Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Теоретические предпосылки государственного и муниципального регулирования рынка потребительских товаров»

/ Менеджмент
Конспект, 

Оглавление

1.1. Понятие, структура и сущность потребительского рынка

 

Рынок выражает собой систему экономических отноше­ний, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров, услуг и других объектов, в ре­зультате которых формируются спрос, предложение и цена. 

В зависимости от объектов купли-продажи общий рынок товаров (услуг) делится на рынок товаров и услуг (товаров широ­кого потребления), рынок факторов производства и финансовый рынок. 

Структура всех этих рынков чрезвычайно разнообразна и каждому из них присущи свои институты, обеспечивающие эко­номические связи между продавцами и покупателями.

Потребительский рынок товаров представляет со­бой отношения купли-продажи со своей иерархией и структурой.

Основа рыночной деятельности – процесс обмена това­ров, совершающийся при помощи рыночного механизма. Этот процесс определяет движение товарной массы и встречное дви­жение денежных средств. В отношения купли-продажи вступают субъекты рынка – продавцы и покупатели.

Объектом отношений купли-продажи является товар, потребительские, меновые и стоимостные свойства которого ока­зывают влияние на процесс товарно-денежного обращения и его эффективность.

Потребительский рынок делится по секторам – видам про­даваемых товаров и товарных групп. В свою очередь каждый из указанных секторов подразделяется на оптовый, рыночный и биржевой рынки товаров. Кроме того, отдельными исследова­ниями охватываются рынки предприятий различных форм собст­венности, а также рынки организованной и неорганизованной торговли.

Функции потребительского рынка можно свести к ре­шению следующих задач:

·          насыщение потребностей населения и других участников потребительского рынка в материальных благах и услугах потребитель­ского назначения в соответствии с их доходами и потребительскими предпочтениями;

·          согласование разноплановых экономических интересов про­давцов и покупателей на основе эквивалентно-возмездных форм ры­ночных отношений;

·          определение количественных и качественных пропорций в структуре спроса и предложения на потребительском рынке и регу­лирование цен.

Структура потребительского рынка представлена, в основном, тремя крупными сегментами:

·          рынком продовольственных товаров;

·          рынком непродовольственных товаров;

·          рынком потребительских услуг.[1]

Структура и инфраструктура потребительского рынка имеет не только экономичес­кую природу, но она регулируется и нормативными актами. Формиро­вание и регулирование структуры потребительского рынка осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федераль­ными законами и иными нормативными актами.

Так, в Постановлении Правительства от 1996 г. потребительские рынки рас­сматриваются как система субъектов экономики и их отношений (производителей и потребителей, посредников и организаций, обес­печивающих их отношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-тех­нического назначения. Данный подход к пониманию сущности потребительского рынка позволяет выделить основные структурные элементы потребительского рынка. К ним относятся: 1) изготовители (производите­ли) товара; 2) сбытовые структуры и сети; 3) потребители.

Производители товара – это первый структурный элемент потребительского рынка. Ими являются заводы, фабрики, производственные объединения и т.д., которые создаются и функционируют в опреде­ленных законом организационно-правовых формах. Основной це­лью деятельности производственных предприятий является изготовле­ние товаров. Однако в условиях рынка им самостоятельно приходится решать сложнейшие задачи сбыта собственной продукции, т.е. зани­маться коммерческой деятельностью. В этих целях на производящих предприятиях создаются специальные службы (отделы). Ими могут быть служба сбыта и снабжения, маркетинговые или коммерческие отделы. Они не являются самостоятельными юридическими лицами.

Налаживание сбыта – это непривычная для отечественного про­изводителя задача, т.к. в советские времена осуществлялось плано­вое распределение продукции. В настоящее время существует два основных способа реализации товаров: работа на заказ (заранее из­вестный рынок) и работа на свободный рынок. В первом случае реализация осуществляется в соответствии с портфелем имеющихся заказов. Она осуществляется по уже заключенным договорам и пред­варительным соглашениям о поставках произведенной продукции. При этом в договорах заранее оговариваются сроки, технические характеристики товаров, объемы поставок, цепа и др. Основная про­блема состоит в исполнении договорной дисциплины. Производи­тель должен своевременно произвести и предоставить соответствую­щий вид товара потребителю, а последний в указанные в договоре сроки принять и оплатить поставленные товары. Подобные отноше­ния чаще всего оформляются договорами подряда, возмездного ока­зания услуг, поставки и др. Они характерны для предприятий об­служивания, строительства, машиностроительного комплекса.

При втором способе предприятие выпускает продукцию без зара­нее установленных качественных и количественных характеристик. В большинстве случаев здесь применяются договора купли-прода­жи, реже товарообменные сделки (мена, бартер). Работа на свобод­ном рынке требует от предприятия хорошего знания конъюнктуры, спроса и предложения на производимые товары, их постоянного обновления. Учитывая высокий уровень конкуренции на таком рын­ке, деятельность предприятия, естественно, должна строиться на ос­новании норм антимонопольного законодательства.[2]

Особая роль в реализации товара на предприятиях принадлежит сбытовым структурам производственной организации. Их деятель­ность строится как на основе норм, издаваемых органами федераль­ной власти, субъектов Федерации и органами местного самоуправления, так и локальных норм, тиражируемых руководством предпри­ятия (приказы, распоряжения, указания, правила внутреннего рас­порядка, функциональные обязанности и т.д.). Они непосредствен­но участвуют в отношениях регулируемых гражданско-правовыми актами. Например, если предприятие создано в форме акционерного общества, то его сбытовые структуры активно участвуют в реализа­ции стратегических целевых установок, принятых общим собранием акционеров, представляющим собой в соответствии с федеральным Законом «Об акционерных обществах» высший орган управления. Общее собрание акционеров вправе заслушивать отчеты руководи­телей сбытовых структур об их деятельности, планируемых сдел­ках.[3] Гражданским законодательством регулируется их деятельность по подготовке и составлению договоров купли-продажи, мены, пе­ревозки и хранения на товарном складе, страховании товара и др. В их функции входит изучение товарного рынка, распространение ин­формации о выводимой на рынок продукции. Эта деятельность так­же законодательно регулируется. В действие вступают Федераль­ные законы «О средствах массовой информации» (от 27.12.1991 г.), «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20.02.1995 г.), «О рекламе» (от 18 июля 1995 г.) и ряд других. Деятельность сбытовых организаций может быть непосредственно взаимосвязана с вопросами сертификации, лицензирования, стандарти­зации, которые также регулируются соответствующим законодатель­ством. Словом, любая разрабатываемая сбытовой структурой схема коммерческой (торговой) операции должна подчиняться не только правилам экономической целесообразности, но и строиться на осно­ве действующего законодательства.

