За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Общие принципы управления корпорацией»

/ Менеджмент
Конспект, 

Оглавление

Управление кор­порацией осуществляется в соответствии с ее корпоративными актами и законодательством. При этом она сама определяет струк­туру управления, затраты на него. Собственник руководит корпо­рацией самостоятельно или через специальные органы управле­ния, предусмотренные уставом.

    Между людьми, заполняющими организационную структуру корпорации (взаимодействующими между собой и зависимыми друг от друга), формируется густая сеть горизонтальных и вертикаль­ных связей. Она требует четкой координации и регулирования, чем и занимается система управления, с помощью которой принимаются и приводятся в исполнение решения, направленные на достижение поставленных корпорацией целей.

    В мелких корпорациях собственник (собственники) самостоя­тельно осуществляет свои функции: предпринимательскую, про­изводственную, управленческую и, наконец, функцию присвоения (получение, распределение и использование прибыли). Однако с ростом масштабов производства делать это становится труднее.

    Когда число работников в корпорации переваливает за деся­ток, собственник не может себе позволить одновременно работать по своей основной специальности и руководить делом. Поэтому он сосредоточивается на последнем, как на самом ответственном участке работы и отказывается от выполнения производственных функций.

    Дальнейшее увеличение масштабов производства и усложне­ние структуры корпорации приводит к тому, что собственник не в состоянии реализовывать непосредственно и управленческую функ­цию. Поэтому он передает ее в руки наемных управляющих-ме­неджеров, а сам сосредоточивается на принятии решений, контро­ле за их выполнением и присвоении прибыли;

    Наконец, в крупных корпорациях, функционирующих как ак­ционерные общества, собственник предстает в виде аморфного и весьма разношерстного коллектива, который зачастую бывает на­столько большим, что в полном составе даже физически не может выступать как эффективный предприниматель. Поэтому в то вре­мя как меньшая часть собственников осуществляет предпринима­тельскую деятельность в качестве членов совета директоров, боль­шая часть вполне удовлетворяется присвоением результатов про­изводства.

    Управленческая дея­тельность одна из самых сложных. Она складывается из серии самостоятельных управленческих функций:

q      планирование, т. е. разработка программы, процедуры ее осуществления, графиков выполнения, анализ ситуаций, опреде­ление методов достижения целей и т.п.;

q      организация, т.е. проработка структуры предприятия, осу­ществление координации между структурными подразделениями и т.д.;

q      мотивация, т.е. стимулирование усилий всех работников на выполнение поставленных задач;

q      координация;

q      контроль.

    Усложнение современного производства добавило еще две функции:

·       инновационную, связанную с освоением и внедрением но­вейших достижений в области техники и технологии, методов ор­ганизации и управления людьми;

·       маркетинговую, выражающуюся не только в продаже про­изводимых товаров, но и в проведении исследований и разрабо­ток, влияющих на реализацию товаров, закупку сырья, производ­ство, сбыт, послепродажное обслуживание.

    В основе системы уп­равления корпорацией лежит ряд общих принципов. Среди них можно выделить в качестве наиболее важных следующие.

    1. Принцип централизации управления, т.е. сосредоточение стратегических и наиболее важных решений в одних руках.

    К достоинствам централизации относятся: принятие ре­шений теми, кто хорошо представляет работу корпорации в целом, занимает высокие должности и имеет обширные знания и опыт; устранение дублирования в работе и связанное с этим снижение общих управленческих расходов; обеспечение единой научно-технической, производственной, сбытовой, кадровой по­литики и т. п.

    Недостатки централизации заключаются в том, что реше­ния принимают лица, плохо знающие конкретные обстоятельст­ва; затрачивается много времени на передачу информации, а она сама теряется; менеджеры низшего звена управления практиче­ски устраняются от принятия тех решений, которые подлежат исполнению. Поэтому централизация должна носить умеренный характер.

