Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
На современном этапе роль руководителя в любой организации постоянно возрастает.
В таких условиях очень важно как можно эффективнее, рациональнее использовать свое время. И этим процессом нужно управлять. Однако это достаточно трудная задача. Каждый из руководителей сталкивается с подобной проблемой: как успеть сделать все, что нужно сделать?
Наука управления временем основана на умелом его планировании и привычке исполнять запланированное.
Работать рационально, а следовательно, и результативно гораздо выгоднее. Но работать рационально может только тот, кто этому научился.[1] Чтобы правильно выполнять свои функции и достичь своих целей, руководитель должен ясно представлять себе, насколько ограничен его бюджет времени. Планирование личного труда представляет собой проект размещения процессов труда во времени на предстоящий период. Руководитель планирует не только свои профессиональные и личные цели, но и текущую, связанную с работой нагрузку, чтобы лучше справляться с принятием и реализацией решений.
Хорошее планирование призвано обеспечить практичное, выгодное, рациональное использование самого ценного нашего достояния – времени.
Чем бы конкретно руководитель ни занимался, круг его обязанностей на самом деле гораздо шире узких профессиональных рамок. Сотни дел – мелких, важных, незначительных, сиюминутных, срочных – постоянно находятся в его поле зрения. Что же повышает эффективность труда, превращает поток хаотических по времени операций и дел в более или менее стройную систему? Таких важнейших составляющих управления временем четыре:
1. Планирование
Это основа любой производственной деятельности. Оно включает в себя целый набор операций и действий, а именно: различного рода исследования, анализ результатов, тестирование, сопоставление, консультации, наконец, разработку самого плана и доведение его до исполнителей. Словом, план – ключ к принятию решений.
2. Реализация плана
Именно на этой стадии принимаются решения. Все конкретные задачи разбиваются на две категории. Первая – это задачи индивидуального уровня, решение которых сопряжено с личной свободой руководителя, его собственными действиями. Вторая – это задачи, выполнение которых сопряжено с привлечением других людей. Их решение дает общий конечный результат. В любом случае задачи в каждой из категорий так или иначе переплетаются друг с другом и взаимосвязаны с планированием.[2]
3. Мониторинг и контроль
Любая работа должна проверяться как в отношении исполнительности, так и с точки зрения получения оптимальных результатов. Проверка может быть самой простой (прогнать подготовленный текст через словарный процессор на предмет обнаружения ошибок). А может быть сложной, сопряженной с множеством дополнительных операций, как это бывает при финансовых проверках.
4. Взаимодействие с другими людьми
Эта работа так или иначе пересекается со всеми остальными видами деятельности, но в любом случае является как бы следствием или итогом индивидуальной работы каждого. Люди – это основа основ деятельности руководителя. С ними приходится общаться на встречах, совещаниях, планерках, переговорах и пр. Именно работа с людьми поглощает большую часть времени руководителя.[3]
Конкретные результаты деятельности – это высший критерий эффективности труда, в том числе и рационально использованного времени.
Практический опыт многих руководителей свидетельствует о том, что увеличение затрат времени на планирование приводит к сокращению времени на реализацию и, в конечном счете, к экономии времени в целом.
Поэтому руководитель обязан уметь анализировать свое рабочее время, составлять планы личной работы. При этом необходимо учитывать все выполняемые работы, уметь расположить их в порядке важности.
Чтобы избежать излишних затрат времени, руководителю необходимо начать с составления ежедневного временного плана, который поможет отслеживать, на что вы тратите свое время. Проанализировав свой временной план, можно будет определить те дела, на которые следует потратить меньше времени, и те, заниматься которыми просто не стоит. Лучше составлять временной план на весь день, а не только на рабочее время. Составив такой список, руководитель начинает пересматривать и по-новому планировать очередность дел.
Нерационально спланированный рабочий день имеет следующие признаки:
– неизвестно, на что расходуется время;
– неизвестно, сколько времени требуется для выполнения тех или иных дел;
– неизвестно, какие факторы влияют на работоспособность руководителя или ограничивают ее.
Как говорится, «то, как мы используем наше время, говорит о том, кто мы», и те же факторы, которые снижают эффективность использования бремени, подрывают общую эффективность нашей деятельности.[4]
Управлять своим временем может каждый. Научившись этому, человек сможет к лучшему изменить не только собственную карьеру, но и жизнь.
Систему планирования личного труда руководителя можно представить как закрытую систему, в которой отчетливо видны взаимосвязи между отдельными видами планов – долгосрочные планы конкретизируются в соответствующих средне- и краткосрочных, а также в планах текущего периода. Последние воплощаются в планах дня.
Для непредвиденных работ, а также оперативного решения текущих вопросов планируется резерв времени в соответствующие периоды рабочего дня.[5] При планировании дня следует учитывать правило 60:40 – планом должно быть охвачено не более 60% вашего времени, около 40% должно быть оставлено в качестве резерва времени для неожиданных дел.[6]
Выгодность планирования ежедневной работы ярко иллюстрирует известное происшествие с выдающимся менеджером Чарльзом Швабом. В бытность свою президентом сталелитейной компании г. Бетлхема он обратился к консультанту Иву Ли с необычной просьбой: «Научите меня успевать делать как можно больше дел за то время, которым я располагаю, и я вам заплачу за это любой гонорар, какой вы только потребуете».
