Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Социология управления»»

/ Менеджмент
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

Базовые учебники

1. Атаманчук, Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учебное пособие для вузов / Г.В. Атаманчук. – М.: Академический Проект; Культура, 2006. – 544 с.

2. Бабосов, Е.М. Социология управления. Минск, 2000.

3. Гулиев, М. А., Епифанцев С.Н., Самыгин С.И. Cоциология и психология управления / М.А. Гулиев. С.Н. Епифанцев, С.И. Самыгин.– Ростов н/Д: феникс,2006. –409 с Зборовский, Г. Е., Костина, Н. Б. Социология управления: учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. – М.: Гардарики, 2007. – 272 с.

4. Кравченко, А. И., Тюрина, И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2005. – 1136 с.

5. Тихонов, А. В. Социология управления / Издание 2-е. доп. и перераб. /
А. В. Тихонов. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. – 472 с.

 

Лекция 1. Социология управления как отрасль социологической науки. Историческое развитие социологии управления; концепции управления организационным развитием.

Социология управления как специальная социологическая теория. Роль социологии в формировании социологии управления. Роль управления (менеджмента) в формировании социологии управления. проблемы. изучаемые социологией управления. Предмет, объект и задачи социологии управления. Методы социологии управления. Основной понятийный и категориальный аппарат социологии управления. Междисциплинарный характер социологии управления. Этапы развития управленческой науки. Вклад социологии в данный процесс и основные направления западных школ социологии управления. Сравнительный анализ концепции управления Классические теории организации и управления (О. Конт, Э. Дюркгейм, А. Турен, М. Вебер, Р. Дарендорф, Ф. Знанецкий). Прикладная  школа управления (Ф. Тейлор, А. Файоль, Ф. Гильберт и др.). Эмпирическая (прагматическая) школа управления (Э. Петерсон, Г. Саймон, Э. Дейл и др.). Гуманистический подход к управлению (Э. Мейо, Ф. Маслоу, Д. Мак-Грегор и др.). Развитие теории организации и управления в 70-80-г. годы XX века (П. Друкер). Теория «социального капитала» и концепция «анализа человеческих ресурсов».

Основные понятия: объект, предмет социологии управления, методология и методика социологии управления, междисциплинарные характер науки, организованные формы общественной жизни социальное управление, организационное управление, уровни социального и организационного управления, теория человеческих отношений,, социальный капитал, человеческие ресурс

 

Лекция 2. Система социального управления как совокупность социальных отношений

Понятие социального управления. Признаки социального управления. Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами; три модели социального управления: субординация, реординация, координация. Основные категории социального управления. Формы социального управления. Понятие и типы социальных отношений. Типы социальных отношений в системе управления. Основные задачи управленческой деятельности. Структура и методы управления. Классификация методов социального управления по функциональному признаку.

Основные понятия: социальная система, социальное управление, объект и субъект управления, социальные отношения, управляемость социальной системы, кибернетический, синергетический подходы, моделирование, планирование, координация, субординация, реординация, целеполагание, управленческая деятельность, структурная динамика, структура управления, организационно-административные методы управления, экономические методы управления, социально-психологические методы управления.

 

 

Лекция 3. Социальный порядок в системе управления.

Социальный порядок как искусственное «политическое поле». Отношения обмена в обществе и их результат. Регулируемый социальный порядок в системе социальных действий Т. Парсонса. Концепция уровней социального порядка. Социальная интеграция в процессе управления.  Институализация социального порядка. Способы изменения социального порядка: эволюционный и революционный способы. Власть и управление в установлении и изменении социального порядка.

Основные понятия: социальное управление, объект и субъект управления, социальные отношения, социальный порядок, гражданский социальный порядок, организующий социальный порядок, социальная интеграция, власть.

 

Лекция 4. Государственный интерес: характер и механизм разработки.

Понятия государственный и муниципальный интерес. Объективный характер государственного интереса. Естественный и искусственный государственный интерес. Механизм разработки государственного интереса. Столкновение интересов внутри государства. Временно-пространственные характеристики государственного интереса. Взаимосвязь государственного интереса с типом государства.

Основные понятия: государственный интерес, муниципальный интерес, объективный характер, естественный, искусственный государственный интерес, либеральное,  авторитарное, тоталитарное, демократическое государство, представительство интересов, временно-пространственные характеристики.

 

Лекция 5. Коммуникативные аспекты управления: дискурс как инструмент управления.

Типы и направленность коммуникационных процессов в управленческой деятельности. Функционально-ролевые коммуникационные процессы, способы управленческой коммуникации. Речевое воздействие в процессе управления. Коммуникативно-речевые стратегии. Дискурс как инструмент социальной власти. Дискурс и язык управления. Манипуляция в управлении. Понятие и виды коммуникационных барьеров. Компетенция и избирательное слушание. Внутригрупповой язык и различия статуса. Давление времени и коммуникационная перегрузка. Способы совершенствования коммуникаций в организациях.

