Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Финансовый менеджмент как фактор упрочения рыночного положения фирмы. Роль налогов»

/ Менеджмент
Конспект, 

Оглавление

В российских условиях финансовый менеджмент играет важную роль в деле упрочения финансов фирмы, укрепления ее позиций на рынке. Проблема банкротства многих наших компаний, банков, предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности столь актуальна, что Правительство России в специальном постановлении отметило необходимость принятия целой системы антикризисных мероприятий, чтобы существенно улуч­шить ситуацию. Сотни банков и других финансовых учреждений, тысячи различных фирм, особенно мелких и средних уже прекра­тили свое существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, низкая квалификация большинства менеджеров. Поэтому в деле упрочения положения предприятия на рынке, естественно, особое внимание должно уде­ляться максимальному использованию потенциала менеджмента.

    Для преодоления кризисной ситуации важно располагать гиб­кой структурой финансовых ресурсов и при возникновении потреб­ности иметь возможность привлекать заемные денежные средства (т.е. быть кредитоспособным). Кредитоспособность свидетельству­ет о потенциале предприятия в своевременном возврате кредитов с процентами при сохранении благоприятной для фирмы динамики прибыли. Бесспорно, что только рост прибыли обеспечивает финан­совую основу самофинансирования рыночной деятельности фир­мы, осуществления ее расширенного воспроизводства. Благодаря прибыли выполняются также обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

    Прочность финансов фирмы выступает как критерий ее ры­ночной позиции. Залог выживаемости предприятия — его стабиль­ность. Чтобы предприятие могло эффективно действовать на рынке и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредитора­ми, работниками, местными органами власти, государством. После всех расчетов и выполнение обязательств необходима еще и при­быль, объем которой должен быть по крайней мере не ниже запла­нированного. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности. Нередко и неплатежеспособные на определен­ную дату фирмы могут сохранять финансовую устойчивость.

    Основы финансовой устойчивости фирмы прежде всего вы­ступают естественным результатом процессов, происходящих в ней самой. Однако на нее активно воздействуют и процессы, происхо­дящие в обществе, т.е. внешние факторы.

    Что касается внутренних факторов, то результаты предпри­нимательской деятельности во многом предопределяются выбором состава и структуры изготавливаемых и реализуемых товаров и оказываемых услуг. Вопросы: что производить, как производить — ключевые для менеджера. От этого, в частности, зависит уровень издержек производства. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными из­держками, определяющими скорость оборота капитала. Общеизве­стно, что чем выше скорость оборота, тем быстрее происходит оку­паемость, выше эффективность предпринимательства. В рамках внутренних факторов особую значимость имеет качество управле­ния основным и оборотным капиталом.

    В рыночной деятельности менеджеру трудно действовать только на средства фирмы. Возрастает роль ресурсов, реализуемых на рынке ссудных капиталов. Привлекая больше денежных средств, расширяя, следовательно, свои финансовые возможности, фирма увеличивает обороты, но одновременно возрастает и финансовый риск, обусловленный необходимостью вовремя и полностью распла­титься по заемным средствам.

    Большое значение имеет для действий менеджера также учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на кото­рой находится фирма. Одна ситуация, когда предприятие находит­ся в стадии становления, другая — если оно в расцвете сил, и со­всем иная, когда дело идет к закату. Но все-таки самое главное — это профессионализм управленческих работников, компетентность менеджеров. Данные статистики показывают, что большинство не­удач предприятий обусловливается прежде всего неопытностью или некомпетентностью управляющих, их неспособностью учитывать все изменения внутренней и внешней среды, включающей в себя са­мые различные аспекты: экономические условия хозяйствования, наличие платежеспособного спроса потребителей, экономическую (финансово-кредитную) политику правительства и принимаемые им решения, законодательные акты по контролю за деятельностью предприятия; систему ценностей в обществе; технику, технологию т.д.

    Для менеджера особую значимость имеют уровень, динамика и колебания платежеспособного спроса на продукцию фирмы, по­скольку именно он гарантирует стабильность выручки. А спрос этот зависит от состояния экономики, уровня доходов потребителей и цен на продукцию предприятия.

