Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по профессиональной этике»

/ Менеджмент
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Вопросы текущего и промежуточного контроля по курсу профессиональная этика

 

1. Понятие и предмет этики.
 2. Основные этапы исторического развития этических учений.
 3. Понятие и содержание основных категорий этики.
 4. Общечеловеческие начала этики.
 5. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.
 6. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.
 7. Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права.
 8. Нравственная свобода выбора.
 9. Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия.
 10. Моральное сознание и моральная практика.
 11. Понятие и виды профессиональной этики.
 12. Особенности профессии юриста и их нравственное значение.
 13.Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности.
 14. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства.
 15. Понятие истины. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания.
 16. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.
 17. Методы изучения профессиональной этики юриста.
 18. Этика производства следственных действий.
 19. Нравственные требования к деятельности судебной власти.
  20. Нравственное содержание судебных прений.
  21. Этика обвинительной речи прокурора.
  22. Этика речи защитника.
  23.Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.
  24. Нравственное содержание презумпции невиновности.
  25. Нравственное содержание оценки доказательств по внутреннему убеждению.
  26. Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.
  27. Социальный характер моральных норм.
  28. Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста.
  29. Служебный этикет юриста.
  30. Нравственное содержание правовых норм.
  31. Нравственные начала гражданского судопроизводства.
  32. Нравственные начала судопроизводства по уголовным делам.
  33. Профессионально необходимые качества юриста, их нравственное содержание.
  34. Соотношение правовых норм и норм нравственности.
  35. Нравственные основы деятельности следователя.
  36. Нравственные основы деятельности адвоката.
  37. Нравственные основы избрания мер пресечения.
  38. Нравственные основы обыска.
  39. Этические основы допроса потерпевшего.
  40. Этические основы допроса несовершеннолетнего.
  41. Этические аспекты использования следователем предоставленных ему властных полномочий.
  42. Нравственные основы очной ставки.
  43. Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.
  44. Этические начала взаимодействия следователя со средствами массовой информации.
  45. Нравственные основы деятельности судьи.
  46. Нравственные основы деятельности прокурора.
  47. Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста.
  48. Способы предотвращения конфликтных ситуаций.
  49. Соотношение общей и профессиональной этики.
  50. Правила поведения юристов в профессиональной деятельности. Кодекс профессиональной этики юриста.

 

Примерная тематика контрольных работ  по курсу профессиональная этика:

 

1.       Этика о сущности морали.

2.       Представления о добре и зле в истории цивилизации.

3.       Этические воззрения в эпоху Средневековья.

4.       Развитие этических воззрений в эпоху Нового времени.

5.       Этические взгляды П.А. Новгородцева.

6.       Этические взгляды И.А. Ильина.

7.       Позиция А.Ф. Кони на этические аспекты (совести и чести) в деятельности юриста.

8.       Мораль и правовая культура личности юриста Ф.Н. Плевако о роли справедливости о правовой деятельности.

9.       Отечественные ученые о сущности права, его связи с политикой и моралью общества (взгляды Н.А. Бердяева, Б.А. Кистяковского и др.).

10.    Этические взгляды Вл. Соловьева.

11.    Д.И. Петражицкий о соотношении права и нравственности.

12.    Мораль и поведение.

13.    Нравственная свобода выбора.

14.    Моральные нормы в моей жизни.

15.    Нравственная диалектика цели, средств и результата в профессиональной деятельности юриста.

16.    Совесть, честь и достоинство в нравственном мире юриста.

17.    Этический анализ «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.)

18.    Нравственная ценность дружбы и товарищества в профессиональной деятельности юриста.

19.    Профессиональный этикет юриста.

20.    Мораль и нравы преступного мира.

21.    Нравственный мир личности и его безопасность.

22.    Духовный мир и нравственная культура личности.

23.    Добро и зло как этическая категория.

24.    Совесть как этическая категория.

25.    Долг как этическая категория.

26.    Ответственность как этическая категория.

27.    Свобода как моральное понятие.

28.    Добродетель.

29.    Этика пользы.

30.    Этика милосердия.

31.    Нравственные начала в уголовном процессе.

32.    Понятие истины. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания.

33.    Нравственное значение оценки доказательств по внутреннему убеждению.

34.    Принцип гуманизма в деятельности юриста.

35.    Принцип законности в деятельности юриста.

36.    Профессионально-нравственая деформация юриста.

37.    Смертная казнь в России: этический и правовой аспект проблемы.

38.    Конфликты в деятельности юриста и пути их устранения.

39.    Реферат книги Н.А. Бердяева «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики».

40.    Моральный выбор, цели и средства, поступок, мотив.

41.    Социальный престиж, авторитет юриста.

42.    Этика обвинительной речи прокурора.

43.    Этика речи защитника.

44.    Этика производства следственных действий.

45.    Нравственные требования к деятельности судебной власти.

46.    Нравственное содержание судебных прений.

47.    Нравственное содержание презумпции невиновности.

48.    Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.

49.    Служебный этикет юриста.

50.    Нравственные начала гражданского судопроизводства.

51.    Нравственные основы деятельности адвоката.

52.    Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.

53.    Нравственные и этические нормы поведения в обществе, правила служебного этикета юриста.

54.    Оценка общественным мнением деятельности юриста (по материалам конкретных социологических исследований).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено написание контрольной работы по курсу «Профессиональная этика».

Контрольная работа - важная форма работы в межсессионный период. Она способствует развитию умений самостоятельной работы с источниками, закреплению навыков обработки исходной информации студентами и ее творческого преобразования, систематизации в рамках представленных рукописей.

Необходимым условием успешного выполнения контрольной работы является предварительное усвоение понятий и категорий профессиональной этики юристов.

Контрольная работа выполняется самостоятельно.

Работа должна быть творческой; студент призван не ограничиваться констатацией тех или иных позиций, мнений и суждений в юридической литературе, а критически оценивать их, смело высказывать свое мнение по спорным этическим проблемам.

