Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1.1. Понятие и особенности услуг
Толковые словари русского языка дают различные токования понятия «услуги» и взаимосвязанных терминов: в словаре Даля «Оказать услугу – это услужить, угодить, быть полезным, сделать нужное, угодное дело»[1]; в словаре Ожегова «Услуга – это действие, приносящее пользу или помощь другому»[2]; в Большой Советской Энциклопедии «Услуга – это... определенная целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффективного труда».[3]
В Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» услугу определяют как «предпринимательскую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений».
В стандарте МЭК 50 1191–90 «Надежность и качество услуг. Термины и определения»[4] услугу выражают как «набор функций, которые организация предлагает потребителю».
Услугу обычно связывают с положительным результатом. Хотя он может быть и отрицательный, называемый в шутку «медвежьей услугой». Результат услуги оценивается потребителем. Исполнитель может проделать всю работу сполна и получить свой результат, но потребитель может оценить его отрицательно и не принять работу. Например, в ателье сшили костюм из материала потребителя, но костюм ему не понравился и, расторгнув договор, он оставил сшитый костюм в ателье. Услуга не состоялась.
Поэтому в определении услуги по международному стандарту ИСО 9004.2:1991 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания по услугам» и по ГОСТ Р 50646–94 «Услуги населению, термины и определения» результат стоит на первом месте.
Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственная деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.
Выделим из определения ключевые слова и дадим их понятия: потребитель и потребности; исполнитель и собственная деятельность исполнителя; взаимодействие (потребителя и исполнителя); результат услуги, и представим их во взаимосвязи (рис. 1).
Потребителем услуг по Закону РФ «О защите прав потребителей» является «гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий, или использующий товары, работы, услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Потребителями услуг могут быть:
q общество (услуги охраны общественного порядка, радио- и телевещания, связи и др.);
q население (жилищно-коммунальные, дорожно-строительные работы и др.);
q предприятие (аренда офиса, спортивного и лекционного зала и др.);
q гражданин, заказывающий услуги по индивидуальным заказам (пошив вещи, постройка дома, оформление интерьера квартиры и др.).
Статус потребителя сказывается на характере потребления услуги: «коллективном, семейном, личном». По Закону РФ «О защите прав потребителей»: «потребитель – это гражданин со своими разнообразными потребностями».[5]
Потребности связаны с личностью потребителя и его собственностью. Потребности могут быть разделены на два вида:
q нематериальные – здоровье человека, его образование, информация, культура, духовные ценности и др. В Гражданском кодексе РФ их называют как «нематериальными потребностями» (ст. 117), так и «нематериальными благами» (ст. 128 и 150).[6] В этом случае результат услуги – изменение состояния самого человека. Потребитель этих услуг – человек: пациент клиники; отдыхающий санатория; посетитель ресторана, бассейна, бани, парикмахерской; обучающийся, студент и др. Соответственно характеру потребностей именуют и услуги. Нематериальные услуги порой называют и продукцией: эстетической (музейные услуги), интеллектуальной (услуги науки и образования), оздоровительной (услуги здравоохранения и физкультуры), финасожж (услуги банков, аудиторских фирм) и др.;
q материальные – имущество в виде вещей, включая деньги и ценные бумаги; постройки; земля, недвижимость, домашние животные и другая собственность. В этом случае результат услуг может быть выражен любым изменением собственности потребителя: восстановлением, сохранением, улучшением (вычищенная вещь, застрахованное имущество или ценные бумаги, перемещенный груз, отремонтированный автомобиль и др.) или созданием новых изделий по индивидуальным заказам (построенный дом, сшитый костюм, изготовленная кулинарная продукция и др.). Результат материальных услуг – это измененная или новая продукция.
Исполнителем услуги (по Закону РФ «О защите прав потребителей») может быть организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В жизни все мы вовлечены в постоянное взаимодействие через услуги друг другу и постоянно оказываемся исполнителями услуг. Собственная деятельность исполнителя – это совокупность разных процессов при оказании услуги. Наиболее характерной услугой является процесс обслуживания. Другие процессы для создания продукции и оказания услуг маркетинга, материального обеспечения, постановки на производство, подготовки персонала, ремонта и поставки, менеджмента качества и т.п. являются общими. Взаимодействие (или обслуживание) – это процесс оказания услуги, когда происходит:
q либо непосредственное общение потребителя (заказчика) с исполнителем услуги (прием и выдача заказа, обслуживание клиента в ресторане, в бане, в магазине, на транспорте и др.);
q либо опосредованное через технические средства общения потребителя (заказчика) с исполнителем (междугородные телефонные переговоры либо информационный обмен в Интернете, продажа билетов и резервирование мест, экспедиторские услуги и др.).
Термин «взаимодействие» менее применим в российском сервисе, чем термин «обслуживание».
Обслуживание (по ГОСТ Р 50646–94) – это деятельность исполнителя при непосредственном или опосредованном через технические средства контакте с потребителем услуги.
«Результат услуги» как термин применяется в законах, однако он не стандартизован.
Результат услуги – это измененное состояние объекта услуги или удовлетворенные потребности.
Например, результатом строительной услуги является построенный дом, услуги общественного питания – кулинарная продукция, услуги пошива – сшитая вещь, услуги ремонта – отремонтированные вещи, услуги рекламы – информация, услуги страхования – застрахованная жизнь, услуги здравоохранения – улучшенное здоровье, банковской услуги – банковский вклад и др.
Особенности услуг (по сравнению с продукцией) сказываются на характере работ по стандартизации и сертификации услуг.
Разделение потребностей на материальные и нематериальные обязывает различать количественные параметры и качественные характеристики услуг, а также соответствующие методы их оценки.
Воздействие на потребителя условий обслуживания: комфортности, эргономичности, санитарии, эстетики интерьера и экстерьера современного оборудования и инструментов и др. Для многих видов услуг условия обслуживания определяют результат самой услуги. Например, послеоперационное обслуживание в медицине, средства технического оснащения в образовании, санитарно-гигиенические условия в общественном питании.
Взаимодействие потребителя и исполнителя при оказании услуг (непосредственно или опосредованно) делает важным потребительское мнение или оценку результата и качества услуг.
