Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Глава 1. Понятие и истоки Паблик рилейшнз
Британский исследователь Паблик рилейшнз С. Блэк – бывший президент Международной ассоциации PR (IPRA) в своей книге «Паблик рилейшнз. Что это такое?» определяет связи с общественностью как одну из функций управления, составную часть системы управления организацией, способствующую установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью [5].
Работы С. Блэка [5; 6] хорошо известны в России и оказали большое влияние на развитие PR в нашей стране. В большинстве российских исследований и книг обсуждаются представления С. Блэка о PR, которые адаптируются к жизни общества в России. У С. Блэка Паблик рилейшнз – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанные на правде и полной информированности. «Для наведения мостов и взаимопонимания специалисты PR используют современные методы общения и убеждения», – отмечает С. Блэк.
Принимая за основу представление С. Блэка, можно заключить, что задачами PR являются установление двустороннего контакта с общественностью, создание и поддержание доброжелательных отношений широкой общественности с организацией, создание благоприятного имиджа организации в глазах общественности, сохранение репутации компании, действия по созданию у сотрудников организации чувства ответственности, гордости за компанию, заинтересованности в делах администрации. По С. Блэку, эти задачи реализуются при помощи сотрудничества со средствами массовой информации.
Специалисты по связям с общественностью должны снабжать руководителей организации информацией об общественном мнении. Это обеспечит выработку ответных мер, направленность деятельности руководства на интересы общественности, поддержание его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций, использования исследований и открытого общения. При этом мероприятия PR осуществляются по возможности незаметно, как часть обычного управления.
С. Блэк, а также американский исследователь Стюарт Ивен [], отмечают, что работа по связям с общественностью актуальна во всех сферах жизни: в торговле, коммерции, политике, на государственном уровне. Специалисты по связям с общественностью могут решать задачи любого статуса и уровня; методы Паблик рилейшнз практически одинаковы, применяя их к локальной задаче, можно получить локальный результат, к глобальной – глобальный.
Стюарт Ивен пришел к выводу, что с помощью приемов Паблик рилейшнз можно изменить не только отношение к определенной компании, но и ход истории, а также повлиять на социальное устройство общества. К. Ховард и В. Матеус в своей работе [], которую исследователи Академии PR США называют энциклопедией медиа рилейшнз, основное внимание фокусируют на отношениях со СМИ и на использовании сети Интернет для решения задач связей с общественностью. В книге Джефри Сассмана [] также указывается на работу компании с общественностью через СМИ.
Доти Дороти [10] делает акцент на задачу Паблик рилейшнз в достижении паблисити как на неличностном стимулировании спроса на товар, услугу или деятельности посредством публикаций, или на получении благоприятных презентаций на радио, телевидении или на сцене, которые не оплачиваются определенным спонсором. Поскольку паблисити (от англ. publicity) означает публичность, гласность, известность, популярность, рекламу, то деловое паблисити – это разновидность журналистики [10].
Исследование социальной истории Паблик рилейшнз, предпринятое в США профессором кафедры СМИ Хантер колледжа, а также преподавателем истории и социологии университета Нью-Йорка С. Иваном, сравнительно недавно опубликовано в Канаде. Ивен отмечает, что до этого времени исследование социальной истории Паблик рилейшнз не предпринималось в мировой практике. И главная причина состоит в том, что собрать материал по Паблик рилейшнз непросто, так как работа специалистов по связям с общественностью скрыта от глаз общественности. В [4] Паблик рилейшнз представлены как система коммуникаций с общественностью.
X. Даниэль Баркеро Кабреро [3] рассматривает деятельность по связям с общественностью в финансовой сфере, то есть в акционерных обществах, брокерских конторах, банках и других кредитных организациях. «Связи с общественностью в области финансов, – отмечает X. Д. Баркеро Кабреро, – важная составная часть управления предприятием. Связи с общественностью в области финансов направлены на установление контактов организаций, предприятий, холдингов или иных организаций с соответствующими слоями общества... Профессиональная организация связей с общественностью в финансовой сфере – это искусство, занятие, связанное с применением науки об обществе, основанное на реальных аспектах предпринимательской деятельности». По мнению X. Баркеро Карберо, «установление связей с общественностью осуществляется на основе социальной науки и анализа тенденций, прогнозирования последствий, консультирования руководства, разработки программ действий».
У французского исследователя Филиппа А. Буари, известного теоретика и практика PR во Франции, «Паблик рилейшнз – это поведенческая мораль группы, стратегия и технология коммуникаций, подлинное приложение гуманитарных наук, имеющих целью установление и поддержание товарищеских отношений» [8].
Определение понятия «Паблик рилейшнз» как составляющей науки управления, основывающейся на знании основ коммуникации с общественностью, во многом закрепляется в трудах зарубежных авторов, посвященных менеджменту, где PR рассматривается как коммуникативная деятельность в области менеджмента. Остановимся на маркетинговых возможностях PR. В последнее время наряду с трактовкой Паблик рилейшнз как составной части системы управления организацией существует концепция, рассматривающая связи с общественностью как базисный элемент системы маркетинговых коммуникаций. У истоков данной концепции стоит американский исследователь-маркетолог Ф. Котлер, который в конце 80-х годов ХХ в. включил PR в комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций. К четырем традиционным составляющим маркетингового комплекса (продукт – цена – реклама – каналы сбыта) им добавлены public relations. У Ф. Котлера [14] «связями с общественностью называется пропаганда, направленная на продвижение товаров на рынке услуг, на организацию общественного мнения, обеспечение фирме благожелательной известности, формирование представления о ней как об организации с высокой гражданской ответственностью и противодействие распространению неблагоприятных слухов и сведений. Использование возможностей PR помогает реализовывать проекты с наименьшими финансовыми затратами, а также получать от этого материальную отдачу быстрее, чем без использования возможностей Паблик рилейшнз».
Питер Р.Диксон [9] отмечает, что Паблик рилейшнз представляют собой управленческую функцию, посредством которой оценивается мнение общественности, соотносится с общественными интересами политика и тактика организации, а также реализуется программа действий (и связей) в целях завоевания признания и расположения общественности. Паблик рилейшнз «есть продуманное и целенаправленное усилие по формированию именно имиджа компании, а не какой-либо ее продукции. При этом ожидается, что положительное впечатление о компании скажется на выборе в пользу ее товара. Посредством Паблик рилейшнз можно создать впечатление о финансовой стабильности и благополучии в глазах акционеров и инвесторов. На публику можно воздействовать, рекламируя достоинства самой фирмы».
Бытует также точка зрения, что маркетинг является составляющей частью PR, маркетинговые PR (marketing public relations) – это особое направление деятельности по связям с общественностью.
Остановимся на обзоре российских представлений о возможностях PR.
И. Алешина считает мероприятия Паблик рилейшнз одними из самых малозатратных и эффективных средств продвижения организации. При этом для обеспечения их эффективности требуется тщательно планировать PR, а также дополнять другими средствами маркетинговых коммуникаций: рекламой, продвижением продаж, личными продажами. По И. Алешиной, комплекс коммуникаций Паблик рилейшнз подразумевает отношения со СМИ, организацию пресс-конференций, приемов, подготовки и распространения материалов для СМИ, отношения с работниками организации, участие в выставках, ярмарках, проведение дней открытых дверей, спонсорство, работу с сетями Интернет.