    Падение платежеспособного спроса, характерное для кризиса, не только ведет к колоссальному росту неплатежей, но также обо­стряет конкурентную борьбу, что, естественно, отражается на сни­жении финансовой устойчивости предприятий.

    В последнее время в российской практике все более важную роль в деле обеспечения финансового благополучия предприятия приобретает работа менеджера с портфелем ценных бумаг. Вложе­ния в ценные бумаги, управляемые как единое целое, рассматрива­ются в качестве портфеля ценных бумаг.

    Портфель — это совокупность различных инвестицион­ных инструментов, которые собраны воедино для достиже­ния конкретной инвестиционной цели вкладчика. В порт­фель входят бумаги или только одного типа, например ак­ции, облигации, или различные инвестиционные ценности, такие, как депозитные и сберегательные сертификаты, не­движимость и т.д.

    Главная цель в формировании портфеля — достижение опти­мального сочетания между риском и доходом инвестора. Соответст­вующий набор инвестиционных инструментов должен снизить до минимума риск его потерь и одновременно максимизировать доход.   Уменьшение риска достигается за счет диверсификации портфеля. Это снижает риск за счет того, что возможные небольшие доходы по одной ценной бумаге будут компенсироваться высокой прибы­лью по другим.

    Смысл работы «портфельного» менеджера состоит в выборе тех ценных бумаг, которые наиболее полно удовлетворяют инве­сторов с точки зрения ожидаемого дохода. Для определения эф­фективного набора финансовых активов используется мониторинг, представляющий собой детальный анализ: 1) общего положения фирмы — эмитента ценных бумаг, как имеющихся в распоряжении отдельного инвестора, так и выбранных с целью приобретения в будущем; 2) инвестиционных качеств ценных бумаг. При этом ис­следуются основные показатели, отражающие внутреннюю и внеш­нюю деятельность компании (объем продаж, чистая прибыль, рен­табельность, доходы от инвестиций, размер задолженности, теку­щая цена акции, дивиденд и его динамика, будущая цена акции, риск финансовых активов), и происходит отбор тех ценных бумаг, кото­рым на данный момент времени может быть отдано предпочтение.

    Комплекс мер по защите от риска при управлении потоками финансов можно разделить на четыре группы: профилактические, регулирующие мероприятия, страхование кредита, аналитические исследования.

    В систему профилактических мер входит взаимное инфор­мирование предприятий о деятельности; участие в создании авто­матизированной системы, обслуживающей целую группу однотип­ных компаний; анализ результатов собственной деятельности; кон­троль за финансовыми результатами отраслей, других предпри­ятий.

    Регулирующие мероприятия включают в себя различные количественные ограничения на финансовые потоки. Например, применительно к банкам максимально допустимая сумма разового кредита по уровням управления; ограничения суммы кредита до­лей капитала фирмы и долей капитала банка; резервирование (до 20%) прибыли; ограничения сферы для предоставления кредита (не менее 50% в сфере своей специализации); резервирование средств по формам расчетов; ограничение суммы всех выданных кредитов;

ограничение структуры выданной суммы по видам кредита.

    Меры прямого страхования предусматривают: выдачу кре­дита под имущество, залог ценных бумаг, гарантию специального банка, поручительство; страхование выданной суммы в страховом обществе; согласование кредитного риска с процентом и сроком воз­врата выдаваемой суммы, предоставление кредита по частям.

    Мероприятия аналитического характера предусматривают проведение специальных экономических исследований платежеспо­собности индивидуального клиента и фирмы; составление финан­сового рейтинга по предприятиям; анализ тенденций курса ценных бумаг и валют; подготовка аналитических справок — рекоменда­ций о финансовой ситуации в отдельных регионах или на конкрет­ных предприятиях.

    Основное внимание менеджеру приходится уделять распреде­лению капитала. Главный принцип здесь — выбор лучшего вариан­та. В его основе: ожидаемая доходность, упущенные выгоды, оцен­ка риска, сопоставление текущих и будущих событий. Так, ограни­чивая текущие выплаты работающим, менеджер предполагает, что вложение средств в новое оборудование позволит в будущем не только сохранить, но и увеличить оплату сотрудников. Квалифици­рованный руководитель учтет при этом систему налогообложения, инфляцию, необходимость сохранения трудового коллектива, уро­вень стабильности экономики, динамику курса национальной ва­люты, производительности труда, расходов на оборону.