Основные понятия: коммуникация, социальная коммуникация, аспект, дискурс, власть, субъект, средства, предмет, эффекты коммуникации, функционально-ролевая коммуникация, формальные коммуникации, неформальные коммуникации, межличностные коммуникации, межгрупповые коммуникации, слухи, межуровневые коммуникации, персуазивная, суггестивная коммуникации, коммуникационные барьеры, различия статуса, компетенция, коммуникационная перегрузка.

 

Лекция 6. Социальное проектирование как неотъемлемая часть управленческого цикла.

Понятия «проектирование» и «социальное проектирование». Основные научные подходы к проблемам социального проектирования. Природа и сущность социального проектирования. Социальное проектирование как вид проектной деятельности: проектная ситуация, объект и субъект социального проектирования. Этапы социального проектирования. Методы социального проектирования. Принципы, технология и инструментарий социального проектирования. Стратегии социального проектирования. Социальный проект: структура, виды и требования. Социальное проектирование в системах управления. Проективная социология

Основные понятия: проектирование, социальное проектирование, объект и субъект социального проектирования ,социальный проект, стратегия проектирования, организационная программа.

 

Лекция 7. Социальное партнерство как основа регулирования социальных отношений.

Понятие «социальное партнерство». Основные принципы социального партнерства. Стороны социального партнерства. Системные уровни социального партнерства. Формы социального партнерства. Российская модель социального партнерства. Проблемы и перспективы регионального уровня социального партнерства.

Основные понятия: социальное партнерство, система социального партнерства, коллективные переговоры, статусные позиции, трехсторонняя комиссия, коллективный договор, Генеральное соглашение, отраслевое соглашение, региональное соглашение, социальное взаимодействие, государственный интерес 

 

Лекция 8. Социальная среда управления: взаимосвязи и взаимозависимости.

Среда управления. Развитие социальной среды управления. Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия. Инертная, оптимальная и агрессивная среда управления. Управление в условиях агрессивной социальной среды. Управленческий менталитет как познавательная проблема. Социокультурный характер изменений социальной среды. «Социальный индивид» и регулятивный механизм социальной среды. Роль социального ядра системы с управлением в регулировании состояний социальной среды.

Основные понятия: среда управления, инертная среда управления, оптимальная среда управления, агрессивная среда управления, управленческий менталитет. «социальный индивид», социокультурное «тело», социальное ядро 

 

Лекция 9. Социальные ценности и нормы, их роль в управлении: социологический анализ социальных предпочтений управленца.

Общественные ценности, их иерархия. Формирование социальных ценностей в процессе управления. Социальные нормы. Проявление ценностно-нормативной системы через установки. Ценностные ориентации в управлении. Социокультурные и символические стандарты в управлении. Нормативно-ориентирующие  и нормативно-санкционирующие институты. Понятие «прогнозирование», «социальное прогнозирование». Прогностическая информация и управление. Ценностно-нормативные противоречия между управляющей и управляемой системой. Социальная субъектность. Проблема доверия в управлении. Структура ценностных ориентаций управленца: социологический анализ.

Основные понятия: социальные ценности, нормы, ментальность,  социальная установка, идеал, утопии, антиутопии, дистопии, социальный прогноз, прогноз, социальный прогноз, социальное прогнозирование, поисковое прогнозирование, нормативное прогнозирование, управляющая и управляемая системы, социальная субъектность,  управленческие концепции, доверие, ценностные ориентации.

 

 

Семинарское занятие № 1. 

Тема: Введение в социологию управления.

1.    Социология управления как специальная социологическая дисциплина.

2.    Социология управления в системе научного знания. Предмет и объект социологии управления.

3.    Междисциплинарный характер социологии управления.

4.    Этапы развития управленческой науки. Основные направления западных школ социологии управления. Становление отечественной социологии управления.

 

Рекомендуемая литература:

1.    Актуальные проблемы социологии управления // Социологические исследования. – 1998. - №2.

2.    Бабосов, Е.М. Социология управления. Минск. 2000.

3.    Василенко, И.А. Административно-государственное управление как наука.// СОЦИС,1994, №4.

4.    Вдовин А.И. Савельев Ю.А. Заренков В.А. Мудрые мысли о менеджменте (управлении). Учебно – практическое пособие. Санкт – Петербург. 2000.

5.    Гвишиани, Д.М. Организация и управление. М.,1998

6.    Галкин, Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2001.

7.    Зинченко, Г.Н. Социология госслужбы. // СОЦИС, 1994, № 11.

8.    Иванов, В.Н. Социология в системе научного управления обществом. М.,1992.

9.    Кравченко, А. И., Тюрина, И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005. 

10.Радугин, А. А., Радугин, К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. М., 1995.

11. Файоль. А. Общее и промышленное управление. // Управление это наука и искусство. М.,1992

 

 

Семинарское занятие № 2. 

