Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Менеджмент»»

/ Менеджмент
Конспект, 

Оглавление

Задание 1. Внешняя среда в бизнесе

 

    Состояние внешней предпринимательской среды имеет опреде­ляющее влияние на развитие предпринимательства в стране в, це­лом, в отдельных регионах. Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие пред­принимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимате­лям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хо­рошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей дея­тельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса. Как следует из учений классиков экономической теории, базой предпринимательской деятельности являются знания об ос­новных условиях и факторах внешней среды.

    Внешняя предпринимательская среда включает следующие под­системы:

q         экономическое положение в стране и регионах;

q         политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства;

q         правовая среда, четко устанавливающая права, обязаннос­ти, ответственность предпринимательской и других субъек­тов рыночной экономики;

q         государственное регулирование и поддержка предпринима­тельства;

q         социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем без­работицы;

q         культурная среда, обусловленная уровнем образования на­селения, обеспечивающая возможность заниматься опреде­ленными видами предпринимательского бизнеса;

q         научно-техническая, технологическая среда;

q         наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных ви­дов деятельности;

q         физическая среда, связанная с климатическими (погодны­ми) условиями, влияющими на процесс функционирова­ния предпринимательских организаций;

q         отсутствие проявления природных катаклизмов;

q         институционально-организационная среда, свидетельству­ющая о наличии достаточного числа организаций, обеспе­чивающих возможность осуществления коммерческих опе­раций, деловых связей и т.д.

    Приведем краткую характеристику отдельных подсистем, в со­вокупности составляющих интегрированную внешнюю предприни­мательскую среду. Так, существенное значение для развития в стране предпринимательства имеют позитивное экономическое положение, характеризующееся формированием условий для становления кон­курентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обес­печивающих возможность доступа предпринимателей ко всем ви­дам ресурсов (кроме запрещенных законом), необходимых для раз­вития их деятельности. На развитие предпринимательства положи­тельно (или отрицательно) влияют следующие экономические ин­струменты: уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый Центральным банком России; уровень инфляции; число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налоговых ставок; уро­вень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм); уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий; недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкурен­цию на товарных рынках. Все более значимыми становятся стабиль­ность национальной денежной единицы, повышение уровня ее покупательной способности и другие экономические факторы и условия.

    Успешному развитию предпринимательства способствует льготное кредитование предпринимательских проектов, сокращение числа налогов, сборов, обязательных платежей, уменьшение нало­говых ставок и др. Развитие предпринимательства тормозят эконо­мические и финансовые кризисы, возникающие не только в соб­ственной стране, но и в других странах и регионах.

    В России для становления предпринимательства необходимы финансово-экономическая поддержка отечественных товаропроиз­водителей, стимулирование экспортной продукции путем предос­тавления таможенных льгот. Финансовый кризис, разразившийся после 17 августа 1998 г., отрицательно сказался на развитии отече­ственного предпринимательства, особенно малого, однако с рос­том на мировом рынке цен на энергоносители (нефть, газ), сокра­щением объемов импортной продукции, девальвацией рубля от­дельные отрасли материального производства, объем продукции которого вырос на 8,5%, получили импульс к развитию.

    Несомненно, что для развития предпринимательства требуются стабильность политической обстановки в стране и в отдельных ре­гионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех от­раслей экономики и повышение благосостояния общества. Важно, чтобы в России наконец-то всем обществом была безоговорочно поддержана идея о том, что в стране формируется социально-ори­ентированная экономика и что экономическим реформам нет аль­тернативы.

    Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам па занятие предпринимательс­кой или иной законной экономической деятельностью, защищаю­щей цивилизованных предпринимателей от противоправных дей­ствий государственных (муниципальных) органов должностных лиц, криминальных структур. Необходимо четкое установление ответ­ственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную (предпри­нимательскую) деятельность. В стране должен «править бал» его Величество закон, а не чиновники, пусть даже очень высокого ранга, не олигархи, не рэкетиры и не криминальные элементы. Если это положение станет правилом, а не исключением, то можно с уве­ренностью сказать, что предпринимательство в России будет раз­виваться поступательно.

    За последние годы (1995–2000 гг.) приняты и начинают поло­жительно влиять на формирование предпринимательского слоя такие важнейшие федеральные законы, как Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2), Арбитражный и Арбитражно-процессуальный кодексы РФ, Уголовный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, федераль­ные законы об акционерных обществах, об обществах с ограни­ченной ответственностью, о народных предприятиях, о производ­ственных кооперативах. Налоговый кодекс РФ (ч.1 и ч.2) о налоговой системе, «О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках» (в новой редакции), о банках и банковской системе, о рынке ценных бумаг, о внешнеторговой деятельности, о мерах по государственной поддержке малого пред­принимательства и др. Однако многие правовые акты декларатив­ны, не имеют прямого действия на развитие предпринимательства. Главный же недостаток большинства правовых актов – они не ис­полняются. Другим существенным недостатком является изобилие подзаконных актов (инструкций, положений, указаний), факти­чески тормозящих развитие предпринимательства. До сих пор не принят Закон о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, о гарантиях предпринимате­лям и др.

