Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Формирование образной речи при использовании загадок в старшем дошкольном возрасте»

/ Педагогика
Диплом,  44 страниц

Оглавление

Введение
Глава 1. Загадки и их использование в процессе развития творческой личности дошкольника
Развитие творческого мышления как основа использования загадок
Развитие речи детей в работе над загадками

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. М., 1998
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1998
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957
4. Арушанова А. // Дошкольное воспитание. 1998. №6
5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 1977
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для вузов. М., 1981
7. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. М., 1972
8. Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах. М., 1993
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956
10. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982
11. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1978
12. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1984
13. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1989
14. Гербова В.В. Занятия по развитию речи детей 4-6 лет. М., 1987
15. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1986
16. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение. М., 1978
17. Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1992
18. Гуськова Е.В. О сочинении загадок и… составлении кулинарных рецептов // Начальная школа. 1996. №12. С. 40
19. Журова Л.Е. Обучение грамоте. М., 1978
20. Занятия по развитию речи в детском саду // Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1993
21. Здравствуй, школа! Пособие для воспитателя детского сада по развитию речи детей, поступающих в школу. СПб., 1991
22. Иваненко А.П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Киев, 1987
23. Иваненко А.П., Белоус Т.Н., Удовенко Л.К. Словарная работа в детском саду. Запорожье, 1975
24. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1985
25. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973
26. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для вузов. М., 1998
27. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. №9
28. Литературная энциклопедия. М., 1964. Т. 2
29. Львова М.Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках // Начальная школа. 1998. №4
30. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988
31. Максаков А.И., Тумакова Т.А. Игры и упражнения со звучащим словом. М., 1983
32. Манеева О.И. Загадок - не счесть // Начальная школа. 1998. №4
33. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984
34. Методика развития речи на уроках русского языка // Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1991
35. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1995
36. Одаренные дети. М., 1991. С. 351
37. Развитие речи у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада // Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984
38. Родари Д. Грамматика фантазии. М., 1978
39. Сеченов И.М. Избр. соч. М., 1952. Т. 1
40. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М., 1960
41. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателя детского сада. М., 1981
42. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1991
43. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. М., 1972
44. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // Дошкольное воспитание. 1992. №3-4
45. Ушакова О., Струнина Е. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1998. №9
46. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи. М., 1996
47. Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1948. Т. 5
48. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977
49. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя детского сада. М., 1981
50. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М., 1959
51. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада. М., 1988
52. Щербакова Е., Зайцева Л. Учиться должно быть интересно // Дошкольное воспитание. 1997. №3


Работа похожей тематики


Педагогическая система Фридриха Фребеля

 

Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик и по сути основоположник общественного дошкольного воспитания, родился в 1782 г. в Тюрингии. Жизнь этого человека сложилась нелегко. После смерти матери он в четырехмесячном возрасте остается с мачехой, которая поначалу относилась к нему с любовью. Однако после рождения собственного ребенка ситуация кардинальным образом изменилась. И как только Фридрих подрос, он уехал к родственникам. Затем он поступил в университет, где начал изучать математику (усиленно геометрию), философию, архитектуру, естествознание, лесоводство и многие другие предметы. В связи с финансовыми трудностями занятия его были прерваны и возобновились через несколько лет после смерти дяди, который оставил ему небольшое наследство.

С 1805 по 1810 г. Ф. Фребель работал у Песталоцци и находился под большим влиянием его идей. В 1837 г. он открыл в Тюрингии «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» (позже названное «детский сад»), на практике работы которого разработал свою систему дошкольного воспитания, получившую широкое распространение не только в Германии, но и в других странах.

Чтобы лучше понять и оценить обучающую систему, разработанную Ф. Фребелем, необходимо обратиться к эпохе, в которой он жил и формировался и как гражданин, и как педагог. Ф. Фребель был выразителем антифеодального, гражданско^демократи-ческого движения, которое оформилось в годы борьбы против наполеоновского господства и существовало до крушения демократической революции 1848 – 1849 гг. Сторонники этого движения под влиянием утопически-коммунистических идей размышляли о социальных вопросах, радели за интересы трудящегося народа. Усиливалась классовая борьба между пролетариатом и буржуазией.