Тема: Система социального управления как совокупность социальных отношений 

1.    Социальная сущность и принципы управления. Задачи и функции управления.

2.    Структура управления. Модели социального управления (координация, субординация, реординация).

3.    Понятия «социальная система» и «подсистемы социальных систем». 

4.    Типы социальных отношений в системе управления (служебные, функциональные, технические, информационные и др.).

 

Рекомендуемая литература:

1. Атаманчук, Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учебное пособие для вузов / Г.В. Атаманчук. – М.: Академический Проект; Культура, 2006. 

2. Бабосов, Е.М. Социология управления. Минск. 2000.

3.    Галкин, Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2001.

4.    Кунц, Г., Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Кн.1, – М., 1981. 

5.    Луман, Н. Общество как социальная система [Текст] / Н. Луман; пер. с нем. А.Ю. Антоновского. – М., 2005. 

6. Парсонс, Т. Система современных обществ. М., 1998.

7.    Радугин, А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. М., 1995.

8.    Удальцов, М.В. Социология управления. Учебное  пособие. М., 1998.

 

Семинарское занятие № 3.

Тема: Социальный порядок в системе управления.

1. Понятие «социальный порядок». Социальный порядок как результат отношений обмена.

2. Регулируемый социальный порядок в системе социальных действий

Т. Парсонса.

3. Эволюционный и революционный способы изменения социального порядка.

4. Власть и ответственность в установлении социального порядка.

 

Рекомендуемая литература:

1.    Вдовин, А.И. Савельев Ю.А. Заренков В.А. Мудрые мысли о менеджменте (управлении). Учебно – практическое пособие. Санкт – Петербург. 2000

2.    Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман; пер. с англ. Е. Руткевич. – М.: Медиум, 1995. 

3.    Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть [Электронный ресурс] / Пьер Бурдье //Internet. – mgimofp.narod.ru. 

4.    Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации
[Текст] /Э. Гидденс. – М.: Академический Проект, 2003
 

5.    Гоббс, Т. Избранные произведения. Т.1-2. М., 1964. «Левиафан» 

6. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Эмиль Дюркгейм; пер. с фр. – М.: Наука, 1991

6.    Ковалев, А. Д. Порядок социальный // Современная западная социология. Словарь. М., 1990. 

7.    Карташова П.В. и др. Поведение в организации. М., 1999.

8.    Парсонс, Т. Система современных обществ /Т. Парсонс; пер. с англ. А. А. Седова, А. Д. Ковалева. – М.: Аспект Пресс, 1998. 

9.    Управление и власть / Под ред. О. Я. Гелиха, В.Н. Мининой. СПб., 2004.

10.Щедровицкий, Г. П. Организация, руководство, управление [Электронный ресурс] // Internet. - http://oru2. narod.ru/book/10-lekt 10htt.

 

Семинарское занятие № 4

Тема: Государственный интерес: характер и механизм разработки
 

1.         Государственный и муниципальный интерес.

2.         Столкновение интересов внутри государства

3.         Конфликт как социальное явление

4.         Государственный интерес во времени и в пространстве, вектор времени и пространства для государственного интереса.

5.         Взаимосвязь государственного интереса с типом государства.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Абалкин, Л. О национально- государственных интересах России // Вопросы экономики. – 1994. – №2.

2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа. – М., 1991.

3. Здравомыслов, Л.Г. Социология конфликта. М.,1995.

4. Калашников,  Д.В. Переговорный метод управления конфликтом. // СОЦИС. – 1998. №5. – С. 105-112.

3. Российское общество: становление демократических ценностей. – М.: Гендальф,1999.

4. Садыков, Ф. Б. «Центр – регион»: проблемы взаимоотношения / Ф.Б. Садыков // Социологические исследования. – 1997. – № 8. – С. 5-9

5. Теннис, Ф. Общность и общество [Текст] / Ф. Теннис // Социологический журнал. – 1998. – № 3-4

6. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Эрих Фромм. – М.: Олимп; Аст-Лтд, 1998.

7. Чумиков А.П. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления. // ПОЛИС. – 1995. – № 3.

 

Семинарское занятие № 5.

Коммуникативные аспекты управления.

1.     Понятие процесса коммуникации, его основные компоненты.

2.    Функционально-ролевые коммуникационные процессы.

3.    Коммуникативно-речевые стратегии: персуазивная и суггестивная коммуникации в управлении.

4.    Причины плохой коммуникации в организации и ее последствия. Управление и способы совершенствования коммуникаций.

Практическое задание.

 

Рекомендуемая литература:

1.    Вершинин, М. Политическая коммуникация в информационном обществе.– СПб., 2001.

2. Дридзе, Т. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью /  Т. Дридзе // Социологические исследования. – 1998. – №10. – С. 44-50.