Индивидуальный характер оказания услуги и мастерство исполнителя услуги (педагога, врача, артиста, тренера и др.), с которым взаимодействует потребитель, во многом обуславливает качество. ИСО 9004.2 выдвигает профессиональные требования к персоналу, выражаемые качественными характеристиками: доступность, вежливость, чуткость, аккуратность, предупредительность, компетентность, умение доступно предоставить информацию клиенту, обеспечить эффективность контактов при обслуживании.
Одновременность оказания и потребления услуги обязывает к координации работ исполнителя услуги и эксперта по оценке качества услуги.
Несохраняемость услуги означает, что ее нельзя запасти впрок. Это услуги, связанные с расписанием и точным временем исполнения, в которых временные характеристики являются обязательными требованиями к качеству услуги, которое обусловлено своевременностью их оказания (транспортные, образовательные, зрелищные).
Часть услуги может сохраняться в виде интеллектуальной продукции. Например, аргументация в защите адвоката; медицинская консультация врача; планирование маршрутов перемещения при оказании транспортных услуг; инженерные услуги и др. При хранении многих услуг особое значение имеет «программный продукт», когда запасается информация как составная часть технологии исполнения услуги. Например, дистанционный медицинский диагноз; экспертные системы по оценкам собственности; описание туристского маршрута, типовые документированные формы.
Информационная обусловленность процесса оказания услуги зависит от объема и качества информации. Зависимость от объема информации можно оценить по степени компьютеризации процесса оказания услуг, по совокупности ресурсов, применяемых к входу, хранению, обработке и поставке информации (индивидуальные услуги многих видов творческих работников, консультационные услуги, образовательные).
Право потребителя на компетентный выбор за счет полной и достоверной информации об услуге по Федеральному закону «О защите прав потребителей» (ст. 8–12) обязывает устанавливать требования качества соответствующей информации об услуге, исполнителе и распространителе услуг.[7]
Нетранспортируемость услуг означает привязанность их к месту, городу, региону. В каждом городе своя инфраструктура услуг и, несмотря на возможность обмена ими, большинство их локализовано.
Региональный колорит сферы услуг обусловлен массовым потреблением и многократной воспроизводимостью услуг в каждом регионе, городе, населенном пункте, многообразием видов услуг (только в ОК 002–93 более 1500 наименований услуг населению), а также разнообразием потребителей услуг. Например, в Тольятти наиболее развит автомобильный сервис, на Урале пользуются спросом ювелирные услуги по обработке драгоценных камней, в Домбае – услуги горнолыжного отдыха, в Москве и Санкт-Петербурге – услуги культуры, информации, банков.[8]
1.2. Формирование рынка услуг
Объективной закономерностью современного развития мировой цивилизации является приоритет социальных аспектов, совокупность явлений, тенденций и пропорций, формирующихся в социальной сфере.
Экономическая парадигма, в течение ряда десятилетий господствовавшая в отечественных и зарубежных управленческих системах, концентрировала внимание на преимущественно материально-вещественных аспектах проблемы, отводя им роль доминант общественного развития. Так укрепилось мнение, что именно экономический рост и экономическое развитие являются залогом обеспечения растущих человеческих потребностей. В качестве доказательства рассматривалось возрастание уровня благосостояния в ряде общественных систем, активно развивавшихся в экономическом отношении. Однако на современном этапе «сугубо экономическая» идеология начала утрачивать свои лидирующие позиции. Был обобщен опыт достаточно большого числа стран, свидетельствующий о том, что быстрый экономический рост не позволяет иногда удовлетворить даже основные материальные потребности значительной части населения, создать благоприятный социально-духовный климат, решить проблемы культуры, нравственности, общественной морали и этики.
Современная наука формирует новый подход к проблемам управления. Ставя во главу угла существование человека, социальных групп и общества в целом, она выдвигает их в качестве целевых ориентиров социально-экономического развития, определяющих весь комплекс преобразований, охватывающих взаимосвязь экономических, социальных и экологических аспектов.
Уровень развития непроизводственной сферы является одним из важнейших показателей развития социально-экономического комплекса любой страны. Формируясь под влиянием сложных общественных процессов, он отражает всю совокупность социально-экономических проблем, их динамику и перспективы.
Развитие непроизводственной сферы можно рассматривать и как перспективную глобальную тенденцию гуманизации общественных отношений, переход от производства вещей к «производству людей».
Непроизводственная сфера на современном этапе развивается более высокими темпами, нежели производственная. Например, в странах Западной Европы в ней задействовано более 66% от общего числа занятых, в США – 73%, а в приросте новых рабочих мест на этот сектор приходится 80-90 %.[9] Разграничение материального производства и непроизводственной сферы исходит из диалектики материального и идеального, имеющей решающее значение для понимания единства и многообразия общественной жизни, развивающейся в относительно самостоятельных, но неразрывно связанных сферах общественного производства.
Сфера, выходящая за рамки собственно материального производства, уже несколько десятков лет привлекает внимание ведущих зарубежных и отечественных исследователей-философов, экономистов, социологов.
Особенно интересны работы, опубликованные за период с конца 70-х гг., ознаменовавшие собой переход к новой фазе общественных представлений, сочетающей познание глубинных, философских основ проблемы с прикладными исследованиями.[10]
Получены результаты в изучении характера труда в непроизводственной сфере и социально-экономических форм его существования, предприняты попытки социально-философской и социально-экономической оценки разнокачественных результатов материального и духовного труда.
Вместе с тем обнаруживается ряд методологических трудностей, проявляющихся, в первую очередь, в множественности терминов, употребляемых для обозначения одной и той же социально-экономической реальности: «непроизводственная сфера», «нематериальная сфера экономики», «сфера услуг», «нематериальное производство», «духовное производство».
Причины такого разнообразия кроются в стремлении искусственно присоединить отдельные отрасли хозяйства к той или другой сфере общественного воспроизводства, в неполном раскрытии сути и закономерностей процессов, протекающих в каждой из этих сфер.
Практика статистического учета предполагает общее деление народного хозяйства на две части: материальное производство и непроизводственная сфера. При этом к сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в виде продуктов, энергии и в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения.
Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности.