Каналы распределения могут быть традиционными, вертикальны­ми и горизонтальными. Традиционные каналы представлены неза­висимыми посредниками, которые не связаны между собой и дей­ствуют на свой риск. В качестве независимых посредников могут выступать индивидуальные предприниматели и юридические лица. В настоящее время в мировой практике получили широкое рас­пространение вертикальные каналы распределения, в которых про­изводитель и посредники действуют как единое целое, составляют систему. В этом случае один из членов канала является владельцем остальных, либо представляет им торговые привилегии, либо обла­дает мощью, обеспечивающей их сотрудничество. Такие каналы ра­ботают в наиболее оптимальном режиме. Горизонтальные каналы распределения, которые создаются не­сколькими предприятиями в целях обеспечения сбыта собственной продукции. В последнее время такая система сбыта получила доста­точно большое распространение. Выделяют два вида создания таких сетей сбыта: сбытовую и производственно-сбытовую кооперацию.

Что же характеризует потребительский рынок?

Прежде всего это рынок, который представлен сферой обраще­ния товара, т.е. множеством операций по его продвижению от про­изводителя к потребителю, сопровождающихся как сделками по пе­реходу прав собственности на него от одного лица к другому, так и сделками сопутствующими и содействующими этому переходу. Такими сделками могут быть сделки купли-продажи и мены. В продви­жении товара могут применяться и такие посреднические сделки как поручения, комиссии, агентские и др. Учитывая, что товар при перемещении к потребителю может быть подвергнут хранению и транспортировке, речь может идти и о сделках, связанных со скла­дированием товара, его перевозкой. Кроме того, необходимость информирования потребителя о товаре приводит к необходимости зак­лючения коммуникационных сделок (рекламных, пропагандистских, стимулирующих сбыт и т.д.). Следовательно, сфера обращения од­ного товара на товарном рынке может быть очень многообразной, связанной с проведением целого комплекса сделок, прежде чем он попадет к конечному потребителю.

Сфера обращения товара определяется экономической возмож­ностью приобретения товара на территории РФ или ее части и от­сутствием этой возможности за ее пределами. Здесь законодатель выделяет два серьезных и взаимосвязанных друг с другом момента:

а) экономическая возможность приобретения товара;

б) территория товарного рынка.

Понятие экономическая возможность законодатель не расшиф­ровывает. Однако можно предположить, что оно означает наличие данного товара или его заменителя на отечественном рынке, плате­жеспособность потребителя, возможность использования транспорт­ных средств, способных доставить потребителя к месту нахождения товара. Поэтому, если у потребителя есть возможность добраться за конкретным товаром (или его заменителем) в любую точку российс­кой территории, то такой рынок подпадает под критерии товарного. Отсутствие экономической возможности означает, что потребитель не в состоянии по каким-либо причинам (например, в силу неплате­жеспособности) приобрести данный товар или его заменитель.

Сложным и юридически недостаточно проработанным является вопрос о территориальных границах потребительского рынка. Не вызывает серьезных трудностей выделение общероссийского потребительского рынка. Значи­тельно сложнее обстоит дело, когда речь идет о части территории РФ. В частности, возникает вопрос: как юридически безошибочно очертить границы потребительского рынка, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории или отсутствия такой возможности за ее пределами? В определенной мере ответ на него содержится в Приказе ГКАП (Государственный Комитет по антимонопольной политике) РФ от 20 декабря 1996 г. №169 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» (с изменения­ми от 11 марта 1999 г.).[4] Этим приказом утверждаются понятия продуктовых (товарных) и географических (территориальных) гра­ниц потребительского рынка. Продуктовые (товарные) границы потребительского рынка – это группа (набор) взаимозаменяемых товаров.

Географические (территориальные) границы потребительского рынка – территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой воз­можности за ее пределами. Они определяются экономическими, тех­нологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Эти границы определяют террито­рию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономи­ческую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. При установлении территории рынка исходят также из принципа признания покупате­лями равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать, как один и тот же географический рынок данного товара.

При определении географических границ потребительского рынка учитываются сле­дующие факторы:

·       возможность перемещения спроса между территориями, пред­положительно входящими в единый географический рынок. Это означает доступность транспортных средств для переме­щения покупателя к продавцу, незначительность транспорт­ных расходов на перемещение покупателя к продавцу;

·       возможность перемещения товара между территориями, пред­положительно входящими в единый географический рынок. Это предполагает незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю, со­хранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки, отсутствие на данной терри­тории административных ограничений на ввоз или вывоз то­варов и прочее;

·       сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внут­ри границ этого потребительского рынка.

В условиях экономической нестабильности в нашей стране, ре­формирования отношений собственности и действия ряда других макроэкономических факторов, определяющих параметры функци­онирования национального хозяйства, в настоящее время произошло значительное изменение ситуации на потребительском рынке.

К особенностям состояния рынка переходного периода можно отнести:

в области предложения:

·          устойчивую тенденцию спада товарного производства в отече­ственной промышленности и сельском хозяйстве, усиленную струк­турным характером процесса;

·          сокращение поступления товаров по межправительственным соглашениям из стран СНГ;

·          незначительный объем закупок по импорту за счет централизо­ванно выделяемых валютных средств;

·          заметный недостаток предложения дешевых товаров массового спроса, прежде всего товаров первой необходимости и товаров для детей;

·          снижение качества товаров, в том числе импортных; появление на рынке множества фальсифицированных товаров;

·          относительную насыщенность рынка потребительских товаров.