3. Дугин, Е. Я. Создание смыслов в электронную эру: Методология и техника новых знаний и образов в массовой коммуникации и PR.– М., 2005.

4. Засурский, Я. Массовая коммуникация в современном мире /
Я. Засурский // Вестник Московского университета. – Серия 18: Социология и политология. – 1999. – № 3. – С. 174-179.

5. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.– М., 2000.

6. Луман, Н. Невероятность коммуникации [Электронный ресурс] // Internet. – http://www.soc.pu.ru

7. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века [Текст] / Г.Г. Почепцов. – М., 2000.

 

Семинарское занятие № 6

Тема: Социальное проектирование в системе управления.

 

1.    Социальное проектирование: основные научные подходы.

2.    Природа и сущность социального проектирования. Объект и субъект социального проектирования.

3.    Методы социального проектирования.

4.    Виды и этапы социального проектирования.

5.    Стратегии социального проектирования. Требования к проектированию организаций.

Рекомендуемая литература:

1.    Антонюк, Г. А. Социальное проектирование и управление обществом. М.,1986.

2.    Атаян, Н.Х. Управление проектами. – Волгоград. 1999.

3.    Дитрих, Я. Проектирование и конструирование: системный подход. М.,1982.

4.    Курбатов, В.И. Курбатова, О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. – Ростов – на – Дону, 2001.

5.    Крючков, Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М.,1992.

6.    Попов, Ю.И., Яковенко, О.В. Управление проектами. М., 2005

7.    Тиори, Т., Фрай, Дж. Проектирование без данных М.,1985

8.    Редюхин, В.И. Социальное проектирование – ресурс взаимодействия общественности и власти.  – М.,1999.

9.    Раппопорт, А.Г. Проектирование без прототипов. В кн. Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М.,1975.

10.Луков, В.А. Социальное проектирование. М., 2006.

11.Уилсон, А., Уилсон, М. Управление и творчество при проектировании. М.,1976.

 

Семинарское занятие № 7.

Тема: Социальное партнерство как основа регулирования социальных отношений.

1. Социальные основы партнерства.

2. Стороны социального партнерства.

3. Формы и уровни социального партнерства.

4 Социальное партнерство в российских регионах: проблемы и перспективы.

 

Рекомендуемая литература:

1. Трудовой кодекс РФ. М., 2001

2. Мишин, А., Миляева, Л. Региональный опыт социального партнерства // Проблемы теории и практики управления. – 2002. – №3.

3. Мирошниченко, В. Управление, основанное на участии // Муниципальная власть. – 2002. - № 6.

4. Прохоров, А.П. Солидарность подчиненных на предприятиях при различных режимах управления // Социс. – 2002. - №12.

5. Садыков, Ф. Б. «Центр – регион»: проблемы взаимоотношения /
Ф.Б. Садыков // Социологические исследования. – 1997. – № 8. – С. 5-9.

6.Талауликар Т. Принцип социальной и этической полезности в управлении предприятием // Проблемы теории и практики управления. – 1999. - №3.

7. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества; пер. с польск С. М. Червонной – М., 2005.

8. Щербина В.В. Современная концепция структурных изменений в организациях. //Социологические исследования.-1996.-№ 5.

 

Семинарское занятие № 8.

Тема: Управление и манипулирование.

1. Теоретические аспекты мотивации и манипулирования.

2.Цели, потребности и интересы в управлении

3. Интересы общие, частные и корыстные в управлении.

4. Манипулирование как реализация корыстных интересов.

5. Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое.

 

Рекомендуемая литература:

1. Атаманчук, Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учебное пособие для вузов– М., 2006.

2. Психология управления. Хрестоматия. Самара. 2006.

1.    Кулиев, Т.А., Мамедов, В.Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие. М., 1990.

2.    Мирошниченко В. Управление, основанное на участии // Муниципальная власть. – 2002. - № 6.

3.    Михеев, В.И. Социально-психологические аспекты управления. М., 1975.

4.    Омаров, А.М. Руководитель: размышления  о стиле управления. М., 1987.

5.    Прохоров, А.П. Солидарность подчиненных на предприятиях при различных режимах управления // Социс. – 2002. – №12.

6.    Талауликар Т. Принцип социальной и этической полезности в управлении предприятием // Проблемы теории и практики управления. – 1999. - №3.

 

 

Темы для самостоятельного изучения.

 

Тема 1. Риски социальной трансформации российского общества: управленческий аспект.

Риски и управление. Стадиальная составляющая риска. Системные характеристики цивилизационного кода. Подходы к проблеме рисков. Риски, коренящиеся в технологических аспектах человеческой деятельности. Риски фазового перехода от экстенсивной к интенсивной стратегии управления. Глобализационные риски. Трансформирующееся российское общество: интегративные и дезинтегративные факторы управления.

