Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
В российских условиях финансовый менеджмент играет важную роль в деле упрочения финансов фирмы, укрепления ее позиций на рынке. Проблема банкротства многих наших компаний, банков, предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности столь актуальна, что Правительство России в специальном постановлении отметило необходимость принятия целой системы антикризисных мероприятий, чтобы существенно улучшить ситуацию. Сотни банков и других финансовых учреждений, тысячи различных фирм, особенно мелких и средних уже прекратили свое существование. Анализ показал, что главной причиной этого оказалось неумелое управление ими, низкая квалификация большинства менеджеров. Поэтому в деле упрочения положения предприятия на рынке, естественно, особое внимание должно уделяться максимальному использованию потенциала менеджмента.
Для преодоления кризисной ситуации важно располагать гибкой структурой финансовых ресурсов и при возникновении потребности иметь возможность привлекать заемные денежные средства (т.е. быть кредитоспособным). Кредитоспособность свидетельствует о потенциале предприятия в своевременном возврате кредитов с процентами при сохранении благоприятной для фирмы динамики прибыли. Бесспорно, что только рост прибыли обеспечивает финансовую основу самофинансирования рыночной деятельности фирмы, осуществления ее расширенного воспроизводства. Благодаря прибыли выполняются также обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
Прочность финансов фирмы выступает как критерий ее рыночной позиции. Залог выживаемости предприятия — его стабильность. Чтобы предприятие могло эффективно действовать на рынке и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, работниками, местными органами власти, государством. После всех расчетов и выполнение обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть по крайней мере не ниже запланированного. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности. Нередко и неплатежеспособные на определенную дату фирмы могут сохранять финансовую устойчивость.
Основы финансовой устойчивости фирмы прежде всего выступают естественным результатом процессов, происходящих в ней самой. Однако на нее активно воздействуют и процессы, происходящие в обществе, т.е. внешние факторы.
Что касается внутренних факторов, то результаты предпринимательской деятельности во многом предопределяются выбором состава и структуры изготавливаемых и реализуемых товаров и оказываемых услуг. Вопросы: что производить, как производить — ключевые для менеджера. От этого, в частности, зависит уровень издержек производства. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала. Общеизвестно, что чем выше скорость оборота, тем быстрее происходит окупаемость, выше эффективность предпринимательства. В рамках внутренних факторов особую значимость имеет качество управления основным и оборотным капиталом.
В рыночной деятельности менеджеру трудно действовать только на средства фирмы. Возрастает роль ресурсов, реализуемых на рынке ссудных капиталов. Привлекая больше денежных средств, расширяя, следовательно, свои финансовые возможности, фирма увеличивает обороты, но одновременно возрастает и финансовый риск, обусловленный необходимостью вовремя и полностью расплатиться по заемным средствам.
Большое значение имеет для действий менеджера также учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится фирма. Одна ситуация, когда предприятие находится в стадии становления, другая — если оно в расцвете сил, и совсем иная, когда дело идет к закату. Но все-таки самое главное — это профессионализм управленческих работников, компетентность менеджеров. Данные статистики показывают, что большинство неудач предприятий обусловливается прежде всего неопытностью или некомпетентностью управляющих, их неспособностью учитывать все изменения внутренней и внешней среды, включающей в себя самые различные аспекты: экономические условия хозяйствования, наличие платежеспособного спроса потребителей, экономическую (финансово-кредитную) политику правительства и принимаемые им решения, законодательные акты по контролю за деятельностью предприятия; систему ценностей в обществе; технику, технологию т.д.
Для менеджера особую значимость имеют уровень, динамика и колебания платежеспособного спроса на продукцию фирмы, поскольку именно он гарантирует стабильность выручки. А спрос этот зависит от состояния экономики, уровня доходов потребителей и цен на продукцию предприятия.
Падение платежеспособного спроса, характерное для кризиса, не только ведет к колоссальному росту неплатежей, но также обостряет конкурентную борьбу, что, естественно, отражается на снижении финансовой устойчивости предприятий.
В последнее время в российской практике все более важную роль в деле обеспечения финансового благополучия предприятия приобретает работа менеджера с портфелем ценных бумаг. Вложения в ценные бумаги, управляемые как единое целое, рассматриваются в качестве портфеля ценных бумаг.
