Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Анализ показателей финансовой отчетности»

/ Менеджмент
Конспект, 

Оглавление

Исключительно важное значение для успеха управления фи­нансами предприятия имеет анализ выполнения намеченных пла­нов, в первую очередь — анализ показателей финансовой от­четности.

    Под анализом финансовой отчетности предприятия понимает­ся выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между различ­ными показателями его финансово-хозяйственной деятельности, включенными в отчетность. Результаты анализа позволяют заин­тересованным лицам и организациям принимать решения на осно­ве оценки текущего финансового положения и деятельности компа­нии за предшествующие годы и ее потенциальных возможностей на предстоящие годы.1

    Наиболее важными приемами анализа являются: изучение от­четности; горизонтальный, вертикальный анализ и трендовый ана­лиз, а также использование так называемых финансовых коэффи­циентов. Одним из важнейших приемов анализа является изучение отчетности и абсолютных величин, представленных в этих формах. Изучение отчетности, даже простое ознакомление с ней, позволяют сделать выводы об основных источниках привлечения средств пред­приятием, направлениях их вложения, основных источниках полу­ченной за отчетный период прибыли, основных источниках получе­ния денежных средств, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и направлениях его деятельности, дивидендной политике и т.д. Однако эта инфор­мация, несмотря на всю ее значимость для принятия управленческих решений, в том числе решений финансового менеджмента, не позволяет оценить динамику основных показателей деятельности компании, ее место среди аналогичных предприятий страны и ми­рового рынка. Это достигается посредством сравнительного анали­за.

    Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных статей отчетности по срав­нению с предшествующим годом. Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей в общем ито­говом показателе, принимаемом за 100% (например, удельный вес различных статей актива и пассива в общей сумме соответственно средств предприятия и источников формирования этих средств и др.). Трендовый анализ основан на расчете относительных отклоне­ний показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года, для которого все показатели принимаются за 100%.

    Наконец, широко используемым приемом анализа отчетности является изучение специальных коэффициентов, расчет кото­рых основан на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Эти коэффициенты представля­ют большой интерес, поскольку достаточно быстро и просто позво­ляют оценить финансовое положение компании. Их достоинством является также то, что они позволяют элиминировать влияние ин­фляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном ас­пекте. Суть метода заключается, во-первых, в расчете соответст­вующего показателя, а во-вторых, в сравнении этого показателя с какой-либо базой. Такой базой могут являться: общепринятые стан­дартные параметры, среднеотраслевые показатели, аналогичные показатели предшествующих лет, показатели конкурирующих пред­приятий, какие-либо другие показатели анализируемой фирмы.

    В последние годы анализ финансовых коэффициентов полу­чил распространение и в нашей стране. Однако необходимо учиты­вать, что эти коэффициенты не имеют универсального значения и могут рассматриваться лишь как ориентировочные индикаторы.

    Считается, что такие коэффициенты, если их уровень хуже базы сравнения, являются указателями наиболее болезненных мест в деятельности компании, которые нуждаются в дополнительном анализе. Этот анализ может и не подтвердить негативную оценку, обусловленную расчетом того или иного коэффициента. Так, в ряде случаев та или иная величина коэффициента не соответствует об­щепринятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики отдельного предприятия; не всегда является обоснованным сравнение с усредненными коэф­фициентами в пределах отрасли, в силу, например, диверсифика­ции деятельности многих компаний; фактически достигнутый уро­вень предшествующих лет мог быть неоптимальным для потребно­стей предприятия в соответствующие годы или оптимальным для предшествующих лет, но недостаточным для отчетного периода.

    Финансовые коэффициенты не улавливают различий в мето­дах бухгалтерского учета, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Однако это не значит, что финансовые коэффициенты не могут использоваться в финансовом управлении. Необходимо лишь понимать ограниче­ния, которые накладывает их использование, и относиться к ним как к инструменту анализа, а не как к объяснению изучаемых во­просов.

    Для финансового менеджера финансовые коэффициенты име­ют особое значение, поскольку являются базой для оценки его дея­тельности внешними пользователями отчетности, прежде всего ак­ционерами и заимодателями. Поэтому, принимая любое решение, финансовый менеджер оценивает влияние этого решения на наибо­лее важные финансовые коэффициенты.

    Аналитическая ценность коэффициентов подтверждается, в частности, тем, что во многих странах существуют специальные издания, которые занимаются публикацией финансовых коэффи­циентов.

