Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1.1. Понятие, структура и сущность потребительского рынка
Рынок выражает собой систему экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу купли-продажи товаров, услуг и других объектов, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.
В зависимости от объектов купли-продажи общий рынок товаров (услуг) делится на рынок товаров и услуг (товаров широкого потребления), рынок факторов производства и финансовый рынок.
Структура всех этих рынков чрезвычайно разнообразна и каждому из них присущи свои институты, обеспечивающие экономические связи между продавцами и покупателями.
Потребительский рынок товаров представляет собой отношения купли-продажи со своей иерархией и структурой.
Основа рыночной деятельности – процесс обмена товаров, совершающийся при помощи рыночного механизма. Этот процесс определяет движение товарной массы и встречное движение денежных средств. В отношения купли-продажи вступают субъекты рынка – продавцы и покупатели.
Объектом отношений купли-продажи является товар, потребительские, меновые и стоимостные свойства которого оказывают влияние на процесс товарно-денежного обращения и его эффективность.
Потребительский рынок делится по секторам – видам продаваемых товаров и товарных групп. В свою очередь каждый из указанных секторов подразделяется на оптовый, рыночный и биржевой рынки товаров. Кроме того, отдельными исследованиями охватываются рынки предприятий различных форм собственности, а также рынки организованной и неорганизованной торговли.
Функции потребительского рынка можно свести к решению следующих задач:
· насыщение потребностей населения и других участников потребительского рынка в материальных благах и услугах потребительского назначения в соответствии с их доходами и потребительскими предпочтениями;
· согласование разноплановых экономических интересов продавцов и покупателей на основе эквивалентно-возмездных форм рыночных отношений;
· определение количественных и качественных пропорций в структуре спроса и предложения на потребительском рынке и регулирование цен.
Структура потребительского рынка представлена, в основном, тремя крупными сегментами:
· рынком продовольственных товаров;
· рынком непродовольственных товаров;
· рынком потребительских услуг.[1]
Структура и инфраструктура потребительского рынка имеет не только экономическую природу, но она регулируется и нормативными актами. Формирование и регулирование структуры потребительского рынка осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами.
Так, в Постановлении Правительства от 1996 г. потребительские рынки рассматриваются как система субъектов экономики и их отношений (производителей и потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения. Данный подход к пониманию сущности потребительского рынка позволяет выделить основные структурные элементы потребительского рынка. К ним относятся: 1) изготовители (производители) товара; 2) сбытовые структуры и сети; 3) потребители.
Производители товара – это первый структурный элемент потребительского рынка. Ими являются заводы, фабрики, производственные объединения и т.д., которые создаются и функционируют в определенных законом организационно-правовых формах. Основной целью деятельности производственных предприятий является изготовление товаров. Однако в условиях рынка им самостоятельно приходится решать сложнейшие задачи сбыта собственной продукции, т.е. заниматься коммерческой деятельностью. В этих целях на производящих предприятиях создаются специальные службы (отделы). Ими могут быть служба сбыта и снабжения, маркетинговые или коммерческие отделы. Они не являются самостоятельными юридическими лицами.
Налаживание сбыта – это непривычная для отечественного производителя задача, т.к. в советские времена осуществлялось плановое распределение продукции. В настоящее время существует два основных способа реализации товаров: работа на заказ (заранее известный рынок) и работа на свободный рынок. В первом случае реализация осуществляется в соответствии с портфелем имеющихся заказов. Она осуществляется по уже заключенным договорам и предварительным соглашениям о поставках произведенной продукции. При этом в договорах заранее оговариваются сроки, технические характеристики товаров, объемы поставок, цепа и др. Основная проблема состоит в исполнении договорной дисциплины. Производитель должен своевременно произвести и предоставить соответствующий вид товара потребителю, а последний в указанные в договоре сроки принять и оплатить поставленные товары. Подобные отношения чаще всего оформляются договорами подряда, возмездного оказания услуг, поставки и др. Они характерны для предприятий обслуживания, строительства, машиностроительного комплекса.
При втором способе предприятие выпускает продукцию без заранее установленных качественных и количественных характеристик. В большинстве случаев здесь применяются договора купли-продажи, реже товарообменные сделки (мена, бартер). Работа на свободном рынке требует от предприятия хорошего знания конъюнктуры, спроса и предложения на производимые товары, их постоянного обновления. Учитывая высокий уровень конкуренции на таком рынке, деятельность предприятия, естественно, должна строиться на основании норм антимонопольного законодательства.[2]
Особая роль в реализации товара на предприятиях принадлежит сбытовым структурам производственной организации. Их деятельность строится как на основе норм, издаваемых органами федеральной власти, субъектов Федерации и органами местного самоуправления, так и локальных норм, тиражируемых руководством предприятия (приказы, распоряжения, указания, правила внутреннего распорядка, функциональные обязанности и т.д.). Они непосредственно участвуют в отношениях регулируемых гражданско-правовыми актами. Например, если предприятие создано в форме акционерного общества, то его сбытовые структуры активно участвуют в реализации стратегических целевых установок, принятых общим собранием акционеров, представляющим собой в соответствии с федеральным Законом «Об акционерных обществах» высший орган управления. Общее собрание акционеров вправе заслушивать отчеты руководителей сбытовых структур об их деятельности, планируемых сделках.[3] Гражданским законодательством регулируется их деятельность по подготовке и составлению договоров купли-продажи, мены, перевозки и хранения на товарном складе, страховании товара и др. В их функции входит изучение товарного рынка, распространение информации о выводимой на рынок продукции. Эта деятельность также законодательно регулируется. В действие вступают Федеральные законы «О средствах массовой информации» (от 27.12.1991 г.), «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20.02.1995 г.), «О рекламе» (от 18 июля 1995 г.) и ряд других. Деятельность сбытовых организаций может быть непосредственно взаимосвязана с вопросами сертификации, лицензирования, стандартизации, которые также регулируются соответствующим законодательством. Словом, любая разрабатываемая сбытовой структурой схема коммерческой (торговой) операции должна подчиняться не только правилам экономической целесообразности, но и строиться на основе действующего законодательства.