в области спроса:

·          снижение платежеспособного спроса в связи с падением уров­ня жизни основной части населения;

·          резкую дифференциацию спроса как по объему, так и по струк­туре по группам населения, имеющим различный среднедушевой доход. Анализ диспропорций, возникших в процессе развития потре­бительского рынка, выявил их прямую связь с ходом экономичес­ких реформ. С одной стороны, количество товаров, вовлеченных в рыночный оборот, резко увеличилось; с другой стороны, покупа­тели и производители (продавцы) стали самостоятельно решать вопросы закупок и поставок.

Определяющее значение при формировании цен на товары име­ют не столько потребительские качества товаров и общественно необходимые затраты на их производство, сколько условия приоб­ретения и доставки товаров на рынок продавцами.

Таким образом, стабилизация положения на рынке стала во мно­гом определяться действиями оптовых посредников, их количеством и организационно-экономическими условиями деятельности.

Специфической чертой современного этапа переходного перио­да отечественной экономики является наличие так называемого не­организованного рынка (в том числе и «челночного бизнеса»). О его важной роли в формировании товарного предложения свидетель­ствует тот факт, что в 1998 г. оборот от неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил 25–28% от общего объема розничного товарообо­рота во всех каналах реализации (в 1997 г. – 28,4%).[5] Вместе с тем следует отметить возросшее в последнее время стремление государ­ственных органов ограничить этот вид предпринимательской актив­ности посредством ужесточения таможенного законодательства.

Наиболее благоприятные условия для развития частного предпри­нимательства создавались в сфере обращения – на начало 1998 г., т.е. до августовского кризиса на долю предприятий негосударственной формы собственности в роз­ничном товарообороте приходилось 92%.

За последние несколько лет на фоне общей, присущей всем типам магазинов (продовольственные, непродовольственные, смешанные) тенденции увеличения их числа отмечается резкий рост (примерно в 10 раз) торговых предприятий, реализующих смешанный ассор­тимент товаров.

Подобное обстоятельство обусловлено рядом причин, причем не только экономического характера. Среди основных причин – нали­чие существенного элемента случайности в установлении связей с поставщиками, особенно наиболее выгодных «прямых» контактов. Стремление получить прибыль заставляет реализовывать любой «хо­довой» товар. Другая причина носит юридический характер: норма­тивные документы, регламентирующие специализацию магазинов негосударственной формы собственности, отсутствуют.

Удельный вес торговых фирм в общем числе приватизированных предприятий во всех отраслях национальной экономики в начале 2002 г. составил 29,3%. К июню 2002 г. он снизился до 26,3%, что связано с продолжающимся акционированием предприятий про­мышленности.[6]

Рост сети торговых компаний сопровождался увеличением чис­ленности занятых в розничной торговле и общественном питании – с 3058 тыс. человек в среднем за 1994 г. до 3350 тыс. человек в 2002 г., (т.е. 9,5%). Фактическая же численность лиц, занимающихся торго­вым бизнесом, по оценке экспертов, примерно в два раза больше.[7]

Особенности экономического развития страны нашли отраже­ние в динамике основных показателей, характеризующих измене­ние состояния потребительского рынка за последние годы.

За 1990–2002 гг. качество питания населения заметно ухудши­лось. Потребление рыбы и рыбопродуктов упало в 2,5 раза, составив лишь 44% от научно обоснованной нормы. Такое же положение с потреблением важнейших для жизнедеятельности человека продук­тов – овощей и бахчевых культур. Низкий платежеспособный спрос нашел отражение в восполнении ежедневного рациона за счет наи­более дешевых продуктов – картофеля и хлеба, потребление кото­рых превысило рациональные нормы соответственно на 28,9 и 7,3%. «У большинства россиян выявляются нарушения пита­ния, обусловленные как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, кальция, йода, железа, фтора, селена и других макро- и микроэлементов, полноценных белков, так и нерациональным их соотношением. Вследствие это­го ухудшаются показатели здоровья и антропометрические харак­теристики детей».[8]

В целом тенденции развития потребительского рынка, в полной мере отражая ошибки и просчеты в управлении национальной эко­номикой, тем не менее свидетельствуют о движении сферы обра­щения по пути рыночных реформ.

 

1.2. Современное состояние и оценка развития потребительского рынка

 

Россия вступила в 21 век в условиях заметного оживления экономики, преодолев наиболее острые последствия финансового и экономического кризиса 1998 года. Этому способствовали как усилия Правительства по стабилизации экономики и финансов в посткризисный период, так и в целом благоприятные для России внешние условия, сформировавшиеся в последние два года.

В текущем 2003 году, так же как и в 2001-2002 годах, потребительский рынок России демонстрирует значительный рост объема оборота розничной торговли при продолжающемся снижении темпов роста платных услуг населению.

Развитие рынка платных услуг населению в текущем году характеризуется дальнейшим снижением темпов роста объемов платных услуг населению по сравнению с соответствующим периодом 2001 года. В сентябре населению было оказано платных услуг на 94,8 млрд. руб., в сопоставимых ценах объем вырос на 0,2% к сентябрю 2001 года.

За январь-сентябрь 2002 г. объем платных услуг составил 767,7 млрд. руб., с приростом в фактических ценах на 29,7%, тогда как в сопоставимых ценах объем вырос лишь на 0,5%, что ниже показателя 2001 года за соответствующий период на 3,6 пункта.

Замедление динамики платных услуг происходит в условиях значительного роста цен практически на все виды платных услуг, опережающего рост цен на товары.

При этом если в целом за январь-сентябрь цены на услуги выросли на 29%, то на жилищно-коммунальные услуги рост составил 40,2%, (объем этих услуг составляет около четверти всего объема услуг населению), услуги связи – 29%, медицинские услуги – 25,8 процента.

Сохраняется тенденция снижения физических объемов по тем видам ус­луг, где цены и тарифы растут наиболее высокими темпами.

Падение потребления платных услуг санаторно-оздоровительных учреж­дений на 12,6% по сравнению с соответствующим периодом 2001 года про­изошло в основном в результате введения нового порядка оплаты соцстрахов­ских путевок, что значительно увеличило реальную стоимость этого вида услуг для населения, а также высокого уровня цен на услуги пассажирского транс­порта.

Сокращение по коммунальным услугам составило – 6,0%, услугам пасса­жирского транспорта – 3,8%, жилищным услугам, включая услуги гостиниц – 3,2 процента. Исключение составили услуги связи за счет роста их потребления в средне- и высокодоходных группах населения.