В непроизводственную сферу включают:
q жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения;
q транспорт и связь по обслуживанию организаций непроизводственной сферы населения;
q геологию и разведку недр (за вычетом глубокого разведочного бурения на нефть и природный газ);
q здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение;
q просвещение;
q культуру и искусство;
q науку и научное обслуживание;
q финансово-кредитное и страховое обслуживание;
q управление;
q общественные организации.
В данном случае имеет место простое, формальное закрепление стихийно сложившегося у практиков условного обозначения термином «непроизводственная сфера» совокупности отраслей, не входящих в материальное производство.
В современной социально-экономической литературе для характеристики непроизводственной сферы далеко не всегда используется тот же перечень отраслей. В ряде случаев из него исключают геологию и разведку недр, а также науку и научное обслуживание, но присоединяют торговлю, снабжение и сбыт, заготовки, жилищное строительство.[11] При этом подчеркивается теоретическая правомерность использования как инвариантов терминов «непроизводственная сфера», «сфера обслуживания населения», «сфера услуг».
Наибольшей терминологической неустойчивостью обладает понятие сферы услуг. Традиционный подход предполагает включение в эту сферу только пассажирского транспорта, системы бытового обслуживания населения, связь (по обслуживанию нематериального производства и населения), здравоохранение, физкультуру и спорт. В ряде случаев сюда включают и систему видов социальной деятельности – кредитование, страхование, управление, охрану общественного порядка, социальное обеспечение, деятельность общественных организаций. Противоречия в отношении названий или присутствия в той или иной сфере отдельных отраслей и видов деятельности на первый взгляд не принципиальны. Однако за ними скрываются противоречия социально-экономического содержания процесса структуризации общественного воспроизводства и категориальная необеспеченность этого процесса.
Очевидно, что структура общественного производства не есть нечто навсегда заданное. Она представляет собой многоаспектное понятие, находящееся в постоянном развитии и сочетающее процессы дифференциации и интеграции. При этом для выделения непроизводственной сферы и материального производства могут быть использованы различные критерии. Широко известны следующие критерии:
1. Участие отраслей и видов деятельности в создании материальных благ.
2. Прямое (потребляющее) воздействие на природу.
Если деятельность отрасли направлена на преобразование вещества природы с целью его приспособления к человеческим потребностям, она относится к материальному производству. К непроизводственной сфере относятся те виды деятельности, в которых продукт обменивается и потребляется.
3. Овеществление результатов труда.
Если такое овеществление отсутствует, деятельность относится к непроизводственной сфере.
Трудно сказать какой из критериев в наибольшей степени соответствует принципам дифференциации хозяйственного комплекса. Они имеют различную экономическую природу, выделяют различные качества деятельности и не лишены теоретической обоснованности. Вместе с тем в современных условиях формируется новый подход к разделению сфер общественного воспроизводства, выделяющий социальные аспекты. Непроизводственная сфера представляется при этом как сложная система, развитие которой направлено на обеспечение социальных потребностей общества.
Нетрудно заметить, что и само понятие непроизводственной сферы все более приобретает «социальный оттенок». В последние годы получили распространение такие понятия, как «социальная сфера», «социальная инфраструктура», «социально-культурно-бытовая сфера» и т. п. Изменение названий неформально. Оно приближает непроизводственную сферу к человеку, ориентирует ее на создание условий жизнедеятельности, отвечающих современным реалиям.
Ориентируясь на социальные признаки, можно определить непроизводственную (или социальную) сферу как комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функции обслуживания, удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности.
Если рассматривать организации социальной сферы с точки зрения классической экономической науки, то очевидно наличие у них всех экономических параметров, присущих функционированию любых предприятий, организаций и учреждений. Отрасли непроизводственной сферы выполняют определенные социально-экономические функции, используют основные фонды, материальные и трудовые ресурсы, требуют инвестиционного обеспечения и т.д., т.е. обладают свойствами, позволяющими рассматривать их как организованное производство. Поэтому именно социальные критерии приобретают в данном случае определяющее значение. Непроизводственная сфера есть элемент, непосредственно связанный с человеком, а признаком, позволяющим выделять непроизводственную сферу в единый, самостоятельный комплекс, является ее социальная направленность.
Целью развития непроизводственной сферы является непосредственное удовлетворение потребностей человека. Но и материальное производство имеет своей целью удовлетворение человеческих потребностей. Однако такое удовлетворение не осуществляется непосредственно. Оно имеет несколько ступеней и стадий, разнесенных во времени и пространстве. Непроизводственная же сфера функционирует в условиях совпадения производства и потребления. Ее особенность состоит в том, что она не просто часть общественного производства, но элемент, непосредственно формирующий социально-экономические условия. Именно в непроизводственной сфере, ее пропорциональности и уровне развития имеет отражение качество жизни населения, степень его благосостояния и жизнеустройства.
Наиболее полное определение непроизводственной сферы может быть сформулировано следующим образом: непроизводственная сфера – это сфера приложения труда, в которой в рамках производственных отношений производятся как материальные, так и нематериальные услуги, а также организуется обслуживание процесса потребления с целью удовлетворения спроса населения на эти услуги. С известной долей условности для ее обозначения можно использовать термины «сфера услуг», «социальная сфера», «сфера обслуживания».
Социально-ориентированный подход к разделению сфер общественного производства имеет свою специфику. Здесь нет жесткой связи с отраслевой структурой, так как отраслевая структура динамична и подвержена изменениям. В ходе ее развития постоянно возникают и формируются как отдельные самостоятельные отрасли, так и новые виды деятельности. Этот процесс отражает эволюция непроизводственной сферы. Первоначально услуги включались в непосредственный процесс материального производства, а затем по мере развития общественного разделения труда, обособились в самостоятельные отрасли и подотрасли экономики.
Подобная тенденция характерна для современного этапа общественного развития. Примером тому может служить возникновение коммуникационно-информационной области.[12]
Динамика отраслевого состава выдвигает на первый план иные социально-экономические критерии, не связанные со структурными характеристиками непроизводственной сферы, и в первую очередь ее социальную направленность, целевую ориентацию на удовлетворение потребностей населения.
Отраслевая структура непроизводственной сферы зависит от функций, которые она выполняет. Можно выделить следующие функции:
q распределение и обмен;
q потребительские услуги;
q охрана здоровья населения;
q просвещение;
q управление и охрана общественного порядка.