При использовании в тексте работы любого источника внизу страницы должны быть сделаны сноски на него.  Контрольная работа - это самостоятельная работа автора, и от него требуется не сплошное переписывание из различных источников правового и научно-теоретического материала, а свои рассуждения, аргументация, доказательство научных истин. При этом необходимо помнить о важнейшем методе исследования - сравнительном.

Однако, как свидетельствует практика, зачастую обучаемые, например, злоупотребляют цитированием или просто не умеют пользоваться цитатами, а, значит, не умеют работать с литературой и материалами практики.

Цитаты можно давать в собственном изложении при сохранении существа содержания, а цитируемые полностью слова с сохранением имеющейся пунктуации заключаются в кавычки, причем независимо от размера цитаты кавычки ставятся только в начале и в конце цитируемого текста. 

Наиболее распространенным недостатком при написании контрольных работ является плагиат, т.е. дословное использование в тексте письменного сочинения какого-либо произведения без ссылки на автора. Такая работа, как правило, возвращается для того, чтобы автор либо изложил приводимые мысли своими словами, либо использовал их как цитаты, сделав ссылки при сноске на соответствующий источник.

К числу грубых недочетов при написании контрольных работ, позволяющих не зачесть их, можно отнести следующие:

- явное несоответствие вопросов плана теме контрольной работы;

- явное несоответствие названий вопросов плана их содержанию;

- отсутствие элементов исследовательской работы, самостоятельных обобщений. Простое переписывание положений нормативно-правовых актов, учебников;

- отсутствие плана контрольной работы;

- отсутствие перечня использованной литературы.

К иным недочетам при написании контрольных работ относятся:

- неравномерное распределение объема содержания отдельных вопросов;

- в вопросе помимо того, что заявлено в названии, есть не относящееся к нему. 

Многие студенты, составляя план написания контрольной работы, не учитывают, что название темы в определенной мере “подсказывает” вопросы плана.

Иногда прослеживается явное несовпадение названия темы контрольной работы и составленного студентом плана, что является грубым недочетом и свидетельствует о непонимании автором стоящей перед ним задачи.

Количество вопросов, включаемых в план контрольной работы по теме, не должно быть менее двух и превышать четырех. Совершенно не обоснованы попытки некоторых студентов включить в план исследования большее число вопросов. Это приводит к фрагментарности изложения, отсутствию необходимой логической связи в содержании контрольной работы.

Текст должен быть разборчив и читаем. Оптимальный его объем 10 машинописных страниц (через 1,5 интервала) или соответствующее число страниц рукописного текста.  Страницы работы нумеруются. В ее тексте следует выделить абзацы, оставлять поля для замечаний преподавателя.

В конце работы приводится список фактически использованной литературы (библиографический список). Работа подписывается, прославляется дата ее исполнения и представляется для проверки в установленный графиком срок.

Студент, не представивший в установленный срок контрольную работу, не допускается к экзаменационной сессии. При повторном выполнении работы одновременно представляется первоначальный текст и резолюция на него.

Библиографический список может быть расположен в следующем порядке:

- законодательные акты и другие официальные материалы;

- книги;

- статьи;

- лекции и т.д.

Нормативные акты располагаются в хронологическом порядке (по году издания, монографическая литература в алфавитном порядке).

При оформлении библиографической ссылки на книги и брошюры, сначала указывается фамилия автора и его инициалы, а затем полное наименование источника со всеми обязательными его элементами.

Например: Халиулина В.П. Профессиональная этика: Учебное пособие – М.: РУДН, 2009. 

При оформлении ссылок на материалы журналов и газет также приводятся необходимые библиографические данные.  Например: Пэюхенен А. Исполнительная власть в Финляндии // Государство и право, 1992, № 7. С.24. 

Титульный лист работы должен быть аккуратно и тщательно оформлен. На нем указывается:

- наименование учебного заведения, факультета, кафедры;

- фамилия, имя, отчество студента;

- курс, группа;

- номер зачетной книжки;

- точное наименование темы контрольной работы;

 

Общие рекомендации по выбору темы контрольной работы

Тема контрольной работы определяется по номеру, под которым студент записан в журнале учебной группы. Например, студент, номер которого в журнале - 5, выполняет тему контрольной работы под номером 5 (пять), а студент, имеющий номер 31 - тему номер 1 (один). 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

 

а) основная литература

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  2. Уголовный Кодекс РФ 1996 г.
  3. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ 2001 г.
  4. Концепция судебной реформы. М., 1992.
  5. Всеобщая декларация прав человека. 1948 г.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966 г.
  7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 1950 г.
  8. ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г.
  9. Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование. Принятые восьмым Конгрессом ООН, 27 августа – 7 сентября 1990 г.
  10. Кодекс судейской этики от 2 декабря 2004 г.
  11. Кодекс профессиональной этики адвоката от 31 января 2003 г. (с изменениями и дополнениями, утвержденными II Всероссийским съездом адвокатов 8 апреля 2005 года)\\ Российская газета. 2005. 5 октября.
  12. Генеральные принципы этики адвокатов Международной ассоциации юристов. 1996 г.
  13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. «О судебном приговоре».
  14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. «О применении судами норм уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации».
  15. Аминов И.И.; Гришин А.А.; Кикоть В.Я.\ Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов\
    Издательство: Закон и право.
  16. Выгорбина А.Е. Этика права. М. 2005.
  17. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник для вузов\ А.С. Кобликов. – М.: Норма; Инфра-М, 2 изд. Гл. 5-9. 2003.
  18. Красникова Е.А.\ Этика и психология профессиональной деятельности. Учебник
    Издательство: Инфра-М. Гл. 4. 2003.
  19. Профессиональная этика юриста\ Под общ. ред. А.Г. Маслеева. Екатеринбург. 2004.
  20. Халиулина В.П.\ Профессиональная этика юриста. Учебное пособие.
    Издательство: РУДН. 2004.