У Г. Почепцова [17] Паблик рилейшнз – деятельность по организации коммуникативного пространства общества. По его мнению, определение PR С. Блэка идеологизированно, так как опирается на слова «правда», «полная информированность», «гармония», чего не может быть при реализации задач PR.
Е. Блажнов [4] считает, что PR входят в систему общественных отношений. «Паблик рилейшнз в качестве структурного аспекта общественных отношений тесно связаны с особенностями формирования и функционирования общественного мнения, с механизмом паблисити, т.е. с приемами создания известности, популярности, привлекательности определенных личностей в связи с их деятельностью – общественно-политической, производственной, коммерческой, в сфере культуры (массовой культуры в том числе)».
Украинский исследователь В.Г. Королько [13] относит Паблик рилейшнз к «открытым социальным дисциплинам», а И. Синяева [21] полагает, что это неотъемлемая часть современной управленческой деятельности, направленной на создание атмосферы доверия и взаимопонимания между партнерами.
В. Музыкант [16] определяет рекламу и PR как элементы комплекса маркетинговых коммуникаций. «Целью деятельности PR, – считает он, – является установление двустороннего общения для выявления общих интересов или общих представлений и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности».
А.Н. Чумиков [23], проанализировав известные в мире определения Паблик рилейшнз, считает, что в них присутствует как альтруистический, «направленный на достижение абстрактной общественной гармонии» (по С. Бдэку), так и компромиссный (по Э. Бернейзу) подход к PR, а также прагматический (сначала так считал Дж. Рокфеллер, затем – политологи Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации). А.Н. Чумиков, согласный с прагматическим характером деятельности Паблик рилейшнз, определяет их как систему информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта.
«PR основываются на правдивой информации. PR предлагают людям воспользоваться некоторой информацией, а затем добровольно принять (отвергнуть) те или иные мнения или идеи, – считает А.Н. Чумиков. – PR в обязательном порядке предполагают налаживание механизма двусторонней связи, получение и учет встречного сигнала со стороны аудитории». В этом, по мнению А.Н. Чумикова, основа и отличие PR от пропаганды.
Смысл слов «связи с общественностью» А.Н. Чумиков [23] интерпретирует следующим образом: «Общественность» – это внутренняя и внешняя среда некоторой организации или проекта. Она разбивается на такие категории, как персонал фирмы, члены общественного формирования, партнеры и оппоненты, реальные и потенциальные потребители товаров и услуг некоторой организации, причем эти товары и услуги могут как выступать в виде материализованных предметов, так и принимать форму лидеров, программ, идей». «Действия, направленные на гармонизацию взаимоотношений между элементами среды, составляют смысл понятия «связи». Эти связи, по мнению А.Н. Чумикова, реализуются в первую очередь через СМИ, целенаправленно воздействуют на общественное мнение в определенных интересах. В одном случае такое влияние имеет целью получить поддержку публики, в другом – достигнуть общественного понимания или нейтралитета, в третьем – смягчить последствия кризисных и конфликтных ситуаций. А.Н. Чумиков указывает, что PR – это лоббизм. Тогда вся PR подчинена достижению целей через органы государственной власти.
По мнению Э.А. Уткина [24], «Паблик рилейшнз является неотъемлемой частью менеджмента, а наиболее точно – менеджмента коммуникаций... Эта работа представляет собой комплексную систему применения специальных инструментов, приемов, методов, процедур, технологий, обусловливающую всестороннее (особенно информационное) взаимодействие всех элементов, составляющих организацию (ее внутреннюю сферу) с внешней средой».
Словарь новых иностранных слов [21] дает следующее определение: «Паблик рилейшнз (релейшнз) – общественные связи – организация общественного мнения в целях наиболее успешного функционирования предприятия (учреждения, фирмы) и повышения его репутации. Осуществляется разными путями, но прежде всего через СМИ. Искусство взаимоотношений между государственными (управленческими), общественными структурами (ср. паблисити, мерчандайзинг, маркетинг) и гражданами в интересах всего общества».
Приведенный обзор мнений различных ученых и специалистов не является исчерпывающим. Несмотря на кажущиеся различия в представлениях о PR исследователей и разработчиков их методов, можно отметить общее мнение: Паблик рилейшнз являются одной из функций управления организацией (компанией) и планируются на уровне ее руководства; направлены на установление контактов и отношений с широкой общественностью, СМИ, клиентами организации, органами государственной власти с целью сформировать у указанных аудиторий положительное отношение к организации (компании). PR рассматриваются как коммуникативная функция менеджмента. Они могут способствовать решению задач текущего и перспективного развития компании (организации).
В маркетинге Паблик рилейшнз являются базовым элементом интегрированного комплекса маркетинговых коммуникаций организации (в который также входят товар, цена, реклама, каналы сбыта). Опирающиеся на эти базовые элементы маркетинговые приемы PR [14] направлены на достижение конечных целей, таких как внедрение товара на рынок, увеличение числа покупателей, скорейший сбыт товара по благоприятной для организации цене и получение быстрой материальной отдачи от проводимой организацией деятельности (производства, предложения услуг). Роль Паблик рилейшнз – подготовка почвы для появления на рынке указанных продуктов или услуг и их дальнейшей информационной поддержки. Методы Паблик рилейшнз, направленные на формирование положительного имиджа организации или компании, позволяют менее затратно, чем реклама, обеспечить увеличение числа продаж.
Некоторые исследователи PR, в большей мере И. Алешина, обращают внимание на важность деятельности по связям с общественностью в кризисных ситуациях. В этом случае задачи Паблик рилейшнз направлены уже не на получение прибыли, как при использовании PR в комплексе маркетинговых коммуникаций, а на работу с клиентами, кредиторами в целях не нанести им ущерб, а также не потерять их доверия к себе в будущем.
Согласно [23], автором термина «Паблик рилейшнз» стал Томас Джефферсон – третий президент США (1807 г.), который применял PR преимущественно в политической деятельности. Вместе с тем, по мнению многих исследователей, время, с которого ведется отсчет PR как самостоятельного направления, – начало XX в. По мнению С. Ивена, история Паблик рилейшнз США начинается в 1910 г. во время Первой мировой войны, когда был создан Комитет по общественному информированию США (U.S. Committee on Public Information (CPI)), который представлял собой влиятельный аппарат пропаганды и агитации страны.
Стюарт Ивен, собравший обширный материал о работе специалистов по связям с общественностью в США, о проведении первых PR-мероприятий, касающихся как политической, так и коммерческой сферы, в своих монографиях систематизировал факты развития Паблик рилейшнз и сделал выводы о практике их использования в США.