Каждая из функций включает в себя ряд видов (отраслей, подотраслей), назначением которых является оказание определенных социальных услуг. Номенклатура таких видов деятельности чрезвычайно широка и разнообразна. Более того, в современных условиях она постоянно расширяется, пополняется н видоизменяется.
Изменения, в ней происходящие, выражаются в более четкой фиксации социально-экономического содержания, целей, функций и особенностей отдельных отраслей и видов деятельности как объектов предпринимательства. Так, получила четкую очерченность и видовую самостоятельность рекреационная деятельность, направленная на оказание услуг в проведении отдыха и досуга; туристическая деятельность, имеющая целью удовлетворение познавательного спроса населения; предпринимательство в сфере недвижимости и ряд других. Но при всем разнообразии традиционных и относительно новых услуг можно выделить ряд общих черт, объединяющих их в одну сферу. К ним относятся:
1. Единая социальная направленность услуг. Предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека.
2. Историческая общность возникновения и развития услуг.
Она связана с процессом обособления услуг в самостоятельные
отрасли в ходе развития процесса общественного разделения труда.
3. Сходство условий производства и потребления услуг.
Производство многих услуг совпадает с их потреблением во временном и пространственном отношении, образуя симбиозную форму «потребительного производства». Это явление обусловливает отсутствие осязаемых результатов производства услуг и затрудняет процесс потребительского выбора. Потребитель может оценить полезность услуги только после акта «производство – потребление» и заранее имеет лишь косвенную возможность для оценки ее качества. Это свойство чрезвычайно важно для маркетинга, так как обусловливает особую значимость его коммуникативного элемента.
4. Сходство услуг в отношении возможности их хранения и транспортировки.
Услуги не подлежат хранению и транспортировке. Это свойство увеличивает степень предпринимательского риска во всех отраслях услуг (особенно в условиях неустойчивой рыночной конъюнктуры), а также ставит задачу более точного учета фактора времени и сезонности, «пиковых» нагрузок в течение суток или другого отрезка времени.
Несохраняемость услуг предъявляет особые требования к качеству маркетинговой деятельности. На рынке услуг необходимо более тщательное согласование спроса и предложения, особая гибкость и адаптивность производства, вынужденного без промедления приспосабливаться к изменению потребительского спроса.
5. Сходство услуг в отношении их связи с продуцентом.
Услуга не существует отдельно от производителя. В процессе ее производства всегда осуществляется личный контакт производителя с потребителем. При этом возрастает значение квалификации производителя услуг. От его профессиональных навыков, знаний, способностей и коммуникабельности зависит конкурентоспособность фирмы, производящей услуги. Причем с ростом индивидуализации запросов потребителя и расширением ассортиментного ряда услуг повышается роль личных контактов потребителя услуг и их продуцента.
6. Сходство услуг в отношении широты качественных характеристик.
В условиях совпадения производства и потребления услуг и зависимости результата деятельности предприятия непроизводственной сферы от квалификации кадров невозможно гарантировать постоянство качества услуг. Услуга существует как вид человеческой деятельности, и ее качество может варьироваться в широких пределах. Это обусловливает необходимость сведения к минимуму влияния фактора непостоянства качества. С этой целью предприятие сферы услуг решает задачи совершенствования кадровой структуры, повышения квалификации персонала, внедрения современных технических средств и эффективных технологий.
Сложная экономическая природа непроизводственной сферы придает специфический характер складывающимся в ней экономическим отношениям. Во-первых, здесь действуют экономические отношения материального производства. Они доминируют в сфере так называемых «производственных» услуг, т.е. тех услуг, условия производства которых наиболее близки к условиям материального производства. К производственным услугам относятся услуги таких отраслей, как транспорт по обслуживанию населения, связь, торговля, общественное питание, некоторые бытовые услуги. Экономические отношения, формирующиеся в этих отраслях, по существу не отличаются от отношений материального производства.
Во-вторых, в основе развития непроизводственной сферы лежат отношения воспроизводства услуг и нематериальных благ, что создает базу для обмена деятельностью между сферой услуг и материальным производством.
Наконец, в-третьих, экономические отношения в непроизводственной сфере включают формирование общественно необходимых затрат труда.
Характер экономических отношений в непроизводственной сфере и ее специфика позволяют рассматривать эту сферу как цельный, самостоятельный и своеобразный социально-экономический объект. Рыночная концепция развития непроизводственной сферы предполагает использование всей совокупности маркетинговых методов, направленных на обеспечение сбалансированности спроса и предложения.
1.3. Рынок услуг и его государственное регулирование
Развитый рынок, как известно, предполагает не только наличие рынка товаров, но и рынка разнообразных услуг. При этом рынок услуг рассматривается как сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.
Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики и подчиняющейся этим законам. Вместе с тем он имеет ряд специфических черт, обусловливающих особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.
К основным особенностям рынка услуг можно отнести:
1. Высокую динамичность рыночных процессов.
Она связана как с динамичным характером спроса на услуги, подверженного значительному влиянию временного фактора, так и с динамикой предложения на этом рынке, обусловленной гибкостью отраслевой структуры услуг.
2. Территориальную сегментацию.
Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависит от характеристик территории, охваченной конкретным рынком. Поэтому территориальный (географический) критерий является в данном случае определяющим.
3. Локальный характер.
Это свойство рынка услуг также обусловлено влиянием территориальной специфики.
Испытывая влияние территориальных условий, рынок услуг приобретает четкую пространственную очерченность, в рамках которой формируются отличные от других, но сходные между собой социально-экономические характеристики. Он локализован в рамках территориальных образований, хотя масштабы этих образований могут быть различными.
4. Высокую скорость оборота капитала.
Она является следствием более короткого производственного цикла и выступает как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг.
5. Высокую чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры.
Она обусловлена невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг и, как правило, временным и пространственным совпадением их производства и потребления. Это свойство услуг создает определенные трудности в производственной и предпринимательской деятельности, так как обусловливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги и других факторов рыночной среды, увеличивает степень риска от их непредсказуемых изменений.
6. Специфику организации производства услуг.
