Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Социология управления»»

/ Менеджмент
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

ТЕМА 1. Социология управления как отрасль научного знания

 

План:

1.    Социология управления как отрасль социологии.

2.    Объект и предмет социологии управления.

3.    Структура,   задачи и функции социологии управления.

4.    Взаимосвязь социологии управления с другими науками, изучающими процессы управления.

 

Социология управления  - межотраслевая социологическая теория среднего уровня, изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости  и развития соответствующей системы.

Социология управления изучает типологические закономерности управления людьми группами людей, обществом в целом на макроуровне (государственное управление, социальное управление), мезоуровне (регионально-территориальное управление муниципальное, местное управление, отраслевое и корпоративное управление) на микроуровне (управление предприятием коллективом группой людей отдельными индивидами). Объектом социологии управления является «процесс совместной деятельности людей, в котором при определенных условиях возникает искусственная структура, основными функциями которой являются координация и программирование этой деятельности Выделение этой искусственной структуры из недр совместной деятельности есть процесс институционализации социального управления. В рамках классической традиции, рассматривающей управление как социальный институт,  предметом социологии управления выступают управленческие отношения, процессы их институционализации и функционирования, а также социальные механизмы оптимизации управленческого воздействия.  В постклассической традиции, основывающейся  на деятельностно-активистском и антропосоциетальном подходах, в которой единицей анализа является  социальное (деятельностная сторона социального актора, его действие, событие)  «предметом  социологии управления выступает управляемость социальных объектов и процессов, закономерности функционирования трансформации регулятивных механизмов, оптимально сочетающих интересы, формальные нормы и неформальные правила, достижение продуктивных целей и устойчивости социальных связей и отношений».[1]

Предмет социологии управления во многом пересекается с предметом общего менеджмента. Однако методы этой дисциплины, способ анализа, концептуальные подходы позаимствованы из социологии. Такое соединение оказалось крайне плодотворным, поскольку в социологии менеджмента удалось обнаружить такие фундаментальные тенденции и закономерности в развитии обществ и соответствующих им систем управления, такие формы и особенности социальной иерархии, социальной стратификации и структуры человеческих отношений, которые в социологии обычно обходят стороной, а в менеджменте, в силу его практической направленности на решение технико-организационных вопросов, совершенно не затрагиваются.

В сферу пересечения социологии и менеджмента попадают такие тематические области социологии и менеджмента (управление персоналом и мотивация поведения, принципы, структура и стиль управления), дисциплины: социология организаций (структура власти и бюрократия), социальное управление (принятие решений, социальные программы и социальные технологии), социология труда и ее составная часть - индустриальная социология, имеющая дело с практическими внедрениями, организацией, условиями и дисциплиной труда, применением новых форм организации труда, экономическая социология, описывающая поведение социальных групп в рыночной ситуации, социальная инженерия, деловые игры, управленческое консультирование и многие другие направления, имеющие теоретическое и прикладное назначение.

Социология управления тесно соприкасается с научным менеджментом, но отличается от него. Научный менеджмент: производственная деятельность - поле для управления, а социальное управление - носитель совокупных общественных отношений.

Социология управления анализирует мотивы, желания, ценностные ориентировки индивидов в процессе производства, изучает факторы и условия производственной сферы, вырабатывает прогрессивные методы организации управления, принятие решений на различных уровнях, организационную систему рабочего режима, разрабатывает возможности профессионального перемещения и совмещения на рабочих местах, занимается структурными связями в трудовом коллективе.

Задачи социологии управления:

1. Изучение реальных фактов, составляющих живую и постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности, где проявляется взаимодействие людей, входящих в те или иные слои управленческой пирамиды.

2. Выявление наиболее важных, типических и иррациональных фактов, и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления в зависимости от изменений условий.

3. Задача обусловлена необходимостью объяснения, почему в системе  управленческой деятельности появляются те или иные новшества, инновации, и в силу каких обстоятельств возникают новые способы их реализации.

4. Построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, то есть прогноз  ее совершенствования.

5. Разработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления, то есть создания реально действующих средств повышения эффективности управленческой деятельности.[2]

Из вышеперечисленных задач социологии управления вытекают следующие функции социологии управления:

1. Познавательная функция направлена на изучение основных особенностей управления как специфической  сферы трудовой деятельности, определение ее роли и значимости в развитии общества и его подсистем, организаций, социальных групп и т.д.;

2. Оценочная функция состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основными тенденциями этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения, является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей;

3. Прогностическая функция направлена на выявление наиболее вероятных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или отдаленного будущего, то есть на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.

 4. Образовательная функция состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем – распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации;

5. Социальная функция – разработка новых приемов, методов, технологий управления[3].

Объект, предмет, задачи и функции социологии управления связаны между собой в единую многокомпонентную и многофункциональную систему, направленную от объекта изучения к его предмету, а от него определению функций и задач, а от них к  пониманию сущности и значимости данной отрасли социологического знания.

