Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Бюджетирование на предприятии»

/ Менеджмент
Конспект, 

Оглавление

Управление финансовыми ресурсами, денежными потоками компании (финансовый менеджмент) яв­ляется одним из ключевых элементов всей системы современного управления, имеющим особое, приоритетное значение для сегодняш­них условий экономики России.

    Финансовый менеджмент — вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функ­ционированием фирмы на основе использования современных ме­тодов.

    Финансовый менеджмент включает в себя:

q      разработку и реализацию финансовой политики фирмы с применением различных финансовых инструментов;

q      принятие решений по финансовым вопросам, их конкрети­зацию и разработку методов реализации;

q      информационное обеспечение посредством составления и анализа финансовой отчетности фирмы;

q      оценку инвестиционных проектов и формирование портфе­ля инвестиций; оценку затрат на капитал; финансовое планирова­ние и контроль;

q      организацию аппарата управления финансово-хозяйствен­ной деятельностью фирмы.

    Методы финансового менеджмента позволяют оценить:

·       риск и выгодность того или иного способа вложения денег;

·       эффективность работы фирмы;

·       скорость оборачиваемости капитала и его производитель­ность.

    Задачей финансового менеджмента является выработка и практическое применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев — центров прибыли. По­добными целями могут быть:

— максимизация прибыли;

— достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде;

— увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;

    повышение курсовой стоимости акций фирмы и др.

    В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы.

    В задачи финансового менеджмента входит нахождение опти­мального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в рамках финансового управления. В краткосрочном финансовом управле­нии, например, принимаются решения о сочетании таких целей, как увеличение прибыли и повышение курсовой стоимости акций, поскольку эти цели могут противодействовать друг другу. Такая ситуация возникает в случае, когда фирма, инвестирующая капи­тал в развитие производства, несет текущие убытки, рассчитывая на получение высокой прибыли в будущем, которая обеспечит рост стоимости ее акций. С другой стороны, фирма может воздержи­ваться от инвестиций в обновление основного капитала ради полу­чения высоких текущих прибылей, что впоследствии отразится на конкурентоспособности ее продукции и приведет к снижению рен­табельности производства, а затем к падению курсовой стоимости ее акций и, следовательно, к ухудшению положения на финансовом рынке.

    В долгосрочном финансовом управлении, ориентированном на те же конечные цели, прежде всего учитываются факторы риска и неопределенности, в частности, при определении предполагаемой цены акций как показателя отдачи на вложенный капитал задачей финансового менеджмента является определение при­оритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания инте­ресов различных хозяйственных подразделений в принятии инве­стиционных проектов и выборе источников их финансирования.

    В конечном итоге главное в финансовом менеджменте — принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источника­ми ее финансирования, как внешними, так и внутрифирменными. Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансо­вом менеджменте. Поток финансовых ресурсов составляют денеж­ные средства:

q      полученные в результате финансово-хозяйственной деятель­ности фирмы;

q      приобретенные на финансовых рынках посредством прода­жи акций, облигаций, получения кредитов;

q      возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;

q      инвестированные и реинвестированные в развитие произ­водственно-хозяйственной деятельности фирмы;

q      направленные на уплату налоговых платежей. Функции и экономические методы финансового менеджмента можно подраз­делить на два блока: блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.

    Блок по управлению внешними финансами предполагает реа­лизацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно само­стоятельными субъектами рынка, включая собственные дочерние компании, выступающие в качестве клиентов, заимодателей, по­ставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционера­ми и финансовыми рынками. Сюда входят:

управление оборотными активами фирмы: движением де­нежных средств; расчетами с клиентами; управление материаль­но-производственными запасами и пр.;

привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних ис­точников финансирования.

    Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает:

контроль за ведением производственного учета;

составление сметы затрат, контроль за выплатой заработ­ной платы и налогов;

сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внут­реннего управления финансами и для предоставления данных внеш­ним пользователям:

составление и контроль за правильностью финансовой от­четности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движе­нии денежных средств и др. ;

анализ финансовой отчетности и использование его резуль­татов для внутреннего и внешнего аудита;

оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих ре­шений и в целях планирования.