Портфель — это совокупность различных инвестиционных инструментов, которые собраны воедино для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель входят бумаги или только одного типа, например акции, облигации, или различные инвестиционные ценности, такие, как депозитные и сберегательные сертификаты, недвижимость и т.д.
Главная цель в формировании портфеля — достижение оптимального сочетания между риском и доходом инвестора. Соответствующий набор инвестиционных инструментов должен снизить до минимума риск его потерь и одновременно максимизировать доход. Уменьшение риска достигается за счет диверсификации портфеля. Это снижает риск за счет того, что возможные небольшие доходы по одной ценной бумаге будут компенсироваться высокой прибылью по другим.
Смысл работы «портфельного» менеджера состоит в выборе тех ценных бумаг, которые наиболее полно удовлетворяют инвесторов с точки зрения ожидаемого дохода. Для определения эффективного набора финансовых активов используется мониторинг, представляющий собой детальный анализ: 1) общего положения фирмы — эмитента ценных бумаг, как имеющихся в распоряжении отдельного инвестора, так и выбранных с целью приобретения в будущем; 2) инвестиционных качеств ценных бумаг. При этом исследуются основные показатели, отражающие внутреннюю и внешнюю деятельность компании (объем продаж, чистая прибыль, рентабельность, доходы от инвестиций, размер задолженности, текущая цена акции, дивиденд и его динамика, будущая цена акции, риск финансовых активов), и происходит отбор тех ценных бумаг, которым на данный момент времени может быть отдано предпочтение.
Комплекс мер по защите от риска при управлении потоками финансов можно разделить на четыре группы: профилактические, регулирующие мероприятия, страхование кредита, аналитические исследования.
В систему профилактических мер входит взаимное информирование предприятий о деятельности; участие в создании автоматизированной системы, обслуживающей целую группу однотипных компаний; анализ результатов собственной деятельности; контроль за финансовыми результатами отраслей, других предприятий.
Регулирующие мероприятия включают в себя различные количественные ограничения на финансовые потоки. Например, применительно к банкам максимально допустимая сумма разового кредита по уровням управления; ограничения суммы кредита долей капитала фирмы и долей капитала банка; резервирование (до 20%) прибыли; ограничения сферы для предоставления кредита (не менее 50% в сфере своей специализации); резервирование средств по формам расчетов; ограничение суммы всех выданных кредитов;
ограничение структуры выданной суммы по видам кредита.
Меры прямого страхования предусматривают: выдачу кредита под имущество, залог ценных бумаг, гарантию специального банка, поручительство; страхование выданной суммы в страховом обществе; согласование кредитного риска с процентом и сроком возврата выдаваемой суммы, предоставление кредита по частям.
Мероприятия аналитического характера предусматривают проведение специальных экономических исследований платежеспособности индивидуального клиента и фирмы; составление финансового рейтинга по предприятиям; анализ тенденций курса ценных бумаг и валют; подготовка аналитических справок — рекомендаций о финансовой ситуации в отдельных регионах или на конкретных предприятиях.
Основное внимание менеджеру приходится уделять распределению капитала. Главный принцип здесь — выбор лучшего варианта. В его основе: ожидаемая доходность, упущенные выгоды, оценка риска, сопоставление текущих и будущих событий. Так, ограничивая текущие выплаты работающим, менеджер предполагает, что вложение средств в новое оборудование позволит в будущем не только сохранить, но и увеличить оплату сотрудников. Квалифицированный руководитель учтет при этом систему налогообложения, инфляцию, необходимость сохранения трудового коллектива, уровень стабильности экономики, динамику курса национальной валюты, производительности труда, расходов на оборону.
К числу очевидных показателей, которые нужно принимать во внимание, следует отнести и макроэкономические управленческие решения, такие как повышение заработной платы, изменение уровня налогов, увеличение объема денежной массы, крупный иностранный заем и другие.
Важное значение для антикризисного финансового менеджмента имеет организация финансирования из собственных средств. Финансирование деятельности предприятия предусматривает решение трех задач; обеспечение капиталом, использование капитала, распоряжение капиталом.
Финансовые средства нужны для учреждения предприятия, его модернизации, развития производства, санации. Обеспечение капиталом достигается через собственные и заемные источники. Собственный капитал — это уставный капитал, резервные накопления прибыли, балансовая прибыль. Самофинансирование реализуется за счет использования прибыли предприятия или перераспределения капитала. О самофинансировании в полном смысле слова реально говорить тогда, когда предприятие функционирует без привлечения капитала со стороны и если часть прибыли фирмы используется на развитие бизнеса. Источниками ресурсов для самофинансирования служат: прибыль, не выплаченная вкладчикам капитала; скрытые резервы; отчисления в специальные фонды. Самофинансирование позволяет предприятию быть независимым от рынка капиталов, экономить средства, улучшать кредитоспособность.