    К числу очевидных показателей, которые нужно принимать во внимание, следует отнести и макроэкономические управленче­ские решения, такие как повышение заработной платы, изменение уровня налогов, увеличение объема денежной массы, крупный ино­странный заем и другие.

    Важное значение для антикризисного финансового менедж­мента имеет организация финансирования из собственных средств. Финансирование деятельности предприятия предусматривает ре­шение трех задач; обеспечение капиталом, использование капита­ла, распоряжение капиталом.

    Финансовые средства нужны для учреждения предприятия, его модернизации, развития производства, санации. Обеспечение капиталом достигается через собственные и заемные источники. Собственный капитал — это уставный капитал, резервные накоп­ления прибыли, балансовая прибыль. Самофинансирование реали­зуется за счет использования прибыли предприятия или перерас­пределения капитала. О самофинансировании в полном смысле слова реально говорить тогда, когда предприятие функционирует без при­влечения капитала со стороны и если часть прибыли фирмы ис­пользуется на развитие бизнеса. Источниками ресурсов для само­финансирования служат: прибыль, не выплаченная вкладчикам капитала; скрытые резервы; отчисления в специальные фонды. Самофинансирование позволяет предприятию быть независимым от рынка капиталов, экономить средства, улучшать кредитоспособ­ность.

    При санировании деятельности фирмы, наряду с анализом основных технико-экономических показателей санационных проек­тов особое внимание уделяется показателям, характеризующим финансовую устойчивость проекта, инвестиционные затраты, а так­же график возврата льготных кредитных ресурсов. Важное место отводится анализу рынков сбыта продукции. Непременным усло­вием оказания поддержки извне является наличие технико-эконо­мического обоснования мероприятий по оздоровлению предприятия, содержащего конкретные показатели его развития. Санационные проекты (технико-экономические обоснования мероприятий по оз­доровлению предприятия) и анализ технико-экономических пока­зателей рассматриваются с позиции изменений по следующим ос­новным показателям:

1. Рост прибыли (может быть достигнут за счет роста объемов производства при сохранении действующего уровня цен, снижения издержек производства, строгого соблюдения договоров-поставок).

2. Оптимальное направление распределения прибыли (приори­тет должен быть сделан развитию производства).

3. Снижение издержек производства (за счет технического пе­ревооружения, модернизации, улучшения использования основных фондов, рационального использования сырья, сокращения потерь от брака).

4. Уменьшение сверхнормативных запасов товарно-материаль­ных ценностей (за счет ускорения оборачиваемости, доведения за­пасов до обоснованной величины).

5. Предотвращение и сокращение отвлечения оборотных средств (посредством сокращения дебиторской задолженности, ликвидации перерасхода по целевому финансированию).

6. Сокращение административно-управленческих расходов.

7. Мобилизация внутренних ресурсов, продажа лишнего обо­рудования, рациональное использование свободных площадей и помещений, включая сдачу в аренду сторонним организациям, уве­личение загрузки производственных мощностей и оборудования.

    Одной из ключевых проблем обеспечения финансовой устой­чивости предприятия становится способность его менеджеров к глу­бокому системному анализу складывающейся ситуации, чтобы пред­принимать упреждающие действия при неблагоприятной деловой обстановке. С точки зрения антикризисного управления особую роль играет обоснованная оценка платежеспособности и ликвидности фирмы, оборачиваемости товарно-материальных запасов и деби­торской задолженности, особенно в условиях инфляционных про­цессов. Конечно, задачи, стоящие перед руководителем фирмы, ме­неджером в области финансового управления очень сложны и труд­ны. В наших непредсказуемых российских условиях мало кто ока­зался в состоянии преодолеть все трудности работы на рынке в обстановке переходного периода и перманентной нестабильности. Многие сошли с рыночных рельсов. Однако лучшие, самые настой­чивые выстояли и набирают силу. Главным их инструментом слу­жил и служит финансовый менеджмент.