    В функции финансового менеджмента входит:

анализ финансовой отчетности;

прогнозирование движения денежных средств;

выпуск акций;

получение займов и кредитов;

операции с инвестициями;

оценка операций слияния и поглощения фирм. Важнейшие решения, принимаемые в области финансового менеджмента, относятся к вопросам инвестирования и выбору ис­точников их финансирования.

    Инвестиционные решения принимаются по таким проблемам, как:

оптимизация структуры активов, определение потребностей в их замене или ликвидации;

разработка инвестиционной политики, методов и средств ее реализации; определение потребностей в финансовых ресурсах;

планирование инвестиций по фирме в целом; разработка и утверждение инвестиционных проектов, разрабатываемых в про­изводственных отделениях;

управление портфелем ценных бумаг.

    Инвестиционные решения предполагают выделение в финан­совом менеджменте двух видов финансового управления: кратко­срочного и долгосрочного, имеющих свои специфические черты. Краткосрочные инвестиционные решения направлены на опреде­ление структуры капитала фирмы на текущий период, которая от­ражается в ее балансе. Принятие таких решений требует от фи­нансовых менеджеров глубоких профессиональных знаний в облас­ти текущего финансового управления фирмой, умения применять обоснованные методы их реализации с учетом текущих тенденций развития рынка.

    Долгосрочные инвестиционные решения, именуемые страте­гическими, направлены на обеспечение успешного функционирова­ния фирмы в будущем и требуют от финансовых менеджеров глу­боких базовых знаний, практического опыта и навыков в использо­вании современных методов анализа для выбора оптимальных на­правлений и путей развития фирмы на перспективу с учетом объ­ективных закономерностей и специфики развития российской эко­номики.

    Решения по выбору источников финансирования принимают­ся по таким вопросам, как:

разработка и реализация политики оптимального сочета­ния использования собственных и заемных средств для обеспече­ния наиболее эффективного функционирования фирмы;

разработка и претворение в жизнь политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях;

дивидендная политика и др.

    Роль финансовой политики в централизованном управлении фирмой определяется тем, что она затрагивает все стороны ее эко­номической деятельности — научно-техническую, производствен­ную, материально-техническое снабжение, сбыт — и отражает в концентрированном виде влияние многочисленных внутренних и внешних факторов. В рамках единой финансовой политики, разра­батываемой на высшем уровне управления, определяются в гло­бальном масштабе источники финансовых ресурсов и их распреде­ление в рамках фирмы.

    Трудно однозначно определить конкретные формы и методы проведения финансовой политики. Хотя в рамках отдельных фирм и имеются существенные отличия в использовании конкретных форм и методов финансовой политики, можно, тем не менее, говорить об общих ее чертах и принципах, а также инструментах финансовой политики. Важнейшие из них: распределение и перераспределение прибылей; финансирование и кредитование деятельности различ­ных подразделений; определение структуры и характера внутри­фирменных финансовых операций и расчетов по ним.

    Особое значение для управления стратегией финансового роста предприятия имеет планирование финансов или бюджетирование. Разрабатывая бюджет на следующий период, следует принимать решение забла­говременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативных пред­ложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент. Другими словами, в последнем случае фирма во многом рискует пойти по пути наименьшего сопротивления.

    Одобрение руководством фирмы бюджета (плана) подразделе­ния служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные реше­ния принимаются на уровне этого подразделения (децентрализо­ванно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство фирмы вряд ли будет склонно к децентрализации про­цесса принятия оперативных решений.