Продуцентами услуг обычно являются малые и средние предприятия различного профиля. Обладая большей мобильностью, эти предприятия имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры. Кроме того, они, как правило, более эффективны в условиях локального рынка.
7. Специфику процесса оказания услуги.
Эта специфика обусловлена личным контактом производителя и потребителя. Такой контакт, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, но с другой – увеличивает требования к профессионально-квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя.
8. Высокую степень дифференциации услуг.
Она связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги. Сложная структура спроса обусловливает появление новых, нестандартных услуг, причем этот процесс получает все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса. Такое свойство рынка услуг можно рассматривать как важнейший стимул к инновационной деятельности в этой сфере, так как поиск услуги-новинки становится перманентным процессом.
9. Неопределенность результата деятельности по оказанию услуги.
Результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию личных качеств производителя, не может быть заранее определен с достаточной точностью. Его окончательная (опенка возможна только после потребления услуги. Первоначально смогут быть использованы лишь косвенные методы его определения (например, аналоговый), которые в условиях высокой чувствительности рынка к изменению конъюнктурных факторов не всегда дают достаточно корректные результаты. Чтобы предотвратить возможные ошибки, необходимо применять специфические маркетинговые приемы: диверсифицировать ассортимент услуг, совершенствовать коммуникационную политику, применять современные методы прогнозирования спроса, развивать систему мониторинга спроса и т.д. Рынок услуг в различных отраслях данной сферы развит неодинаково. В системе социально-бытового обслуживания, общественного питания, торговле, в рекреационной сфере (в том числе в туризме) рыночные отношения получили наибольшее развитие и формируют эффективный механизм удовлетворения общественных потребностей. Но в таких отраслях, как культура, здравоохранение, образование рыночные отношения не только имеют свою специфику, но и ограниченные возможности. Здесь всегда присутствует значительный нерыночный сектор, в том числе государственные организации и учреждения. Более того, именно они занимают в этих отраслях доминирующее положение. Причины активного государственного вмешательства в процесс производства и потребления подобных услуг вполне объективны. Основной из них является недееспособность рынка в ряде отраслей услуг. Мировая экономическая история имеет немало примеров, характеризующих попытки обеспечить развитие образования, культуры, здравоохранения исключительно в рамках активных рыночных отношений. Итогом таких действий является ситуация, получившая в международной практике наименование «проблемы неполного рынка», когда даже высокие средние показатели по обеспечению общественных потребностей в этих услугах сопровождаются полным исключением из их потребления большой части населения.
В этом смысле характерен опыт США. Предоставление медицинских услуг на основе свободного рынка при высоких средних показателях лишило возможности пользоваться медицинской помощью около 17 млн. граждан.[13] Только в начале 90-х гг. введение всеобщего государственного медицинского страхования позволило решить эту проблему.
Аналогичный процесс развивался в сфере образования США или жилищных услуг Франции. Рынок кредита на получение высшего образования или решения жилищной проблемы вне государственного вмешательства не получал необходимого развития, так как финансово-кредитные учреждения не имели стимулов к активной деятельности в этой сфере. Высокая степень неопределенности возврата жилищных или студенческих кредитов и их долгосрочный характер снижали заинтересованность банков и других финансово-кредитных организаций в предоставлении таких займов. Для решения этой проблемы потребовалось введение государственных гарантий и субсидий в форме установления льготного процента на такие кредиты.
Вторая причина, обусловливающая необходимость государственного регулирования в отношении ряда отраслей непроизводственной сферы, скрыта в самой природе этой сферы, ее генетической основе: непроизводственная сфера есть сфера производства услуг и сопутствующих товаров, являющихся общественным благом. Она призвана удовлетворять не только индивидуальные, но и общественные потребности. Свойствами этих потребностей являются:
1. Неделимость, т. е. невозможность предоставления отдельным лицам.
2. Невозможность действия принципа исключения, т.е. отсутствие способа исключения индивида из процесса пользования этими благами.
3. Трудность нормирования.
Совокупность благ, обладающих этими свойствами, называется чистыми общественными благами.
Таких благ в реальной действительности сравнительно немного: государственное управление, национальная безопасность, экологическое регулирование, противоэпидемические программы и программы по борьбе с социальными пороками. Например, невозможно, лишить индивида преимуществ, получаемых в результате обеспечения безопасности государства или обусловленных развитием природоохранных программ, мероприятий по борьбе с массовыми заболеваниями, социальными аномалиями и преступностью.
В мировой практике предпринимались попытки искусственного деления некоторых общественных благ с целью их последующей продажи отдельным лицам и обеспечения возможностей для действия активных рыночных механизмов. В частности, известны попытки введения платы за пользование крупными парками или лесопарками. Цена учитывала затраты на сооружение ограждений, содержание персонала по охране парка и взиманию входной платы, проведение ландшафтных и садово-парковых работ и т.д. Высокая цена пользования и психологические особенности поведения потребителей в отношении пользования такими благами отнюдь не являлись стимулами к добровольной оплате услуги на основе рыночного механизма. В западной литературе эта неудача рыночного механизма получила название «проблемы безбилетного пассажира» или «бродячих музыкантов».[14] Для нее характерна ситуация, когда число пользователей услуг превышает число покупателей этих услуг. На примере услуг, предоставляемых музыкантами вне специально организованных музыкальных программ, эта проблема проявляется наиболее ярко. Аудитория их слушателей значительно превышает число лиц, добровольно оплативших приобретение их услуги.
В этих условиях необходимо принуждение потребителей к оплате общественных благ. Оно осуществляется государством в форме налогообложения.
Третьей причиной государственного вмешательства в деятельность отраслей непроизводственной сферы является существование так называемых «внешних эффектов» или «переливов». К ним относятся выгоды или издержки, выпадающие на долю лиц, не участвующих в рыночной сделке.
Рыночные отношения не могут не только компенсировать такие издержки, но и выявить их существование. Например, внешний эффект от деятельности отраслей здравоохранения проявляется в сокращении уровня заболеваемости, увеличении продолжительности жизни и т.д. Этот эффект присутствует во всех отраслях материального производства, сокращая затраты на компенсацию временной нетрудоспособности граждан, вызванную заболеваниями, затраты на медицинское обслуживание кадров и т.п. Этот же эффект проявляется и в сфере социального обеспечения, науке, культуре и характеризует всю совокупность общественно значимых процессов. Но внешний эффект от деятельности предприятий здравоохранения не улавливается рынком, а рыночные отношения не создают стимулов и не предлагают механизмов его компенсации. Нивелирование этого процесса и создание целесообразных пропорций в развитии сфер общественного производства нуждается в целенаправленном государственном регулировании.
