Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Предприятие как хозяйствующий субъект»

/ Менеджмент
Конспект, 

Оглавление

1.1. Понятие предприятия: признаки и порядок соз­дания

 

       Предприятие представляет собой хозяйственную единицу экономической системы страны. Исключительная многогран­ность предприятия позволяет рассмотреть лишь определенное (ограниченное) число основных признаков и внешних связей, структурных характеристик, протекающих в ней процессов и действующих участников.

    Предприятиеосновное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладаю­щий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятель­ность с целью получения соответствующей прибыли (доходов).[1]

    Первоначально в отечественной политике акцент был сде­лан на понятие предприятия как хозяйственной единицы. В на­стоящее время предприятие рассматривают как хозяйствующий субъект и в статистике приводятся группировки по секторам эко­номики. Нельзя забывать необходимость учета вида деятельности предприятия.

    Согласно изложенным положениям предприятие пред­ставляет собой хозяйствующий субъект, имеющий в собствен­ности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обо­собленное имущество и отвечающий по своим обязательствам этим имуществам.

    Дословно эти положения трактуются в статье 48 ГК РФ в следующей редакции: «Юридическим лицом признается органи­зация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвеча­ет по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответ­чиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный ба­ланс или смету».[2]

    В указанной статье ГК РФ и в определениях понятия под­черкивается то, что предприятие производит продукцию и явля­ется юридическим лицом. В данном случае продукция рассмат­ривается как результат деятельности предприятия, который мо­жет выступать в виде вещественного продукта, работ и услуг.

    Здесь назван и один из важных признаков предприятия – наличие обособленного имущества. Этот признак является об­щим для всех существующих предприятий и имеет большое зна­чение при анализе его деятельности – при расчетах показателей финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия и т.д.

    При характеристике понятия предприятия важен учет цели его деятельности. В статье 50 ГК РФ указано: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение при­были в качестве основной цели своей деятельности (коммерче­ские организации) либо не имеющие извлечение прибыли в каче­стве такой цели и не распределяющие полученную прибыль меж­ду участниками (некоммерческие организации)».[3]

    Необходимо подчеркнуть, что некоммерческая организа­ция может осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль лишь постольку, поскольку это служит целям, ради которых она создана.

    Из приведенных положений видно, что юридический тер­мин «предприятие» заменен на термин «организация». Этот не совсем продуманный шаг имеет и отрицательные последствия: требуется внести уточнения во все словари, учебники и т.п., от­казаться от привычных и логически обоснованных определений и т.д. С точки зрения всей системы экономических отношений все хозяйствующие субъекты рыночных экономик понимаются как предприятия, а в ГК РФ они представлены как коммерческие и некоммерческие организации.

    Юридические лица, которые являются коммерческими ор­ганизациями, могут создаваться в форме хозяйственных товари­ществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, общие при­знаки которых характеризуются ниже.

    К числу некоммерческих организаций относятся потреби­тельские кооперативы, общественные или религиозные организа­ции (учреждения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и другие формы, предусмот­ренные законом.

    Важно отметить, что ранее в Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (отменен в связи с вводом в действие части 1 ГК) многие вопросы, касающиеся организации деятельности предприятий (не противоречащие ГК), весьма удачно изложены и поэтому их целесообразно использовать и в настоящее время: о сфере деятельности предприятий, ценах и це­нообразовании, о планировании деятельности предприятий, фи­нансовых и кредитных отношениях, внешнеэкономической дея­тельности, контроле за деятельностью предприятия и ответствен­ности предприятия.

    Начало деятельности предприятия определяется в соответ­ствии с положением статьи 51 ГК РФ. «Юридическое лицо под­лежит государственной регистрации в органах юстиции в поряд­ке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Дан­ные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеоб­щего ознакомления... Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации».[4]

    Каждое предприятие, как юридическое лицо, действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора (ст. 52 ГК РФ).

    В перечисленных документах указывается предмет и цели деятельности предприятия. Анализ этих документов свидетельст­вует о том, что особенностью современных предприятий является их многопрофильность. В этой связи на практике имеется необ­ходимость определять основной вид деятельности по следующим критериям:

• удельному весу в выручке от реализации продукции (ра­бот, услуг);

• удельному весу прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

    По учредительным документам определяют число пози­ций, относящихся к производственной деятельности или оказа­нию услуг.

    К производственной деятельности предприятия относит­ся производство вещественных благ и выполнение работ по внешним заказам.

    Услуги по своему характеру разнообразны и поэтому для уточнения понятия «основная деятельность» их классифицируют на услуги производственного характера (ремонт техники, авто­мобилей и т.п.) и непроизводственного (консалтинговые, финан­совые, образовательные и т.п.).

    Необходимо также учитывать, что товары – это вещи, ко­торые не обязательно использовать сразу после изготовления, и поэтому можно формировать их запасы, а услуги – это действия, которые невозможно хранить или передавать.

    Качество товаров определяется их полезностью (способ­ностью удовлетворять наши потребности), редкостью (из-за ог­раниченности ресурсов для их производства) и ресурсоемкостью.