По гипотезе С. Ивена, пионером американского Паблик рилейшнз следует считать Эдварда Бернейза [10]. «Его биография неизвестна широкой общественности, – отмечает С. Ивен, – но он оставил заметный след в мировой истории и повлиял на ее ход». Эдвард Бернейз родился в 1891 г. в Вене, умер в 1994 г. Двоюродный племянник Зигмунда Фрейда, автор книг и речей, посвященных связям с общественностью и относящихся к 20–60-м годам XX в., рассказал о том, как он «помог обучить политических лидеров использовать средства массовой информации, а также визуальные символы для достижения своих задач». В 1922 г. в числе первых Эдвард Бернейз прочитал курс лекций о PR в Нью-Йоркском университете. Первой книгой, посвященной основам PR, стала его монография «Cristallising Public Opinion» (1923 г.). Вот некоторые названия его других публикаций: «Пропаганда» (1928 г.), «Выработка согласия» (1947 г.), «Биография идеи», «Автобиография», «Мемуары о совещаниях по связям с широкой публикой» (все названия даны в переводе автора настоящей книги).
С. Блэк также считал, что истоки PR берут начало в США, хотя и признавал, что одновременно PR развивались в Великобритании [5], но на государственном уровне. Первые ростки организованной активности в области PR в Великобритании проявились в работе Страховой комиссии в 1911 г. По мнению С. Блэка, PR в США зародились в сфере бизнеса.
С 1918 г. в Великобритании существовала должность пресс-секретаря при короле. В 1920 г. в Нью-Йорке была открыта Британская библиотека информации (предвестник сегодняшней Британской информационной службы), и примерно тогда же были назначены пресс-атташе в посольствах Великобритании в Париже, Риме, Берлине. В 1932 г. в штате премьер-министра появился представитель по связям с прессой. Таким образом, считает С. Блэк, отношения с прессой были приняты правительственными кругами. К 1939 г. отделы PR уже имелись во всех ведомствах, занимавшихся социальными проблемами, а также в трех ведомствах вооруженных сил.
До 1945 г. промышленники Великобритании не проявляли интереса к PR, но затем за короткое время работа по связям с общественностью на промышленных предприятиях получила стремительное развитие. А в 1984 г. в Великобритании был создан институт PR, сыгравший существенную роль в становлении специалистов этой профессии.
Испанский исследователь Х.Д. Баркеро Карберо, как и многие другие зарубежные исследователи PR, отмечает, что существование соответствующей службы по связям с общественностью оправданно в обществе потребления конкурентоспособных стран с сильной и стабильной экономикой. Служба по связям с общественностью – порождение капиталистических государств. X.Д. Баркеро Кабреро связывает наличие PR с моделью экономики в стране и состоянием вопроса сбыта продукции. «В коммунистических странах с централизованной экономикой существуют лишь производители-монополисты или государственные предприятия, которым в силу ограниченности предложения обеспечен сбыт продукции независимо от их имиджа». В то же время X. Д. Баркеро Кабреро отмечает заинтересованность стран с централизованной экономикой в этой деятельности. Например, Паблик рилейшнз как направление деятельности получили развитие в Китае. В начале 90-х годов курс связей с общественностью включен в учебные программы более ста университетов Китая. Тем самым правительство показало свою заинтересованность в том, чтобы донести до граждан, как о них заботится государство [3].
Французский исследователь Филипп А. Буари также считает родиной PR Соединенные Штаты Америки, хотя относит их появление в США к 1850 г. По его словам, «в 1923 г. американские специалисты по Паблик рилейшнз приехали во Францию, чтобы применить свои методы, однако они там не сработали» [8]. И лишь в 1945-1950 гг. Люсьеном Матра была разработана теория деятельности по связям с общественностью, основанная на американской методологии, но адаптированная к европейскому (в том числе и французскому) образу жизни и экономическому укладу [8].
Практически все российские авторы работ по Паблик рилейшнз признают родиной PR Соединенные Штаты Америки. При этом они отмечают, что многие элементы современной методологии PR основаны на практике управления обществом с самого начала его появления, т.е. на заре человеческой цивилизации. В частности, И. Алешина считает, что функцию социального объединения людей для решения общих задач несли танцы и песни пещерных людей. По ее мнению, пирамиды в Древнем Египте служили символом власти и могущества египетских правителей и воздействовали на сознание простого населения, равно как и логика, риторика, сценическое мастерство – известные методы управления обществом еще со времен античности.
В XX в. с развитием технических средств широкомасштабной передачи информации PR начинают обретать более современные и самостоятельные очертания. К началу 30-х годов в США PR начинают формироваться как самостоятельное направление, как самостоятельная функция менеджмента. Благодаря становлению деловой среды в крупных компаниях США появились должности вице-президентов по коммуникациям и PR.
В России PR резко актуализировались с падением железного занавеса и становлением рыночной экономики. Курсы PR появились в МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО, ГУУ, МГТУ им. Баумана.
Предпосылки развития PR в России И. Алешина связывает с начавшимся процессом ускоренной глобализации бизнеса [1]. В начале 70-х годов термин «PR» начал обретать широкую известность во всем мире.
В государствах, которые раньше входили в состав СССР, также идет освоение данной специализации. Например, в Киеве и в других крупных городах Украины функционируют PR-агентства, многие коммерческие и государственные организации имеют пресс-службы. Предмет Паблик рилейшнз преподается в Киевском университете им. Т. Шевченко [17; 13].
Вывод: PR есть важный элемент деловых отношений и всех областей жизни, который может иметь большое значение для расширения границ современного управления. Использование PR в комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций – самый эффективный способ коммуникации с общественностью, особенно в условиях глобализации экономики. Это сфера знаний и область деятельности, входящая в комплекс маркетинговых коммуникаций. Она определяет связи с общественностью как одну из функций менеджмента организации, равнозначную финансовому менеджменту, менеджменту человеческих ресурсов (работа с персоналом), менеджменту информационных систем, операционному менеджменту, маркетингу. Это самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между организацией и общественностью (т.е. клиентами, инвесторами, госучреждениями, населением).
Глава 2. Основные задачи Паблик рилейшнз
Паблик рилейшнз – это инструмент менеджмента, его основная стратегия – создание доверия, его аудитория не имеет выраженные границ и адресов, усовершенствования внешних и внутренних коммуникаций. Конечно, призывы к доверительному общению на основе объективной правдивой информации по своей реальности могут быть сравнимы с идеями всеобщего равенства и братства, но возросший контроль общества, стремление к стабилизации и желание соответствовать по своему имиджу социальным эталонам все же делают эти задачи не столь безнадежными.
Формально на организационном уровне внешние коммуникации обеспечивают пресс-служба (или пресс-секретарь), которые должны иметь достаточно хорошие неформальные связи, чувствовать себя «своими» среди профессионалов и, естественно, быть достаточно компетентными.
Внутренние коммуникации имеют своей целью создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества внутри организации. Один из создателей японской фирмы Сони пишет по этому поводу, что самая важная задача японского менеджера состоит в создании отношения к корпорации как к родной семье. Прежде всего решаются задачи полноты и эффективности формальных коммуникаций, их достаточности для обеспечения всех сотрудников объективной информацией. Большое внимание уделяется также и проблемам неформальной коммуникации, распространению слухов и домыслов, изучению мнений и оценок, выявлению лиц, выполняющих определенные коммуникативные роли в организации – «сторожей», «лидеров мнений», «связных».