 

Семинарское занятие по теме:

«Социология управления как отрасль научного знания»

 

План:

1.    Объект, предмет, структура и функции социологии управления.

2.    Категории, закономерности социологии управления

3.    Социальное управление как разрешений противоречия между управляющей и управляемой системами.  Закономерности социологии управления.

4.     Понятийный аппарат данной науки. Позитивистская и  феноменологическая школы социологии управления. Современная дискуссия о предмете социологии управления.

5.    Взаимосвязь социологии управления с другими науками, изучающими процессы управления.

 

Основная литература:

1.  Бабосов, Е. М. Социология управления : учеб. пособие для вузов / Бабосов Е. М.  – М.: ТетраСистемс, 2000.

2. Бойков, В. Социология управления / В. Бойков. - М., 2006. 

3. Васильев, В. П. Социальная сфера и управление ею / Васильев В. П. // Социс. – 1999. - №2.

4. Зинченко, Г. П. Социология управления: базовый курс / Г. П. Зинченко– Ростов-н/Д, 2004.

5.  Кравченко, А. И. Социология менеджмента: учеб. пособие для вузов / А. И.  Кравченко. – М.: ЮНИТИ, 1999.

6. Кравченко, А.И., Тюрина, И.О. Социология управления / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. - М., 2004 

7. Потапов, В. П. Социология управления / В. П. Потапов  - М., 1999 

8. Сергейчук, А. И. Социология управления / А. И. Сергейчук. – Ростов-н/Д,  2002. 

9.Шевелев, В. И.  Социология управления / В. И. Шевелев. – Ростов-н/Дону,  2004 

10 Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. – М., 2000.

11. Социология государственной службы: Терминологический словарь-справочник. Около 600 терминов / Под ред. Г. П. Зинченко, В. Г. Игнатова; РАГС, Сев-Кав. АГС. – Ростов н/Д, 1996.

12. Удальцова, М. В. Социология управления: учеб. пособие / М. В. Удальцова. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

                                 

 

                                ТЕМА 2. Возникновение и основные этапы развития
                                социологии управления

 

План:

1.  Исторические этапы в развитии социологии управления.

2.  Концепции раннего научного менеджмента. Ф.Тэйлор и научное управление.

3.  М.Вебер о рациональной бюрократии.

4.  Биопсихологические исследования проблем управления в 30-х годах. «Школа человеческих отношений».

5.  Особенности школы административного управления

6.  Современное состояние и развитие социологии управления.

 

В широком смысле, управление является неотъемлемым атрибутом любой системы (биологической, технической, социальной). Этот атрибут обеспечивает ее сохранение, развитие, упорядочение и достижение целей. Формирование специфической области научных знаний об управлении началось в конце XIX – начале XX в.

Историческим толчком для появления управленческих теорий, стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к принципиально новым формам получения продукта, путем их производства (т.е. производящая экономика), в результате чего стали формироваться древнейшие цивилизации (Северный Ирак, Палестина) в 10-8 тыс. лет до н.э.

В течение этого процесса сформировались мощные государства, которые не мыслили себя без жесткой управленческой деятельности (фараоны Др. Египта).

Началом научного изучения социального управление, по мнению ряда исследователей, считать сочинение древнегреческого философа Платона (V-IV вв. до н.э.) «Государство», где он отмечал, что управление (правление) – это не просто искусство, но деятельность, которая во многом может и должна быть упорядочена. Он давал правила, советы для управления человеческими коллективами. Вслед за Платоном, его ученик Аристотель считал, что с помощью разумного управления государство может обеспечить социальное благополучие людей. В качестве основных функций управления он рассматривал законодательную, исполнительную и судебную. В дальнейшем вопросами управления обществом занимались Фома Аквинский, Н. Маккиавели, Т.  Гоббс, М. Вольтер, Д. Дидро, Ж-Ж Руссо, Дж. Локк, О. Конт, Г. Спенсер и многие другие ученые.

Направление, берущее свое начало в античной философии, развивавшееся в средние века и новое время,  получило название «кибернетика» от греческого слова «гибернет», означающего кормчего, губернатора, правителя, управляющего коллективом людей (по-гречески «гиберно»).  В XVIII веке, Ампер, составлявший классификацию наук, назвал кибернетикой науку об управлении обществом[4]. В 1843 году вышла на польском языке книга профессора философии В.Трентовского «Отношение философии к кибернетике как искусству управления обществом».

Дальнейшее развитие кибернетики как науки об управлении обществом (которая была объектом изучения, прежде всего философии) в период становления капитализма и идеологии свободного (прежде всего, от государственного управления) общества потеряло широкий общественный интерес, стало увядать, и к началу XX века мало кто помнил о ее существовании. По крайней мере, известный американский математик Норберт Винер - основатель кибернетики XX века, ничего не знал о кибернетике XVIII века.