Каналы распределения могут быть традиционными, вертикальными и горизонтальными. Традиционные каналы представлены независимыми посредниками, которые не связаны между собой и действуют на свой риск. В качестве независимых посредников могут выступать индивидуальные предприниматели и юридические лица. В настоящее время в мировой практике получили широкое распространение вертикальные каналы распределения, в которых производитель и посредники действуют как единое целое, составляют систему. В этом случае один из членов канала является владельцем остальных, либо представляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их сотрудничество. Такие каналы работают в наиболее оптимальном режиме. Горизонтальные каналы распределения, которые создаются несколькими предприятиями в целях обеспечения сбыта собственной продукции. В последнее время такая система сбыта получила достаточно большое распространение. Выделяют два вида создания таких сетей сбыта: сбытовую и производственно-сбытовую кооперацию.
Что же характеризует потребительский рынок?
Прежде всего это рынок, который представлен сферой обращения товара, т.е. множеством операций по его продвижению от производителя к потребителю, сопровождающихся как сделками по переходу прав собственности на него от одного лица к другому, так и сделками сопутствующими и содействующими этому переходу. Такими сделками могут быть сделки купли-продажи и мены. В продвижении товара могут применяться и такие посреднические сделки как поручения, комиссии, агентские и др. Учитывая, что товар при перемещении к потребителю может быть подвергнут хранению и транспортировке, речь может идти и о сделках, связанных со складированием товара, его перевозкой. Кроме того, необходимость информирования потребителя о товаре приводит к необходимости заключения коммуникационных сделок (рекламных, пропагандистских, стимулирующих сбыт и т.д.). Следовательно, сфера обращения одного товара на товарном рынке может быть очень многообразной, связанной с проведением целого комплекса сделок, прежде чем он попадет к конечному потребителю.
Сфера обращения товара определяется экономической возможностью приобретения товара на территории РФ или ее части и отсутствием этой возможности за ее пределами. Здесь законодатель выделяет два серьезных и взаимосвязанных друг с другом момента:
а) экономическая возможность приобретения товара;
б) территория товарного рынка.
Понятие экономическая возможность законодатель не расшифровывает. Однако можно предположить, что оно означает наличие данного товара или его заменителя на отечественном рынке, платежеспособность потребителя, возможность использования транспортных средств, способных доставить потребителя к месту нахождения товара. Поэтому, если у потребителя есть возможность добраться за конкретным товаром (или его заменителем) в любую точку российской территории, то такой рынок подпадает под критерии товарного. Отсутствие экономической возможности означает, что потребитель не в состоянии по каким-либо причинам (например, в силу неплатежеспособности) приобрести данный товар или его заменитель.
Сложным и юридически недостаточно проработанным является вопрос о территориальных границах потребительского рынка. Не вызывает серьезных трудностей выделение общероссийского потребительского рынка. Значительно сложнее обстоит дело, когда речь идет о части территории РФ. В частности, возникает вопрос: как юридически безошибочно очертить границы потребительского рынка, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории или отсутствия такой возможности за ее пределами? В определенной мере ответ на него содержится в Приказе ГКАП (Государственный Комитет по антимонопольной политике) РФ от 20 декабря 1996 г. №169 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» (с изменениями от 11 марта 1999 г.).[4] Этим приказом утверждаются понятия продуктовых (товарных) и географических (территориальных) границ потребительского рынка. Продуктовые (товарные) границы потребительского рынка – это группа (набор) взаимозаменяемых товаров.
Географические (территориальные) границы потребительского рынка – территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами. Они определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Эти границы определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. При установлении территории рынка исходят также из принципа признания покупателями равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать, как один и тот же географический рынок данного товара.
При определении географических границ потребительского рынка учитываются следующие факторы:
· возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок. Это означает доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу, незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу;
· возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок. Это предполагает незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю, сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки, отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров и прочее;
· сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого потребительского рынка.
В условиях экономической нестабильности в нашей стране, реформирования отношений собственности и действия ряда других макроэкономических факторов, определяющих параметры функционирования национального хозяйства, в настоящее время произошло значительное изменение ситуации на потребительском рынке.
К особенностям состояния рынка переходного периода можно отнести:
в области предложения:
· устойчивую тенденцию спада товарного производства в отечественной промышленности и сельском хозяйстве, усиленную структурным характером процесса;
· сокращение поступления товаров по межправительственным соглашениям из стран СНГ;
· незначительный объем закупок по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств;
· заметный недостаток предложения дешевых товаров массового спроса, прежде всего товаров первой необходимости и товаров для детей;
· снижение качества товаров, в том числе импортных; появление на рынке множества фальсифицированных товаров;
· относительную насыщенность рынка потребительских товаров.
в области спроса:
· снижение платежеспособного спроса в связи с падением уровня жизни основной части населения;
· резкую дифференциацию спроса как по объему, так и по структуре по группам населения, имеющим различный среднедушевой доход. Анализ диспропорций, возникших в процессе развития потребительского рынка, выявил их прямую связь с ходом экономических реформ. С одной стороны, количество товаров, вовлеченных в рыночный оборот, резко увеличилось; с другой стороны, покупатели и производители (продавцы) стали самостоятельно решать вопросы закупок и поставок.