    В связи с вышеизложенным на нынешнем этапе развития эко­номики большое значение, на наш взгляд, имеют усиление регули­рующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства, защита законных интересов предпринима­телей, обеспечение им гарантий как гражданам и организациям. Государство не должно вмешиваться в конк­ретную предпринимательскую деятельность, поскольку по своей сути предпринимательство – это свободная деятельность дееспо­собных граждан, но вместе с тем государство должно обеспечивать защиту экономической и политической свободы. На наш взгляд, весьма четко сформулирована роль государства в развитии пред­принимательства в одном из номеров за 1990 г. английского журна­ла «Экономист»: «Все правительства, добивающиеся успеха, под­держивали частное предпринимательство не манипулируя, а облег­чая ему жизнь. Они поддерживали предпринимателей главным об­разом тем, что не прилагали титанических усилий для того, чтобы подрывать основы их существования».

    Как уже отмечалось, особая роль в регулировании предприни­мательской деятельности принадлежит федеральным законам, мно­гие из которых осуществляют не только косвенное, но и прямое регулирование. Важная роль в регулировании и поддержке пред­принимательства принадлежит таким высшим государственным орга­нам, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правитель­ство РФ, а также Конституционный, Арбитражный и Верховный суды РФ, Генеральная прокуратура РФ и ее органы в субъектах РФ, другие правоохранительные органы, а также федеральные ми­нистерства: по антимонопольной политике и поддержке предпри­нимательства, финансов, экономике, юстиции и другим. Опреде­ленная роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит представительной и исполнительной властям субъек­тов РФ, о чем, в частности, свидетельствует опыт поддержки и развития малого предпринимательства в Москве, Московской об­ласти и других регионах.

    Не рассматривая все другие подсистемы внешней предпринима­тельской среды, дадим краткую характеристику институционально-организационной среды, развитие которой является важнейшим ус­ловием формирования предпринимательства вообще, поскольку многие институты (организации) являются предпринимательскими и с учетом специализации своей деятельностью оказывают соответ­ствующие услуги другим предпринимательским организациям. К та­ким институтам относятся: коммерческие банки и другие кредитно-финансовые организации; страховые организации; рекламные ком­пании; специализированные организации по представлению таких профессиональных услуг, как аудит, консалтинг, защита интересов предпринимателей и др.; учебные заведения по подготовке кадров для предпринимательских организаций; компании по изучению рын­ка, проведению специализированных маркетинговых исследований; компании (организации) – поставщики сырья, материалов, энер­гии, топлива и других услуг; оптовые и розничные продавцы; транс­портные компании и др. Несомненно, значительная роль в развитии предпринимательства принадлежит федеральным и региональным фондам поддержки предпринимательства, Торгово-промышленной палате РФ и торгово-промышленным палатам, действующим в ре­гионах, ассоциациям (союзам) предпринимателей. Большое влия­ние на развитие предпринимательства оказывает формирование по­ложительного общественного мнения в средствах массовой инфор­мации (радио, телевидение, периодическая печать), поддерживаю­щих положительный опыт хозяйствования цивилизованных предпри­нимателей, критикующих негативные явления ведения бизнеса, ра­зоблачающих воров, казнокрадов.

 


Задание 2. Управление конфликтами, изменениями и стрессами

 

    Рассмотрим этот вопрос с точки зрения руководителя, т.к. ему в первую очередь принадлежит главная роль в управлении конфликтами, от его позиции будет зависеть дальнейшее развитие конфликтной ситуации.

    Для руководителя крайне важно, чтобы социально-психологический климат в коллективе оказывал благоприятное воздействие на качество совместной деятельности людей. Ус­ловием эффективной деятельности руководителя является его социально-психологическая компетентность. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность (Л. Петровская). Она включает в себя:

·       понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;

·       формирование у себя и подчиненных конструктивного от­ношения к конфликтам в организации;

·       обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;

·       умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;

·       наличие навыков управления конфликтными явлениями;

·       умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;

·       умение предвидеть возможные последствия конфликтов;

·       умение конструктивно регулировать противоречия и кон­фликты;

·       наличие навыков устранения негативных последствий кон­фликтов.