    Внедрение в комплекс управления финансами компании входит целый ряд компонентов: мониторинг организационной и финансовой структур, бюджетирование, бизнес-планирование, маркетинг и т.д. Однако есть область управления, без которой ни одна компания не проживет и дня. Это — учет. Практика показала, что традиционный бухгалтерский учет по своей природе не отвечает интересам управления финансами. Поэтому все более серьезной проблемой становится реорганизация учета в российской компа­нии.

    До сих пор некоторым руководителям наших фирм в лучшем случае удавалось создать параллельную систему управленческого учета. Этот, казалось бы, самый простой путь на поверку оказался не самым эффективным: при такой организации данные разных систем учета не всегда можно сопоставить друг с другом. Кроме того, нерационально держать параллельные службы для сбора и обработки аналогичной информации.

    Один российский консультант по управлению свидетельству­ет: «Я провел как-то смелый эксперимент — спросил у руководства очень крупного и уважаемого предприятия: «Сколько у вас бизнесов?». Первый ответ был «двенадцать», второй — «двадцать восемь», потом появилось еще несколько вариантов, и? в конце концов, ме­неджеры взяли три недели на раздумье. Я спросил в одной ком­мерческой компании, сколько у них структурных звеньев в настоя­щий момент. Управляющий задумался и сказал, что только через неделю он сможет ответить на этот вопрос». Однако если менеджер не знает, сколько у него основных направлений бизнеса, сколько обслуживающих структур, сколько структурных элементов и так далее, то есть немало сомнений в его компетенции. Значит, с ин­формацией, с учетом дело обстоит неблагополучно. Как известно, учет, с точки зрения менеджмента, — это сбор, регистрация и обоб­щение всей информации, необходимой руководству компании для принятия управленческих решений. Руководители, отвечающие на вопрос: что такое учет, что это — бухгалтерия, ошибаются. Потреб­ности в точной и своевременной информации способствовали появ­лению в недрах бухгалтерии ростков управленческого учета, орга­низованного специально в угоду менеджерам — в том числе и в области финансов. Одним из результатом этого и стало бюджети­рование, важнейшим элементом которого является оперативный учет выполнения бюджетных планов.

    Аппетиты менеджеров, тем не менее, растут: чтобы управ­лять, надо постоянно контролировать труд, ценообразование, рен­табельность, распределение ответственности и многое, многое дру­гое. В принципе, управленческий учет носит всеобъемлющий ха­рактер и охватывает практически все компоненты менеджмента.

    Главный же отличительный признак управленческого уче­та — его интегрированность. При этом интеграция имеет место как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонтальная интеграция по компонентам менеджмента связана с тем, что по-настоящему эф­фективной система учета способна быть только при условии, что данные учетных блоков сопоставимы между собой. Менеджер мо­жет регламентировать управленческий учет, но при этом обязан жестко следовать принципу сопряженности форм и регламентов в разных элементах системы. Вертикальная же интеграция охваты­вает цикл принятия управленческих решений (план — организа­ция — учет — контроль — анализ — регулирование).

    Совершенно очевидно, что каждое предприятие призвано со­блюдать четкие правила контроля, которые, по сути дела, являют­ся показателями качества его работы. Без учета деятельности, или управленческого учета, невозможно нормально функционировать, поскольку Россия входит в рынок со специфической системой взаи­моотношений, которые требуют контроля деятельности не только для внешней среды (налоговых органов, банков и пр.), но также и для внутренней.

    Управленческий учет представляет собой дополнительную сис­тему контроля, организованную внутри фирмы ее работниками или консультантами, разработанную для конкретной отрасли и данного конкретного предприятия.

    Управленческий учет предполагает формирование внутренних отчетов для целей периодического планирования, контроля и оцен­ки, для принятия решений в нестандартных ситуациях и в выборе рыночной политики фирмы. Управленческий учет связывает учет­ный процесс с процессом управления. В его рамках рассматриваются данные о затратах и результатах хозяйственной деятельно­сти в разрезе необходимых для управления объектов в целях при­нятия управленческих решений, оптимизации финансовых резуль­татов деятельности.