    Несмотря на существенные расхождения в системе публикуе­мых показателей в разных справочниках и их классификации в различных учебно-методических пособиях и учебниках все финан­совые коэффициенты можно сгруппировать следующим образом:

1)     показатели ликвидности;

2)     показатели деловой активности;

3)     показатели рентабельности;

4)     показатели платежеспособности или структуры капитала;

5)     показатели рыночной активности.

    Показатели ликвидности позволяют определить способность предприятия в течение года оплатить свои краткосрочные обяза­тельства. Наиболее важными для финансового менеджмента явля­ются следующие показатели:

    Первый коэффициент отражает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения своих краткосрочных обязательств в течение предстоящего года. Соглас­но общепринятым стандартам считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от 1 до 2 (иногда 3). Нижняя грани­ца обусловлена тем, что оборотных средств должно быть, по мень­шей мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется перед угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в два раза считается также нежелательным, поскольку может сви­детельствовать о нерациональной структуре капитала. При анали­зе коэффициента особое внимание обращается на его динамику.

    Частным показателем коэффициента текущей ликвидности является коэффициент срочной ликвидности, раскрывающий отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (т.е. без учета материально-производственных запасов) к краткосрочным обязательствам. Необходимость расчета этого показателя вызвана тем, что ликвидность отдельных категорий оборотных средств да­леко неодинакова, и если, например, денежные средства могут слу­жить непосредственным источником погашения текущих обяза­тельств, то запасы могут быть использованы для этой цели непо­средственно после их реализации, что предполагает не только на­личие покупателя, но и наличие у покупателя денежных средств.

    Оценка срочной ликвидности для российских предприятий еще более усложняется. Как следует из приведенной выше формулы, к наиболее ликвидным активам относятся не только денежные сред­ства, но и краткосрочные ценные бумаги и чистая дебиторская за­долженность. В условиях развитой рыночной экономики такой под­ход вполне оправдан: краткосрочные ценные бумаги по определе­нию являются высоколиквидными средствами; дебиторская задол­женность оценивается за вычетом потенциальных сомнительных долгов. Кроме того, предприятие в развитой рыночной экономике имеет целый ряд законодательно регламентированных возможно­стей, с помощью которых оно может взыскать долги со своего кли­ента. Эти условия в настоящий момент отсутствуют на переходном этапе экономики России. Поэтому вызывает сомнение целесообраз­ность оценки ликвидности российских предприятий посредством коэффициентов текущей и срочной ликвидности, особенно в тех случаях, когда это не сопровождается подробным анализом показа­телей, участвующих в расчетах. Представляется, что в большинст­ве случаев наиболее надежной оценкой является оценка ликвидно­сти только по показателю денежных средств.

    Для расчета показателя срочной ликвидности может приме­няться также другая формула расчета, согласно которой числитель равен разнице между оборотными средствами и материально-про­изводственными запасами.

    Большое значение в ходе анализа ликвидности предприятия имеет изучение чистых оборотных средств. Помимо общей их сум­мы, изменений за период и причин этих изменений может быть также рассчитан коэффициент, характеризующий долю чистых оборотных средств, связанных в нереализованных материально-производственных запасах. Искомый коэффициент рассчитывает­ся как частное от деления материально-производственных запасов на чистые оборотные средства.

    Коэффициенты деловой активности позволяют проанали­зировать, насколько эффективно предприятие использует свои сред­ства. Как правило, к этим показателям относятся различные пока­затели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости имеют боль­шое значение для оценки финансового положения компании, по­скольку скорость оборота средств, т. е- скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на плате­жеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости обо­рота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы.

    Первая группа показателей — это так называемые коэффи­циенты общей оборачиваемости капитала, дающие наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности предпри­ятия.

    Отношение суммы продаж ко всему итогу средств характери­зует эффективность использования фирмой всех имеющихся ре­сурсов независимо от источников их привлечения, т.е. показывает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершается пол­ный цикл производства и обращения, приносящий соответствую­щий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реа­лизованной продукции принесла каждая денежная единица акти­вов. Этот показатель варьируется в зависимости от отрасли, отра­жая особенности производственного процесса и называется оборачиваемостью активов.

