Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Самоменеджмент руководителя»

/ Менеджмент
Конспект, 

Оглавление

Глава 1. Планирование личной работы руководителя

 

 

На современном этапе роль руководителя в любой организации постоянно возрас­тает.

В таких условиях очень важно как можно эффективнее, ра­циональнее использовать свое время. И этим процессом нужно управлять. Однако это достаточно трудная задача. Каждый из ру­ководителей сталкивается с подобной проблемой: как успеть сде­лать все, что нужно сделать? 

Наука управления временем основана на умелом его плани­ровании и привычке исполнять запланированное. 

Работать рационально, а следовательно, и результативно гораз­до выгоднее. Но работать рационально может только тот, кто этому научился.[1] Чтобы правильно выполнять свои функции и достичь своих целей, руководитель должен ясно представлять себе, насколько ограничен его бюджет времени. Планирование личного труда представляет собой проект размещения процессов труда во времени на предстоящий период. Руководитель плани­рует не только свои профессиональные и личные цели, но и теку­щую, связанную с работой нагрузку, чтобы лучше справляться с принятием и реализацией решений. 

Хорошее планирование призвано обеспечить практичное, выгодное, рациональное использование самого ценного нашего достояния – времени.

Чем бы конкретно руководитель ни занимался, круг его обя­занностей на самом деле гораздо шире узких профессиональных рамок. Сотни дел – мелких, важных, незначительных, сиюминут­ных, срочных – постоянно находятся в его поле зрения. Что же повышает эффективность труда, превращает поток хаотических по времени операций и дел в более или менее стройную систему? Таких важнейших составляющих управления временем четыре: 

1. Планирование 

Это основа любой производственной деятельности. Оно вклю­чает в себя целый набор операций и действий, а именно: различ­ного рода исследования, анализ результатов, тестирование, со­поставление, консультации, наконец, разработку самого плана и доведение его до исполнителей. Словом, план – ключ к приня­тию решений.

2. Реализация плана

Именно на этой стадии принимаются решения. Все конкрет­ные задачи разбиваются на две категории. Первая – это задачи индивидуального уровня, решение которых сопряжено с личной свободой руководителя, его собственными действиями. Вторая – это задачи, выполнение которых сопряжено с привлечением дру­гих людей. Их решение дает общий конечный результат. В любом случае задачи в каждой из категорий так или иначе переплетают­ся друг с другом и взаимосвязаны с планированием.[2]

3. Мониторинг и контроль

Любая работа должна проверяться как в отношении исполни­тельности, так и с точки зрения получения оптимальных резуль­татов. Проверка может быть самой простой (прогнать подготов­ленный текст через словарный процессор на предмет обнаруже­ния ошибок). А может быть сложной, сопряженной с множеством дополнительных операций, как это бывает при финансовых про­верках.

4. Взаимодействие с другими людьми

Эта работа так или иначе пересекается со всеми остальными видами деятельности, но в любом случае является как бы следствием или итогом индивидуальной работы каждого. Люди – это основа основ деятельности руководителя. С ними приходится общаться на встречах, совещаниях, планерках, переговорах и пр. Именно работа с людьми поглощает большую часть времени ру­ководителя.[3]

Конкретные результаты деятельности – это высший крите­рий эффективности труда, в том числе и рационально использо­ванного времени.

Практический опыт многих руководителей свидетельствует о том, что увеличение затрат времени на планирование приводит к сокращению времени на реализацию и, в конечном счете, к эко­номии времени в целом.

Поэтому руководитель обязан уметь анализировать свое ра­бочее время, составлять планы личной работы. При этом необхо­димо учитывать все выполняемые работы, уметь расположить их в порядке важности.

Чтобы избежать излишних затрат времени, руководителю необходимо начать с составления ежедневного временного плана, который поможет отслеживать, на что вы тратите свое время. Проанализировав свой временной план, можно будет определить те дела, на кото­рые следует потратить меньше времени, и те, заниматься ко­торыми просто не стоит. Лучше составлять временной план на весь день, а не только на рабочее время. Составив такой список, руководитель начинает пересматривать и по-новому планировать очеред­ность дел.

Нерационально спланированный рабочий день имеет следу­ющие признаки:

         неизвестно, на что расходуется время;

         неизвестно, сколько времени требуется для выполнения тех или иных дел;

         неизвестно, какие факторы влияют на работоспособность руководителя или ограничивают ее.

Как говорится, «то, как мы используем наше время, говорит о том, кто мы», и те же факторы, которые снижают эффективность использования бремени, подрывают общую эффективность нашей деятельности.[4]

Управлять своим временем может каждый. Научившись это­му, человек сможет к лучшему изменить не только собственную карьеру, но и жизнь.

Систему планирования личного труда руководителя можно представить как закрытую систему, в которой отчетливо видны взаимосвязи между отдельными видами планов – долгосрочные планы конкретизируются в соответствующих средне- и кратко­срочных, а также в планах текущего периода. Последние вопло­щаются в планах дня.

Для непредвиденных работ, а также оперативного решения текущих вопросов планируется резерв времени в соответствую­щие периоды рабочего дня.[5] При планировании дня сле­дует учитывать правило 60:40 – планом должно быть охвачено не более 60% вашего времени, около 40% должно быть оставлено в качестве резерва времени для неожиданных дел.[6]

Выгодность планирования ежедневной работы ярко иллюст­рирует известное происшествие с выдающимся менеджером Чарльзом Швабом. В бытность свою президентом сталелитейной компании г. Бетлхема он обратился к консультанту Иву Ли с не­обычной просьбой: «Научите меня успевать делать как можно больше дел за то время, которым я располагаю, и я вам заплачу за это любой гонорар, какой вы только потребуете».