    Еще в 1936 году в практику бизнеса вошло понятие «директко-стинг», или «директ-кост», означающее учет прямых затрат. Учет переменных затрат назывался «вэриабл костинг». Постепенно по­нятие «директ-костинг» расширялось, и сейчас основной характе­ристикой системы является разделение затрат на прямые и на­кладные. На русский язык понятие «директ-костинг» переводится как «управленческий учет».

    До настоящего времени в России все компании обязаны были вести только бухгалтерский учет. Но по существу у нас в последние годы весь бухгалтерский учет свелся к налоговому учету, а ауди­торские услуги, получившие ныне широкое распространение, со­стоят в нахождении путей минимизации налогообложения.

    Государство стремится к увеличению объемов собираемых на­логов. В условиях рыночной экономики основной задачей деятель­ности любой компании является увеличение прибыли акционеров. Цели государства и компании в условиях рыночной экономики не совпадают. Для решения данного противоречия в компании обяза­тельно должны иметь место два независимых учета: налоговый и управленческий. В пользу ведения управленческого учета свиде­тельствует тот факт, что осуществлять анализ хозяйственной дея­тельности на основе данных бухгалтерского учета стало просто не­возможно.

    Налоговый учет призван обеспечивать правильность расчетов компании с государством. В нем нет необходимости отражать ка­кую-либо дополнительную информацию, не имеющую отношения к расчетам государства с компанией. Иное дело — управленческий учет. Отчеты, составленные для достижения целей управленческо­го учета, должны быть как можно более достоверными и полными. Они строятся на основе всей имеющейся и документально подтвер­жденной информации, то есть тех же первичных документов, которые лежат в основе бухгалтерского учета.

    Управленческий учет — это условия действий, разрабатываемые индивидуально для каждой компании с учетом ее специфики.

Его отличают:

— оперативность при предоставлении информации руководству;

— составление еженедельных, а иногда и ежедневных отче­тов;

— возможность детализации информации до той степени, пока выгода от полученной информации выше, чем затраты на ее полу­чение;

— анализ результатов хозяйственной деятельности и плани­рование ее на следующие отчетные периоды.

    Управленческий учет ведется по фирме в целом, по структур­ным ее составным, по проектам, по номенклатуре. Он позволяет проводить анализ хозяйственной деятельности, делить затраты на прямые и накладные, выявлять и ликвидировать те суммы затрат, которые не являются обоснованными, а также создавать наиболее эффективную систему оплаты труда, стимулирующую деятельность работников в нужном направлении.

    Разные виды деятельности в компании имеют, как известно, различную рентабельность. Управленческий учет помогает ранжи­ровать их по степени рентабельности и выявить те, которые требу­ют меньшего объема накладных расходов. На этой основе реально распределять инвестиции в области, приносящие наибольшую при­быль компании. Управленческий учет позволяет оценить эффек­тивность работы каждого структурного подразделения и отдель­ных сотрудников, а также разработать такую систему оплаты тру­да, которая будет стимулировать работников к поиску наиболее эффективных путей достижения целей компании.

    Специфика управленческого учета как составной части кон­троля особенно четко прослеживается в группировке и учете за­трат, связанных с выпуском и реализацией продукции. Контроль в его современном виде однозначно и полностью отрицает необходи­мость планирования и учета всех затрат, целесообразность кальку­лирования по полной себестоимости. Он базируется на системе «директ-костинг», определяющей реальную стоимость товаров и услуг вне зависимости от условно-постоянных расходов (расходы на со­держание аппарата управления, эксплуатационные расходы и т. п.). Затраты группируются и учитываются по видам продукции и структурным подразделениям, производящим расходы. Уровень дохода помогает менеджерам решать, какой вид деятельности сле­дует развивать.

При ориентации на прибыль за счет сокращения статей себе­стоимости продукции и услуг упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-посто­янных, накладных расходов, поскольку их сумма за конкретный период показывается в отчете отдельной строкой, что наглядно де­монстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.