Ф. Фребель свой общественный идеал видел в гражданско-демократическом порядке и мечтал о гражданско-демократическом национальном воспитании. Феодально-сословному воспитанию он – словом и делом – противопоставлял всеобщее народное воспитание в духе гуманности, направленное на всестороннее и гармоничное развитие личности. «Я хотел воспитывать свободно мыслящих, самостоятельных людей», – говорил он.

Неудовлетворенность состоянием преподавания в XVII–XVIII вв. во многих странах приводит к тому, что передовые педагоги (Коменский, Руссо, Песталоцци) пытаются перестроить систему и делают первые шаги в научном обосновании учебных предметов и самого образовательного процесса. Они пытаются определить требования к знаниям, их взаимосвязи и последовательности усвоения; учебные средства на разных этапах обучения; сущность рациональных методов обучения.

Песталоцци сформулировал важнейший принцип образования: обучение должно строиться сообразно естественному ходу умственного развития ребенка. Этот принцип ранее не мог быть реализован, так как педагоги опирались на философию Аристотеля, Локка, Канта, у которых мышление задается как готовое и неизменное во всех своих функциях и не обладает возможностями становления и развития. И только Ф. Фребель, взяв на вооружение этот принцип своего учителя Песталоцци, развил его, опираясь на философию Шеллинга, ученика Канта, и естествоиспытателя Лоренцо. Последним были свойственны рассуждения о диалектике мышления – бытие, жизнь существует в двух противоположных формах: в форме природы и в форме сознания; и то и другое развивается и представляет единое целое – бытие. Мысль о постепенном развитии всего рода человеческого Ф. Фребель перенес на педагогический процесс, на индивидуальное развитие, достигаемое педагогическим влиянием. Главной движущей силой такого педагогического воздействия для него была деятельность индивидуума. В своих представлениях о деятельности и самодеятельности (по личной инициативе) Ф. Фребель значительно превосходил многих своих предшественников. Деятельность, даже по отношению к маленькому ребенку, он понимал как активное, сознательное, участие индивидуума в жизни. При этом главным для него была познавательная сторона этого процесса, познавательный рост ребенка, происходящий благодаря его деятельности.

Ф. Фребель сформулировал основополагающий принцип познания: от образа действия, от поступков должно начинаться настоящее воспитание человека; оно прорастает из образа действия, из него вырастает и на нем основывается. Фребель впервые в истории педагогики выстроил программу образования, основанную на идее умственного развития и связи умственного развития с обучением и воспитанием.

В 1828 г. Ф. Фребелем был разработан школьный проект планирования единого гражданско-демократического народного образования, первой ступенью которого был впервые обозначен детский сад – учреждение по развитию и уходу за детьми от трех до семи лет. Примерно с середины 30-х годов Ф. Фребель всецело посвятил себя проблеме дошкольного воспитания как фундаменту единой системы народного образования.

Термин Ф. Фребеля «киндергартен» (детский сад) отражал сущность педагогического стиля, атмосферы, а также педагогических целей и средств. Совершенно другую атмосферу задает термин «беваранштальт» (что-то типа камеры хранения) – здесь что-то оставляют, потому что сами не могут об этом позаботиться. Или другой термин – «инфант скул» (школа для младенцев), который значительно сокращает сроки дошкольного детства, приближает воспитание детей к целям школьного обучения. «Детский сад» – это сад, в котором ребенок как сеянец, маленькое растение, требующее от педагогов тщательного ухода и выращивания. Одновременно сад – это часть окружающего мира, природы, требующая деятельности для создания у детей чувства безопасности, хорошего самочувствия; это радость совместной деятельности и игры, это отдых и размышление.

Цели Ф. Фребеля, связанные с педагогической работой в детском саду, выходили далеко за пределы принятой в то время практики в «Беваранштальт» и «Варте- унд Шпильшулен» (школы ожидания и игры). Главными для него были не только уход и забота, но и всестороннее, гармоничное, соответствующее возрастным особенностям воспитание в детском сообществе, самостоятельное личностное формирование и развитие маленького ребенка как чувствующего, действующего и познающего существа. При этом он придавал огромное значение игре, отражающей внутренние силы и творческие потенции ребенка и служащей для последнего «зеркалом жизни», открывающим мир. В связи с этим он большую роль отводил материальным средствам игры. Ф. Фребель видел детский сад в единстве с семьей и считал, что детский сад ни в коем случае не должен заменить воспитание в семье.