Определяющее значение при формировании цен на товары имеют не столько потребительские качества товаров и общественно необходимые затраты на их производство, сколько условия приобретения и доставки товаров на рынок продавцами.
Таким образом, стабилизация положения на рынке стала во многом определяться действиями оптовых посредников, их количеством и организационно-экономическими условиями деятельности.
Специфической чертой современного этапа переходного периода отечественной экономики является наличие так называемого неорганизованного рынка (в том числе и «челночного бизнеса»). О его важной роли в формировании товарного предложения свидетельствует тот факт, что в 1998 г. оборот от неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил 25–28% от общего объема розничного товарооборота во всех каналах реализации (в 1997 г. – 28,4%).[5] Вместе с тем следует отметить возросшее в последнее время стремление государственных органов ограничить этот вид предпринимательской активности посредством ужесточения таможенного законодательства.
Наиболее благоприятные условия для развития частного предпринимательства создавались в сфере обращения – на начало 1998 г., т.е. до августовского кризиса на долю предприятий негосударственной формы собственности в розничном товарообороте приходилось 92%.
За последние несколько лет на фоне общей, присущей всем типам магазинов (продовольственные, непродовольственные, смешанные) тенденции увеличения их числа отмечается резкий рост (примерно в 10 раз) торговых предприятий, реализующих смешанный ассортимент товаров.
Подобное обстоятельство обусловлено рядом причин, причем не только экономического характера. Среди основных причин – наличие существенного элемента случайности в установлении связей с поставщиками, особенно наиболее выгодных «прямых» контактов. Стремление получить прибыль заставляет реализовывать любой «ходовой» товар. Другая причина носит юридический характер: нормативные документы, регламентирующие специализацию магазинов негосударственной формы собственности, отсутствуют.
Удельный вес торговых фирм в общем числе приватизированных предприятий во всех отраслях национальной экономики в начале 2002 г. составил 29,3%. К июню 2002 г. он снизился до 26,3%, что связано с продолжающимся акционированием предприятий промышленности.[6]
Рост сети торговых компаний сопровождался увеличением численности занятых в розничной торговле и общественном питании – с 3058 тыс. человек в среднем за 1994 г. до 3350 тыс. человек в 2002 г., (т.е. 9,5%). Фактическая же численность лиц, занимающихся торговым бизнесом, по оценке экспертов, примерно в два раза больше.[7]
Особенности экономического развития страны нашли отражение в динамике основных показателей, характеризующих изменение состояния потребительского рынка за последние годы.
За 1990–2002 гг. качество питания населения заметно ухудшилось. Потребление рыбы и рыбопродуктов упало в 2,5 раза, составив лишь 44% от научно обоснованной нормы. Такое же положение с потреблением важнейших для жизнедеятельности человека продуктов – овощей и бахчевых культур. Низкий платежеспособный спрос нашел отражение в восполнении ежедневного рациона за счет наиболее дешевых продуктов – картофеля и хлеба, потребление которых превысило рациональные нормы соответственно на 28,9 и 7,3%. «У большинства россиян выявляются нарушения питания, обусловленные как недостаточным потреблением пищевых веществ, в первую очередь витаминов, кальция, йода, железа, фтора, селена и других макро- и микроэлементов, полноценных белков, так и нерациональным их соотношением. Вследствие этого ухудшаются показатели здоровья и антропометрические характеристики детей».[8]
В целом тенденции развития потребительского рынка, в полной мере отражая ошибки и просчеты в управлении национальной экономикой, тем не менее свидетельствуют о движении сферы обращения по пути рыночных реформ.
1.2. Современное состояние и оценка развития потребительского рынка
Россия вступила в 21 век в условиях заметного оживления экономики, преодолев наиболее острые последствия финансового и экономического кризиса 1998 года. Этому способствовали как усилия Правительства по стабилизации экономики и финансов в посткризисный период, так и в целом благоприятные для России внешние условия, сформировавшиеся в последние два года.
В текущем 2003 году, так же как и в 2001-2002 годах, потребительский рынок России демонстрирует значительный рост объема оборота розничной торговли при продолжающемся снижении темпов роста платных услуг населению.
Развитие рынка платных услуг населению в текущем году характеризуется дальнейшим снижением темпов роста объемов платных услуг населению по сравнению с соответствующим периодом 2001 года. В сентябре населению было оказано платных услуг на 94,8 млрд. руб., в сопоставимых ценах объем вырос на 0,2% к сентябрю 2001 года.
За январь-сентябрь 2002 г. объем платных услуг составил 767,7 млрд. руб., с приростом в фактических ценах на 29,7%, тогда как в сопоставимых ценах объем вырос лишь на 0,5%, что ниже показателя 2001 года за соответствующий период на 3,6 пункта.
Замедление динамики платных услуг происходит в условиях значительного роста цен практически на все виды платных услуг, опережающего рост цен на товары.
При этом если в целом за январь-сентябрь цены на услуги выросли на 29%, то на жилищно-коммунальные услуги рост составил 40,2%, (объем этих услуг составляет около четверти всего объема услуг населению), услуги связи – 29%, медицинские услуги – 25,8 процента.
Сохраняется тенденция снижения физических объемов по тем видам услуг, где цены и тарифы растут наиболее высокими темпами.
Падение потребления платных услуг санаторно-оздоровительных учреждений на 12,6% по сравнению с соответствующим периодом 2001 года произошло в основном в результате введения нового порядка оплаты соцстраховских путевок, что значительно увеличило реальную стоимость этого вида услуг для населения, а также высокого уровня цен на услуги пассажирского транспорта.
