Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Магнитогорский металлургический комбинат и его современное состояние»

/ Менеджмент
Конспект, 

Оглавление

1.1. Развитие металлургической отрасли в современной России и место в ней ММК

 

Металл – это основа, фундамент современной промышленности. От развития металлургии в значительной степени зависит рост всех отраслей народного хозяйства – промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства.

 Горно-металлургический комплекс является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Продукция горно-металлургического комплекса находит применение практически во всех сферах современной экономики. Его продукция служит основой развития машиностроения и металлообработки, строительства и находит широкое применение во многих отраслях хозяйства. 

Горно-металлургический комплекс включает добычу руд черных и цветных металлов, процессы их обогащения и агломерации, производство огнеупоров, добычу нерудного сырья, необходимого для металлургического передела, коксование угля, сам металлургический передел (производство чугуна, стали, проката и ферросплавов), производство метизов промышленного назначения и вторичную обработку черных металлов. Таким образом, собственно металлургический передел обеспечивается целым рядом смежных и вспомогательных производств, необходимых для нормального функционирования всех производственных звеньев процесса получения черных металлов. 

Сегодня, несмотря на все трудности, металлургический комплекс Российской Федерации включает около 200 предприятий черной и 130 предприятий цветной металлургии. В комплексе занято около 1,5 млн. человек. В 1998 году по сравнению с 1990 годом объем производства проката составил 54%, труб 24%, алюминия 103%, меди 80%, никеля 7%, титана 50%, при этом потребность проката снизилась в 3,8 раза. Несмотря на все эти изменения предприятия металлургии и сегодня играют важную роль в формировании макроэкономических показателей экономики страны. На них сосредоточено 12,1% стоимости основных фондов промышленности и занято 9% производственного потенциала, они производят 14% промышленной продукции, обеспечивают около 20% налоговых поступлений промышленности. Доля металлургии в валовом объеме, например, Свердловской области, значительно выше, чем в среднем по стране, за последние 10 лет она возросла с 30% до 50%. Огромные производственные мощности России остаются нереализованными.[1]

При этом главная цель развития металлургического комплекса страны состоит в сохранении и расширении рынков металлопродукции на базе повышения конкурентоспособности продукции. Конкурентоспособность предприятий, при прочих равных условиях (высокие технологии, богатое сырье, ресурсосбережение и экология), будет определяться соответствием качества и объема промышленной информации рациональным технологическим требованиям. Это в равной степени относится к производству проката из титана на Верхнесалдинском металлургическом производственном объединении, труб на Первоуральском новотрубном заводе, листа на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК).

ОАО «ММК» имеет статус акционерного общества. Акционерным обществом признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций, участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

          Правовое положение ОАО «ММК», права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и законом об акционерных обществах. Обращение акций ОАО «ММК» осуществляется на основе открытой подписки и свободной продажи акций в условиях, установленных законодательством для акционерных обществ, изданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий.

          Устав ММК содержит условия о категориях выпускаемых акций, их количестве и номинальной стоимости, в размере уставного капитала, структуре управления и обязанности акционеров, порядке принятия ими решений.

          Высшим органом управления ОАО «ММК» является общее собрание его акционеров. В периоды между общими собраниями управление организацией осуществляет совет директоров, компетенция которого определяется законодательством, учредительными документами и решениями общего собрания акционеров. Функции исполнительного органа выполняет Генеральный директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью организации, отчитывается перед советом директоров и общим собранием акционеров.

Одним из структурных подразделений комбината является Дирекция по сбыту. Дирекция по сбыту была создана на ММК 4 года назад. Сегодня в ее составе есть подразделения, занимающиеся торговлей на внутреннем рынке, экспортное подразделение, отдел рекламы, аналитическое и транспортное управления. Существует и подразделение, которое специализируется на мелкорозничной торговле. Это подразделение называется Центр оптово-розничной торговли ОАО «ММК». В нем работают более 100 человек, включая и административный состав.

          Организационная структура ЦОРТ основана на линейном варианте, который образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.[2]

          Члены организации каждой из низших ступеней управления находятся в отношении непосредственного линейного подчинения к руководителю следующего, более высокого уровня. Каждый работник в линейной структуре подчинен и подотчетен только одному руководителю и, следовательно, связан с вышестоящей системой только через него.

          Каждый из органов управления обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих специальных знаний.