Ф. Фребель разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т.п.

В педагогической системе Фребеля можно выделить три основных блока.

• В первом блоке даны представления о механизме умственного развития ребенка, развития сознания и мышления индивидуума, в котором Фребель выделяет четыре компонента: I) чувства; 2) познавательная и практическая деятельность с предметами; 3) язык; 4) математика, (Дальше их описания Фребель не пошел и их взаимосвязи не показал.)

Во втором блоке Фребель характеризует этапы, цели и способы умственного развития ребенка. Он определяет четыре этапа умственного развития:

– первый (исходный) – связан с первыми месяцами жизни ребенка, когда он сам не выделяет и не фиксирует предметы, действия и явления;

– второй (младенчество) – действие и слово матери способствуют научению выделять сначала отдельные предметы и явления ближайшего окружающего, а затем самого себя;

– третий (детство) – ребенок говорит и играет с предметами. Именно на этом этапе можно и нужно начинать целенаправленное обучение и научение: взрослый знакомит детей с названиями предметов, явлений, показывает разные отношения между предметами, явлениями и действиями, учит проводить линии и зарисовывать, считать в пределах десяти и многое другое;

– четвертый (отрочество) – поступление ребенка в школу и изучение учебных предметов.

Главной целью обучения Фребель считал создание условий для того, чтобы индивидуум осознал себя и свое место по отношению к природе и духу. Последнее связано с проникновением в обоснование педагогики мистицизма, по правилам которого «во всем действует, всем управляет вечный закон. В основе этого закона лежит живое, разумное единство – Бог». «Цель воспитания – вызвать в человеке божественное начало». И даже методы воспитания, по мнению Фребеля, открывает Бог.

К средствам обучения (для достижения основных целей) Ф. Фребель относил два: знания; деятельность учителя.

Третий блок педагогической системы Ф. Фребеля составляет дидактический материал, с которым должен работать ребенок («дары Фребеля»).

Разрабатывая дидактический материал, Фребель исходил из природных особенностей детей дошкольного возраста (подвижность, непосредственность, любознательность, стремление к подражанию) и считал, что для удовлетворения этих потребностей необходимо организовывать занятия со сверстниками п потеком саду. При этом ребенок выступал как развивающееся растение, правильному росту которого должен способствовать детский сад.

Фребель разработал своеобразную методику работы воспитателя с детьми с использованием дидактического материала, в основе которой – развитие органов чувств, движений, речи путем игр и систематических упражнений. Предлагаемые Фребелем «дары» (их шесть) сопровождались разнообразными стишками, песенками, с помощью которых воспитатель доносил смысл, содержание этих «даров» до детей. Например, при знакомстве с кубом действие с ним сопровождается словесным описанием: «Плоскость видел ты одну, пять других рукой я жму» (при этом воспитатель прикрывает все грани, кроме одной, рукой). Однако надо отметить, что у Фребеля наблюдается разногласие двух положений: 1) познание может и осуществляется только при сравнении двух одинаковых или разных предметов; 2) развитие познания начинается с познания одного предмета.

Первый «дар». Ящик с шестью шариками (красный, голубой, желтый, лиловый, зеленый, оранжевый), с цветными шнурами и качалкой.

В качестве первой игрушки шестимесячному ребенку предлагается мягкий и легкий мяч. Игры с ним организует взрослый. Они могут быть самыми разнообразными. Для примера прилагается таблица рисунков с изображением нескольких игр с мячом. Цель этих игр – знакомство ребенка с движением и направлением движений (вниз, вправо, вперед и т.д.), с цветом. Давать эти шарики Фребель рекомендует по одному, затем по два, по три и т.д. до шести. Детей старше трех лет рекомендуется приучать к счету до шести.

Второй «дар». Ящик с шаром, цилиндром и двумя кубами одинакового размера. Этот «дар» предлагается давать детям начиная со второго года жизни. Цель – знакомство с тремя основными формами в процессе игры.