Сокращение по коммунальным услугам составило – 6,0%, услугам пассажирского транспорта – 3,8%, жилищным услугам, включая услуги гостиниц – 3,2 процента. Исключение составили услуги связи за счет роста их потребления в средне- и высокодоходных группах населения.
Снижение объема фактического поступления средств от населения за оплату жилищно-коммунальных услуг обусловливается в первую очередь, ростом числа семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, которое увеличилось по сравнению с первым полугодием прошлого года почти в 1,4 раза (на 1 млн. 312 тысяч семей). Сумма субсидий превысила 6 млрд. рублей, что в 2,6 раза выше соответствующего периода прошлого года и по отношению к общему объему платных жилищно-коммунальных услуг составляет 5 процентов.
Уменьшение физического объема услуг пассажирского транспорта, в частности, железнодорожного, происходит на фоне продолжающегося роста цен и тарифов и изменения потребительских предпочтений, когда население более активно использует личный и служебный транспорт для поездок на средние расстояния. С ростом доходов населения изменяется поведение потребителя и его приоритеты.
Продолжается снижение физических объемов по одним видам бытовых услуг, таким, как ремонт и пошив одежды и трикотажных изделий (на 7,9% к соответствующему периоду прошлого года), ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов (на 8,2%), услуги прачечных (на 8,9%), бань и душевых (на 4,6%), ремонт и пошив обуви (на 3,7%), тогда как по другим видам продолжается рост (техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, услуги фотографий, парикмахерских).
Сохраняется рост услуг в социальной сфере (медицина, образование, культура, физкультура и спорт), который происходит в основном за счет средне и высокодоходных групп населения.
Значительными темпами растут объемы услуг физкультуры и спорта, чему способствовало расширение сети этих учреждений различных форм собственности, и в настоящее время в сфере физкультуры и спорта функционирует более полутора тысяч малых предприятий.
Прирост оборота розничной торговли за январь-сентябрь 2002 г. составил 8,9% к соответствующему периоду 2001 года, в том числе в сентябре – 9,7 процента.
В январе-сентябре 2002 года оборот розничной торговли формировался в значительной степени за счет продажи товаров организациями торговли. Оборот розничной торговли торгующих организаций увеличился на 9,8%, прирост объема продаж товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составил 6,2 процента.
Темпы продаж продовольственных и непродовольственных товаров в январе-сентябре текущего года против, соответствующего периода 2001 года составили 110% и 108% соответственно.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в январе-сентябре 2002 г. составил 46,8%, непродовольственных товаров – 53,2% (в январе-сентябре 2001 г. – соответственно 46,2% и 53,8 процента).
Товарная насыщенность потребительского рынка соответствовала платежеспособному спросу населения на важнейшие виды продовольственных и непродовольственных товаров.
Объем товарных запасов в организациях розничной торговли остается на уровне 33-35 дней торговли.
В отраслях, выпускающих продукцию для населения, прирост цен сохранится более низким, чем в базовых отраслях – в меру инфляции на потребительском рынке (пищевая, легкая промышленность, другие подотрасли, производящие товары для населения). Низкая динамика цен будет обусловлена ростом предложения и конкуренции, сближением цен на отечественные и импортные продукты, а также спросовыми ограничениями населения (рост спроса и цен может происходить в периоды повышения доходов низкооплачиваемых групп населения).
На потребительском рынке темпы прироста цен на товары и услуги будут снижаться. Прирост цен и тарифов на услуги будет опережать прирост цен на товары в 1,5-2 раза. По мере снижения инфляции эта разница будет увеличиваться.
В 2003 году уровень развития производства потребительских товаров в значительной мере определяется динамикой производства продукции по лицензиям ведущих мировых производителей на основе применения отечественных компонентов, материалов и сырья.
Предусматривается сохранение тенденции роста объемов выпуска цветных телевизоров, звуковоспроизводящей и звукозаписывающей радиоаппаратуры, электропылесосов с использованием импортных комплектующих изделий. Ожидается продолжение сотрудничества с ведущими зарубежными производителями товаров бытовой техники, как в части технического совершенствования, так и развития ее экспорта. При этом предполагается сохранение тенденции сокращения доли импорта готовой продукции.[9]
В связи с тем, что процесс функционирования потребительского рынка включает в себя все стороны, имеющие различные интересы (государство, предприниматели, население), каждая сталкивается с определенным кругом проблем ее развития на современном этапе. Кроме того, состояние внутренней торговли затрагивает, и интересы значительной части отечественных товаропроизводителей.
Основной среди проблем, которые видят в современном состоянии торговли потребители, является проблема слишком высокого уровня цен на потребительские товары и услуги по отношению к доходам значительной части населения. Кроме того, к числу важнейших должна быть отнесена и проблема несоответствия цены и качества товара или услуги, что имеет несколько различных форм выражения.
Во-первых, это слишком высокие цены на отечественные аналоги импортной продукции с лучшими потребительскими свойствами.
Во-вторых, это разрыв в ценах на импортную продукцию близкого качества в торговых предприятиях разных секторов торговли (магазины, мелкорозничная сеть, рынки).
В-третьих, это приблизительно одинаковый уровень цен на продукцию, существенно отличающиеся по качеству (например, для отечественных пищевых продуктов, изготовленных в соответствии с ГОСТ и ТУ, и фальсифицированную продукцию с их нарушениями, свойства которой потребителю выявить до покупки практически невозможно).
Указанные несоответствия не позволяют покупателям оптимизировать свой потребительский выбор, т.е. приобрести товар необходимого им качества и в требуемом ассортименте.