Внешний эффект может быть не только положительным, но и отрицательным. В современных условиях наиболее наглядным отрицательным эффектом является процесс загрязнения окружающей среды, вызванный деятельностью предприятий различного профиля. Функционируя в рамках рыночных отношений, предприятия (преимущественно производственные) не имеют оснований к добровольной компенсации экологического ущерба, наносимого их деятельностью. При этом сам экологический ущерб формируется под воздействием многих источников и по существу неделим. Это обстоятельство обусловливает необходимость использования единых, централизованных механизмов, регулирующих экологическую ситуацию и являющихся прерогативой государства. Компенсация экологического ущерба осуществляется на основе штрафных санкций, размер которых зависит от степени вредного воздействия на экосистему со стороны конкретного предприятия.
Если внешний эффект имеет отрицательный характер, необходимо более жесткое регулирование деятельности, его вызывающей. При этом не только обеспечивается равноценность вклада отрасли в совокупный общественный продукт, но и решается комплекс сложных общественно значимых проблем.
Наконец, в качестве четвертой причины, обусловливающей необходимость государственного вмешательства в развитие сферы услуг, выступает естественная монополия государства в решении многих социальных проблем. Имея основной целью решение социальной задачи – обеспечение нормальных условий жизнедеятельности всех членов общества, государство опирается в своей деятельности на социально-ориентированный подход, реализуя его в рамках системного социально-экономического управления, В этих условиях рыночный принцип «затраты–прибыль» уступает место основному принципу государственного регулирования – «затраты–социальные приоритеты». Опираясь на этот принцип, государственное регулирование стремится обеспечить доступность важнейших услуг для всех слоев населения независимо от уровня их доходов.
Говоря о государственном вмешательстве в развитие той или иной сферы деятельности, надо иметь в виду, что ни одну из отраслей экономики не минует это вмешательство. Государство реализует налоговую политику и использует запретительно-разрешительные рычаги применительно к любой отрасли. Оно же осуществляет лоббирование отдельных отраслей в конкретных социально-экономических условиях. Однако степень государственного вмешательства различна. В важнейших отраслях социального комплекса – здравоохранении, просвещении, культуре – оно не только более заметно, но и объективно необходимо.
Государственное регулирование может осуществляться в различных формах:
1. Субсидирование потребителей на целевой основе.
Такое субсидирование позволяет увеличить спрос на важнейшие услуги. К целевым субсидиям относятся стипендии, кредиты на получение образования, жилищные кредиты, медицинское страхование, финансовая поддержка малообеспеченных слоев населения и т.д.
2. Субсидирование производителей услуг.
Оно имеет целью увеличить предложение на рынке услуг и может осуществляться в виде финансовой поддержки учреждений культуры, образования, здравоохранения, спорта и т.д. Источником такого субсидирования является государственный или муниципальный бюджет, а также различные целевые программы федерального, регионального или муниципального уровня.
3. Государственная собственность на факторы производства.
Регулирующее влияние государства в развитие отраслей непроизводственной сферы должно иметь определенные пределы. Например, необходимость введения бесплатных услуг и ограниченный объем инвестиционных источников могут привести к возникновению дефицита, нормированию и очередности потребления услуг. Избежать этих недостатков позволяет рынок платных услуг. Но его активное развитие может сопровождаться ценовой дискриминацией малообеспеченных слоев населения и отсутствием возможности приобретения услуги для значительной части потребителей. В отраслях непроизводственной сферы, нацеленных на удовлетворение первоочередных потребностей человека, важнейших с точки зрения его жизнедеятельности, такое развитие рыночных отношений совершенно недопустимо.
Значительная часть отраслей сферы услуг (в первую очередь производственных услуг) получает эффективное развитие в условиях действия рыночного механизма, основанного на реализации платных услуг. Рынок платных услуг рассматривается в совокупности с товарным рынком и подчиняется действию законов, свойственных рыночным отношениям. Но между рынком платных услуг и товарным рынком нет полного тождества. Их отличия обусловлены спецификой услуг как товара особого рода, а также спецификой экономических отношений, складывающихся на рынке платных услуг.
Экономические отношения, действующие на рынке услуг, отличаются, во-первых, более сильной мотивацией в экономическом поведении рыночных субъектов. Применительно к потребителю она связана со стремлением достичь определенного социального статуса. Утверждение социальной престижности выступает на рынке услуг одним из важнейших факторов формирования спроса. Такой мотивацией, например, является стремление приобщиться к образу жизни среднего класса или хорошо обеспеченных слоев населения.
Что касается производителей, то и их экономическое поведение в значительной мере обусловлено социальными мотивами. Так как производство услуг может осуществляться малыми предприятиями, функционирование которых не требует столь значительных инвестиций, как в сфере материального производства, то производитель имеет больше шансов в самовыражении своей личности и утверждении социальной престижности. Такая мотивация выступает одним из факторов увеличения предложений на рынке услуг.
Другой особенностью рынка платных услуг является широкая возможность для экономических экспериментов. Здесь формируются, в частности, условия для применения современных форм хозяйствования, поиска новых форм.
Так, в России получили распространение такие формы хозяйствования, как кооперация, аренда и т.п. Целесообразное сочетание различных форм и методов ведения хозяйственной деятельности позволяет обеспечить гибкость и адаптивность рынка услуг, сбалансировать рыночный спрос и предложение.[15]
1.4. Зарубежные исследования о роли органов местного управления в предоставлении качественных услуг населению
По традиции общественные работы и охрана общественного порядка являются крупнейшими источниками расходов местного самоуправления. Сравнительно недавно местные органы власти занялись предоставлением социальных услуг и обеспечением здравоохранения и отдыха. Однако граждане уже привыкли к тому, что местные власти обеспечивают многие услуги, которые в прежние времена предоставлялись членами семей, церковью или частным бизнесом. Данный параграф первой главы дипломной работы описывает природу таких товаров и услуг, исследует роль органов власти в их предоставлении и предлагает альтернативные формы предоставления услуг, доступные для местных органов власти.