Снижение объема фактического поступления средств от населения за оп­лату жилищно-коммунальных услуг обусловливается в первую очередь, ростом числа семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, которое увеличилось по сравнению с первым полугодием прошлого года почти в 1,4 раза (на 1 млн. 312 тысяч семей). Сумма субсидий превысила 6 млрд. руб­лей, что в 2,6 раза выше соответствующего периода прошлого года и по отно­шению к общему объему платных жилищно-коммунальных услуг составляет 5 процентов.

Уменьшение физического объема услуг пассажирского транспорта, в ча­стности, железнодорожного, происходит на фоне продолжающегося роста цен и тарифов и изменения потребительских предпочтений, когда население более активно использует личный и служебный транспорт для поездок на средние расстояния. С ростом доходов населения изменяется поведение потребителя и его приоритеты.

Продолжается снижение физических объемов по одним видам бытовых услуг, таким, как ремонт и пошив одежды и трикотажных изделий (на 7,9% к соответствующему периоду прошлого года), ремонт и техническое обслужива­ние бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов (на 8,2%), услуги прачечных (на 8,9%), бань и душевых (на 4,6%), ремонт и пошив обуви (на 3,7%), тогда как по другим видам продолжается рост (техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, услуги фотографий, парик­махерских).

Сохраняется рост услуг в социальной сфере (медицина, образование, культура, физкультура и спорт), который происходит в основном за счет средне и высокодоходных групп населения.

Значительными темпами растут объемы услуг физкультуры и спорта, че­му способствовало расширение сети этих учреждений различных форм собст­венности, и в настоящее время в сфере физкультуры и спорта функционирует более полутора тысяч малых предприятий.

Прирост оборота розничной торговли за январь-сентябрь 2002 г. составил 8,9% к соответствующему периоду 2001 года, в том числе в сентябре – 9,7 процента.

В январе-сентябре 2002 года оборот розничной торговли формиро­вался в значительной степени за счет продажи товаров организациями торгов­ли. Оборот розничной торговли торгующих организаций увеличился на 9,8%, прирост объема продаж товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил 6,2 процента.

Темпы продаж продовольственных и непродовольственных товаров в ян­варе-сентябре текущего года против, соответствующего периода 2001 года со­ставили 110% и 108% соответственно.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольст­венных товаров в январе-сентябре 2002 г. составил 46,8%, непродовольственных това­ров – 53,2% (в январе-сентябре 2001 г. – соответственно 46,2% и 53,8 процента).

Товарная насыщенность потребительского рынка соответствовала плате­жеспособному спросу населения на важнейшие виды продовольственных и не­продовольственных товаров.

Объем товарных запасов в организациях розничной торговли остается на уровне 33-35 дней торговли.

В отраслях, выпускающих продукцию для населения, прирост цен сохра­нится более низким, чем в базовых отраслях – в меру инфляции на потреби­тельском рынке (пищевая, легкая промышленность, другие подотрасли, произ­водящие товары для населения). Низкая динамика цен будет обусловлена рос­том предложения и конкуренции, сближением цен на отечественные и импорт­ные продукты, а также спросовыми ограничениями населения (рост спроса и цен может происходить в периоды повышения доходов низкооплачиваемых групп населения).

На потребительском рынке темпы прироста цен на товары и услуги будут снижаться. Прирост цен и тарифов на услуги будет опережать прирост цен на товары в 1,5-2 раза. По мере снижения инфляции эта разница будет увеличи­ваться.

В 2003 году уровень развития производства потребительских товаров в значительной мере определяется динамикой производства продукции по лицензиям ведущих мировых производителей на основе применения отечественных компонентов, материалов и сырья.

Предусматривается сохранение тенденции роста объемов выпуска цветных телевизоров, звуковоспроизводящей и звукозаписывающей радиоаппаратуры, электропылесосов с использованием импортных комплектующих изделий. Ожидается продолжение сотрудничества с ведущими зарубежными производителями товаров бытовой техники, как в части технического совершенствования, так и развития ее экспорта. При этом предполагается сохранение тенденции сокращения доли импорта готовой продукции.[9]

В связи с тем, что процесс функционирования потребительского рынка включает в себя все стороны, имеющие различные интересы (государство, предприниматели, население), каждая сталкивается с определенным кругом проблем ее развития на современном этапе. Кроме того, состояние внутренней торговли затрагивает, и интересы значительной части отечественных товаро­производителей.

Основной среди проблем, которые видят в современном состоянии тор­говли потребители, является проблема слишком высокого уровня цен на потре­бительские товары и услуги по отношению к доходам значительной части насе­ления. Кроме того, к числу важнейших должна быть отнесена и проблема несо­ответствия цены и качества товара или услуги, что имеет несколько различных форм выражения.

Во-первых, это слишком высокие цены на отечественные аналоги им­портной продукции с лучшими потребительскими свойствами.

Во-вторых, это разрыв в ценах на импортную продукцию близкого каче­ства в торговых предприятиях разных секторов торговли (магазины, мелкороз­ничная сеть, рынки).

В-третьих, это приблизительно одинаковый уровень цен на продукцию, существенно отличающиеся по качеству (например, для отечественных пище­вых продуктов, изготовленных в соответствии с ГОСТ и ТУ, и фальсифициро­ванную продукцию с их нарушениями, свойства которой потребителю выявить до покупки практически невозможно).

Указанные несоответствия не позволяют покупателям оптимизировать свой потребительский выбор, т.е. приобрести товар необходимого им качества и в требуемом ассортименте.

Тесно связана с названной проблемой – проблема полноты ассортиментного ряда, т.е. отсутствие в продаже на значительной части локальных и регио­нальных рынков достаточно широкого ассортимента близких по функциям то­варов, от низкокачественных и дешевых, до высококачественных и дорогих. Это ставит покупателя зачастую в ситуацию вынужденного (несвободного) вы­бора.

Для значительной части территории страны (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) нерешенной остается проблема доступа насе­ления к жизненно важным товарам и услугам.