    В основном преимущество и недостатки линейной организационной структуры можно свести к следующему:

 

Преимущества

1. Четкая система взаимных связей

2. Ясно выраженная ответственность

3. Быстрота реакции в ответ на прямые приказания

Недостатки

1. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений

2. Тенденция к волоките при решении вопросов между подразделениями

3. Перегрузка менеджеров верхнего уровня

4. Повышенная зависимость работы от наличия на месте менеджера высшего звена, его личных и деловых качеств

          Линейно-иерархическая структура может различаться по широте и высоте. Высокие структуры, включающие 5-7 и более уровней иерархии руководителей малоэффективны, что вызвано психологическим феноменом «спихивания» ответственности, передачи принятия решения наверх, искажения информации, чтобы показать себя в «хорошем свете» (только 0,2% истинной информации дойдет до 7 (верхнего уровня) управления).[3]

          Широкая линейная структура управления обусловливает чрезмерную полифункциональность руководителя (должен знать технологию во всех тонкостях), высокую нагрузку (вынужден принимать огромный объем решений), высокую вероятность ошибки. Руководителю низшего и среднего звена свойственны:

1) психологический дисбаланс прав и ответственности (ограниченность в правах, хотя несут полную ответственность за работу), что приводит к нервно-психическим перегрузкам, ухудшению здоровья;

2) ролевая неопределенность – нечеткость распределения прав, обязанностей, ответственности); психологическое давление с двух сторон: подчиненные и вышестоящее руководство, что обусловливает повышенную тревожность и невротизацию руководителя (оптимальное количество подчиненных для руководителя определяют как 4-7 человек, в случае, если они выполняют разные виды деятельности и руководитель должен координировать их работу, либо как 20 человек, если они исполняют сходную работу).

 

1.2. Сбытовая политика ММК

 

За 70 лет своего существования ММК приобрел множество почетных званий, быть обладателем которых любое крупное промышленное предприятие сочтет зачесть. Действительно, значение комбината в истории страны трудно переоценить. И сегодня Магнитка, пожалуй, одна из немногих динамично развивающихся компаний. И это, несмотря на сложную ситуацию в экономике, вызвавшую остановку многих предприятий, свертывание социальных программ. На ММК этого не произошло. Металлурги сумели закрепиться на внешнем рынке, отвоевать себе позиции, научились достаточно эффективно, без вмешательства государства, заниматься реализацией металлопродукции. ММК в числе немногих заводов сделал это грамотно. И главную роль здесь, прежде всего, сыграла взвешенная политика руководства комбината, его менеджеров.

Генеральному директору ОАО «ММК» В. Рашникову выпало сложное время для управления предприятием. В то время как в целом в металлургической отрасли был отмечен спад, на ММК выпуск продукции вырос на 12%. Несмотря на общероссийский кризис, ММК даже в 1998 году увеличил производство на 3,8%. В 2000 году выплавлено на 1 млн. т стали (на 13%) больше, чем в предыдущем. Качество магнитогорского металла соответствует высочайшим мировым стандартам, продукция с товарным знаком ММК пользуется большим доверием. Доказательством этому служат конкретные цифры. За последние четыре года производство готового проката на комбинате увеличилось на 50% и в 2000 году составило 8,9 млн. т. В настоящее время на ММК выплавляется около 300 марок стали. Комбинат является единственным в России производителем особо качественной холоднокатаной ленты и белой жести.[4]

ММК также является законопослушным налогоплательщиком и своевременно оплачивает все налоги. Бюджет Челябинской области на 30% формируется из налоговых отчислений ОАО «ММК», а бюджет Магнитогорска – на 70%, что свидетельствует об огромном значении предприятия в своем регионе.[5]

По показателям, характеризующим результаты производственной деятельности за последние три года, ММК является одним из самых перспективных, динамично развивающихся предприятий России. По данным журнала «Эксперт», в рейтинге 200 крупнейших компаний России по объемам реализации продукции ММК занимает 15-ю позицию. За последнее время комбинат был отмечен целым рядом почетных наград, подтверждающих его статус стабильно работающего предприятия. В 1999 году ММК вошел в список лучших российских экспортеров, утвержденный приказом министра торговли России. За выдающийся вклад в расширение внешних экономических связей Российской Федерации, развитие отечественного экспортного производства и экспорта, высокую профессиональную культуру и повышение международного авторитета российского участника внешнеэкономической деятельности ММК награжден Почетным дипломом Министерства торговли России.

Проводя гибкую торговую политику, менеджеры ММК оперативно реагируют на рыночную конъюнктуру. В 1997 году 70% экспорта предназначалось в страны Юго-Восточной Азии. Из-за кризиса в этом регионе пришлось переориентироваться на американский рынок, поглощавший в 1998 году 40% экспорта. После установления США антидемпингового барьера против российских металлургов комбинат оказался в критической ситуации. Однако команда во главе с В. Рашниковым быстро сориентировалась и спасла предприятие от угрозы финансового краха, вернувшись на ожившие рынки Юго-Восточной Азии. В 1999 году комбинат не стал концентрировать продажу металлопродукции на каком-то одном рынке. Восстановлены былые связи со странами Юго-Восточной Азии. В 2000 году в Америку поступало 2% металла, в страны Европы – до 20%. Отмена НДС на продукцию украинских металлургов также принесла прямые убытки отечественным предприятиям: они не были защищены от импорта некачественного, но дешевого украинского металла. Магнитка выстояла и здесь, традиционно предлагая потребителям качественную продукцию.

