Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Результат экономической деятельности зависит от имеющихся ресурсов и эффективности их использования, которая во многом определяется отношением людей к труду, формами и методами мотивации.
Основные понятия теории мотивации трактуются в литературе по-разному. Нет единства в употреблении самих понятий “мотивация” и “стимулирование”. Мы полагаем, что целесообразно исходить из следующих определений.
Мотивация – это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей. При выборе форм и методов мотивации прежде всего необходимо учитывать мотивы людей, т.е. то, что вызывает их действия.
Мотивация может быть внутренней и внешней (рис. 1).
Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью работы. Если она интересует человека, позволяет реализовать его природные способности и склонности, то это само по себе является сильнейшим мотивом к активности, добросовестному и продуктивному труду. Наряду с содержанием существенным внутренним мотивом может быть значимость работы для развития определенных качеств человека, полезность данного вида деятельности для группы людей и общества, соответствие этой деятельности убеждениям работника, его этической ориентации.
Внешняя мотивация может выступать в двух формах: административной и экономической. Иногда внешнюю мотивацию называют стимулированием. Административная мотивация означает выполнение работы по команде, приказу, т.е. по прямому принуждению с соответствующими санкциями за нарушение установленных норм. Экономическая мотивация осуществляется через экономические стимулы (заработную плату, дивиденды и т.п.).
Мотивация может осуществляться различными методами: разъяснением, воспитанием, личным примером, системами поощрений и наказаний в иерархии организации и т.д.
Эффективность мотивации оценивается по результатам деятельности сотрудников и организации, а также по характеристикам, определяющим отношение к труду (усилие, старание, настойчивость, внимательность, добросовестность, контактность).1
Взаимосвязи элементов мотивационных процессов представлены на рис. 2.
Существуют две основные формы мотивации: по результатам и по статусу.
Мотивация по результатам обычно применяется там, где можно сравнительно точно определить и выделить результат деятельности одного сотрудника или группы. При этом вознаграждение связывается с выполнением конкретной работы или относительно обособленного этапа работы.
Мотивация по статусу (рангу) основана на интегральной оценке деятельности сотрудника, учитывающей его квалификацию, отношение к работе, качество труда и другие параметры, определяемые спецификой деятельности человека и организации.
Выбор той или иной формы мотивации определяется не столько содержанием работы, сколько принципами управления в данной организации, национальными традициями и корпоративной культурой. Так, для предприятий США характерна мотивация по результатам, основанная на развитой системе разделения труда и традициях индивидуализма. В Японии преобладает ранговая мотивация, соответствующая традициям коллективизма и взаимопомощи, горизонтальным связям между сотрудниками и широкому спектру выполняемых ими функций.
Соотношение мотивации по результатам и статусу является особенно актуальным для научной деятельности.
Научные результаты оцениваются на основе публикаций (статей, книг, докладов), премий за отдельные достижения и циклы работ, наград конкурсов, медалей научных обществ, грантов на проведение исследований, ссылок в научной литературе, отражения работ ученого в докладах руководителей РАН, других академий, министерств и т.д.
Научный статус оценивается в соответствии с ученой степенью, званием, членством в научных обществах, занимаемой должностью. Соотношение оценок ученого по результатам и по статусу длительное время является предметом дискуссий как в отечественной, так и в мировой литературе. При этом в одних странах большее значение имеют статусные оценки (например, в Японии), а в других – результативные (например, в США). Здесь существенную роль играют традиции и особенности национальной культуры. Так, в Японии статусные оценки являются основными не только в науке, но и в других сферах (промышленность, управление и т. д.).
Несмотря на кажущуюся справедливость оценки по конкретным результатам, только эта форма (без учета научного статуса) не обеспечивает эффективной деятельности организаций в достаточно длительной перспективе и особенно при существенной неопределенности внешних условии.
В научно-педагогической деятельности статусные оценки играют существенную роль во всех развитых странах, и, по-видимому, такое положение сохранится в обозримой перспективе. Это связано не только с экономическими аспектами, но и с престижем научной деятельности, а также обеспечением стабильности положения ученого и педагога высшей школы, которая особенно необходима для успешной научной работы.
