Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности»»

/ Менеджмент
Контрольная, 

Оглавление

Уважаемые студенты!

По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова,  могу выполнить реферат, контрольную работу, доклад, эссе и др. на заказ.

Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.

Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru

 

При этом, если вы не нашли необходимую работу на сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.

 

Я, Марина Самойлова, много лет выполняю работы на заказ в Уральском регионе, имею университетское образование (Уральский государственный университет им. А.М. Горького) и большой преподавательский стаж. У меня большое количество клиентов в городе Екатеринбурге, а также в Свердловской области. Я выполняла много заказов для студентов высших учебных заведений Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Кургана, Уфы, Москвы и других городов. К этим учебным заведениям относятся: РАНХиГС, УрГЮА, ЧПГУ, МИЭП, ВЭГУ, МПСИ, РГППУ, юридические вузы и др.
Сегодня мой интернет-магазин входит в число наиболее крупных сайтов, помогающих студентам в выполнении работ. Количество пользователей моего магазина постоянно растет.
Мне очень важен имидж моего интернет-магазина, перспективы его развития и положительное мнение о нем со стороны покупателей моих работ. При этом я гарантирую высокое качество и высылку вам готовых работ в кратчайшие сроки, потому что моими личными качествами всегда являлись обязательность, точность, трудолюбие и аккуратность. У меня под рукою огромное количество учебной литературы, что позволяет обеспечивать высокое качество моих работ.

С уважением, Марина Самойлова, studentshop.ru

 

 

 

 

Тема 1. Введение в предмет ЭиППД.

 

     При изучении данной темы необходимо уяснить предмет, задачи и принципы «Этики и психологии профессиональной деятельности», ее основные категории, а также проблемы этики и психологии профессиональной деятельности в истории философской и психологической мысли.

     Изучение любой научной дисциплины начинается с ответа на вопрос: что она призвана изучать, каков ее предмет?

     Предмет науки  – это условно отграниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. Обособление некоторой предметной области от сопредельных областей познания позволяет четко обозначить границы научных интересов и проблем конкретной дисциплины, ее исследовательскую «территорию».

     Предметом ЭиППД является психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

     Психология и этика делового общения – составная часть комплекса психологических наук и этики, поэтому она опирается на основные категории и принципы, разработанные общей психологией.

     Важнейшими принципами являются:

  • принцип причинности, детерминизма – признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений, как с другими, так и с материальными явлениями;
  • принцип системности – трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;
  • принцип развития – признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.

     Основными категориями ЭиППД являются «психология личности», «психология общения» и «психология рабочей группы».

     «Психология личности» - категория данной учебной дисциплины, включающая знания об источниках активности личности, индивидуально-психологических процессах, свойствах, состояниях, их проявлении в профессиональной деятельности.

     «Психология общения» - категория, включающая знания о проявлении личностных особенностей, закономерностях восприятия, взаимодействия и передачи и приема информации людьми, которые общаются друг с другом.

     «Психология рабочей группы (команды, коллектива)» – категория, включающая знания о групповых целях, потребностях, интересах, групповых нормах, групповом сознании, морально-психологическом климате, корпоративной морали, которую исповедует группа людей, реализующая социально значимые цели.

     Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает следующие задачи:

·       овладеть знаниями о психических явлениях, психологических и этических особенностях и специфике профессионального взаимодействия;

·       выработать умения и навыки конструктивного делового общения.

     Теоретическими предпосылками развития и становления ЭиППД  считаются работы из области социальной и общей психологии, а также соответствующие идеи и теории из области этики.

     Морально-психологические свойства людей как субъектов общения рассматриваются уже в работах древних мыслителей Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Философы Нового времени Спиноза, Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо, Гельвеций и др.

     Вклад отечественных философов, социологов и психологов в развитие психологии и этики делового общения.

Тема 2. Общие представления о психике.

 

     При изучении данной темы необходимо уяснить, что психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, - его душу, сложный и уникальный внутренний мир. Достаточно трудно установить объективный характер явлений, изучаемых психологией, так как, например, изучается не физический объект, а его образ; не событие, которое принято считать «реальным», а его восприятие субъектом или воспоминание о нем. Такие феномены называют психическими (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями и т.д.).

      В психологии в настоящее время отсутствует единая научная парадигма (главенствующая система «правил» познания). Влиятельные направления современной психологии нередко основываются на диаметрально противоположных научных принципах, что приводит к полемике, длящейся десятилетиями.

     По этой причине существует много определений психики как предмета психологического исследования. Существуют философские, биологические, физиологические трактовки психики.