Очень важный и злободневный круг вопросов PR сосредоточен вокруг обеспечения имиджа организации, персонально ее руководителей и сотрудников, а также возвышения имиджа, его стабилизации и принятия срочных мер в случае снижения.
Понятие «имиджа» используется современными психологами и PR-менами в качестве искусственно сконструированного образа, причем признаки имиджа могут находиться на разных иерархических уровнях и проявлять себя по-разному в различных ситуациях, особенно нестандартных. Иногда имидж рассматривается только с позиций восприятия другими людьми, и в таком случае можно выделять разные аспекты имиджа в зависимости от особенностей реципиентов [16]. Например, опросы общественного мнения, проводившиеся во время выборов президента России, показали, что в имидже президента желательно выделить характеристики его национальности – русский, в своем поведении он должен быть осторожным и гибким политиком, он должен укреплять суверенитет России и искать для нее особый путь развития, отличающийся от западного. Возраст не имеет принципиального значения, хотя все-таки предпочтительнее более молодой. Безразлично для опрошенных отношение президента к религии, и лучше всего не демонстрировать ни своей приверженности церкви, ни своих атеистических взглядов. Получение и интерпретация имиджевых характеристик привели даже к появлению новой профессии «имидж-мейкера» – специалиста по созданию нужного образа.
Внешние характеристики и соответственно первое впечатление о кандидате очень важны и зачастую даже определяют все последующие, особенно в условиях кратковременных деловых контактов. Некоторые имидж-мейкеры полагают даже, что 55% впечатления о человеке зависят от того, как он выглядит, и только 7% – от того, как он говорит, а наша память на слова умирает раньше памяти на зрительное впечатление [20].
Впрочем, такой приоритет первого впечатления во многом зависит от уровня развития самой аудитории и меры ее взыскательности. Например, имидж-мейкеры во время проведения политических кампаний больше всего беспокоятся не о внешних атрибутах кандидатов, а об их умении толково говорить, по существу отвечать на каверзные вопросы, соблюдать нормы этикета.
Не следует забывать и о временных изменениях имиджа и его постоянной зависимости от обстоятельств. Имидж может быть достаточно стабилен, но может и снизиться, и тогда все усилия имидж-мейкеров будут направлены на попытки его реабилитации. Имидж может быть разработан и для организации, товара, услуг. Точно так же идут поиски внешних перцептивных свойств, отвечающих социальным ожиданиям, разрабатываются представительские нормы для оборудования, мебели, средств оргтехники.
Большое место в практике работы PR-служб занимают вопросы спонсорства и меценатства, поскольку общественная значимость таких акций во многом способствует созданию позитивного общественного мнения. Направленность, систематичность, масштабность, социальная значимость акций формируют имидж организации, включают ее в более широкий социальный контекст, создают атмосферу открытости и социальной приемлемости. Естественно, все акции находят свое отражение в прессе, иногда даже неоднократно, и это усиливает коммуникативный эффект.
В современной литературе Паблик рилейшнз соотносится с такими коммуникационными дисциплинами, как реклама, агитация и пропаганда, журналистика и паблисити, политика и лоббирование. Поскольку в основе всех дисциплин лежит коммуникация, ее структура и составляющие, было бы неправомерно очень далеко разводить их друг от друга. Основные этапы коммуникации, ее звенья от источника до получателя, докоммуникативные и посткоммуникативные эффекты, интеркоммуникативные влияния, перевод информации в сообщения включаются в обсуждение фактически везде, но с разными целями и способами анализа. Область Паблик рилейшнз выделяется как область некоммерческих внешних и внутренних связей, направленных на создание благоприятного общественного мнения. Основная стратегия Паблик рилейшнз – стратегия доверия.
Рекламные коммуникации по сравнению с акциями PR – это орудие маркетинга. В основе эффективности рекламных коммуникаций лежит идея ускорения движения товара на рынке. Основная стратегия рекламы – стратегия нахождения, удовлетворения и формирования желания потребителя в нужном направлении. Все виды рекламы, за исключением социальных, преследуют чисто коммерческие цели, и благоприятное общественное мнение для рекламных коммуникаций может остаться желаемым, но не обязательным условием (как, например, в случае проведения алкогольных рекламных кампаний).
Безусловно, в каких-то вопросах идеи PR и рекламы оказываются так близки друг другу, что четко развести их просто невозможно [7]. Например, престижная реклама способствует созданию положительного имиджа фирмы, товара, персонально ее работников. Но одновременно с этим PR подспудно подготавливают потребителей к положительной оценке товара и быстрейшему его приобретению. Престижная функция рекламы переходит в ведущую функцию – товарную. С другой стороны, не всегда выдерживается принцип бесплатности, ведущий для акций PR, и зачастую презентации и приемы, являющиеся типичными для PR, требуют расходов, не меньших, чем рекламные. Однако в главных своих направлениях PR и реклама различаются Друг от друга целями, стратегиями и способами представления прежде всего в СМИ. PR – это система мер воздействия на очень широкую аудиторию, по идее – на все общество в целом. Реклама всегда работает с узкими сегментами аудитории, имеет четкую адресную направленность.
Агитация и пропаганда как средства воздействия на аудиторию относятся к числу политических. В тоталитарных государствах они являются рычагами управления обществом, обеспечивая безальтернативное господство на экономическом и политическом фронтах. В развитых демократических государствах они приобретают множественный характер, соответствующий стоящим за ними политическим и экономическим группировкам. Агитация и пропаганда, в отличие от мероприятий PR, носят жесткий целенаправленный характер. Если стратегии PR ведут к установлению доверия с добровольной ориентацией на предлагаемые ценности, то агитация и пропаганда действуют как система принудительных мер, позволяющих манипулировать людьми и целыми общественными группами. Мероприятия PR профессионалы нередко называют «окучиванием», что равносильно подготовке почвы для благоприятного сотрудничества. Для агитации и пропаганды характерны постоянное противопоставление, поиски и нахождение врагов, сплошь и рядом появляется неполная информация, дезинформация, а нередко и клевета и оскорбления оппонентов.
Американские исследователи полагают, что агитация и пропаганда гораздо ближе к рекламе, поскольку механизмы воздействия на потребителей в обоих случаях одни и те же. Американские исследователи считают даже, что агитация за представителя той или иной политической группировки практически не отличается от рекламы зубной пасты [5]. Сложность состоит в одушевленности рекламируемого объекта, который в силу этого может ухудшить впечатление, открыв рот и отвечая на вопросы. Поскольку это неминуемо, предполагается создание более широкой и гибкой системы мер воздействия на аудиторию, включая работу над имиджем кандидата, выбором политических и экономических программ и обещаний, созданием групп поддержки, сравнением своих программ с имеющимися конкурентными. Поэтому все-таки более логично помещать агитацию и пропаганду в группу социально-политических и социально-экономических методов воздействия на массовую аудиторию.
При слиянии экономических и управленческих структур или, мягче говоря, их зависимости друг от друга возникает очень мало исследованное, но тем не менее очень важное социально-политическое явление лоббизма, представляющего собой механизм воздействия на властные структуры с целью изменения общественно-экономической панорамы в пользу тех или иных предприятий, например, изменения налоговой системы.
