Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1.1. Понятие предприятия: признаки и порядок создания
Предприятие представляет собой хозяйственную единицу экономической системы страны. Исключительная многогранность предприятия позволяет рассмотреть лишь определенное (ограниченное) число основных признаков и внешних связей, структурных характеристик, протекающих в ней процессов и действующих участников.
Предприятие – основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов).[1]
Первоначально в отечественной политике акцент был сделан на понятие предприятия как хозяйственной единицы. В настоящее время предприятие рассматривают как хозяйствующий субъект и в статистике приводятся группировки по секторам экономики. Нельзя забывать необходимость учета вида деятельности предприятия.
Согласно изложенным положениям предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающий по своим обязательствам этим имуществам.
Дословно эти положения трактуются в статье 48 ГК РФ в следующей редакции: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету».[2]
В указанной статье ГК РФ и в определениях понятия подчеркивается то, что предприятие производит продукцию и является юридическим лицом. В данном случае продукция рассматривается как результат деятельности предприятия, который может выступать в виде вещественного продукта, работ и услуг.
Здесь назван и один из важных признаков предприятия – наличие обособленного имущества. Этот признак является общим для всех существующих предприятий и имеет большое значение при анализе его деятельности – при расчетах показателей финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия и т.д.
При характеристике понятия предприятия важен учет цели его деятельности. В статье 50 ГК РФ указано: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)».[3]
Необходимо подчеркнуть, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль лишь постольку, поскольку это служит целям, ради которых она создана.
Из приведенных положений видно, что юридический термин «предприятие» заменен на термин «организация». Этот не совсем продуманный шаг имеет и отрицательные последствия: требуется внести уточнения во все словари, учебники и т.п., отказаться от привычных и логически обоснованных определений и т.д. С точки зрения всей системы экономических отношений все хозяйствующие субъекты рыночных экономик понимаются как предприятия, а в ГК РФ они представлены как коммерческие и некоммерческие организации.
Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, общие признаки которых характеризуются ниже.
К числу некоммерческих организаций относятся потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (учреждения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и другие формы, предусмотренные законом.
Важно отметить, что ранее в Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (отменен в связи с вводом в действие части 1 ГК) многие вопросы, касающиеся организации деятельности предприятий (не противоречащие ГК), весьма удачно изложены и поэтому их целесообразно использовать и в настоящее время: о сфере деятельности предприятий, ценах и ценообразовании, о планировании деятельности предприятий, финансовых и кредитных отношениях, внешнеэкономической деятельности, контроле за деятельностью предприятия и ответственности предприятия.
Начало деятельности предприятия определяется в соответствии с положением статьи 51 ГК РФ. «Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления... Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации».[4]
Каждое предприятие, как юридическое лицо, действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ).
В перечисленных документах указывается предмет и цели деятельности предприятия. Анализ этих документов свидетельствует о том, что особенностью современных предприятий является их многопрофильность. В этой связи на практике имеется необходимость определять основной вид деятельности по следующим критериям:
• удельному весу в выручке от реализации продукции (работ, услуг);
• удельному весу прибыли от реализации продукции (работ, услуг).
По учредительным документам определяют число позиций, относящихся к производственной деятельности или оказанию услуг.
К производственной деятельности предприятия относится производство вещественных благ и выполнение работ по внешним заказам.
Услуги по своему характеру разнообразны и поэтому для уточнения понятия «основная деятельность» их классифицируют на услуги производственного характера (ремонт техники, автомобилей и т.п.) и непроизводственного (консалтинговые, финансовые, образовательные и т.п.).
Необходимо также учитывать, что товары – это вещи, которые не обязательно использовать сразу после изготовления, и поэтому можно формировать их запасы, а услуги – это действия, которые невозможно хранить или передавать.
Качество товаров определяется их полезностью (способностью удовлетворять наши потребности), редкостью (из-за ограниченности ресурсов для их производства) и ресурсоемкостью.
Товар включает в себя одновременно благо (поскольку он нужен потребителям) и затраты (поскольку для его производства нужны ресурсы). Указанные свойства товаров учитываются при формировании спроса и предложения, в результате взаимодействия которых определяется окончательная цена товара на рынке товаров и услуг.
Наряду с юридическими лицами отдельные граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Из приведенных положений можно сформулировать, что предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, в котором планомерно комбинируются факторы производства, чтобы посредством изготовления товаров или оказания услуг обеспечить достижение целей этого хозяйствующего субъекта и его собственника.