Наиболее исчерпывающее теоретическое исследование природы товаров и услуг провел Э.С. Савас. Хотя управляющие в сфере местного самоуправления возмущаются выводом Саваса, что большинство услуг и функций общественного сектора может быть «приватизировано», им стоит изучить развернутые характеристики товаров и услуг, представленные Савасом. Это позволяет по-новому взглянуть на роль властей в предоставлении услуг и на альтернативные методы предоставления этих услуг, доступные местным властям.
Товар или услуга считаются исключительными, если поставщик может преградить потенциальному потребителю доступ к товару или услуге, пока потребитель не выполнит условия поставщика.
Если товар или услуга могут быть потреблены одновременно многими людьми без изменения качества товара, тогда они именуются «совместно потребляемыми». Классический пример – телевизионная передача. Первоначальное качество программы не повышается и не снижается в зависимости от числа зрителей. Таким образом, она относится к «индивидуально потребимым» товарам.
Для того чтобы выяснить, кто должен предоставлять данную услугу (или каковы доступные альтернативы), необходимо определить положение товара или услуги в иерархии предоставления населению. К несчастью, на практике это почти никогда не делается. Как правило, решения в этой области принимаются на основании традиции («Мы всегда так делали») или политических требований («Я хочу, чтобы это было сделано так»). Савас обозначил также идеальные типы услуг, исходя из принципов исключительности и потребления. Савас назвал эти товары и услуги личными, облагаемыми, общедоступными и всеобщими.
Личные товары – это такие товары, потребление которых индивидуально, а исключительность легко достижима. Теоретически личные товары должен предоставлять рынок, если известно, что на них существует спрос. До тех пор пока спрос превышает предложение, цена будет расти и все больше фирм пожелают торговать данным товаром. Савас заявляет, что органы власти не должны заниматься продажей личных товаров; рынок более эффективно удовлетворяет потребности в них.
Облагаемые товары – это те, что потребляются совместно, но доступ к которым можно ограничить. Кабельное телевидение – еще один распространенный пример облагаемого товара.
Общедоступные товары – это такие, что потребляются индивидуально, но с неограниченным доступом. Конечно когда доступ неограничен, потребители получают стимул потреблять столько, сколько могут. Товары неограниченного доступа по сути бесплатные. Однако если товар заканчивается или поврежден, возникает проблема поставки. Например, воздух, которым мы дышим, считается общедоступным товаром. Каждый из нас вдыхает в себя кислород и выдыхает двуокись углерода. Типичная роль правительства в отношении общедоступных товаров – регулировать их запасы или регулировать процессы, которые могут повредить существующим запасам. Чтобы защитить воздух, которым мы дышим, правительство устанавливает стандарты выхлопа для автомобилей и промышленных предприятий.
Последний угол схемы содержит те совместно потребляемые товары и услуги, доступ к которым совершенно невозможно ограничить. Эти всеобщие товары, по Савасу, представляют собой наибольшую проблему для общества потому, что рынок не испытывает побуждения предоставлять такие товары и услуги. Пример – служба чрезвычайных ситуаций. Граждане, живущие на затопляемой равнине или около железной дороги, так же как и туристы, проезжающие через город, пользуются равной защитой со стороны службы чрезвычайных ситуаций. Власти не в состоянии – ни физически, ни политически – лишить частных лиц этой защиты. Вер получают одно и то же количество услуги, хотят они того или нет. К несчастью, большинство услуг не совпадает с этими идеальными типами. В действительности услуги постоянно перемещаются в рамках схемы, в зависимости от изменения социальных ценностей, демографической ситуации, традиций и даже районов страны. Например, текущее состояние здравоохранения. В национальном масштабе здравоохранение эволюционировало от чисто личного товара до частично субсидируемого. В настоящее время раздаются предложения о национализации системы здравоохранения. Предоставление социальных услуг следует но тому же пути. Аналогичным образом телевидение благодаря развитию технологии превратилось из всеобщего товара в оплачиваемый товар. Зрители могут быть не допущены к просмотру платных каналов. Однако при рассмотрении возможностей доставки имеет смысл вспомнить про схему Саваса, чтобы выбрать наиболее подходящие для местных условий способы предоставления властями соответствующих услуг.
Имеет смысл определить роль органов управления в предоставлении услуг. Савас снова делает различия между организаторами, производителями и потребителями услуг. Эти различия полезны при рассмотрении альтернативных методов доставки услуг. По традиции предоставлением местных общественных услуг занимаются органы управления. При этой системе органы управления организуют предоставление услуг через своих служащих гражданам-потребителям. Для многих городов традиция предоставления услуг высочайшего класса закрывает дорогу любым альтернативным методам. Город, который не предоставляет эффективной услуги, должен подумать об альтернативных методах, особенно если передача услуги подрядчику приведет к снижению цен и удовлетворит потребности жителей.[16]
Нередко разные органы управления заключают соглашения, по которым один орган власти организует для другого учреждение по предоставлению каких-либо услуг гражданам. Например, многие города в графстве Лос-Анджелес заключают контракты с властями графства на предоставление услуг службы скорой и неотложной медицинской помощи. Эта услуга по-прежнему предоставляется правительственными служащими, но из других правительственных учреждений. В сущности, речь идет о заключении подрядов в общественном секторе. Такая возможность способствует экономии средств в быстро растущем городе, который не способен приобрести большое количество дорогостоящего оборудования за короткий период.
Передача подрядов – это система обеспечения услуг, наиболее близкая к приватизации. По этой системе орган управления заключает с частной фирмой контракт на предоставление услуги – то есть частный сектор «подряжается» на услугу. Контрактная система, видимо, наиболее полезна, когда предоставляемая услуга либо банальная и утомительная, либо требует технических навыков. Также контрактная система часто используется при инженерных услугах. Это особенно характерно для маленьких административных единиц, которые не могут себе позволить держать штатного инженера, да и объем работ не оправдывает его содержание.
