Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Большое значение для увеличения мотивация и роста производительности труда имеют инвестиции, используемые на образование, повышение квалификации, обучение новым профессиям, переподготовку кадров, т.е. на улучшение качества рабочей силы. Нельзя добиться положительных сдвигов в динамике производительности труда, совершенствуя лишь производственную базу экономики. Применение современного технологического оборудования требует высококвалифицированной рабочей силы, для обучения, подготовки и переподготовки которой также необходимы немалые средства. Затраты на эти цели называют инвестициями в человеческий капитал.
Качество рабочей силы – многогранное понятие, которое включает в себя набор характеристик: квалификацию работника, его физиологические и социально-психологические особенности, адаптированность к условиям жизни и работы и др. Основной характеристикой принято считать уровень квалификации, т.е. совокупность общего и специального профессионального образования работника, необходимых знаний, умений, профессиональных навыков и производственного опыта для выполнения в данных организационно-технологических условиях определенных видов работ определенной сложности, а основным показателем качества рабочей силы – уровень образования.
В 80-х и 90-х годах в деловом мире США, Японии и других индустриальных стран утвердилась характерная для эпохи НТР философия развития экономики. Ее краеугольный камень – решающая роль человека в деятельности компании.
“Главный ресурс быстрого конкурентного развития современной экономики – это новые технологические идеи, то есть прежде всего высокая квалификация и творческая активность людей, способных эти идеи воплощать в жизнь”,1 – отмечает Дж. Кимбелл, директор экономического центра Калифорнийского
университета.
Рабочая сила, обладающая новаторским потенциалом, становится даже более важным фактором развития производства, чем передовая технология. Практически каждая новая промышленная технология стоит дорого и быстро сходит со сцены. А рабочая сила, обладающая высоко развитыми творческими способностями, обходится корпорациям сравнительно недорого, как правило, стремится к дальнейшему интеллектуальному росту и обеспечивает мелкосерийный, а подчас и индивидуальный (типичный ранее только для услуг) выпуск высококачественной, постоянно обновляемой и сравнительно недорогой продукции, в ею же совершенствуемых условиях производства, принося к тому же немалую прибыль. Ученые, исследователи, новаторы любых профессий стали пользоваться особым уважением и признанием общества. Высоко котируется инициативность, самобытность личности во всех областях деятельности. “Культура корпорации”, отражающая в первую очередь качество рабочей силы, становится одним из решающих критериев современного конкурентного хозяйства.
В основе повышения качества рабочей силы лежит понимание деловым миром и руководством капиталистических государств того факта, что сегодня экономический успех зависит не столько от ресурсов сырья и “трудового пота” рабочих, сколько от “прибавочной стоимости”, создаваемой массовым творчеством, в котором участвуют все ученые, инженеры, административно-управленческий персонал, рядовые рабочие и служащие. А неослабный интерес к творчеству и постоянное участие в новаторском поиске можно ожидать только от высокоразвитой, высококультурной рабочей силы. И наоборот, неквалифицированный работник мало заинтересован в своем труде, т.к. отдача от него мала.
По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, качество рабочей силы обусловливает 10-15% уровня производительности труда и занимает второе место после фактора научно-технического прогресса. Зарубежный опыт свидетельствует, что влияние данного фактора постоянно возрастает, а инвестиции, используемые на повышение качества рабочей силы, считаются не менее рентабельными, чем те, которые затрачиваются на новое оборудование.
В нашей стране, к сожалению, сохраняется негативная тенденция ухудшения качественного состава рабочей силы. В значительной степени это связано с низким уровнем и несвоевременной выплатой заработной платы.