Основные понятия: риск, стадия развития общества, ценностный статус, рискогенные личностные ориентации, маргинализация, цивилизационный код, синкрезис, сакральный характер власти, технологические риски, интенсивная стратегия, экстенсивная стратегия управления, глобализация, культурный уровень общества, интегративные и дезинтегративные факторы управления.

Рекомендуемая литература.

1. Афанасьев, Ю.Н. Опасная Россия. М. ,2001.

2. Заславская, Т. Куда пришла Россия? Итоги социальной трансформации. М., 2003.

3. Риск в социальном пространстве; отв. ред. А.В. Мозговая. М., 2001.

4. Яковенко, И.Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект. – М., 2006.

5. Яницкий, О.Н. социология риска. – М., 2003.

 

Тема 2. Управленческая элита: структура, динамика формирования.

Способности к управленческой деятельности. Профессионально важные качества управленца. Понятие лидерства. Лидеры в организации. Типологии и функции лидерства. Типы лидерства. Лидерство и руководство. Понятие руководства. Стили руководства. Управленческий цикл руководителя. Мышление управленческой элиты и принятие решений. Особенности профессиональной подготовки кадров управления. Социальная монополия в управлении: региональные аспекты.

Основные понятия: управленческая деятельность, управленческая элита, управленческий цикл, управленческое решение, лидер, лидер бюрократический, лидер инструментальный, лидер космополитический, «харизма», харизматический лидер,  руководитель, авральный стиль руководства, трансформационный стиль руководства, адаптационный стиль руководства, инновационный стиль руководства, качества руководителя, цикличная природа управления, ситуационная напряженность, проблемное осмысление, профессиональная подготовка управленца.

 

Рекомендуемая литература:

1. Атаманчук, Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учебное пособие для вузов– М., 2006.

2. Дизель, П.М., МакКинли Р. Поведение человека в организации. М., 1993.

7.    Психология управления. Хрестоматия. Самара. 2006.

8.    Кулиев, Т.А., Мамедов В.Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие. М., 1990.

9.    Мирошниченко, В. Управление, основанное на участии // Муниципальная власть. – 2002. - № 6.

10.Михеев, В.И. Социально-психологические аспекты управления. М., 1975.

11.Омаров, А.М. Руководитель: размышления  о стиле управления. М., 1987.

12.Прохоров, А.П. Солидарность подчиненных на предприятиях при различных режимах управления // Социс. – 2002. - №12.

13.Саймон, Г.А. и др. Менеджмент в организациях. М., 1995.

14.Стиль и методы руководства. М., 1985.

 

Тема 3. Социальное планирование в системе управления.

 

Социальное планирование. Возникновение, сущность и специфика планирования. Предмет и объект социального планирования. Уровни социального планирования. Формы и методы социального планирования. Ресурсы и резервы социального планирования. Отличия социального прогнозирования, проектирования и планирования.

 

Рекомендуемая литература:

1.    Курбатов, В.И. Курбатова, О.В. Социальное проектирование. Учебное пособие. – Ростов – на – Дону, 2001. С. 249 – 260.

2.    Рутгайзер, В.М. Социальная сфера: проблемы планирования. М..1989.

3.    Лебедев, П.В. Планирование социального развития: проблемы и перспективы. Л.,1986.

4.    Неймер, Ю. Л. Социальное планирование отрасли. М.,1986.

5.    Естифеева, Е. А., Иванов, В. Г. Проблемы веры и традиции: пределы социального планирования. Тверь, 1994.

6.    Тощенко, Ж.Т. Социальное планирование: опыт, достижения. Проблемы. М.,1983.

 

Тема. 4. Идентичность и конфликтность в социальном взаимодействии.

Социальная идентичность: подходы и принципы исследования. Типы и компоненты идентичности. Показатели идентичности как показатели социокультурной адаптации. Власть как субъект формирования региональной идентичности. Социокультурная адаптация. Норма управляемости. Конфликтное взаимодействие: типы ментальности и поведенческие стратегии. Управление конфликтами. Агрессивная среда. Управление в условиях агрессивной среды. Стратегии поведения руководителей в конфликтной ситуации. Конструирование социальной идентичности в процессе управления. Способы управления в агрессивной социальной среде. Стрессы в организации и пути их профилактики и преодоления.

Основные понятия: идентичность, идентификация, норма управляемости, конфликт, управление конфликтами, стресс, агрессивная среда, стратегия. соперничество, сотрудничество, толерантность, агрессивность, консенсиализм,  диссенсиализм, адаптация.

 

Рекомендуемая литература:

1. Американская социологическая мысль [Тексты] / Р. Мертон [и др.]; под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.

2. Артемьева, Т. В., Микешин М. И. Европейская идентичность и российская ментальность / Т. В. Артемьева, М. И. Микешин // Вопросы философии. –2002. – № 2. – С. 181-184.

3. Давыдов, А. А., Чураков, А. Н. Измерение идентичности социальных систем / А. А. Давыдов, А. Н. Чураков // Социологические исследования. – 1996. – № 11. – С. 85-90.