Игра начинается с опыта: показывается сходство между этими тремя разными формами: куб, подвешенный на шнур, вращают, в результате чего он кажется цилиндром, а вращающийся цилиндр – шаром. Предлагаются также катание шара, вращение шара на шнуре и на блюдце и т.д. В результате серии таких различных движений с этими геометрическими телами дети знакомятся: 1) с движением; 2) с тяжестью и инерцией; 3) с понятием о числе; замечают переход одной формы в другую – и при вращении тел начинают отличать существенное постоянное от преходящего и изменяющегося. Одновременно проводятся упражнения в счете в пределах десяти.

Третий «дар». Ящик, в котором находится деревянный куб, разбитый на восемь кубиков. Его предлагается давать на третьем году жизни, стремясь удовлетворить желание детей этого возраста узнать, как сделаны вещи, что находится внутри.

Воспитатель показывает детям, как куб можно разделить на две, четыре, шесть и т.д. частей. В результате ребенок начинает понимать, что из единства или единицы образуется множество, и наоборот: целое состоит из частей, которые меньше целого и т.д. Кроме того, кубики служат для построек, которые сначала помогает строить воспитатель – дает лист бумаги, разлиновывает на квадраты величиной, равной стороне восьми кубиков, и на нем учит возводить постройки.

Фребелем предлагалось три вида игр:

Изображение посредством кубиков различных предметов (лестница, дом, надгробные кресты и т.д.), не ломая, а преобразовывая один в другой.

• Изображение изящных форм, выкладывание различных узоров (около 80) из квадратов, не ломая, а только передвигая квадратики, придавая им различные положения и получая новые узоры.

• Познавательные или математические: играя, ребенок знакомится с величиной, количеством, различным их положением и т.д. (например, две половинки – одна спереди, другая сзади, четыре четвертинки и т.д.).

Четвертый «дар» (для детей от трех до семи лет). Кубический ящик с восемью кубиками или кирпичиками. По своему употреблению похож на третий «дар» и составляет как бы его естественное продолжение.

Предлагаются те же игры: составление жизненных, изящных и математических форм. Те же два правила: 1) не ломать, а преобразовывать; 2) использовать весь материал. Даны таблицы построек и узоров, примерных делений и таблица для счета от 1 до 8 и обратно.

Следующие два «дара» предназначены для более развитых детей.

Пятый «дар». Куб, разделенный на 27 кубиков, из которых три (каждый) разделены на два и три – на четыре трехгранные призмы. Это продолжение третьего и четвертого «даров». Вводится новый элемент – форма с треугольной плоскостью. Детям предлагается то же составление жизненных, изящных и математических форм. Сопровождается материал таблицами с изображением примерных построек разнообразной тематики: рынок, софа, водопровод, караульная, обелиски и т.п. Особенно много в таблицах представлено очень сложных изящных форм.

Шестой «дар». Куб, состоящий из 27 плиток или кирпичиков, из них три разделены вдоль пополам, а шесть – поперек пополам.

По сути дела, шестой «дар» – это усложненное продолжение предыдущего: те же виды работы с материалом (составление тоех типов форм: жизненных, изящных и математических), те же правила (не разрушать сделанное, а преобразовывать, обследовать предметы, строить, сообразуясь со всем количеством материала). Шестой «дар», как и прежние, имеет таблицы образцов, которым должны следовать дети.

Кроме этих «даров» Ф. Фребель вводит различные занятия^игры, связанные с симметричным выкладыванием палочек, плетением из полосок цветной бумаги, выкладыванием различных рисунков на сетке. Особую важность этих занятий фребель связывал с развитием «верности рут и глаза». Рисование, по методике Фребеля, делается достоянием ребенка с раннего возраста. Фребель дает сетку на доске, где линии образуют бороздки, незаметные для глаза, но ощутимые для осязания; на них дети учатся чертить вертикальные и горизонтальные полосы в одну, две, три и т.д. клетки, а затем рисуют окружающие их предметы. Лепка из глины предусматривает строгую последовательность. Исходной формой является шар, видоизменяя который можно получить близкие к нему формы: яблоко, грушу, конус и т.д. Во всех видах занятий наблюдается преобладание математических элементов (счет клеток, частей предмета при рисовании, счет клеток при плетении и т.д.), которые «отяжеляют» эти занятия и делают их однообразными. Важно отметить, что Фребель отличал от чисто образовательных игр (игры-занятия) игры, придуманные самими детьми, а также подвижные игры. Последние проводил взрослый; они обязательно сопровождались текстом в стихотворной форме и музыкой. Однако и эти игры Фребель пытался использовать прежде всего в образовательных целях.