Передача монополии но предоставлению услуги фирме (или небольшому числу фирм) называется «привилегией». Привилегия сопровождается надзором со стороны органа местного самоуправления за ценами и стандартами исполнения. Привилегии часто выдаются на службу такси и коммунальные услуги. В некоторых городах привилегия на такси сопровождается требованием, чтобы фирмы участвовали в программах, по которым за пожилых и инвалидов частично расплачивается правительство.
Органы местного управления нередко предлагают производителям из частного сектора субсидии, чтобы заинтересовать их в предоставлении услуги, которая иначе была бы убыточна. Подобное часто относится к услугам, которые местные органы считают важными, но не желают предоставлять их силами своих служащих. Такие субсидии называются «грантами». Многие муниципальные системы общественного транспорта содержатся частными подрядчиками, получающими субсидии от органа местного самоуправления. За услугу платят совместно органы самоуправления и потребители. Однако потребитель платит за услугу ниже ее действительной цены. Местные органы субсидируют эту услугу, чтобы не лишать мобильности тех, кому недоступны другие виды транспорта.
Наоборот, ваучеры – это дотации получателю услуги, при которой потребитель свободен в выборе поставщика услуги. Таким образом работает федеральная программа продовольственной помощи («фудстэмпы»). Получатели дотаций свободны в выборе магазина, где они будут отоваривать свои фудстэмпы. Владельцы, с которыми расплатились ваучерами, предъявляют их для оплаты в правительственное учреждение.
При рыночной системе потребители пользуются услугами, которые предоставляет рынок частных производителей. Власти не участвуют в рыночном предоставлении услуг. Конечно, это может происходить только там, где существует явный спрос, чтобы частный рынок захотел продавать соответствующий товар или услугу. Очевидно, наиболее приемлемы для рыночного подхода личные и облагаемые товары. Следовательно, если власти захотят перестать предоставлять некоторую услугу, то в первую очередь это будет касаться услуг, подпадающих под классификацию личных и облагаемых.
Совместное производство – широкий термин, включающий добровольную службу и самообслуживание. При совместном производстве граждане помогают в предоставлении общественных услуг. Добровольная служба подразумевает участие благотворительных организации и отдельных граждан, предоставляющих свои услуги ради общественного блага. Например, клубы садоводов, которые заботятся об общественных парках, бульварах или газонах, предоставляют услугу, которая в принципе должна быть обеспечена департаментом общественных работ или парков. Отдельные граждане и корпоративные спонсоры также добровольно участвуют в очистке дорог от мусора.
Органы управления всегда будут предоставлять услуги; однако они должны быть отзывчивыми к требованиям граждан – даже если это означает сохранение дорогостоящей услуги, за которую налогоплательщики согласны платить.
После того как лица, принимающие решения в органе местного самоуправления, определят, кто будет предоставлять услугу, должны быть определены критерии, обуславливающие, как эта услуга должна предоставляться.
Хотя этот шаг вполне логичен, он далеко не всегда применяется в местном самоуправлении. Сперва местные политики должны установить уровень предоставляемой услуги и стандарты исполнения, за которые будут отвечать поставщики услуг. К несчастью, природа некоторых местных услуг настолько сложна или настолько трудно поддается количественной оценке, что лица, принимающие решения, не в состоянии установить стандарты.
Что должен делать хороший управляющий в свете вышесказанного? Большинство политиков согласны, что все граждане должны в равной степени пользоваться общественными услугами. Решения по уровню предоставления услуги принимаются на основании равенства затрат или равенства последствий. Идею равенства затрат легко понять. Это наиболее часто используемый местными должностными лицами стандарт. При системе равенства затрат уровень предоставления услуги всем гражданам одинаков. Например, полиция работает одинаково во всех районах города, независимо от истории преступности в конкретной округе. Деньги на ремонт улиц распределяются равномерно между районами, вне зависимости от размеров инфраструктуры.
Равенство последствий, называемое также «справедливостью», связано с районами предоставления услуги после того, как она получена: последствия предоставления услуги для всех граждан должны быть одинаковыми.
После того как политики определят соответствующий уровень услуг, управляющий должен организовать отдел по предоставлению услуги. Правила устанавливают, каким образом услуга предоставляется, кто ее предоставляет и на каком уровне происходит обращение к «правилам решений». Например, правила относительно сферы приложения какой-либо благотворительной программы определяют, какие граждане подпадают под ее действие, результатом чего будет удовлетворение тех их потребностей, которые предусматривает программа.
Эти правила задают чиновникам более жесткие рамки отбора получателей услуг. Чем больше свобода действий у служащего и чем больше физическое расстояние между служащим и надзирающим органом, тем больше внимания управляющий должен уделять рабочим правилам принятия решений и их последующему влиянию на распределение услуг.
Задача органов управления – предоставлять качественные услуги жителям. Работа по управлению местными услугами включает постоянное жонглирование пятью показателями – равенством, справедливостью, эффективностью, результативностью и этичностью.
[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. М., 1999. С.512
[2] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 837
[3]Большая Советская Энциклопедия. М., 1975. С. 452
[4]Стандарт МЭК 50 1191–90 «Надежность и качество услуг. Термины и определения»
[5] О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1 // Собрание законодательства. 1996. №3. Ст.140
[6] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301
[7] О защите прав потребителей: Закон РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1 // Собрание законодательства. 1996. №3. Ст.140
[8] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. М., 1999. С. 603
[9] Бабич А.М. и др. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М., 1993. С. 41
[10] Маркетинг и рыночные сети: Ученые записки коммерческого факультета. СПб., 1994; Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. СПб., 1996
[11] Левичева В.Ф., Щербина В.Ф. Материальное и идеальное в общественном производстве. Л., 1984. С. 125-126
[12]Информационные системы в экономике: Учебник // Под ред. В.В. Дика. М., 1996
[13] Лебедева Л.Ф. Проблемы социального обеспечения: новые подходы и решения // США: экономика, политика, идеология. 1999. №5. С. 19
[14] Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. М., 1995. С. 241-242
[15] Богомолов В.А., Богомолова А.В. Антикризисное регулирование экономики: теория и практика. М., 2003. С. 53
[16]Фелбинджер К.Л. Организация местного самоуправления: Сборник / Пер. с англ. Н.Эдельмана. М., 1998. С. 223
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!