4.  Данилова, Е. Н. Изменения в социальных идентификациях россиян / Е.    Данилова // Социологический журнал. – 2000. – № 3/4. – С. 76-86.

5. Качанов, Ю. Л., Шматко, Н. А. Территориальная идентичность как предмет социологического  исследования / Ю. Л. Качанов, Н. А. Шматко // Социологические исследования. – 1998. – № 4. – С. 94-98.

6. Климова, С. Г. Критерии определения групп «мы» и «они» /
С. Г. Климова // Социологические исследования. – 2002. – №6. – С. 83-94.

7. Крылов, М. П. Региональная идентичность в историческом ядре Европейской России / М. П. Крылов // Социологические исследования. – 2005. – №3. – С.13-23.

8. Здравомыслов, Л. Г. Социология конфликта. М.,1995.

9. Чумиков, А. П. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления. // ПОЛИС, 1995, №3.

10.Калашников, Д. В. Переговорный метод управления конфликтом. // СОЦИС. – 1998. – № 5. – С.105-112.

 

Тема 5. Эффективность управления: структура,  критерии, показатели

Объективация управления. Результаты управления. Определение эффективности управления. Виды эффектов. Социальная эффективность управления: её структура, критерии, показатели. Модели социального управления. Анализ и оценка социальной эффективности управления. Опыт управленческого развития разных стран. Источники и факторы эффективности управления. «Опережающее состояние» управления.

Основные понятия: объективизация, контролируемые параметры, критические точки, динамика, эффективность,  субординация, реординация, координация, «опережающее состояние».

 

Рекомендуемая литература:

1.  Аганбегян, А.Г. Управление и эффективность. – М., 1981.

2.  Атаманчук, Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. – М., 2000.

3.  Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М., 2003.

4.  Атаманчук, Г.В. Управление: социальная ценность и эффективность. - М., 1995.

5.  Гвишиани, Д.М. Организация и управление. – М., 1998.

6.  Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / под ред. В.А. Козбаненко. М., 2000. С. 265-339.

7.  Егорушков, А.П. Специфика решений в государственных организациях // Современный менеджмент в России. - Ч.2. – М., 1998.

8.  Кунц, Г., О,/Доннел, С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1,2. – М., 1981.

9.  Курашвили, Б.П. Очерк теории государственного управления. – М., 1987.

10.Петров, А. Грамотная разработка решения – основа его правильности // Государственная служба. 1998. № 1-2. С. 100-107.

11.Петров, А.В., Федулов Р.А. Подготовка и принятие управленческих решений /РАГС. М., 2000.

12.Саймон, Г. и др. Менеджмент в организациях. – М., 1995.

13. Эффективность государственного управления. Пер. с англ. М., 2004

 

Темы рефератов:

1.              Возникновение и развитие социологии управления, становление социологии управлении.

2.              Кибернетический и синергетический подходы к социальному управлению.

3.              Роль социолога в управленческой деятельности.

4.              Возможности и направления технологизации социального управления.

5.              Роль и специфика социального управления.

6.              Роль бизнеса  в социальном управлении.

7.              Роль некоммерческих организаций в социальном управлении.

8.              Манипулятивная стратегия социального управления.

9.              Система социального партнерства.

10.          Социальные патологии и кризисы.

11.          Стратегия устойчивого развития общества.

12.          Социальные механизмы инновационных процессов

13.          Современные концепции социально-проектной деятельности.

14.          Значение социальных организаций в современных обществах.

15.          Естественный и искусственный государственный интерес.

16.          Механизм разработки государственного интереса.

17.          Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое.

18.          Способы адаптации организации к внешней  социальной среде.

 

Тематика курсовых работ

 

1.    Социология управления как специальная социологическая дисциплина.

2.    Развитие социологического подхода к управлению. Основные направления западной и отечественной социологии организаций и управления.

3.    Социальная организация: механизм образования и социальные свойства.

4.    Управление в организации. Структура и функции управления.

5.    Управление как социальный феномен: сущность, формы, методы, средства.

6.    Проблемы эффективности и ответственности управленческой деятельности.

7.    Человеческий фактор и его роль  в управлении.

8.    Основные элементы организационного управления. Новые тенденции в организационном управлении.

9.    Коммуникативные процессы: управленческо-социологический анализ.

10.Информационное обеспечение управления и его место в управленческом цикле.

11.Роль социологической информации в анализе управленческой деятельности и управленческих отношений.

12.Управленческое решение и его социальная природа. Роль социологии в выборе и обосновании решений.

13.Информационное обеспечение управленческих решений.

14.Инновационные изменения в организациях. Типология инноваций.

15.Социальное прогнозирование: особенности и перспективы развития.

16.Роль общественного мнения в социальном управлении.

17.Управление  и организационное развитие.