    Организация работ по внутрифирменному финансовому пла­нированию зависит от величины предприятия. На мелких фирмах не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоя­тельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях рабо­та по составлению бюджетов должна производиться децентрализо­ванно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кад­ры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех дей­ствий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

    Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реа­лизации, а значит, и величины покрытия необходимо знать усло­вия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обес­печить действенную систему координации, на многих предприяти­ях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязан­ностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

    Обычно различают две схемы организации работ по составле­нию бюджетов (планов): по методу сверху вниз и по методу снизу вверх. По первому методу работа по составлению бюджетов начи­нается «сверху», т.е. руководство фирмы определяет цели и зада­чи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти пока­затели во все более детализированной по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия форме включаются в планы подразделений. По второму методу поступают наоборот. На­пример, расчет показателей реализации начинают отдельные сбы­товые подразделения, и уже затем руководитель отдела реализа­ции фирмы сводит эти показатели в единый бюджет, который впо­следствии может войти составной частью в общий бюджет пред­приятия. На практике нецелесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представ­ляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

    Фирма призвана осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рен­табельности) ее работы и финансовом положении. Поэтому бюджет по прибыли и финансовый план являются центральными элемента­ми внутрифирменного планирования.

    Естественную основу для формирования бюджета по прибыли на будущий период представляет собой отчет по прибыли. В отчете по прибыли отражены экономические результаты деятельности в прошедший период. Такого рода информация имеет, разумеется, большое значение при составлении прогноза экономических резуль­татов действий, запланированных на будущий период.

    Даже если на предстоящий год запланированы те же самые действия, что были осуществлены в отчетном году, величина дохо­да в следующем году будет отличаться от величины дохода, отра­женной в отчете за последний год. Дело в том, что все время проис­ходят изменения внешних условий деятельности фирмы. Макро­экономические факторы могут, например, измениться под воздей­ствием инфляции, изменений в области валютных отношений и политики доходов. Можно предположить, что парламент внесет поправки в хозяйственное законодательство. Структура спроса в отдельных сегментах рынка может измениться в силу изменения структуры населения.

    Особое значение имеет финансовое планирование на пред­приятиях. Финансовый план предприятия взаимосвязан с другими аспектами планирования хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся планы: по сбыту продукции, по сырью и материа­лам, производству, рекламе, капиталовложениям, научным иссле­дованиям и разработкам, привлечению и возврату заемных денежных средств (кредитов и из других источников), распределение до­ходов, а также расходные сметы.

    Непосредственной основой финансового плана являются про­гнозные расчеты по реализации продукции потребителям или пла­ны сбыта ее, исходя из заказов, прогнозов спроса на продукцию и товары, уровней продажных цен на них и других факторов рыноч­ной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитываются объемы производства, затраты по изготовлению продукции, прове­дению работ и оказанию услуг, а также прибыль и другие показа­тели.

    Назначение финансового плана предприятия, с одной стороны — прогноз среднесрочной финансовой перспективы, а с другой — оп­ределение текущих доходов и расходов предприятия. Финансовый план составляется предприятием на год с распределением по квар­талам, а также на 3—5 лет — по годам. В нем находят отражение доходы и расходы по статьям и пропорции в распределении средств.

    Следует отметить, что в рамках годового и квартального фи­нансовых планов не проявляется влияние внутримесячных откло­нений от планов в деятельности предприятия, оказывающих влия­ние на финансовое состояние предприятий в течение месяца, что чаще случается в течение первых 15—20 дней месяца, когда пред­приятия обычно испытывают сбои в связи с недопоступлением от­носительно договорных сроков материально-технических ресурсов.

    В условиях отсутствия единого экономического пространства, при наличии разного рода преград на границах независимых госу­дарств, трудностей в осуществлении хозяйственных связей не убав­ляется, если только не становится больше.

    Финансовое планирование на предприятиях во многом зави­сит от качества прогнозов основных показателей их производст­венной деятельности, рыночной конъюнктуры, состояния денежно­го обращения и курса рубля. Поэтому в сложившихся условиях возможна заниженная оценка потребности в финансовых ресурсах и изменений в финансовом состоянии предприятий, в связи с чем необходимо предусматривать финансовые резервы.