Не до конца решенной на сегодняшний день, несмотря на усилия, пред­принятые в рамках подготовки и принятия пакета законов до дебюрократизации, остается проблема адекватности ответственности продавца за реализацию некачественной продукции.

Проблемы потребительского рынка с точки зрения предпринимателей сферы торговли представлена исходя из понимания, имею­щегося у торговых предприятий, то проблемы последних имеют технологиче­ский характер, относясь к условиям предложения товаров населению, во мно­гом определяющим те характеристики цен и качества товаров и услуг, с кото­рыми сталкивается покупатель.

Вся совокупность проблем делится на две группы: проблема неравных условий конкуренции и проблема недостаточной поддержки со стороны госу­дарства.

Важной проблемой является существование неравных условий конкуренции. Наиболее остро влияют на искажение условий конкуренции реализация незаконных, в том числе таможенных схем действий. В связи с наметившимися в последние годы экономическим подъемом и ростом реальных доходов насе­ления.

Начался отток покупателей из внемагазинных форм торговли. Значитель­но сократился объем торговли челноками, начался процесс концентрации тор­гового капитала. Тем не менее, поскольку сектор рынков и мелкой розницы фактически представляет собой «безналоговую зону» с меньшим, чем в мага­зинной форме торговли, издержками, конкурентное преимущество этих форм перед легальным торговым бизнесом достаточно ощутимо.

Использование незаконных таможенных схем позволяет предлагать по­купателям достаточно качественные импортные товары по относительно низ­ким ценам, что дает возможность успешно конкурировать с торговыми пред­приятиями, работающими с товарами, прошедшими таможенное оформление в соответствии с действующим законодательством.

Перспективной проблемой в данном блоке является приход на россий­ских рынок зарубежных транснациональных торговых кампаний. Возможность маневрировать ресурсами и издержками, используя особенности национальных законодательств (прежде всего, различия в составе показателей и ставках налогообложения разных странах, позволяющие размещать «центры прибыли» в тех странах, где налоги на прибыль минимальны), может позволить этим кампаниям, используя низкие розничные цены, захватить значительные доли рынка, за­нятые в настоящее время отечественными торговыми предприятиями. После такого вытеснения возможен такой вариант развития событий, когда цены бу­дут повышены, что приведет к возникновению зависимости насыщенности по­требительского рынка от решений, принимаемых руководством транснацио­нальных кампаний. Причем эта проблема может коснуться не только торговых предприятий среднего, но и малого бизнеса.

Поскольку прямые ограничения на вход таких компаний не соответствует долгосрочным интересам населения, так и государства, руководители торговых предприятий ожидают здесь от государства не столько протекционистских мер или выстраивания барьеров для входа зарубежных кампаний, сколько мер по повышению конкурентоспособности отечественных производственных и тор­говых предприятий.

В составе групп проблем недостаточной поддержки со стороны государства наиболее значимым являются две – проблема недостатка оборотных средств и проблема административных барьеров.

Реализуемые в последние время намерения государства по снижению общего уровня налогообложения, безусловно, смягчают первую из них, однако не в той мере, чтобы у отрасли появились «свободные» средства, которые можно было бы вкладывать в развитие и переоснащение материально-технической базы и создания рабочих мест в торговле и повышения уровня конкуренции, а также кредитование производства отечественных товаров. Долгосрочные кре­диты с относительно низкими ставками рефинансирования практически по-прежнему недоступны даже для крупных торговых предприятий, не говоря уже о средних и мелких.

Административные барьеры, несмотря на принимаемые государством решения, продолжают оставаться серьезным препятствием для развития бизне­са, прежде всего в форме различных процедур регистрации, получения разре­шений, а также контроля текущей деятельности торговых предприятий, осо­бенно со стороны правоохранительных органов. Эти проблемы оказывают су­щественное влияние на уровень трансакционных издержек, отвлекают усилия работников от решения проблем развития. Особенно актуально для предпри­ятий среднего и малого бизнеса.

В качестве проблем потребительского рынка с точки зрения государства можно назвать проблему несоблюде­ния установленных правил ведения торговых операций значительным числом торговых предприятий, начиная от правил осуществления сделок и заканчивая правилами торговли, непрозрачность хозяйственного оборота, реализация контрафактной и фальсифицированной продукции и т.п. Как следствие, государст­во недополучает значительную часть налоговых поступлений, а сам акт нали­чия множества мелких нарушений в работе предприятий, услугами которых пользуется практически все взрослое население страны, ухудшают образ госу­дарства как гаранта исполнения установленных им правил.[10]

В качестве второй серьезной проблемы с точки зрения государства может быть названа проблема недостаточного и неоднородного развития отрасли, по регионам страны, преобладание в структуре сети мелких и средних предприятий, количество которых на начало 2001 года превышало 85% общего числа торговых предприятий. Неоднородность развития отрасли проявляется также в отсутствии достаточной плотности ассортиментно-ценового ряда по многим товарным позициям, прежде всего продовольственным. Это обусловлено отчасти и недостаточным уровнем развития на потребительском рынке конкуренции. Составной частью этой проблемы является также достаточно резкая дифферен­циация уровня обеспеченности населения торговыми предприятиями по территориям России, а также качества предоставляемых ими услуг, обусловленная наличием случаев локальной монополизации на отдельных товарных (рознич­ных) рынках с вытекающими из этого негативными для населения ценовыми последствиями.[11]

Третьей проблемой в данном ряду, в значительной мере производной от второй, является недостаточность средств, вкладываемых предприятиями отрасли в развитие ее материально-технической базы (здания, складские помеще­ния, прогрессивные виды оборудования и т.п.) Следствием этого является несо­вершенная инфраструктура каналов сбыта, как в оптовом, так и в розничном звене торговли. Она порождает необоснованное наращивание цен, затрудняет решение проблемы ответственности продавцов за безопасность и качество реа­лизуемых товаров, расширяет возможности торговли по реализации контрафактной и фальсифицированной продукции.