Несмотря на отдельные серьезные недостатки педагогической системы Ф. Фребеля (попытка окутанной мистической символикой системой «даров» заменить непосредственное ознакомление детей с окружающим; использование игры в качестве навязчивого и скучного средства обучения и т.п.), она получила широкое распространение в Европе, США, Японии. Повсюду стали возникать детские сады (иногда до изучения самой педагогической системы Ф. Фребеля), учебные заведения по подготовке воспитателей для детских садов, различные общества и научные учреждения по изучению и использованию трудов Ф. Фребеля.

В 1871 г. в Нью-Йорке вышла работа альтенбургского учителя Адольфа Доуай, эмигрировавшего в США, о системе Ф. Фребеля. Перевод этой работы в 1876 г. на японский язык дал толчок открытию детских садов в Японии. В том же году вышел труд А. Доуай в Лейпциге под названием «Детский сад и народная школа как социально-демократические учреждения». В Германии идеи своего дяди Ф, Фребеля подхватила Г. Шрадер-Брейман, выступившая за создание народных детских садов. У нее было много сторонников, в том числе Маренхоявц-Бюлов. Распространению идей Ф. Фребеля в США наряду с другими способствовала жена Карла Шурца, известного немецко-американского мелкобуржуазного демократа, в Англии – эмигрировавшие в эту страну глава немецких католиков Йоханнес Ронге и его жена. Вторая жена Ф. Фребеля, Луиза Левин, основала детский сад (и управляла им) в Санкт-Петербурге.

В Японии первый детский сад, основанный в 1876 г., на деле не реализовал теорию и практику Фребеля. Лишь открытый американской миссионеркой в 1887 г. детский сад соответствовал фребелевским идеям. Она организовала также двухлетнюю подготовку воспитателей, читала студентам лекции по книгам Фребеля «О воспитании Человека» и «Материнская игра», разучивала с ними тексты игр и песен. Вместе с воспитателями она перевела на японский язык обе эти книги, после чего все детские сады Японии строго придерживались фребелевской педагогической системы. Этому также содействовал буддийский священник, обучавшийся в Великобритании и переведший на японский язык популярную книгу Фребеля про детские игры.

Деятельность названных выше людей, несомненно, внесла большой вклад в распространение воспитательной системы Фребеля и его идей в разных странах мира. Однако вскоре система Фребеля стала подвергаться резкой критике, и прежде всего в США. Такие ученые, как Д. Дэви, В. X. Кильпатрйк и С. Холл, критиковали игры Фребеля за их символизм, жесткую систематизацию. Они предлагали отказаться от применения этих игр в обучений и дать их детям в свободное пользование. Эта критика оказала свое влияние и на другие страны, в том числе и на Японию.

В Японии главным критиком фребелевской системы стал Соцо Курахажи – директор детского сада Токио. Опираясь на идеи самого Фребеля о воспитании свободного ребенка в собственной практической деятельности, он «вытащил» все его игры из коробок и «положил» их в один ящик. Тем самым Он практически нарушил систему и предоставил детям возможность свободно, по их усмотрению, играть с ними. Точка зрения С. Курахажи победила. И сегодня, несмотря на то что многие игрушки созданы по образцу фребелевских, об этом многие воспитатели и не подозревают. Оригинальных фребелевских игр в детских садах Японии и других стран нет, однако основные положения теории Ф. Фребеля – идеи о раннем воспитании и развитии ребенка как независимого и свободного существа – не потеряли своей значимости и в сегодняшней дошкольной педагогике Японии.

Особенно хочется сказать о том, что педагогическая система Фридриха Фребеля получила широкое распространение в России. В крупных городах (Санкт-Петербург, Киев, Тифлис, Харьков и др.) активно создавались так называемые Фребелевские общества, где представители прогрессивной интеллигенции изучали труды

Фребеля, его практику организации детских садов. В России открывались как платные, так и бесплатные детские сады. Уже тогда началась борьба двух направлений: первое – за внедрение фребелевской дидактической системы в «чистом» виде; второе – за собственную реализацию фребелевских идей, их педагогической сущности. С целью подготовки воспитателей детских садов открывались Фребелевские курсы.