Важным признаком предприятия как юридического лица является его способность выступать на рынке от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех факторов производства, с другими юридическими и физическими лицами.
К числу основных признаков предприятия как юридического лица относятся и его право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в арбитражном суде в случаях нарушения законодательства или условий договоров.
Любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. В статье 54 ГК РФ указано, что наименование некоммерческих и коммерческих организаций должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. Во всех случаях предприятия указывают в учредительных документах место своего нахождения.
В экономической литературе США[5] указывается на то, что следует различать понятия «предприятие» и «фирма». Так, предприятие – это учреждение в форме фабрики, фермы, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма же представляет собой организацию, которая владеет этими предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность. Отдельные фирмы имеют только одно предприятие, а многие – владеют и управляют несколькими предприятиями.
В США различают и фирмы, которые владеют предприятиями на различных стадиях производственного процесса (вертикальное комбинирование) или объединяют несколько предприятий на одной стадии производства (горизонтальное комбинирование) и конгломераты, охватывающие предприятия, которые функционируют во многих различных отраслях.
Некоторые авторы[6] называют два вида организаций фирм. Так, они указывают, что предпринимательская фирма представляет собой организацию, формируемую и управляемую с целью зарабатывания прибыли для ее владельцев посредством производства одного или более товаров для продажи на рынке. Эти фирмы различаются по размеру – от небольших мастерских до огромных корпораций – и функционируют в сфере производства.
Другой вид организации – это фирмы, которыми владеют и управляют люди, стремящиеся получить прибыль, продавая товары и услуги, т.е. они создаются в сфере обращения.
Менеджеры любой из фирм принимают решения, касающиеся использования ресурсов, применения новой технологии,
выбора производимого продукта, объема производства. Они являются или хозяевами фирмы, или наемными работниками.
1.2. Структура и организация предприятия
Структура предприятия. Изучение предприятий позволяет выявить основные структурные признаки и учитывать их в процессе создания предприятий и управления ими.
К числу важнейших элементов, которые обладают определенной стойкостью и оказывают заметное влияние на структуру предприятия относятся:
• постановка высших целей, обещающих успех, к которому стремятся предприятия, а также производственных целей (предмет хозяйственной деятельности предприятия). Поле деятельности дает сведения о том, как не работы необходимо конкретно выполнить (в области производства продукции, в секторе платных услуг);
• определение регионального местоположения и правовой формы предприятия речь идет о системе правовых норм, которая регулирует правовые отношения между предприятием и его окружением, в пределах предприятия, между предприятиями и долевыми собственниками);
• форма собственности и характер связи с другими предприятиями;
• оснащение предприятия производственными факторами(профессиональный уровень персонала, оборудование, капитал, информация) и их количественное разграничение, что выражается в размерах предприятия: наименьшие, малые, средние, крупные.
Указанные структурные признаки в некоторой степени стабильны и характеризуют предприятие в течение длительного времени. Однако по мере развития предприятия происходят изменения его структуры. На этапе создания предприятия происходит первое соединение производственных факторов в единый работоспособный организм. По мере развития производства происходят различные изменения структуры: могут изменяться цели, объект хозяйственной деятельности (например, переход с производства одного вида продукции на несколько) и т.п. В процессе существования предприятия может быть изменена его правовая форма (преобразование предприятия), могут создаваться и исчезать связи с другими предприятиями, происходить объединение предприятий или раздел, осуществляться изменения собственников (продажа предприятия, унаследование и т.д.) или изменения организационной формы (реорганизация). Предприятие может измениться по размеру (рост предприятия или его сокращение, стагнация и т.п.), быть высокоприбыльным или попасть в кризис и выйти из него (санация предприятия) или закончить свое существование в связи с банкротством и ликвидацией предприятия.
После 1992 г. изменения структуры предприятий происходят по следующим направлениям:
• сняты жесткие ограничения по формам собственности и созданы условия комбинирования деятельности многообразных собственников, в том числе в рамках одного предприятия (основанного на смешанной форме собственности);
• скорректированы высшие цели предприятий, меняется их ориентация от нацеленности на выполнение плана к стремлению обеспечить прибыльность;
• формируются маркетинговые службы предприятий;
• предприятиям переданы функции планирования, снабжения, сбыта и создаются службы управления финансами;
• происходит процесс демонополизации и создания
образных видов предприятий, в том числе малых и средних;
• возрастает роль предприятий в социальной и экономической защите работников.
