Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Семейная педагогика»

/ Педагогика
Контрольная,  21 страниц

Оглавление

Введение
1. Семейное воспитание и семейная педагогика. Проблема взаимоотношений поколений
2. Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема
3. Типичные варианты отношений. Причины конфликтов, их профилактика
Заключение

Список использованной литературы

1. Васильева Э.К. Семья и ее функции. М., 1975
2. Воспитание с любовью и логикой. М., 1995
3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986
4. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999
5. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие. М., 1998
6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1998
7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для вузов. В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания. М., 1999
8. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992
9. Стоюнин В.А. Луч света в педагогических потемках // Избр. пед. соч. М., 1954
10. Титаренко В.Я. Семья и формирование. Л., 1987
11. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996
12. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М., 1993
13. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000


Работа похожей тематики


Планирование работы ДОУ

 

Методическая работа планируется на основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. При этом руководителю необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм, уметь прогнозировать результат.

Планирование и прогнозирование работы коллектива заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретной окружающей среде на основе педагогического анализа. Типовое положение о ДОУ предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с их видовым разнообразием, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.

Поэтому планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований.

1. Единство долго- и краткосрочного планирования.

2. Осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал.

3. Обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования: стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

– объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;

– четкое представление тех результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

– выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

В процессе реализации планы уточняются и корректируются в зависимости от объективных условий. Однако число таких поправок можно свести к минимуму, если при формировании программ и планов учитываются принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности, коллегиальности.

Часто в планах работы ДОУ наблюдаются перегруженность методическими мероприятиями, неравномерность их распределения между исполнителями и по срокам, отсутствие контроля и самоконтроля. Все это делает планы трудно выполнимыми. Поэтому важно определить конкретные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и текущим планам.

В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного – программы развития ДОУ и образовательная. Коротко остановимся на этих трех документах.

Составление программы развития чрезвычайно важная, творческая задача, решение которой предполагает опору на инновации, несущие прежде всего структурные изменения и дающие возможность определить статус и назначение детского сада.

Программа развития

Программа развития является обязательным документом при переходе ДОУ к новому виду. Поэтому ее можно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую:

– исходное состояние ДОУ;

– образ желаемого будущего (концепция ДОУ);

– последовательность действий по переводу ДОУ от настоящего к будущему.

Такая модель позволяет руководителю знать, какой конечный результат должен быть получен к конкретному времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. B.C. Лазарев и М.М. Поташник образно сравнивают программу с картой для движения по незнакомой местности, на которую нанесены маршруты передвижения разных групп и точки их встреч. Программа развития дошкольного учреждения должна отвечать следующим качествам.

1. Актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.

2. Прогнозируемость – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться.

3. Рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.

4. Реалистичность – свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным.

5. Целостность– свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимого для достижения цели, а также согласованность между ними.

6. Контролируемость – свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели для проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

7. Чувствительность к сбоям – свойство программы своевременно обнаруживать отклонения от реального положения дел, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. При этом чем выше чувствительность к сбоям, тем более детализирована программа.

При аттестации и аккредитации ДОУ программа развития является обязательным документом. Остановимся на структуре каждого раздела программы.

I. Информация-справка о ДОУ.

При составлении информационной справки о дошкольном учреждении необходимо помнить, что она представляет:

– анализ достигнутого (коллективу следует подвести некоторые итоги, взглянуть на себя как бы со стороны), это важный инструмент воспитания педколлектива;

– информацию для учредителей, экспертной комиссии по аттестации или оценке представляемого проекта программы развития;

– рекламный материал для родителей, населения микрорайона, жителей города, т.е. нынешних и будущих клиентов; сейчас каждая уважающая себя фирма имеет рекламу, и образовательное учреждение в условиях возрастающей конкуренции не должно этими требованиями пренебрегать.

Начать справку можно с небольшого анализа социума, затем указать окружающую зону: промышленный район, центр города, «спальный» район, ближайшие культурно-массовые объекты. Далее следует перейти к информации о дошкольном учреждении: состояние материально-технической базы, характеристика воспитанников, сведения о педагогических кадрах. Фиксируются основные итоги воспитательно-образовательного процесса; достижения педагогического коллектива; наличие творческих контактов с коллегами, учеными, работниками искусства и культуры, медицинскими, спортивными учреждениями. Необходима также краткая информация об истории детского сада, традициях, сложившихся в педагогическом коллективе.