 

б) дополнительная литература

 

  1. Айвар Л.К. Проблемы судейской кадровой политики \СПС Консультант плюс.
  2. Айвар Л.К. Судьи в кризисе \СПС Консультант плюс.
  3. Алексина Т.А. прикладная этика. М. 2004.
  4. Алешина и. Привлечение судей к административной, дисциплинарной ответственности \ Законность. – 2005.- №6. С. 31-34.
  5. Ария С.Л. Мир спасет доброта. О нравственных началах адвокатской деятельности\ Российская Юстиция. – 2006. – № 2. – С. 41-49.
  6. Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. М. 2001.
  7. Аширова Л.М. проблемы реализации принципа справедливости в уголовном процессе – М.: Юрлитинформ, 2007. – С. 256.
  8. Байдуков В.А. Помощь психолога в подборе кадров юстиции\ Сов. Юстиция. – 1990. № 22. С. 21-22.
  9. Баренбойм П. Почему нарушаются нормы профессиональной этики\ П. Баренбойм, Б. Абушахмин\ Социалистическая законность. 1986. № 12. С. 45-47.
  10. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. М.: Профобразование, 2000. С. 320.
  11. Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России.: Научно-практическое пособие М.: Юристъ, 1997. С. 320.
  12. Белкин Р.С. Профессия – следователь (введение в юридическую специальность). – М.: Юрист, 1998. С. 168.
  13. Бердяев Н.А. Философия свободы, смысл творчества. – М., 1989.
  14. Бойков А.Д. Адвокатура в России.: Учебное пособие\ А.Д. Бойков, Н.И. Капинус. – М.: Юристъ, 2001. С. 325.
  15. Буробин В.Н. Правовой режим адвокатской тайны\ В.Н. Буробин, В.Ю. Плетнев\ СПС Консультант Плюс.
  16. Вайпан В.А. Конфликт интересов в адвокатской деятельности: комментарий к статье 11 Кодекса профессиональной этики адвоката\ СПС Консультант Плюс.
  17. Вайпан В.А. настольная книга адвоката. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. – С. 233.
  18. Ведерникова О. Профессиональная этика судей (опыт США). \ Российская юстиция. – 1995. № 3. С. 51-52.
  19. Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? \ Вопросы философии. – 2004. № 3. с. 19-27.
  20. Дармаева В.Д. Следователь в уголовном судопроизводстве. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007, С. 128.
  21. Иванов В.Г. Этика. СПб. 2006.
  22. Калинников И.В. Судейская этика. Поведение судей в суде и вне суда. Ответственность судей в России\ Российский судья. – 2003. № 11. С. 13-19.
  23. Колесников Е.В. О повышении ответственности судей в Российской Федерации\ Е.В. Колесников, Н.М. Селезнева.\ Журнал российского права. 2006. № 3. С. 22-33.
  24. Кузьменко Г.Н. Этика: учебное пособие. М.: ИНФРА-М; Весь мир.2002. С. 144.
  25. Лонь С.Л. Нравственность и уголовный процесс (современные проблемы создания законодательства и его применения):Сборник статей.Томск:НТЛ, 2003. С.150-152.
  26. Маслеев А.Г. Этика и профессиональная этика: Краткий словарь. Екатеринбург. 2001.
  27. Мельник В.В. Совесть – нравственная основа суда присяжных. Значение совести человека как субъекта практической деятельности и общения\ Российская юстиция. – 1996. № 2. С. 7-9.
  28. Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. – М.: Проспект, 2008. С. 128.
  29. Моисеева Т.В. Обеспечение беспристрастности и объективности судей при рассмотрении уголовных дел\ СПС Консультант Плюс.
  30. Моисеева Т.В. Судебный контроль за предварительным расследованием и беспристрастность судей\ СПС Консультант Плюс.
  31. Навыки юриста\ Под ред. Е.Н. Доброхотовой. СПб. Гл. 8-9. 2006.
  32. Назаров А.Д. Влияние следственных ошибок на ошибки суда:
  33. Протанская Е.С. Профессиональная этика СПб. 2003.
  34. Профессиональный кодекс нотариусов РФ\\ Кодексы профессиональной этики юриста. Екатеринбург.2004.
  35. Стецовский Ю.И., Мирзоев Г.Б. Профессиональный долг адвоката и его статус. М. 2003.

 

в) программное обеспечение:  использование программного продукта «Конструктор тестов».

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: использование системы КонсультантПлюс.

 

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Абсолютизм (этический) - методологический принцип истолкования ироды нравственности. Моральные принципы, понятия добра и зла сторонники А. трактуют как извечные и неизменные, абсолютные начала, не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества.

Авторитет - власть, влияние.

1.  Форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, которое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации (так называемые носители авторитета).

2.  Отношение, возникающее между носителями А. и массой остальных людей. В зависимости от сферы общественной жизни, в которой проявляется А., и способа, каким осуществляется влияние на людей, различают экономический, правовой, политический, профессиональный, научный, моральный и др. виды А. Особую роль в жизни общества занимает нравственный авторитет - духовная власть над сознанием людей, которой обла­ют лица и организации в силу присущих или приписываемых им мо­льных достоинств.

Авторитаризм – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований.

Альтруизм - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение "ближнему", готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.

Аморализм - моральный принцип, обосновывающий нигилистское отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным особом поведения личности. Формы проявления А. различны. Это может быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других. К А. следует отнести также признание закон­ам использование любых, в т.ч. безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей (Иезуитизм, Макиавеллизм), в частности, изуверства (Фанатизм), демагогии. Наконец, А. может выражать позицию синего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляющей свой протест против лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта.

Аскетизм - моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения к.-л. социальных целей или нравственного самосохранения.