При санировании деятельности фирмы, наряду с анализом основных технико-экономических показателей санационных проектов особое внимание уделяется показателям, характеризующим финансовую устойчивость проекта, инвестиционные затраты, а также график возврата льготных кредитных ресурсов. Важное место отводится анализу рынков сбыта продукции. Непременным условием оказания поддержки извне является наличие технико-экономического обоснования мероприятий по оздоровлению предприятия, содержащего конкретные показатели его развития. Санационные проекты (технико-экономические обоснования мероприятий по оздоровлению предприятия) и анализ технико-экономических показателей рассматриваются с позиции изменений по следующим основным показателям:
1. Рост прибыли (может быть достигнут за счет роста объемов производства при сохранении действующего уровня цен, снижения издержек производства, строгого соблюдения договоров-поставок).
2. Оптимальное направление распределения прибыли (приоритет должен быть сделан развитию производства).
3. Снижение издержек производства (за счет технического перевооружения, модернизации, улучшения использования основных фондов, рационального использования сырья, сокращения потерь от брака).
4. Уменьшение сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей (за счет ускорения оборачиваемости, доведения запасов до обоснованной величины).
5. Предотвращение и сокращение отвлечения оборотных средств (посредством сокращения дебиторской задолженности, ликвидации перерасхода по целевому финансированию).
6. Сокращение административно-управленческих расходов.
7. Мобилизация внутренних ресурсов, продажа лишнего оборудования, рациональное использование свободных площадей и помещений, включая сдачу в аренду сторонним организациям, увеличение загрузки производственных мощностей и оборудования.
Одной из ключевых проблем обеспечения финансовой устойчивости предприятия становится способность его менеджеров к глубокому системному анализу складывающейся ситуации, чтобы предпринимать упреждающие действия при неблагоприятной деловой обстановке. С точки зрения антикризисного управления особую роль играет обоснованная оценка платежеспособности и ликвидности фирмы, оборачиваемости товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности, особенно в условиях инфляционных процессов. Конечно, задачи, стоящие перед руководителем фирмы, менеджером в области финансового управления очень сложны и трудны. В наших непредсказуемых российских условиях мало кто оказался в состоянии преодолеть все трудности работы на рынке в обстановке переходного периода и перманентной нестабильности. Многие сошли с рыночных рельсов. Однако лучшие, самые настойчивые выстояли и набирают силу. Главным их инструментом служил и служит финансовый менеджмент.
Внедрение в комплекс управления финансами компании входит целый ряд компонентов: мониторинг организационной и финансовой структур, бюджетирование, бизнес-планирование, маркетинг и т.д. Однако есть область управления, без которой ни одна компания не проживет и дня. Это — учет. Практика показала, что традиционный бухгалтерский учет по своей природе не отвечает интересам управления финансами. Поэтому все более серьезной проблемой становится реорганизация учета в российской компании.
До сих пор некоторым руководителям наших фирм в лучшем случае удавалось создать параллельную систему управленческого учета. Этот, казалось бы, самый простой путь на поверку оказался не самым эффективным: при такой организации данные разных систем учета не всегда можно сопоставить друг с другом. Кроме того, нерационально держать параллельные службы для сбора и обработки аналогичной информации.
Один российский консультант по управлению свидетельствует: «Я провел как-то смелый эксперимент — спросил у руководства очень крупного и уважаемого предприятия: «Сколько у вас бизнесов?». Первый ответ был «двенадцать», второй — «двадцать восемь», потом появилось еще несколько вариантов, и? в конце концов, менеджеры взяли три недели на раздумье. Я спросил в одной коммерческой компании, сколько у них структурных звеньев в настоящий момент. Управляющий задумался и сказал, что только через неделю он сможет ответить на этот вопрос». Однако если менеджер не знает, сколько у него основных направлений бизнеса, сколько обслуживающих структур, сколько структурных элементов и так далее, то есть немало сомнений в его компетенции. Значит, с информацией, с учетом дело обстоит неблагополучно. Как известно, учет, с точки зрения менеджмента, — это сбор, регистрация и обобщение всей информации, необходимой руководству компании для принятия управленческих решений. Руководители, отвечающие на вопрос: что такое учет, что это — бухгалтерия, ошибаются. Потребности в точной и своевременной информации способствовали появлению в недрах бухгалтерии ростков управленческого учета, организованного специально в угоду менеджерам — в том числе и в области финансов. Одним из результатом этого и стало бюджетирование, важнейшим элементом которого является оперативный учет выполнения бюджетных планов.