Протянув Швабу листок бумаги, Ли сказал: «Напишите наиболее важные дела, которые вы должны сделать завтра, и пронумеруйте их в порядке важности. Когда вы придете утром, сразу же начните с дела №1 и не откладывайте его до тех пор, пока не закончите. После этого перепроверьте порядок важности и приступите к делу №2. Если какое-либо дело займет у вас целый день, не обращайте внимания. Не отступайте от него, если уверены в том, что оно наиболее важное. Если вы не закончите все дела, пользуясь этим советом, возможно, вы и не сможете закончить их и при помощи любого другого метода. Но при отсутствии системы вы вообще не сможете решить, какое дело наиболее важное. Прибегайте к этому правилу каждый рабочий день».
Через несколько недель Шваб выслал Ли чек на 25 тыс. долл. и записку, в которой сообщал, что преподанный ему урок был самым выгодным из всех, которые он когда-либо получал. Благодаря совету Ли сталелитейная корпорация г. Бетлхема за 5 лет превратилась в крупнейшее производство, а Ч. Шваб заработал 100 млн. долл. Позже друзья Шваба спрашивали его, почему он заплатил столь высокий гонорар за столь простую идею? Шваб ответил вопросом: «А какие гениальные идеи в основе своей не являются простыми?» И добавил, что теперь не только он, но и все его служащие в первую очередь приступают к делу №1.[7]
Планирование – это то, с чего должен начинать руководитель. Это рациональное определение того, куда он хочет идти и как собирается достичь этого. До тех пор пока руководитель этого не сделает, он не может быть уверен в том, что его усилие предпринято в правильном направлении. Как говорил Сенека, когда не знаешь, в какую гавань держишь путь, ни один ветер не будет дуть в нужном направлении.
Планирование означает подготовку к реализации целей.
Существует ряд преимуществ письменной формы планирования.
– Письменные планы дня обеспечивают разгрузку памяти, а планы дня, которые держат в голове, легко отвергаются.
– Письменно фиксируемый план имеет психологический эффект самомотивации к работе. Наша деловая активность становится более целенаправленной и ориентированной на строгое следование программе дня.
– В результате руководитель меньше отвлекается и больше занимается только намеченными задачами.
– Благодаря контролю результатов дня у руководителя «не теряются» несделанные дела (их переносят на следующий день).
– За счет письменной регистрации мы повышаем эффект от планирования, поскольку лучше оцениваем потребность во времени и «помехи», а также можем более реалистично планировать резервное время.
– Последовательное планирование дня обусловливает совершенствование нашей личной методики работы.
– Если существует ясность относительно того, что надо сделать в течение дня, то мы автоматически стараемся рационализировать свой труд и, кроме того, сознательно противодействовать «помехам» внутреннего или внешнего порядка. В этом случае нас не отвлекают лишние телефонные разговоры, мы ограничиваемся только самым существенным. Если мы в конце дня задаем себе вопрос, «а что, собственно, сделано?», то причина этого заключается главным образом в отсутствии четкой целевой установки на день.
В деловой жизни оправдали себя следующие плановые периоды:
– долгосрочные (перспективные) цели – планы на всю жизнь или на несколько лет;
– среднесрочные цели – годовые планы;
– текущие цели – месячные, декадные, еженедельные планы.
В связи с этим выделяют перспективное, среднесрочное и текущее планирование (в том числе оперативное – неделя, день).
По истечении соответствующего планового периода посредством сравнения «план–факт» определяются результаты этого периода. Их следует учитывать для корректировки планов на последующий период.[8]
Заблаговременно составленные планы работы руководителя дисциплинируют его труд, исключают невыполнение важных мероприятий. Без плана рабочий день руководителя обычно заполняется текущими и горящими делами, не остается времени на решение перспективных вопросов, повышение своей квалификации. Реализацию духовных интересов и отдых. Составление плана личной работы требует предварительного анализа положения дел, а это активизирует работу руководителя, делает ее более целенаправленной.[9]
Чем лучше руководитель распределит свое время, тем лучше он сможет использовать его в своих личных и профессиональных интересах. Планирование ежедневной работы, составление средне- и долгосрочных планов работы означают выигрыш во времени, достижение успехов и большую уверенность в себе. Чтобы успевать больше в меньшее время, требуется всего две вещи: организованность и самодисциплина.
Если руководитель ведет учет и анализирует затраты времени, подготовка личных планов работы не вызовет затруднений. Начинать разработку следует с долгосрочного плана, т.е. с плана-графика основных дел на несколько лет. Здесь главное – расписать задачи по срокам. В основном это будут сроки начала и окончания определенных работ. Записи в плане-графике делаются с разбивкой по годам или полугодиям.[10]
Под среднесрочным планированием подразумевают составление планов на год. Для этого необходимо составить перечень наиболее важных работ года, а затем установить сроки их начала и окончания. В числе работ могут быть повторяющиеся из года в год, например, составление годового отчета, подготовка и обсуждение коллективного договора на коммунальное обслуживание дома и т.п. Это конкретная расшифровка на данный год перспективного плана плюс проекты планов на будущий год, промежуточные сроки выполнения работ, рассчитанные на несколько лет, различные традиционные мероприятия и т.д. Некоторые сроки будут приблизительными, впоследствии они уточняются в рабочем порядке.