    При составлении данного показателя для разных компаний или для одной компании за разные годы необходимо проверить, обеспе­чено ли единообразие в оценке среднегодовой стоимости активов. Например, если на одном предприятии необоротные активы оцене­ны с учетом амортизации, начисленной по методу прямолинейного равномерного списания, а на другом использовался метод ускорен­ной амортизации, то во втором случае оборачиваемость будет выше, однако лишь в силу различий в методах бухгалтерского учета. Бо­лее того, этот показатель при прочих равных условиях будет тем выше, чем изношеннее необоротные средства предприятия. Отмеченные обстоятельства лишний раз указывают на ограниченность анализа с использованием финансовых коэффициентов и на необ­ходимость более тщательного подхода к анализу финансового по­ложения фирмы.

    Для более конкретных выводов об оборачиваемости средств компании необходимо рассмотрение частных показателей оборачи­ваемости.

    Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности от­ражает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность (или только счета к получению) превращалась в денежные средства в течение года. Поскольку объем реализации в кредит редко отража­ется в отчетности, то, как правило, в числителе используется пока­затель реализованной продукции.

Несмотря на то, что для анализа данного коэффициента не существует другой базы сравнения, кроме среднеотраслевых коэффициентов, этот показатель полезно сопоставлять с коэффициен­том оборачиваемости кредиторской задолженности. Такой подход позволяет сопоставить условия коммерческого кредитования, кото­рыми предприятие пользуется у других компаний, с теми условия­ми кредитования, которые предприятие предоставляет другим пред­приятиям. Показатель оборачиваемости кредиторской задолженно­сти отражает, сколько требуется оборотов для компании для опла­ты выставленных ей счетов и векселей.

    Показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской за­долженности можно рассчитать также в днях. Для этого необходи­мо количество дней в году (используется как 360, так и 365 дней) разделить на рассмотренные нами показатели.

    Важным показателем является также показатель оборачивае­мости материально-производственных запасов, который отражает скорость реализации этих запасов. В целом чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наи­менее ликвидной статье оборотных средств, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства и тем устойчивее финансовое положение компании (при прочих равных условиях). Особенно ак­туально повышение оборачиваемости и снижение запасов при на­личии большой степени задолженности у компании. В этом случае давление кредиторов может ощутиться прежде, чем можно что-либо предпринять с этими запасами, особенно при неблагоприят­ной конъюнктуре.

    Следует отметить, что в некоторых случаях увеличение обо­рачиваемости запасов может отражать негативные явления в дея­тельности предприятия, например, в случае повышения объема реализации за счет реализации товаров с минимальной прибылью или вообще без прибыли.

    Показатель оборачиваемости запасов также может быть вы­ражен в днях: в этом случае он показывает, сколько дней требуется для продажи (без оплаты) материально-производственных запасов.

    Помимо рассмотренных показателей могут быть рассчитаны показатели оборачиваемости материальных необоротных активов, оборачиваемости собственного капитала и некоторые показатели, характеризующие эффективность использования рабочей силы.

    Показатель оборачиваемости материальных необорот­ных активов рассчитывается как частное от деления объема реа­лизованной продукции на среднегодовую стоимость материальных необоротных активов. Этот показатель называется также показате­лем фондоотдачи. Повышение коэффициента отдачи помимо уве­личения объема реализованной продукции может быть достигнуто как за счет относительно невысокого удельного веса материальных необоротных активов, так и за счет их более высокого технического уровня. Разумеется, величина этого коэффициента сильно колеб­лется в зависимости от особенностей отрасли и ее капиталоемко­сти. Общие закономерности здесь таковы, что чем выше коэффициент, тем ниже издержки отчетного периода. Низкий коэффициент свидетельствует либо о недостаточном объеме продаж, либо о слиш­ком высоком уровне вложений в эти виды активов.

    Показатель оборачиваемости собственного капитала рас­считывается как частное от деления объема реализованной про­дукции на среднегодовую стоимость собственного капитала. Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с ком­мерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостатки; с финансовой — скорость оборота вложенного капи­тала; с экономической — активность денежных средств, которыми рискует акционер. Если коэффициент слишком высок, что означает значительное превышение уровня продаж над вложенным капита­лом, то это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и воз­можность достижения того предела, когда больше участвуют в деле кредиторы, чем собственники компании. В этом случае увеличива­ется отношение обязательств к собственному капиталу, а также риск кредиторов, и компания может иметь серьезные затруднения, связанные с уменьшением доходов или с общей тенденцией сниже­ния цен. Низкий коэффициент означает бездействие части собст­венных средств. В этом случае коэффициент указывает на необхо­димость вложения собственных средств в другой, более соответст­вующий данным условиям источник доходов.