Соотношение оценок по рангу и по результатам зависит от конкретных условий. В тех случаях, когда индивидуальные достижения можно оценить достаточно объективно, большее значение должна иметь поддержка по результатам. Как показал опыт, надбавки за степени и звания при нынешней ситуации в науке России стали значительным мотивирующими стабилизирующим фактором. Вопреки мнениям о необходимости отмены надбавок за степени и звания, которые были модны в 80-е годы, современная ситуация в отечественной науке предопределяет необходимость подготовки диссертаций и повышения качества аттестации научно-педагогического персонала.
В настоящее время в теоретических исследованиях основным методом отбора наиболее результативных работ стали конкурсы грантов, проводимые Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), Российским гуманитарным фондом научных исследований (РГНФ), фондами Госкомвуза, а также фондами США (Сороса, Макартуров, Фулбрайта и др.), ФРГ, Европейского сообщества и др.
При отборе заявок на гранты все эти фонды, как правило, провозглашают абсолютное равенство заявителей, т.е. независимость решений от научных степеней, званий, места работы, должности. В этом смысле конкурсы грантов в настоящее время – одна из самых демократичных форм мотивации по результатам. Известны случаи, когда РФФИ отклонял заявки, представленные академиками РАН.
Вместе с тем абсолютно хороших методов оценок деятельности ученых, особенно в науке, нет и быть не может. Так, умение составлять заявки далеко не тождественно умению получать значимые научные результаты. Не может быть свободной от элементов субъективизма и работа жюри фондов. Известен ряд процедурных недостатков конкурсов грантов: ошибки при электронном представлении заявок (на дискетах), проблемы доставки заявок в фонды от периферийных участников и др. Вместе с тем, как показывает отечественный и мировой опыт, конкурсы грантов необходимо развивать и совершенствовать.
Мотивационная структура характеризует соотношение мотивов, определяющих поведение человека. Это соотношение формируется под влиянием как генетических факторов, так и среды, в которой человек воспитывался и действовал.
В общем плане мотивы поведения человека можно разделить на эгоистические и альтруистические. Первые направлены на благосостояние индивидуума, вторые – семьи, коллектива и общества в целом.
При анализе экономических систем обычно исходят из эгоистических мотивов (концепция “экономического человека”). Такой подход оправдан в большинстве практических ситуаций. Вместе с тем альтруистические мотивы так же органично присущи человеку, как эгоистические. В ходе эволюции сохранялись и развивались те группы людей, которые обеспечивали эффективную заботу о детях, стариках, больных и слабых.
Исследованию альтруистических мотивов значительное внимание уделил один из самых известных социологов ХХ в. П. Сорокин. В последние годы своей жизни он организовал Исследовательский центр по созидательному альтруизму при Гарвардском университете. Финансирование этого центра осуществлялось Э. Лилли – главой крупной фармацевтической фирмы США. Центр П. Сорокина провел ряд фундаментальных исследований, издал несколько монографий и сборников статей.
Были выявлены факторы и условия формирования альтруистических мотивов. П. Сорокин выделил три типа альтруистов: “а) “прирожденные”... (Альберт Швейцер,... Бенджамин Франклин... и многие другие...); б) “потрясенные или благоприобретенные” (поздно проявившиеся) альтруисты, чья жизнь делится на два периода – доальтруистический, предшествующий их перевоплощению, и альтруистический после полной перестройки личности... Будда, св. Франциск Ассизский,... св. Августин,... св. Навел... и другие; в) наконец, промежуточный тип несет в себе черты как “прирожденных”, так и “благоприобретенных” альтруистов... Ганди, св. Тереза, Шри Рамакришна и другие...”.1
Как писал П. Сорокин, основной причиной его интереса к исследованию альтруизма стало то, что ни одна концепция, идеология, религия, организация не смогли предотвратить войны, конфликты, преступления и т.д. Поэтому
выход надо искать в новой системе взаимоотношений между людьми.
До последнего времени соотношению эгоистических и альтруистических мотивов в хозяйственной деятельности уделялось очень мало внимания. Как исключение, можно отметить главу “Корысть, экономический принцип и общее благо” в монографии классика немецкой экономической науки.1
Обратимся теперь к более привычным проблемам анализа эгоистических мотивов экономической деятельности. Прежде всего можно выделить две группы таких мотивов по их ориентации на: процесс работы; результат работы.
В первом случае мотивы обусловлены содержанием работы, условиями труда, характером взаимоотношений между сотрудниками, возможностями проявления и развития способностей человека.