Продолжительность проведения таких работ, сроки начала и окончания определяются на основе опыта прошлых лет. Кроме того, в план войдут новые работы, которыми придется заниматься именно в этом планируемом году.
Бывает, что необходимость работы ясна, но еще нельзя определить сроки ее начала и окончания. Тогда образуют «тематический» список дел, который надо ежемесячно просматривать, стараясь перенести дело из «тематического» списка в календарный план.
Главное требование к такому перечню – его полнота. Во внимание должно быть принято все, что только можно учесть и предвидеть.
Руководителю можно было бы порекомендовать использовать практический прием – это деление каждой планируемой работы на элементы: чем детальнее будет сделано, тем легче себе представить затраты времени на ее выполнение.
После определения бюджета времени и уточнения его затрат на планируемые дела, необходимо сопоставить эти данные. Прежде всего, необходимо оценить их суммарное взаимоотношение. Оно сразу может выявить несоответствие между объемом планируемых дел и реальными возможностями их выполнения. Ясно, что если они не совпадают, то нужно пересмотреть перечень планируемых дел. Если же они соответствуют друг другу, то такое сопоставление для проверки можно продолжить и узнать, насколько реально необходимое для работы время в те или иные конкретные периоды. В конечном итоге получится уточненный перечень планируемых дел и ряд практических соображений по поводу последовательности их выполнения.[11]
Подготовка перспективного плана – это еще не конец работы. Чтобы перейти к конкретным текущим планам на каждый день, нужно решить, как наиболее целесообразно построить свою работу: какое время мы в состоянии выделить на те или иные дела, в какой последовательности их следует выполнять, каким образом распределять время в пределах рабочего дня.
Оперативное планирование работы осуществляется, как правило, не более чем на текущую неделю. В основном это планы «на сегодня», «на завтра». Они служат эффективным инструментом в борьбе с текучкой в том случае, если строятся на основе годовых, квартальных, месячных планов и согласуются с так называемыми графиками работ дня, недели.
Существует практика составления рабочих графиков дня, недели, реже – месяца. Они дисциплинируют не только труд самого руководителя, но и подчиненного ему коллектива.
Для выполнения повторяющихся работ выделяют определенное время дня или определенный день недели. Например, ежедневно планируются в определенное время обход рабочих мест, оперативное совещание, работа с документами, строго регламентированный прием посетителей. Известна практика распределения дней недели по рассматриваемым вопросам – объектам регулярного контроля руководителя. Так, в понедельник директор занимается вопросами качества продукции, во вторник – вопросами технической подготовки производства, технического развития и капитального строительства, в среду – вопросами снабжения, в четверг – хозяйственными вопросами, в пятницу – работой с кадрами и т.д.
Глава 2. Организация рабочего места и времени руководителя
Сложность и разнообразие управленческих задач и методов, необходимых для их реализации, большие объемы информации, которые требуется хранить и перерабатывать, и ряд других факторов организационного управления предъявляют высокие требования к организации рабочих мест руководителей, технике информационного обслуживания и применяемым средствам механизации и автоматизации управленческого труда.
Значение организации рабочего места и условий труда работников аппарата управления как факторов, оказывающих непосредственное влияние на эффективность труда, трудно переоценить. Исследования специалистов показали, что за счет этих факторов, реализуемых с учетом требований эргономики, психофизиологии, сангигиены и технической эстетики, производительность труда работников управления возрастает более чем на 50%.
Организация рабочего места – это система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их функциональному размещению. Рациональная организация рабочих мест руководителей предполагает правильную их планировку, укомплектование мебелью и необходимыми средствами организационной техники, канцелярскими принадлежностями и различными вспомогательными устройствами.
Рациональная организация рабочего места и создание наилучших условий труда для работников управления включают следующий комплекс основных проблем:
– планировку рабочих помещений на основе изучения и анализа технологии выполнения основных и наиболее массовых видов работ и потоков информации в;
– размещение мебели и оборудования на рабочих местах исходя из функций и состава работ, выполняемых каждым работником, и максимального снижения физических усилии при выполнении работ;
– эффективное использование рабочих площадей с учетом требований рабочего процесса, эксплуатационных характеристик оборудования и оптимальных условий труда.[12]
Особенностью труда руководителя является большой удельный вес умственных (творческих и логических) операций. Этим в значительной степени определяются требования к организации и оборудованию рабочих мест, а также к условиям труда руководителя. На повышении производительности труда благоприятно сказываются шумовой, температурный и влажностный режимы, хорошее освещение, рационально организованное и оборудованное рабочее место, оснащенное современными средствами офисной и вычислительной техники.
Обустройство кабинета (офиса). Внешний вид офиса, кабинета – это лицо его хозяина. По внешнему виду офиса, как правило, составляется определенное впечатление о характере, вкусе и интеллекте руководителя.