    Для целей менеджмента решается, в каких разрезах класси­фицировать затраты и на сколько классифицировать места воз­никновения затрат. Информация управленческого учета обычно со­ставляет коммерческую тайну корпорации, носит конфиденциаль­ный характер и не подлежит публикации. Состав и периодичность представления внутренней отчетности определяются непосредст­венно руководством организации.

Роль налогов g сфере финансового менеджмента постоянной го­ловной болью российских менеджеров является налогообложение. Совершенно очевидно, что если фирма будет платить все установленные налоги, ее рано или поздно ждет банкротство, Правда, най­дено немало способов ухода от налогов и довольно действенных, но в данном случае это не является предметом анализа. Вместе с тем совершенно очевидно, что налоги должны служить в первую оче­редь целям развития производства. В мировой науке обоснован верх­ний предел налогового изъятия, за которым пропадает предприни­мательский интерес к бизнесу. При этом развитие экономических отношений идет по одному из двух возможных сценариев: либо деловая активность сворачивается, либо наблюдается массовое ук­лонение от уплаты налогов. Такой предел получил название кривой Лафера и составляет 30—35% с предпринимательского дохода. Ко­гда же с увеличением налоговой ставки начинает падать относи­тельная, а затем и абсолютная сумма собираемых налогов, данное явление получило название эффекта Оливера—Танци.

    Экономические реформы в Российской Федерации проводятся в условиях тяжелого системного кризиса. Политик, ученые и прак­тические работники налоговой сферы сразу столкнулись с пробле­мой дефицитного бюджета. Отсутствие необходимых бюджетных резервов, невозможность переноса сроков платежей из-за наличия непокрытых расходов вынудили строить налоговое законодатель­ство с ориентиром на фискальную функцию налогов. Ввиду крайне низкой доходности отечественного производства и невозможности опустить планку расходов ниже минимально необходимого уровня тяжесть налогового бремени для большинства российских предпри­ятий оказалось непосильной. Взаимные налоги, сборы, отчисления, другие обязательные платежи, включаемые в налоговую систему РФ, зачастую изымают у предприятий не. только весь чистый до­ход, но и ресурсы простого воспроизводства. Это не только идет в ущерб налогоплательщику, но и подрывает материальную базу по­ступления налоговых платежей в будущем.

    В России общая сумма обязательных платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды превышает по отношению к прибыли 100%. Вместе с тем надо отметить, что неплатежеспособ­ность большинства российских предприятий вызвана не налоговой системой. В основе их тяжелого финансового положения лежит по­теря собственных оборотных средств. Действующий в России поря­док налогообложения предприятий несовершенен потому, что он не учитывает реальную способность налогоплательщика вносить в бюджет суммы, предусмотренные законодательством. Например, начисления на фонд оплаты труда, которые в совокупности могут превышать 40% его величины, совершенно неприемлемы с точки зрения уровня затрат на производство. В данном случае обязатель­ные платежи в государственные внебюджетные фонды делают про­дукцию российских предприятий неконкурентоспособной по ценам.

    Налоговая система влияет на платежеспособность предприятий двояко: с одной стороны, налоговый механизм, если он правильно построен и адекватен финансовому состоянию налогоплательщиков, способен по крайней мере не увеличивать общие размеры их задолженности; с другой — применение к предприятиям с неустой­чивым финансовым положением норм налогового закона, включая санкции за недоимки и просрочку платежей, способно быстро при­вести такие предприятия к полному кризису. Российские налоговое законодательство не отличается либеральным подходом к предпри­ятиям, испытывающим финансовые затруднения.

    На первый взгляд, в условиях рыночного хозяйства государст­во не должно делать налоговых скидок для компаний и фирм, кото­рые не сумели правильно организовать свой бизнес и в результате этого оказались неплатежеспособными. Однако, учитывая массо­вый характер неплатежей в российской экономике, причины про­исхождения этого явления, следует с особенной осторожностью применять общие нормы налогового законодательства к конкрет­ным предприятиям.