Протянув Швабу листок бумаги, Ли сказал: «Напишите наи­более важные дела, которые вы должны сделать завтра, и прону­меруйте их в порядке важности. Когда вы придете утром, сразу же начните с дела №1 и не откладывайте его до тех пор, пока не закончите. После этого перепроверьте порядок важности и при­ступите к делу №2. Если какое-либо дело займет у вас целый день, не обращайте внимания. Не отступайте от него, если уверены в том, что оно наиболее важное. Если вы не закончите все дела, пользуясь этим советом, возможно, вы и не сможете закончить их и при помощи любого другого метода. Но при отсутствии систе­мы вы вообще не сможете решить, какое дело наиболее важное. Прибегайте к этому правилу каждый рабочий день».

Через несколько недель Шваб выслал Ли чек на 25 тыс. долл. и записку, в которой сообщал, что преподанный ему урок был самым выгодным из всех, которые он когда-либо получал. Благо­даря совету Ли сталелитейная корпорация г. Бетлхема за 5 лет превратилась в крупнейшее производство, а Ч. Шваб заработал 100 млн. долл. Позже друзья Шваба спрашивали его, почему он заплатил столь высокий гонорар за столь простую идею? Шваб ответил вопросом: «А какие гениальные идеи в основе своей не являются простыми?» И добавил, что теперь не только он, но и все его служащие в первую очередь приступают к делу №1.[7]

Планирование – это то, с чего должен начинать руководитель. Это рациональное определение того, куда он хо­чет идти и как собирается достичь этого. До тех пор пока руково­дитель этого не сделает, он не может быть уверен в том, что его усилие предпринято в правильном направлении. Как говорил Сенека, когда не знаешь, в какую гавань держишь путь, ни один ветер не будет дуть в нужном направлении.

Планирование означает подготовку к реализации целей.

Существует ряд преимуществ письменной формы планирова­ния.

         Письменные планы дня обеспечивают разгрузку памяти, а планы дня, которые держат в голове, легко отвергаются.

         Письменно фиксируемый план имеет психологический эф­фект самомотивации к работе. Наша деловая активность становится более целенаправленной и ориентированной на строгое следование программе дня.

         В результате руководитель меньше отвлекается и больше занимается только намеченными задачами.

         Благодаря контролю результатов дня у руководителя «не теряются» несделанные дела (их переносят на следующий день).

         За счет письменной регистрации мы повышаем эффект от планирования, поскольку лучше оцениваем потребность во времени и «помехи», а также можем более реалистично пла­нировать резервное время.

         Последовательное планирование дня обусловливает совер­шенствование нашей личной методики работы.

         Если существует ясность относительно того, что надо сде­лать в течение дня, то мы автоматически стараемся раци­онализировать свой труд и, кроме того, сознательно про­тиводействовать «помехам» внутреннего или внешнего порядка. В этом случае нас не отвлекают лишние телефон­ные разговоры, мы ограничиваемся только самым суще­ственным. Если мы в конце дня задаем себе вопрос, «а что, собственно, сделано?», то причина этого заключается глав­ным образом в отсутствии четкой целевой установки на день.

В деловой жизни оправдали себя следующие плановые пери­оды:

         долгосрочные (перспективные) цели – планы на всю жизнь или на несколько лет;

         среднесрочные цели – годовые планы;

         текущие цели – месячные, декадные, еженедельные планы.

В связи с этим выделяют перспективное, среднесрочное и текущее планирование (в том числе оперативное – неделя, день).

По истечении соответствующего планового периода посред­ством сравнения «план–факт» определяются результаты этого периода. Их следует учитывать для корректировки планов на пос­ледующий период.[8]

Заблаговременно составленные планы работы руководителя дисциплинируют его труд, исключают невыполнение важных ме­роприятий. Без плана рабочий день руководителя обычно запол­няется текущими и горящими делами, не остается времени на ре­шение перспективных вопросов, повышение своей квалификации. Реализацию духовных интересов и отдых. Составление плана лич­ной работы требует предварительного анализа положения дел, а это активизирует работу руководителя, делает ее более целена­правленной.[9]

Чем лучше руководитель распределит свое время, тем лучше он сможет использовать его в своих личных и профессиональных интересах. Планирование ежедневной работы, составление средне- и долго­срочных планов работы означают выигрыш во времени, дости­жение успехов и большую уверенность в себе. Чтобы успевать больше в меньшее время, требуется всего две вещи: организован­ность и самодисциплина.

Если руководитель ведет учет и анализирует затраты време­ни, подготовка личных планов работы не вызовет затруднений. Начинать разработку следует с долгосрочного плана, т.е. с пла­на-графика основных дел на несколько лет. Здесь главное – рас­писать задачи по срокам. В основном это будут сроки начала и окончания определенных работ. Записи в плане-графике делают­ся с разбивкой по годам или полугодиям.[10]

Под среднесрочным планированием подразумевают состав­ление планов на год. Для этого необходимо составить перечень наиболее важных работ года, а затем установить сроки их нача­ла и окончания. В числе работ могут быть повторяющиеся из года в год, например, составление годо­вого отчета, подготовка и обсуждение коллективного договора на коммунальное обслуживание дома и т.п. Это конкретная расшифровка на данный год перспектив­ного плана плюс проекты планов на будущий год, промежуточ­ные сроки выполнения работ, рассчитанные на несколько лет, различные традиционные мероприятия и т.д. Некоторые сроки будут приблизительными, впоследствии они уточняются в ра­бочем порядке.