Внешний вид офиса зависит от многих факторов, в том числе и от таких, как пол руководителя, возраст; характер, вкус, привычки; характер работы.
Как отсутствие визитной карточки является несоблюдением делового этикета, так и примитивный, а тем более неряшливый вид рабочего места и служебных кабинетов наносит труднопоправимый ущерб деловой репутации фирмы. В итоге страдает профессиональный имидж ее работников. Совершенно верно подмечено, что скупой платит дважды, особенно когда речь идет о личном престиже или о репутации фирмы, учреждения, организации.[13]
Невозможно давать какие-то конкретные советы, не зная ни планировочных особенностей помещения, ни специфики работы человека, который будет пользоваться кабинетом, поэтому речь идет о принципах, положенных в основу оформления любого офиса. Основными из них можно считать следующие:
1. Мебель, оргтехника, осветительные приборы и даже канцелярские принадлежности должны быть выдержаны в одном стиле.
2. Прежде чем начать обставлять офис, руководителю необходимо изучить свое помещение. Размеры офиса должны соответствовать размерам и количеству предполагаемых к размещению предметов.
3. Необходимо решить, подойдет ли руководителю мягкое освещение или офису нужен яркий свет.
4. Если окна офиса выходят на шумную улицу, придется подумать о шумоизоляции. Солнечная сторона «просит» жалюзи или затемненных стекол.
5. Необходимо решить вопросы декоративного оформления офиса. Например, современные офисы принято украшать цветами, картинами. Они преображают рабочее место, поднимают настроение не только самому руководителю, по и клиентам, посетителям. Важно не увлекаться – слишком много украшений отнюдь не говорит о хорошем вкусе.
6. Офис должен быть не только красив, но и удобен как руководителя, так и для посетителей.
7. Важно учесть и экологическую чистоту материалов, из которых изготовлена мебель. Натуральная кожа, стекло, сталь, дерево безвредны. В то же время искусственная кожа, обилие лаков, красок вряд ли будут способствовать укреплению здоровья руководителя.
8. Мебель должна быть расставлена удобно с точки зрения пользования ею. Прежде всего, это касается рабочего стола. Среди предъявляемых к нему требований на первое место следует выделить его функциональность (удобство пользования столом как рабочим инструментом) и комфортность (создание рабочего настроения у руководителя и посетителя).
9. Размер стола следует подобрать так, чтобы до любого размещенного на нем предмета можно было легко дотянуться либо доехать, если рабочее кресло на колесиках.
10. Не рекомендуется накрывать стол оконным стеклом, так как оно дает блики, отвлекает внимание, плохо влияет на зрение, да и на здоровье в целом; гораздо безобиднее плексиглас (оргстекло), еще лучше обтянуть стол зеленым сукном или обить кожей. Слева, вне зоны прямой вытянутой руки, целесообразно положить листы бумаги («чистовики» и «черновики»). В этой же зоне могут находиться рассортированные карандаши, фломастеры, клей, ножницы и прочие канцелярские принадлежности.
11. Целесообразно завести две папки: «К исполнению» и «Выполнено»; первая – справа, вторая – слева. Папка «К исполнению» поможет уменьшить риск забыть что-либо важное или потерять на своем столе.
Рабочие помещения также оснащаются необходимым оборудованием и мебелью.
В комплект мебели для оборудования рабочего места руководителя входят:
q письменные столы (обычные и специализированные);
q вспомогательные столы и тумбочки, предназначенные для хранения справочного материала;
q кресла, стулья (подъемно-поворотные);
q шкафы обычного типа или специальные (для хранения документов).
При организации рабочих мест могут быть использованы готовые образцы мебели, выпускаемые промышленностью или изготовленные по индивидуальным заказам.
Рабочее место – это зона трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей, оснащенная необходимыми средствами для выполнения должностных обязанностей.
Кабинет (офис) руководителя может занимать различную площадь и предназначается, кроме работы за столом, для приема посетителей, проведения деловых совещаний.
Наиболее характерна для рабочего места руководителя Т-образная планировка, когда непосредственно к рабочему столу перпендикулярно ставится стол-приставка для совещаний. Применение подъемно-поворотного кресла обеспечивает удобства пользования средствами связи и сигнализации, расположенными на приставном столике слева.
В соответствии с действующими нормами площадь служебных помещений устанавливается из расчета не менее 4 м2 на одного работника.
Исходя из рациональной структуры и утвержденного штатного расписания организации, решается вопрос о наиболее удобном размещении работников и распределении площади между отделами пропорционально их численности и с учетом взаимосвязи между ними.
При изыскании дополнительной «полезной» площади следует обратить внимание на габариты столов, шкафов и других видов мебели, которые могут загромождать помещение и создавать неудобства.
Большую экономию полезной площади при увеличении емкости дают пристенные шкафы-стенки во всю высоту служебных помещений. Емкость пристенных шкафов и шкафов-перегородок при той же занятости площади пола в 2,5 раза больше, чем у обычных конторских шкафов. Увеличение емкости шкафов часто бывает необходимо для размещения папок-регистраторов, которые удобнее обычных папок-скоросшивателей, но занимают на 30–40% больше объема шкафа.