    Состав показателей финансового планового баланса или ба­ланса доходов и расходов определяется источниками поступлений средств, с одной стороны, и затратами и расходами, проводимыми в ходе финансово-хозяйственной деятельности, с другой стороны. Наряду с этим в плановом балансе доходов и расходов находят отражение финансовые отношения с государственным бюджетом, банковской и страховой системами и по операциям по приобрете­нию и выпуску ценных бумаг.

    Помимо баланса доходов и расходов финансовый план содер­жит расчеты ряда основополагающих показателей: прибыли от про­мышленной деятельности, амортизационных отчислений на восста­новление основных фондов, поступлений средств в порядке долго­срочного и среднесрочного кредитования, процентов банкам по кредитам, финансовых результатов от других видов деятельности и т.д.

    Состав показателей планового баланса доходов и расходов пред­приятия представляет собой определенную систему, позволяющую в рамках каждого периода планирования определять источники затрат (расходов), их соотношения, степень и направления исполь­зования, распределения источников и сбалансированность их с за­тратами или расходами.

    Так, оставшаяся после уплаты налогов часть прибыли обра­щается на нужды предприятия, включая создание финансового резерва, финансирование капитальных вложений и прироста обо­ротных средств, выплаты процентов банкам за предоставляемые ими кредитные ресурсы, дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием своим работникам, а также на сторону; расходов на хозяйственное содержание соци­ально-культурных и социально-бытовых объектов и на другие цели.

    Финансирование затрат по капитальным вложениям осущест­вляется за счет амортизационных отчислений на полное восстанов­ление основных фондов, вовлечения в инвестиционный процесс сверхнормативных запасов оборудования, машин и материалов, прибыли, направляемой на реинвестирование, а также за счет при­влечения акционерного капитала, средств от размещения целевых облигационных займов и из других источников.

    Содержание планового финансового баланса предприятия су­щественно меняется в связи с преобразованием государственных промышленных предприятий в открытые акционерные общества. В балансе доходов и расходов такие изменения находят отражение в виде дохода от первоначального выпуска акций и суммы налога на него. Учитываются также дополнительная эмиссия и размещение акций, как доход и налог с этого дохода. Наряду с этим акционер­ное общество приобретает акции других предприятий, получает доход в виде дивидендов и уплачивает налоги с них. По выпущен­ным акционерным обществом акциям выплачиваются их держате­лям дивиденды, что также находит отражение в плановом балансе доходов и расходов акционерного общества, наряду с другими тра­диционными показателями финансового баланса предприятия.

    Специфические вопросы возникают в процессе финансового планирования в совместных предприятиях, среди которых, напри­мер, унифицирование состава показателей доходной и расходной частей финансовых планов, количественные оценки конечных фи­нансовых результатов, учет изменения курсов валют и влияние инфляционных процессов на рублевую оценку доходов и расходов, учет конечного финансового результата и т.д.

    Рассмотрим годовой финансовый план компании, который представляется в форме бюджета компании и одновременно явля­ется и инструментом планирования, и инструментом контроля. В практике финансового менеджмента различаются несколько видов бюджета. Общий бюджет характеризует прогнозы компании в от­ношении объема реализованной продукции, расходов других фи­нансовых операций на предстоящий период. Как правило, он состо­ит из прогнозного отчета о прибыли, прогнозного баланса и бюдже­та денежных средств. В самом общем виде бюджет подразделяется на операционный бюджет и финансовый бюджет. В свою очередь, операционный бюджет подразделяется на бюджет:

реализации:

производства;

прямых затрат на материалы;

прямых затрат на труд;

производственных накладных расходов;

общих и административных расходов;

прогнозный отчет о прибыли. Финансовый бюджет состоит из:

бюджета денежных средств;

прогнозного баланса.

    Основными этапами составления бюджета являются следую­щие:

составление прогноза реализации;

определение расчетного уровня объема производства;

расчет производственной себестоимости и операционных расходов;

расчет потока денежных средств и других финансовых по­казателей;

составление прогнозных форм отчетности.