Позиции античных философов, философов нового времени и классиков менеджмента в отношении управления существенно расходятся ввиду того, что первые рассматривали вопросы, связанные с управлением обществом, а вторые рассматривали организацию  (фирма). В таком случае получается, что различные организации имеют различные функции и принципы управления и должны изучаться независимо друг от друга. Именно это и наблюдается при изучении вопросов управления обществом и фирмой: общество изучает социология, политология, государствоведение и правоведение, социальная философия, история; фирму – менеджмент, экономика и организация производства, экономическая кибернетика.

В начале XX века основное внимание экономической науки было приковано к фирме и к вопросам ее управления. Появился менеджмент как наука и искусство управления фирмами. Основатели менеджмента совсем иначе отнеслись к управлению, чем их предшественники.  

На Западе проблемами управления начал заниматься американский инженер, «отец научного менеджмента» Ф. Тейлор (1856-1915 гг.). Заслуга Тейлора заключалась в том, что он развил научное управление в 4-х областях: 1.нормирование (любой труд можно структурировать и измерить); 2. исследование соотношений времени и задач (любой труд можно оценить); 3. систематический отбор обучения кадров; 4. денежные стимулы (вознаграждение за результат, а не за саму деятельность как таковую).

 Система Тейлора заложила основы классической школы управления, которая развивалась параллельно в США и странах Европы в раде различных концепций и течений. После революции 1917 г. В.И Ленин перенес (в адаптированном виде) на российскую землю американскую систему Ф. Тейлора, являвшуюся в то время  самой передовой в мире системой управления фирмой

В Европе проблемами управления начал заниматься практик, предприниматель, директор крупного предприятия, автор книги «Общее промышленное управление» А. Файоль, который создал «теорию администрации». Он ввел 6 основных операций, присущих всем предприятиям: 1. технические (производство и обработка);  2.коммерческие; 3.страховые; 4.учетные; 5.административные; 6.финансовые (привлечение средств в распоряжение ими).

А. Файоль выделил основных управленческих операций: 1.предвидеть; 2.планировать 3.организовывать; 4.распоряжаться (заставлять персонал работать); 5.координировать (связывать, объединять); 6.контролировать.

Заслуга А. Файоля в том, что он подчеркивал, что административное управление воздействует не только на персонал, в отличие от других видов управления, но и на различные социальные группы.

Он выделил 14 принципов административного управления:

1.                  разделение труда;

2.                  власть;

3.                  дисциплина;

4.                  единство распорядительства или командования;

5.                  единство руководства;

6.                  подчинение частных интересов общим;

7.                  вознаграждение;

8.                  централизация;

9.                  иерархия;

10.              порядок;

11.              справедливость;

12.              постоянство состава персонала;

13.              инициатива;

14.              единение персонала.

К заслугам А. Файоля также необходимо отнести его высокое внимание социальному аспекту управления.  Об этом свидетельствует тот факт, что из 14 управленческих принципов почти половина носит социальный характер. Он требовал от руководящего персонала проявления большей тактичности к подчиненным и полагал, что руководство должно уметь приносить в жертву свое самолюбие, давая удовлетворение инициативе подчиненных, чтобы обеспечить повышение эффективности управленческой деятельности.

Значительным приращением в развитии управленческой теоретической мысли  стал разработанный М. Вебером «идеальный тип» административного управления, обозначенный им термином «теория бюрократии». В соответствии с этой теорией вся деятельность, необходимая для достижения стоящих перед организацией целей, расчленяется на элементарные простейшие операции, что в свою очередь предполагает строгое формальное определение задач каждого из звеньев организации. Управленческая деятельность строится на принципах иерархии. Каждый служащий в административной иерархии отвечает перед вышестоящим начальником за решения и действия не только свои собственные, но и всех подчиненных.[5]

М. Вебер придавал первостепенное значение формальной организации, но оставил вне поля зрения неформальные отношения.  Впоследствии П. Блау, Ч. Бернард, Э. Мейо, Р. Мертон доказали важную роль неформальных отношений в повышении эффективности управленческой деятельности. Особенно широкое распространение эта концепция получила в школе «человеческих отношений»,  основателем которой является Э. Мейо. Итогом исследований данной школы стало утверждение, что решающее влияние на рост производительности рабочего оказывают главным образом социальные и психологические факторы. Это означает, что основная задача системы управления поставить на службу социальные и психологические мотивы деятельности, способности работников к сплоченности и совместным действиям.

Социальная сущность управления в первую очередь заключается в том, что общество, а также все его подсистемы (экономическая, социальная, политическая, духовная) есть ни что иное как самоуправляемые социальные системы, т.е. они нуждаются в осуществлении управления изнутри.

Управленческая деятельность не ограничивается областью преобразования внешнего мира или самого человека, но нацелена, прежде всего, на развитие самой практической деятельности, в том числе и в социальной сфере.

Социальный аспект не требует дополнительных капитальных вложений, а лишь стимулирует деятельность на предприятии с помощью научных теорий.

Управление собственным развитием, как в отношении единичной личности, так и социальной группы, общества в целом включает в себя формирование идеала будущего, идей образования, стандартов действий, воплощение которых в жизнь совпадает с теоретическим и практическим разрешением проблемы.