Во втором случае могут быть три основных мотива: значимость работы; материальное вознаграждение; свободное время.
Значимость работы оценивается работающим с учетом мнений его семьи, знакомых, средств массовой информации и т.д. Для многих людей престижность их деятельности является достаточно важным мотивом.
Материальное вознаграждение может иметь различные формы. Чаще всего это денежные доходы. К данной группе мотивов относится также уверенность в обеспеченности работой, доступ к дефицитным благам, социальная защищенность и т.д.
Свободное время является важным мотивом деятельности для творческих личностей, тех, кто совмещает работу с учебой, для женщин, имеющих малолетних детей, и др.
По мере роста благосостояния привлекательность свободного времени увеличивается. Это показывают данные табл. 1, в которой представлены результаты опроса, приведенного в конце 80-х годов среди рабочих и служащих стран Европы.
Вопрос был сформулирован следующим образом: “Что лучше – больше зарабатывать, сохраняя при этом нынешнюю продолжительность рабочей недели, или сокращать рабочую неделю при прежней зарплате?”.1
В ближайшей перспективе трудно ожидать сколько-нибудь существенного сокращения обязательного времени труда в развитых странах. Это объективно обусловлено сложной экономической конъюнктурой в мировом хозяйстве, истощением запасов природных ресурсов и другими факторами. Кроме того, организация досуга является достаточно сложной проблемой для людей, не имеющих творческих интересов и не склонных к духовному совершенствованию. Как отмечал А. Шопенгауэр в “Афоризмах житейской мудрости”, таким людям трудно оставаться наедине со своими мыслями, они пытаются заглушить беспокойство и скуку с помощью алкоголя, азартных игр, примитивных зрелищ и т.д. Со времен Шопенгауэра возможности для такого времяпровождения значительно увеличились, что, несомненно, стало важным фактором роста преступности. Таким образом, сокращение времени труда далеко не всегда является благом.
Как показывают результаты социологических опросов, мотивационная структура существенно зависит от уровня благосостояния, традиций, возраста и других факторов.
Для характеристики мотивационной структуры населения России и других стран можно использовать результаты Всемирного исследования ценностей, проведенного в 1990–1991 гг. (руководитель – профессор Р. Инглхарт, США) при участии специалистов Российской академии наук.
Основные выводы этого анализа состоят в следующем: “Почти во всех странах работа по значимости стоит на втором месте после семьи. Российское население на первое место тоже ставит семью, а работу рассматривает в качестве второй по важности сферы жизни, но более важной, чем друзья и досуг. Своеобразие России состоит в том, что разрыв между субъективной важностью семьи и работы здесь очень заметен и является одним из самых больших в мире. Объясняется это главным образом низкими оценками значимости работы, характерными для российского населения”.1
Иерархия трудовых ценностей представлена в табл. 2.
Как видно из табл. 2, “труд сего дня рассматриваемся большинством россиян как деятельность, основная цель которой – удовлетворение потребительских нужд самого работника и его семьи; наибольшая распространенность высокого заработка как ценности труда являемся общей для России и большинства других обследованных стран”.2
Исследования, проведенные после 1991 г., показали, что структура трудовых ценностей в России оказалась весьма устойчивой. Вместе с тем в 90-х годах мотив “высокого заработка” приобрел большую значимость, чем в 70-х годах. Это обусловлено снижением жизненного уровня большинства населения, а также повышением уровня притязаний значительной его части.
Логично предположить, что отношение к труду будет различаться на различных по форме собственности предприятиях. Одно дело государственные, совсем другое – частные предприятия. Но не с меньшим основанием можно предполагать, что никакой разницы не существует или она еще не возникла, поскольку подавляющая часть рабочей силы в недавнем прошлом трудилась при социализме и у нее сформировались единые установки, мотивы и тип отношения к труду, на изменение которых должно уйти достаточно большое историческое время.
А как дело обстоит в реальности? Каковы мотивы труда рабочих, удовлетворенность оплатой и трудом, взаимоотношениями с руководством на нынешних предприятиях? Изменились они в последние годы под влиянием резкого спада производства, роста безработицы и ухудшения материального положения населения?