Продолжительность проведения таких работ, сроки начала и окончания определяются на основе опыта прошлых лет. Кроме того, в план войдут новые работы, которыми придется занимать­ся именно в этом планируемом году.

Бывает, что необходимость работы ясна, но еще нельзя опре­делить сроки ее начала и окончания. Тогда образуют «тематиче­ский» список дел, который надо ежемесячно просматривать, ста­раясь перенести дело из «тематического» списка в календарный план.

Главное требование к такому перечню – его полнота. Во вни­мание должно быть принято все, что только можно учесть и предвидеть.

Руководителю можно было бы порекомендовать использовать практический прием – это деление каждой планируемой работы на элементы: чем детальнее будет сделано, тем легче себе представить затраты времени на ее выполне­ние.

После определения бюджета времени и уточнения его затрат на планируемые дела, необходимо сопоставить эти данные. Преж­де всего, необходимо оценить их суммарное взаимоотношение. Оно сразу мо­жет выявить несоответствие между объемом планируемых дел и реальными возможностями их выполнения. Ясно, что если они не совпадают, то нужно пересмотреть перечень планируемых дел. Если же они соответствуют друг другу, то такое сопоставление для проверки можно продолжить и узнать, насколько реально необходимое для работы время в те или иные конкретные перио­ды. В конечном итоге получится уточненный перечень планируе­мых дел и ряд практических соображений по поводу последова­тельности их выполнения.[11]

Подготовка перспективного плана – это еще не конец ра­боты. Чтобы перейти к конкретным текущим планам на каждый день, нужно решить, как наиболее целесообразно построить свою работу: какое время мы в состоянии выделить на те или иные дела, в какой последовательности их следует выполнять, каким образом распределять время в пределах рабочего дня.

Оперативное планирование работы осуществляется, как правило, не более чем на текущую неделю. В основном это планы «на сегодня», «на завтра». Они служат эффективным инструмен­том в борьбе с текучкой в том случае, если строятся на основе годовых, квартальных, месячных планов и согласуются с так на­зываемыми графиками работ дня, недели.

Существует практика составления рабочих графиков дня, не­дели, реже – месяца. Они дисциплинируют не только труд само­го руководителя, но и подчиненного ему коллектива.

Для выполнения повторяющихся работ выделяют опреде­ленное время дня или определенный день недели. Например, еже­дневно планируются в определенное время обход рабочих мест, оперативное совещание, работа с документами, строго регламен­тированный прием посетителей. Известна практика распределе­ния дней недели по рассматриваемым вопросам – объектам ре­гулярного контроля руководителя. Так, в понедельник директор занимается вопросами качества продукции, во вторник – во­просами технической подготовки производства, технического раз­вития и капитального строительства, в среду – вопросами снаб­жения, в четверг – хозяйственными вопросами, в пятницу – ра­ботой с кадрами и т.д.

 

 


Глава 2. Организация рабочего места и времени руководителя

 

 

Сложность и разнообразие управленческих задач и методов, необходимых для их реализации, большие объемы информации, которые требуется хранить и перерабатывать, и ряд других фак­торов организационного управления предъявляют высокие тре­бования к организации рабочих мест руководителей, технике ин­формационного обслуживания и применяемым средствам меха­низации и автоматизации управленческого труда.

Значение организации рабочего места и условий труда работ­ников аппарата управления как факторов, оказывающих непос­редственное влияние на эффективность труда, трудно переоценить. Исследования специалистов показали, что за счет этих факторов, реализуемых с учетом требований эргономики, психофизиологии, сангигиены и технической эстетики, производительность труда работников управления возрастает более чем на 50%.

Организация рабочего места – это система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их функциональному размещению. Рациональная организация рабо­чих мест руководителей предполагает правильную их планиров­ку, укомплектование мебелью и необходимыми средствами орга­низационной техники, канцелярскими принадлежностями и раз­личными вспомогательными устройствами.

Рациональная организация рабочего места и создание наилуч­ших условий труда для работников управления включают следу­ющий комплекс основных проблем:

         планировку рабочих помещений на основе изучения и ана­лиза технологии выполнения основных и наиболее массо­вых видов работ и потоков информации в;

         размещение мебели и оборудования на рабочих местах ис­ходя из функций и состава работ, выполняемых каждым ра­ботником, и максимального снижения физических усилии при выполнении работ;

         эффективное использование рабочих площадей с учетом требований рабочего процесса, эксплуатационных характе­ристик оборудования и оптимальных условий труда.[12]

Особенностью труда руководителя является большой удель­ный вес умственных (творческих и логических) операций. Этим в значительной степени определяются требования к организации и оборудованию рабочих мест, а также к условиям труда руково­дителя. На повышении производительности труда благоприятно сказываются шумовой, температурный и влажностный режимы, хорошее освещение, рационально организованное и оборудован­ное рабочее место, оснащенное современными средствами офис­ной и вычислительной техники.

Обустройство кабинета (офиса). Внешний вид офиса, каби­нета – это лицо его хозяина. По внешнему виду офиса, как пра­вило, составляется определенное впечатление о характере, вкусе и интеллекте руководителя.