18.Гуманизация труда: качество трудовой жизни, эргономика, обогащение работы, делегирование ответственности.

19.Участие персонала в управлении (производственная демократия).

20.Власть, и доверие (лояльность) в управленческой деятельности.

21.Гуманизация управленческой деятельности.

22.Повышение эффективности взаимодействия руководителя и коллектива.

28.Социальное партнерство как основа регулирования социальных отношений.

29. Современная Россия: управление в переходном обществе.

30. Социальный кризис в современной России и пути его разрешения.

31 Социальные конфликты в современной России.

32. Связь поколений как основа непрерывности истории и культуры.

33. Преемственность поколений как социологическая проблема.

34. Место и роль образования в системе социализации личности.

35. Высшее образование как общечеловеческая ценность.

36. Место социологии управления в системе социально-гуманитарных наук.

37. Исторические и географические условия как факторы формирования этнических групп.

38. Этнические процессы в Российской Федерации: риски и управление.

39. Межнациональные конфликты: причины и следствия.

40. Взаимосвязь социально-экономических, политических и национальных отношений.

41 Основные направления гармонизации национальных отношений.

42.  Цели, потребности и  государственный интерес в управлении.

Объективный характер государственных интересов.

43. Стратегия решения управленческих задач

43. Лидерство в современном управлении

45. Стиль руководства и эффективность государственного и муниципального управления.

46 Социологические аспекты культуры и этики управления

47. Конфликты в управлении и возможности их разрешения

48. Манипулирование как реализация корыстных интересов

49. Социальная ответственность руководителя

50. Социальные группы как объекты и субъекты управления.

51. Организационная структура и проект организации.

52. Государство как субъект и объект управления.

53. Специфика социального управления и менеджмента.

54. Особенности управленческих отношений в сфере духовной жизни общества.

55. Управление в социально-политической сфере.

56. Социальная среда управления.

57. Руководители и подчиненные как социальные группы

58 Государственные и муниципальные служащие как социально- профессиональная группа.

59. Социальное проектирование как форма связи теории и практики.

60. Взаимосвязь социального проектирования, планирования и прогнозирования.

61. Социокультурная среда и управленческие технологии.

62. Риски социальных трансформаций: управленческий аспект.

63. Социальная политика как инструмент управления социальным развитием.

64. Социальные ценности и нормы: их роль в управлении.

65. Бюрократия как социальный институт и предмет социологического анализа.

66. Социальные ресурсы модернизации российского общества.

67.   Временные и пространственные характеристики социальной среды.

 

Вопросы к экзамену

1. Социология и менеджмент как методологическая основа социологии управления.

2 Особенности социологического подхода к управлению

З Общественные системы и социальные отношения.

4. Социальная направленность функций управления

5 Социология управления в системе научного знания. Междисциплинарный характер социологии управления.

6 Классический этап развития социологии управления

7 Современный этап развития социологии управления.

8. Социальная сущность и принципы управления. Задачи и функции  социального управления.

9. Гуманистическое направление в социологии управления.

10. Развитие социологии управления в России

11. Структура управления. Модели социального управления (координация, субординация, реординация).

12. Понятие среды управления.

13. Инертная, оптимальная и агрессивная среда

14. Социофакторы и способы управления в агрессивной социальной среде.

15. Коммуникативные процессы в организации. Функционально-ролевая коммуникация. Значение обратной связи в коммуникативных процессах в управлении.

16. Коммуникационные барьеры. Причины плохой коммуникации в организации и способы совершенствования коммуникаций в организации.

17. Цели, потребности и интересы в управлении.

18. Интересы общие, частные и корыстные.

19. Манипулирование как реализация корыстных интересов.

20. Ценностная ориентация управленческой деятельности.

21. Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое.

22. Естественный и искусственный государственный интерес.

23. Взаимосвязь государственного интереса с типом государства.

24. Социальное проектирование, как часть управленческого процесса: основные научные подходы. Природа и сущность социального проектирования. Объект и субъект социального проектирования.

25.Основные стратегии и методики социального проектирования. Виды и этапы социального проектирования.

26.          Социальное прогнозирование: понятие, сущность, специфика.

27.           Основные типы и методы социальных прогнозов.

28.       Социальные ценности и нормы в управлении

29. Социальное партнерство как основа регулирования социальных отношений.

30. Понятие «социальный порядок». Социальный порядок как результат отношений обмена.

31. Эволюционный и революционный способы изменения социального порядка.

32. Коммуникативно-речевые стратегии: персуазивная и суггестивная коммуникации в управлении.

33. Социальное партнерство в российских регионах: проблемы и перспективы.

34. Человеческий фактор и его роль  в управлении.

Темы эссе по реорганизации и совершенствованию систем управления в государственном или муниципальном управлении или организации.