Чем тщательнее подготовлен информационный материал, тем успешнее будет проведен проблемный анализ состояния дошкольного учреждения.

II. Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного процесса по всем линиям развития (физическое воспитание и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-нравственное развитие).

В этом разделе выделяются положительный опыт и нерешенные проблемы по каждому направлению, конкретизируются задачи, которые необходимо решить. Обязательно анализируется состояние воспитания в группах раннего возраста и дается характеристика уровня развития будущих первоклассников.

Опытные заведующие сопровождают текст различными сравнительными таблицами, схемами, графиками, материалами опроса родителей и сотрудников.

Добротная информационная справка экономит заведующему время в течение всего года, так как служит основой для составления самых разных справок и отчетов. Нередко руководители испытывают определенные трудности в осуществлении анализа состояния учебно-воспитательного процесса.

Часто все сводится к традиционному анализу выполнения разделов программы. «За кадром» остаются такие важные вопросы, как микроклимат в коллективе, рост профессионального мастерства, проблемы комфортности детей, родителей, педагогов в саду, оценка развития воспитанников и т.д. Существует некий психологический барьер: как в своей программе в открытую сказать о своих недостатках (а вдруг не поймут?).

Всякая программа развития дошкольного учреждения ориентирована на решение одной главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания. Но следует решать эту задачу не абстрактно, а конкретно, представляя ее в виде связанных между собой задач.

Анализ образовательной ситуации по конечным результатам за 1–2 года включает:

– уровень здоровья и здорового образа жизни, воспитания и обучения дошкольников в соответствии с государственными стандартами;

– готовность детей к школе.

Важно проанализировать научно-методическое обеспечение развивающегося учебно-воспитательного процесса и профессиональную компетенцию педагогов. Продолжая анализ проблем, необходимо дать конкретные ответы на вопрос: «Из-за каких недостатков воспитательно-образовательного процесса существует расхождение между требованиями и результатами и социальным заказом?».

Завершая анализ, целесообразно выделить перечень тех недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.

Например, актуальной проблемой является повышенная заболеваемость детей и, как следствие, снижение посещаемости детского сада. Решение ее предполагает проведение целого ряда мероприятий, связанных с закаливанием дошкольников, введением фито-, физио- и витаминотерапии, организации лечебной физкультуры, дыхательной гимнастики. В свою очередь это требует обучения кадров, создания условий приобретения инвентаря, оборудования и т.д.

Или другая проблема – слабые знания детей об окружающем мире природы, отсутствие основ экологической культуры. Ее решение возможно, если педагоги пополнят свой опыт необходимыми знаниями в области экологического воспитания детей, будет изучен и внедрен опыт ведущих детских садов, оснащен воспитательно-образовательный процесс методическими материалами и пособиями, разработаны целевые прогулки и экскурсии для каждой возрастной группы с учетом местных условий, установлены связи с учреждениями, занимающимися проблемами экологии.

III. Концепция и стратегия развития ДОУ.

Концепция (от лат. conceptio) – понимание, система, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов. В этом разделе важно четко сформулировать вид и характер будущего детского сада, к которому стремится педагогический коллектив; обозначить цели и задачи обновления содержания воспитательно-образовательного процесса с опорой на нормативно-правовые документы; выработать стратегию реализации поставленных целей.

При формировании концепции развития ДОУ необходимо прежде всего определить, на реализацию какой части социального заказа к дошкольному образованию он будет сориентирован. Окончательный, правильный, выбор можно сделать, «выстрадав» после коллективного поиска новых идей, способов решения выявленных проблем, изучения регулярно пополняемого педагогами «банка идей», опыта коллег, разработок ученых и т.д. Это может быть коррекционно-диагностический центр на базе детского сада компенсирующего вида, имеющего большой опыт работы по развитию и восстановлению физических и психических функций организма, сумевшего создать комплекс лечебно-оздоровительной помощи для детей или Центр развития ребенка. Он создается на базе детского сада общеразвивающего вида, имеющего хорошие результаты в интеллектуальном развитии детей, в их организации обучения по новым технологиям, поддерживает постоянную связь со школой и анализирует процесс адаптации к ней своих воспитанников.

Дошкольное учреждение со специализацией в художественно-эстетическом развитии детей через организацию работы изостудий, кружков хореографии, обучения игры на музыкальных инструментах может стать муниципальным центром эстетического развития дошкольников.