Изменения структуры предприятия происходят и под влиянием многих других факторов и условий: развития экономической и хозяйственной самостоятельности и ответственности предприятий за результаты предпринимательской, производственной, социальной деятельности; укрепление всех форм связей предприятия с окружающей средой и социально-экономической системой и др.
Организация предприятия. После создания предприятия исключительно важное значение имеет организация его деятельности.
Под организацией предприятия понимаемся пространственно-временная структура производственных фондов рабочей силы, средств производства, материалов) и их взаимодействие для достижения высоких количественных и качественных результатов за определенный период времени при минимуме затрат факторов производства.
Организация должна строиться с учетом следующих основных правил:
• наличие высококвалифицированных кадров и менеджеров, необходимой информации и возможностей ее своевременной обработки;
• объединение через организацию всех процессов хозяйственной деятельности и достижение на основе их взаимодействия поставленных целей и эффективности;
• обеспечение функционирования предприятия при изменяющихся или непредусмотренных условиях на основе гибкости управленческих решений и многих других.
На организацию в предприятиях большое влияние оказывают различные внутренние и внешние факторы. Анализ деятельности предприятий позволяет выделить в качестве основных следующие: размер предприятия (в крупных предприятиях уровень специализации и высокая степень разделения труда, а в малых каждый работник должен быть компетентен в широком круге вопросов); применяемая технология (производство одиночных изделий и малых серий организовано по принципу цехов, а больших серий или массовое производство – по предметному принципу); окружающая среда предприятия (влияние внешних факторов весьма многообразно – учет конкурентов, хозяйственная и правовая система страны, налоги и др.).
Сложность организации на предприятии наглядно показывает схема, приведенная на рис. 1.1, в которой сделана попытка дать характеристику производственного трансформационного(преобразовательного) процесса. Предприятие на момент создания (или начала производственного процесса) затрачивает деньги на приобретение факторов производства, с тем чтобы переработать их (осуществить трансформацию) и выдать результат. В данном случае трансформационный процесс представляет собой производство. Целью этого процесса является получение продукции, пригодной для удовлетворения потребностей, и получение прибыли. Этот процесс осуществляется собственником потому, что он позволяет преобразовать затраты в начале производственного трансформационного процесса в результат в виде материальных благ или услуг и прибыли. При этом должны соблюдаться определенные правила осуществления этого процесса.
Об ошибках в процессе хозяйственной деятельности в условиях рынка информируют ценовые сигналы. Ценовые обвалы ведут к сокращению прибыли или к убыткам. Эти сигналы заставляют предприятие менять свое поведение. Наиболее эффективно этот рычаг действует в условиях частной собственности (это одно из важных правил производственного трансформационного процесса). Тот, кто рискует ее (собственность) потерять, действует осмотрительно и быстро реагирует на ценовые сигналы рынка. Частная собственность в рыночной экономике может быть представлена не только физическими лицами, но и различными организационно-правовыми формами предприятий.
Частная собственность на средства предприятия и результаты его деятельности должна быть дополнена самостоятельностью хозяйствующего субъекта (другое правило), с тем чтобы собственники и действующие по их поручению менеджеры имели право самостоятельно, согласно ценовым сигналам, определять вид и количество производимой продукции.
Факторы производства на начальной его стадии представлены в годовом бухгалтерском отчете в виде активов на начало периода. Средства производства непосредственно не становятся составной частью конечного результата производства. К ним относятся участки земли, здания, машины и машинное оборудование, инструменты и установки.
Сырье и материалы полностью или частично входят в стоимость продукции предприятия.
Трудовые ресурсы (рабочая сила) предприятия по виду труда делятся на исполнителей (которые занимаются непосредственно осуществлением производственных процессов) и управленческий персонал (который занимается деятельностью по руководству и управлению производственным процессом, подготавливает и принимает решения).
Результат производственного трансформационного процесса на предприятии выражается в стоимости выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и в величине прибыли (убытка).
Каждое предприятие в условиях рыночной экономики должно соблюдать принципы экономичности, финансовой устойчивости и получения прибыли.
[1] Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. М., 1998. С. 15-16
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301
[3] Там же
[4] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301
[5] Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Т. 1. М., 1992. С. 108
[6] Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т.1. М., 1992. С. 279
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!