Четвертой проблемой является несовершенство государственной системы контроля качества и безопасности товаров и услуг, которая содержит элементы дублирования функций отдельных контрольных (надзорных и правоохранительных) органов, и в то же время не обеспечивает полное предотвращение по­ступления на рынок опасных для жизни и здоровья населения товаров. Пятая проблема – несовершенство информационной системы в торговле, несоответст­вие, как нуждам потребителей, так и нуждам предприятий оптового и рознич­ного звеньев торговли. Это несоответствие существенным образом увеличивает рыночную неопределенность и возлагает непроизводительные издержки, как на торговые предприятия, так и на потребителей, негативно сказываясь на разви­тии всего потребительского рынка.

В качестве шестой проблемы необходимо выделить слабое развитие в от­расли ее оптового звена, а также вертикальной интеграции, т.е. организацион­ных форм, соединяющих производство, опт и розницу на достаточно широких товарных рынках. Это существенно сказывается на процессах кредитования отечественной промышленности, для которой отсутствие достаточных оборотных средств в последнее время стало одним из наиболее важных факторов, препятствующих росту производства.

Среди множества проблем, с которыми сталкивается в настоящее время отечественная промышленность, работающая на потребительский рынок, непо­средственное отношение к внутренней торговле имеют следующие:

·       Недостаточное по масштабам и несистематическое кредитование торговыми предприятиями выпуска промышленной продукции промышленно­стью.

·       Относительно малые объемы оптовых закупок произведенной про­дукции, преобладание прямых закупок розничными торговыми предприятиями (30% от общих объемов).

Наличие обеих названных проблем не позволяет рынку в полной мере выполнять свою функцию преобразователя конечного потребительского спроса в прямые заказы производству, увеличивает трансакционные издержки произ­водителей, связанные со сбытом продукции, ограничивает временные рамки планирования производства и не позволяет в должной мере использовать эко­номию на объемах производства.

Обе указанные проблемы являются следствием недостаточного развития сети предприятий внутренней торговли, низким уровнем обеспеченности обо­ротным капиталом, слабым развитием оптового звена внутренней торговли.

Для решения вопросов стратегического и оперативного управления по­требительским рынком, в России существует определенная система органов власти.

Кроме того проблемы развития потребительского рынка на «местном» потребительском рынке сводятся к:

1. низкой насыщенности потребительского рынка города в товарах местного производства;

2. низкому уровню технического, финансового, управленческого по­тенциала отраслей.

3. низкому уровню качества и культуры обслуживания.

 

1.3. Особенности государственного и муниципального регулирования рынка потребительских товаров

 

Рыночная экономика не исключает, но предполагает государ­ственное и муниципальное регулирование, под которым понимается комплексная система мер, осуществляемых государством и местными органами власти, по созданию предпо­сылок для эффективного развития рыночной экономики. Вмешательство государства в функционирование рыночного механизма основывается на симбиозе элементов различных теорий регулирова­ния – концепций кейнсианства (Дж.М. Кейнс, Дж.В. Робинсон), монетаризма (М. Фридмен), конвергенции социально-экономичес­ких систем (Дж.К. Гэлбрейт, У. Ростоу, Я. Тинберген). Данные тео­рии были разработаны применительно к условиям развитых рыноч­ных отношений, но в чистом виде ни одна из них практически не применяется. Привлекательность каждой теории проявляется на оп­ределенной стадии развития общества.[12]

Воздействие государства различается по методам, объемам, сфе­рам деятельности и осуществляется по следующим направлениям:

·          регулирование денежного обращения через бюджетную, денеж­но-кредитную, налоговую политику;

·          регулирование пропорций воспроизводства и структурного раз­вития экономики;

·          разработка системы приоритетных целевых программ для дос­тижения ключевых параметров состояния экономики или отдель­ных ее отраслей, или направлений;

·          установление социальных, гуманитарных, экологических норм;

·          нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги, такие, как предметы первой необходимости, основные продукты питания, коммунальные услуги и др.;

·          введение стандартов качества продукции и услуг;

·          определение требований к статистической, бухгалтерское и иной информации, предоставляемой хозяйствующими субъектам), в го­сударственные органы.

Существуют следующие методы государственного регулирования потребительского рынка:

·          правовые, придающие цивилизованные формы рыночным от­ношениям (антимонопольное законодательство, порядок функцио­нирования бирж, правила обязательной сертификации продукции и услуг и др.);

·          финансово-экономические (налоги, льготы по налогам, креди­ты, дотации, государственные программы и др.);

·          социальные (установление минимальной заработной платы, пенсий, пособий и др.).

Перечисленные методы можно разделить на:

·          прямые (общегосударственные программы для влияния на мак­роэкономические пропорции и структурную перестройку экономи­ки, бюджетное финансирование, субсидии, субвенции, государ­ственный заказ);

·          косвенные (финансовая политика, налоговая политика, условия и направления кредитования, регулирование внешнеэкономичес­кой деятельности через тарифы, пошлины, лицензирование и др.).

Государство осуществляет регулирование на основе демократи­зации и децентрализации функций при передаче многих полномо­чий по регулированию рыночной экономики на региональные уровни или демократическим институтам, представляющим интересы раз­личных объединений граждан.

Сертификация продукции и услуг

Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» установил правовые основы обя­зательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Закон определил сертификацию как деятельность по подтверж­дению соответствия продукции установленным требованиям. Под сертификатом понимается «документ, выданный по правилам сер­тификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям».[13] Наряду с сертификатом используется знак соответствия – «зарегистрированный в установ­ленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркиро­ванной им продукции установленным требованиям» (ст. 6).

Согласно ст. 1 данного Закона целями сертификации являются:

·          создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Рос­сийской Федерации, а также для участия в международном эконо­мическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

·          содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

·          защита потребителя от недобросовестности изготовителя (про­давца, исполнителя);

·          контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

·          подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.[14]

Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метро­логии и сертификации (Госстандартом России) определена номен­клатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертифика­ции в Российской Федерации. Этот документ включает в себя раз­личные товарные группы; машиностроительного комплекса; элект­ротехнической, электронной и приборостроительной промышленности; сельскохозяйственного производства и пищевой промыш­ленности; легкой промышленности и др.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О стандарти­зации» от 10 июня 1993 г. №5154-1 изготовители (продавцы, испол­нители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории России, обязаны «реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата выданного или признан­ного уполномоченным на то органом». Более того, «приостанавли­вать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на со­ответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостанов­лено либо отменено решением органов по сертификации».[15]

Требования Закона распространяются и на продукцию, ввози­мую из-за рубежа. Ст. 14 предусматривает необходимость наличия в условиях контрактов (договоров) на поставку продукции, подлежа­щей обязательной сертификации, сертификата и знака соответствия. Причем требуется признание или выдача названных документов уполномоченным на то органом Российской Федерации.