    Товар включает в себя одновременно благо (поскольку он нужен потребителям) и затраты (поскольку для его производства нужны ресурсы).    Указанные свойства товаров учитываются при формировании спроса и предложения, в результате взаимодейст­вия которых определяется окончательная цена товара на рынке товаров и услуг.

    Наряду с юридическими лицами отдельные граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной реги­страции в качестве индивидуального предпринимателя.

    Из приведенных положений можно сформулировать, что предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, в котором планомерно комбинируются факторы производства, чтобы посредством изготовления товаров или оказания услуг обеспечить достижение целей этого хозяйствующего субъекта и его собственника.

    Важным признаком предприятия как юридического лица является его способность выступать на рынке от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующи­ми субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех факторов производства, с другими юридическими и физическими лицами.

    К числу основных признаков предприятия как юридиче­ского лица относятся и его право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в арбитражном суде в случаях нарушения законодательства или условий договоров.

    Любое юридическое лицо должно иметь свое наименова­ние, содержащее указание на его организационно-правовую фор­му. В статье 54 ГК РФ указано, что наименование некоммерче­ских и коммерческих организаций должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. Во всех случаях предприятия указывают в учредительных документах место сво­его нахождения.

    В экономической литературе США[5] указывается на то, что следует различать понятия «предприятие» и «фирма». Так, пред­приятие – это учреждение в форме фабрики, фермы, небольшо­го или крупного магазина, которое выполняет одну или несколь­ко специфических функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма же представляет собой организацию, которая владеет этими предприятиями и ведет на них хозяйст­венную деятельность. Отдельные фирмы имеют только одно предприятие, а многие – владеют и управляют несколькими предприятиями.

    В США различают и фирмы, которые владеют предпри­ятиями на различных стадиях производственного процесса (вер­тикальное комбинирование) или объединяют несколько предпри­ятий на одной стадии производства (горизонтальное комбиниро­вание) и конгломераты, охватывающие предприятия, которые функционируют во многих различных отраслях.

    Некоторые авторы[6] называют два вида организаций фирм. Так, они указывают, что предпринимательская фирма пред­ставляет собой организацию, формируемую и управляемую с це­лью зарабатывания прибыли для ее владельцев посредством про­изводства одного или более товаров для продажи на рынке. Эти фирмы различаются по размеру – от небольших мастерских до огромных корпораций – и функционируют в сфере производства.

    Другой вид организации – это фирмы, которыми владеют и управляют люди, стремящиеся получить прибыль, продавая товары и услуги, т.е. они создаются в сфере обращения.

    Менеджеры любой из фирм принимают решения, касаю­щиеся использования ресурсов, применения новой технологии,

выбора производимого продукта, объема производства. Они яв­ляются или хозяевами фирмы, или наемными работниками.

 

1.2. Структура и организация предприятия

 

    Структура предприятия. Изучение предприятий позволяет выявить основные структурные признаки и учитывать их в процессе создания предприятий и управления ими.

    К числу важнейших элементов, которые обладают опреде­ленной стойкостью и оказывают заметное влияние на структуру предприятия относятся:

• постановка высших целей, обещающих успех, к которому стремятся предприятия, а также производственных целей (пред­мет хозяйственной деятельности предприятия). Поле деятель­ности дает сведения о том, как не работы необходимо конкретно выполнить (в области производства продукции, в секторе платных услуг);

• определение регионального местоположения и правовой формы предприятия речь идет о системе правовых норм, которая регулирует правовые отношения между предприятием и его ок­ружением, в пределах предприятия, между предприятиями и до­левыми собственниками);

• форма собственности и характер связи с другими пред­приятиями;

• оснащение предприятия производственными факторами(профессиональный уровень персонала, оборудование, капитал, информация) и их количественное разграничение, что выражает­ся в размерах предприятия: наименьшие, малые, средние, круп­ные.

    Указанные структурные признаки в некоторой степени стабильны и характеризуют предприятие в течение длительного времени. Однако по мере развития предприятия происходят из­менения его структуры. На этапе создания предприятия происхо­дит первое соединение производственных факторов в единый ра­ботоспособный организм. По мере развития производства проис­ходят различные изменения структуры: могут изменяться цели, объект хозяйственной деятельности (например, переход с произ­водства одного вида продукции на несколько) и т.п. В процессе существования предприятия может быть изменена его правовая форма (преобразование предприятия), могут создаваться и исче­зать связи с другими предприятиями, происходить объединение предприятий или раздел, осуществляться изменения собственни­ков (продажа предприятия, унаследование и т.д.) или изменения организационной формы (реорганизация). Предприятие может измениться по размеру (рост предприятия или его сокращение, стагнация и т.п.), быть высокоприбыльным или попасть в кризис и выйти из него (санация предприятия) или закончить свое суще­ствование в связи с банкротством и ликвидацией предприятия.