Управление должно содержать идеал победы, к которому стремятся все сотрудники организации. Исходный пункт управленческой деятельности - это решения. Они направлены на осуществление низшей формы управления - регулирования.

Сущность регулирования заключается в том, что оно представляет собой процесс, посредством которого обеспечивается упорядоченное состояние и заданный уровень организованности данной системы. Высшие формы управления включают в себя процессы, посредством которых данная система переводится из одного организационного состояния в другое.

Сущность управления определена американским социологом и экономистом Питером Друкером.

Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Управление является элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен.

Современный управляющий выполняет несколько взаимосвязанных социальных ролей:

1.    роль главного руководителя (официальный лидер, управление носит социально-правовой характер);

2.    роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию подчиненных (работает с людьми);

3.    роль приемника информации из внешней и внутренней среды и выступает распространителем информации среди сотрудников;

4.    роль представителя (на договорах, совещаниях);

5.    роль распределителя ресурсов;

6.    роль главного лица, ответственного за устранение недостатков и нарушений (получает выговор сверху и распространяет его на персонал);

7.    роль ответственного представителя организации на всех ответственных и важных переговорах. 

 

Семинарское занятие по теме:

«Возникновение и развитие социологии управления»

 

План:

1.  Донаучные этапы развития социальных отношений в управлении: Древний мир, Средневековье, Новое время. Основные парадигмы и теоретические подходы в социологии управления.

2.  Управленческие теории 20 века.  Ф.Тэйлор и научное управление.

3.  М.Вебер о рациональной бюрократии. Биопсихологические исследования проблем управления в 30-х годах. «Школа человеческих отношений».

4.  Особенности школы административного управления. Г.Саймон и его идеи. Критика школы административного управления.

5.  Современное состояние и развитие социологии управления. Ситуационный, системный и процессный подходы к управлению.

 

Основная литература

 

1.   Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление/ В. Г. Афанасьев. – М.: Политиздат, 1981.

2.  Бабосов, Е. М. Социология управления: учеб. пособие для вузов / Е. М. Бабосов.– М.: ТетраСистемс, 2000.

3.  Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер– М.: Прогресс, 1990.

4.  Голосенко, И. А., Козловский, В. В. История русской социологии XIXXX вв.: учеб. пособие / И. А. Голосенко, В. В. Козловский.– М.: Онега, 1995.

5.  Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. пособие для вузов / А. Б. Гофман. –  М.: Мартис, 1995.

6. Грушин, Б. А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования / Б.А. Грушин. – М.: Политиздат, 1987.

7.  Зинченко, Г. П. Социология госслужбы / Г. П. Зинченко // Cоцис, 1994, № 11.

8. Зинченко, Г. П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция / Г. П. Зинченко // Социс., 1996, № 6.

9. Зинченко, Г. П. Социология на службе управления / Г. П. Зинченко // Социально-политический журнал. – 1998. - №3

10.  Кравченко, А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев / А. И. Кравченко. – СПб, 1999.

11. Кравченко, А. И. Социология менеджмента: Учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ, 1999.

12. Кравченко, А. И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк / А. И. Кравченко. – М.: Наука, 1987.

13. Тихонов, А. В. Социология управления / Изд. 2-е, доп. и перераб. / А. В. Тихонов. –  М.: «Канон » РООИ «Реабилитация», 2007. 

 

 

ТЕМА 3. Прикладные социологические исследования

управления и менеджмента

 

План:

 

1.         Методология и методы социологии управления.

2.         Понятие и виды социологических исследований процессов управления.

3.         Программа социологического исследования. 

4.         Сбор первичной социологической информации на примере  анкетирования.

5.         Обработка, анализ информации, подведение итогов исследования.

 

Методология социологического исследования

Социология управления как  научно-исследовательская программа ориентируется на фундаментальные и прикладные исследования, на основе определенной теоретической модели.[6]

Основой методологической организации исследовательской программы  являются концепции, заключенные в обоснование объекта и предмета социологии управления.

Понятие и виды социологических исследований. В зависимости от специфики изучаемого социального объекта, а также от характера уже имеющейся о нем информации, выделяют три основных количественных метода получения информации об изучаемом объекте, позволяющие выявить его количественные характеристики: анализ документов,  наблюдение,  опрос.

Анализ документов используется, когда изучаемые факты (поступки людей, их поведение, важнейшие события, отзывы и мнения различных категорий населения) можно зафиксировать разными способами - с помощью видео- и звукозаписи, изображения, письменного слова и т. д. Благодаря этому методу можно получить сведения о прошедших событиях, наблюдение которых в настоящее время уже невозможно.

 Наиболее распространенным методом анализа документов является  контент-анализ, который представляет собой перевод в количественные показатели массовой текстовой (видео) информации с последующей статистической ее обработкой. «Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют: понятия, выраженные в отдельных терминах (политические, экономические и т.д. термины);  темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. д.; имена политиков, лидеров партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений; целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай; смысл апелляций к потенциальному адресату  -  пользователю рекламируемой продукции, или гражданину как возможному стороннику политического, иного движения».[7] Затем устанавливается количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и их подсчет.