Положения Закона «О сертификации продукции и услуг» нашли отражение в других законодательных актах Российской Федерации – в Кодексе Российской Федерации об административных правонару­шениях, в законах Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 г. №2859-1, «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. №1488-1, «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. №1545-1, «О товарных биржах и биржевой торговле» от 30 апреля 1993 г. №4919-1, в Таможенном кодексе Российской Федерации.

Государственная защита прав потребителей

Государственная защита прав потребителей закреплена Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1.

Закон регулирует отношения, возникающие у субъектов сферы обращения, при продаже товаров, оказании услуг, выполнении ра­бот. В нем декларировано право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. Закон наделил потребителей правом получения информации о товарах, их изготовителях, продавцах; гарантировал государственную и обще­ственную защиту интересов потребителей и определил механизм реализации этих прав.

В ст. 4 Закона определено понятие «качество товара (работы, ус­луги)», что позволяет во многом снять потенциальные разногласия между потребителями и продавцами. Предусмотрены права и обя­занности изготовителя (исполнителя, продавца) по установлению срока службы и срока годности товара, а также гарантийного срока его использования. В ст. 5 (п. 5) подчеркнуто: «продажа товара по истечению установленного срока годности, а также товара, на ко­торый должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, запрещается».[16]

В ст. 7 (п. 14) четко обозначена ответственность изготовителя за безопасность товара, которая должна обеспечиваться в течение ус­тановленного срока службы или срока годности. Запрещена «прода­жа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе им­портного товара, без информации о проведении обязательной сер­тификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям... безопасности».[17]

Указана ответственность продавца за нарушение прав потребителя на информацию о производителе, продавце, товаре (ст. 8–12). В до­кументе отмечено: «Потребитель вправе потребовать предоставле­ния необходимой и достоверной информации об изготовителе (ис­полнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им това­рах (работах, услугах)».[18] До сведения потребителя должна быть дове­дена информация о государственной регистрации, наименовании организации-продавца, ее юридическом адресе. Информация о то­варах должна содержать:

·          обозначения стандартов, которым им надлежит соответствовать;

·          сведения об основных потребительских свойствах;

·          цену;

·          условия приобретения;

·          гарантийный срок;

·          правила использования товаров.

Более жесткие требования предъявляются к информации о про­дуктах питания – необходимо наличие данных о составе, в том чис­ле о пищевых добавках, весе, объеме, калорийности, содержании вредных для здоровья веществ, противопоказаний к употреблению.

Предусмотрена ответственность продавца (изготовителя) за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя (ст. 13, 14). В Законе записано: «убытки, причиненные потребителю, подле­жат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной настоящим Законом или договором» и, более того, «уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем».[19]

Отдельная глава Закона – «Защита прав потребителей при про­даже товаров потребителям» – регламентирует взаимоотношения продавца и покупателя при продаже товара ненадлежащего качества.

Установлены сроки предъявления потребителем требований от­носительно недостатков товаров. В п. 1 ст. 19, в частности, указано: «...В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить ... требо­вания, если недостатки товаров обнаружены в течение шести меся­цев со дня передачи их потребителю...».[20]

Предусмотрены и сроки удовлетворения претензий потребите­ля, обнаружившего недостатки товара (ст. 20–22): недостатки, об­наруженные в товаре, должны быть устранены в течение 20 дней со дня предъявления потребителем требований. Более того, на период ремонта товаров длительного пользования потребителю в 7-днев­ный срок должны предоставить аналогичный товар. Право потреби­теля о замене товара ненадлежащего качества подлежит удовлетво­рению в 7-дневный срок, а если имеется необходимость в дополни­тельной экспертизе качества товара – в течение 20 дней.

В ст. 23 Закона определена ответственность продавца за просроч­ку выполнения требований потребителя: «Продавец (изготовитель)... уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара».[21]

В соответствии с Законом права потребителя подлежат государ­ственной и общественной защите.

Экономические методы регулирования товарного обращения

Анализ сложившихся структур сферы товарного обращения по­казывает, что новые системообразующие элементы, действующие в настоящее время на рынке, сформировались в сложных условиях переходного периода при отсутствии адекватного хозяйственного механизма, способного в достаточной мере обеспечить взаимоувяз­ку интересов товаропроизводителей, предприятий оптовой и роз­ничной торговли, потребителей товаров. В силу функциональных воз­можностей и экономико-правового статуса торговые организации не в состоянии решить задачи, возложенные на них обществом.

Значительные структурные изменения в системе управления тор­говлей как единой отрасли, произошедшие в ходе экономических реформ, оказали негативное воздействие на состояние потребительского рынка, так как во многом была утрачена возможность коор­динации деятельности по товарному наполнению рынка и движе­нию товаропотоков.

Эффективного функционирования предприятий различных форм собственности в рыночных условиях, а также обеспечения соци­альных приоритетов с точки зрения общественного развития можно достичь путем регулирования процессов, происходящих в сфере то­варного обращения, что присуще развитому рыночному механизму.

Регулирование товарного обращения осуществляется в форме сочетания государственного регулирования как целевого воздействия на все уровни управления, вплоть до самых нижних, и внутрисис­темного саморегулирования предприятий оптовой и розничной тор­говли.

Необходимость государственного регулирования на рынке потре­бительских товаров определяется следующими факторами:

·          отсутствие адекватного рыночного механизма, заменяющего систему централизованного доведения товаров до потребителей;

·          различный уровень развития рыночных отношений в сфере про­изводства и сфере обращения;

·          значительная дифференциация потребительского рынка, свя­занная с резким социальным расслоением населения;

·          требование координации формирования и распределения то­варных ресурсов в связи со значительными объемами их завоза из стран СНГ и по импорту;

·          незаинтересованность коммерческих структур в обеспечении потребности рынка в товарах как по объему, так и по ассортименту.[22]

Существуют экономические, административные, организацион­ные методы государственного регулирования товарного обращения, что обусловлено спецификой переходного периода. Однако в соот­ветствии с рыночными законами хозяйствования основным мето­дом является экономический, т.е. непосредственное или косвенное воздействие на товарное обращение как систему с помощью раз­личных экономических инструментов.