Тема 1 - Управление социальными процессами: занятость и безработица охрана труда, вынужденная миграция прожиточный минимум детская безнадзорность, формирование доходов населения, формирование среднего класса, образ жизни, оценка деятельности органов управления и общественных организаций.

Тема 2 - Развитие социальной сферы: здравоохранение, образование, социальная защита населения, культура и спорт и т.д.

Тема 3 - Влияние малого бизнеса на решение социальных проблем.

Тема 4 - Управление социальным развитием организации»: исследование мотивации труда, конфликтности, лидерства и руководства, социальной ответственности.

Тема 5. Механизм разработки государственного интереса: исследование характера и корней государственного и муниципального интереса, представительство интересов социальных групп в государственном и муниципальном интересе, вектор времени и пространства для государственного интереса, взаимосвязь государственного интереса с типом государства и типом социальных отношений в сообществе.

 

План написания эссе.

1) Характеристика основных социально – экономических показателей, тенденций развития.

2) Анализ социальных групп, субъектов управления, исследование информированности социальных групп о существующих проблемах социальной сферы.

З) Диагностика актуальных проблем социальной сферы.

4) Анализ потребностей, целей, ценностей социальных групп, организаций социальной сферы.

5) Исследование организационных отношений управления социальными процессами: оценка координационных и субординационных отношений.

6) Анализ нормативно-правовой базы решения социальных проблем.

7) Анализ опыта решения социальных проблем

8) Анализ программ развития социальной сферы в регионе и отношений к ним различных социальных групп.

9) Выводы и предложения по формированию основных направлений решения социальных проблем и разработке социальных программ.

 

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.

Данный учебно-методический комплекс позволяет студентам самостоятельно работать над изучением курса «Социология управления»: готовиться к лекциям, семинарским занятиям, контрольным и экзамену, готовить рефераты, доклады, сообщения, научные статьи.

Знакомство с курсом «Социология управления» целесообразно начинать с анализа целей, задач и требований к уровню освоения учебной дисциплины. Затем следует проанализировать требования государственного стандарта по дисциплине и тематический план, чтобы предварительно определить содержание курса и выбрать интересующие темы.

Целесообразно предварительно изучить краткое содержание лекций по каждой теме и сформулировать интересующие вопросы. Следует помнить, что семинарские занятия проводятся в рамках лекционного материала для его закрепления. Тематика семинарских занятий не должна опережать лекционный курс.

Особое внимание следует уделять планам семинарских занятий. Содержание вопросов, выносимых на семинарские занятия, раскрывается в лекционном курсе. Каждому студенту необходимо готовиться по всем вопросам семинарского занятия, выполнять практические задания. Эта подготовка предполагает:

·                 Уяснение идей, концепций различных специалистов;

·                 Формулирование собственных выводов и предложений;

·                 Поиск конкретных примеров, проекция теории на практику;

·                 Формулирование проблемных, дискуссионных вопросов.

 

2. Рекомендации по работе с литературой.

 

При подготовке к семинарским занятиям необходимо изучать все рекомендованные источники, как основные, так и дополнительные. При работе со специальной литературой целесообразно:

1.     Подбирать источники по каждому вопросу семинара, систематизировать рекомендованную литературу по раскрываемым вопросам.

2.     Выявлять главное и второстепенное: выделить основные тезисы, аргументы, выводы, примеры.

3.     Конспектировать отобранный материал, либо близко к тексту, с использованием цитат, либо в самостоятельном изложении, с использованием интерпретации.

4.     Отмечать/фиксировать собственные мысли – комментарии, выводы, вопросы, возникшие в процессе изучения источников.

 

3. Методические рекомендации по подготовке к лекционным и семинарским занятиям

3.1. Лекционный материал необходимо кратко записывать, обращая внимание на логику изложения материала, аргументацию, приводимые примеры.

3.2. Лекционный материал рекомендуется просматривать в тот же день, когда читалась лекция, помечая для себя непонятное.

3.3. Рекомендуемую дополнительную литературу следует прорабатывать после изучения данной темы по материалам лекции и учебнику.

3.4. Каждая тема имеет свои терминологические характеристики. Усвоение материала следует изучать с разбора, усвоения этих понятий. Непонятные понятия и терминологию рекомендуется просматривать в учебных пособиях.

3.5. При подготовке материала необходимо соблюдать последовательность изучения материала.

 

4. Рекомендации по подготовке к экзамену.

 

Экзамен является формой заключительного контроля знаний по курсу, его цель заключается в объективной оценке реально достигнутого уровня усвоения материала курса. При подготовке к экзамену следует уделить основное внимание таким аспектам, как:

·                 Достижение понимания учебного материала в рамках всех экзаменационных вопросов;

·                 Сохранение в памяти основных тезисов, аргументов, выводов, примеров;

·                 Развитие умения полно и логично излагать изученный материал;

·                 Развитие умения адекватно понимать дополнительные вопросы экзаменатора и давать на них содержательные ответы.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!