Аппетиты менеджеров, тем не менее, растут: чтобы управлять, надо постоянно контролировать труд, ценообразование, рентабельность, распределение ответственности и многое, многое другое. В принципе, управленческий учет носит всеобъемлющий характер и охватывает практически все компоненты менеджмента.
Главный же отличительный признак управленческого учета — его интегрированность. При этом интеграция имеет место как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонтальная интеграция по компонентам менеджмента связана с тем, что по-настоящему эффективной система учета способна быть только при условии, что данные учетных блоков сопоставимы между собой. Менеджер может регламентировать управленческий учет, но при этом обязан жестко следовать принципу сопряженности форм и регламентов в разных элементах системы. Вертикальная же интеграция охватывает цикл принятия управленческих решений (план — организация — учет — контроль — анализ — регулирование).
Совершенно очевидно, что каждое предприятие призвано соблюдать четкие правила контроля, которые, по сути дела, являются показателями качества его работы. Без учета деятельности, или управленческого учета, невозможно нормально функционировать, поскольку Россия входит в рынок со специфической системой взаимоотношений, которые требуют контроля деятельности не только для внешней среды (налоговых органов, банков и пр.), но также и для внутренней.
Управленческий учет представляет собой дополнительную систему контроля, организованную внутри фирмы ее работниками или консультантами, разработанную для конкретной отрасли и данного конкретного предприятия.
Управленческий учет предполагает формирование внутренних отчетов для целей периодического планирования, контроля и оценки, для принятия решений в нестандартных ситуациях и в выборе рыночной политики фирмы. Управленческий учет связывает учетный процесс с процессом управления. В его рамках рассматриваются данные о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов в целях принятия управленческих решений, оптимизации финансовых результатов деятельности.
Еще в 1936 году в практику бизнеса вошло понятие «директко-стинг», или «директ-кост», означающее учет прямых затрат. Учет переменных затрат назывался «вэриабл костинг». Постепенно понятие «директ-костинг» расширялось, и сейчас основной характеристикой системы является разделение затрат на прямые и накладные. На русский язык понятие «директ-костинг» переводится как «управленческий учет».
До настоящего времени в России все компании обязаны были вести только бухгалтерский учет. Но по существу у нас в последние годы весь бухгалтерский учет свелся к налоговому учету, а аудиторские услуги, получившие ныне широкое распространение, состоят в нахождении путей минимизации налогообложения.
Государство стремится к увеличению объемов собираемых налогов. В условиях рыночной экономики основной задачей деятельности любой компании является увеличение прибыли акционеров. Цели государства и компании в условиях рыночной экономики не совпадают. Для решения данного противоречия в компании обязательно должны иметь место два независимых учета: налоговый и управленческий. В пользу ведения управленческого учета свидетельствует тот факт, что осуществлять анализ хозяйственной деятельности на основе данных бухгалтерского учета стало просто невозможно.
Налоговый учет призван обеспечивать правильность расчетов компании с государством. В нем нет необходимости отражать какую-либо дополнительную информацию, не имеющую отношения к расчетам государства с компанией. Иное дело — управленческий учет. Отчеты, составленные для достижения целей управленческого учета, должны быть как можно более достоверными и полными. Они строятся на основе всей имеющейся и документально подтвержденной информации, то есть тех же первичных документов, которые лежат в основе бухгалтерского учета.
Управленческий учет — это условия действий, разрабатываемые индивидуально для каждой компании с учетом ее специфики.
Его отличают:
— оперативность при предоставлении информации руководству;
— составление еженедельных, а иногда и ежедневных отчетов;
— возможность детализации информации до той степени, пока выгода от полученной информации выше, чем затраты на ее получение;
— анализ результатов хозяйственной деятельности и планирование ее на следующие отчетные периоды.