Тесно связана с названной проблемой – проблема полноты ассортиментного ряда, т.е. отсутствие в продаже на значительной части локальных и региональных рынков достаточно широкого ассортимента близких по функциям товаров, от низкокачественных и дешевых, до высококачественных и дорогих. Это ставит покупателя зачастую в ситуацию вынужденного (несвободного) выбора.
Для значительной части территории страны (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) нерешенной остается проблема доступа населения к жизненно важным товарам и услугам.
Не до конца решенной на сегодняшний день, несмотря на усилия, предпринятые в рамках подготовки и принятия пакета законов до дебюрократизации, остается проблема адекватности ответственности продавца за реализацию некачественной продукции.
Проблемы потребительского рынка с точки зрения предпринимателей сферы торговли представлена исходя из понимания, имеющегося у торговых предприятий, то проблемы последних имеют технологический характер, относясь к условиям предложения товаров населению, во многом определяющим те характеристики цен и качества товаров и услуг, с которыми сталкивается покупатель.
Вся совокупность проблем делится на две группы: проблема неравных условий конкуренции и проблема недостаточной поддержки со стороны государства.
Начался отток покупателей из внемагазинных форм торговли. Значительно сократился объем торговли челноками, начался процесс концентрации торгового капитала. Тем не менее, поскольку сектор рынков и мелкой розницы фактически представляет собой «безналоговую зону» с меньшим, чем в магазинной форме торговли, издержками, конкурентное преимущество этих форм перед легальным торговым бизнесом достаточно ощутимо.
Использование незаконных таможенных схем позволяет предлагать покупателям достаточно качественные импортные товары по относительно низким ценам, что дает возможность успешно конкурировать с торговыми предприятиями, работающими с товарами, прошедшими таможенное оформление в соответствии с действующим законодательством.
Перспективной проблемой в данном блоке является приход на российских рынок зарубежных транснациональных торговых кампаний. Возможность маневрировать ресурсами и издержками, используя особенности национальных законодательств (прежде всего, различия в составе показателей и ставках налогообложения разных странах, позволяющие размещать «центры прибыли» в тех странах, где налоги на прибыль минимальны), может позволить этим кампаниям, используя низкие розничные цены, захватить значительные доли рынка, занятые в настоящее время отечественными торговыми предприятиями. После такого вытеснения возможен такой вариант развития событий, когда цены будут повышены, что приведет к возникновению зависимости насыщенности потребительского рынка от решений, принимаемых руководством транснациональных кампаний. Причем эта проблема может коснуться не только торговых предприятий среднего, но и малого бизнеса.
Поскольку прямые ограничения на вход таких компаний не соответствует долгосрочным интересам населения, так и государства, руководители торговых предприятий ожидают здесь от государства не столько протекционистских мер или выстраивания барьеров для входа зарубежных кампаний, сколько мер по повышению конкурентоспособности отечественных производственных и торговых предприятий.
В составе групп проблем недостаточной поддержки со стороны государства наиболее значимым являются две – проблема недостатка оборотных средств и проблема административных барьеров.
Реализуемые в последние время намерения государства по снижению общего уровня налогообложения, безусловно, смягчают первую из них, однако не в той мере, чтобы у отрасли появились «свободные» средства, которые можно было бы вкладывать в развитие и переоснащение материально-технической базы и создания рабочих мест в торговле и повышения уровня конкуренции, а также кредитование производства отечественных товаров. Долгосрочные кредиты с относительно низкими ставками рефинансирования практически по-прежнему недоступны даже для крупных торговых предприятий, не говоря уже о средних и мелких.
Административные барьеры, несмотря на принимаемые государством решения, продолжают оставаться серьезным препятствием для развития бизнеса, прежде всего в форме различных процедур регистрации, получения разрешений, а также контроля текущей деятельности торговых предприятий, особенно со стороны правоохранительных органов. Эти проблемы оказывают существенное влияние на уровень трансакционных издержек, отвлекают усилия работников от решения проблем развития. Особенно актуально для предприятий среднего и малого бизнеса.
В качестве проблем потребительского рынка с точки зрения государства можно назвать проблему несоблюдения установленных правил ведения торговых операций значительным числом торговых предприятий, начиная от правил осуществления сделок и заканчивая правилами торговли, непрозрачность хозяйственного оборота, реализация контрафактной и фальсифицированной продукции и т.п. Как следствие, государство недополучает значительную часть налоговых поступлений, а сам акт наличия множества мелких нарушений в работе предприятий, услугами которых пользуется практически все взрослое население страны, ухудшают образ государства как гаранта исполнения установленных им правил.[10]
В качестве второй серьезной проблемы с точки зрения государства может быть названа проблема недостаточного и неоднородного развития отрасли, по регионам страны, преобладание в структуре сети мелких и средних предприятий, количество которых на начало 2001 года превышало 85% общего числа торговых предприятий. Неоднородность развития отрасли проявляется также в отсутствии достаточной плотности ассортиментно-ценового ряда по многим товарным позициям, прежде всего продовольственным. Это обусловлено отчасти и недостаточным уровнем развития на потребительском рынке конкуренции. Составной частью этой проблемы является также достаточно резкая дифференциация уровня обеспеченности населения торговыми предприятиями по территориям России, а также качества предоставляемых ими услуг, обусловленная наличием случаев локальной монополизации на отдельных товарных (розничных) рынках с вытекающими из этого негативными для населения ценовыми последствиями.[11]
Третьей проблемой в данном ряду, в значительной мере производной от второй, является недостаточность средств, вкладываемых предприятиями отрасли в развитие ее материально-технической базы (здания, складские помещения, прогрессивные виды оборудования и т.п.) Следствием этого является несовершенная инфраструктура каналов сбыта, как в оптовом, так и в розничном звене торговли. Она порождает необоснованное наращивание цен, затрудняет решение проблемы ответственности продавцов за безопасность и качество реализуемых товаров, расширяет возможности торговли по реализации контрафактной и фальсифицированной продукции.