Благо - общее понятие, употребляемое для обозначения положи­тельной ценности предметов и явлений. Природные и общественные яв­ления становятся Б. лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Разли­чают материальные и духовные, личные и общественные Б.

Материальные Б. - предметы, полезные для жизни человека (пища, одежда, жилище и т.д.).

Духовные Б. - то, что служит для удовлетворения духовных потреб­ностей человека: духовные ценности (образование, достижения культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоинство, честь и т.д.). эс­тетические ценности (красота).

Общественные Б. - это совокупность общих материальных и духов­ных условий общественной жизни, которая обеспечивает обществу и каж­дому человеку определенные условия для развития.

Личные Б. - это совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящая от общих социальных условий. Одна из раз­новидностей духовного Б. - моральная ценность, добро (иногда слова "Б." и "добро" в обыденном языке употребляют как синонимы).

Благодарность - отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствую­щих практических действиях.

Благородство - моральное качество, характеризующее поступки людей с т.зр. возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотвер­женность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.)

Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение че­ловека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой пове­дения и привычным способом обращения с окружающими. В. - элементарное требование культуры поведения', она включает, внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью В. являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Взаимопомощь - отношения между людьми в коллективе, возни­кающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение уси­лий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивиду­альных усилий каждого.

Вина - положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, со­вершивший проступок или преступление. Состояние В. является выраже­нием морального отношения, в котором личность находится к другим лю­дям и к обществу в целом. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, выбирает свой образ действий и ответственен перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной его ответственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление В. Человека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для понесения им наказания, в морали же В. влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою В., он может испытывать страдание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием.

Воздаяние - вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалент-В. издавна считалось одним из непременных требований справедливости,

без него представлялось невозможным требовать от людей выполнение определенных норм поведения. Принцип В. используется в праве наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого В. возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно моральными санкциями являются поощрения и наказание, осуществляемые посредством духовного воздействия на людей.

Волюнтаризм – субъективный принцип нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Волюнтаризм выражает точку зрения крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму. Следуя этому  принципу, человек должен овершать свой моральный выбор независимо от каких-либо общественных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением. Волюнтаризм – крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества морали.

Воля - это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.

            Воспитание нравственное - составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи

-  во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.;

-  во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в iccce регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.

Вторая задача и решается путем В.н., которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств.

Выбор моральный - акт моральной деятельности, исканий лично-выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить реализацию. Предпочтение одного поступка др. обязывает соотнести

В.м. с обстоятельствами, слить целесообразность с моральной принципи­альностью, гуманностью, выбрать необходимые средства, обеспечиваю­щие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчетливо В.м. проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собственные и чужие интересы или же вступают в противоречие различные моральные требования. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, предполагают учет последствий прини­маемого решения и повелевают предпочесть вариант, имеющий результа­том минимум зла и максимум добра.

Выдержка - моральное качество, в котором находят конкретное проявление определенные стороны самообладания; включает:

-  умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчи­вость);

- способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство);

-  верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и ли­шениям, пассивному или активному противодействию и принуждению со стороны открытых врагов (стойкость);

-  умение подавлять в себе раздражение, пессимистические или, на­оборот,   авантюристические настроения при столкновении с сопротивле­нием окружающих.

Гедонизм – широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований гедонизма сводит к общей цели – к получению наслаждения и избе жанию страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремлении к земным радостям, гедонизм противоположен аскетизму.

Героизм - особая форма человеческого поведения, которая в нравст­венном отношении представляет собой подвиг. Герой берет на себя реше­ние исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, пре­одолевает в связи с этим особые препятствия.

Грубость - отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости. Буду­чи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, Г. выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязыва­нии другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении досто­инства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Гуманизм - принцип мировоззрения (в т.ч. и нравственности), в ос­нове которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты

достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Деонтология - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Моральное сознание как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности людей, общества, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде представления о должном (о том, что должно быть), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрения, насколько они оправданны в силу своего нравственного достоинства. Из представлений о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся  на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и являются предметом изучения особого раздела этики - Д.

Деятельность моральная - категория этики, при помощи которой всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений - специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной Д. в этике принимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям.

Добро - одно из наиболее общих понятий морального сознания и ia из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью - злом Д. является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и т.д.) понятие Д. приобретает форму более конкретных понятий - благодеяния, добродетели, справедливости и др.

Добродетель - понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности, указывая на их моральную ценность. Понятие Д. подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель - делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Противоположностью Д. является понятие порока.

Доверие - отношение к действиям другого лица и к нему самому соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросо­вестности, честности. Противоположностью Д. является недоверие, подоз­рительность, когда подвергается сомнению верность общему делу, готов­ность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, ис­кренность мотивов его действий.

Долг - одна из основных категорий этики, общественная необходи­мость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это пре­вращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулирован­ную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Личность выступает как носитель определенных мо­ральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

Достоинство - понятие морального сознания, выражающее пред­ставления о ценности всякого человека как нравственной личности, а так­же категория этики, которая означает особое моральное отношение чело­века к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. С одной стороны, сознание человеком соб­ственного Д. является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего Д. предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего Д.). С другой стороны, Д. личности требует и от других лю­дей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и воз­можностей, высокой требовательности к нему.

Жизненная позиция - направленность жизнедеятельности лично­сти, ее точки зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отли­чие от социального статуса, положения). В нравственном плане Ж.п. - сис­тема поведения личности, определяемая его убеждениями, совестью. Кри­терий истинности, правильности той или иной Ж.п. - ее соответствие про­грессивным тенденциям развития общества.

Зависть - неприязненно-враждебное чувство по отношению к успе­хам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. 3. возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство 3. уродует личность и взаимоотношения людей (оно, например, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение аморальных поступков).

Законность - принцип права и морали, предписывающий неуклонное соблюдение и правильное применение законов.