Управленческий учет ведется по фирме в целом, по структурным ее составным, по проектам, по номенклатуре. Он позволяет проводить анализ хозяйственной деятельности, делить затраты на прямые и накладные, выявлять и ликвидировать те суммы затрат, которые не являются обоснованными, а также создавать наиболее эффективную систему оплаты труда, стимулирующую деятельность работников в нужном направлении.
Разные виды деятельности в компании имеют, как известно, различную рентабельность. Управленческий учет помогает ранжировать их по степени рентабельности и выявить те, которые требуют меньшего объема накладных расходов. На этой основе реально распределять инвестиции в области, приносящие наибольшую прибыль компании. Управленческий учет позволяет оценить эффективность работы каждого структурного подразделения и отдельных сотрудников, а также разработать такую систему оплаты труда, которая будет стимулировать работников к поиску наиболее эффективных путей достижения целей компании.
Специфика управленческого учета как составной части контроля особенно четко прослеживается в группировке и учете затрат, связанных с выпуском и реализацией продукции. Контроль в его современном виде однозначно и полностью отрицает необходимость планирования и учета всех затрат, целесообразность калькулирования по полной себестоимости. Он базируется на системе «директ-костинг», определяющей реальную стоимость товаров и услуг вне зависимости от условно-постоянных расходов (расходы на содержание аппарата управления, эксплуатационные расходы и т. п.). Затраты группируются и учитываются по видам продукции и структурным подразделениям, производящим расходы. Уровень дохода помогает менеджерам решать, какой вид деятельности следует развивать.
При ориентации на прибыль за счет сокращения статей себестоимости продукции и услуг упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за конкретный период показывается в отчете отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.
Для целей менеджмента решается, в каких разрезах классифицировать затраты и на сколько классифицировать места возникновения затрат. Информация управленческого учета обычно составляет коммерческую тайну корпорации, носит конфиденциальный характер и не подлежит публикации. Состав и периодичность представления внутренней отчетности определяются непосредственно руководством организации.
Роль налогов g сфере финансового менеджмента постоянной головной болью российских менеджеров является налогообложение. Совершенно очевидно, что если фирма будет платить все установленные налоги, ее рано или поздно ждет банкротство, Правда, найдено немало способов ухода от налогов и довольно действенных, но в данном случае это не является предметом анализа. Вместе с тем совершенно очевидно, что налоги должны служить в первую очередь целям развития производства. В мировой науке обоснован верхний предел налогового изъятия, за которым пропадает предпринимательский интерес к бизнесу. При этом развитие экономических отношений идет по одному из двух возможных сценариев: либо деловая активность сворачивается, либо наблюдается массовое уклонение от уплаты налогов. Такой предел получил название кривой Лафера и составляет 30—35% с предпринимательского дохода. Когда же с увеличением налоговой ставки начинает падать относительная, а затем и абсолютная сумма собираемых налогов, данное явление получило название эффекта Оливера—Танци.
Экономические реформы в Российской Федерации проводятся в условиях тяжелого системного кризиса. Политик, ученые и практические работники налоговой сферы сразу столкнулись с проблемой дефицитного бюджета. Отсутствие необходимых бюджетных резервов, невозможность переноса сроков платежей из-за наличия непокрытых расходов вынудили строить налоговое законодательство с ориентиром на фискальную функцию налогов. Ввиду крайне низкой доходности отечественного производства и невозможности опустить планку расходов ниже минимально необходимого уровня тяжесть налогового бремени для большинства российских предприятий оказалось непосильной. Взаимные налоги, сборы, отчисления, другие обязательные платежи, включаемые в налоговую систему РФ, зачастую изымают у предприятий не. только весь чистый доход, но и ресурсы простого воспроизводства. Это не только идет в ущерб налогоплательщику, но и подрывает материальную базу поступления налоговых платежей в будущем.
В России общая сумма обязательных платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды превышает по отношению к прибыли 100%. Вместе с тем надо отметить, что неплатежеспособность большинства российских предприятий вызвана не налоговой системой. В основе их тяжелого финансового положения лежит потеря собственных оборотных средств. Действующий в России порядок налогообложения предприятий несовершенен потому, что он не учитывает реальную способность налогоплательщика вносить в бюджет суммы, предусмотренные законодательством. Например, начисления на фонд оплаты труда, которые в совокупности могут превышать 40% его величины, совершенно неприемлемы с точки зрения уровня затрат на производство. В данном случае обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды делают продукцию российских предприятий неконкурентоспособной по ценам.