Четвертой проблемой является несовершенство государственной системы контроля качества и безопасности товаров и услуг, которая содержит элементы дублирования функций отдельных контрольных (надзорных и правоохранительных) органов, и в то же время не обеспечивает полное предотвращение поступления на рынок опасных для жизни и здоровья населения товаров. Пятая проблема – несовершенство информационной системы в торговле, несоответствие, как нуждам потребителей, так и нуждам предприятий оптового и розничного звеньев торговли. Это несоответствие существенным образом увеличивает рыночную неопределенность и возлагает непроизводительные издержки, как на торговые предприятия, так и на потребителей, негативно сказываясь на развитии всего потребительского рынка.
В качестве шестой проблемы необходимо выделить слабое развитие в отрасли ее оптового звена, а также вертикальной интеграции, т.е. организационных форм, соединяющих производство, опт и розницу на достаточно широких товарных рынках. Это существенно сказывается на процессах кредитования отечественной промышленности, для которой отсутствие достаточных оборотных средств в последнее время стало одним из наиболее важных факторов, препятствующих росту производства.
Среди множества проблем, с которыми сталкивается в настоящее время отечественная промышленность, работающая на потребительский рынок, непосредственное отношение к внутренней торговле имеют следующие:
· Недостаточное по масштабам и несистематическое кредитование торговыми предприятиями выпуска промышленной продукции промышленностью.
· Относительно малые объемы оптовых закупок произведенной продукции, преобладание прямых закупок розничными торговыми предприятиями (30% от общих объемов).
Наличие обеих названных проблем не позволяет рынку в полной мере выполнять свою функцию преобразователя конечного потребительского спроса в прямые заказы производству, увеличивает трансакционные издержки производителей, связанные со сбытом продукции, ограничивает временные рамки планирования производства и не позволяет в должной мере использовать экономию на объемах производства.
Обе указанные проблемы являются следствием недостаточного развития сети предприятий внутренней торговли, низким уровнем обеспеченности оборотным капиталом, слабым развитием оптового звена внутренней торговли.
Для решения вопросов стратегического и оперативного управления потребительским рынком, в России существует определенная система органов власти.
Кроме того проблемы развития потребительского рынка на «местном» потребительском рынке сводятся к:
1. низкой насыщенности потребительского рынка города в товарах местного производства;
2. низкому уровню технического, финансового, управленческого потенциала отраслей.
3. низкому уровню качества и культуры обслуживания.
1.3. Особенности государственного и муниципального регулирования рынка потребительских товаров
Рыночная экономика не исключает, но предполагает государственное и муниципальное регулирование, под которым понимается комплексная система мер, осуществляемых государством и местными органами власти, по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики. Вмешательство государства в функционирование рыночного механизма основывается на симбиозе элементов различных теорий регулирования – концепций кейнсианства (Дж.М. Кейнс, Дж.В. Робинсон), монетаризма (М. Фридмен), конвергенции социально-экономических систем (Дж.К. Гэлбрейт, У. Ростоу, Я. Тинберген). Данные теории были разработаны применительно к условиям развитых рыночных отношений, но в чистом виде ни одна из них практически не применяется. Привлекательность каждой теории проявляется на определенной стадии развития общества.[12]
Воздействие государства различается по методам, объемам, сферам деятельности и осуществляется по следующим направлениям:
· регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную, налоговую политику;
· регулирование пропорций воспроизводства и структурного развития экономики;
· разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики или отдельных ее отраслей, или направлений;
· установление социальных, гуманитарных, экологических норм;
· нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги, такие, как предметы первой необходимости, основные продукты питания, коммунальные услуги и др.;
· введение стандартов качества продукции и услуг;
· определение требований к статистической, бухгалтерское и иной информации, предоставляемой хозяйствующими субъектам), в государственные органы.
Существуют следующие методы государственного регулирования потребительского рынка:
· правовые, придающие цивилизованные формы рыночным отношениям (антимонопольное законодательство, порядок функционирования бирж, правила обязательной сертификации продукции и услуг и др.);
· финансово-экономические (налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы и др.);
· социальные (установление минимальной заработной платы, пенсий, пособий и др.).
Перечисленные методы можно разделить на:
· прямые (общегосударственные программы для влияния на макроэкономические пропорции и структурную перестройку экономики, бюджетное финансирование, субсидии, субвенции, государственный заказ);
· косвенные (финансовая политика, налоговая политика, условия и направления кредитования, регулирование внешнеэкономической деятельности через тарифы, пошлины, лицензирование и др.).
Государство осуществляет регулирование на основе демократизации и децентрализации функций при передаче многих полномочий по регулированию рыночной экономики на региональные уровни или демократическим институтам, представляющим интересы различных объединений граждан.
Сертификация продукции и услуг
Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» установил правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.
Закон определил сертификацию как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Под сертификатом понимается «документ, выданный по правилам сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям».[13] Наряду с сертификатом используется знак соответствия – «зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям» (ст. 6).