    2. Принцип децентрализации, т.е. делегирования полномочий, свободы действий, прав, предоставляемых нижестоящему органу управления корпорацией, структурному подразделению, должност­ному лицу принимать в определенных рамках решения или отда­вать распоряжения от имени всей фирмы или подразделения. Не­обходимость этого связана с ростом масштабов производства и его усложнением, когда не только один человек, но и целая группа лиц не в состоянии определять и контролировать все решения, а тем более выполнять их.

    Децентрализация имеет множество достоинств, в числе глав­ных из, них: возможность быстрого принятия решений, привлече­ния к этому менеджеров среднего и низшего уровней; отсутствие необходимости в разработке детальных планов; ослабление бюро­кратизации.

    И в то же время при децентрализации возникает недоста­ток информации, что неминуемо сказывается на качестве прини­маемых решений; меняются масштабы мышления и сужается круг интересов менеджеров, – в этих условиях чувства могут взять верх над разумом; затрудняется унификация правил и процедур принятия решений, что увеличивает время, необходимое для со­гласовании и “утрясок”.

    Чем больше степень децентрализации полномочий, тем зна­чительнее независимость, самостоятельность низовых подразделений, которая может перерасти в дезинтеграцию и сепаратизм. Вот почему и децентрализацию можно допускать лишь в опреде­ленной мере.              

    Большая по размерам корпорация должна быть в большей степени децентрализована, ибо количество решений, которые при­ходится принимать в центре и число их согласовании нарастает в геометрической прогрессии и в конце концов превышает техни­ческие возможности управленческой системы, выходя из-под кон­троля.

    Потребность в децентрализации возрастает и в территори­ально разбросанных фирмах, а также в неустойчивой и быстро меняющейся среде, поскольку зачастую просто не хватает време­ни для согласования с. центром необходимых действий, которые должны осуществляться немедленно.

    Наконец, степень децентрализации зависит от опыта и ква­лификации руководителей и сотрудников соответствующих под­разделений. Чем опытнее и квалифицированнее люди на местах, тем больше прав им можно дать, можно возложить на них боль­шую ответственность, поручить самостоятельно принимать слож­ные решения.

    3. Принцип координации деятельности структурных подраз­делений и сотрудников корпорации. В зависимости от обстоя­тельств координация или возлагается на сами подразделения, совместно вырабатывающие необходимые мероприятия, или мо­жет быть поручена руководителю одного из них, который в силу этого становится первым среди равных; наконец, чаще всего ко­ординация становится уделом специально для этого назначенного руководителя, располагающего аппаратом сотрудников и консуль­тантов.

    4. Принцип использования человеческого потенциала. Он за­ключается в том, что:

q      принятие основной массы решений производится не пред­принимателем или главным менеджером в одностороннем поряд­ке, а сотрудниками тех уровней управления, где решения должны быть выполнены;

q      исполнители сориентированы прежде всего не на прямые указания сверху, а на четко ограниченные сферы действия, полно­мочия и ответственность;

q      вышестоящие инстанции решают только те вопросы и про­блемы, которые нижестоящие не в состоянии или не имеют права брать на себя.

    5. Принцип эффективного использования, а отнюдь не пре­небрежения услугами сателлитов бизнеса.

    Бизнес включает в сферу своего влияния целый комплекс со­путствующих видов деятельности. Специалистов, их выполняю­щих, называют сателлитами бизнеса, т.е. его сообщниками, спутниками, помощниками. Они способствуют связям корпораций с внешним миром:, контрагентами, государством в лице его много­численных органов и учреждений.

    Рассмотрение группы сателлитов следует начать с финансис­тов и бухгалтеров, которые прокладывают финансовый курс кор­порации так, чтобы избежать уплаты налогов, но в то же время, чтобы это не выглядело как явное уклонение от их уплаты.