Рациональная организация управленческого труда связана и с правильной планировкой и размещением помещений.
При этом следует соблюдать следующие правила:
– отделы, связанные с приемом посетителей (отдел кадров, касса, бухгалтерия, отдел труда и заработной платы), следует располагать вблизи входа в здание;
– смежные отделы должны располагаться рядом.
Например, зал заседаний должен размещаться рядом с кабинетами руководства и отделами, которые будут его часто использовать. Канцелярия должна располагаться на одинаковом расстоянии от всех отделов.
Планировка рабочих мест считается рациональной, если выполнены следующие требования:
– рабочие места расположены в соответствии с технологическим процессом обработки документов. В результате устраняются ненужные перемещения сотрудников и документов;
– площадь рабочих комнат в расчете на одного работающего соответствует нормативной;
– расстояния между рабочими местами, рабочими местами и стенами, проходы не затрудняют передвижения;
– предусмотрено оперативное пространство рабочего места, ограниченное зоной максимальной досягаемости и включающее стол и стул, средства составления, обработки, хранения и поиска документов индивидуального пользования;
– предусмотрено вспомогательное пространство для рабочего места, где располагаются предметы труда и средства оргтехники, применяемые реже;
– группировка рабочих мест при создании зон должна базироваться на общности выполняемых работ;
– столы сотрудников, которые чаще других принимают посетителей, размещают ближе к выходу, что исключает лишнее перемещение посетителей;
– шкафы, картотека и другие средства оргтехники общего пользования расположены так, чтобы сотрудникам было удобно подходить к ним и пользоваться ими;
– естественный свет из окон падает на рабочее место слева и спереди;
– обеспечен свободный и безопасный доступ к местам включения в сеть средств оргтехники;
– исключено неблагоприятное воздействие теплового излучения от приборов отопления (батареи рекомендуется прикрывать щитами);
– рабочие места расположены так, что исключено отвлекающее влияние уличных раздражителей.
При использовании на рабочем месте профессиональной персональной ЭВМ следует предусмотреть зоны размещения процессора, дисплея, клавиатуры и печатающего устройства, определить места подключения питания.
Важными составными частями современного кабинета (офиса) руководителя являются компьютеры, принтеры, мониторы, автоответчики, факсы, средства связи.
Главное условие, которое должно выполняться при работе на компьютере, – облегчение работы руководителя, а не усложнение ее. В современных условиях предлагается широкий выбор компьютерной связи. Став абонентом подобной системы, можно получить связь с партнерами, а также с библиотеками программного обеспечения, с различными банками данных, системами международных телеконференций, другими информационными службами. На основе ее применения строится обмен информацией и накопление заявок абонентов. Такие сети работают в пакетном режиме, реализуя автоматический обмен информацией абонента с узлом.
Неотъемлемой частью кабинетов (офисов) руководителя являются факсы. Прежде чем приобретать факс, необходимо обязательно ознакомиться с инструкцией, обратить внимание на возможности аппарата и соотнести потребности с предстоящими затратами.
Факсы обычно работают на специальной термобумаге в рулонной упаковке, однако в последнее время уже появились аппараты, работающие на обычной бумаге; правда, они стоят дороже.[14]
Телефон и другие периферийные системы должны располагаться так, чтобы к ним можно было легко получить доступ. Немного места надо оставить для вспомогательных атрибутов, таких, как блокнот, бумага, на тот случай, если руководитель конспектирует содержание телефонного разговора.[15]
Офисная техника включает в себя и различные модели копировальных аппаратов.
Существующие технические средства обработки документов предназначены для выполнения широкого круга работ, связанных с обработкой входящей и исходящей корреспонденции, организацией контрольно-справочной службы, хранением документов, ускорением их движения и доведением до исполнителей.
По назначению выделяют две группы таких средств: средства обработки документов и средства хранения, поиска и транспортировки документов.
Мероприятия по улучшению условий труда работников управленческого аппарата должны быть направлены на повышение их работоспособности и сохранение здоровья путем создания освещения, соответствующего нормативным требованиям; необходимой чистоты, влажности и температуры воздуха; благоприятной окраски рабочего помещения; устранения шумов; установления правильного режима труда и отдыха, а также па основе применения современных средств оргтехники.
Освещенность помещений в зависимости от их назначения должна удовлетворять требованиям действующих норм. Для обеспечения рассеянного освещения при малой яркости светильников рекомендуется применять люминесцентные лампы типа ЛБ и ЛХБ. Служебные помещения должны по возможности иметь естественное освещение, которое оказывает благоприятное психологическое воздействие на человека.
Свет должен падать на рабочее место поверхности столов и средств оргтехники слева или спереди, ослепляющий эффект недопустим. Световые лучи должны попадать на рабочую поверхность письменного стола под углом более 50° от горизонтальной линии обзора; поле зрения человека охватывает примерно 45% объектов во всех направлениях, и любой свет в этих границах должен рассеиваться.
Освещение рабочих мест может быть общим (светильники установлены на потолке) или местным (настольные лампы).