    В отдельных случаях, если в примечаниях к отчетности отра­жена соответствующая информация, можно расширить сферу ана­лиза деловой активности предприятия показателями эффективно­сти использования трудовых ресурсов.

    Очень важным индикатором качества управления финансами фирмы являются коэффициенты, рентабельности. Они отража­ют, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффици­енты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затра­ченным средствам либо как отношение полученной прибыли к объ­ему реализованной продукции. Поскольку в отчетности предпри­ятий отражается несколько показателей прибыли, ее пользователи могут рассчитать и целый ряд показателей рентабельности (или прибыльности) в зависимости от целей проводимого ими анализа.

    Наиболее часто используемыми показателями являются пока­затели рентабельности всех активов предприятия, рентабельности реализации, рентабельности собственного капитала.

    Рентабельность всех активов предприятия рассчитыва­ется делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость акти­вов предприятия. Этот коэффициент отражает, сколько рублей по­требовалось фирме для получения 1 рубля прибыли независимо от источника привлечения этих средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. Уровень конкурентоспособности определяется посред­ством сравнения рентабельности всех активов анализируемого пред­приятия со среднеотраслевым коэффициентом.

    Рентабельность реализации рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции. Различают два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по валовой прибыли от реализации и из расчета по чистой прибы­ли. Первый показатель отражает изменения в политике ценообра­зования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т.е. ту часть средств, которая необходи­ма для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производст­венно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов и т.д. Дина­мика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пе­ресмотра цен или усиления контроля за использованием матери­ально-производственных запасов. В ходе анализа этого показателя следует учитывать, что на его уровень существенное влияние ока­зывают применяемые методы учета материально-производствен­ных запасов. Наиболее значимой в этой части анализа финансовой информации признается рентабельность реализованной продукции, определяемая как отношение чистой прибыли после уплаты налога к объему реализованной продукции. Этот коэффициент отражает, сколько рублей чистой прибыли принес каждый рубль реализован­ной продукции.

    Рентабельность собственного капитала позволяет опре­делить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получе­нием дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах этот показатель оказывает существенное влия­ние на уровень котировки акций компании.

    С точки зрения наиболее общих выводов о рентабельности соб­ственного капитала большое значение имеет отношение чистой при­были после уплаты налогов к среднегодовой сумме собственных средств. В показателе чистой прибыли находят отражение дейст­вия предпринимателей и налоговых органов по урегулированию результата деятельности компании: в благоприятные для компа­нии годы отчисления возрастают, а в период снижения деловой активности — уменьшаются. Поэтому здесь обычно наблюдается более ровное движение показателя. Этот показатель отражает, сколь­ко рублей чистой прибыли заработал каждый рубль, вложенный собственниками компании.

    Для оценки уровня коэффициентов оборачиваемости и рента­бельности полезным является сопоставление этих показателей ме­жду собой, например, сопоставление рентабельности всех активов и рентабельности собственных активов, рассчитанных по чистой прибыли. Разница между этими показателями обусловлена при­влечением компанией внешних источников финансирования. Поло­жительной оценки в этом случае будет заслуживать такая ситуа­ция, при которой компания посредством привлечения заемных средств получает больше прибыли, чем должна уплатить процен­тов на этот заемный капитал.

    Другим важным приемом анализа является оценка взаимоза­висимости рентабельности активов, а также рентабельности реали­зации и оборачиваемости активов. Если числитель и знаменатель формулы расчета рентабельности активов умножить на объем реа­лизации, то мы получим следующее:

где ЧП — чистая прибыль после уплаты налога; А — стои­мость всех активов компании; РП — реализованная продукция.

    Эта формула отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности реализации, но и от оборачиваемости активов, а также показывает:

значение показателя оборачиваемости активов для обеспе­чения конкурентоспособного уровня рентабельности активов;

значение показателя реализованной продукции;

возможность альтернативного выбора между рентабельно­стью реализованной продукции и скоростью оборота активов ком­пании в процессе поиска пути сохранения или увеличения соответ­ствующего уровня рентабельности активов.