Внешний вид офиса зависит от многих факторов, в том числе и от таких, как пол руководителя, возраст; характер, вкус, при­вычки; характер работы.

Как отсутствие визитной карточки является несоблюдением делового этикета, так и примитивный, а тем более неряшливый вид рабочего места и служебных кабинетов наносит труднопо­правимый ущерб деловой репутации фирмы. В итоге страдает про­фессиональный имидж ее работников. Совершенно верно подме­чено, что скупой платит дважды, особенно когда речь идет о лич­ном престиже или о репутации фирмы, учреждения, организации.[13]

Невозможно давать какие-то конкретные советы, не зная ни планировочных особенностей помещения, ни специфики работы человека, который будет пользоваться кабинетом, поэтому речь идет о принципах, положенных в основу оформления любого офи­са. Основными из них можно считать следующие:

1. Мебель, оргтехника, осветительные приборы и даже канце­лярские принадлежности должны быть выдержаны в одном стиле.

2. Прежде чем начать обставлять офис, руководителю необ­ходимо изучить свое помещение. Размеры офиса должны со­ответствовать размерам и количеству предполагаемых к раз­мещению предметов.

3. Необходимо решить, подойдет ли руководителю мягкое освещение или офису нужен яркий свет.

4. Если окна офиса выходят на шумную улицу, придется поду­мать о шумоизоляции. Солнечная сторона «просит» жалю­зи или затемненных стекол.

5. Необходимо решить вопросы декоративного оформления офиса. Например, современные офисы принято украшать цветами, картинами. Они преображают рабочее место, под­нимают настроение не только самому руководителю, по и клиентам, посетителям. Важно не увлекаться – слишком много украшений отнюдь не говорит о хорошем вкусе.

6. Офис должен быть не только красив, но и удобен как руководителя, так и для посетителей.

7. Важно учесть и экологическую чистоту материалов, из ко­торых изготовлена мебель. Натуральная кожа, стекло, сталь, дерево безвредны. В то же время искусственная кожа, оби­лие лаков, красок вряд ли будут способствовать укрепле­нию здоровья руководителя.

8. Мебель должна быть расставлена удобно с точки зрения пользования ею. Прежде всего, это касается рабочего сто­ла. Среди предъявляемых к нему требований на первое ме­сто следует выделить его функциональность (удобство пользования столом как рабочим инструментом) и комфорт­ность (создание рабочего настроения у руководителя и по­сетителя).

9. Размер стола следует подобрать так, чтобы до любого раз­мещенного на нем предмета можно было легко дотянуть­ся либо доехать, если рабочее кресло на колесиках.

10. Не рекомендуется накрывать стол оконным стеклом, так как оно дает блики, отвлекает внимание, плохо влияет на зрение, да и на здоровье в целом; гораздо безобиднее плек­сиглас (оргстекло), еще лучше обтянуть стол зеленым сук­ном или обить кожей. Слева, вне зоны прямой вытянутой руки, целесообразно положить листы бумаги («чистови­ки» и «черновики»). В этой же зоне могут находиться рас­сортированные карандаши, фломастеры, клей, ножницы и прочие канцелярские принадлежности.

11. Целесообразно завести две папки: «К исполнению» и «Вы­полнено»; первая – справа, вторая – слева. Папка «К ис­полнению» поможет уменьшить риск забыть что-либо важ­ное или потерять на своем столе.

Рабочие помещения также оснащаются необходимым обору­дованием и мебелью.

В комплект мебели для оборудования рабочего места руково­дителя входят:

q           письменные столы (обычные и специализированные);

q           вспомогательные столы и тумбочки, предназначенные для хранения справочного материала;

q           кресла, стулья (подъемно-поворотные);

q           шкафы обычного типа или специальные (для хранения до­кументов).

При организации рабочих мест могут быть использованы го­товые образцы мебели, выпускаемые промышленностью или из­готовленные по индивидуальным заказам.

Рабочее место – это зона трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей, оснащенная необходимыми средства­ми для выполнения должностных обязанностей.

Кабинет (офис) руководителя может занимать различную площадь и предназначается, кроме работы за столом, для приема посетителей, проведения деловых совещаний.

Наиболее характерна для рабочего места руководителя Т-образная планировка, когда непосредственно к рабочему сто­лу перпендикулярно ставится стол-приставка для совещаний. При­менение подъемно-поворотного кресла обеспечивает удобства пользования средствами связи и сигнализации, расположенными на приставном столике слева.

В соответствии с действующими нормами площадь служебных помещений устанавливается из расчета не менее 4 м2 на одного работника.

Исходя из рациональной структуры и утвержденного штат­ного расписания организации, решается вопрос о наиболее удоб­ном размещении работников и распределении площади между отделами пропорционально их численности и с учетом взаимо­связи между ними.

При изыскании дополнительной «полезной» площади следу­ет обратить внимание на габариты столов, шкафов и других ви­дов мебели, которые могут загромождать помещение и создавать неудобства.

Большую экономию полезной площади при увеличении емко­сти дают пристенные шкафы-стенки во всю высоту служебных помещений. Емкость пристенных шкафов и шкафов-перегородок при той же занятости площади пола в 2,5 раза больше, чем у обыч­ных конторских шкафов. Увеличение емкости шкафов часто бы­вает необходимо для размещения папок-регистраторов, которые удобнее обычных папок-скоросшивателей, но занимают на 30–40% больше объема шкафа.