В соответствии с действующими нормами температура в служебных помещениях должна быть в пределах 18–20°С, относительная влажность воздуха в зимний период 45 – 50%, а в летний – 50–55%.[16]
Улучшению состава воздуха, и снижению нервно-психологического и зрительного утомления работников способствует размещение в служебных помещениях цветовых композиций. В небольших помещениях цветы размещают на стенках, при достаточной освещенности растения могут устанавливаться также в специальных подставках на полу. Они не должны занимать проходы, закрывать оконные проемы и светильники.
Уровень посторонних шумов, проникающих в служебные помещения извне, определяется в соответствии с действующими нормами (не более 40 дБ). Понятие шума включает все акустические явления, которые ухудшают самочувствие человека, снижают работоспособность, отражаются на здоровье, вызывая ухудшение физического состояния или психические отклонения.
Глава 3. Методы рационализации личного труда руководителя
Существует много факторов, влияющих на личную организацию руководителя.
Поток материала для чтения руководителем в виде деловых писем, газет, специальных публикаций, циркуляров, частной корреспонденции, служебных записок и т.п. становится все более насыщенным.
Примерно 30% своего времени руководители тратят на чтение деловых бумаг. Поэтому совершенствование техники чтения означает совершенствование организации собственного труда, возможность выиграть время.
Рациональное чтение позволяет лучше справиться с потоком информации, поскольку бессистемное чтение означает потерю времени и пустую трату средств. Рационализация чтения руководителя должна начинаться с поиска ответов на вопросы:
– Что я должен прочитать?
– Что я обязан прочитать?
– Что я хочу прочитать?
– Что я хочу с этим предпринять?
– Что я предлагаю с прочитанным предпринять?
– Что мне вообще не нужно читать?
– Что можно было бы прочитать позднее?
Мысленно поочередно отвечая на поставленные выше вопросы, можно «просеять» имеющийся материал, прежде чем приступить к его обработке. Небольшие тексты для серийной обработки целесообразно собирать в рабочие блоки и резервировать в своем недельном плане для их прочтения.
После завершения фазы селекции материала для чтения целесообразно использовать один из следующих методов чтения:
1) ориентировочное чтение – первое восприятие содержания, чтобы еще раз определиться самому, обрабатывать ли данный текст;
2) изучающее чтение – определение того, какая информация очень важна, менее важна или не нужна совсем;
3) обобщающее чтение – обобщение содержания или критическая оценка прочитанного материала, фиксация основных мыслей по поводу прочитанного.
При этом руководителю целесообразно руководствоваться определенными рекомендациями[17]:
– При просмотре и чтении текста думайте о том, какую информацию вы хотите из него получить (некоторые рекомендуют, например, перед прочтением книги составить список вопросов, на которые хотелось бы получить ответ в данной книге).
– Просмотрите название глав и разделов, пробегите глазами тексты на суперобложке или краткое содержание, а также предисловие, вступительное замечание и введение.
– Выясните, что бы вы хотели прочитать более интенсивно. При просмотре отдельных разделов обращайте внимание на вводные и заключительные фразы, а также на ключевые слова.
– Не задерживайтесь на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом, на аргументации, статистических данных, подробных описаниях и различных отступлениях автора.
– Больше, чем словам, следуйте смысловому содержанию и идее текста. Старайтесь понять, прежде всего, смысл высказываний частного и общего порядка.
– Отыскивайте смысловые указатели, такие, как подзаголовки, выделенные слова и предложения, а также таблицы. Указатели в виде слов обращают ваше внимание на определенные вводные замечания, усиления или акценты в тексте.
– Такие вводные сигналы, как «особенно», «следовательно», «поэтому», «так как» и т.п., указывают на основную или поясняющую мысль; здесь имеет смысл прочитать предыдущее или последующее предложение.
– Усиливающие сигналы («такие», «кроме того», «дополнительно» и т.п.) подчеркивают мысль, которая уже ранее кратко изложена.
– Изменяющие сигналы («но», «не говоря о», «с другой стороны», «однако», «напротив», «хотя», «несмотря на», «скорее» и др.) указывают на то, что направление (или тенденция) хода мысли меняется на противоположное.
– Опускайте малоинформативные места и замедляйте темп чтения важных участков текста.
– Учитывайте также специфику структуры различных текстов:
q справочные тексты в газетах и журналах важнейшую информацию содержат в начале, а второстепенную – в конце;
q в комментариях и высказываниях по какому-либо вопросу существенная информация (а именно выводы автора) приводится, как правило, лишь в заключительном предложении;
q специальные статьи содержат во введении описание проблемы, в основной части – разработку путей ее решения и в заключительной части – выводы или взгляд в будущее.
– Обрабатывайте текст с помощью разного рода пометок, выписок и т.п.
Наряду с улучшением методики чтения при желании можно повысить скорость чтения.
Читать быстрее можно за счет избавления от вредных привычек и отвлекающих факторов, а также за счет совершенствования самой методики чтения.
Существует ряд факторов, мешающих быстрому чтению.[18]
Чтение по буквам и слогам – если взгляд проходит от буквы к букве или от слога к слогу. Каждый из этих знаков становится точкой фиксации, и чтение получается спотыкающимся, а темп – низким. Цель состоит в том, чтобы сразу фиксировать как можно больше слов.