    Дробление рентабельности активов на две составляющие по­зволяет выявить, что является причиной недостаточно высокого уровня этого показателя: рентабельность реализации, скорость обо­рачиваемости или оба коэффициента вместе. По результатам ана­лиза финансовый менеджер может принять решение об увеличе­нии рентабельности реализации, скорости оборота активов или же о повышении этих показателей.

    Увеличение рентабельности реализации может быть достиг­нуто вследствие уменьшения расходов, повышения цен на реали­зуемую продукцию, а также превышения темпов роста объема реа­лизованной продукции над темпами роста расходов, которые могут быть снижены, например, за счет:

использования более дешевых сырья и материалов;

автоматизации производства в целях увеличения произво­дительности труда (что может привести к увеличению активов и при прочих равных условиях снизить скорость их оборота);

сокращения условно-постоянных расходов: на рекламу, на­учно-исследовательские разработки, совершенствование системы управления- Повышение цен на реализуемую продукцию является следующим средством увеличения рентабельности активов. Однако в условиях развитой рыночной экономики это — достаточно слож­ная задача.

    Повышение скорости оборота активов может быть обеспечено посредством увеличения объема реализации при сохранении активов на постоянном уровне или же при уменьшении активов. Напри­мер, компания может:

снизить материально-производственные запасы (при усло­вии четкого контроля за уровнем этих запасов);

ускорить темпы оплаты дебиторской задолженности;

выявить и ликвидировать неиспользуемые основные сред­ства;

использовать денежные средства, полученные вследствие вышеперечисленных действий для погашения долга, выкупа своих акций или вложения в другие более доходные виды деятельности.

    Рассмотренные ниже соотношения являются важными пара­метрами, влияющими на принятие решений финансового менеджмента.

    Показатели платежеспособности или структура, капи­тала. Показатели платежеспособности характеризуют степень за­щищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долго­срочные вложения в компанию. Они отражают способность пред­приятия погашать долгосрочную задолженность. Иногда коэффи­циенты этой группы называются коэффициентами структуры ка­питала.

    Коэффициент собственности характеризует долю собствен­ного капитала в структуре капитала компании, а следовательно, соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов. В практике считается, что этот коэффициент желательно поддер­живать на достаточно высоком уровне, поскольку в таком случае он отражает стабильную финансовую структуру средств, которой отдают предпочтение кредиторы. Она выражается в невысоком удельном весе заемного капитала и более высоком уровне средств, обеспеченных собственными средствами. Это является защитой от больших потерь в периоды спада деловой активности и гарантией получения кредитов.

    Как правило, нормальным коэффициентом, обеспечивающим достаточно стабильное финансовое положение при прочих равных условиях в глазах инвесторов и кредиторов, является отношение собственного капитала к итогу средств на уровне 60%.

    Коэффициент заемного капитала отражает долю заемного капитала в источниках финансирования. Этот коэффициент явля­ется обратным коэффициенту собственности.

Коэффициент финансовой зависимости характеризует за­висимость фирмы от внешних займов. Чем больше показатель, тем больше долгосрочных обязательств у компании и тем рискованнее сложившаяся ситуация, что может привести к банкротству фирмы, которая должна платить не только проценты, но и погашать основ­ную сумму долга. Высокий уровень коэффициента означает также потенциальную опасность возникновения дефицита у фирмы де­нежных средств.

    Интерпретация этого показателя зависит от многих факторов, в частности таких, как средний уровень этого коэффициента в дру­гих фирмах, доступ компании к дополнительным заемным источ­никам финансирования, стабильности ее хозяйственной деятельно­сти. В целом этот коэффициент не должен превышать 1. Высокая зависимость от внешних займов может существенно ухудшить по­ложение предприятия в условиях замедления темпов реализации, поскольку расходы по выплате процентов на заемный капитал яв­ляются постоянными расходами, которые при прочих равных усло­виях фирма не сможет уменьшить пропорционально уменьшению объема реализации. Кроме того, высокий коэффициент зависимо­сти может привести к тому, что фирма будет испытывать затруд­нения с получением новых кредитов по среднерыночной ставке, особенно в неблагоприятные в конъюнктурном отношении периоды. Коэффициент финансовой зависимости играет важнейшую роль при решении вопросов о выборе источников финансирования в финан­совом менеджменте.