     В свете системного подхода психика – это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик.

1. Активный и избирательный характер отражения явлений действительности, их отношений и взаимосвязей, позволяющий субъекту не только ориентироваться в окружающем мире, но и познавать его. Активный и избирательный характер психики проявляется в чувствительности – общая способность к ощущению и направленность на внешнее другое, которая на высших уровнях развития психики становится произвольной.

2. Способность к предвидению, планированию и организации деятельности во времени.

3. Способность к преобразованию энергии внешних воздействий в целостную информацию о мире, которая на высших уровнях развития психики может быть осознана, проанализирована и осмыслена.

4. Активный и целенаправленный характер приспособления (адаптация) к окружающему миру.

5. Обусловленность процессов развития и самоорганизации факторами социокультурного окружения.

6. Способность на высших уровнях развития переходить к таким сложным формам организации и самоорганизации как сознание, самосознание, личность, что предполагает активное отражение не только внешнего мира, но и собственных внутренних состояний и процессов (рефлексия).

7. Способность регулировать психическую активность посредством значений, смыслов и ценностных ориентаций.

     Согласно принятой в отечественной психологии концепции А.Н. Леонтьева, объективным критерием появления зачатков психики у живых организмов служит наличие у них способности реагировать на биологически нейтральные воздействия.

Тема 3. Структура психических явлений.

 

     При изучении данной темы необходимо уяснить, что основными формами проявления психики являются:

1. Психические процессы (функции) – акты психической деятельности, имеющие свой объект отражения и свою регулирующую функцию.

2. Психические состояния – текущее своеобразие психической деятельности, обусловленное содержанием деятельности и его личностной значимостью.

3. Психические свойства – наиболее устойчивые характеристики психической организации человека, сохраняющиеся на протяжении длительных периодов или всей жизни.

Схема структуры психических явлений.

 

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства

I. Познавательные:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • память;
  • воображение;
  • мышление.

II. Эмоции.

III. Воля.

Мотивационные: установки, интересы, желания, стремления, влечения, страсти.

Эмоциональные:

  • эмоциональный тон ощущений;
  • эмоциональный отклик;
  • настроение;
  • стресс;
  • аффект;
  • фрустрация.

Волевые: инициативность, решительность, настойчивость, целеустремленность и др.

Уровни организации психики (внимание).

Темперамент

Характер

Способности

Направленность (иерархия потребностей)

 

 

Тема 4. Психология познания.

 

     При изучении данной темы необходимо уяснить, что познание – это высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер. Это интегральное свойство психики и целостный процесс, в организации которого выделяют следующие уровни:

·       чувственное познание;

·       мышление;

·       теоретическое и эмпирическое познание.

     Познание осуществляется в ходе индивидуальной и совместной деятельности людей, в процессе их социального взаимодействия и общения.

     Первую ступень чувственного познания мира составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия.

     Благодаря памяти обеспечивается организация и хранение информации, полученной с помощью таких психических процессов как ощущение и восприятие.

     С помощью внимания процессы психического отражения становятся предметны, избирательны и направлены.

     Восприятие человека всегда дополняется элементами прошлого опыта и образами возможного или желаемого будущего. Память обеспечивает сохранение личностно значимой информации. Новые комбинации былых впечатлений, предвосхищение будущих событий – возможно благодаря процессам воображения.

        Наряду с сенсорной и перцептивной информацией, человек располагает знаниями о существенных связях и закономерностях окружающей действительности. Данные знания не могут быть получены посредством органов чувств, путем исключительно чувственного познания – все это открывается человеку благодаря особому когнитивному процессу – мышлению.

     Речь – одна из высших психических функций человека, опосредованная особой системой знаков – языком и имеющая коммуникативную направленность. Речь связана со всеми психическими процессами. Речью обладает только человек, т.к. только с ее помощью можно передавать информацию, не относящуюся к текущему моменту.

     Человек, воспринимая и познавая мир, не может оставаться отстраненным наблюдателем – даже в простейших познавательных актах присутствует элемент эмоциональной оценки происходящего.

     Эмоции – процесс психического отражения действительности в форме пристрастного переживания явлений, событий и ситуаций, обусловленного их отношением к потребностям человека.

     Способность человека активно организовывать и направлять собственную психическую деятельность, осуществлять выбор одного из равновозможных вариантов поведения (решения) осуществляется благодаря психическому процессу – воле.

 

Блок № 2

 

     Тема 5. Общение и межличностные отношения.