    Другим сателлитом бизнеса, и очень важным, являются юрис­ты. Они помогают строить правовые отношения с другими пред­приятиями и с государством в лице его органов. Их услуги крайне нужны при создании, реорганизации и ликвидации предприятий, при заключении договоров и государственных контрактов, при воз­буждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и т.д.

    Каждый юрист специализируется на той или иной сфере де­ятельности. Так, юристы по налоговому праву производят слож­нейшие расчеты по амортизации основного капитала для целей налогообложения или при предоставлении налоговых скидок в результате, допустим, благотворительности. Им известно много хитроумных способов для смягчения воздействия закона. Сущест­вуют такие ситуации, которые могут быть разрешены только це­лым “генеральным штабом” юристов и финансистов, специализи­рующихся на поисках выходов из трудных положений. Вот почему хорошие бухгалтеры, юристы, финансисты имеют высокий статус на предприятии.

    На крупных предприятиях, в корпорациях большой вес име­ют экономисты-аналитики, статистики, составители экономи­ческих и другого рода обзоров. Большая корпорация может пре­бывать в состоянии стабильности, только если у нее просматри­вается перспектива бизнеса, если известна конъюнктура рынков сырья, сбыта и рабочей силы, если ясна политическая ситуация. Вот почему руководитель корпорации должен либо сам разраба­тывать широкие перспективы, либо получать квалифицированные консультации соответствующих специалистов, экспертов, либо опираться на то и другое.

    Одним из инструментов бизнеса являются биржи: инвестици­онные, фондовые, товарные. Предприниматели пока предпочита­ют прямые контакты с контрагентами, используют старые произ­водственные связи. При должной отладке биржевого механизма эффективность нахождения нужного партнера, товара, перспек­тивных акций и т. п. будет гораздо выше.

    Одной из важных сторон бизнеса является искусство сбыта товаров. По мере насыщения рынка товарами потребность в спе­циалистах-сбытовиках будет неуклонно возрастать. Их труд станет в бизнесе центральным видом деятельности, по отношению к ко­торому технология производства и финансирование будут играть вспомогательную роль. В самом деле, если продукция не найдет сбыта, к чему деятельность инженера, финансиста, эконо­миста! Опыт западных стран показывает, что часто президенты корпораций занимают эти посты благодаря своей прежней работе в качестве руководителей отделов сбыта. Искусство торговых аген­тов состоит в том, чтобы правильно выбрать упаковку и способ подачи товаров, систему продажи товаров в рассрочку или в кре­дит и т. п. Особое значение имеют личностные качества работни­ков отдела сбыта, их улыбка, навыки общения с людьми.

    Но этот непосредственный вид продажи .товаров постепенно уступит место обезличенному сбыту при помощи рекламы в сред­ствах массовой информации. Возникает новая отрасль – отрасль рекламных агентов.

    Специалисты по связям с общественностью – еще один спутник крупного предпринимательства, отражающий претен­зии бизнеса на власть. Теоретическим обоснованием связей с об­щественностью служит тезис, что о корпорации судят не только по выпускаемой продукции, но и по общему впечатлению, кото­рое она производит на общественное мнение. В этом деле нужны проницательные и наделенные богатым воображением умы. Они способны смягчить воздействие на общественность плохих извес­тий. Специалисты по связям с общественностью помогают гото­вить речи руководителей крупных корпораций, стараются, что­бы в средствах массовой информации появлялись только “нуж­ные” материалы и туда никоим образом не попадали нежела­тельные сведения.

    Указанные принципы являются базой для корпоративного нормотворчества.

    Вместе с тем следует отметить и ряд принципов, примени­мых на каждый день, в повседневной деятельности по управлению корпорацией, и реализуемых в фактических действиях управлен­ческого персонала. Они, кстати, использовались в дореволюцион­ной России и были сформулированы в виде заповедей, адресован­ных предпринимателям (1912 г.):

    1. Уважай власть. Власть – необходимое условие эффектив­ного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка на узаконенных эше­лонах власти.

    2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фун­дамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2025 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!