    Показатель покрытия процента характеризует степень защищенности кредиторов от того, что им не будут выплачены про­центы на предоставленные фирме кредиты. Показатель отражает, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средств для выплаты процентов по займам.

    Большое значение имеют также коэффициенты рыночной активности, которые включают различные показатели, характе­ризующие стоимость и доходность акций компании. Основными показателями в этой группе являются прибыль на одну акцию, со­отношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию, книж­ная стоимость одной акции, соотношение рыночной стоимости од­ной акции и ее книжной стоимости, доходность одной акции и доля выплаченных дивидендов.

    Прибыль на одну акцию показывает, какая доля чистой при­были приходится на одну обычную акцию в обращении. Показатель рассчитывается путем деления суммы чистой прибыли на общее число обычных акций в обращении. Акции в обращении определя­ются как разница между общим числом выпущенных обычных ак­ций и собственными акциями в портфеле. Если в структуре компа­нии имеются привилегированные акции, из чистой прибыли пред­варительно должна быть вычтена сумма дивидендов, выплаченных по ним.

    Необходимо отметить, что этот показатель в условиях разви­той рыночной экономики является одним из наиболее важных по­казателей, влияющих на рыночную стоимость акций компании. При его анализе необходимо также помнить, что на его уровень компа­ния может влиять посредством скупки своих акций. Соотношений рыночной цены акции и прибыли на одну акцию отражает отношения между компанией и ее акционерами. Этот показатель показывает, сколько рублей согласны заплатить акционе­ры за рубль чистой прибыли компании. Однако более важ­ной характеристикой данного показателя является не его уровень на данный момент, а его динамика в сравнении с динамикой других компаний и с общей динамикой рынка.

    Книжная (балансовая) стоимость одной акции показыва­ет стоимость чистых активов предприятия, которые приходятся на одну обычную акцию в соответствии с данными бухгалтерского учета и отчетности.

    В целях более объективного использования этого показателя необходимо помнить о тех ограничениях, которые привносит в ана­лиз бухгалтерская информация. В частности, последний показа­тель может быть выше у компании с физически изношенными активами.

    В разделе доходности акций может быть рассчитано несколь­ко показателей, в частности, различают текущую доходность и со­вокупную доходность. Под текущей доходностью понимают прежде всего дивиденды, которые получает владелец акции. Этот показа­тель называется дивидендный доход или норма дивиденда.

    Помимо анализа данного коэффициента в сравнении с анало­гичными показателями других компаний важно оценить уровень нормы дивиденда по сравнению с номинальной (объявленной) нор­мой дивиденда, который является отношением суммы выплачивае­мого дивиденда к номинальной стоимости акции.

    Доходность акции может быть рассчитана также с учетом курсовой разницы, которую владелец акции может получить при продаже акции. Существуют две основные цели инвестирования в ценные бумаги: получение теку­щего дохода (дивиденда) и накопление средств вследствие увели­чения курсовой стоимости акции. Эти две цели в известной степени противоречат одна другой: при прочих равных условиях чем боль­шая часть прибыли расходуется на выплату дивидендов, тем мень­ше средств может быть реинвестировано в компанию, тем медлен­нее темпы ее роста и тем медленнее и проблематичнее рост курсо­вой стоимости ее акций. Инвесторы обычно выбирают компанию, дивидендная политика которой в наибольшей степени соответству­ет их целям инвестирования. Поэтому изменение дивидендной по­литики может вызвать большее неудовольствие акционеров, чем низкий уровень дивидендов (при прочих равных условиях). Таким образом, стабильность дивидендной политики является одним из наиболее важных факторов, который влияет на отношение инве­сторов к компании.

    Наиболее типичными видами дивидендной политики являют­ся следующие: стабильная сумма выплачиваемых дивидендов на одну акцию. Такая политика означает низкий риск для акционеров, по­стоянство получаемых ими дивидендных доходов и достаточно вы­сокую ликвидность ценных бумаг такой компании. Последнее об­стоятельство связано также с тем, что в этом случае компания ста­новится притягательным объектом инвестирования для различных финансовых организаций, таких как пенсионные фонды и страхо­вые компании;