 

     При изучении данной темы необходимо уяснить, что естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

     В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

     Ситуации, по поводу которых общаются люди:

·       цель общения – вне самого взаимодействия людей (деловое или профессиональное общение);

·       цель общения в нем самом (дружба, любовь и др.);

·       цель общения – приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения (обучение, психотерапия и др.);

·       цель общения – приобщение самого инициатора общения к ценностям партнера (приобретение знаний и пр.).

     В профессиональном общении предметом общения является дело (…).

     Особенности профессионального общения:

·       партнер в профессиональном общении всегда выступает как личность значимая для субъекта;

·       общающихся людей отличает хорошее понимание в вопросах дела;

·       основная задача профессионального общения – продуктивное сотрудничество.

     В процессе общения выделяют три его стороны:

  • коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;
  • перцептивная сторона, то есть процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установление между ними взаимопонимания;
  • интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий партнеров общения.

 

Тема 6. Барьеры общения и мотивы поведения.

     При изучении данной темы необходимо уяснить, что факторы, которые служат причиной непонимания общающихся людей, и, как следствие, могут создавать предпосылки конфликтного поведения, называют барьерами общения.

Формы барьеров общения:

1.     Барьеры понимания:

·       фонетический барьер (невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством слов и звуков-паразитов);

·       стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора ситуации общения; или стиля общения и актуального психического состояния партнера по общению);

·       семантический барьер (различие в системах значений слов);

·       логический барьер (сложна и непонятна или неправильная логика рассуждений, доказательств);

2.     Барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения);

3.     Барьеры отношения (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую информацию).

          Любая поступающая к человеку информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, желания, с целью их частичного или полного изменения. Реализация этой задачи зависит от соответствия внешней информации внутренним факторам:

  • потребности;
  • мотивы;
  • цели;
  • установки;
  • характерологические особенности человека.

Факторы, нейтрализующие барьеры в профессиональном общении и побуждающие к продуктивной деятельности:

·       рабочая среда;

·       вознаграждение;

·       безопасность;

·       личное развитие и рост;

·       чувство причастности;

·       интерес и вызов.

Тема 7. Психология вербального и невербального общения.

 

     При изучении данной темы необходимо уяснить, что общение как обмен информацией  имеет следующие особенности:

  • участие, как минимум, двух индивидов;
  • значимость информации для всех участников общения;
  • психологическое воздействие на партнера;
  • единая система кодировки информации.

     В коммуникативном процессе выделяют вербальную (в качестве знаковой системы используют речь) и невербальнуюкоммуникацию (неречевые знаковые системы).

     Функция вербальных средств передачи информации – передается чистая информация.

     Функция невербальных средств передачи информации – передается отношение к партнеру по общению.

Демонстрационная модель, облегчающая понимание процесса передачи информации (по Ш. фон Тун).

 

Отправитель                                                                                              Получатель

                                                       Существо дела                                                                                           

Сообщение

                                                  Отношение

_________________________________________________________

 

Системы невербальной коммуникации:

·       визуальная - жесты, мимика, позы, кожные реакции, пространственно-временная организация общения,  контакт глаз и др.;

·       акустическая - тембр голоса, тональность, паузы, темп речи, плачь, смех и др.;

·       тактильная - прикосновения, пожатия руки, поцелуи и др.;

·       ольфакторная – приятные и неприятные, естественные и искусственные запахи.

Тема 8. Психологические и этические аспекты проведения деловых бесед и переговоров.

     Переговоры – это средство общения между людьми, предназначенное для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы.

     Переговоры включают в себя подготовку и непосредственное их проведение.

     Этапы подготовки к переговорам:

  • выявление области взаимных интересов;
  • установление рабочих отношений с партнером; решение организационных вопросов (формирование делегации, определение места и времени встречи; утверждение повестки дня);
  • нахождение общего подхода и подготовка переговорной позиции.

Методы подготовки к переговорам:

·       метод У.Юри и Р. Фишера;

·       «мозговой штурм»;

·       разработка сценариев будущего и др.

Правила установления отношений с партнером (Браун);

  • рациональность;
  • понимание;
  • общение (умение слушать);
  • достоверность информации;
  • тон переговоров.

Этапы ведения переговоров:

  • взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций участников;
  • обсуждение точек зрения, выдвижение аргументов, подтверждающих данные убеждения;
  • согласование позиций и выработка договоренностей.

Тема 9. Деловое общение в рабочей группе.

     При изучении данной темы необходимо уяснить, что рабочая группа (команда, коллектив) – мощный стимул трудовой активности. Основа успеха любой коллективной деятельности – это отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации.