Рациональная организация управленческого труда связана и с правильной планировкой и размещением помещений.

При этом следует соблюдать следующие правила:

         отделы, связанные с приемом посетителей (отдел кадров, касса, бухгалтерия, отдел труда и заработной платы), сле­дует располагать вблизи входа в здание;

         смежные отделы должны располагаться рядом.

Например, зал заседаний должен размещаться рядом с каби­нетами руководства и отделами, которые будут его часто исполь­зовать. Канцелярия должна располагаться на одинаковом рассто­янии от всех отделов.

Планировка рабочих мест считается рациональной, если вы­полнены следующие требования:

         рабочие места расположены в соответствии с технологи­ческим процессом обработки документов. В результате устраняются ненужные перемещения сотрудников и доку­ментов;

         площадь рабочих комнат в расчете на одного работающего соответствует нормативной;

         расстояния между рабочими местами, рабочими местами и стенами, проходы не затрудняют передвижения;

         предусмотрено оперативное пространство рабочего места, ограниченное зоной максимальной досягаемости и включающее стол и стул, средства составления, обработки, хра­нения и поиска документов индивидуального пользования;

         предусмотрено вспомогательное пространство для рабоче­го места, где располагаются предметы труда и средства орг­техники, применяемые реже;

         группировка рабочих мест при создании зон должна бази­роваться на общности выполняемых работ;

         столы сотрудников, которые чаще других принимают посе­тителей, размещают ближе к выходу, что исключает лиш­нее перемещение посетителей;

         шкафы, картотека и другие средства оргтехники общего пользования расположены так, чтобы сотрудникам было удобно подходить к ним и пользоваться ими;

         естественный свет из окон падает на рабочее место слева и спереди;

         обеспечен свободный и безопасный доступ к местам вклю­чения в сеть средств оргтехники;

         исключено неблагоприятное воздействие теплового излуче­ния от приборов отопления (батареи рекомендуется прикры­вать щитами);

         рабочие места расположены так, что исключено отвлекаю­щее влияние уличных раздражителей.

При использовании на рабочем месте профессиональной пер­сональной ЭВМ следует предусмотреть зоны размещения процес­сора, дисплея, клавиатуры и печатающего устройства, определить места подключения питания.

Важными составными частями современ­ного кабинета (офиса) руководителя являются компьютеры, принтеры, мони­торы, автоответчики, факсы, средства связи.

Главное условие, которое должно выполняться при работе на компьютере, – облегчение работы руководителя, а не усложне­ние ее. В современных условиях предлагается широкий выбор ком­пьютерной связи. Став абонентом подобной системы, можно по­лучить связь с партнерами, а также с библиотеками программного обеспечения, с различными банками данных, системами между­народных телеконференций, другими информационными служба­ми. На основе ее применения строится обмен информацией и на­копление заявок абонентов. Такие сети работают в пакетном ре­жиме, реализуя автоматический обмен информацией абонента с узлом.

Неотъемлемой частью кабинетов (офисов) руководителя являются факсы. Прежде чем приобретать факс, необходимо обязательно ознако­миться с инструкцией, обратить внимание на возможности аппа­рата и соотнести потребности с предстоящими затратами.

Факсы обычно работают на специальной термобумаге в ру­лонной упаковке, однако в последнее время уже появились аппа­раты, работающие на обычной бумаге; правда, они стоят дороже.[14]

Телефон и другие периферийные системы должны распола­гаться так, чтобы к ним можно было легко получить доступ. Не­много места надо оставить для вспомогательных атрибутов, та­ких, как блокнот, бумага, на тот случай, если руководитель конспектирует содержание телефонного разговора.[15]

Офисная техника включает в себя и различные модели копи­ровальных аппаратов.

Существующие технические средства обработки документов предназначены для выполнения широкого круга работ, связан­ных с обработкой входящей и исходящей корреспонденции, орга­низацией контрольно-справочной службы, хранением документов, ускорением их движения и доведением до исполнителей.

По назначению выделяют две группы таких средств: средства обработки документов и средства хранения, поиска и транспор­тировки документов.

Мероприятия по улучшению условий труда работников управленческого аппарата должны быть направлены на повыше­ние их работоспособности и сохранение здоровья путем созда­ния освещения, соответствующего нормативным требованиям; необходимой чистоты, влажности и температуры воздуха; благо­приятной окраски рабочего помещения; устранения шумов; уста­новления правильного режима труда и отдыха, а также па основе применения современных средств оргтехники.

Освещенность помещений в зависимости от их назначения должна удовлетворять требованиям действующих норм. Для обес­печения рассеянного освещения при малой яркости светильников рекомендуется применять люминесцентные лампы типа ЛБ и ЛХБ. Служебные помещения должны по возможности иметь естест­венное освещение, которое оказывает благоприятное психологи­ческое воздействие на человека.

Свет должен падать на рабочее место поверхности столов и средств оргтехники слева или спереди, ослепляющий эффект не­допустим. Световые лучи должны попадать на рабочую поверх­ность письменного стола под углом более 50° от горизонтальной линии обзора; поле зрения человека охватывает примерно 45% объектов во всех направлениях, и любой свет в этих границах дол­жен рассеиваться.

Освещение рабочих мест может быть общим (светильники ус­тановлены на потолке) или местным (настольные лампы).