Труд в России продолжает оставаться дешевым, при этом экономические последствия данного факта могут оцениваться неоднозначно. Можно назвать две группы положительных последствий заниженного уровня заработной платы для рынка труда: во-первых, согласно изложенной выше классической теории рынок с пониженной ценой труда менее подвержен безработице, во-вторых, национальная экономика в такой ситуации более привлекательна для иностранных инвесторов, потенциально способных создать здесь дополнительные рабочие места. Среди отрицательных экономических последствий – консервация отсталых технологий и методов управления экономикой в целом и персоналом на предприятиях, упадок трудовой мотивации и производительности и многие другие.
Относительная дешевизна труда в РФ усугубляется абсолютным падением уровня реальных доходов населения в 90-х годах (в результате чего расширились контингенты лиц, получающих доходы ниже прожиточного минимума), уменьшением в структуре доходов заработной платы (и увеличением доли предпринимательских доходов, которые концентрируются в руках достаточно узких слоев населения), увеличением нерациональной межотраслевой, межпрофессиональной дифференциации уровней оплаты труда. Различия в уровнях заработной платы между наукой, культурой, образованием, наукоемким машиностроением, легкой промышленностью, с одной стороны, и финансовой сферой, экспортно-ориентированными отраслями добывающей промышленности, с другой стороны, достигают многих раз. Профессии, относимые к высокооплачиваемым в развитых странах (врачи, преподаватели вузов, ученые и др.) в России приносят доходы, многократно более низкие, чем профессии продавца, официанта и ряд других, которые в развитых странах считаются низкооплачиваемыми.
Более частная, но имеющая громкий общественный резонанс проблема - соотношение заработной платы “директорского корпуса” и наемных работников. Принцип солидарной ответственности за экономическое положение предприятия, являющийся аксиомой для большинства менеджеров в развитых странах, в России соблюдается редко. На государственных (в т.ч. приватизированных с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству) и постгосударственных (приватизированных без контрольного пакета у государства) предприятиях заработная плата директоров нередко в десятки раз превосходит среднюю заработную плату работников. В тех случаях, когда предприятие убыточно, находится на дотации или имеет высокую кредиторскую задолженность, подобное соотношение ничем не может быть оправдано.
Занижение оплаты труда в России ухудшает трудовую мотивацию. По данным социологических исследований ВЦИОМ, соотношение ориентации на содержание и общественную значимость труда (занятия, профессии) и ориентации на труд только как на источник заработка в России в конце 80-х годов было примерно на уровне развитых стран, но впоследствии доля “постматериальной” ориентации в нашей стране резко возросла. В то же время в развитых странах медленно, но достаточно устойчиво растет доля “постматериальных” ориентаций. Кризисные явления в структуре трудовой мотивации в России не следует трактовать как ухудшение качества рабочей силы, скорее речь идет о временной приспособительной реакции на массовое снижение реальных доходов.1
Происходит значительный отток квалифицированных кадров из отраслей промышленности (а именно здесь сосредоточен основной научно-технический и интеллектуальный потенциал страны) из-за неудовлетворенности результатами труда и общей нестабильностью положения работников. Зачастую высококвалифицированные работники вынуждены в силу складывающихся обстоятельств заниматься трудом, не соответствующим уровню их квалификации, теряя при этом годами приобретаемые знания и навыки
Большое влияние на качество рабочей силы оказывает также ее профессиональная и образовательная структура. Научно-технический прогресс предъявляет все более высокие требования к уровню образования и профессиональной подготовки работника. Например, еще 10 лет назад компьютер можно было встретить лишь в лаборатории крупного научно-исследовательского института, а сегодня компьютерная грамотность или, как минимум, навык работы на персональном компьютере зачастую являются одним из условий приема на работу.