Рабочая группа – это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.

     Условия формирования рабочей группы:

  • свобода и открытость информационного обмена;
  • взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;
  • доверие, дружелюбие в отношениях сторон.

     Рабочая группа отличается от других социальных групп (например, компания друзей, преступная группировка) общественно значимой целью деятельности и наличием органов управления и руководства. 

     Психология рабочей группы – это совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов удовлетворения потребностей ее членов. Также сюда относят: морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблемы лидерства и руководства, природа внутригрупповых конфликтов и др.

     Сферы отношений между членами рабочей группы:

  • профессиональная;
  • ценностно-мировоззренческая,
  • межличностные отношения.

     Важной качественной характеристикой рабочей группы является ее профессиональная зрелость, характеризующаяся прочными связями между ее членами, возникающими на основе общих ценностных ориентаций, позитивно окрашенных неформальных отношений.

     Факторы, определяющие степень зрелости рабочей группы:

·       технологические;

·       экономические;

·       организационные;

·       ценностно-мировоззренческие;

·       психологическая совместимость.

     Типы взаимоотношений в рабочей группе:

  • невмешательство;
  • «теплая компания»;
  • задача;
  • золотая середина;
  • команда;

     Проблема лидерства в рабочей группе.

Блок № 3.

 

Тема 10. Конфликт как социально-психологический феномен.

     При изучении данной темы необходимо уяснить, что как образно заметил американский социальный психолог Б.Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим».

   Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождается негативными эмоциями.

     В психологии выделяют типологии конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу:

  • внутриличностные;
  • межличностные;
  • между личностью и организацией.

     По значению для организации, а также по способу разрешения:

  • конструктивные конфликты;
  • деструктивные конфликты.

     Также выделяют конфликты:

  • «по горизонтали»;
  • «по вертикали»;
  • смешанные.

    

     Причины возникновения конфликта:

  • трудовой процесс;
  • психологические особенности человеческих взаимоотношений (симпатии и антипатии, культурные и этнические различия, неэффективная психологическая коммуникация и др.);
  • личностное своеобразие членов группы.

Этапы развития конфликта:

I. Скрытый (латентный):

    1. Возникновение объективной проблемной ситуации.
    2. Осознание объективной проблемной ситуации
    3. Попытка разрешить проблемную ситуацию неконфликтным способом.
    4. Возникновение предконфликтной ситуации.

II. Открытый этап:

      1. Инцидент – первое столкновение сторон.
      2. Эскалация конфликта – резкая интенсификация борьбы.
      3. Сбалансированное противодействие.
      4. Завершение открытого периода конфликта (разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт).

III. Скрытый этап (послеконфликтная ситуация):

        1. Частичная нормализация отношений.
        2. Полная нормализация отношений

Схема классификации конфликта

 

 


Внешние

конфликты

(конфликты

с окружением)


Конфликт

Тема 11. Факторы и механизмы разрешения конфликтов.

    

     При изучении данной темы необходимо уяснить, что в реальной жизни сложно выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения, поэтому необходимо знать стратегии поведения в конфликте и осознанно выбирать определенную стратегию поведения в зависимости от обстоятельств.

     К.У.Томас и Р.Х. Килмен выделяют следующие стратегии поведения в конфликте:

  • конкуренция или соперничество;
  • сотрудничество;
  • компромисс;
  • приспособление;
  • игнорирование или уклонение.

     Способы разрешения конфликта:

  • структурные;
  • межличностные.

Структурные способы разрешения конфликта:

  • четкая формулировка требований;
  • использование координирующих механизмов;
  • установление общих целей, формирование общих ценностей;
  • система поощрений.

Межличностные способы разрешения конфликта:

  • путь борьбы, направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого;
  • уход от конфликта;
  • ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации:

    1. Настойчивость (принуждение).
    2. Уход (уклонение).
    3. Приспособление (уступчивость).
    4. Компромисс.
    5. Сотрудничество (решение проблемы).

Общие рекомендации по управлению конфликтом.

  1. Выявление этапа развития конфликта
  2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение предмета разногласий, претензий.
  3. Определение проблемы в категориях целей, анализ позиций и стоящих за ними интересов (мотивы).
  4. Концентрация внимания на интересах, а не на позициях.
  5. Разграничение между участниками конфликта и возникшими проблемами.
  6. Сокращение числа претензий, так как во всех проблемах разобраться сразу невозможно.
  7. Придерживайтесь правил «эмоциональной выдержки» и справедливого отношения к партнеру по общению.