    Деятельность руководителя как посредника включает ана­лиз ситуации и урегулирование конфликта. Анализ конфликт­ной ситуации состоит в следующем: получение информации о конфликте; сбор данных о нем; анализ полученной информа­ции; проверка ее достоверности; оценка конфликтной ситуа­ции. Процесс урегулирования включает выбор способа урегули­рования конфликта, типа медиаторства, реализацию выбранного способа, уточнение информации и принимаемых решений, снятие послеконфликтного напряжения в отношениях оппонентов, анализ опыта урегулирования конфликта.

    Руководитель получает информацию о конфликте по разным каналам. Он сам может быть свидетелем конфликта между со­трудниками организации. Один из участников или оба могут обратиться к руководителю с просьбой помочь решить пробле­му. Информация может поступить от ближайшего окружения оппонентов. Наконец, информация о необходимости разреше­ния конфликта между подчиненными может поступить от вы­шестоящего руководства. Если полученная информация указы­вает на опасное развитие конфликта, то руководитель прекра­щает противоборство оппонентов или ограничивает их взаимо­действие.

    Сбор данных о конфликте происходит в ходе всей аналити­ческой работы. Это информация о противоречии, лежащем в основе конфликта, его причинах, позициях участников, от­стаиваемых целях, их отношениях. Источниками информации являются оппоненты (руководитель поочередно беседует с ка­ждой из сторон в отдельности, принимая меры по снижению их негативных эмоций по отношению друг к другу), их руко­водители или подчиненные, неформальные лидеры коллекти­ва, их друзья, свидетели конфликта, члены их семей.

    Важно отказаться от изначально негативной установки по отношению к конфликту вообще и к одному из оппонентов в частности. Необходимо быть объективным, чтобы не исказить восприятие и понимание получаемой информации.

    При анализе конфликтной ситуации руководителю нужно уяс­нить суть проблемы, в чем заключается противоречие между оп­понентами, что является объектом конфликта. Руководитель оце­нивает, на какой стадии развития находится конфликт, какой ущерб нанесен оппонентами друг другу. Важно определить при­чины конфликта. Обычно конфликты возникают в результате действия нескольких причин, одна-две из них являются домини­рующими. Важно выявить все причины и повод конфликта.

    Анализируя позиции участников конфликта, необходимо определить цели и интересы сторон, какие их потребности не удовлетворены и генерируют конфликтное поведение. Важно оценить возможности оппонентов по овладению объектом конфликта. Иногда одному из оппонентов лучше сразу отка­заться от намерений, так как объект для него недостижим. Не­обходимо выяснить также доконфликтные отношения оппо­нентов и их актуальное состояние, оценить, кто поддерживает каждую из сторон, отношение окружающих к конфликту. Нужно уточнить социально-демографические данные, индиви­дуально-психологические особенности оппонентов, их фор­мальные и неформальные статусы в коллективе.

    Необходимо постоянно проверять достоверность получаемой информации, уточнять и дополнять ее, используя личные на­блюдения и встречи с разными людьми.

    Параллельно с анализом конфликтной ситуации руководи­тель проводит ее оценку. Оценивается степень правоты оппо­нентов, возможные исходы конфликта и его последствия при различных вариантах развития. Руководитель оценивает свои возможности по урегулированию конфликта. Определяются возможности оппонентов и общественности.

    На эффективность урегулирования конфликта влияет выбор руководителем способа его разрешения. Обладая властью по от­ношению к подчиненным, руководитель может реализовать любой из рассмотренных типов медиаторства (третейский су­дья, арбитр, посредник, помощник, наблюдатель). Существует два подхода к пониманию роли руководителя в урегулировании конфликта. Первый заключается в том, что руководителю це­лесообразно ориентироваться на роль посредника в конфликте, а не арбитра. Считается, что арбитраж имеет ряд особен­ностей, снижающих его эффективность при использовании в разрешении межличностных конфликтов, а именно:

·       необходимость принятия решения побуждает руководителя к поиску «истины», что является неадекватным подходом к проблеме человеческих отношений;

·       принятие решения «в пользу» одной из сторон вызывает у другой стороны негативные реакции в адрес «арбитра»;

·       принятие решения руководителем закрепляет его ответст­венность за реализацию и последствия этого решения;

·       решение проблемы руководителем затрагивает предмет борьбы, но не взаимоотношения сторон, поэтому полного разрешения конфликта, которое предполагает договор меж­ду участниками, нет.

