досуга после школы и во время каникул детьми всех возрастов, чтобы обеспечить их осмысленными занятиями, способными увлечь их, отвлечь от вредных влияний.

Совершенствование системы идет в направлении меньшей централизации, образования более адаптивного, открытого, привлекательного для учащихся, но сохраняющего высокий академический стандарт. В частности, предлагается разрабатывать мультикультурное содержание обучения, уделять внимание развитию коммуникативной и когнитивной компетенции как следствия социального взаимодействия, кооперации, конструктивной конфронтации, общения между сверстниками. Использование компьютеров предполагается исследовать как средство преодоления школьной неуспеваемости. Большое значение придается реабилитации детей с недостатками развития. Специалисты считают, что роль родителей должна быть изучена более глубоко; им должна оказываться всесторонняя помощь.


300
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!