Тема 12. Социально-психологические проблемы руководства.

 

     При изучении данной темы необходимо уяснить, что эффективность работы коллектива, комфортность профессионального общения, его способность решать поставленные задачи во многом зависит от морально-психологического климата, который обусловлен теми отношениями, которые складываются между руководителем и подчиненными, точнее – от практикуемого им стиля руководства.

     Под стилем руководства в психологии понимают совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер) исполнения этих методов.

     Типология стилей руководства К. Левина:

  • авторитарный;
  • демократический
  • нейтральный (или анархический).

Этапы управленческого процесса:

  • планирование;
  • организация;
  • руководство людьми;
  • мотивация;
  • контроль.

Блок №  4.

Тема  13. Технологии успеха в профессиональной деятельности.

     Успех в профессиональной деятельности проявляется в достижении работником значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению данной цели.

     В достижении профессионального успеха наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса, который заключается в следующем:

·       необходимо точно сформулировать собственную цель профессиональной деятельности;

·       важно проанализировать профессиональную ситуацию и выделить две группы условий – способствующих и препятствующих достижению цели;

·       из условий, способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые существенно сокращают время и дают возможность сберечь силы;

·       из условий, препятствующих достижению цели, выделить те, которые можно изменить и которые изменить нельзя;

·       если преобладают условия, препятствующие достижению цели, но которые можно изменить, приложив усилия, необходимо действовать;

·       условия, которые препятствуют достижению цели, но их нельзя изменить, нужно постараться «обойти» с той или иной стороны;

·       если препятствия слишком велики, что обойти их нельзя, то необходимо скорректировать цель, переключиться на другую цель, которая может быть достигнута в данных условиях, не следует «ломиться в закрытую дверь, стоит поискать «ключ».

     Факторы профессионального успеха:

  • умение чувствовать важные моменты (удачу, везение) для изменения статуса в профессии и интенсивно работать в этот момент;
  • умение фиксировать внутреннее состояние профессионального успеха и быстро психотехнически настраивать себя на данное состояние;
  • выработать стратегию «мягкого» включения в профессиональную деятельность (начинать с малого);
  • участвовать в профессиональной деятельности, не придавая ей слишком большую ценность (сверхмотивация);
  • не торопить события, чувствовать свое состояние сбалансированности.

     Успешные стратегии построения профессиональной карьеры:

  • «Вхождение в кабинет» - профессионального успеха добиваются люди, которые строят карьеру не только путем накопления специальных знаний, но и через вхождение в круг приближенных ведущего лидера.
  • «Держать удар» - необходимо иметь мужество переживать успех и неудачи.
  • «Начинать с нуля» - умение не отчаиваться при неудачах и начинать новое дело.
  • « Независимость от статуса и положения» - уверенность и напористость с одной стороны и независимость от своего должностного положения.

Тема 14. Этика взаимоотношений с клиентом, коллегами и начальством в профессиональной деятельности.

     При изучении данной темы необходимо, прежде всего, уяснить, что профессиональная этика – это особый нравственный кодекс людей определенной профессии. Этика профессионала, чья деятельность протекает в условиях общения, обусловлена особенностями его нравственного и социального положения.

  Мораль (от латинского moralis – нравственный) – один из способов регулирования поведения людей в обществе во всех сферах жизни. Принципы морали имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемых в длительном процессе исторического развития общества.

     Функции морали: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, коммуникативная, прогностическая.

     Этика (от греческого ethika – этика) – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества.

    Категории этики:

·       добро (категория, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности) и зло (категория этики, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающим осуждения);

·        справедливость – такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми;

·        долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях;

·        совесть – способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиции своего соответствия требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения;

·        ответственность – обязанность и необходимость давать отчет о своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия;

·        достоинство – особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности;

·        честь – моральное отношение человека к самому себе, когда моральная ценность личности связывается с его заслугами, с конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

     Гуманизм (от лат. humanus – человечный) принцип мировоззрения, в том числе нравственный, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье.

     Этику деловых отношений необходимо учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия, между людьми разного и одинакового статуса.

     Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу всеобщего законодательства».

     Этика делового общения «сверху-вниз».

В профессиональном общении в отношении руководителя и подчиненного глобальное правило можно сформулировать следующим образом: «Относись к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».

     Этика профессионального общения «снизу-вверх».

В прфессиональном общении в отношении подчиненного глобальное правило поведения можно сформулировать таким образом: «Относись к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

     Этика отношений «по горизонтали».

Общий этический принцип между коллегами можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относись к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам».