    После 1992 г. изменения структуры предприятий происхо­дят по следующим направлениям:

• сняты жесткие ограничения по формам собственности и созданы условия комбинирования деятельности многообразных собственников, в том числе в рамках одного предприятия (осно­ванного на смешанной форме собственности);

• скорректированы высшие цели предприятий, меняется их ориентация от нацеленности на выполнение плана к стремлению обеспечить прибыльность;

  формируются маркетинговые службы предприятий;

• предприятиям переданы функции планирования, снабже­ния, сбыта и создаются службы управления финансами;

  происходит процесс демонополизации и создания

образных видов предприятий, в том числе малых и средних;

• возрастает роль предприятий в социальной и экономиче­ской защите работников.

    Изменения структуры предприятия происходят и под влиянием многих других факторов и условий: развития экономи­ческой и хозяйственной самостоятельности и ответственности предприятий за результаты предпринимательской, производст­венной, социальной деятельности; укрепление всех форм связей предприятия с окружающей средой и социально-экономической системой и др.

    Организация предприятия. После создания пред­приятия исключительно важное значение имеет организация его деятельности.

    Под организацией предприятия понимаемся пространст­венно-временная структура производственных фондов рабочей силы, средств производства, материалов) и их взаимодействие для достижения высоких количественных и качественных ре­зультатов за определенный период времени при минимуме за­трат факторов производства.

    Организация должна строиться с учетом следующих ос­новных правил:

• наличие высококвалифицированных кадров и менеджеров, необходимой информации и возможностей ее своевременной об­работки;

• объединение через организацию всех процессов хозяйст­венной деятельности и достижение на основе их взаимодействия поставленных целей и эффективности;

• обеспечение функционирования предприятия при изме­няющихся или непредусмотренных условиях на основе гибкости управленческих решений и многих других.

    На организацию в предприятиях большое влияние оказы­вают различные внутренние и внешние факторы. Анализ дея­тельности предприятий позволяет выделить в качестве основных следующие: размер предприятия (в крупных предприятиях уровень специализации и высокая степень разделения труда, а в малых каждый работник должен быть компетентен в широком круге вопросов); применяемая технология (производство одиночных изделий и малых серий организовано по принципу цехов, а больших серий или массовое производство – по пред­метному принципу); окружающая среда предприятия (влияние внешних факторов весьма многообразно – учет конку­рентов, хозяйственная и правовая система страны, налоги и др.).

    Сложность организации на предприятии наглядно показы­вает схема, приведенная на рис. 1.1, в которой сделана попытка дать характеристику производственного трансформационного(преобразовательного) процесса. Предприятие на момент созда­ния (или начала производственного процесса) затрачивает деньги на приобретение факторов производства, с тем что­бы переработать их (осуществить трансформацию) и выдать ре­зультат. В данном случае трансформационный процесс представ­ляет собой производство. Целью этого процесса является получе­ние продукции, пригодной для удовлетворения потребностей, и получение прибыли. Этот процесс осуществляется собственни­ком потому, что он позволяет преобразовать затраты в начале производственного трансформационного процесса в результат в виде материальных благ или услуг и прибыли. При этом должны соблюдаться определенные правила осуществления этого про­цесса.


    

    Об ошибках в процессе хозяйственной деятельности в ус­ловиях рынка информируют ценовые сигналы. Ценовые обвалы ведут к сокращению прибыли или к убыткам. Эти сигналы за­ставляют предприятие менять свое поведение. Наиболее эффек­тивно этот рычаг действует в условиях частной собственности (это одно из важных правил производственного трансформаци­онного процесса). Тот, кто рискует ее (собственность) потерять, действует осмотрительно и быстро реагирует на ценовые сигналы рынка. Частная собственность в рыночной экономике может быть представлена не только физическими лицами, но и различными организационно-правовыми формами предприятий.

    Частная собственность на средства предприятия и резуль­таты его деятельности должна быть дополнена самостоятельно­стью хозяйствующего субъекта (другое правило), с тем чтобы собственники и действующие по их поручению менеджеры име­ли право самостоятельно, согласно ценовым сигналам, опреде­лять вид и количество производимой продукции.

    Факторы производства на начальной его стадии представ­лены в годовом бухгалтерском отчете в виде активов на начало периода. Средства производства непосредственно не становятся составной частью конечного результата производства. К ним от­носятся участки земли, здания, машины и машинное оборудова­ние, инструменты и установки.

    Сырье и материалы полностью или частично входят в стоимость продукции предприятия.

    Трудовые ресурсы (рабочая сила) предприятия по виду труда делятся на исполнителей (которые занимаются непосредст­венно осуществлением производственных процессов) и управ­ленческий персонал (который занимается деятельностью по ру­ководству и управлению производственным процессом, подго­тавливает и принимает решения).

    Результат производственного трансформационного про­цесса на предприятии выражается в стоимости выпускаемой про­дукции (оказываемых услуг) и в величине прибыли (убытка).

    Каждое предприятие в условиях рыночной экономики должно соблюдать принципы экономичности, финансовой устой­чивости и получения прибыли.



[1] Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. М., 1998. С. 15-16 

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301

[3] Там же

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301

[5] Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Т. 1. М., 1992. С. 108

[6] Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т.1. М., 1992. С. 279

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!