В современных условиях руководство предприятия уделяет большое внимание совершенствованию форм и методов партнерства. На сегодняшний день Магнитогорский металлургический комбинат экспортирует около 50% своей продукции более чем в 60 стран мира. География экспорта включает в себя государства Юго-Восточной Азии, Африки, Восточной и Западной Европы, страны СНГ (крупнейшими потребителями металла ММК в ближнем зарубежье являются Беларусь, Украина и Казахстан). Такой спрос на продукцию Магнитогорского меткомбината на мировом рынке объясняется тем, что на ММК выплавляют любые марки стали, пользующиеся спросом у потребителей. На внутреннем рынке также вырос спрос на металл, поэтому руководство комбината все больше ориентируется на отечественного потребителя. Этому способствует и удобное географическое положение комбината – вблизи крупных центров металлопотребления России. Среди традиционных заказчиков – крупнейшие машиностроительные, нефтехимические и топливно-энергетические компании. ММК тесно сотрудничает с ВАЗом, ГАЗом, Уралмашем, Северским, Волжским и Первоураль-ским трубными заводами. Поскольку выпуск готовой продукции гораздо прибыльнее производства полуфабрикатов, структура экспорта постоянно меняется в сторону увеличения продаж готовых видов проката.

В течение последних нескольких лет ММК расширяет сортамент продукции, улучшаются его финансово-экономические показатели. Реконструкция традиционного производства и внедрение совершенно новых производственных мощностей с мировыми технологическими стандартами позволяют выполнять важнейшую стратегическую задачу – повышать качество металлопродукции, изменять ее сортамент в соответствии с конъюнктурой рынка.

          Реализация продукции ОАО «ММК» на внутреннем рынке происходит по более низким ценам, чем у основных конкурентов, что позволяет привлечь новых покупателей и создает предпосылки для стабилизации финансового положения предприятия.

          Рынок проката черных металлов в России уже сложился, и ОАО «ММК» входит в тройку ведущих производителей металлопроката. Основными конкурентами ММК являются Череповецкий («Северсталь») и Ново-Липецкий металлургические комбинаты.

          Сбыт продукции осуществляется через оптовые базы, дилерские конторы и представительства. При этом предусматриваются следующие формы расчетов:

·       взаимозачет;

·       аккредитив;

·       через платежные требования;

·       товарным векселем ОАО «ММК» (скидка 7%);

·       банковским векселем (скидка 17…18%);

·       с предоплатой (скидка 18%).

          Ценовая политика ОАО «ММК» строится на маркетинговых исследованиях производства и сбыта товаров, анализа потребителей, их поведения относительно качества и цены товара, товарного ассортимента, исследование производственного потенциала и ценовой политики конкурентов.

          Маркетинговая политика ОАО «ММК» направлена на максимальный охват рынка и получения максимальной выгоды. При этом главные усилия сосредоточены на снижении производственных издержек и издержек обращения.

          Номенклатура выпускаемой продукции на ОАО «ММК» значительно шире, чем на других металлургических заводах, что позволяет привлечь потребителей. ОАО «ММК» является наиболее выгодным поставщиком металлопродукции по предоплате, т.к. в этом случае цена металлопродукции не превышает себестоимости на 5% без учета НДС.

          Наличие более дешевой сырьевой базы у конкурентов ОАО «ММК» позволяет им уменьшить производственные затраты, не прибегая к специальным мероприятиям. Маркетинговой задачей ОАО «ММК» является организация новых форм поставок, а также возможности поставок более дешевых и качественных материалов.

          Основные региональные потребители продукции ОАО «ММК» предприятия Уральского, Поволжского, Западно-Сибирского, Северо-Кавказского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного и Западного экономических регионов.



[1] Информационные системы в металлургии: Учебник // Под ред. Н.А. Спирина. Екатеринбург: Уральский государственный технический университет – УПИ, 2001. С.5

[2] Управление персоналом организации // Под ред. А.Я. Кибанова. М., 1999. С. 102-103

[3] Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 1999. С. 208-209

[4] Дурманова В. Залог успехов Магнитки – в обновлении производства // Металлоснабжение и сбыт. 2002. №1. С. 28

[5] Там же. С.28

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!