 

Тема 15. Профессиональный стресс.

 

     Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью.

     Разновидности профессионального стресса: информационный, эмоциональный и коммуникативный.

     Информационный стресс возникает тогда, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей в связи с информационными перегрузками (неопределенность, недостаток или избыток информации) и не успевает принять важного решения.

     Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности переживания унижения, вины, обиды, гнева, при конфликтных отношениях с начальством, подчиненными и коллегами.

     Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами профессионального общения, которые проявляются в повышенной раздражительности, неумении защищаться от коммуникативной агрессии, неспособности формулировать отказ, защиту от манипулирования.

     Динамика профессионального стресса

  1. Нарастание напряжения, которое внешне проявляется в исчезновении психологического контакта в профессиональном и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях, ослабевает самоконтроль.
  2. Происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля, чувствует опустошенность и усталость.
  3. Происходит возвращение в прежнее состояние, часто сопровождающееся чувством вины.

     У каждого работника свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, который характеризуется частотой и формой проявления стрессовых реакций. Стрессовый сценарий характеризуется:

    • частотой и формой поведения и общения;
    • направленностью агрессии (на самого себя, на окружающих);
    • «запускается» автоматически;

     Регулировать собственное состояние в условиях профессионального стресса можно, овладев психотехникой личной саморегуляции.

     Правила саморегуляции в условиях профессионального стресса.

    1. Знайте свои сильные и слабые стороны, научитесь фиксировать в сознании состояния и настроение в первой стадии стресса.
    2. Необходимо искать способы остановки самого себя: сделать паузу в общении с сотрудниками, выйти из комнаты, переместиться в другую часть помещения.
    3. Перевести свою энергию в другую форму деятельности, что даст возможность снять напряжение: заварить чай, поговорить с симпатичным сотрудником, опустить ладони в холодную воду и др.
    4. Каждый день выделять время на занятия, приносящие удовлетворение и радость.

    

3. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Занятие 1. Введение в предмет ЭиППД.

1. Предмет, задачи, основные категории ЭиППД.

2. Принципы, которыми руководствуется общая психология и ее отрасли при изучении психики человека.

3. Понятие личности.

4. Структура личности.

Занятие 2. Общие представления о психике.

1. Какие сложности существуют при определении понятия психика?

2. Специфические свойства и характеристики психики.

3. Функции психики.

4. Совокупность психических явлений, изучаемых в психологии.

Занятие 3. Структура психических явлений.

1.        Дайте определение психическому процессу, свойству, состоянию.

2.        Какие психические процессы изучает психология?

3.        Какие психические состояния изучает психология?

4.        Дайте определение темперамента, характера, способностей и направленности личности.

Занятие 3. Исследование мнестических и интеллектуальных способностей студентов.

 

  1. Исследование непосредственной произвольной памяти.
  2. Выполнение заданий на исследование процессов обобщения, анализа, синтеза.

Занятие 4. Общение и межличностные отношения.

 

  1. Определение общения, модели общения.
  2. Общение как коммуникация.
  3. Общение как восприятие и понимание.
  4. Общение как взаимодействие.

Занятие 5. Общение и межличностные отношения.

 

Выполнение ряда упражнений на развитие коммуникативных способностей:

    • упражнение «Интервью»;
    • упражнение «Метафора»;
    • упражнение «Качества, важнейшие для общения».

Занятие 6. Барьеры общения и мотивы поведения.

 

Выполнение упражнений на развитие аттракции (искусство нравиться людям):

    • упражнение «Что в имени твоем»…;
    • упражнение «Комплимент»;
    • упражнение «Как просить, чтобы не отказали».

 

Занятие 7. Психология вербального и невербального поведения.

 

Выполнение упражнений на передачу и прием вербальной и невербальной информации:

·       упражнение «Передача текста по цепочке»;

·       упражнение «Подарок»;

·       упражнение «Наводка».

Занятие 8.  Психологические и этические особенности проведения деловых бесед и переговоров.

Деловая игра «Переговоры»

Занятие 9.  Деловое общение в рабочей группе.

 

  1. Социально-психологические особенности рабочей группы.
  2. Профессиональная зрелость рабочей группы.
  3. Ограничения, создающие препятствия эффективной работе коллектива.
  4. Типы взаимоотношений в коллективе.
  5. Классификация психологических типов личности в коллективе (по В.М. Шепель).

Литература:

  1.  Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003.
  2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.

 

Занятие 10. Факторы и механизмы разрешения конфликтов.