Налоговая система влияет на платежеспособность предприятий двояко: с одной стороны, налоговый механизм, если он правильно построен и адекватен финансовому состоянию налогоплательщиков, способен по крайней мере не увеличивать общие размеры их задолженности; с другой — применение к предприятиям с неустойчивым финансовым положением норм налогового закона, включая санкции за недоимки и просрочку платежей, способно быстро привести такие предприятия к полному кризису. Российские налоговое законодательство не отличается либеральным подходом к предприятиям, испытывающим финансовые затруднения.
На первый взгляд, в условиях рыночного хозяйства государство не должно делать налоговых скидок для компаний и фирм, которые не сумели правильно организовать свой бизнес и в результате этого оказались неплатежеспособными. Однако, учитывая массовый характер неплатежей в российской экономике, причины происхождения этого явления, следует с особенной осторожностью применять общие нормы налогового законодательства к конкретным предприятиям.
На сегодняшний день в налоговых законах имеются лишь некоторые косвенные положения, которые можно рассмотреть в качестве определенных скидок предприятиям, несущим убытки и испытывающим финансовые трудности. К таким положениям относятся:
1. Разрешение исчислять сумму причитающегося к уплате налога на добавочную стоимость и налога на прибыль исходя из фактических цен реализации в случае невозможности реализовать продукцию, работы и услуги по ценам выше себестоимости. Это положение при соблюдении установленных законом правил позволяет предприятиям, не имеющим достаточной выручки, не вносить в бюджет налог на прибыль, а по налогу на добавленную стоимость выводить отрицательную разницу во взаимоотношениях с бюджетом. В мировой налоговой практике такое положение является совершенно естественным и не рассматривается как льгота, поскольку налогообложению подвергается реальный оборот (в данном случае реальная прибыль и реальная величина добавленной стоимости). Однако российские законы рассматривают продажу продукции по ценам ниже себестоимости как фиктивную операцию, преследующую своей целью уклонение от уплаты налогов. Поэтому в случае, если цена реализации оказывается ниже себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на данный или аналогичный вид продукции, но не ниже ее себестоимости.
2. Разрешение направлять на покрытие убытка (в течение пяти лет с момента его возникновения) прибыль текущего года при условии, чтобы направляемые на эти цели суммы не уменьшали величину налогооблагаемой прибыли более, чем на 50'7о. Кроме того, предварительным условием для применения такого рода льготы является полное использование на покрытие убытков прошлых лет суммы имеющихся у предприятия резервов.
3. Освобождение от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость денежных средств и других активов, полученных в результате аукционов, инвестиционных торгов и инвестиционных конкурсов. Последняя льгота имеет отношение к неплатежеспособным предприятиям в связи с тем, что они, как правило, остро нуждаются в инвестициях. Подавляющее большинство предприятий, находящихся в тяжелом положении, пришло к такому состоянию из-за невозможности обновлять производственный аппарат, использовать последние достижения научной и технической мысли, результатом чего явились высокая себестоимость и низкое качество выпускаемой продукции. Для выхода из финансового кризиса этим предприятиям нужно менять организацию производства, обновлять технику и технологию, то есть осуществлять инвестиции в свою компанию.
Одним из действенных инструментов, способных продвинуть решение проблемы кризиса инвестирования, является система налоговых льгот. Сегодня льготы, предоставляемые инвесторам налоговым законодательством, включают в себя:
1. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость предприятий, учреждений и организаций, ввозящих на территорию РФ оборудование, машины и механизмы (кроме подакцизных), предназначенные для производственного развития предприятий, учреждений и организаций по заключенным контрактам и прошедших регистрацию в установленном порядке.
2. Освобождение от всех видов налогов — средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов):
— денежных ресурсов, выделяемых органами власти субъектов РФ для кредитования процесса приватизации и после приватизационной поддержки предприятий;
— средств, предоставляемых РФ в форме иностранной технической помощи и иностранных кредитов в целях поддержки осуществляемых реформ.
3. Освобождение специализированных инвестиционных фондов приватизации от авансовых платежей по налогу на прибыль, от налога на дивиденды по принадлежащим им акциям, налога, выплачиваемого при регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг.