Концепция развития ДОУ должна состоять из двух частей.

1. Характер будущего дошкольного учреждения, где дается:

– структура нового и модернизированного воспитательно-образовательного учреждения;

– новые или модернизированные программы;

– новые подходы, способы, схемы, организации учебно-воспитательного процесса;

– описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития детей;

– характеристика дополнительных услуг.

2. Проект новой системы управления. Он создается на основе уже полностью разработанного проекта нового (модернизированного) учреждения и содержит:

– новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где показаны все субъекты управления;

– новый или обновленный, обязательно соответствующий новому объекту управления перечень всех персональных и коллективных органов управления;

– новые методы управления.

Большую помощь в поиске идей для формирования концепции развития детского сада могут оказать справочники, энциклопедии, словари. Существует педагогическая литература, которая содержит систематизированный свод по педагогике, народному образованию и смешанным дисциплинам, в сжатом виде раскрывает общую теорию педагогики, ее историю, отдельные дисциплины, включает описание систем и состояния образования в разных странах. В них можно найти идеи обновления.

Стратегия – обобщенный замысел процесса перехода к новому детскому саду. Ее разработка начинается с определения ориентировочного времени реализации концепции и этапов преобразования ДОУ для придания ему нового статуса. Например, обозначенные цели и задачи могут быть реализованы за пять лет, в три этапа.

Новые идеи нуждаются в новых условиях, поэтому при определении общей стратегии обязателен вопрос: «А каковы реальные возможности?». Чтобы найти ответ, следует соизмерить предусмотренные программой действия со способами их осуществления, попытаться соединить желаемое и возможное, т.е. перейти к выработке плана реальных действий. IV. План действий.

План действий пишется на каждый этап отдельно и может оформляться в виде таблицы, где указываются мероприятия, сроки их проведения (начало и окончание), ответственный исполнитель, используемые средства для получения результата. По окончании срока обозначенного этапа дается краткий анализ выполнения (что удалось, не удалось, причины), и затем составляется план действий на следующий этап.

Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, но прежде всего финансовым).

Чтобы повысить надежность определения необходимых действий, рекомендуется использовать вспомогательную таблицу, составляемую для решения каждой задачи.

Обеспечение финансовых условий – это не деньги, которые нужны для финансирования задачи, а действия, которые следует совершить, чтобы получить финансирование. Обеспечение мотивационных условий – это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в решении задачи.

Обеспечение нормативно-правовых условий – это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т.п.).

Всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Если для решения задачи необходимо специальное финансирование, нужно определить его размеры и источники. Когда средств не хватает, то следует либо искать источники дополнительного финансирования, либо откорректировать программу развития, т.е. отказаться от части задач или сократить их объем.

Для подготовки программы создается рабочая группа (авторский коллектив) из числа педагогов детского сада, который привлекает к подготовке программы других педагогов, родителей, ученых. Программу нельзя списать, ее должны разрабатывать те, кто будет реализовывать. Если в составление ее рабочей группой не вовлечен педколлектив, то ее осуществление обречено на провал, так как педагоги не считают программу своей, она им чужда и потому цели ее недостижимы.

Приведем пример участия в подготовке программы педколлектива одного из детских садов Москвы. Сначала в методкабинете появилась выставка достижений соседних садов, затем последовало приглашение педагогам принять участие в «круглом столе» «Завтрашний день нашего детского сада». Вопросы к обсуждению были следующими.

1. Чем привлекает наш сад родителей?

2. Что в работе детского сада Вам не нравится?

3. Какие идеи Вы можете привнести в копилку размышлений о нашем будущем?

4. Что необходимо изменить в нашей работе в первую очередь? Через несколько дней состоялось обсуждение этих и возникших

по ходу дискуссии других вопросов. Наиболее интересные предложения вошли в коллективный банк идей по развитию ДОУ. Была сформирована рабочая группа из инициативных педагогов, методиста, психолога, заведующего для разработки перспективных идей и составления программы.

          Группа собиралась 3 раза в неделю и работала по схеме: обсуждение одного-двух вопросов, выработка единого мнения, формулирование задания каждому члену группы к следующей встрече, обсуждение проекта программы на заседании Совета педагогов, доработка проекта с учетом замечаний, представление проекта плана развития детского сада учредителям для экспертной оценки.


150
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!