1. Выполнение  упражнений на использование различных типов поведения в конфликте:

  • упражнение «Предметные позиции»;
  • упражнение «Фазовая структура процесса дискуссии».

2.  Тест на оценку уровня конфликтности личности.

 

Занятие 11.  Социально-психологические проблемы руководства.

 

  1. Роль руководителя в становлении коллектива.
  2. Неформальные отношения между руководителем и подчиненным.
  3. Стили руководства.
  4. Основные функции руководящей деятельности.

Занятие 12. Профессиональная этикаа: понятия и принципы.

 

  1. Мораль, ее функции.
  2. Этика – учение о морали.
  3. Основные категории этики.
  4. Деловой этикет.

Литература:

  1.  Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003.
  2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.
  3.  Психология профессиональной деятельности. 2-изд./Н.Самоукина. – СПб.: Питер, 2003 стр. 62-71).

Занятие 13. Этика взаимоотношений с клиентом, коллегами и начальством в профессиональной деятельности.

 

  1. Золотое правило этики общения.
  2. Этика делового общения «сверху-вниз».
  3. Этика делового общения «снизу-вверх».
  4. Этика делового общения «по горизонтали».

      5.   Этика телефонного общения.

  1. Этика деловой переписки.

Литература:

    1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.
    2. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999.

Занятие 14. Профессиональный стресс. Технологии саморегуляциив условиях профессионального стресса.

 

    1. Понятие о профессиональном стрессе.
    2. Динамика профессионального стресса.
    3. Стрессовые сценарии.
    4. Профессиональный стресс достижения, конкуренции, успеха, подчинения.
    5. Деньги и профессиональный стресс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.

1.     Теоретические предпосылки развития этики и психологии делового общения.

2.     Познавательные процессы в деятельности профессионала.

3.     Общение и речь.

4.     Творчество в профессиональной деятельности.

5.     Волевые свойства личности профессионала.

6.     Способности к определенным видам деятельности.

7.     Общая модель рефлексии по Д.Холмсу.

8.     Эффект ореола и стереотипизации в формировании первого впечатления.

9.     Диагностика отношений партнера по общению при помощи невербальных знаков поведения.

10.  Ошибки восприятия человека человеком в общении.

11.  Приемы активизации деятельности участников совещания.

12.  Психологические различия между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием» в напряженных ситуациях.

13.  Типы конфликтных личностей.

14.  Морально-психологический климат в рабочей группе.

15.  Неформальные отношения между руководителем и подчиненным.

16.  Современные взгляды на место этики в профессиональном общении.

5.РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

 

 

1.1.СТРУКТУРА И БАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЙТИНГОВ

 

Структура рейтингов

Максимальный балл

Стартовый рейтинг

5

Первый рубежный рейтинг

25

  • ответ на первый теоретический вопрос
  • ответ на второй теоретический вопрос
  • систематическая работа на лекциях и семинарских занятиях
  • посещение аудиторных занятий

5

5

10

5

Второй рубежный рейтинг

20

  • ответ на первый теоретический вопрос
  • ответ на второй теоретический вопрос
  • систематическая работа на лекциях и семинарских занятиях
  • посещение аудиторных занятий

5

5

5

5

Третий рубежный рейтинг

25

  • ответ на первый теоретический вопрос
  • ответ на второй теоретический вопрос
  • систематическая работа на лекциях и семинарских занятиях
  • посещение аудиторных занятий

5

5

10

5

Четвертый рубежный рейтинг

25

  • ответ на первый теоретический вопрос
  • ответ на второй теоретический вопрос
  • систематическая работа на лекциях и семинарских занятиях
  • отчет о самостоятельной работе

5

5

5

10

 

4.3. ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ

     В соответствии с учебным планом знания по дисциплине оцениваются максимально в 100 баллов. Студент может дополнительно получить 15 баллов при выполнении других видов учебной и научной работы, не предусмотренных учебным планом дисциплины (написание рефератов, творческих работ, научных исследований и др.).

 

Количество баллов

Соответствующая оценка

85 - 100

Отлично

70 - 74

Хорошо

60 - 69

Удовлетворительно

Менее 60

Неудовлетворительно

 

5.2. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЙТИНГОВ.

Стартовый рейтинг.

     Составьте таблицу, отражающую главные признаки, по которым отличаются друг от друга: камень и цветок, цветок и инфузория туфелька, инфузория туфелька и шимпанзе, шимпанзе и человек.

 

Объект

Признаки

Объект

Признаки

1

Камень

 

 

Цветок

 

2

Цветок

 

Инфузория

туфелька

 

3

Инфузория туфелька

 

Шимпанзе

 

4

Шимпанзе

 

Человек

 

 

 

 

Рейтинг № 1.