Одним из наиболее распространенных количественных  методов  сбора первичной информации является опрос. Опрос является универсальным  средством получения количественной  информации об общественном мнении, состоянии сознания людей, оценках населения о процессах, происходящих в обществе  т. д.

Специфика данного метода заключается в том, что источник первичной социологической информации - сам человек (респондент). Этот метод позволяет широко охватить различные сферы общественной жизни, он экономичен  так как, опросив относительно небольшое количество людей, можно судить о различных социальных феноменах и тенденциях развития социальных процессов в обществе в целом. Но отрицательной стороной опроса является то, что на его основе мы получаем субъективные оценки опрашиваемых людей,  которые не всегда могут соответствовать действительности.

Существует две основные разновидности социологического опроса: анкетирование, когда опрашиваемый заполняет вопросник сам в присутствии анкетера или без него и интервьюирование, когда интервьюер лично общается с респондентом. Интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фиксирует полученные ответы.

В арсенале современной социологии в настоящее время числится более сорока качественных исследований, которые представлены  в многочисленной литературе.  Одним из широко распространенных и эффективных качественных методов сбора и анализа социальной информации  является фокус-группы.

Метод фокус-группы способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Метод групповых дискуссий широко используется в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям и т. п. Данный применяется, как правило, в сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль. Кроме того, он комбинирует количественный и качественный подходы,  включает в себя элементы количественных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки (группы должны заведомо репрезентировать некоторую общность и др.).

Программа социологического исследования

Социологическое исследование требует подготовки и начинается с разработки программы, которая помогает социологам избежать ошибок в процессе проведения исследования и при анализе его результатов.

Программа социологического исследования - это стратегический документ, направленный на решение социальной проблемы или познание какого-то социального явления.

Программа выполняет методологическую, методическую и организационную функции.

Методологическая функция заключается в формулировке социальной проблемы, определении объекта и предмета исследования, определении цели и постановки задач исследования, уточнении и интерпретации основных понятий, предварительном системном анализе объекта исследования, развертывании рабочих гипотез.

Методической функцией является  определение объема выборки, выбор методов сбора первичной информации и методики ее обработки,  создание логической структуры исследования.

Организационная функция предполагает формирования рабочего плана, который является отдельным приложениям к программе, в котором указываются конкретные шаги, предпринимаемые в процессе социологического исследования. Назначение рабочего плана - упорядочить основные этапы социологического исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, рассчитать материальные и людские затраты.

Качество полученной социологической информации будет выше, если до основного исследования провести пилотное («пилотаж»), главное назначение которого проверка качества методик и процедур исследования. Оно помогает внести, если необходимо, коррективы и изменения, более четко сформулировать цель, задачи, выделить объект и предмет исследования. Благодаря пилотажу разработанный инструментарий апробируется (анкеты, опросные листы, бланки интервью), и в случае определения  слабых сторон  вносятся так же необходимые изменения и дополнения.

Сбор первичной социологической информации на примере  анкетирования Анкетирование более – это распространенный и оперативный метод сбора первичной социологической информации, благодаря которому  можно за короткий промежуток времени опросить большое количество людей, кроме того, результаты анкетирования более удобны для математической обработки.

Основным  инструментом этого метода является анкета, состоящая из вводного раздела, основной части (опросного листа) и «паспортички» (социально-демографического блока).

Главная функция вводной части - пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Она содержит:

1. Обращение (уважаемый участник опроса)

2. Данные организации (учреждения), проводящей опрос.

3. Цель и задачи исследования, а так же практическое значение решения этих задач.

4. Значимость роли респондента для решения этих задач.

5. Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием без соответствующего его на это согласия).

6. Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).

7. Выражение благодарности за сотрудничество или работу, высказываемое авансом опрашиваемому.

Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента, мотивирующей его на участие в опросе. Эта часть небольшая по объему, но очень важная. От того, как составлено обращение, зависит отношение респондента к анкете.

Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:

1.    Контактные вопросы, которые  ставятся в начале анкеты. После прочтения первого или нескольких начальных вопросов, у респондента складывается первое впечатление о предстоящей работе. Очень важно, чтобы это впечатление было благоприятным, т. е. от этого зависит, будет ли респондент дальше работать с этой анкетой;

2.    Программно-тематические, т. е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;

3.    Прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию  и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы; 

4.    Вопросы-крючки, ставящиеся ради поддержания интереса респондента  к заполнению анкеты;

5.    Вопросы-«фильтры», позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за «фильтром» вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;

6.    Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. К контрольным вопросам относятся:  вопрос-тест (его обычно используют при определении информированности) и  вопрос-ловушка  (трюковой вопрос - это разновидность теста,  построенный так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем.