Подобные вопросы встали при разработке программы эмпирического исследования труда рабочих на частном швейном предприятии в Москве, крупнейшем в России в области производства трикотажа. Оно было создано в 1989 г. как швейный кооператив, затем преобразовано в совместное
предприятие. Общая численность работающих на 1 января 1994 г. составляла 783, в 1996 г. – 963 человека. Исследование организовано сектором рабочего и внерабочего времени Института социологии РАН по аналогичной методике в 1993 и 1996 гг. В 1993 г. было опрошено 89 рабочих, что составило 36% от общего числа, а в 1996 г. – 230 рабочих, или 44%. Основными производственными рабочими на предприятии являются швеи. В выборке их оказалось в 1993 г. – 71 человек, а в 1996 г. – 130 человек. Анализ данных будет касаться в первую очередь именно их.
Для рабочих обследованного предприятия, как видно из табл. 1, важнейшее значение ныне приобретают три ценности: постоянная работа (88,3–91,5%), семья (70,4–68,5%) и здоровье (61,7–62,3%). Отдых и развлечения, стоящие на четвертом месте, немного отстают от них (22,2–29,2%). Повышение образования и квалификация стоит, по существу, на последнем месте.
За период после 1993 г. в ценностях жизни рабочих произошли существенные изменения. Так, у швей значительно (в три раза) возросла ценность труда, вернее – ценность постоянной работы. Это, по-видимому, обусловлено увеличившейся в стране безработицей и боязнью потери работы. Если в начале 1994 г. доля безработных составляла 6,6% от экономически активного населения, то в конце 1995 г. уже 7,9%, а кроме того 5,1% были вынуждены работать неполную рабочую неделю или находиться в административных отпусках.1 Стремлением к выживанию, вероятно, объясняется и повышение значимости фактора квалификации. Наряду с этим возросла ценность здоровья, а ценность семьи – снизилась.
Безусловно, ценности жизни наемных рабочих несколько отличаются от тех, которые были присущи рабочим государственных предприятий недавнего прошлого. Правда и тогда труд, семья и здоровье занимали ведущее место: их отметили, соответственно, 69,6; 74,1 и 56,8% рабочих Томилинского завода полупроводников, обследованного в 1990 г.2
Ценности жизни обуславливают и соответствующие мотивы труда. Так, с ценностью постоянной работы у швей (91,5%) тесно связаны мотивы иметь хороший заработок” (95,3%) и “гарантия занятости” (45,7%). Значительно снизился мотив реализации своих способностей и умений (с 55,2% в 1993 г. до 14,7% в 1996 г.). Если в 1993 г. данный мотив делил с мотивом заработка 1 и 2 места в иерархии мотивов труда (многократное превышение мотива заработка над другими мотивами) это – наблюдалась преимущественно у рабочих коллективных предприятий. А вот мотив возможности общения с товарищами по работе возрос (с 29,9 до 39,5%), что, по-видимому, обусловлено необходимостью взаимной поддержки в трудных экономических условиях.
Естественно, у разных социально-демографических групп ценности жизни и мотивы труда несколько отличаются. Так, чем старше возраст, тем большее значение имеют постоянная работа, приработки и семья, а также здоровье. Ценности же свободного времени и повышения квалификации снижаются. Все это логически вполне объясняется существующими тяжелыми материальными условиями. Превалирующим мотивом труда у всех возможных групп выступает хороший заработок, причем в большей мере у 18–24 и 30–34 летних швей. Гарантия занятости имеет значение для всех, но в несколько большей степени для самых молодых и представителей старшей возрастной группы (35–44 года).1
1 Катульский Е. Мотивация на рынке труда // Вопросы экономики. 1997. №2. С. 92-93
1 Сорокин П.А. Голод и идеология общества. В сб.: Квинтэссенция // Сост. В.И. Мудрагей, В.И. Усанов. М., 1990. С. 231
1 Ойкен В. Основы национальной экономики. М., 1996. С. 444-464
1 Кузнецов Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. СПб., 1994. С. 124
1 Магун В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1995. №1. С. 51
2 Там же. С. 53
1 Социально-экономическое развитие России в 1995 г. // Мир России. 1996. №1. С. 76
2 Патрушев В.Д., Темницкий А.Л. Реальное поведение рабочих промышленности в сфере труда в период перехода к рыночным отношениям. М., 1995. С. 33
1 Патрушев В.Д., Бессокирная Г.П., Темницкий А.Л. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда и удовлетворенность работой // Социс. 1998. №4. С. 34-36
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!