ВАРИАНТ 1.

  1. Предмет, задачи и принципы ЭиППД.
  2. Структура психических явлений.

ВАРИАНТ 2.

  1. Основные категории ЭиППД.
  2. Психические процессы и профессиональная деятельность.

 

Рейтинг № 2.

 

ВАРИАНТ 1.

  1. Три стороны процесса общения.
  2. Вербальные средства передачи информации.

ВАРИАНТ 2.

  1. Барьеры общения и мотивы поведения.
  2. Подготовка к переговорам и этапы проведения переговоров.

Рейтинг № 3.

 

ВАРИАНТ 1.

  1. Конфликт как социально-психологический феномен.
  2. Стили руководства.

ВАРИАНТ 2.

  1. Способы разрешения конфликтов.
  2. Этапы управленческого процесса.

Рейтинг 4.

 

ВАРИАНТ 1.

  1. Основные функции морали.
  2. Этика отношений с различными субъектами профессионального общения.

ВАРИАНТ 2

  1. Проблема успеха в профессиональной деятельности.
  2. Профессиональный стресс.

6. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Контрольная работа является одним из видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Тематика контрольных работ соответствует рабочей программе курса. Структура контрольной работы предусматривает ответы на два теоретических вопроса.

Для выполнения работы студенты должны проработать и законспектировать рекомендованную литературу так, чтобы конспект являлся логически выстроенным и достаточно полным ответом на поставленные вопросы.

  1. Дайте определение общения. Чем отличается деловое общение от других видов общения?
  2. Назовите виды барьеров общения, факторы, нейтрализующие барьеры общения.
  3. Из чего состоит общение? Дайте характеристику трех сторон общения.
  4. Дайте определение конфликта, его функций.
  5. Охарактеризуйте причины возникновения конфликта на работе.
  6. Охарактеризуйте динамику конфликта, его фазы.
  7. Назовите основные стратегии поведения в конфликте. Ваша предпочитаемая стратегия поведения в конфликте.
  8. Назовите факторы, способствующие конструктивному завершению конфликта.
  9. Назовите и дайте характеристику основным категориям этики.
  10. Назовите золотое правило этики общения по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз», «снизу-вверх», «по горизонтали».
  11. Нравственные эталоны и образцы поведения руководителя.
  12. Нравственные эталоны и образцы поведения подчиненного.
  13. Нравственные эталоны и образцы поведения в общении «по горизонтали».
  14. Охарактеризуйте вашу «Я-концепцию» и экзистенциальную позицию в общении.
  15. Назовите и дайте характеристику качествам, необходимым для конструктивного общения.

 

7КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

  1. Предмет, задачи и принципы ЭиППД.
  2. Основные категории ЭиППД.
  3. Общее понятие о психике.
  4. Структура психических явлений.
  5. Психические процессы.
  6. Психические состояния.
  7. Психические свойства.
  8. Речь и ее функции.
  9. Общение как социально-психологический процесс.
  10. Коммуникативная сторона общения.
  11. Интерактивная сторона общения.
  12. Перцептивная сторона общения.
  13. Барьеры общения.
  14. Формирование первого впечатления.
  15. Вербальные и невербальные средства общения.
  16. Визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные средства невербального общения.
  17. Переговоры и подготовка к ним.
  18. Этапы и техники ведения переговоров.
  19. Конфликт как социально-психологический феномен.
  20. Стратегии поведения в конфликте.
  21. Социально-психологическая характеристика рабочей группы.
  22. Факторы, определяющие степень зрелости рабочей группы.
  23. Типы взаимоотношений в коллективе.
  24. Понятие стилей руководства.
  25. Профессиональная этика : понятия, принципы, функции.
  26. Этика общения с начальником, подчиненным, коллегами, клиентами.
  27. Успех в профессиональной деятельности.
  28. Профессиональный стресс.

 

 

 

 

 

8. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная:

    1. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003.
    2. Петровский А.В., ЯрошевскийМ.Г.  Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. _ М.: издательский центр «Академия»», 1998.
  1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999.
  2. Психология профессиональной деятельности. 2-изд./Н.Самоукина. – СПб.: Питер, 2003.

     Дополнительная:

  1. Пиз А. Язык телодвижений. : Пер. с англ. – Н. Новгород: Ай-Кью, 1994.
  2. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший балл». Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  3. Фомин Ю.А. Психология делового общения. – Мн.: Амалфея, 1999.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!