В соответствии с действующими нормами температура в слу­жебных помещениях должна быть в пределах 18–20°С, относи­тельная влажность воздуха в зимний период 45 – 50%, а в лет­ний – 50–55%.[16]

Улучшению состава воздуха, и снижению нервно-психологи­ческого и зрительного утомления работников способствует раз­мещение в служебных помещениях цветовых композиций. В небольших помещениях цветы размещают на стенках, при достаточ­ной освещенности растения могут устанавливаться также в спе­циальных подставках на полу. Они не должны занимать прохо­ды, закрывать оконные проемы и светильники.

Уровень посторонних шумов, проникающих в служебные по­мещения извне, определяется в соответствии с действующими нор­мами (не более 40 дБ). Понятие шума включает все акустические явления, которые ухудшают самочувствие человека, снижают ра­ботоспособность, отражаются на здоровье, вызывая ухудшение физического состояния или психические отклонения.

 

 


Глава 3. Методы рационализации личного труда руководителя

 

 

Существует много факторов, влияющих на личную организа­цию руководителя.

Поток материала для чтения руководителем в виде деловых писем, газет, специальных публикаций, циркуляров, частной кор­респонденции, служебных записок и т.п. становится все более на­сыщенным.

Примерно 30% своего времени руководители тратят на чтение деловых бумаг. Поэтому совершенствование техники чтения означает совершенствование организации собственного труда, возможность выиграть время.

Рациональное чтение позволяет лучше справиться с потоком информации, поскольку бессистемное чтение означает потерю времени и пустую трату средств. Рационализация чтения руководителя должна начинаться с поиска ответов на вопросы:

         Что я должен прочитать?

         Что я обязан прочитать?

         Что я хочу прочитать?

         Что я хочу с этим предпринять?

         Что я предлагаю с прочитанным предпринять?

         Что мне вообще не нужно читать?

         Что можно было бы прочитать позднее?

Мысленно поочередно отвечая на поставленные выше вопро­сы, можно «просеять» имеющийся материал, прежде чем присту­пить к его обработке. Небольшие тексты для серийной обработки целесообразно собирать в рабочие блоки и резервировать в своем недельном плане для их прочтения.

После завершения фазы селекции материала для чтения целе­сообразно использовать один из следующих методов чтения:

1) ориентировочное чтение – первое восприятие содержания, чтобы еще раз определиться самому, обрабатывать ли данный текст;

2) изучающее чтение – определение того, какая информация очень важна, менее важна или не нужна совсем;

3) обобщающее чтение – обобщение содержания или крити­ческая оценка прочитанного материала, фиксация основных мыс­лей по поводу прочитанного.

При этом руководителю целесообразно руководствоваться определенными рекомендациями[17]:

         При просмотре и чтении текста думайте о том, какую ин­формацию вы хотите из него получить (некоторые рекомен­дуют, например, перед прочтением книги составить список вопросов, на которые хотелось бы получить ответ в данной книге).

         Просмотрите название глав и разделов, пробегите глазами тексты на суперобложке или краткое содержание, а также предисловие, вступительное замечание и введение.

         Выясните, что бы вы хотели прочитать более интенсивно. При просмотре отдельных разделов обращайте внимание на вводные и заключительные фразы, а также на ключевые слова.

         Не задерживайтесь на примечаниях, частях текста, напеча­танных мелким шрифтом, на аргументации, статистических данных, подробных описаниях и различных отступлениях автора.

         Больше, чем словам, следуйте смысловому содержанию и идее текста. Старайтесь понять, прежде всего, смысл выска­зываний частного и общего порядка.

         Отыскивайте смысловые указатели, такие, как подзаголов­ки, выделенные слова и предложения, а также таблицы. Ука­затели в виде слов обращают ваше внимание на определен­ные вводные замечания, усиления или акценты в тексте.

         Такие вводные сигналы, как «особенно», «следовательно», «поэтому», «так как» и т.п., указывают на основную или по­ясняющую мысль; здесь имеет смысл прочитать предыду­щее или последующее предложение.

         Усиливающие сигналы («такие», «кроме того», «дополни­тельно» и т.п.) подчеркивают мысль, которая уже ранее кратко изложена.

         Изменяющие сигналы («но», «не говоря о», «с другой сто­роны», «однако», «напротив», «хотя», «несмотря на», «ско­рее» и др.) указывают на то, что направление (или тенден­ция) хода мысли меняется на противоположное.

         Опускайте малоинформативные места и замедляйте темп чтения важных участков текста.

         Учитывайте также специфику структуры различных текстов:

q      справочные тексты в газетах и журналах важнейшую ин­формацию содержат в начале, а второстепенную – в конце;

q      в комментариях и высказываниях по какому-либо во­просу существенная информация (а именно выводы ав­тора) приводится, как правило, лишь в заключительном предложении;

q      специальные статьи содержат во введении описание про­блемы, в основной части – разработку путей ее реше­ния и в заключительной части – выводы или взгляд в будущее.

         Обрабатывайте текст с помощью разного рода пометок, выписок и т.п.

Наряду с улучшением методики чтения при желании можно повысить скорость чтения.

Читать быстрее можно за счет избавления от вредных привычек и отвлекающих факторов, а также за счет совершенствования самой методики чтения.