7.     Наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса; 

8.    Дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа («да-нет»);

9.    Альтернативный вопрос предпочтительнее, чем «да - нет» вопрос, так как формулировка более уравновешена. Поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер;

10. Поливариантные вопросы - это вопросы типа «меню». Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько;

11. Вопросы-диалоги - это разновидность функциональных вопросов, состоящих из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников;

12. Вопрос-иллюстрация, использующий рисунок, что позволяет лучше ввести респондента в ситуацию вопроса; 

13.Буферные вопросы. Главная их цель - смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, и для плавного перехода от одной группы вопросов к другой, желательно их разграничивать. Если переход сделан неожиданно и резко, то это производит на респондентов неблагоприятное впечатление. В этом случае буферные вопросы играют роль своего рода «мостиков» для перехода с одной темы на другую;

14. В опросы о фактах. Главная цель этих вопросов, сбор сведений о фактах объективной действительности, которые можно реально наблюдать и измерять (свойства и признаки людей, их поведение и т. п.). К этой группе относятся и вопросы  социально-демографического блока;

15. Вопросы о знаниях. С помощью этих вопросов определяется степень информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях;

16. Вопросы о внутренних состояниях помогают получить от респондентов сведения об их отношениях, интересах, мотивах, стремлениях, а так же оценках других людей и самих себя. Эта группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов на них самой низкой. Для того чтобы проверить и уточнить ответы применяют контрольные вопросы, вопросы фильтры, диалоги и используют преамбулы

Решение о том, какие вопросы использовать, в каком количестве их брать для составления той или иной анкеты, в какой последовательности располагать отобранные вопросы, Вы принимаете самостоятельно.

Но при этом помните, что:

1. не стоит включать в одну анкету слишком много вопросов - иначе у человека, который будет на них отвечать, в конце концов, пропадет желание это делать, или он станет давать ответы, не задумываясь над содержанием очередного вопроса вашей анкеты;

2. в случае затруднений следует обратиться за консультацией к специалисту, который окажет Вам помощь в составлении вопросника, исходя из целей и задач вашего исследования.

Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме «меню», шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок. 

Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.

Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе «ловушек») не освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе «от общего к частностям», при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом «от частностей к общему».

Замечено, что на анкеты, содержащие много вопросов, социологи получают меньшую информацию, чем проектировалось, прежде всего потому, что конец опросного листа оказывается незаполненным.

Формы проведения опроса  - групповая и  индивидуальная.  Групповое - это единовременное, но индивидуальное анкетирование респондентов, которых для этой цели собирают в определенное время в одном помещении. Как правило, один анкетер опрашивает 30-40 человек,  что дает возможность собрать значительный материал, не тратя на это много времени. При групповом заполнении респондентов просят работать самостоятельно, собирают анкеты, что обеспечивает высокий процент возврата.  Групповое анкетирование широко применяется по месту работы и учебы. Индивидуальное  проводится, если нет возможности пригласить респондентов в одно место. В этом случае опрос производится поочередно.

Обработка, анализ информации, подведение итогов исследования

Кратко изложим принципы объяснения результатов исследования и логику построения отчета, поскольку данные  вопросы требуют отдельного глубокого рассмотрения.  Одной из самых лучших работ, по мнению автора, является работа Крыштановского А. О. «Анализ социологических данных с помощью пакета  SPSS»[8] .

                    Анализ собранной информации – самый интересный  этап исследования. Мы проверяем, насколько верны были исходные предположения, получаем ответы на заданные вопросы и выявляем новые проблемы. Методологический инструмент анализа – гипотезы, сформулированные в программе, и те, что возникают по мере их проверки и отвержения уже в процессе анализа собранных данных. «В ходе анализа  формулируются и проверяются новые модели, адекватно отражающие те закономерности, которые есть в собранных данных»[9].

Рассмотрим самые элементарные процедуры упорядоточения данных: группировку и классификацию. С помощью этих действий мы устанавливаем новые границы различий в массе эмпирических данных, не выходя при этом за пределы индикативных.

Простая группировка это классификация или упорядочение данных по одному признаку (одномерное распределение). Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т. д. Число выделенной группы называют долей или относительной частотой. Здесь сразу можно применить такие статистические приемы как вычисление медианы среднеарифметических показателей, исчисление частот по процентам и т.д.

Перекрестная группировка - это связывание  данных предварительно упорядоточенным по двум признакам в таблицах (двумерное распределение). Например, отношение к проводимым в стране экономическим реформам с возрастом и материальным положением, что позволит сделать интересные выводы

Наиболее популярной программой для социологов во всех странах является пакет  статистических программ SPSS, единственное различие - продвинутость в версиях, которые расширяют возможности анализа эмпирических данных. Наконец завершающим этапом исследования является написание информационного отчета. Отчет должен содержать основные выводы диагностического характера, т.е. формулировку главных результатов, указывающих на наличие социальных проблем и факторов, препятствующих их решению, предлагаемые решения, ожидаемые экономические и социальные эффекты их реализации, рекомендации органам управления, ответственным за осуществление данных мероприятий или заинтересованных в них.