Как показывает мировой опыт, обеспечение производства высокообразованной, квалифицированной и профессионально подготовленной рабочей силой наряду с его техническим переоснащением является основой экономического роста и, в частности, повышения производительности труда. Необходимо развитие не только общего и высшего образование, но и профессионального, причем требуется создать многоступенчатую и многоукладную его систему, способную обеспечить потребности людей с разным уровнем достатка. Положительным фактом является то, что с 1992 г. по 1996 г. доля работников с высшим профессиональным образованием в занятом населении возросла с 16,3 до 18,8%, со средним профессиональным образованием - на 1,8 процентных пункта, с полным средним образованием - на 0,7 процентных пункта.1 Однако, хотя формально образовательный уровень работников повысился, на производительности труда это пока не отразилось. Очевидно, что сам по себе уровень образованности - лишь необходимое, ноне достаточное условие роста производительности труда. Таким условием является рациональное использование имеющегося образовательного потенциала.
В настоящее время период научно-технической революции, несмотря на неуклонное расширение в народном хозяйстве развитых стран сферы применения высокой технологии, характеризуется значительным возрастанием экономической значимости живого труда, всех связанных с его расширенным воспроизводством механизмов, включая рынок труда. Чему есть достаточно убедительные свидетельства. О наиболее наглядных из них - ниже.
Первое. Согласно результатам исследований, проведенных американскими экономическими статистиками, до 70-75% среднегодового прироста совокупной производительности труда в различных отраслях современной промышленности США обеспечиваются живым трудом.1
Второе. В CШA к началу 90-х гг. стоимость единичной рабочей силы в среднем составляла 469,5 тыс. долл., совокупной (стоимость единичной, умноженная на 94,5 млн. - численность самодеятельного населения) - 44,5 трлн. долл. Последний показатель в сущности представляет собой приблизительную стоимостную величину человеческого капитала на начало текущего десятилетия. Следовательно, эта величина в США в 3,5 раза превышала в указанный период стоимость национального материального капитала (сумма всех активов финансовых и нефинансовых корпораций оценивалась в 12,8 трлн долл.).2
Без большого преувеличения можно предположить, что и в других странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих показателей не отличается сколько-нибудь заметно от приведенного либо приближается к нему. Отсюда, следует, как представляется, однозначный вывод: решающей стороной современного производства выступает работник. Таким образом, от эффективности функционирования системы формирования, совершенствования, распределения и использования его трудового и творческого потенциала непосредственно зависит социальное и экономическое развитие предприятия.
Третье. Практически во всех развитых странах Запада, по данным их национальной статистики, занятость и эффективность производства в тех видах трудовой деятельности, которые отличаются повышенными требованиями к качеству рабочей силы, прежде всего, к общеобразовательной и специальной профессиональной и квалификационной подготовке ее носителей-работников, растут более высокими темпами, чем в среднем в народном хозяйстве и большинстве традиционных отраслей.
Существует немало достаточно весомых аргументов в пользу следующего вывода: высший предел эффективности современного производства определяется преимущественно качественным состоянием используемой рабочей силы. То есть объемом накопленных совокупным работником общетеоретических знаний, его профессиональным составом, квалификационным уровнем. В том числе благодаря тому, что с повышением этих качественных параметров на предприятиях создается возможность повышения мотивации, более четкой дифференциации, специализации выполняемых работником трудовых функций, а, в случае необходимости, их совмещения с другими. Иными словами, в нынешних условиях формирование совокупного работника происходит в качественно новом контексте, складывающемся под воздействием как макро-, так и микроструктурных сдвигов.
Уровень квалификации работников относится к важнейшим компонентам трудового потенциала. Во всех развитых странах существенно вырос удельный вес квалифицированных рабочих и резко упала доля занятых ручным неквалифицированным трудом. Растут затраты как государства, так и фирм на профессиональную подготовку кадров. В частности, фирма “Дженерал электрик” расходует на это ежегодно более 100 млн. долл. В целом фирмы США тратят на профессиональную подготовку более 30 млрд. долл. в год, что превышает соответствующие затраты государства.
В России квалификация рабочих растет явно недостаточными темпами. До сих пор высока доля малоквалифицированного ручного труда, им занято около 30% работающих. Вследствие недостаточной квалификации рабочих, инженеров, руководителей производства наша страна вынуждена тратить значительные валютные средства на оплату строительства современных предприятий, гостиниц и общественных зданий иностранными фирмами.