Согласно ст. 1 данного Закона целями сертификации являются:
· создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
· защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
· контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.[14]
Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандартом России) определена номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации. Этот документ включает в себя различные товарные группы; машиностроительного комплекса; электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности; сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности; легкой промышленности и др.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. №5154-1 изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории России, обязаны «реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата выданного или признанного уполномоченным на то органом». Более того, «приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органов по сертификации».[15]
Требования Закона распространяются и на продукцию, ввозимую из-за рубежа. Ст. 14 предусматривает необходимость наличия в условиях контрактов (договоров) на поставку продукции, подлежащей обязательной сертификации, сертификата и знака соответствия. Причем требуется признание или выдача названных документов уполномоченным на то органом Российской Федерации.
Положения Закона «О сертификации продукции и услуг» нашли отражение в других законодательных актах Российской Федерации – в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в законах Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 г. №2859-1, «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. №1488-1, «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. №1545-1, «О товарных биржах и биржевой торговле» от 30 апреля 1993 г. №4919-1, в Таможенном кодексе Российской Федерации.
Государственная защита прав потребителей
Государственная защита прав потребителей закреплена Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1.
Закон регулирует отношения, возникающие у субъектов сферы обращения, при продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ. В нем декларировано право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. Закон наделил потребителей правом получения информации о товарах, их изготовителях, продавцах; гарантировал государственную и общественную защиту интересов потребителей и определил механизм реализации этих прав.
В ст. 4 Закона определено понятие «качество товара (работы, услуги)», что позволяет во многом снять потенциальные разногласия между потребителями и продавцами. Предусмотрены права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) по установлению срока службы и срока годности товара, а также гарантийного срока его использования. В ст. 5 (п. 5) подчеркнуто: «продажа товара по истечению установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, запрещается».[16]
В ст. 7 (п. 14) четко обозначена ответственность изготовителя за безопасность товара, которая должна обеспечиваться в течение установленного срока службы или срока годности. Запрещена «продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям... безопасности».[17]
Указана ответственность продавца за нарушение прав потребителя на информацию о производителе, продавце, товаре (ст. 8–12). В документе отмечено: «Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах)».[18] До сведения потребителя должна быть доведена информация о государственной регистрации, наименовании организации-продавца, ее юридическом адресе. Информация о товарах должна содержать:
· обозначения стандартов, которым им надлежит соответствовать;
· сведения об основных потребительских свойствах;
· цену;
· условия приобретения;
· гарантийный срок;
· правила использования товаров.
Более жесткие требования предъявляются к информации о продуктах питания – необходимо наличие данных о составе, в том числе о пищевых добавках, весе, объеме, калорийности, содержании вредных для здоровья веществ, противопоказаний к употреблению.
Предусмотрена ответственность продавца (изготовителя) за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя (ст. 13, 14). В Законе записано: «убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной настоящим Законом или договором» и, более того, «уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем».[19]
Отдельная глава Закона – «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» – регламентирует взаимоотношения продавца и покупателя при продаже товара ненадлежащего качества.
Установлены сроки предъявления потребителем требований относительно недостатков товаров. В п. 1 ст. 19, в частности, указано: «...В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить ... требования, если недостатки товаров обнаружены в течение шести месяцев со дня передачи их потребителю...».[20]
Предусмотрены и сроки удовлетворения претензий потребителя, обнаружившего недостатки товара (ст. 20–22): недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены в течение 20 дней со дня предъявления потребителем требований. Более того, на период ремонта товаров длительного пользования потребителю в 7-дневный срок должны предоставить аналогичный товар. Право потребителя о замене товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению в 7-дневный срок, а если имеется необходимость в дополнительной экспертизе качества товара – в течение 20 дней.
В ст. 23 Закона определена ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя: «Продавец (изготовитель)... уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара».[21]
В соответствии с Законом права потребителя подлежат государственной и общественной защите.
Экономические методы регулирования товарного обращения
Анализ сложившихся структур сферы товарного обращения показывает, что новые системообразующие элементы, действующие в настоящее время на рынке, сформировались в сложных условиях переходного периода при отсутствии адекватного хозяйственного механизма, способного в достаточной мере обеспечить взаимоувязку интересов товаропроизводителей, предприятий оптовой и розничной торговли, потребителей товаров. В силу функциональных возможностей и экономико-правового статуса торговые организации не в состоянии решить задачи, возложенные на них обществом.
Значительные структурные изменения в системе управления торговлей как единой отрасли, произошедшие в ходе экономических реформ, оказали негативное воздействие на состояние потребительского рынка, так как во многом была утрачена возможность координации деятельности по товарному наполнению рынка и движению товаропотоков.
Эффективного функционирования предприятий различных форм собственности в рыночных условиях, а также обеспечения социальных приоритетов с точки зрения общественного развития можно достичь путем регулирования процессов, происходящих в сфере товарного обращения, что присуще развитому рыночному механизму.
Регулирование товарного обращения осуществляется в форме сочетания государственного регулирования как целевого воздействия на все уровни управления, вплоть до самых нижних, и внутрисистемного саморегулирования предприятий оптовой и розничной торговли.
Необходимость государственного регулирования на рынке потребительских товаров определяется следующими факторами:
· отсутствие адекватного рыночного механизма, заменяющего систему централизованного доведения товаров до потребителей;
· различный уровень развития рыночных отношений в сфере производства и сфере обращения;
· значительная дифференциация потребительского рынка, связанная с резким социальным расслоением населения;
· требование координации формирования и распределения товарных ресурсов в связи со значительными объемами их завоза из стран СНГ и по импорту;
· незаинтересованность коммерческих структур в обеспечении потребности рынка в товарах как по объему, так и по ассортименту.[22]
Существуют экономические, административные, организационные методы государственного регулирования товарного обращения, что обусловлено спецификой переходного периода. Однако в соответствии с рыночными законами хозяйствования основным методом является экономический, т.е. непосредственное или косвенное воздействие на товарное обращение как систему с помощью различных экономических инструментов.