 

Семинарское занятие по теме: «Прикладные социологические исследования управления и менеджмента»

 

План:

1. Понятие и виды социологических исследований процессов управления. Количественные и качественные методы.

2. Подготовка исследования и разработка инструментария.

3. Сбор первичной социологической информации.

4. Обработка, анализ информации и подведение итогов исследования

5.Социометрия как метод изучения взаимоотношений в организации.

Основная литература

1.    Белановский, С. А. Методика и техника фокусированного интервью (учеб.-метод. пособие) / С. А. Белановский. – М.: Наука, 1993.

2.    Крыштановский, А. О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учеб.пособие для вузов/ А. О. Крыштановский; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд дом ГУВШ, 2006.

3.    Основы прикладной социологии: учеб. для вузов/ Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1996.

4.    Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – М.: «Добросвет», Книжный дом «Университет», 1998.

5.    Тихонов, А. В. Социология управления / Изд. 2-е, доп. и перераб. / А. В. Тихонов. – М.: «Канон » РООИ «Реабилитация», 2007.  

 

 

             ТЕМА 4. Управление как объект социологического анализа

 

План:

1.               Управление и его место в обществе. Социальная природа и сущность управления и менеджмента.

2.               Оценка структуры управления.

3.               Субъект и объект управления как социальные феномены.

4.               Содержание функций управления.

 

Рассмотрев социальную сущность и принципы управления, мы неизбежно приходим к выводу, согласно которому управление представляет собой сложный и многогранный процесс взаимосвязанных функций, которые органически связаны с определенными структурными компонентами. Поэтому при исследовании управленческой деятельности социология управления уделяет приоритетное внимание определению структуры и функций этой деятельности. Структура управления не остается неизменной, а характеризуется подвижностью и изменчивостью. Из определения её сущности становится очевидным, что она предполагает систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект, составляющий предметную область управленческой деятельности. А это означает, что двумя исходными, первичными компонентами управленческой структуры являются субъект и объект управления.

Субъект управления это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешное движение к заданной цели.

Объект управления это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т.п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели (целей).

Объекты управления характеризуются большим разнообразием. Их можно типологизировать по нескольким основаниям.

По масштабам и уровням управленческого воздействия объекты управления подразделяются следующим образом: страна, отрасль, регионы, предприятия и т.п.

По видам регулируемой деятельности объекты управления дифференцируются на: производственную, социальную, политическую, социокультурную деятельность.

По адресату управленческого воздействия объекты управления подразделяются на:

 - население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности;

- население областных, районных, городских социально-территориальных общностей; персонал министерств и ведомств;

- персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений;

- персонал органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и т.п.

Но какой бы иерархический ранг или какой бы тип объекта управления мы не рассматривали, всегда и везде на передний план в социологическом исследовании управленческой деятельности выдвигаются социальные отношения и взаимодействия людей, вовлеченных в тот или иной вид деятельности и объединенных в те или иные социальные организации и институты.

В структуре управления наряду с дифференциацией людей на две основные группы, из которых первые разрабатывают и осуществляют управленческие решения, а вторые осуществляют производственную, политическую и иную деятельность в соответствии с принятыми решениями, существует ряд компонентов, которые в наиболее существенных своих чертах определяются теми задачами, которые решаются в процессе осуществления управленческой деятельности.

Основные задачи управленческой деятельности:

1.             Определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации - корпорации, фирмы и т.п.;

2.             Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общефирменной цели (или целей). Самое важное в управлении - не стремление поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус, усилить свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения;

3.             Хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем;

4.             Формирование в фирме организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между организациями, а также между подразделениями и людьми как членами организации по поводу осуществления их функций. Организационный порядок воплощается в формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость данной фирмы, корпорации и т.д., результативность управления ею;

5.             Разработка и осуществление технологии изменений, ведь эффективность управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап;

6.             Четкое определение диагностики управления или, говоря иными словами, определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и - вполне вероятно - точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации. Установление диагностики управления очень важно, ибо оно дает возможность преодолеть часто встречающееся противоречие между ростом и развитием, между масштабами управления, с одной стороны, и его целями, методами и средствами, - с другой. Хорошо известен феномен «директора цеха», когда бывший начальник цеха или председатель колхоза, продвинувшись вверх по служебно-должностной лестнице, готов и заводом, и городом, и областью руководить таким же образом, как и прежде цехом, но только очень большим. В таких случаях в объекте управления возникают не только зоны слабой управляемости, но и точки неуправляемости, что резко сужает диапазон эффективного управления системой;

7.             Четкое представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения. К сожалению, в существующей в настоящее время практике управленческой деятельности многих организаций, предприятий, учреждений и т.п. реализация принимаемых решений не воспринимается в качестве самостоятельного структурного компонента и важной стадии разработки и осуществления управленческого решения. Более того, управленческие решения зачастую вообще не просчитываются на реализуемость, а это существенно снижает возможности контроля за их выполнением;

8.             Разработка системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.