Недостаточный профессионализм рабочих, инженеров и руководителей является не только очевидным тормозом технического прогресса и роста эффективности. При высокой насыщенности территории страны химическими предприятиями, электростанциями, нефте- и газопроводами низкая квалификация персонала превращается в основной фактор риска, возможности аварий с тяжелейшими последствиями. После Чернобыльской катастрофы население активно выступает против АЭС. Атомная энергетика России после 1991 г. практически не развивается.
Вместе с тем в настоящее время доля АЭС в общей выработке электроэнергии России составляет около 10%, т.е. намного меньше, чем в большинстве развитых стран. Во Франции, которая не обделена гидроресурсами и топливом, эта доля превышает 60%. Благодаря АЭС во Франции самая низкая в мире себестоимость электроэнергии. В энергетике таких густонаселенных странах, как Германия и Япония, доля АЭС значительно выше, чем в России.
Как показывает мировой опыт, повышение безопасности АЭС России может быть достигнуто только в результате повышения технической и общей культуры, профессионализма и ответственности всех, кто строит и эксплуатирует сложные технические системы.1
Поскольку базой профессионализма является общая культура и уровень образованности населения, степень отставания России от мировых стандартов квалификации работников примерно соответствует отставанию в области образования. Статистика показывает что отставание тем больше, чем выше сложность труда. Иначе говоря, по профессионализму российский рабочий меньше отличается от американского или японского, чем российский инженер, и особенно руководитель, от своих зарубежных коллег.
Некоторые зарубежные исследователи высказывают и более категоричное мнение. Знания и навыки, приобретенные работником в результате прохождения им общего обучения и профессиональной подготовки, считают они, по сути дела, уже заняли такое место среди прочих сил, обеспечивающих рост производительности труда, что при их недостатке главная цель предприятия - его бесперебойное эффективное функционирование оказывается практически недостижимой. Вне зависимости от объема средств, инвестированных в производственное оборудование и технологию. Вместе с тем, необходимо отметить: развитие субъективного элемента
производительных сил работника и их объективной составляющей -производственного оборудования взаимообусловлено. Степень этой взаимообусловленности неуклонно возрастает по мере научно-технического совершенствования производства. И это понятно: новая техника не может использоваться с полной отдачей без соответствующего ей по качеству работника, а последний – без соответствующей ему по качеству техники.
Роль качества трудовых ресурсов как центрального фактора экономического развития неуклонно возрастает с повышением степени знания емкости современной экономики. Об этом свидетельствует возникновение, по сути дела, прямой зависимости общественной производительности труда от накопленного совокупным работником объема общих теоретических познаний и уровня профессиональной квалификации. Некоторые подсчеты демонстрируют высокую позитивную корреляцию указанных показателей.
Все это объясняет, почему непрерывное улучшение экономических, производственных и социальных характеристик совокупного работника утвердилось на Западе как одно из основных направлений развития производительных сил, а совершенствование комплексного механизма, обеспечивающего расширенное воспроизводство их субъективного элемента, стало одной из ключевых предпосылок повышения эффективности труда в условиях нового производственного уклада, базирующегося на автоматизации. Не случайно трудовое законодательство представляет собой одну из наиболее детально разработанных ветвей законодательства в странах Запада. В настоящее время в каждой из этих стран действует большое число законов, устанавливающих правила купли-продажи и использования рабочей силы. Последнее обстоятельство самым непосредственным образом свидетельствует о повышенном внимании к проблемам воспроизводства рабочей силы со стороны государства, не без оснований считающего, что эффективность рынка труда есть один из показателей экономической и социальной развитости страны. К рынку труда на Западе приковано пристальное внимание и других субъектов трудовой политики. Что логично: здесь устанавливается цена на рабочую силу, осуществляется ее распределение по сферам хозяйства, отраслям промышленности.