Эксперты выделяют в лоббизме два этапа [18]. Первый, который является вполне нормальным явлением для демократического открытого общества, сводится к информированию властных структур и клиентов о проектах законов, постановлений и регламентирующих документов. Это – естественный коммуникационный мониторинг, и он больше всего вписывается в практику PR-мероприятий. Его называют также мягким лоббированием. На втором этапе возникает опасность использования тех же коммуникационных структур для создания более привилегированного положения каким-либо определенным предприятиям. Злоупотребление привилегированными отношениями благодаря хорошим отношениям создает коррумпированный капитал, представляющий собой разновидность мафиозного поведения. На современном этапе лоббизм перешагнул национальные рамки и стал средством достижений в международном масштабе. Эксперты предлагают также выделить два направления лоббирования – вертикальное и горизонтальное. Вертикальное обращено к самым высоким должностным уровням вплоть до президента. Горизонтальное лоббирование рассчитано на широкий круг лидеров общественного мнения. Для него характерно использование петиций, писем и других форм общественного воздействия. В лоббировании могут участвовать профсоюзы, ассоциации, отдельные авторитетные личности.
Отношения между властью и капиталом носят замкнутый, но подвижный характер. Меняется экономическая ситуация, изменяются верхние эшелоны власти и возникают новые и новые претенденты на доминирование в коммуникационном пространстве. Интерес к СМИ объясняется возможностью узаконить и сделать престижным и социально значимым свое пребывание на общем рынке, а также усилить свои позиции.
Наиболее тесной оказывается связь PR с журналистикой, поскольку внешние коммуникации большей своей частью приходятся именно на нее. Между журналистикой и Паблик рилейшнз так много внутренне и внешне идентичного, что их стали называть братьями-близнецами. Появился, как уже указывалось в первой главе курсовой работы, новый термин, имеющий прямое отношение к PR – паблисити, означающий получение благоприятных презентаций на радио, телевидении, в прессе, которые не оплачиваются спонсорами. Паблисити – это любая информация или действия, с помощью которых событие или сам человек становятся известными широкой общественности после сообщения в СМИ. Следует отметить, что СМИ передают не только объективную, но и субъективную информацию, так как ее содержание – это уже субъективный процесс выбора, осмысливания, эмоциональной интерпретации. Одно и то же содержание может быть передано в разных СМИ иронично, с оттенком сочувствия, с пафосом первооткрывателя, дружелюбно. Сравним, например, одну и ту же транспортную информацию о временных изменениях движения: официальное уведомление или заголовок «Все не своим путем». Кроме того, одно и то же совершенно идентичное сообщение может вызвать разные коммуникационные эффекты при передаче его по каналам радио, газеты, телевидения.
По отношению к СМИ правомерно объединение двух подходов: медиаориентированного и медиацентристского. В первом случае человек является объектом для приложения к нему сил воздействия массовых коммуникаций, в результате чего происходит изменение его поведения, взглядов, ценностей. Историческая реальность показала действенность этого подхода, когда люди под влиянием полученной информации меняют свой образ жизни. Именно поэтому столь большое внимание уделяли и уделяют СМИ в тоталитарных обществах, пытаясь удержать свои позиции [10].
Медиацентристский подход исходит, напротив, из того, что люди сами выбирают нужные им СМИ, ориентируясь на свои потребности, и самостоятельно интерпретируют полученную информацию. В соответствии с этим подходом СМИ пытаются угадать потребности и желания аудитории, чтобы удовлетворить их и тем самым обеспечить свое существование. Здесь есть логика, так как материальная поддержка СМИ во время проведения подписки, покупки телевизионного или радиоэфира, приобретение акций дают возможность изменять ориентацию, проводить организованный сбор информации, расширять производство.
Вопросы о соотношении медиориентированного и медиацентристского подходов достаточно дискуссионны, и, очевидно, необходимо учитывать рациональные зерна в каждом из них. Удобнее и конструктивнее оказывается поэлементный анализ всей коммуникационной цепи с выделением наиболее значимых показателей.
Еще в 1947 г. американский исследователь СМИ Г. Лассуэл предложил формулу воздействия СМИ на аудиторию: кто говорит, что говорит, с помощью каких средств, к кому обращается, с каким результатом. Немецкие специалисты по PR увеличили длину этой формулы до семи элементов: кто, что, кому, когда, где, как, почему. И журналисты, и PR-мены работают в рамках этой формулы, обеспечивая аудиторию информацией и формируя отношение к ней.
Журналисты гораздо более свободны в выборе как самой информации, так и элементов коммуникационной сети. PR-мены заботятся о позитивном воздействии информации и не могут свободно обращаться с нею. Журналисты основное внимание уделяют источнику информации – кто говорит. PR-мены предпочитают использовать в качестве ключевого слово «кому»: сообщение должно нравиться не отправителю, а целевой группе воздействия. По этому поводу у них есть даже пословица: «Наживка должна быть вложена рыбе». Очень важным элементом в коммуникационной цепи, по мнению PR-менов, являются и сроки: когда давать информацию. Журналисты тоже озабочены этим этапом, и не только своевременность, но и опережение других, а иногда и преждевременность являются очень частыми показателями их профессионализма. PR-мен не может рисковать, он должен выбрать наиболее подходящий момент с тем, чтобы вызвать социально позитивный эффект. Журналисты стремятся к получению информации, особенно сенсационной, любым путем, включая и недозволенный, например, прослушивание телефонных разговоров, перлюстрация корреспонденции, анонимное фотографирование, использование сомнительных источников. Зачастую их упрекают в этом, считая даже представителями второй древнейшей профессии. PR-мены не могут в силу своей профессии пользоваться такими приемами. Их кредо – респектабельность и легитимность [23].
Подготавливая материалы к опубликованию в СМИ, PR-мены обладают правом осознанного выбора. Прежде всего это касается «геометрической» классификации – вертикальной и горизонтальной. Горизонтальные СМИ можно использовать для паблисити (часто используется как аналог Паблик рилейшнз) в том случае, если ваши материалы имеют достаточно широкий универсальный характер, представляют интерес для самых широких слоев населения. Обычно это издания с большим тиражом и большой областью распространения (так называемая категория «А»). Вертикальные СМИ предназначены для аудитории, которая проявляет интерес к отдельным темам, варьирующим от спорта и искусства до профессиональных вопросов. В этом случае работа ведется в достаточно узком диапазоне интересов людей и потому более прицельна. Обычно эти СМИ обладают меньшим тиражом и относятся к категории «Б». Существуют еще издания типа еженедельников (категория «С»), которые также могут представлять интерес для опубликования пресс-релиза.
Оптимальная стратегия Паблик рилейшнз компании будет состоять в правильном рассредоточивании сил и средств как по горизонтальному, так и по вертикальному уровням. Не исключено при этом приспособление к стилю и характеру предъявления информации в тех или иных СМИ в целях сохранения общей тональности. Особенно это касается профессиональных специализированных изданий, где есть свои требования к профессиональной лексике. Сейчас их очень много, и одна и та же информация должна быть преподнесена с учетом профессиональных интересов.