Непосредственное воздействие государства на товарное обращение происходит при формировании товарных ресурсов (прежде всего по социально значимым товарам первой необходимости и товарам массового спроса).
Прямое воздействие государства на формирование товарного обеспечения происходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров, в первую очередь для государственных нужд, являющихся обязательными к исполнению для предприятий любых форм собственности и обеспечения некоторых объемов поставок и реализации товаров в целях поддержания необходимого уровня потребления товаров населением.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 г. для образования федеральных продовольственных фондов Указом Президента и постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются объемы и ассортимент поставок продовольствия, министерства и ведомства, ответственные за закупку и поставку товаров по федеральным фондам и выступающие в качестве госзаказчика, а также категории потребителей. Указанные фонды создаются по основным продовольственным товарам (зерно, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, рыбопродукты, сахар, растительное масло, картофель и овощи) для удовлетворения потребностей военнослужащих и приравненных к ним категорий потребителей, для снабжения районов Крайнего Севера, экологически загрязненных районов и приравненных к ним местностей, частичного обеспечения городов Москвы и Санкт-Петербурга и на другие государственные нужды.[23] В этой связи отметим, что стабилизация рынка продовольственных товаров, особенно в 1993–1994 гг., была во многом обусловлена формированием федеральных продовольственных фондов.
Государство принимает непосредственное участие в установлении хозяйственных связей, а также сохраняет в собственности ряд предприятий сферы товарного обращения, обеспечивающих общегосударственные интересы (например, оптовые предприятия, обеспечивающие товародвижение продукции, имеющей стратегическое значение: накопительные склады для снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, холодильники и объекты складского хозяйства для формирования федеральных фондов, оптовые предприятия, осуществляющие хранение мобилизационных запасов и резервов правительства и др.).
Государство в лице уполномоченных на это органов координирует деятельность всех участников процесса по формированию товарных ресурсов и стабилизации положения на потребительском рынке, в частности; поставки товаров по федеральным фондам и фондам для иных государственных нужд; завоз товаров по межправительственным соглашениям из стран СНГ; закупки по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств. Эта работа осуществляется на основе соглашений, которые определяют механизм взаимодействия государства и коммерческих структур различных форм собственности и сфер деятельности по выполнению целевых государственных программ, а также разграничивают функции и определяют права и обязанности сторон по деятельности на рынках определенных групп товаров.
Косвенное воздействие государства на товарное обращение происходит посредством применения экономических рычагов стимулирования промышленных и торговых предприятий, использования кредитно-финансовой системы, тарифов на услуги (например, на перевозку грузов), влияния на ценовую политику предприятий. К участию в реализации социально значимых программ (например, по снабжению районов Крайнего Севера) привлекаются предприятия, которым обеспечивается финансовая поддержка через предоставление целевых или льготных кредитов и которые получают также определенные налоговые льготы, что способствует пополнению собственных оборотных средств.
В то же время оптимальное сочетание экономических, административных и организационных методов регулирования товарного обращения определяется на региональных уровнях в соответствии с особенностями хозяйствования субъектов системы. Местные органы власти вправе решать вопросы предоставления целевых кредитов и формирования заказа на товары массового спроса и социально значимые товары; освобождения от уплаты налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет; местных налогов и сборов, коммунальных платежей при закупках, накоплении и реализации этих товаров. Возможно установление обязательного ассортиментного перечня для оптовых и розничных предприятий, действующих в регионе, а также определение минимальных требований к деятельности предприятий при выдаче лицензий на оптовую и розничную торговлю. При этом обязателен контроль за качеством товаров, ассортиментом, соблюдением правил торговли, выполнением условий договоров и норм законодательных актов с применением установленных законами санкций к предприятиям-нарушителям.
[1] Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. М., 2001. С. 48
[2] Тотьев К.Ю. Антимонопольное право России. М., 2001. С. 23-25
[3] Об акционерных обществах: Закон РФ от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ // Собрание законодательства. 1996. №1 Ст.1
[4] Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (с изменениями от 11 марта 1999 г.: Приказ Государственного Комитета по антимонопольной политике РФ от 20 декабря 1996 г. №169
[5] Торговое дело: экономика, маркетинг, организация // Под ред. Л.А. Брагина и Т.П. Данько. М., 2001. С. 34
[6] Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М., 2002. С. 95
[7] Там же
[8] Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов. М., 2002. С. 5
[9] Пискарев А.С. Потребительский рынок области: от января до октября // Товарный рынок. 2002. 25 октября
[10] Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. М., 2002. С. 16-17
[11] Цены и ценообразование: Учебник // Под ред. И.К. Салимжанова. М., 2001. С. 7-8
[12] Государственное регулирование экономики // Под ред. Т.Г. Морозовой. М., 2002. С. 55
[13] О сертификации продукции и услуг: Закон РФ от 10 июня 1993 г. №5151-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. №26. Ст. 966
[14] Там же
[15] ст. 13 О стандартизации: Закон РФ от 10 июня 1993 г. №5154-1 // ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №25. Ст.917
[16] О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1 // Собрание законодательства. 1996. №3. Ст.140
[17] О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1
[18] О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1
[19] О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1 // Собрание законодательства. 1996. №3. Ст.140
[20] Там же
[21] О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1 // Собрание законодательства. 1996. №3. Ст.140
[22] Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. М., 2000. С. 119
[23] О поставках продукции и товаров для государственных нужд: Закон РФ от 13 декабря 1994 г. №6-ФЗ // Собрание законодательства. 1994. №34. Ст.3540
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!