Человекоцентричность современного производства выступает не только как основа складывающегося сегодня на рынке труда спроса на рабочую силу, но и как фактор, действие которого способствует изменению самой сущности наемного труда. Первый этап этого сдвига находится на рынке труда. Работник, нанимающийся на предприятие, охваченное действием колдоговора, либо где функционирует система “непрофсоюзного” рабочего представительства, уже не является наемным работником в традиционном смысле этого понятия. Он включается в систему управления предприятием в форме участия в процессах принятия решений - преимущественно на уровне рабочего места - по проблемам, связанным с производственным, экономическим и социальным развитием предприятия. Этот шаг сопровождается возложением работником на себя определенной ответственности за функционирование предприятия. Одновременно работник получает возможность пользоваться всей деловой информацией, необходимой для выполнения своих новых функций. Выполнение современным работником качественно принципиально иных, по сравнению с его предшественником, функций по распоряжению собственностью - средствами производства придает работнику новый реальный статус на предприятии.
Таким образом, новые требования производства, по сути дела, изменяют характер сделки купли-продажи рабочей силы.
Вместе с тем, совершенствование обоих элементов производительных сил подчинено самостоятельной, органически присущей только каждому из них логике. Что касается рабочей силы, то рамки процесса ее формирования значительно шире границ ее производственного потребления. За пределами последнего на формирование рабочей силы воздействует все общество в целом - его культура, сложившаяся в нем система ценностей, господствующая идеология, характер и интенсивность воспринимаемых носителем рабочей силы работником информационных потоков. В этой связи логично предположить, что и реализация трудового потенциала работника в современных условиях уже не ограничивается производственным пространством, а начинается вне его.
Еще совсем недавно в средствах массовой информации широко обсуждались проблемы, связанные с социально-психологическими особенностями поведения, взглядов и реакции на происходящие в жизни перемены отдельных граждан и групп населения. Все это называлось заграничным словом - менталитет. Сейчас внимание к этим вопросам несколько уменьшилось, но проблема тем не менее осталась, и она весьма тесно связана с предметом нашего анализа. Если бы мы ограничились только показателем образовательного уровня при анализе качества рабочей силы и его влияния на производительность труда, то пришли бы к ошибочному выводу, что качество рабочей силы у нас повышается и это должно способствовать росту производительности труда. На самом деле дело обстоит не совсем так. Ряд факторов, которые трудно оценить количественно, свидетельствует об обратном. В первую очередь следует отметить слабую заинтересованность работника в результатах труда. И это следствие не только низкой оплаты труда подчас и ее отсутствия из-за с задержек в выплате, но и внутреннего эмоционального настроя работника, в соответствии с которым труд является не столько потребностью, сколько обязанностью. Далее, важное влияние на производительность труда оказывает общее физическое состояние работника, состояние его здоровья в частности. Сложная, а порой и катастрофическая ситуация с экологией, несовершенная система охраны труда (а порой и просто вредные условия труда), плохо развитая система здравоохранения, чрезвычайно распространенное злоупотребление спиртными напитками (а в последнее время и наркотиками), отсутствие привычки к ведению здорового образа жизни ведут к росту заболеваемости и травматизма на производстве и не позволяют работнику трудиться с полной отдачей сил.
1 Бушмарин И. Квалификация рабочей – ведущий компонент производительных сил // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №10. С. 66
1 Костин Л.А. Занятость, заработная плата и инфляция // Человек и труд. 1999. №2. С. 35
1 Семенов А., Кузнецов С. Факторы производительности труда // Экономист. 1998. №4. С. 53
1 Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 1997. №7-8. С. 48
2 Там же
1 Бобров А.Л. Эколого-экономические аспекты радиационных аварий в России // Вестник МГУ. Серия “Экономика”. 1995. №2. С. 34-48
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!