Все названные структурные компоненты не действуют в отрыве друг от друга, а в процессе своего взаимодействия образуют более или менее целостную и динамично развивающуюся структуру социального управления, своеобразный «управленческий многогранник», действующий в широком социальном диапазоне.

В состав структуры управления наряду с основными компонентами управленческой деятельности входит организационная структура управления. Она характеризуется распределением целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности. Следовательно, под организационной структурой управления понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективного достижения целей. Она ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями системы управления, распределением между ними прав, обязанностей и ответственности.

В организационной структуре управления выделяются следующие основные элементы: уровни (ступени) управления, его звенья и связи горизонтальные и вертикальные.

Вертикальные связи характеризуют иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а то, в свою очередь, в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена.

Горизонтальные связи, характеризуются расстановкой конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники производственного отдела, финансового отдела, энергетической, конструкторской службы, службы маркетинга.

В связи с тем, что в системе управления наряду с горизонтальными связями функционируют и связи вертикальные, существуют и вертикальные структуры управления. В них отчетливо вырисовывается иерархическая соподчиненность разных структурных уровней управленческой деятельности. Типичным проявлением такой управленческой структуры является «управленческая вертикаль». На вершине этой вертикали действует Президент страны - высшее должностное лицо, гарант суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. В его непосредственном подчинении - администрация президента. Ниже ее, по степени убывания властности и масштабов управленческой деятельности, располагаются областные администрации, а еще ниже - администрации районов и городов. В итоге складывается и функционирует многоступенчатая, построенная по принципу вертикальной зависимости, пирамидальная структура управления.

Нередко в системе управления создается специфический симбиоз, конструируемый путем органического совмещения структур двух видов: линейной и вертикальной. Такое совмещение обусловлено необходимостью координации деятельности в тех случаях, когда такая деятельность распределяется по своим целям, задачам, содержанию, как по горизонтали, так и по вертикали, что имеет место в крупных современных организациях и в социальных институтах. Подобного рода организационная структура управления называется матричной. Такая матричная структура управления функционирует на крупных предприятиях, например, на автомобильных заводах, в акционерных обществах и др. организациях.

Наряду с организационными структурами управления выделяют структуры управления, различающиеся характером и содержанием управленческой деятельности. Так, в частности, в некоторых организациях и учреждениях функционирует механическая структура управления, при которой управленческое воздействие на подчиненных сотрудников осуществляется традиционно-бюрократическими методами, а инновационные приемы управленческой деятельности и изменения в окружающей среде в расчет не принимаются. Совершенно иной характер имеет адаптивная структура управления, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и принимающая в расчет все инновационные приемы управленческой деятельности. Значительным своеобразием отличается партисипативная структура управления, основанная на активном включении сотрудников и их представителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и переговоров до включения представителей сотрудников в наблюдательные и исполнительные советы, их участия в распределении прибылей и в разработке программ совершенствования производства).

Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимосвязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность (функция порождает соответствующую структуру, а возникновение новой структуры неизбежно приводит к появлению новой функции, либо превращает латентную функцию, ранее не заметную для управления, в открытую) образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.

Функции управленческой деятельности:

1. Обеспечение целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством выдвижения:

     - целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений;

- целей-заданий-планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией;

- целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимой для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Четкое согласование всех трех компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

2. Административная функция. Отражает деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.

3. Информационно-аналитическая функция. Обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

4. Социальная. Заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

5. Прогнозирование. Она заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации. Учитываются также возможные внутренние изменения в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

6. Планирование. Представляет собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

7. Мотивационно-стимулирующая функция. Предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов. В первую очередь, учитывается необходимость оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

8. Корректирующая деятельность управляемой системы. Направлена на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

9. Удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

10. Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.

11. Осуществление контроля всех подразделений данной организации. Обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие ее элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

12. Создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации способствует достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

13. Обеспечение целостности системы (организации). Сохранение упрочение ее качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

14. Повышение качества и эффективности служебной деятельности. Включает в себя разработку прогнозных оценок внешней среды и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности ее деятельности.

 



[1]           Тихонов А.В. Социология управления / Изд. 2-е, доп. и перераб. / А.В. Тихонов. – М. : «Канон » РООИ «Реабилитация», 2007. -  С – 260. 

[2]             Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – С. 12.

 

[3]             Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – С. 12-13

[4]             Франчук В.И. Основы общей теории социального управления / Институт организационных систем. - М., 2000. - С.31

[5]             Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.- С.22.

 

[6]             Тихонов А.В. Социология управления / Изд. 2-е, доп. и перераб. / А.В. Тихонов. М.,: «Канон » РООИ «Реабилитация», 2007.  - С. 365.

[7]           Ядов В. А. Стратегия социологического исследования http://www.soclib.ru

 

[8]           Крыштановсий  А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета  SPSS: учеб. пособие для вузов/ А.О. Крыштановский; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд дом ГУВШ, 2006. - С.10.

[9]             Там же. - С.10

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!