Существует ряд факторов, мешающих быстрому чтению.[18]

Чтение по буквам и слогам – если взгляд проходит от буквы к букве или от слога к слогу. Каждый из этих знаков становится точкой фиксации, и чтение получается спотыкаю­щимся, а темп – низким. Цель состоит в том, чтобы сразу фиксировать как можно больше слов.

         Внутреннее проговаривание читаемого – вокализация. Привычка беззвучно (про себя) более или менее отчетливо проговаривать текст с помощью инструментов общения (губ, языка, голосовых связок) существенно снижает объем прочитанного в единицу времени: темп чтения ограничива­ется темпом произнесения. Поэтому старайтесь, в частности, не раскрывать губ. Цель состоит в том, чтобы как можно больше слов «вместить» в поле зрения и сразу понять их значение.

         Возвращение к прочитанным местам в тексте. Если наш взгляд постоянно возвращается назад к уже прочитанному (три строки вперед, одна назад), то мы искусственно увели­чиваем объем текста и снижаете скорость чтения.

         Недостаточная концентрация и (или) слабый интерес ведут к тому, что вы «скользите» по тексту, не усваивая содержа­ния и не воспринимая информацию.

         Слежение пальцем или карандашом («костыли» для чтения). Скорость чтения возрастет, если вы сможете охватывать сразу целые группы слов, несущие определенный смысл.

         Позы, неудобные для чтения. Не читайте, например, лежа, поскольку так быстрее наступает усталость и снижается внимание.

Необходимо привыкать к тому, чтобы важные тексты не толь­ко читать, но и обрабатывать после чтения.

Это достигается путем применения следующих приемов:

         выделением важных мест (пометок, выписок из текста);

         маркировкой текста.

Полезно каждому разработать соб­ственные обозначения примерно по таким смысловым груп­пам: «важно», «под вопросом», «проверить», «пример», «сде­лать выписку», «обратить внимание», «снять ксерокопию», «новая теория», «устаревшие взгляды», «резюме», «имя», «противоречие», «в картотеку» и т.п. и ими постоянно пользоваться.

Что следует запомнить по технологии быстрого чтения? Обрабатывая соответствующую книгу, статью, документ, не­обходимо последовательно пройти пять ступеней: обзор, поста­новка вопросов, чтение, обобщение, повторение.[19]

Обзор. Сначала следует узнать, какую информацию несет книга или документ в целом. Для этого прорабатываются такие вспо­могательные материалы:

         предисловие и введение;

         оглавление и текст на обложке;

         рубрики и подзаголовки глав;

         резюме и выводы;

         поименный и предметный указатели.

В итоге можно судить о содержании и решать, какие разделы вообще нужно прочитать.

Постановка вопросов. Постановка вопросов к тексту стиму­лирует активное чтение, а также способствует повышению вни­мания (мотивации к чтению), помогает отделить существенное от несущественного, читать критически, концентрированно, исклю­чает необходимость повторного чтения.

Чтение. Это целевое и концентрированное восприятие мате­риала. Для этого можно воспользоваться вспомогательными средствами: различными выделениями текста, графиками, указа­ниями, ссылками.

Обобщение. Прочитанный текст нуждается в обобщении, что­бы удостовериться, что материал усвоен. Особенно помогают при этом вопросы к тексту, которые ставятся в начале чтения.

Переход от постановки вопросов к чтению и обобщению ма­териала поддерживает мотивацию к чтению и предотвращает на­ступление усталости.

Повторение. Завершающее повторение служит сведению в еди­ное целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста, дополнению отдельных пометок, завершению работы над текстом, например с помощью выписок.

Необходимо еще раз с помощью вопросов подстраховаться в том, что касается важнейших ответов и обобщений.

Работа с карандашом дает руководителю возможность использовать так называемый графический рефлекс (рефлекс письма), который значительно облегчает восприятие и запоминание материала и способствует развитию нашей моторной (двигательной) па­мяти.

Это правило можно подразделить на два: работать с каран­дашом внутри книги и работать с карандашом вне книги. В пер­вом случае это значит использовать систему подчеркивания и отчеркивания.

Работать с карандашом вне книги – это значит делать записи о прочитанной книге. Существует несколько способов таких за­писей. Например, составление «паспорта» книги:

1) полное и точное название книги; 2) автор; 3) издательство; 4) редакция и предисловие; 5) краткое содержание книги (6–7 строчек); 6) на какие новые мысли навела вас книга; 7) были ли случаи в вашей жизни, подтверждающие или отри­цающие сказанное в книге; 8) какую другую книгу напоминает вам прочитанная книга; 9) что в общем и целом дала вам эта книга.

Другим вариантом работы с карандашом для руководителя является письмен­ное составление конспекта и плана прочитанного в книге.

Под конспектом прочитанного следует понимать краткое из­ложение прочитанного на бумаге. В его состав входят три основ­ных элемента: план, тезисы и фактический материал.

План прочитанного – перечень вопросов (кратко формулиро­ванных), затрагиваемых в данной книге, статье или отрывке.

Тезис – кратко сформулированная основная мысль прочитан­ного.

Руководителю можно порекомендовать выполнение следующих действий.

Необходимо просмотреть все подобранные по данной теме книги и, пользуясь оглавлением, предисловием, заголовками и пометками внутри книги, установить, какие главы, парагра­фы и отдельные страницы так или иначе касаются данной темы.

Прочитать один раз весь выделенный материал по всем по­добранным книгам, составить указатель материалов и зане­сти туда название книг, основное обозначение мыслей, фак­тов и определений с указанием соответствующих страниц.