Поскольку общей осью для журналистики и Паблик рилейшнз является информация, предъявляемая через СМИ, следует подчеркнуть общую характерную особенность обеих коммуникационных наук: передачу новостей. Журналистов при этом интересуют абсолютно все новости, включая и эмоционально отрицательные, например, скандальные. PR-менов интересует конечный позитивный эффект от новостей. Для PR-мена очень важно, чтобы новость была значимой и полезной не только для вас, но и для других лиц и организаций. Поэтому новость следует преподносить не как голый факт, а с указанием на ее практическое использование. Увеличение оттенков в одной и той же информации-новости, особенно необычной, вызывает дополнительный интерес к ней и способствует лучшему запоминанию.
Новости становятся более убедительными, если они сопровождаются документальными фотосъемками, которые также не могут быть случайными для PR. К ним надо готовиться с целью создания положительного впечатления на аудиторию. В этом плане у журналистов нет ограничений, и они могут позволить себе снимать даже компрометирующие ситуации. Появилась даже новая специализация у фотографов – папарацци, хотя этически это не приемлемо.
Особенно актуальными способами быстрого контакта с аудиторией являются репортажи с места событий. Как и во всех других случаях, службы Паблик рилейшнз должны использовать эту экстремальную ситуацию для получения позитивного демонстрационного эффекта, в отличие от журналистов, которым важна любая деталь.
В наши дни самыми мощными средствами массовой коммуникации становятся радио и телевидение, поскольку они, особенно телевидение, дают возможность слушателям и зрителям включиться в мир других людей как бы изнутри и вместе с ними пережить события любого времени в любом пространстве. Использование этих коммуникационных каналов усложняется необходимостью работы над такими качествами PR-мена, как личная привлекательность, энергичность, интеллигентность, речевые и поведенческие особенности.
Вывод: основные задачи PR лежат в области усовершенствования внешних и внутренних коммуникаций. Внешние коммуникации, занимающие большую часть времени, лежат в области коммуникаций со средствами массовой информации – СМИ. Это постоянное отслеживание всех публикаций в различных коммуникационных каналах и своевременное реагирование на них в случае появления нежелательных сведений, подготовка собственных материалов для опубликования, участие в брифингах и пресс-конференциях, выступления от имени администрации с оценкой и комментариями различных экстремальных ситуаций и пр.
Глава 3. Внешние и внутренние коммуникации как основная проблема Паблик рилейшнз
Более половины времени паблик рилейшнз отводится на установление сети внешних и внутренних коммуникаций, причем внешние коммуникации – это преимущественно контакты с представителями массовых коммуникаций, особенно с прессой. В предыдущей главе курсовой работы указывалось на сходство между PR и журналистикой, но в то же время и существенные различия. Эти различия обусловлены разными стратегиями и целями PR и журналистики, заставляющими представителей этих профессий выбирать разные способы и формы работы. PR-мены готовят пресс-релизы, определяют наиболее подходящие для получения паблисити СМИ, отслеживают информацию о своей фирме и о себе лично в СМИ, оперативно реагируют на возможные компрометирующие сведения, публикуя, в свою очередь, опровержения или объяснения. Иногда подготовка и «причесывание» материала для опубликования может привести, мягко говоря, к неадекватному освещению событий, а иной раз – к их фальсификации. Существуют даже пороги доверия к тем или иным коммуникационным каналам, которые более беспристрастно излагают факты (пользуются популярностью, например, политические обзоры Евгения Киселева в отличие от репортажей Александра Невзорова).
Особенно ярко различия проявляются при непосредственном общении PR-менов с журналистами во время проведения пресс-конференций, брифингов, Дней открытых дверей и прочих мероприятий открытого типа. К этим мероприятиям готовятся заранее, определяя состав участников, возможные вопросы, включая провокационные, и ответы на них, а также ту дозу информации, которая может быть передана для опубликования без опасности разглашения производственных секретов. Очень важная роль отводится пресс-секретарю или любому сотруднику из PR-службы, который должен быть профессионально компетентным, эмоционально устойчивым, умеющим принять на себя удар, выдержать его и выйти из любого затруднительного положения, как говорят японские менеджеры, «сохранив свое лицо» [2]. Худшими вариантами являются некомпетентность, растерянность, проявление своих истинных чувств, например, страха, злости, постоянного ухода от ответа в сторону неопределенности, малой вразумительности. Нежелательно также оставлять вопросы без ответов, хотя такой вариант предусмотрен в инструкции («без комментариев»). Известен случай, например, из практики коммерческого бизнеса, когда удачно начатая акция по бесплатному проезду в метро всех жителей Москвы за счет компании МММ закончилась тупиком: на встречу с журналистами представитель фирмы вышел с одним ответом, что он ничего не знает и не имеет права рассказывать о планах компании. В таких случаях очень полезно помнить, что существуют и другие источники информации, которые могут быть использованы с очевидным проигрышем для вас.
Особенно важно соблюдать эти правила в кризисные моменты для организации, когда удачно проведенная пресс-конференция может не только помочь, но и спасти дело от общественного скандала. Если, предположим, в прессе появилась информация о низком качестве вашей продукции или низком уровне обслуживания, лучшим способом снятия напряженности будет спокойный анализ ситуации, выявление ошибок, компенсация ущерба – как материального, так и морального, и соответствующая коррекция своей деловой стратегии.
Подготавливая информацию для СМИ, следует иметь представление о том, на какую аудиторию она рассчитана и что это за издание. Тем самым удастся показать, что публикация писалась специально для того издания, что она информативна и полезна в текущий момент.
Практически все исследователи PR уверены в том, что можно «продвигать» информацию в СМИ достаточно активно и получать при этом позитивные результаты, если выполнены следующие условия:
– материал актуален;
– представляет простое событие в неожиданном и оригинальном ракурсе;
– соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию материалов редакциями газет и информационных агентств;
– имеет броский заголовок.
Поэтому методика работы со СМИ включает два этапа: распространение пресс-релизов на текущую или «острую» новость, а затем подготовка специального материала, в котором сообщаются детали, настойчиво проводится агитация или пропаганда вместе с элементами рекламы компании.
После того как публикации в СМИ состоялись, следует доставить опубликованные материалы нужным адресатам. Для этого достаточно просто перепечатать (сделать копии) статьи и организовать их рассылку по адресатам с сопроводительными письмами, а также проспектами или (и) печатной рекламной продукцией.
Информация пресс-служб организации в виде пресс-релизов быстро оказывается на лентах новостей информационных агентств, а потом – и на столах подписчиков газет и еженедельников. Она распространяется в новостных блоках по радио- и телевизионным каналам. Иными словами, как уже отмечалось, информационные агентства – оперативные поставщики информации для СМИ.
В настоящее время существуют центральные информационные агентства (российские), международные (активно работающие на российском рынке) и региональные. По состоянию на начало 2004 г. известны следующие информационные агентства, которые специализируются на экономической информации: РИА-новости, ИТАР-ТАСС, Росбизнесконсалтинг, АИФ, Рейтер, РИА Ореанда, НАУФОР, Интерфакс [12].