Непосредственное воздействие государства на товарное обраще­ние происходит при формировании товарных ресурсов (прежде все­го по социально значимым товарам первой необходимости и това­рам массового спроса).

Прямое воздействие государства на формирование товарного обеспечения происходит путем установления определенных объе­мов закупок и поставок товаров, в первую очередь для государствен­ных нужд, являющихся обязательными к исполнению для предпри­ятий любых форм собственности и обеспечения некоторых объемов поставок и реализации товаров в целях поддержания необходимого уровня потребления товаров населением.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 г. для образования федеральных продовольственных фондов Указом Президента и постановлением Правительства Российской Федера­ции утверждаются объемы и ассортимент поставок продовольствия, министерства и ведомства, ответственные за закупку и поставку товаров по федеральным фондам и выступающие в качестве госза­казчика, а также категории потребителей. Указанные фонды созда­ются по основным продовольственным товарам (зерно, мясо и мя­сопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, рыбопродукты, са­хар, растительное масло, картофель и овощи) для удовлетворения потребностей военнослужащих и приравненных к ним категорий потребителей, для снабжения районов Крайнего Севера, экологи­чески загрязненных районов и приравненных к ним местностей, частичного обеспечения городов Москвы и Санкт-Петербурга и на другие государственные нужды.[23] В этой связи отметим, что стабили­зация рынка продовольственных товаров, особенно в 1993–1994 гг., была во многом обусловлена формированием федеральных продо­вольственных фондов.

Государство принимает непосредственное участие в установле­нии хозяйственных связей, а также сохраняет в собственности ряд предприятий сферы товарного обращения, обеспечивающих обще­государственные интересы (например, оптовые предприятия, обес­печивающие товародвижение продукции, имеющей стратегическое значение: накопительные склады для снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, холодильники и объек­ты складского хозяйства для формирования федеральных фондов, оптовые предприятия, осуществляющие хранение мобилизационных запасов и резервов правительства и др.).

Государство в лице уполномоченных на это органов координиру­ет деятельность всех участников процесса по формированию товар­ных ресурсов и стабилизации положения на потребительском рын­ке, в частности; поставки товаров по федеральным фондам и фон­дам для иных государственных нужд; завоз товаров по межправи­тельственным соглашениям из стран СНГ; закупки по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств. Эта работа осу­ществляется на основе соглашений, которые определяют механизм взаимодействия государства и коммерческих структур различных форм собственности и сфер деятельности по выполнению целевых госу­дарственных программ, а также разграничивают функции и опреде­ляют права и обязанности сторон по деятельности на рынках опре­деленных групп товаров.

Косвенное воздействие государства на товарное обращение про­исходит посредством применения экономических рычагов стимулирования промышленных и торговых предприятий, использова­ния кредитно-финансовой системы, тарифов на услуги (напри­мер, на перевозку грузов), влияния на ценовую политику пред­приятий. К участию в реализации социально значимых программ (например, по снабжению районов Крайнего Севера) привлека­ются предприятия, которым обеспечивается финансовая поддерж­ка через предоставление целевых или льготных кредитов и кото­рые получают также определенные налоговые льготы, что способ­ствует пополнению собственных оборотных средств.

В то же время оптимальное сочетание экономических, админис­тративных и организационных методов регулирования товарного обращения определяется на региональных уровнях в соответствии с особенностями хозяйствования субъектов системы. Местные орга­ны власти вправе решать вопросы предоставления целевых кредитов и формирования заказа на товары массового спроса и социально значимые товары; освобождения от уплаты налога на прибыль, за­числяемого в местный бюджет; местных налогов и сборов, комму­нальных платежей при закупках, накоплении и реализации этих то­варов. Возможно установление обязательного ассортиментного пе­речня для оптовых и розничных предприятий, действующих в реги­оне, а также определение минимальных требований к деятельности предприятий при выдаче лицензий на оптовую и розничную тор­говлю. При этом обязателен контроль за качеством товаров, ассор­тиментом, соблюдением правил торговли, выполнением условий договоров и норм законодательных актов с применением установ­ленных законами санкций к предприятиям-нарушителям.



[1] Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. М., 2001. С. 48

[2] Тотьев К.Ю. Антимонопольное право России. М., 2001. С. 23-25

[3] Об акционерных обществах: Закон РФ от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ // Собрание законодательства. 1996. №1 Ст.1

[4] Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (с изменения­ми от 11 марта 1999 г.: Приказ Государственного Комитета по антимонопольной политике РФ от 20 декабря 1996 г. №169

[5] Торговое дело: экономика, маркетинг, организация // Под ред. Л.А. Брагина и Т.П. Данько. М., 2001. С. 34

[6] Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М., 2002. С. 95

[7] Там же

[8] Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов. М., 2002. С. 5

[9] Пискарев А.С. Потребительский рынок области: от января до октября // Товарный рынок. 2002. 25 октября

[10] Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. М., 2002. С. 16-17

[11] Цены и ценообразование: Учебник // Под ред. И.К. Салимжанова. М., 2001. С. 7-8

[12] Государственное регулирование экономики // Под ред. Т.Г. Морозовой. М., 2002. С. 55

[13] О сертификации продукции и услуг: Закон РФ от 10 июня 1993 г. №5151-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. №26. Ст. 966

[14] Там же

[15] ст. 13 О стандартизации: Закон РФ от  10 июня 1993 г. №5154-1 // ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №25. Ст.917

[16] О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1   // Собрание законодательства. 1996. №3. Ст.140

[17] О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1  

[18] О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1

[19] О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1   // Собрание законодательства. 1996. №3. Ст.140

[20] Там же

[21] О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1   // Собрание законодательства. 1996. №3. Ст.140

[22] Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. М., 2000. С. 119

[23] О поставках продукции и товаров для государственных нужд: Закон РФ от  13 декабря 1994 г. №6-ФЗ // Собрание законодательства. 1994. №34. Ст.3540

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!