Выбрать одну из книг в качестве основной, а остальные использовать в качестве дополняющих, варьирующих или ос­паривающих основную книгу.

Выписать весь оставшийся (после тщательного отсева) ма­териал из отдельных книг на карточки или разнести его по графам конспекта.

Каждому руководителю необходимо знать, как качественно и быстро писать документы.[20]

Нельзя хвататься сразу за перо, необходимо продумать план своей работы над документом, не упуская деталей.

Взятая руководителем на вооружение последовательность этапов рабо­ты над документами, несмотря на всю кажущуюся громоздкость и многочисленность пунктов, позволяет существенно сократить время, которое он тратите на написание разных служебных бумаг.

Как показывают наблюдения, немногие люди обладают хо­рошей памятью. Однако при желании ее можно развивать.[21]

Основой укрепления памяти является наблюдательность. Мы не можем запомнить ничего, что ускользнуло бы от нашего на­блюдения. А после наблюдения наступает второй этап – ассо­циативное мышление: путем разглядывания или на слух запоми­нание возможно, только если объект ассоциируется в нашем со­знании с чем-либо, что мы уже знаем или помним.

Большинство запоминаемого ассоциируется с уже известным нам бессознательно. Мы не осознаем процессов, протекающих в нашем подсознании: то, что прочно ассоциируется, – запоминает­ся, что не образует прочных ассоциативных связей – забывается.[22]

Записная книжка необходима в работе любого руководителя. Существует множество разнообразных форм записных книжек:

         телефонно-адресные;

         ежедневники;

         записная книжка для приема посетителей;

         целевая записная книжка;

         дневник личной работы;

         книга для телефонных разговоров.

Но все эти виды записных книжек можно объединить в три основные группы:

1) записные книжки с алфавитом;

2) ежедневники;

3) обычные записные книжки.

Записные книжки с алфавитом используются для нахождения необходимой записи, так как они снабжены поисковым ключом – буквами алфавита. Такие записные книжки удобно использовать для записи фамилий, адресов и телефонов.

Ежедневники предназначены для планирования дел на неде­лю, месяц, год. В заполнении дневника не должно быть мелочей.

1. Все записи здесь должны быть достаточно подробными и понятными.

2. В дневнике должно найтись место для некоторых, важных для вашего секретаря пометок, которые можно было бы рас­шифровать в ваше отсутствие.

3. Записи должны делаться карандашом, чтобы при необхо­димости их можно было легко изменить, не допуская неряш­ливости в дневнике.[23]



[1] Деринг П. Хотите стать коммерсантом?: Пер. с нем. – М.: СП «Ин­терэксперт», Экономика, 1994. С.120

[2] Законы успеха: Сборник / Пер. с англ. Н. Каныкина. – М.: Агент­ство «ФАИР», 1998. С. 45

[3] Форсайт П. Делу – время: Как правильно распоряжаться своим временем / Пер. с англ. З.Я. Красневской. – Минск: Амалфея, 1998. С. 32

[4] Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководи­теля-практика: Пер. с англ. – М.: Дело, 1994. С. 59

[5] Васильев В.М. и др. Управление в строительстве: Учебник для вузов. – М.: АСВ, 2001. С. 267

[6] Законы успеха: Сборник / Пер. с англ. Н. Каныкина. – М.: Агент­ство «ФАИР», 1998. С.95

[7] Бекетов Е. Как эффективно использовать время // ЭКО. – 1992. – №4. С.147

[8] Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках: Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995. С.87

[9] Васильев В.М. и др. Управление в строительстве: Учебник для вузов. – М.: АСВ, 2001. С. 266

[10] Липсиц И.В. «Кроссворды» для руководителя. – М.: Дело, 1992. С. 172

[11] Форсайт П. Делу – время: Как правильно распоряжаться своим временем / Пер. с англ. З.Я. Красневской. – Минск: Амалфея, 1998. С. 131

[12] Макаревич Л.М. Эффективно используйте свое и чужое время // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – №2. С. 30

[13] Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. – М., 1996; Кузнецов С.Л. Автоматизированные технологии в делопроизвод­стве // Управление персоналом. – 1997. – №12. С. 269

[14] Ламекин В.Ф. Оргтехника (для вашего офиса). – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 55

[15] Берд П. Обуздай свой телефон! Как положить конец тирании соб­ственного телефона. – Минск: Амалфея, 1996. С. 55

[16] Васильев В.М. и др. Управление в строительстве: Учебник для вузов. – М.: АСВ, 2001. С. 24

[17] Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках: Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995. С. 197

[18] Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках: Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995. С. 199

[19] Бекетов Е. Как эффективно использовать время // ЭКО. – 1992. – №4. С. 155

[20] Форсайт П. Делу – время: Как правильно распоряжаться своим временем / Пер. с англ. З.Я. Красневской. – Минск: Амалфея, 1998. С. 161

[21] Как повысить свою работоспособность и творческую отдачу. Прак­тические советы деловым людям / Сост. С.Д. Резник. – Пенза: Ме­неджер, 1990; Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов. Кн. 1. – М.: Владос, 1997; Сухарев В.А. Как достичь успеха деловому человеку. – Минск: Беларусь, 1997

[22] Бекетов Е. Как эффективно использовать время // ЭКО. – 1992. – №4. С. 152

[23] Зорин В., Ляшко В. Реформа записной книжки // ЭКО. – 1991. – №7

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!