    На сегодняшний день в налоговых законах имеются лишь не­которые косвенные положения, которые можно рассмотреть в ка­честве определенных скидок предприятиям, несущим убытки и ис­пытывающим финансовые трудности. К таким положениям отно­сятся:

1. Разрешение исчислять сумму причитающегося к уплате на­лога на добавочную стоимость и налога на прибыль исходя из фак­тических цен реализации в случае невозможности реализовать про­дукцию, работы и услуги по ценам выше себестоимости. Это поло­жение при соблюдении установленных законом правил позволяет предприятиям, не имеющим достаточной выручки, не вносить в бюджет налог на прибыль, а по налогу на добавленную стоимость выводить отрицательную разницу во взаимоотношениях с бюдже­том. В мировой налоговой практике такое положение является со­вершенно естественным и не рассматривается как льгота, посколь­ку налогообложению подвергается реальный оборот (в данном слу­чае реальная прибыль и реальная величина добавленной стоимо­сти). Однако российские законы рассматривают продажу продук­ции по ценам ниже себестоимости как фиктивную операцию, пре­следующую своей целью уклонение от уплаты налогов. Поэтому в случае, если цена реализации оказывается ниже себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на данный или аналогичный вид продукции, но не ниже ее себестоимости.

2. Разрешение направлять на покрытие убытка (в течение пяти лет с момента его возникновения) прибыль текущего года при усло­вии, чтобы направляемые на эти цели суммы не уменьшали вели­чину налогооблагаемой прибыли более, чем на 50'7о. Кроме того, предварительным условием для применения такого рода льготы является полное использование на покрытие убытков прошлых лет суммы имеющихся у предприятия резервов.

3. Освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость денежных средств и других активов, полученных в результате аукционов, инвестиционных торгов и инвести­ционных конкурсов. Последняя льгота имеет отношение к неплате­жеспособным предприятиям в связи с тем, что они, как правило, остро нуждаются в инвестициях. Подавляющее большинство пред­приятий, находящихся в тяжелом положении, пришло к такому состоянию из-за невозможности обновлять производственный ап­парат, использовать последние достижения научной и технической мысли, результатом чего явились высокая себестоимость и низкое качество выпускаемой продукции. Для выхода из финансового кри­зиса этим предприятиям нужно менять организацию производства, обновлять технику и технологию, то есть осуществлять инвестиции в свою компанию.

    Одним из действенных инструментов, способных продвинуть решение проблемы кризиса инвестирования, является система на­логовых льгот. Сегодня льготы, предоставляемые инвесторам нало­говым законодательством, включают в себя:

1. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость предприятий, учреждений и организаций, ввозящих на террито­рию РФ оборудование, машины и механизмы (кроме подакцизных), предназначенные для производственного развития предприятий, учреждений и организаций по заключенным контрактам и прошед­ших регистрацию в установленном порядке.

2. Освобождение от всех видов налогов — средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в ре­зультате проведения инвестиционных конкурсов (торгов):

— денежных ресурсов, выделяемых органами власти субъек­тов РФ для кредитования процесса приватизации и после привати­зационной поддержки предприятий;

— средств, предоставляемых РФ в форме иностранной техни­ческой помощи и иностранных кредитов в целях поддержки осуще­ствляемых реформ.

3. Освобождение специализированных инвестиционных фон­дов приватизации от авансовых платежей по налогу на прибыль, от налога на дивиденды по принадлежащим им акциям, налога, вы­плачиваемого при регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг.

    При всей важности вышеперечисленных налоговых льгот их влияние на расширение инвестиционной активности не является значительным. Прежде всего эти льготы не столько усиливают за­интересованность лиц, осуществляющих инвестирование, сколько освобождают от уплаты налогов получателей средств. Учитывая, что инвестор вкладывает реальные деньги, а получает акции ком­паний с неизвестными перспективами, трудно рассматривать по­лученные инвестором налоговые льготы по этим акциям как льготы по инвестициям. Реальных выгод не получает и объект инвестиро­вания. По существу льготы по средствам, переданным ему в ре­зультате инвестиционного конкурса, есть не что иное, как исправ­ление глубокой деформации самого налогового законодательства.