– Внутреннее проговаривание читаемого – вокализация. Привычка беззвучно (про себя) более или менее отчетливо проговаривать текст с помощью инструментов общения (губ, языка, голосовых связок) существенно снижает объем прочитанного в единицу времени: темп чтения ограничивается темпом произнесения. Поэтому старайтесь, в частности, не раскрывать губ. Цель состоит в том, чтобы как можно больше слов «вместить» в поле зрения и сразу понять их значение.
– Возвращение к прочитанным местам в тексте. Если наш взгляд постоянно возвращается назад к уже прочитанному (три строки вперед, одна назад), то мы искусственно увеличиваем объем текста и снижаете скорость чтения.
– Недостаточная концентрация и (или) слабый интерес ведут к тому, что вы «скользите» по тексту, не усваивая содержания и не воспринимая информацию.
– Слежение пальцем или карандашом («костыли» для чтения). Скорость чтения возрастет, если вы сможете охватывать сразу целые группы слов, несущие определенный смысл.
– Позы, неудобные для чтения. Не читайте, например, лежа, поскольку так быстрее наступает усталость и снижается внимание.
Необходимо привыкать к тому, чтобы важные тексты не только читать, но и обрабатывать после чтения.
Это достигается путем применения следующих приемов:
– выделением важных мест (пометок, выписок из текста);
– маркировкой текста.
Полезно каждому разработать собственные обозначения примерно по таким смысловым группам: «важно», «под вопросом», «проверить», «пример», «сделать выписку», «обратить внимание», «снять ксерокопию», «новая теория», «устаревшие взгляды», «резюме», «имя», «противоречие», «в картотеку» и т.п. и ими постоянно пользоваться.
Что следует запомнить по технологии быстрого чтения? Обрабатывая соответствующую книгу, статью, документ, необходимо последовательно пройти пять ступеней: обзор, постановка вопросов, чтение, обобщение, повторение.[19]
Обзор. Сначала следует узнать, какую информацию несет книга или документ в целом. Для этого прорабатываются такие вспомогательные материалы:
– предисловие и введение;
– оглавление и текст на обложке;
– рубрики и подзаголовки глав;
– резюме и выводы;
– поименный и предметный указатели.
В итоге можно судить о содержании и решать, какие разделы вообще нужно прочитать.
Постановка вопросов. Постановка вопросов к тексту стимулирует активное чтение, а также способствует повышению внимания (мотивации к чтению), помогает отделить существенное от несущественного, читать критически, концентрированно, исключает необходимость повторного чтения.
Чтение. Это целевое и концентрированное восприятие материала. Для этого можно воспользоваться вспомогательными средствами: различными выделениями текста, графиками, указаниями, ссылками.
Обобщение. Прочитанный текст нуждается в обобщении, чтобы удостовериться, что материал усвоен. Особенно помогают при этом вопросы к тексту, которые ставятся в начале чтения.
Переход от постановки вопросов к чтению и обобщению материала поддерживает мотивацию к чтению и предотвращает наступление усталости.
Повторение. Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста, дополнению отдельных пометок, завершению работы над текстом, например с помощью выписок.
Необходимо еще раз с помощью вопросов подстраховаться в том, что касается важнейших ответов и обобщений.
Работа с карандашом дает руководителю возможность использовать так называемый графический рефлекс (рефлекс письма), который значительно облегчает восприятие и запоминание материала и способствует развитию нашей моторной (двигательной) памяти.
Это правило можно подразделить на два: работать с карандашом внутри книги и работать с карандашом вне книги. В первом случае это значит использовать систему подчеркивания и отчеркивания.
Работать с карандашом вне книги – это значит делать записи о прочитанной книге. Существует несколько способов таких записей. Например, составление «паспорта» книги:
1) полное и точное название книги; 2) автор; 3) издательство; 4) редакция и предисловие; 5) краткое содержание книги (6–7 строчек); 6) на какие новые мысли навела вас книга; 7) были ли случаи в вашей жизни, подтверждающие или отрицающие сказанное в книге; 8) какую другую книгу напоминает вам прочитанная книга; 9) что в общем и целом дала вам эта книга.
Другим вариантом работы с карандашом для руководителя является письменное составление конспекта и плана прочитанного в книге.
Под конспектом прочитанного следует понимать краткое изложение прочитанного на бумаге. В его состав входят три основных элемента: план, тезисы и фактический материал.
План прочитанного – перечень вопросов (кратко формулированных), затрагиваемых в данной книге, статье или отрывке.
Тезис – кратко сформулированная основная мысль прочитанного.
Руководителю можно порекомендовать выполнение следующих действий.
Необходимо просмотреть все подобранные по данной теме книги и, пользуясь оглавлением, предисловием, заголовками и пометками внутри книги, установить, какие главы, параграфы и отдельные страницы так или иначе касаются данной темы.
Прочитать один раз весь выделенный материал по всем подобранным книгам, составить указатель материалов и занести туда название книг, основное обозначение мыслей, фактов и определений с указанием соответствующих страниц.