    Бюджет реализации является стартовой точкой составления общего бюджета. Прогнозный объем реализованной продукции рас­считывается посредством умножения ожидаемого количества еди­ниц продукции на ожидаемую цену единицы продукции.

    Бюджет производства составляется после составления бюд­жета реализации. Ожидаемый объем производства определяется посредством вычитания расчетных остатков материально-производ­ственных запасов на начало периода из объема продукции, кото­рую планируется продать, и того объема материально-производст­венных запасов на конец периода, которое предприятие считает для себя оптимальным.

    Бюджет прямых затрат на материалы составляется по­сле определения объема производства для определения потребно­стей в материально-производственных запасах и соответственно для планирования закупок на предстоящий период.

    Бюджет прямых затрат на труд также составляется на основе бюджета производства. Для его составления необходимо умножить количество единиц производимой продукции на трудо­емкость изделия и на стоимость одного часа прямых трудовых заработных плат.

    Бюджет производственных накладных расходов включа­ет все прочие статьи, которые не являются прямыми затратами на материалы и прямыми затратами на труд. Сюда относятся такие расходы, как амортизация, отдельные виды налогов, включаемые в себестоимость, арендная плата и др.

    Бюджет общих и административных расходов включает статьи операционных расходов, такие, как расходы по реализации продукции, общие расходы по управлению и другие.

    Бюджет денежных средств позволяет финансовому менед­жеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за оп­ределенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне и избегать избытка денежных средств и их дефицита. Он состоит из четырех разделов:

раздел поступлений, который включает остаток денежных средств на начало периода, поступления денежных средств от кли­ентов и другие статьи поступления денежных средств;

раздел расходов денежных средств, отражающий все виды оттоков денежных средств на предстоящий период;

раздел избытка или дефицита денежных средств — разни­ца между поступлением и расходованием денежных средств;

финансовый раздел, в котором подробно представлены ста­тьи заемных средств и погашения задолженности на предстоящий период.

    Бюджет денежных средств компании может выглядеть сле­дующим образом.

    Прогнозный отчет о прибыли представляет собой расчет­ную оценку доходов и расходов предприятия на предстоящий пе­риод.

    Прогнозный баланс позволяет финансовому менеджеру оце­нить, как будет выглядеть финансовое положение компании по про­шествии соответствующего периода. При этом прогнозный баланс позволяет:

выявить возможные неблагоприятные для компании фи­нансовые последствия решений, принимаемых на предстоящий пе­риод;

проверить математическую правильность других расчетов;

рассчитать финансовые коэффициенты и оценить их уро­вень с позиций требований финансового рынка;

структурно выделить будущие финансовые источники и обязательства. Одним из наиболее распространенных приемов фи­нансового планирования является метод процента от реализации. Этот метод основан на увязке отчета о прибыли и баланса с плани­руемым объемом реализованной продукции. Основанием для тако­го подхода считается тот факт, что большинство статей перемен­ных затрат, оборотных средств и краткосрочных обязательств на­ходятся в непосредственной зависимости от объема реализованной продукции. В ходе использования данного метода финансовый ме­неджер:

определяет статьи, которые в прошлые периоды изменя­лись прямо пропорционально изменению объема реализованной продукции;

намечает планируемый объем реализации;

оценивает соответствующие статьи в соответствии с пред­полагаемым изменением объема реализации. Например, если в про­шлом материально-производственные запасы изменялись прямо пропорционально изменению объема реализации, то при росте реа­лизованной продукции на следующий год на 20% материально-про­изводственные запасы при прочих равных условиях также увели­чатся на 20% и составят 1,2 млн. руб., если в прошлом году они составляли 1 млн. руб.

    Результатом использования этого метода является расчет по балансу необходимых дополнительных источников внешнего фи­нансирования, обусловленных планируемым приростом реализован­ной продукции.

    В задачи финансового менеджера входит также определение, за счет каких внешних источников может быть получено это фи­нансирование — выпуска акций, облигаций или получения креди­тов.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!