Заповедь - нравственная норма, представленная в моральном сознание в виде повеления, исходящего от к.-л. авторитетного лица. Придание моральной норме формы 3. связано с бытовавшим в прошлом представлением, что она основывается не на социальной потребности, а на чьем-то повелении. В религиозном истолковании нравственности таким законодателем выступает бог.

Зло - категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств, зальное 3. следует отличать от социального 3. (противоположности га). Последнее является не только моральным, а более широким понятием, которое охватывает всю совокупность явлений, противоречащих интересам и жизненным потребностям человека, препятствующих общественному прогрессу. Как моральное зло обычно оцениваются отрицательные поступки людей.

Золотое правило - одно из древнейших нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: "(не) поступай по отношению к другим , как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". З.п. встречается уже в ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской "Махабхарате", в Библии и др.) и прочно входит в общественное сознание последующих эпох, вплоть до нашего времени. В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: «чего в других не любишь, того и сам не делай».

Идеал нравственный - понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, во-плотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели).

Иезуитизм - антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности. Термин произошел от названия католического монашеского ордена Иисуса. Деятельность иезуитов была направлена на достижение возможно более полной духовной и светской власти лично папы и католической церкви в целом. Тайный и явный контроль за поступками и помыслами возможно большего числа людей, безусловное повиновение низших чинов высшим сочетались у иезуитов с широкими личными привилегиями и весьма вольным образом жизни. Нарицательный смысл понятие И. приобрело благо­даря сомнительной политической морали иезуитов. Эта мораль допускала любые безнравственные поступки (оправдывая их "благой целью"). "Цель оправдывает средства" - этот моральный постулат, приписываемый осно­вателю ордена иезуитов И. Лойоле, в дальнейшем становится практиче­ским принципом И. и используется как в достижении эгоистических лич­ных целей, так и в области государственной политики. В конечном счете практика И. оказывается не способной ни достигнуть провозглашаемых "благих целей", поскольку объективные результаты человеческой деятель­ности находятся в функциональной зависимости от средств, ни прочно и надолго реализовать свои подлинные (по существу, аморальные) цели, по­скольку моральные принципы И. начинают действовать и внутри приняв­шей их организации, тем самым обрекая ее на разложение и гибель.

Измена - нарушение верности общему делу, узам солидарности, то­варищества, любви. Отрицательная оценка И., даваемая ей моральным соз­нанием, обусловлена положительным значением, которое придается этим узам. В том случае, если эти узы утрачивают положительный смысл или даже приобретают антиморальное значение, нарушение и отказ от них уже не есть И. Напротив, верность в этом случае является безнравственной и расценивается как ложное товарищество, круговая порука и т.д.

Интуитивизм - направление в этике, сторонники которого утвер­ждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются человеком ин­туитивно, как "самоочевидные истины". Этический И. есть теоретическое выражение представления о том, что общепринятые нравственные убеж­дения не нуждаются в доказательстве, очевидны сами по себе.

Иррационализм - методологический принцип истолкования приро­ды нравственности, характерный для ряда теорий морали. Главное в эти­ческом И. - отрицание каких бы то ни было общих законов и нравственно­сти, преувеличение значения особенного, неповторимого в каждой мо­ральной проблеме. Следствием этого является вывод, что разум и наука, способные устанавливать лишь общее в многообразном, совершенно не­применимы к области морали и поэтому сфера морали непознаваема. Ут­верждая, что каждая жизненная ситуация и положение каждого отдельно­го человека всегда уникальны, неповторимы, иррационалисты делают вы­вод, что моральные требования каждый раз имеют совершенно различный смысл. Поэтому, с их точки зрения, невозможно сформулировать к.-л. об­щие принципы нравственности, на основании которых человек мог бы принимать конкретные решения в различных практических ситуациях.

Искренность - моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правиль­ность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и др. И. противоположна лицемерию и обману, попыткам создать неправильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руководствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требований без веры в правильность совершаемых поступков, а ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

Категории - это универсальные формы человеческого мышления.

Категории этики - основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Конкретное содержание К. э., их логическая форма и место каждой из них в общей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности истории этики основными категориями обычно считались понятия добра и долга, совести, чести и др.

Категорический императив - основная категория этики Канта; сформулированный им "нравственный закон", который гласит: поступай о согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать). Кант считал, что из

принципа можно вывести и приемлемые для всех менее общие моральные требования (если избранной тобой линии поведения не могут последовать другие, то она не является правильной).

Качества моральные - понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. К.м. характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и

отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. К.м. разделяют на положительные и отрицательные, которые иногда именуют добродетелями и пороками.

Клевета - один из видов вероломства, ложное обвинение других (отдельного человека, группы людей), обычно совершаемое умышленно, эгоистических интересов или по другим низменным мотивам (зависть, месть, стремление расправится с неугодными). К. как общественное явление обычно наблюдается в обстановке взаимной враждебности, конкуренции и подозрительности между людьми.

Кодекс моральный - свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Как правило, в К. м., составленном определенным автором, каются нравственные требования, которые уже выработало до него стихийно моральное сознание общества. К.м. обычно охватывает как те нормы поведения, которые практикуются подавляющим большинством и, так и те, которые часто нарушаются, но считаются, тем не менее, цельными.

Конфликт моральный - специфическая ситуация морального вы­бора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем соз­нании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя к.-л. нравственной нормы одновременно ведет к наруше­нию другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить вы­бор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель. Разрешение К.м. базируется на осознании иерархии нравственных ценно­стей (общественный долг, например, рассматривается как более высокий по сравнению с частным).

Конформизм - социально-психологическая ориентация, склады­вающаяся не в результате самостоятельных решений общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия гото­вого порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной мораль­ной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилажива­ется к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т.е. навязываются ему явно (при­нуждением) или неявно (внушением через традицию и др.) В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние фак­торы, следовательно, отказу от себя как от личности.

Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, характери­зующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направля­ет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды. К. есть проявление эгоизма в сфере отно­шения людей к материальным благам. Его социальный смысл состоит в оказании предпочтения личному материальному интересу перед общест­венным.

Культура - это совокупность всех созданных и создаваемых челове­чеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям.

Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетиче­ские нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют со­держание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то К.п. раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с ею образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. В ши­роком плане в понятие К.п. входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация то времени, эстетические вкусы (умение одеваться, украсить жилище), мимика, жесты и т.д. Особо выделяют культуру речи, умение грамот­но и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

Лицемерие - отрицательное моральное качество, состоящее в том, заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Л. противоположно честности, прямоте, искренности - качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

Личность - субъект нравственной деятельности. Человек становится моральной Л., когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя. Таким образом, понятие моральной Л. - одна из важнейших категорий этики, тесно связанная с ми этическими понятиями и проблемами.

Любовь - чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на взаимной заинтересованности и склонности. В этике и философии Л. понимается как такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным образом отождествляет себя с ним:

- испытывает потребность к объединению и сближению;

- отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления;

- добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится но обладать им.

Противоположность Л. является ненависть.

Малодушие - отрицательное моральное качество, характеризующее слабость воли личности; выражается в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед трудностями или из неверия в собственные силы.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми. Включают также совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация), характерные для человека походку, жестикуляцию, мимику. М. относятся к культуре поведения и регулируется этикетом. Целесообразность определенных М. находит отражение не только в требованиях, имеющих нравственный смысл, но и в эстетических представлениях о внешнем облике человека. Единство эти­ческого и эстетического в оценке М. связано с тем, что внешний образ по­ведения является наглядной, зримой формой воплощения духовного обли­ка человека, органичным и естественным выражением его общей культу­ры.

Мещанство - моральное качество, в общей форме характеризую­щее образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность жиз­ненных идеалов узко личными интересами, проявление трусости и при­способленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вуль­гарности во вкусах: близко по значению к пошлости.

Мировоззрение - совокупность взглядов человека на окружающий мир.

Мораль - предмет изучения этики; форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руково­дствуются в своем поведении. М. регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни. М. того или иного общества прежде всего предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать, нравы. М. складывается из нравственной деятельно­сти, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных; мо­ральных отношений людей. Нравственная деятельность и отношения от­ражаются и закрепляются в моральном сознании.

Мотив - внутреннее, субъективно-личностное побуждение к дейст­вию, осознанная заинтересованность в его совершении. Среди родствен­ных понятий - стимул, намерение, цель, относящиеся к идеальной стороне поступка. М. занимает особое место, являясь основанием поступка, М. реализуется в цели, хотя в практике нравственной деятельности возможны несовпадения цели и М.

Мужество - моральное качество, характеризующее поведение и мо­ральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, вы­держка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного дос­тоинства. Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении моби­лизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готов­ности пойти в случае необходимости на самопожертвование.

Навыки - действия, которые человек настолько усвоил в процессе длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В отличие от привычки, которая включает потребность и склонность человека к действию, Н. касаются лишь технической сторо­ны его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений. В мо­ральной деятельности посредством Н. может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.

Натурализм – методологический принцип обоснования нравственности, применяемый во многих старых и некоторых современных этических теориях. Сущность его состоит в стремлении, во-первых, объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной и неизменной природы человека, во-вторых, строить этические теории, опираясь на данные и методы естественных наук. Позитивным моментом натурализма является то, что он был направлен против представлений о сверхъестественном источнике нравственности, а в определенных условиях – против общественных отношений, препятствовавших выражению «естественной» природы человека.

Ненависть - моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. По своему содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например, отвращение и желание зла другому, отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям. Чувство ненависти противоположно чувству любви.

Нигилизм - принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.

Норма - это определенный стандарт поведения представителей человеческого общества.

Норма моральная - простая, конкретная форма нравственного требования; выступает как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях люди поступали однотипным образом. Эта потребность и реализуется практически посредством Н.м. Моральное требование, выраженное в виде норм, получает отражение и в моральном сознании в виде соответствующих вил, заповедей. Моральным сознанием Н.м. формулируется в виде повеления, равно обращенного ко всем людям, которое они должны выполнять неукоснительно в самых различных случаях. Примером могут служить некоторые из "Десяти заповедей", изложенных в Библии ("Не убий", укради", "Почитай отца и мать твоих"). Однако сами по себе Н.м. не могут служить исчерпывающим руководством в моральной деятельности. Такая, например, Н.м., как "Не убий", не может применяться во всех случаях без исключения (например, по отношению к закоренелому убийце, уставляющему опасность для общества, или по отношению к врагу в условиях военных действий). При этом нужно исходить из более обобщенных моральных представлений - принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. Различают позитивные и негативные Н.м. Позитивные Н.м. предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям ("Будь правдив", "Будь честен"). Негативные Н.м. запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка : укради", "Не убей").

Нормативная этика - составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные -щипы и нормы.

Нравственная культура личности - степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках )века благодаря влиянию общества и самовоспитанию. Н.к.л. выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали (рус­ский вариант лат. термина "мораль, происходит от слова "нрав"), выра­жающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, опреде­ляющее "рамки" достойного поведения,

Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), под­держиваемые в обществе посредством моральных отношений. Понятие Н. близко к понятию норм поведения. Но в отличие от последних оно харак­теризует содержание поведения (как именно принято поступать), прису­щего данному обществу. Им обычно пользуются при описании и мораль­ной опенке бытующих в том или ином обществе норм поведения, харак­теристике образа жизни людей.