постоянная доля выплачиваемых дивидендов. Компа­нии, придерживающиеся такой политики, стремятся сохранить долю выплачиваемых дивидендов на неизменном уровне. Однако при изменении абсолютной суммы чистой прибыли изменяется и сумма выплачиваемых дивидендов. В особенно неблагоприятные годы ди­виденды могут существенно упасть или вообще не выплачиваться. Такая политика не приводит к росту курсовой стоимости акций, поскольку большинство акционеров обычно отрицательно относит­ся к изменчивости суммы выплачиваемых дивидендов; компромиссная политика. Компромиссным подходом яв­ляется поиск «золотой середины» между двумя указанными выше типами дивидендной политики. Этот компромисс заключается в том, что компания выплачивает какой-то определенный стабильный дивиденд, но в благоприятные годы выплачивает своеобразную над­бавку. Это позволяет фирме сочетать гибкость в выплате дивиден­дов с уверенностью акционеров в получении определенного ста­бильного дохода. Однако такая политика имеет смысл только в том случае, если прибыль компании существенно варьируется из года в год. Кроме того, надбавки не должны выплачиваться регулярно, иначе они будут противоречить сути данного подхода; остаточный метод. Когда инвестиционные возможности компании нестабильны, финансовый менеджер может поставить дивидендную политику в непосредственную зависимость от инве­стиционных решений. В этом случае дивиденды будут выплачи­ваться из той части прибыли, которая останется у предприятия после финансирования соответствующих инвестиционных решений.

    Несмотря на различные подходы акционеров к целям инвести­рования и финансовых менеджеров к дивидендной политике суще­ствует ряд факторов, которые, безусловно, должны учитываться в финансовом управлении.

    Акционеры, как правило, негативно относятся к уменьше­нию выплачиваемых дивидендов, поскольку это ассоциируется пре­жде всего с возникновением финансовых трудностей в деятельно­сти компании. Это может привести к продаже акций инвесторами, а следовательно, к падению курсовой стоимости акций. Поэтому, если компания принимает решение об увеличении дивидендов, она должна быть уверена, что сможет сохранить этот уровень дивиден­дов и в последующие годы.

    Сумма выплачиваемых дивидендов оказывает влияние на финансовые программы компании, ее бюджет и ликвидность.

    Дивиденды уменьшают собственный капитал компании, по­скольку они выплачиваются из  прибыли, оставленной на предпри­ятии. При прочих равных условиях их выплаты приводят к увели­чению соотношения между заемным и собственным капиталом.

    Норма дивиденда по акциям компании должна соответство­вать средней рыночной норме доходности по финансовым вложе­ниям аналогичного риска.

    Обратим внимание на следующее:

    Финансовая отчетность, составление которой отвечает прин­ципу полезности для принятия решений ее внутренними и внешни­ми пользователями, — важный инструмент финансового менедж­мента.

    Основные формы финансовой отчетности — баланс, отчет о прибыли, отчет об изменениях в финансовом положении и отчет о движении денежных средств, а также примечания к отчетности.

    Важнейшие виды анализа для целей финансового менедж­мента — изучение отчетности, горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ отчетности, а также анализ финансовых коэффициентов.

    Главные коэффициенты отчетности, используемые в финан­совом управлении, следующие:

коэффициенты ликвидности: коэффициент текущей лик­видности, коэффициент срочной ликвидности и чистые оборотные средства;

коэффициенты деловой активности (эффективности исполь­зования ресурсов): оборачиваемость активов, оборачиваемость де­биторской задолженности, оборачиваемость собственного капитала;

коэффициенты рентабельности: рентабельность всех акти­вов предприятия, рентабельность реализации, рентабельность соб­ственного капитала;

коэффициенты структуры капитала: коэффициент собст­венности, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент за­щищенности кредиторов;

коэффициенты рыночной активности: прибыль на одну ак­цию, соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию, книжная (бухгалтерская) стоимость одной акции, соотношение ры­ночной цены одной акции и ее книжной стоимости, доходность од­ной акции и доля выплаченных дивидендов.

    Важный инструмент финансового менеджмента — не только анализ уровня и динамики данных коэффициентов в сравнении с определенной базой, но и определение оптимальных пропорций между ними с целью разработки наиболее конкурентоспособной финансовой стратегии.1

    Несмотря на простоту и оперативность финансовых коэф­фициентов, при принятии финансовых решений необходимо учи­тывать ограниченность этих показателей.



1 Бизнес и менеджер. М., 1992. С. 38-42

1 Уткин Э.А. Курс менеджмента. М., 1998. С. 275-281

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!