При всей важности вышеперечисленных налоговых льгот их влияние на расширение инвестиционной активности не является значительным. Прежде всего эти льготы не столько усиливают заинтересованность лиц, осуществляющих инвестирование, сколько освобождают от уплаты налогов получателей средств. Учитывая, что инвестор вкладывает реальные деньги, а получает акции компаний с неизвестными перспективами, трудно рассматривать полученные инвестором налоговые льготы по этим акциям как льготы по инвестициям. Реальных выгод не получает и объект инвестирования. По существу льготы по средствам, переданным ему в результате инвестиционного конкурса, есть не что иное, как исправление глубокой деформации самого налогового законодательства.
Последний рассматривает безвозмездно получаемые средства как прибыль и добавленную стоимость, а, следовательно, как объект обложения соответствующими налогами. Что же касается средств (в том числе и инвестиций), полученных вне приватизации и участия в инвестиционных конкурсах, то они облагаются у получателя на общих основаниях.
Реальная налоговая льгота для инвесторов должна бы заключаться в полном освобождении от налогов всех их инвестиций, осуществляемых в приватизированные предприятия.
Среди причин, препятствующих иностранным инвестициям, характерны нестабильность и неопределенность в законодательстве, особенно огромные и непредсказуемые изменения в налогообложении. В целях привлечения иностранных инвесторов Правительством РФ предусматриваются следующие меры:
— ряд налоговых льгот на прибыль; освобождение от налогов и пошлин материалов, комплектующих изделий, оборудования, ввозимых для развития производства; учет при налогообложении курсовых изменений;
— введение пятилетней отсрочки для применения положений новых российских законов, ухудшающих условия деятельности иностранных инвесторов;
— освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, которые являются вкладом иностранного инвестора в уставный капитал в течение срока его формирования, освобождение от вывозной таможенной пошлины товаров собственного производства;
— замена налогов, сборов и обязательных платежей распределением производственной продукции между инвестором и РФ, субъектами РФ;
— определение основ хозяйственной деятельности свободных экономических зон и предоставление льгот в зонах экспортного производства.
Важным условием привлечения иностранных инвесторов является решение вопроса о собственности на землю.1
Таким образом, решение проблем, стоящих перед финансовым менеджером предприятия, невозможно без решения вопросов, которые, казалось бы, прямо к финансам не относятся (в их числе и наличие хорошо поставленного управленческого учета, и качество планирования на предприятии, и обеспеченность его высококвалифицированными менеджерами и т.д.). Результаты финансовые, финансового менеджмента являются производными от итогов всей рыночной деятельности предприятия, качества и работоспособности всего его коллектива. Следовательно, оздоравливать финансы фирмы — это оздоравливать весь ее организм.
В завершение несколько общих рекомендаций в области финансовой деятельности:
1. Соблюдайте принцип «финансового соотношения сроков»:
использование и получение средств должно происходить в точно установленные сроки, капиталовложения с длительным сроком окупаемости призваны финансироваться за счет долгосрочных ресурсов.
2. Очень важен принцип платежеспособности: при самых различных операциях, в любое время необходимо не только обеспечить платежеспособность фирмы, но также выбирать самый дешевый способ финансирования. Заемный капитал стоит привлекать лишь в том случае, если это повышает рентабельность собственных средств.
3. Всегда используйте «принцип сбалансированности рисков»:
наиболее рискованные капиталовложения обязательно финансировать только за счет собственных возможностей.
4. Ориентируйтесь на «принцип приспособления к потребностям рынка», учитывайте конъюнктуру рынка в зависимости от условий предоставления кредитов.
5. Не забывайте о «принципе предельной рентабельности», следуя которому, следует выбирать те инвестиции, которые дадут максимальную рентабельность.
6. Стремитесь использовать крупные долгосрочные кредиты, поскольку проценты, выплачиваемые за кредиты, уменьшают облагаемую налогом прибыль. Кроме того, оплата долгов и выплата процентов по ним уменьшаются из-за инфляции.
7. Внедряйте шире наиболее надежную форму расчетов: предоплату или аккредитив, поскольку при этом оплату производит банк под отгрузочные документы.
8. В рамках предпринимательской деятельности старайтесь избегать ситуации, когда «кладут яйца в одну корзину», т.е. важно не вкладывать деньги только в одну фирму, в производство одного основного товара, в одну страну.
9. Никогда не упускайте из виду объективные законы экономического развития, в том числе о тенденции экономических процессов приходить к равновесному состоянию. Если вы в силу каких-то обстоятельств получаете высокую прибыль, то рано или поздно этому придет конец. Готовьтесь перестраиваться заблаговременно.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!