Однако в России, как и в других Странах, последователи Фребеля, используя в работе с детьми его систему игр-занятий, которые сами по себе носили несколько схоластический характер, довели ее до абсурда. И не случайно она подвергалась критике К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др. Необходимо отметить, что К. Д. Ушинский, будучи за границей, непосредственно наблюдал работу детских садов и приютов, организованную по фребелевской системе. Критикуя песенки и стишки за скучность и излишний дидактизм, К. Д. Ушинский одновременно отмечал достоинства придуманных самим Фребелем детских игр и занятий, которые в руках хорошей воспитательницы могли бы принести много пользы. С целью преодоления отвлеченного характера фребелевских занятий в России такие педагоги, как Е. Н. Во-довозова, А. С. Симонович и др., стали использовать в обучении детей подвижные и музыкальные народные игры, народные игрушки.

В дальнейшем, когда стала набирать силу теория свободного воспитания, система Ф. Фребеля была объявлена вредной и стала забываться, хотя так называемые «ручные работы» – конструирование, плетение и др. – были достаточно распространены. Однако в начале 50-х годов группа исследователей, возглавляемая А. П. Усовой, вновь обратилась к богатейшему наследию Ф. Фребеля в связи с разработкой проблемы обучения дошкольников в детском саду. А. П. Усова критически отнеслась к педагогической системе Фребеля, осуждая такие ее недостатки, как изобилие скучных и нудных упражнений, подчинение игры решению образовательных задач, излишне морализованный характер песен, стихов, игр и многое другое, что разрушало самодеятельную игру и интерес к обучению и самостоятельному познанию. Вместе с тем А. П. Усова высоко ценила педагогическую систему Ф. Фребеля за то, что в ней впервые в отличие от его предшественников идеи дидактики выражаются не только в общих положениях; они реализуются в конкретном содержании, формах и методах обучения. Характерной чертой фребелевской дидактики, по мнению А.П.Усовой, является непосредственное обучение, которое ведет воспитатель в форме занятий с целой группой детей. «Педагогика Фребеля, – как отмечала А. П. Усова, – впервые в истории педагогической мысли отвечала на вопрос о том, как сделать, чтобы знания приобретались детьми деятельным путем».;Разрабатывая собственные подходы к решению проблемы обучения дошкольников в детском саду, А.П.Усова, несомненно, опиралась на Продуктивные идеи Ф. Фребеля. Особое внимание в связи с этим она уделяла разработке системы знаний, введению обязательных занятий, использованию дидактических игр и разных видов детской деятельности (лепка, конструирование, рисование и др:). Вместе с тем А. П. Усова постоянно указывала на необходимость отхода от «дистантного» метода работы с детьми, на предоставление им возможностей самостоятельного поиска решений, на признание права ребенка на ошибку и многое другое, что было связано с детскими проявлениями самостоятельности и творчества. Однако, к сожалению, эти идеи А. П. Усовой были использованы ее последователями значительно слабее других. В результате были разработаны единая (типовая) программа воспитания и обучения и серия методик четко регламентирующего характера. И только в настоящее, время удалось создать многообразное по формам и содержанию образование дошкольников. (Оно тоже имеет свои недостатки, но их обсуждение в данном контексте не представляется возможным.)

В заключение заметим, что в начале 70-х годов на страницах журнала «Дошкольное воспитание» (в двух его номерах) была опубликована серьезная статья В. Розина с предисловием В. В. Давыдова «Курс начальной геометрии Фридриха Фребеля». Он рассматривает «дары Фребеля» с точки зрения построения пропедевтического курса геометрии и посвящает свою статью памяти А. П. Усовой в благодарность за то, что она первой обратила его внимание на труды Ф. Фребеля.

             Каждый из нас, прочитав труды Фребеля, может найти что-то интересное и важное для построения собственной практики. А к Фридриху Фребелю можно относиться с чувством большого уважения уже только за то, что он по сути сделал дошкольную педагогику наукой и, по словам Б.И. Хачапуридзе, положил начало разным течениям теории и практики детских садов, к одному из которых относилась система Монтессори.


1000
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!