    Последний рассматривает безвозмездно получаемые средства как прибыль и добавленную стоимость, а, следовательно, как объект обложения соответствующими налогами. Что же касается средств (в том числе и инвестиций), полученных вне приватизации и уча­стия в инвестиционных конкурсах, то они облагаются у получателя на общих основаниях.

    Реальная налоговая льгота для инвесторов должна бы заклю­чаться в полном освобождении от налогов всех их инвестиций, осу­ществляемых в приватизированные предприятия.

    Среди причин, препятствующих иностранным инвестициям, характерны нестабильность и неопределенность в законодательст­ве, особенно огромные и непредсказуемые изменения в налогообло­жении. В целях привлечения иностранных инвесторов Правитель­ством РФ предусматриваются следующие меры:

— ряд налоговых льгот на прибыль; освобождение от налогов и пошлин материалов, комплектующих изделий, оборудования, вво­зимых для развития производства; учет при налогообложении кур­совых изменений;

— введение пятилетней отсрочки для применения положений новых российских законов, ухудшающих условия деятельности иностранных инвесторов;

— освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, которые являются вкла­дом иностранного инвестора в уставный капитал в течение срока его формирования, освобождение от вывозной таможенной пошли­ны товаров собственного производства;

— замена налогов, сборов и обязательных платежей распреде­лением производственной продукции между инвестором и РФ, субъ­ектами РФ;

— определение основ хозяйственной деятельности свободных экономических зон и предоставление льгот в зонах экспортного производства.

    Важным условием привлечения иностранных инвесторов яв­ляется решение вопроса о собственности на землю.1

    Таким образом, решение проблем, стоящих перед финансовым менеджером предприятия, невозможно без решения вопросов, ко­торые, казалось бы, прямо к финансам не относятся (в их числе и наличие хорошо поставленного управленческого учета, и качество планирования на предприятии, и обеспеченность его высококвали­фицированными менеджерами и т.д.). Результаты финансовые, финансового менеджмента являются производными от итогов всей рыночной деятельности предприятия, качества и работоспособно­сти всего его коллектива. Следовательно, оздоравливать финан­сы фирмы — это оздоравливать весь ее организм.

    В завершение несколько общих рекомендаций в области фи­нансовой деятельности:

1. Соблюдайте принцип «финансового соотношения сроков»:

использование и получение средств должно происходить в точно установленные сроки, капиталовложения с длительным сроком оку­паемости призваны финансироваться за счет долгосрочных ресурсов.

2. Очень важен принцип платежеспособности: при самых раз­личных операциях, в любое время необходимо не только обеспе­чить платежеспособность фирмы, но также выбирать самый деше­вый способ финансирования. Заемный капитал стоит привлекать лишь в том случае, если это повышает рентабельность собственных средств.

3. Всегда используйте «принцип сбалансированности рисков»:

наиболее рискованные капиталовложения обязательно финансиро­вать только за счет собственных возможностей.

4. Ориентируйтесь на «принцип приспособления к потребно­стям рынка», учитывайте конъюнктуру рынка в зависимости от условий предоставления кредитов.

5. Не забывайте о «принципе предельной рентабельности», сле­дуя которому, следует выбирать те инвестиции, которые дадут мак­симальную рентабельность.

6. Стремитесь использовать крупные долгосрочные кредиты, поскольку проценты, выплачиваемые за кредиты, уменьшают об­лагаемую налогом прибыль. Кроме того, оплата долгов и выплата процентов по ним уменьшаются из-за инфляции.

7. Внедряйте шире наиболее надежную форму расчетов: пред­оплату или аккредитив, поскольку при этом оплату производит банк под отгрузочные документы.

8. В рамках предпринимательской деятельности старайтесь избегать ситуации, когда «кладут яйца в одну корзину», т.е. важно не вкладывать деньги только в одну фирму, в производство одного основного товара, в одну страну.

9. Никогда не упускайте из виду объективные законы эконо­мического развития, в том числе о тенденции экономических про­цессов приходить к равновесному состоянию. Если вы в силу ка­ких-то обстоятельств получаете высокую прибыль, то рано или позд­но этому придет конец. Готовьтесь перестраиваться заблаговременно.



1 Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Киев, 1999. С. 211-230

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!