Такие структуры заинтересованы в получении информации и ее оперативном распространении среди своих клиентов и пользователей информации (через электронные средства связи). В то же время пресс-службе организации следует провести анализ того, какая информация и каких информационных агентств чаще всего затем публикуется СМИ. Это исследование может позволить планировать поступление информации к целевым аудиториям, которые интересны компании.
Для такого анализа служба PR может использовать методику, основанную на социологическом методе. Он включает в себя постановку задачи (выяснить, информацию каких агентств публикуют издания, частоту появления таких публикаций в этих изданиях, место заданных агентств в ряду других информационных агентств с этой точки зрения) и характеристику содержания информации, представленной разными агентствами (место в газете, объем в абзацах, тональность информации: позитивные – отрицательные факты, тематика информации, стиль). Общее число изданий, выбранных для анализа, определяется характером исследования, а также объемом финансовых затрат. Необходимое условие: все издания сравниваются в диапазоне определенного времени.
Для удачного проведения пресс-конференций важно соблюдать несколько обязательных правил:
– Не проводите пресс-конференции слишком часто.
– Выберите такие часы для пресс-конференции, которые устраивают большинство приглашенных, лучше всего – рабочие послеобеденные.
– Позаботьтесь о помещении для проведения пресс-конференции, обеспечьте всех приглашенных стульями.
– Ограничьте время проведения конференции определенным сроком, например 30 мин., который надо строго соблюдать.
– Не втягивайтесь в споры и дебаты.
– Не бросайте негативных реплик в сторону аудитории или воображаемого противника.
– Контролируйте свои эмоции, следите за своей речью и голосом, держите мимику приветливости и доброжелательности.
– Не оказывайте предпочтения никаким присутствующим журналистам, включая знакомых.
– После окончания конференции немедленно удалитесь.
Особое место среди внешних коммуникации в современных условиях занимают внешние коммуникации через системы INTERNET. В какой-то степени это философская проблема превращения традиционной культуры с традиционными формами общения в общечеловеческую киберкулътуру в неопределенном киберпространстве. В разных странах к широкому распространению именно этой формы коммуникации подходят по-разному – от безоговорочного принятия до осторожного прощупывания ее свойств, достоинств и недостатков. Особенно уязвимы прямые денежные коммуникации по системам INTERNET, которые носят конфиденциальный характер. Сейчас уже довольно часты случаи присвоения довольно крупных сумм с помощью взламывания чужих кодов, и появилась даже новая профессия хаккеров, компьютерных бандитов, умело пользующихся чужими секретами и капиталами [13].
Налаживая систему внешних коммуникаций, сотрудники PR-служб обязательно должны держать эффективную обратную связь с самыми разнообразными группами информируемого сообщества, включая подрастающее. В этом плане можно было бы использовать многовековой опыт различных религиозных служителей, которые не оставляют без внимания ни один из слоев общественной структуры. Римскому Папе приписывают, например, слова о том, что если бы в наши дни появился на земле святой Павел, то он попросил бы возможности выступить по телевидению. Обратную связь осуществляют с помощью постоянных опросов общественного мнения в разных социальных группах, внимательного изучения почтовых поступлений в организацию – писем и открыток с обязательным ответом, участия в различных собраниях, включения постоянно действующего «телефона доверия», так называемой «горячей линии», по которому любой желающий может в определенные часы беспрепятственно высказать свое мнение или задать любой вопрос на интересующую его тему.
Внутренние коммуникации в отличие от внешних основной своей задачей ставят изучение циркулирования информации внутри организации как по формальным, так и по неформальным каналам с целью создания атмосферы доверия и открытости. Иногда эту деятельность называют внутренним маркетингом. Некоторые исследователи считают, что в любой организации прежде всего необходимо наладить четкую систему формальных коммуникаций, опирающуюся на служебные полномочия и должностные инструкции [20]. Принятие такой формализованной структуры и адаптация к ней могут сделать привычными и обыденными, например, докладные сотрудников друг на друга, посылаемые шефу с просьбами отрегулировать их взаимоотношения (в Германии это совершенно тривиальная ситуация, на которую ни в коем случае нельзя обижаться или чувствовать себя оскорбленным). То, что для русского делового менталитета может казаться провокацией, «подсиживанием», непорядочностью, для европейского и особенно американского – обычная деловая разборка в интересах дела.
Однако неформальные коммуникации в истории человеческого общества всегда занимали достаточно большое место, причем если неформальные коммуникации противоречили формальным, то именно они оказывались более предпочтительными. Сюда входят вопросы распространения слухов, сплетен, особо конфиденциальной информации. Естественно, распространение информации по неформальным каналам вызывает и самостоятельную неформализованную структуру с выделением в ней специфических коммуникационных позиций и выполняемых коммуникационных ролей. В социально-психологической литературе, например, рассматриваются роли «лидеров общественного мнения», «сторожей», «связных», «космополитов».
Основная идея состоит в том, чтобы неформальная коммуникация не противоречила формальной, а, наоборот, усиливала ее. Поэтому обязанности специалистов PR оказываются связанными с созданием открытого доверительного климата внутри организации путем свободного обсуждения актуальных вопросов на собраниях, в стенной печати, по местной радиосети, в неформальных объединениях. Неформальные объединения не подвергаются никаким репрессиям, если они не носят явно асоциального, направленного против интересов организации характера. Используются также меры социально-психологического плана. Например, японские менеджеры всячески поощряют и делают даже обязательными всевозможные экскурсии, где смешиваются формальные и неформальные обязанности, различные формы совместного проведения досуга, использование абсолютно всеми членами фирмы одинаковой одежды, сшитой по индивидуальным меркам лучшими дизайнерами. Даже при проведении церемонии вступления в брак очень желательным считается присутствие президента фирмы в качестве посаженного отца. Мастеру вменяется в обязанность ежедневно приветливо здороваться с рабочими, называя их по имени, а один раз в неделю в соответствии со служебной инструкцией узнавать о здоровье жены и детей, также называя их по имени. Одним словом, у японских менеджеров PR постоянно проводится идея о семейном характере фирмы, тогда как у европейских – идея об усилении эффективности формальных коммуникаций за счет неформальных, избавлении от барьеров общения и всевозможных внутренних шумов.
Как для внешних, так и для внутренних коммуникаций совершенно необходимо тщательно подготавливать каждый отдельный этап, а также принимать во внимание докоммуникативную и посткоммуникативную стадии и отслеживать иптеркоммуникативные эффекты, возникающие в процессе взаимодействия.
Так, подготовка этапа «кто говорит» начинается с разделения функций источника, создателя информации и ее коммуникатора, проводника. Иногда допустимо объединение этих функций в одном субъекте, чаще все-таки предпочитают разделение. Источник должен обладать авторитетностью, силой, доверительностью. Его формальные показатели достаточно высоки и устойчивы. Коммуникатор должен обладать профессиональной компетентностью, быть коммуникабельным, уметь убеждать, объяснять, сохранять дружелюбные открытые отношения, располагать к доверию. Большое значение имеют его внешние данные, особенно при использовании телевидения, кино, видео. Громадное значение имеют речевые навыки, отражающие не только интеллектуальные особенности, но и наличие общей культуры. Так, многословие при слабой информационной насыщенности приводит к потере интереса со стороны аудитории (тип коммуникатора-«водокачки»), а постоянное экспрессивное многообразие, включая жестовое и мимическое, способствует появлению чисто зрелищного интереса в ущерб деловому [18].