Общение - процесс взаимодействия, установления прямого, непо­средственного контакта между людьми. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом. Сущность общения состоит в стремлении и умении жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Оно строится на ува­жении достоинства других, соблюдении выработанных человечеством простых норм нравственности.

Общественное мнение - средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, од­но из проявлений моральных отношений. Всякая форма общественной дисциплины (обычаи, традиции, нравы), поскольку она становится зако­ном социальной жизни, которому добровольно следует большинство лю­дей, отражается в их общественном сознании и поддерживается авторите­том их совместного мнения. Это коллективное мнение, одобряющее одни и осуждающее другие поступки, является одним из способов регулирова­ния поведения людей в обществе.

Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершен­ствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении - это вопрос о личной О.

Отклоняющееся поведение (девиантное) - особый вид морального зла, выражающийся в негативных отступлениях от норм и образцов пове­дения.

Отношения моральные - особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в про­се их нравственной деятельности.

Правовая идеология - совокупность понятий, представлений, взглядов, идей, относящихся к правовой действительности.

Правовая психология - совокупность чувств, эмоций, привычек и т.д., характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая действительность в форме юридических знаний, правовых установок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих поведение человека юридически значимых ситуациях и выражающих его отношение к праву.

Прагматизм – направление в философии морали, распространенное в США с начала XX в. вплоть до 60-х г.г. Основу этического учения прагматизм заложил У. Джемс, сформулировавший два исходных принципа: 1) добро есть то, что отвечает какой-либо потребности; 2) каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения.

Поведение - совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие нравственной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то П. охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или др. побуждениям).

Полезность - одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для достижения поставленных целей. В моральной деятельности понятие "П." характеризует поступок с точки зрения его последствий, реально достигну-> результата.

Правовая ориентация - это совокупность правовых установок личности или группы, непосредственно формирующая программу деятельности юридически значимых ситуациях.

Презумпция невиновности - принцип, в соответствии с которым подозреваемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана судом.

Преступление - понятие морального сознания, характеризующее лупок с точки зрения меры, в какой он нарушает требования нравственности. К П. обычно относят те поступки, которые особо опасны для человечества, попирают общепринятые представления о гуманности и спра-ведливости, не могут быть оправданы обстоятельствами и совершаются по аморальным мотивам. В большинстве случаев понятия правового и морального П. совпадают (убийство, воровство). Однако в отличие от права, которое считает П. только нарушение официально санкционированного закона, мораль может оценивать как П. и действие, не наказуемое правом.

Принципиальность - положительное нравственное качество, ха­рактеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.

Принципы - одна из форм нравственного сознания, в которой мо­ральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма пред­писывает, какие конкретно поступки человек должен совершать, а понятие морального качества характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то П. в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат ос­нованием для более частных норм поведения.

Проступок - поступок, по своему содержанию представляющий на­рушение требований нравственности.

Профессиональная культура - высокая степень овладения профес­сией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, об­разованность и воспитанность человека.

Профессиональная мораль - исторически сложившаяся совокуп­ность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. П.м. является ча­стью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных про­фессиональных сферах.

Профессиональная честь - забота об авторитете своей профессии в обществе.

Профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, вы­ступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведе­ния, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.

Профессионально - нравственная деформация - искажение харак­тера и результата профессиональной деятельности, служебных и внеслу­жебных отношений, развитие в духовном мире человека отрицательных черт характера.

Раскаяние - признание собственной вины и осуждение своих про­шлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружаю­щими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чув­стве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Р. всегда рассматри­валось моральным сознанием как необходимая часть искупления, поскольку без него невозможно исправление человека в дальнейшем. Р. Может быть проявлением совести или чувства стыда, но в обоих случаях (выполняет роль самооценки человеком своих поступков, которая на­мет его дальнейшие действия. Р. - специфически моральный акт. ко оно играет определенную роль и в праве, где мера наказания определяется с учетом Р. виновного.

Рационализм – методологический принцип, лежащий в основе многих теорий морали. Как и в философии. Рационализм в этике выражается в попытках создать всеобъемлющую дедуктивную систему нравственности, построенную в порядке общности входящих в нее  понятий и представлений, найти универсальный моральный принцип, из которого можно было бы логически вывести все конкретные требования нравственности применительно к различным ситуациям.

Санкция - подтверждение нравственных требований посредством рения или осуждения уже совершенных поступков людей. Моральная С. является одной из форм духовного воздействия, она совершается посредством оценки поведения людей. Оценивая какой-либо поступок как добро, моральное сознание тем самым предписывает совершать подобные проступки в дальнейшем. И, наоборот, отрицательная оценка означает нравственный запрет на подобные поступки в будущем.

Скептицизм – 1) моральный – воззрение на человека и общество, так или иначе принижающее их моральные возможности, отрицающее их нравственную дееспособность; 2) этический – воззрение на природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.

Смысл жизни - понятие, которое показывает, во имя чего необходима жизнь и деятельность человека.

Совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Сознание моральное - одна из форм общественного сознания, которое представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Социальная установка личности - это предрасположенность личности воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и го-ость действовать в соответствии с этой оценкой.

Справедливость - понятие морального сознания, характеризующее соответствующее распределение блага и зла между людьми. Нравственная вознаграждение и наказание человека за его поступки в соответствии с нравственными требованиями.

Стыд - одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств.

Счастье - понятие морального сознания, обозначающее такое сознание человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, (ветвлению своего человеческого назначения. В зависимости от того, втолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается держание С.

Такт (тактичность) - принцип этикета, выражающийся в умении века что-либо сказать или сделать кстати, никого не поставив в неловкое положение.

Труда нравственность - одна из важнейших сфер действия морали, охватывающая все области общественно полезной деятельности человека. Общественная полезность труда - главный показатель его моральной цен­ности и источник нравственных отношений, складывающихся в процессе труда.

Уважение - одно из важнейших требований нравственности, подра­зумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие У. предполагает: справедливость, равенство прав, возможно бо­лее полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.