Выбрать одну из книг в качестве основной, а остальные использовать в качестве дополняющих, варьирующих или оспаривающих основную книгу.
Выписать весь оставшийся (после тщательного отсева) материал из отдельных книг на карточки или разнести его по графам конспекта.
Каждому руководителю необходимо знать, как качественно и быстро писать документы.[20]
Нельзя хвататься сразу за перо, необходимо продумать план своей работы над документом, не упуская деталей.
Взятая руководителем на вооружение последовательность этапов работы над документами, несмотря на всю кажущуюся громоздкость и многочисленность пунктов, позволяет существенно сократить время, которое он тратите на написание разных служебных бумаг.
Как показывают наблюдения, немногие люди обладают хорошей памятью. Однако при желании ее можно развивать.[21]
Основой укрепления памяти является наблюдательность. Мы не можем запомнить ничего, что ускользнуло бы от нашего наблюдения. А после наблюдения наступает второй этап – ассоциативное мышление: путем разглядывания или на слух запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем или помним.
Большинство запоминаемого ассоциируется с уже известным нам бессознательно. Мы не осознаем процессов, протекающих в нашем подсознании: то, что прочно ассоциируется, – запоминается, что не образует прочных ассоциативных связей – забывается.[22]
Записная книжка необходима в работе любого руководителя. Существует множество разнообразных форм записных книжек:
– телефонно-адресные;
– ежедневники;
– записная книжка для приема посетителей;
– целевая записная книжка;
– дневник личной работы;
– книга для телефонных разговоров.
Но все эти виды записных книжек можно объединить в три основные группы:
1) записные книжки с алфавитом;
2) ежедневники;
3) обычные записные книжки.
Записные книжки с алфавитом используются для нахождения необходимой записи, так как они снабжены поисковым ключом – буквами алфавита. Такие записные книжки удобно использовать для записи фамилий, адресов и телефонов.
Ежедневники предназначены для планирования дел на неделю, месяц, год. В заполнении дневника не должно быть мелочей.
1. Все записи здесь должны быть достаточно подробными и понятными.
2. В дневнике должно найтись место для некоторых, важных для вашего секретаря пометок, которые можно было бы расшифровать в ваше отсутствие.
3. Записи должны делаться карандашом, чтобы при необходимости их можно было легко изменить, не допуская неряшливости в дневнике.[23]
[1] Деринг П. Хотите стать коммерсантом?: Пер. с нем. – М.: СП «Интерэксперт», Экономика, 1994. С.120
[2] Законы успеха: Сборник / Пер. с англ. Н. Каныкина. – М.: Агентство «ФАИР», 1998. С. 45
[3] Форсайт П. Делу – время: Как правильно распоряжаться своим временем / Пер. с англ. З.Я. Красневской. – Минск: Амалфея, 1998. С. 32
[4] Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: Дело, 1994. С. 59
[5] Васильев В.М. и др. Управление в строительстве: Учебник для вузов. – М.: АСВ, 2001. С. 267
[6] Законы успеха: Сборник / Пер. с англ. Н. Каныкина. – М.: Агентство «ФАИР», 1998. С.95
[7] Бекетов Е. Как эффективно использовать время // ЭКО. – 1992. – №4. С.147
[8] Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках: Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995. С.87
[9] Васильев В.М. и др. Управление в строительстве: Учебник для вузов. – М.: АСВ, 2001. С. 266
[10] Липсиц И.В. «Кроссворды» для руководителя. – М.: Дело, 1992. С. 172
[11] Форсайт П. Делу – время: Как правильно распоряжаться своим временем / Пер. с англ. З.Я. Красневской. – Минск: Амалфея, 1998. С. 131
[12] Макаревич Л.М. Эффективно используйте свое и чужое время // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – №2. С. 30
[13] Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. – М., 1996; Кузнецов С.Л. Автоматизированные технологии в делопроизводстве // Управление персоналом. – 1997. – №12. С. 269
[14] Ламекин В.Ф. Оргтехника (для вашего офиса). – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 55
[15] Берд П. Обуздай свой телефон! Как положить конец тирании собственного телефона. – Минск: Амалфея, 1996. С. 55
[16] Васильев В.М. и др. Управление в строительстве: Учебник для вузов. – М.: АСВ, 2001. С. 24
[17] Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках: Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995. С. 197
[18] Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках: Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995. С. 199
[19] Бекетов Е. Как эффективно использовать время // ЭКО. – 1992. – №4. С. 155
[20] Форсайт П. Делу – время: Как правильно распоряжаться своим временем / Пер. с англ. З.Я. Красневской. – Минск: Амалфея, 1998. С. 161
[21] Как повысить свою работоспособность и творческую отдачу. Практические советы деловым людям / Сост. С.Д. Резник. – Пенза: Менеджер, 1990; Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов. Кн. 1. – М.: Владос, 1997; Сухарев В.А. Как достичь успеха деловому человеку. – Минск: Беларусь, 1997
[22] Бекетов Е. Как эффективно использовать время // ЭКО. – 1992. – №4. С. 152
[23] Зорин В., Ляшко В. Реформа записной книжки // ЭКО. – 1991. – №7
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!