Очень важным, основополагающим понятием в коммуникационной цепи является понятие аудитории – «кому говорю». Прежде всего всю воспринимающую аудиторию можно разделить на два вида: массовую аудиторию и специализированную. Различие между ними состоит в организационных свойствах, тенденции к сохранению целостности даже при неблагоприятных условиях, наличии или отсутствии социально-психологических установок (аттитюдов),отсутствии или наличии преемственности, традиций. Массовая аудитория – это беспорядочное собрание случайных людей, не объединенное никакими существенными едиными критериями.
«Массовая аудитория», «массовое общество», «толпа», «масс-культура», «массовое поведение» – все эти термины определяют общественную группу, часть общего социума, для которой характерны высокая приспособляемость друг к другу, комфорность, отсутствие или слабая выраженность собственного мнения, инертность, эмоциональная и когнитивная непредсказуемость. Массовое поведение отражается в таких формах, как социальные движения, бунты, массовые протесты, паника, апатия, мода. Толпа влияет на психику составляющих ее людей, заставляя их менять свои убеждения, пристрастия, вкусы. Об этом говорил еще в начале XX в. русский психиатр В.М. Бехтерев, вводя понятие коллективной рефлексологии [1]. Есть, например, рассуждения о том, что личность в толпе деградирует, теряет свою уникальность и самостоятельность, подчиняется низменным страстям [12].
Несмотря на противоречия в исследованиях социологов и психологов относительно природы и роли массовидных явлений, все же именно массовая аудитория дает сведения об общественном мнении и общественном настроении данного социума. Общественное мнение отражает оценку различных социально значимых вопросов. Общественное настроение, в отличие от общественного мнения, носит эмоциональный характер.
В его основе – степень удовлетворения разного рода потребностей. Основными методами изучения как общественного мнения, так и общественного настроения, являются опросы, анкетирование, наблюдение, введение «горячей линии» по телефону. Сведения собираются в основном социологами, и эти сведения представляют собой отслеживание меняющейся информации о состоянии общества в целом.
Специализированная аудитория, в отличие от массовой, имеет ряд стабильных показателей, удерживающих ее от быстрой смены оценок. Поисками этих показателей занимаются все специалисты по СМИ, включая и специалистов PR. Собственно в массовой аудитории выделяются сегменты с явными предпочтениями, вкусами, собственными суждениями, которые дают в результате более взвешенные и серьезные оценки социальных событий. Специализированная аудитория – это адресная аудитория, и чем более тщательно изучен адрес, тем лучше будет работать обратная связь, тем выше будет эффективность СМИ, тем полнее будет проявляться вся коммуникационная цепь. В качестве элемента адреса аудитории могут быть использованы сведения о возрасте, поле, национальности, идеологической убежденности, материальной обеспеченности, уровне образования, вкусах, увлечениях, семейных особенностях и т.п.
Если для журналистов звено «кому говорит» является самым важным, то для специалиста PR особое значение приобретает само сообщение – «что говорит» и тональность – «как говорит». Важно еще и время – «когда говорит». Известна древняя притча о том, как звездочет предсказал будущее своему повелителю: он переживет всех своих родных и близких и умрет в одиночестве. За плохую весть звездочет был казнен. Был срочно призван другой звездочет, который, после хитроумных расчетов, объявил повелителю радостную новость: он проживет долгую интересную жизнь, такую долгую, что не видно даже конца ее. Этого звездочета ждала награда. Очень важен и выбор времени для предъявления информации. Здесь работает закон ассоциации: удачно выбранное время усиливает положительную оценку и ослабляет отрицательную. Обычно нужное время определяют интуитивно, пользуясь прошлым опытом и какими-то подсознательными решениями.
Поскольку основная цель PR – создание положительного общественного мнения, то творческое использование этих составляющих позволяет в буквальном смысле слова манипулировать общественным мнением, подводя его к выбранному заранее эталону. По этому поводу можно сослаться на древнегреческого философа Аристотеля, который в своей «Риторике» отметил, что в дискуссиях лавры достаются не тому, кто излагает истину, а тому, кто владеет словом. Подготовка коммуникационного текста – это большая творческая работа, включающая в себя выбор понятных и точных слов, конструирование из них понятных и убедительных предложений, выбор ключевых слов и ключевых фраз-лозунгов, использование повторов и сравнений.
Коммуникации, и внешние, и внутренние, находятся под социальным контролем, который обеспечивает относительно устойчивый порядок и гармонию между социальными силами и свойствами отдельного человека. Существуют разные формы социального контроля: государственные санкции вплоть до принуждения и использования мер дисциплинарного воздействия, церковные каноны, общественное мнение. Социальный контроль может быть тотальным и групповым, гибким и жестким, формальным и неформальным, своевременным, регулярным, поверхностным.
Коммуникации обладают также свойствами самоорганизации, самоуправления. В авторитарных обществах и группах существует четкое выделение коммуникационного центра с рядом ограничений, вплоть до запретов на образование собственного поля коммуникационной деятельности. Наибольшую эмоциональную удовлетворенность вызывают свободные коммуникационные структуры с возможностью неограниченной обратной связи. Есть предложения выделять специальные критерии оптимальных коммуникационных структур по показателям масштабности (чем больше у частников коммуникации, тем сложнее обеспечить им удобное коммуникационное пространство; идеальное сочетание – двое участников), равномерности распределения нагрузки (в идеальной коммуникационной структуре все участники равновероятны), наличия или отсутствия изолятов или изолированных, которые выпадают из круга коммуникантов по причине отсутствия коммуникационных посылок, как исходящих от них, так и приходящих к ним. Такие участники, особенно во внутренних коммуникациях, обычно занимают отчужденную позицию, ни с кем не устанавливая связи и не требуя ее со стороны. Чем больше изолированных, тем ниже уровень коммуникативной состоятельности группы, тем больше оснований говорить о неудовлетворительном психологическом климате. Большое значение имеет и степень удовлетворенности коммуникациями, как внешними, так и внутренними, в социальной группе. Существуют специальные методы определения соотношения между предпочитаемыми коммуникациями и фактическими, также свидетельствующие о социальных ожиданиях в группе. Как внешние, так и внутренние коммуникации разделяются по степени вербализованности. Невербальные коммуникации передают более тонкую и плохо или вообще нерегулируемую информацию. К ним относятся жестовые, мимические, пространственные, временные, полимодальные коммуникации. Некоторые из них универсальны, например, мимические средства, другие следует соотнести с этническими и культурологическими особенностями.
Вывод: постоянная забота руководителя – стремление улучшить репутацию своей организации. Если возникает кризисная ситуация, то для данной организации PR оказывает неоценимые услуги по поддержанию положительной ее известности. В данном контексте речь идет о сохранения имиджа организации в глазах общественности. Все организации когда-нибудь испытывают действие кризисных ситуаций. Поэтому задача руководителя предвидеть возможные кризисные ситуации, осуществлять правильное реагирование на них при минимизации различных потерь, включая и репутацию.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!