Фарисейство – отрицательное моральное качество, характеризующее личность с точки зрения способа выполнения ею нравственных требований; одно из конкретных выражений формализма в морали – разновидность лицемерия и ханжества. Состоит в неукоснительном, но чисто внешнем, формальном или показном исполнении нравственных правил, поскольку они получили официальную санкцию или закрепились в традиции.

Фатализм – применительно к морали, фатализм имеет различный смысл. Чаще всего он связан с проповедью смирения, непротивления судьбе, обрекает людей на пассивность и покорность, на отказ от борьбы за переустройство общества. Фаталистическим является, например, религиозное учение о происхождении зла на земле, о возможности его преодоления лишь посредством искупления во Христе и конечного спасения. Иногда, напротив, фатализм выражается в том, что отдельным людям, верящим в предопределение, приписывается роль посланцев судьбы, проводников божественной роли, которые поэтому готовы приложить все силы ради исполнения предначертанного.

Фетишизм – в морали это совокупность ложных представлений и стереотипов, выражающихся в придании общественным явлениям такого нравственного значения, которое соответствует их социально-исторической роли. Фетишизм связан с догматизмом в морали и абсолютизмом в этике. В этической теории элементы фетишизма обнаруживаются в приписывании моральным ценностям естественного происхождения (натурализм), или в их выведении из некоего абсолютного начала, или в придании моральным понятиям самоочевидного характера.

Формализм - чисто внешнее следование заповедям и нормам, фор­мальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социаль­ным значением своих поступков, не осознает действительного смысла сво­ей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека. При этом скрупулезное испол­нение строго зафиксированных нравственных правил нередко сопровож­дается нарушением важнейших общих принципов морали - гуманизма, справедливости, уважения к людям.

Ханжество - отрицательное моральное качество, характеризующее личность и ее поступки с точки зрения способа выполнения ею нравствен­ных требований; разновидность морального формализма и лицемерия. Ханжа истолковывает требования нравственности в духе крайнего риго­ризма, пуританства и нетерпимости, выставляет себя перед окружающими образцом благонравия и благочестия, публично демонстрируя свои "добродетели", и берет на себя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных.

Цель - заранее предполагаемый результат действия или деятельно­сти людей, на осуществление которого они направлены. Целенаправлен­ный характер деятельности присущ только человеку в его общественной жизни. Поскольку целесообразный характер деятельности человека по­мимо постановки Ц. предполагает выбор наиболее пригодных из имею­щихся в наличии средств для ее осуществления, нравственной оценке в соответствии с действующими в обществе нормами подлежат не только Ц., но и использование тех или иных способов и средств их реализации.

Ценности (моральные) - одна из форм проявления моральных отно­шений общества. Под Ц. понимаются,

- во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц) и ее поступков или нравственные характеристики общественных ин­ститутов;

- во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра, справедливости, счастья.

Философские проблемы природы Ц. изучает аксиология. Поступки и имеют определенную моральную значимость потому, что они оказывают воздействие на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или противодействуют социальному прогрессу. Именно в силу социального значения действий людей общество регулирует их поведение :посредством нравственных отношений, предъявляет к людям моральные требования, ставит перед ними определенные цели, которым они должны следовать. Отсюда и возникает в поступках моральная Ц. (положительная или отрицательная): действие, отвечающее нравственным требованиям, :представляет собой добро; противоречащее им - зло. Представления морального сознания являются разновидностью духовных Ц. общества. В идеалах, принципах, понятиях добра и зла можно выделить их ценностную сторону: в них выражено отношение людей к явлениям действительности, содержится, во-первых, моральное требование (пожелание, чтобы было осуществлено), во-вторых, оценка существующих или имевший место явлений с точки зрения присущего им морального значения, е этого, понятие добра является критерием оценки самых разнообразных человеческих поступков.

Цинизм - моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и нравственным ценностям, называют слова и деяния, в которых совершается надругательство над что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Ц. в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы и возможными, в том числе и аморальными, средствами, а также для сто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к аморальному банкротству и духовной опустошенности.

Человечность - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, любовь к людям, уважение их достоинства, права на счастье, благожелательность, сочувствие и великодушие, самопожертвование ради интересов других.

Честь - понятие морального сознания и категория этики, тесно связано и во многом сходная с категорией достоинства. Понятие Ч. Раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности ис­ходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то по­нятие Ч., наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно Ч. требует от человека под­держивать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к кото­рому он принадлежит.

Чувства - эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную по­зицию. По своей психологической природе Ч. - это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека, составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побужде­ний). По своему социальному содержанию моральное Ч. представляет со­бой особую форму отношения человека к различным явлениям действи­тельности, основанную на их соответствии или несоответствии потребно­стям человека.

Эвдемонизм - часто применявшийся в истории этики способ обос­нования морали и истолкования ее природы и целей. Э. во многом подо­бен гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разно­видность.

Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, дости­жение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и осно­вой моральных поступков.

Эгоизм - жизненный принцип и моральное качество, характеризую­щее человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собствен­ным интересам перед интересами общества и окружающих людей и явля­ется наиболее открытым проявлением индивидуализма. Как моральное ка­чество Э. оценивается обычно отрицательно.

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности. Э. - одна из древнейших теоретических дисциплин, воз­никшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Для обозначения учения о добродетелях человека термин "Э." был введен Аристотелем. Постепенно в Э. начали различать два рода про­блем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика), и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (теоретическая этика).

Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы об­ращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Э. - составная часть внешней культуры общества. Э. выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко клас­сифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения в различных кругах. В то же время за строгим соблюдением Э. может скрываться недоброжелательное и неуважительное отношение к людям. Современный этикет значительно упрощается, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям. В целом Э. совпадает с общими требованиями вежливости и так­та.

 

 

 

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!