    Второй подход, которого придерживаются авторы, заключа­ется в том, что руководителю необходимо уметь гибко приме­нять все типы медиаторства. Основными для руководителя яв­ляются роли арбитра и посредника, а дополнительными – ро­ли третейского судьи, помощника и наблюдателя.     Модель арбитр оптимальна в ситуациях, когда:

q         руководитель имеет дело с быстро обостряющимся конфликтом;

q         одна из сторон явно неправа;

q         конфликт протекает в экстремальных условиях (аварийная ситуация, боевая обстановка);

q         служебные обязанности определяют его действия именно как арбитра (например, в условиях Вооруженных Сил и т.д.);

q         нет времени на детальное разбирательство;

q         конфликт кратковременный и незначительный.

    Руководителю целесообразно использовать роль арбитра при регулировании конфликтов по вертикали, особенно если оппоненты разделены несколькими ступеньками иерархиче­ской пирамиды.

   Руководитель может выступать в роли посредника при урегу­лировании конфликтов в ситуациях:

q         равенства должностных статусов участников конфликта;

q         длительных, неприязненных, сложных взаимоотношений сторон;

q         наличия у оппонентов хороших навыков общения и поведе­ния;

q         отсутствия четких критериев разрешения проблемы.

    Реализация выбранного способа включает раздельные бесе­ды с оппонентами, подготовку к совместному обсуждению проблемы, совместную работу с оппонентами и фиксацию окончания конфликта. С согласия оппонентов руководитель может вынести проблему на собрание коллектива или совеща­ние экспертов, привлечь к посредничеству неформальных ли­деров или друзей оппонентов.

    Послеконфликтный период характеризуется переживаниями участников, осмыслением своего поведения. Происходит кор­рекция самооценок, притязаний, отношения к партнеру. Руко­водителю в целях снятия послеконфликтного напряжения целе­сообразно помочь оппонентам осуществить самокритичный ана­лиз происшедшего, чтобы не допустить образования негативных установок в отношениях, предвзятости. Необходим искренний, объективный и конструктивный анализ конфликта с определе­нием перспектив дальнейшего развития взаимодействия.

    Важно контролировать поведение оппонентов и корректи­ровать их поступки с целью нормализации отношений.

    Анализ полученного опыта позволяет руководителю осмыс­лить свои действия в конфликте, оптимизировать алгоритм дея­тельности по регулированию конфликтов среди подчиненных.

    Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминоло­гию, но и в повседневную жизнь. Стресс – неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания – важный компонент личного опыта любого чело­века. Стрессом (давление, напряжение) обо­значается широкий круг состояний повышенной напряженнос­ти, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воз­действия – стрессоры. В управленческой деятельности число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфич­ны.

    Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на уп­равленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления суще­ствует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один – наиболее типичный из таких вариантов:

рационализировать свой рабочий день;

планировать работу по своим возможностям;

чередовать тактики выполнения работы; 

разгружать себя, делегируя полномочия; 

никогда не брать работу на дом; 

не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других; 

всегда быть готовым к неожиданностям; 

бросить курить; 

уделять внимание спорту и физкультуре;

находить новые увлечения;

ходить на работу пешком;

чаще покидать свои кабинет;

делать паузы в работе;

активно отдыхать в выходные дни;

научиться чувствовать приближение стрессовых ситуаций.

    Эти профилактические мероприятия в целом, повышают резистентность личности к стрессу, но, конечно, не гарантируют успешность выхода из каждой конкретной ситуации. Обычно принято разделять способы выхода из стрессовых ситуаций на активные и пассивные. Первый способ также имеет две разно­видности. В одном случае он строится как интенсификация кон­структивных действий по организации деятельности и отражает, таким образом, адекватное течение фазы мобилизации. В дру­гом – поведение строится по типу «внешней бурной реакции», когда руководитель «разряжается» на других, выплескивает свои эмоции, причем не столько в конструктивной деятельности, сколько в замещающем ее вымещении эмоций на подчиненных («нагоняи», «взбучки», «придирки» и т.п.). Второй – пассив­ный – способ характеризуется тем, что человек «мирится с ситуацией», подавляет напряжение и «загоняет стресс внутрь», не давая выплеснуться эмоциональным проявлениям. Это – своеобразная реакция торможения. Она часто бывает полезной, поскольку позволяет избежать импульсивных необдуманных дей­ствий, но при хронических повторениях способствует накопле­нию (аккумуляции) напряженности, имеет долгосрочные нега­тивные последствия и в целом менее эффективна, чем активный тип реагирования.

 


Задание 3. Ситуация: В цехе в конце смены должны начаться собрание, на котором Вы выступаете с докладом. В это время Вы на совещании у директора. Совещание явно затянулось, Вы опаздываете в цех на собрание. Как Вы поступите в подобном случае?

 

    Подобную ситуацию необходимо было просчитать заранее, учитывая проведение предыдущих производственных совещаний. Поэтому необходимо

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!